план конспект по истории 5 класс появление неравенства и знати
Конспект урока истории в 5 кл на тему: Появление неравенства и знати
Тема :Появление неравенства и знати
Цели: подвести учащихся к пониманию причин появления неравенства между людьми; обеспечить усвоение понятия «неравенство», «соседская община», «знать»; продолжить формирование умений пересказывать содержание текста учебника, сравнивать и описывать орудия труда, выделять на элементарном уровне причины исторических событий.
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Возникновение земледелия и скотоводства»
— На какое свойство растений обратили внимание женщины, занимаясь собирательством?
— Какие первые культуры начал выращивать человек?
— Какие орудия труда они использовали при обработке земли?
— Каких животных первобытные люди стали разводить?
Сделай вывод, что дали человеку скотоводство и земледелие?
— Из чего люди делали посуду?
— Из чего изготавливали ткань?
III. Переход к изучению новой темы
— Что такое неравенство?
IV. Изучение новой темы
1) Обработка металлов.
2) Изобретение плуга.
3) Распад родовых общин.
4) Появление неравенства и знати.
На доске: тема урока, новые слова: мотыга, плуг, неравенство, классы, государство.
Очень давно люди заметили, что некоторые камни не раскалываются от удара. Попадая в огонь, они размягчаются и застывая приобретают новую форму.
— Догадались ли вы, что это за камни? (Самородки меди. Их можно было плавить и изготовлять орудия труда, которые были прочнее, чем деревянные.)
Так и поступил древний человек. Он научился из камня делать форму, заливать ее расплавленной медью и изготовлять металлические орудия труда. Это произошло около девяти тысяч лет назад в Западной Азии. Так началось освоение металлов человеком.
2. Работа с иллюстрацией учебника (с. 23 Вигасина).
— Как происходила отливка медного топора?
3. Самостоятельная работа.
— Прочитать текст Вигасина на с. 23. п. 2.
— Выяснить, как появился плуг.
— Какое значение имело появление плуга? (Урожаи стали лучше, обрабатывать землю стало легче. Теперь одни люди могли работать в поле, а другие заниматься ремеслом. Поэтому они могли обмениваться своей продукцией.)
4. Решение творческой задачи.
Во время археологических раскопок археологами были найдены два захоронения. В одном из них на груди покойного сохранились бусы из драгоценных камней, на лбу его — остатки золотой короны. Рядом с телом лежали медные топоры и кинжал. У стены могилы стояли золотые и серебряные сосуды с изображениями барса, льва, коня, антилопы. В другом — только медный топор.
— Какие выводы о жизни людей можно сделать на основе этих данных? (Появление богатых и бедных.)
5. Работа с новыми понятиями. На доске и в тетради.
Неравенство — появление богатых и бедных людей.
Почему же появилось неравенство?
Мы выяснили, что человек научился обрабатывать металл, придумал плуг. Теперь каждая семья могла самостоятельно обрабатывать землю. Родовая община распадается на отдельные семьи. По отношению друг к другу родичи становятся соседями. На смену родовой общине приходит соседская община. Но как же разделить землю между родичами? Вероятно, этот вопрос решает старейшина, который лучшие участки земли оставляет за собой и близкими ему родственниками. Так появляются богатые и бедные, т. е. неравенство.
Государство — это такая организация общества, в которой существуют границы, власть, законы и сбор налогов.
V. Закрепление изученного материала
Решение кроссворда «Сумей прочитать».
Средство передвижения человека по воде с древнейших времен и до наших дней.
Группа родичей, сообща трудившихся и имевших общее имущество.