письмо о благонадежности партнера образец
Заявление о добросовестности контрагента: скачайте образец
Еще про Регламент о должной осмотрительности
В предыдущей статье на эту тему я говорила, что можно разработать внутренний локальный акт, который я называю «Регламент соблюдения должной осмотрительности и осторожности» (скачайте его тут).
Сегодня я продолжу давать к нему комментарии и поделюсь еще интересной информацией. Я буду комментировать пункты Реламента, поэтому все же советую для начала скачать его по ссылке выше.
Итак, по Регламенту:
Также помните о том, что перечень документов может быть установлен различный, в зависимости от рисков, которые несет компания, а именно, в зависимости от цены договора.
Когда пригодится Заявление о должной осмотрительности
Этот документ подписывается, как правило, на этапе до заключения договора. Но в моей практике были ситуации, когда организация принимала решение о том, что такое заявление является неотъемлемой частью договора и включала его в состав приложений. Конечно, здесь нужно исходить из реалий бизнеса и понимать, что, скорее всего, вам удастся подписать такое заявление только с контрагентами, которые заинтересованы в работе именно с вами.
В последнее время налоговые органы предъявляют претензии не только к сделкам с поставщиками, но к сделкам с вашими покупателями. Поэтому досье нужно формировать теперь не только на поставщиков компании, но и на покупателей первого звена. И здесь вы также можете использовать это заявление, либо Регламент.
Заявление о должной осмотрительности докажет не только добросовестность, благонадежность и финансовую стабильность продавца, но и подтвердит юридический статус и реальность хозяйственных операций.
В идеале, документ нужно оформить с каждым потенциальным контрагентом до заключения договора. После анализа сведений, содержащихся в заявлении, юридическая служба сможет проинформировать ответственного работника о возможности заключения договоров.
Реквизиты Заявления о должной осмотрительности
Хорошо, если предусмотрите в заявлении перечень обязательных документов, прилагаемых к нему, например:
При необходимости обязанность представления таких документов также можно закрепить в заявлении о добросовестности, подписываемом продавцом.
Скачайте образец Заявления о добросовестности контрагента в формате Word тут.
Хватит гуглить ответы на профессиональные вопросы! Доверьте их экспертам «Клерка». Завалите лучших экспертов своими вопросами, они это любят!
Ответ за 24 часа (обычно раньше).
Вся информация про безлимитные консультации здесь.
Письмо о деловой репутации юридического лица
Письмо о деловой репутации юридического лица, образец для банка которого доступен для скачивания, часто требуется для предоставления. Оно необходимо для того, чтобы сотрудники банковской организации имели основания для доверия организации.
Если кредит берет физическое лицо, то у него может быть несколько поручителей. Если же речь идет о юридическом лице, то оно не может прибегнуть к такой схеме. Минимальный уставной капитал компании, если это ООО, может составлять 10 тысяч рублей. Именно поэтому некоторые банки, перед тем как начать сотрудничать с той или иной организацией, нуждаются в предоставлении определенных гарантий.
Заполнив бланк гарантийного письма, контрагент организации берет на себя часть ответственности за дальнейшие отношения с банком рекомендуемого юридического лица.
Законные основания
Некоторые предприниматели имеют привычку возмущаться незаконности запросов, которые предъявляют им банковские организации. Однако в этом случае закон полностью стоит на стороне банков. Они имеют право ссылаться, в частности, на Закон о противодействии отмыванию доходов №115-ФЗ от 7 августа 2001 года.
А проверка компаний – потенциальных клиентов ведется исходя из информации, которая отражена в пп. 1 п. 1 ст. 7 этого закона. Центробанк настоятельно рекомендует это делать всем организациям, которые имеют дело с выдачей кредитов.
Положение №449-П, принятое 15 октября 2015 года, ясно говорит о том, что отзывы о компании в письменном виде могут являться одной из форм взаимодействия и проверки банком своего потенциального клиента. Таким образом, банковская организация стремится уменьшить риски, которые она несет. Путем требования писем о деловой репутации юридического лица часто «отсеиваются» компании-однодневки.
Составные части документа
Лучше, если письмо будет напечатано на фирменном бланке организации отправителя. Это добавит тексту большей внушительности. Да и не будет необходимости лишний раз прописывать основные реквизиты. Без них бумага не будет иметь юридической силы.
После реквизитов в прилагаемом бланке письма о деловой репутации юридического лица располагаются:
В тексте представленного образца указана минимально возможная для такого вида документа информация. Бланк может быть заполнен несколькими контрагентами. Но желательно сделать его индивидуализированным. Письма от разных организаций должны отличаться, иначе это может навести на подозрения сотрудника банковской организации, осуществляющего проверку юридического лица в качестве потенциального клиента.
Разнообразить текст письма можно, прибегая к разным дополнениям в основной его части.
Дополнения
Помимо основных данных, каждая из составляющих письмо компаний вправе добавлять вариативные моменты и нюансы взаимодействия. К ним могут относиться:
Унифицированной формы делового письма этого типа не существует. Свободная форма позволяет модифицировать текст по своему усмотрению. Главное – соблюдать правила и общепринятые рекомендации.
Нормы
При составлении деловых писем существует ряд рекомендаций, которых стоит придерживаться. Например:
Наиболее полно нормы оформления деловой переписки отражены в ГОСТ 6.30 – 2003.
Специфика
Особенность этого письма в том, что оно направляется от делового партнера описываемой организации напрямую в банк. Главная задача – дать некие гарантии банку в том, что взаимодействие с рекомендуемой компанией может сложиться успешно.
Формы переписки
Если письмо оформляется в бумажном виде, то есть смысл его зарегистрировать в журнале исходящей корреспонденции. Так впоследствии можно будет доказать факт его существования.
Письмо о деловой репутации юридического лица обычно оформляется в единственном экземпляре. Оно является подтверждением ответственного отношения компании к выполнению взятых на себя обязательств. Таким образом банковские организации получают возможность минимизировать свои риски, а заемщики – получить средства, необходимые для дальнейшего развития своего бизнеса.
Образец рекомендательного письма в банк от контрагента
Если банковская организация требует его предоставления, то пригодится наш образец рекомендательного письма в банк от контрагента. Также прикреплен бланк. Эта форма не является единственно верной, однако в ней отражены все необходимые моменты.
С недавнего времени банки стали обращаться к юридическим лицам с просьбой предоставить рекомендательное письмо от одного из контрагентов. Банкиров можно понять, ведь нередко клиенты пользуются предоставленными займами, приобретают услуги лизинга крупных объектов и пр. Рекомендательное письмо в этих случаях минимизирует риск образования безнадежного долгового обязательства.
Что же касается юридической оправданности такой процедуры, то она предусмотрена в Указаниях Банка России №3179-У от 21 января 2014 года.
Таким образом, банковская организация вправе запрашивать рекомендательные письма от контрагентов в любом объеме.
Кого выбрать в качестве контрагента
Для того чтобы предоставить желаемое для банка, необязательно проводить опрос среди всех контрагентов, с которыми организация когда-либо имела дело. Можно выбрать нескольких, руководствуясь следующими принципами:
Если никаких контрагентов с такими характеристиками не имеется, то придется выбирать из того, что есть.
Стоит отметить, что при недостаточной поддержке со стороны контрагентов либо при отсутствии ответа на запрос рекомендательного письма от контрагента банк вправе отказать своему клиенту в обслуживании, приостановить осуществляемые операции. Так что необходимо отнестись ответственно к запросу предоставления какой-либо документации.
Составные части документа
Рекомендательное письмо составляется в свободной форме. При его написании стоит руководствоваться общими правилами, установленными для деловой переписки. В верхней части прописываются реквизиты контрагента (лучше всего оформить его на специализированном бланке этой организации), а также дата. Без указания последней банк может не принять документ, так как рекомендательные письма ему необходимы свежие (это подразумевается при запросе, хотя может и не быть указано в самом его тексте).
Главное, что интересует сотрудников банковской организации, – это то, насколько стоит доверять тому или иному действующему либо потенциальному клиенту. Так что в рекомендации желательно затронуть следующие моменты:
Завершается бумага подписью руководителя рекомендующего контрагента и датой. При возможности ставится «живая» печать. Этот штрих придает вес рекомендации. Хотя с 2014 года отношение к печати значительно изменилось.
Возможные ошибки при составлении
Когда организация собирает запрашиваемый пакет рекомендаций, не надо собирать подписи с разных контрагентов, используя для этого один и тот же текст с идентичными и размытыми формулировками типа «продолжительное сотрудничество».
В каждом отдельно взятом рекомендательном письме должны «проступать» индивидуальные черты, характерные для взаимоотношений именно с этим контрагентом.
Например, должно быть указано разное количество заключенных с контрагентом контрактов, разная продолжительность сотрудничества. Нелишним будет указание дополнительных моментов, характеризующих взаимодействующих как ответственных деловых партнеров, выполняющих взятые на себя обязательства.
Новые организации
Если деловая репутация компании находится в стадии формирования, бессмысленно запрашивать у нее рекомендательные письма в банк от контрагента. Этот момент необходимо сразу же прояснить при возникновении деловой переписки с банковским работником. Но даже в ситуации, когда предоставление невозможно, стоит ответить на запрос корректно, используя конкретные формулировки.
Возможно, банк удовлетворит репутация отдельного лица – руководителя обратившейся организации. Стоит обсудить эти моменты, стремясь прийти к конструктивному решению, удовлетворяющему обе стороны.
Возможно, при начале возникновения ИП или юридического лица имеет смысл обратиться в более мелкие банковские организации, не запрашивающие рекомендательных писем.
Приложения
В качестве оснований для заверений можно приложить копии договоров, указанных в письме. Чем крупнее суммы и продолжительнее отношения, тем лучше. Не стоит также что-либо скрывать от банковских работников. Возможно, будет достаточно изменения формулировок.
Например, если при взаимодействии контрагентов имелись некоторые мелкие нарекания, то в письме стоит написать, что ни по одному из договоров крупных нареканий выявлено не было. С одной стороны, это положительная характеристика, с другой – не скрывается факт мелких нареканий.
В общем, образец рекомендательного письма в банк от контрагента, прилагаемый в верхней части текста, является оптимальным вариантом. Его можно редактировать, подстраивая под конкретную ситуацию и характер взаимодействия контрагентов. Все основные моменты будут должным образом описаны.
Как доказать свою добросовестность, если ИФНС посчитала контрагента однодневкой
Что делать, если налоговая инспекция подозревает вашего контрагента в недобросовестности? Например, его могут посчитать однодневкой из-за отсутствия активов и персонала, регистрации по массовому адресу и транзита денежных средств через его счета. Сделки, которые компания проводила с таким контрагентом, могут посчитать нереальными, а ее саму обвинить в получении необоснованной налоговой выгоды. Результатом станут доначисления, пени и штрафы.
Если это произошло, и ваш бизнес пострадал из-за ненадежного контрагента, есть возможность отстоять свою правоту в суде. В этой статье рассмотрим, с помощью каких доводов и документов налогоплательщикам в последнее время удавалось убедить суд в том, что сделки с подозрительными партнерами носили реальный характер.
Больше документов, хороших и разных
Когда речь идет о реальности сделки и добросовестности контрагента, целесообразно представить суду как можно больше различных документов, подтверждающих это.
В ход могут пойти счета-фактуры, договоры и прочие документы, подтверждающие взаимоотношения спорного контрагента с его другими партнерами по бизнесу.
Именно такой подход выбрала компания из Северо-Кавказского ФО, пытаясь доказать, что сделка на самом деле была проведена. Помимо обычных документов, которые подтверждали отношения между ним и ненадежным (по мнению ИФНС) контрагентом — договоров, счетов-фактур, товарных накладных — в суд были представлены бумаги, подтверждающие перевозку товара:
В данном случае суд также расценил, что компания проявила должную степень осмотрительности — это подтверждалось отчетом о предварительной проверке поставщика на основе различных ресурсов Налоговой службы. В итоге суд посчитал, что компания и спорный контрагент провели реальные сделки, поскольку ИФНС не доказала обратного (постановление АС Северо-Кавказского округа от 20.03.2018 года по делу №А53-25393/201).
Похожий подход применила компания из Москвы, однако она пошла еще дальше. К суду были приобщены сведения в виде ведомостей, в которых налогоплательщик отразил покупку строительных материалов у разных поставщиков. Среди них был и тот, относительно добросовестности которого у налоговой инспекции возникло сомнение. К таблице были приложены первичные документы — договоры, счета-фактуры, акты, справки, накладные и прочие, которые подтверждали содержащиеся в ведомости сведения.
Тем самым налогоплательщик продемонстрировал суду, что приобретал строительные материалы как у спорного контрагента, так и у множества других. И эти материалы использовались в строительных работах, которые компания осуществляла для заказчиков (постановление АС Московского округа от 16.02.2018 года по делу №А40-249120/2016).
Итак, не стоит останавливаться на стандартном наборе документов, пытаясь доказать реальность сделки или другие обстоятельства, из-за которых ИФНС начисляет налоги и штрафы. Тем более что судебная практика показывает — сами налоговики, пытаясь доказать свою правоту, привлекают всевозможные доказательства.
Например, доказывая нереальность факта перевозки товара, они могут предоставить сведения от оператора мобильной связи о том, что аппарат водителя не покидал домашнего региона, а также данные с видеокамер наружного наблюдения и из журналов пропуска о том, что он на территорию покупателя не въезжал.
Доказательства реальности поставщика
Если ИФНС настаивает на том, что контрагент существует лишь на бумаге, нужно убедить суд в обратном. В качестве доводов можно привести показания других его партнеров по бизнесу. Естественно, это не отменяет необходимости представить все документы, в том числе и такие, о которых сказано выше.
Примером может служить постановление АС Уральского округа №Ф09-260/18 от 19.03.2018 года по делу № А76-32147/2016. В этом споре налогоплательщику удалось доказать, что он произвел налоговый вычет обосновано. Подтверждая реальное существование и ведение деятельности спорными контрагентами, налогоплательщик указал следующие:
Налоговая же настаивал на том, что спорными контрагентами руководили номинальные лица, а суммы НДС в сделках с ними не отражались в счетах-фактурах. Кроме того, документы от этих компаний были подписаны неустановленными лицами, а сами компании не находились по адресам регистрации.
По мнению арбитров, представители ИФНС не смогли убедительно доказать свои предположения, как и того, что компания и контрагент действовали в сговоре и осуществляли номинальные сделки, имея целью получить необоснованную налоговую выгоду.
Другой пример — постановление АС Северо-Западного округа от 08.02.2018 года по делу № А13-12372/2016. В этом деле компания заключила договор с перевозчиком через посредников. Это стало причиной внимания со стороны ИФНС — проверяющие посчитали посредников звеном номинальным. Исход дела решил предприниматель, который в итоге осуществлял перевозку в интересах налогоплательщика. Он рассказал о подробностях сделки и убедил суд в том, что посредники не были номиналами.
Чтобы подтвердить реальность деятельности контрагента, можно использовать самую разную информацию. Например, сведения из интернета и СМИ. Помимо сайта организации, можно использовать отраслевые и региональные ресурсы, каталоги, справочники и так далее. Хорошим подспорьем станут отзывы покупателей или клиентов, особенно если они оставлены в разные годы.
Учет ранее вынесенных решений суда
В постановлении АС Северо-Кавказского округа от 13.02.2018 года по делу № А53-32464/2016 в качестве доказательства надежности контрагента выступило другое судебное решение. Проверяя налогоплательщика, ИФНС углядела в его сделках связи с однодневками. Однако сгоряча к разряду таковых проверяющие отнесли вполне добропорядочных партнеров организации. Подтверждая их надежность, компания представила доказательства своего долгосрочного с ними сотрудничества. Кроме того, их добросовестность ранее уже была подтверждена судом в других разбирательствах.
Похожая ситуация сложилась и в другом деле, в отношении которого вынесено постановление АС Поволжского округа №Ф06-30805/2018 от 03.04.2018 года по делу №А12-17016/2017.
Доказательство реальной потребности в товарах и услугах
Иногда налогоплательщики придерживаются такой тактики: доказывают, что сделка была, поскольку закупленные товары были ей нужны для осуществления деятельности. И главное — показывают, что эти товары действительно использовались для дела: были реализованы или пошли в производство. Причем в качестве доказательства целесообразно представить не только документы, но и показания сотрудников — как собственных, так и контрагента, поставившего спорные точки зрения ИФНС товары.
Приведем пример — постановление АС Поволжского округа №Ф06-28668/2017 от 13.02.2018 года по делу № А12-10631/2017. ИФНС подозревала компанию в приобретении продуктов у недобросовестных поставщиков. Однако налогоплательщику удалось доказать, что приобретенный товар — овощи и фрукты — были поставлены в торговые сети.
Были выборочно проверены товарные накладные и фрагментарные карточки счета по спорным поставщикам. В итоге выяснилось, что в сети были поставлены именно те продукты, покупка которых вызвала у ИФНС сомнения.
Дополнительным доказательством реальности поставки послужил тот факт, что налогоплательщик арендовал специальные помещения для хранения приобретенных овощей и фруктов.
Налоговая приводила стандартные аргументы — отсутствие у поставщиков имущества, транспорта, сотрудников и их нахождение не по адресу регистрации. Суд указал, что все это не говорит о нереальности контрагентов и сделок, и встал на сторону налогоплательщика.
Помощь поставщика спорного контрагента
Хорошо, если удастся привлечь к разбирательству организацию или ИП, которые осуществляли поставку спорному контрагенту товаров, впоследствии попавших к налогоплательщику. В судебной практике последнего времени есть пример, как это смогло перевесить чашу весов на сторону компании (постановление АС Уральского округа №Ф09-197/18 от 15.02.2018 года по делу №А76-31970/201).
ИФНС обвинила налогоплательщика в работе с лишним посредником. Однако поставщик этого посредника рассказал суду, что он является их региональным представителем и работает добросовестно. Факт сотрудничества подтверждался договорами об организации поставок и дилерским соглашением. В итоге суд признал решение ИФНС недействительным.
Лучшая защита — нападение
ИФНС убеждена в том, что компания сотрудничает с однодневками. Налогоплательщик решается на неожиданный ход — вместо того, чтобы отпираться, сам нападает на налоговый орган и указывает на его недоработки. Такая тактика была применена в ходе разбирательства по делу №А71-2901/2017, по которому АС Уральского округа вынес постановление № Ф09-66/18 от 08.02.2018 года.
Налогоплательщик настаивал: ИФНС не приняла во внимание, что Налоговый кодекс не ставит право на применение вычета НДС в зависимость от действий контрагента. Он указал на следующее:
Суд признал правоту компании и отметил, что ИФНС не смогла доказать его недобросовестность.
Доказать проявление должной осмотрительности
Если налогоплательщик серьезно подходит к выбору подрядчиков и поставщиков, это всегда ему на руку — суды принимают во внимание проявление должной осмотрительности.
В следующем примере из судебной практики (постановление АС Уральского округа №Ф09-8685/17 от 08.02.2018 года по делу №А60-9439/2017) компания искала подрядчиков для ремонта торгового центра. Был объявлен открытый конкурс, рассмотрены заявки и выбран победитель, который впоследствии показался ИФНС номинальным. Ремонт он выполнял не сам, а привлек для этого субподрядчиков.
Налоговики указывали на то, что у субподрядчиков отсутствовали квалифицированные кадры, техника и прочее мощности для проведения ремонтных работ. Суд установил, что это не имеет правового значения, поскольку ИФНС не доказала, что налогоплательщик об этом знал.
К выводу о том, что подрядчик является номинальной организацией, инспекция пришла на основании показаний руководителя, который отрицал какое-либо причастие к деятельности этой компании. Однако документально подтвердить этот факт ИФНС не смогла. Также не были приняты во внимание бездоказательные доводы инспекции о том, что компания-контрагент обналичивала денежные средства либо осуществляла их транзит.
А вот налогоплательщик смог доказать, что работы реально были проведены. На помощь пришли охранники и прочие сотрудники Торгового центра, которые письменно подтвердили проведение ремонта.
Забыть события трехлетней давности не грех
Надо признаться, выглядит довольно странно, когда сотрудники компании слово в слово повторяют обстоятельства, имевшие место 2-3 года назад. Подспудно возникает мысль, что дело тут вовсе не прекрасной памяти, а в тщательной подготовке.
Между тем суды признают: забыть обстоятельства, которые произошли 3 года назад, вполне нормально. Примером может служить постановление АС Уральского округа №Ф09-1549/18 от 03.04.2018 года по делу №А76-18751/2016. В нем судьи сослались на то, что с момента сделки прошло более 3 лет, поэтому участники и путаются в показаниях. Арбитры решили, что это не говорит о нереальности сделки.
О применении статьи 54.1 НК РФ
Многие налогоплательщики уповают на статью 54.1 НК РФ. Но не стоит забывать, что она распространяется на правоотношения, возникшие после 19 августа 2017 года. Правда, иногда суды этот момент упускают и применяют эту норму закона в делах, относящихся к более ранним периодам, что играет на руку налогоплательщикам. Но не стоит на это рассчитывать, собираясь в суд. Пример тому — постановление АС Уральского округа №Ф09-8934/17 от 17.02.2018 года по делу №А50-11339/2017.
Лучший способ — тщательно выбрать контрагента
Чтобы избежать необходимости доказывать свою правоту, целесообразно заранее проверить контрагента. Ярким примером служит компания из постановления АС Центрального округа от 04.04.2018 года по делу №А35-9246/2016. Она проявила полнейшую осмотрительность при подготовке сделки, запросив у контрагента:
В итоге суд убедился в проявлении компанией должной осмотрительности.
Налоговики настаивали на том, что сделка на поставку товаров носила формальный характер. Однако у налогоплательщика была в порядке вся «первичка», плюс он подтвердил наличие спорной продукции и то, что она применяется в хозяйственной деятельности. В итоге суд встал на сторону налогоплательщика.