плеханов материалистическое понимание истории
Плеханов материалистическое понимание истории
Сочинение Лабриола вышло прежде по-итальянски. Французский перевод тяжёл, а местами и прямо неудачен. Мы с уверенностью говорим это, хотя не имеем под руками итальянского подлинника. Но итальянский автор не может отвечать за французского переводчика. Во всяком случае, мысли Лабриола понятны и в тяжеловесном французском переводе. Посмотрим же, каковы они.
2 Г. В. Плеханов
Г. Кареев 3, который, как известно, весьма усердно читает и чрезвычайно удачно искажает всякий «труд», имеющий хоть некоторое отношение к материалистическому пониманию истории, наверное зачислит нашего автора по ведомству «экономического материализма». Это будет неправильно. Лабриола твёрдо и довольно последовательно держится материалистического понимания истории; но «экономическим материалистом» он себя не считает. Он думает, что такое название скорее подходит к писателям, вроде известного Т. Роджерса 4, чем к нему и его единомышленникам. И это как нельзя более верно, хотя, на первый взгляд, может быть, и не совсем понятно.
Спросите любого народника или субъективиста, что такое экономический материалист? Он ответит: это человек, приписывающий экономическому фактору господствующее значение в общественной жизни. Так понимают экономический материализм наши народники и субъективисты. И надо признать, что люди, приписывающие экономическому «фактору» господствующую роль в жизни человеческих обществ, несомненно существуют. Г. Михайловский не однажды указывал на Луи Блана 5, который говорил о господстве названного фактора значительно раньше известного учителя известных русских учеников 6. Мы не понимаем одного: почему наш маститый субъективный социолог остановился на Луи Блане. Он должен был бы знать, что в интересующем нас отношении у Луи Блана было много предшественников. И Гизо, и Минье, и Огюстен Тьерри, и Токвиль признавали преобладающую роль экономического «фактора», по крайней мере, в истории средних веков и нового времени 7. Стало быть, все эти историки были экономическими материалистами. В наше время упомянутый Т. Роджерс в своей книге «The economic interpretation of history тоже выказал себя убеждённым экономическим материалистом; он тоже признал преобладающее значение экономического «фактора». Из этого, конечно, ещё не следует, что социально-политические взгляды Т. Роджерса были тождественны со взглядами, например, хотя бы Луи Блана. Роджерс стоял на точке зрения буржуазной экономии, а Луи Блан был когда-то одним из представителей утопического социализма.
«Однако, — скажет нам, пожалуй, г. Кудрин 8, — вы, по свойственной многим «ученикам» привычке, прибегаете к парадоксам, играете словами, отводите глаза, глотаете шпаги. У вас экономическими материалистами оказались идеалисты. Но в таком случае, как же прикажете понимать подлинных и последовательных материалистов? Неужели они отвергают мысль о преобладании экономического фактора? Неужели они признают, что рядом с этим фактором в истории действуют ещё и другие, и что напрасно мы стали бы допытываться, какой из них господствует над всеми остальными? Нельзя не порадоваться за подлинных и последовательных материалистов, если они в самом деле не склонны всюду совать экономический фактор».
Мы ответим г. Кудрину, что подлинные и последовательные материалисты, действительно, не склонны всюду лезть с экономическим фактором. Да и самый вопрос о том, какой фактор господствует в общественной жизни, кажется им неосновательным вопросом. Но пусть не спешит радоваться г. Кудрин. Подлинные и последовательные материалисты пришли к этому убеждению вовсе не под влиянием гг. народников и субъективистов. Над возражениями, которые делаются этими господами против мысли о господстве экономического фактора, подлинные и последовательные материалисты могут только смеяться. Притом же опоздали гг. народники и субъективисты с этими возражениями. Неуместность вопроса о том, какой фактор господствует в общественной жизни, стала очень заметной уже со времени Гегеля. Гегелевский идеализм исключал самую возможность подобных вопросов. Тем более исключает её современный нам диалектический материализм. С тех пор как появилась «Критика критической критики», и особенно со времени выхода в свет известной книги: «Zur Kritik der politischen Oekonomie» *9, препираться об относительном значении различных социально-исторических факторов могли только отсталые в теории люди. Мы знаем, что наши слова удивят не одного только г. Кудрина, и потому спешим объясниться.
* «К критике политической экономии». — Ред.
Что такое — социально-исторические факторы? Как возникает представление о них?
Ссылки
Антонио Лабриола, профессор римского университета. Очерки материалистического понимания истории, с предисловием Ж. Сореля. Париж 1897. — Ред.
«Экономическая теория политического устройства». — Ред.
пЗАУФЕО фШЕТТЙ Й НБФЕТЙБМЙУФЙЮЕУЛПЕ РПОЙНБОЙЕ ЙУФПТЙЙ
з.ч. рМЕИБОПЧ (1895 З.)
уФБФШС РПСЧМСЕФУС ОБ ТХУУЛПН СЪЩЛЕ ЧРЕТЧЩЕ. вЩМБ РПНЕЭЕОБ Ч ЦХТОБМЕ «Le Devenir Sozial» ЪБ ОПСВТШ 1895 З. N 8.
пЗАУФЕО фШЕТТЙ РТЙОБДМЕЦЙФ Л ЪБНЕЮБФЕМШОПК ЗТХРРЕ ФЕИ ЙЪЧЕУФОЩИ ХЮЕОЩИ, ЛПФПТЩЕ Ч ЬРПИХ тЕУФБЧТБГЙЙ ЧПЪПВОПЧЙМЙ ЧП жТБОГЙЙ ЙУФПТЙЮЕУЛЙЕ ЙУУМЕДПЧБОЙС. ч ЬФПК ЗТХРРЕ ОЕ ВЩМП ОЙ ХЮЙФЕМС, ОЙ ХЮЕОЙЛПЧ. фЕН ОЕ НЕОЕЕ ПОБ ПВТБЪХЕФ ОБУФПСЭХА ЫЛПМХ, ПУОПЧОЩЕ ЛПОГЕРГЙЙ ЛПФПТПК ЧЕУШНБ РПМЕЪОП ТБУУНПФТЕФШ.
дМС зЙЪП ЙУФЙООП ЛБЛ ТБЪ РТПФЙЧПРПМПЦОПЕ. «вПМШЫБС ЮБУФШ РЙУБФЕМЕК, ЙУФПТЙЛПЧ Й РХВМЙГЙУФПЧ, ЗПЧПТЙФ ПО, УФБТБМБУШ ПВ’СУОЙФШ ДБООПЕ УПУФПСОЙЕ ПВЭЕУФЧБ, УФЕРЕОШ ЙМЙ ТПД ЕЗП ГЙЧЙМЙЪБГЙЙ РПМЙФЙЮЕУЛЙНЙ ХЮТЕЦДЕОЙСНЙ ФПЗП ПВЭЕУФЧБ. вЩМП ВЩ ВМБЗПТБЪХНОЕЕ ОБЮЙОБФШ ЙЪХЮЕОЙЕ УБНПЗП ПВЭЕУФЧБ ДМС ФПЗП, ЮФПВЩ ХЪОБФШ Й РПОСФШ ЕЗП РПМЙФЙЮЕУЛЙЕ ХЮТЕЦДЕОЙС. рТЕЦДЕ, ЮЕН УФБФШ РТЙЮЙОПК, ХЮТЕЦДЕОЙС СЧМСАФУС УМЕДУФЧЙЕН, ПВЭЕУФЧП УПЪДБЕФ ЙИ РТЕЦДЕ, ЮЕН ОБЮЙОБЕФ ЙЪНЕОСФШУС РПД ЙИ ЧМЙСОЙЕН Й ЧНЕУФП ФПЗП, ЮФПВЩ П УПУФПСОЙЙ ОБТПДБ УХДЙФШ РП ЖПТНЕ ЕЗП РТБЧЙФЕМШУФЧБ, ОБДП РТЕЦДЕ ЧУЕЗП ЙУУМЕДПЧБФШ УПУФПСОЙЕ ОБТПДБ, ЮФПВЩ УХДЙФШ ЛБЛПЧП ДПМЦОП ВЩФШ, ЛБЛПЧП НПЗМП ВЩФШ ЕЗП РТБЧЙФЕМШУФЧП»*4.
ч ЬФПН нЙОШЕ УПЧЕТЫЕООП УПЗМБУЕО У зЙЪП. дМС ОЕЗП ФБЛЦЕ РПМЙФЙЮЕУЛЙЕ ХЮТЕЦДЕОЙС СЧМСАФУС УМЕДУФЧЙСНЙ РТЕЦДЕ ЮЕН УФБФШ РТЙЮЙОПК.
ьФП ИПТПЫП УЛБЪБОП. оП ЮФПЦЕ РТЕДУФБЧМСЕФ ЙЪ УЕВС РТЙВЩМШ РТЕДРТЙОЙНБФЕМС, ЛПФПТЩК РПМШЪХЕФУС ЧЪСФЩН Ч УУХДХ ЛБРЙФБМПН? оЕ СЧМСЕФУС МЙ ПОБ ФБЛЦЕ РТПДХЛФПН ЬЛУРМПБФБГЙЙ ТБВПЮЙИ? оЕФ, ПФЧЕЮБЕФ бОЖБФЬО, РТЕДРТЙОЙНБФЕМШ РПМХЮБЕФ УЧПА РТЙВЩМШ ВМБЗПДБТС УПВУФЧЕООПНХ ФТХДХ. рТЙВЩМШ Й ЪБТБВПФОБС РМБФБ ЬФП ПДОП Й ФП ЦЕ ДМС бОЖБФЬОБ Й Ч ЬФПН ЙНЕООП ЧПРТПУЕ ПО РПЛБЪЩЧБЕФ УЕВС УПЧЕТЫЕООП ОЕУРПУПВОЩН РПОСФШ тЙЛБТДП, ЛПЗДБ БОЗМЙКУЛЙК ЬЛПОПНЙУФ ЗПЧПТЙФ: there can be no rise in the value of labour roithout a fall of profits*18. ьФП РТЕЧПУИПДОП ПВ’СУОСЕФ, РПЮЕНХ УЕО-УЙНПОЙУФЩ ОЕ ИПФЕМЙ Й УМЩЫБФШ П ЛМБУУПЧПК ВПТШВЕ. пОЙ ВЩМЙ ЗМХВПЛП ХВЕЦДЕОЩ, ЮФП ИПЪСЕЧБ Й ТБВПЮЙЕ УПУФБЧМСАФ ЕДЙОЩК ЛМБУУ, Й ЮФП ЙИ ЙОФЕТЕУЩ УПЧЕТЫЕООП УПМЙДБТОЩ. уЕО-УЙНПОЙУФЩ НПЗМЙ ВПТПФШУС ФПМШЛП РТПФЙЧ «ЛМБУУБ» ЧПЕООЩИ МАДЕК Й РБТБЪЙФПЧ»; Й ДБЦЕ ЕЗП ПОЙ РТЕДРПЮМЙ ВЩ «ТБУФТПЗБФШ» Й «РЕТЕХВЕДЙФШ».
вХТЦХБ ОБЫЙИ ДОЕК ПВЧЙОСАФ УПГЙБМЙУФПЧ Ч ТБЪЦЙЗБОЙЙ ЧПКОЩ ФБН, ЗДЕ ОХЦОП ХУРПЛБЙЧБФШ Й РТЙНЙТСФШ. пОЙ ХФЧЕТЦДБАФ, ЮФП ВХТЦХБЪЙС ОЙЛПЗДБ РПДПВОЩН ПВТБЪПН ОЕДЕКУФЧПЧБМБ. нЩ ЙН ПФЧЕФЙН, ЛБЛ ОЕЛПЗДБ зЙЪП ПФЧЕФЙМ ДЧПТСОУФЧХ: «чЩТПЦДБАЭБСУС ТБУБ, ЙУФПТЙС ОБМЙГП, ЮФП ВЩ ЧБУ РТЙУФЩДЙФШ».
«лПОФТ-ТЕЧПМАГЙС ЧУЕЗДБ РТЕЛТБУОП РПОЙНБМБ, ЮФП ДМС ДПУФЙЦЕОЙС УЧПЙИ ГЕМЕК, ПОБ УЧПЕК РЕТЧПК ЪБВПФПК ДПМЦОБ ВЩМБ УФБЧЙФШ РПЧУЕНЕУФОЩК ЪБИЧБФ ЧМБУФЙ, ЮФПВЩ ЧУМЕД ЪБ ЬФЙН ЕЕ ПТЗБОЙЪПЧБФШ Й ЙУРПМШЪПЧБФШ Ч УЧПЙИ ЙОФЕТЕУБИ. рХУФШ ОБГЙПОБМШОБС РБТФЙС Ч УЧПА ПЮЕТЕДШ ЪОБЕФ, ЮФП ЕК ЧБЦОП ОЕ ТБЪТХЫЙФШ ЧМБУФШ, Б ЕЕ ЪБИЧБФЙФШ».
ьФП ВЩМП Ч 1817 З. у ЬФПЗП ЧТЕНЕОЙ ОПЧБС ЙДЕС ОБЫЕЗП БЧФПТБ РПУМХЦЙМБ ЕНХ ПУОПЧБОЙЕН ДМС НОПЗЙИ ДТХЗЙИ ЙУФПТЙЮЕУЛЙИ ЙЪЩУЛБОЙК; ОП ЕЗП «пЮЕТЛ ТЕЧПМАГЙК Ч бОЗМЙЙ», ЙЪДБООЩК Ч 4-Н ФПНЕ «еЧТПРЕКУЛПЗП ЛТЙФЙЛБ» 1817 З., СУОП РПЛБЪЩЧБЕФ ЛБЛ ЧУА ГЕООПУФШ ФБЛ Й ЧУЕ УМБВЩЕ УФПТПОЩ ЕЗП ФПЮЛЙ ЪТЕОЙС.
чПФ ЮФП, ФБЛЙН ПВТБЪПН, РТЕДУФБЧМСМП ЙЪ УЕВС ТЕЧПМАГЙПООПЕ ДЧЙЦЕОЙЕ Ч бОЗМЙЙ Ч 17-Н ЧЕЛЕ. вХТОБС ТЕБЛГЙС РТЕЦОЙИ РПВЕЦДЕООЩИ РТПФЙЧ РТЕЦОЙИ РПВЕДЙФЕМЕК. оБ РЕТЧЩК ЧЪЗМСД ЬФП ЛБЦЕФУС ЧЕУШНБ РТБЧДПРПДПВОЩН. оП, ЛПЗДБ РЕТЕЮЙФЩЧБЕЫШ ХЛБЪБООЩК ПФТЩЧПЛ, СЧМСЕФУС УПНОЕОЙЕ. фБН ВЩМЙ РПФПНЛЙ РТЕЦОЙИ РПВЕДЙФЕМЕК, ЛПФПТЩЕ, ВХДХЮЙ ЪБИЧБЮЕОЩ РТПНЩЫМЕООПУФША, РТЙУПЕДЙОСМЙУШ Л РБТФЙЙ «ФТХДБ Й УЧПВПДЩ». у ДТХЗПК УФПТПОЩ ЛПТПМЕЧУЛЙК МБЗЕТШ ОБРПМОСМУС ЧУЕНЙ ФЕНЙ, ЛФП ЦБМБМ ФПМШЛП «ОБУМБЦДЕОЙС ВЕЪ ФТХДБ». й НЕЦДХ ОЙНЙ ОБИПДЙМЙУШ, РП УМПЧБН ОБЫЕЗП ЙУФПТЙЛБ, МАДЙ ЧУЕИ «ЛБУФ». вЩМП ЦЕ ЪДЕУШ УФБМП-ВЩФШ ТБУИПЦДЕОЙЕ ЙОФЕТЕУПЧ, Ч ЛПФПТПН ВПМШЫХА ТПМШ УЩЗТБМП ЬЛПОПНЙЮЕУЛПЕ ДЧЙЦЕОШЕ, ЧЩЪЧБООПЕ РТПЗТЕУУПН «РТПНЩЫМЕООПУФЙ». чРТПЮЕН пЗАУФЬО фШЕТТЙ ПВ ЬФПН УБН ЗПЧПТЙФ: «чПКОБ ЧЕМБУШ Й ФПК Й ДТХЗПК УФПТПОПК ЙНЕООП ЪБ ЬФЙ РПМПЦЙФЕМШОЩЕ ЙОФЕТЕУЩ. пУФБМШОПЕ ВЩМП МЙЫШ ЧОЕЫОПУФША ЙМЙ РПЧПДПН. фЕ, ЛФП ПФУФБЙЧБМ ДЕМП РПДДБООЩИ, ВЩМЙ Ч ВПМШЫЙОУФЧЕ РТЕУЧЙФЕТЙБОЕ, Ф.-Е. ПОЙ ОЕ ЦЕМБМЙ ОЙЛБЛПЗП РПДЮЙОЕОЙС ДБЦЕ Ч ТЕМЙЗЙЙ. фЕ, ЛПФПТЩЕ РПДДЕТЦЙЧБМЙ РТПФЙЧПРПМПЦОХА РБТФЙА, ВЩМЙ БОЗМЙЛБОГЩ ЙМЙ ЦЕ РБРЙУФЩ, ЙВП ПОЙ УФТЕНЙМЙУШ Л ЧМБУФЙ Й ЧЪЙНБОЙА ОБМПЗПЧ У МАДЕК ДБЦЕ Ч ПВМБУФЙ ТЕМЙЗЙПЪОЩИ ЛХМШФПЧ*23.
дЕМП, ФБЛЙН ПВТБЪПН, УПЧЕТЫЕООП СУОП. вПТШВБ ЧЕМБУШ ЪБ ЬЛПОПНЙЮЕУЛЙЕ ЙОФЕТЕУЩ РБТФЙК Й УБНБС ЧМБУФШ ВЩМБ РП УХЭЕУФЧХ МЙЫШ ПТХДЙЕН, ЛПФПТЩН ЬФЙ РБТФЙЙ УФБТБМЙУШ ЪБЧМБДЕФШ, Ч ГЕМСИ ФПТЦЕУФЧБ ЙИ ЙОФЕТЕУПЧ. пЗАУФЬО фШЕТТЙ РПОЙНБМ ЬФП ФБЛ ЦЕ ИПТПЫП, ЛБЛ Й зЙЪП*24 ьФП ОЕ ЧУЕ. пО РПОЙНБМ ФБЛЦЕ, ЮФП ЧФПТЗБСУШ Ч бОЗМЙА, ОПТНБОЩ УФБЧЙМЙ РЕТЕД УПВПК ПРТЕДЕМЕООХА ЬЛПОПНЙЮЕУЛХА ГЕМШ: ПОЙ ЦЕМБМЙ «РТЙПВТЕУФШ» gaagnier, ЛБЛ ЗПЧПТЙФ ПО, ЧПУРТПЙЪЧПДС ЧЩТБЦЕОЙЕ ПДОПЗП УФБТПЗП ТБУУЛБЪЮЙЛБ. пО ГЙФЙТХЕФ ТЕЮШ, РТПЙЪОЕУЕООХА чЙМШЗЕМШНПН ъБЧПЕЧБФЕМЕН РЕТЕД ВЙФЧПК РТЙ зПУФЙОУЕ, ЛПФПТБС РПЛБЪЩЧБЕФ ОБН УЛТЩФХА РПДПРМЕЛХ ЪБЧПЕЧБОЙС*25. ъБЮЕН ЦЕ ЕНХ ВЩМП БРРЕМЙТПЧБФШ Л ЪБЧПЕЧБОЙА ФБН, ЗДЕ ПОП, ВХДХЮЙ ДБМЕЛП ОЕ Ч УПУФПСОЙЙ ДБФШ ПЛПОЮБФЕМШОПЗП ПВ’СУОЕОЙС СЧМЕОЙСН, Ч УЧПА ПЮЕТЕДШ РП УЧПЕК ГЕМЙ, Б ПУПВЕООП РП УЧПЙН ТЕЪХМШФБФБН, ПВ’СУОСЕФУС УПГЙБМШОЩН РПМПЦЕОЙЕН РПВЕДЙФЕМЕК Й РПВЕЦДЕООЩИ?
дЕМП Ч ФПН, ЮФП ЫЛПМБ, Л ЛПФПТПК РТЙОБДМЕЦБМ пЗАУФЬО фШЕТТЙ, ЙНЕМБ ЧЕУШНБ УНХФОЩЕ РТЕДУФБЧМЕОЙС ПВ ЬЛПОПНЙЮЕУЛПК ЙУФПТЙЙ ЮЕМПЧЕЮЕУФЧБ.
фБЛ ЦЕ, ЛБЛ Й ВХТЦХБЪОЩЕ ЬЛПОПНЙУФЩ, ПОЙ УЮЙФБМЙ ЛБРЙФБМЙУФЙЮЕУЛПЕ ПВЭЕУФЧП ЕДЙОУФЧЕООЩН, УППФЧЕФУФЧХАЭЙН ЮЕМПЧЕЮЕУЛПК РТЙТПДЕ Й ЧПМЕ рТПЧЙДЕОЙС. чУСЛБС ПВЭЕУФЧЕООБС ПТЗБОЙЪБГЙС, ЛПФПТБС ОЕ ПУОПЧЩЧБМБУШ ОБ ЛБРЙФБМЙЪНЕ, ЙН ЛБЪБМБУШ РТПФЙЧПЕУФЕУФЧЕООПК Й РП НЕОШЫЕК НЕТЕ УФТБООПК (bizarre)*26. пОЙ ВЩМЙ УРПУПВОЩ РТЕЛТБУОП ПВ’СУОЙФШ ВПТШВХ УТЕДОЕЧЕЛПЧПК ВХТЦХБЪЙЙ У ЖЕПДБМШОЩН ДЧПТСОУФЧПН, ЬФП ВЩМП ДЧЙЦЕОЙЕ ЕУФЕУФЧЕООПЕ, Ф. Л. ПОП ДПМЦОП ВЩМП РТЙЧЕУФЙ УФТПЕОЙЕ ПВЭЕУФЧБ Л ФЙРХ, РТПДЙЛФПЧБООПНХ РТЙТПДПК. оП ЮФП ЛБУБЕФУС УБНПЗП ЖЕПДБМШОПЗП УФТПС, ФП ПОЙ НПЗМЙ ЧЙДЕФШ Ч ОЕН ФПМШЛП ПФЛМПОЕОЙС ЙУФПТЙЮЕУЛПЗП ДЧЙЦЕОШС ПФ ЕЗП ОПТНБМШОПЗП ОБРТБЧМЕОЙС. оБЙВПМЕЕ ДПРХУФЙНПЕ ПВ’СУОЕОЙЕ РПДПВОПЗП ПФЛМПОЕОЙС ЪБЛМАЮБМПУШ Ч ОБУЙМЙЙ ЪБЧПЕЧБФЕМЕК. оБУЙМЙЕ Й ЪМПВБ ОЕНОПЗП ФБЛЦЕ Ч «РТЙТПДЕ ЮЕМПЧЕЛБ». йЭБ Ч ОЕК ПУОПЧХ ДБООПК УПГЙБМШОПК ПТЗБОЙЪБГЙЙ, НЩ ОЕ РПЛЙДБЕН, ФБЛЙН ПВТБЪПН, ФПЮЛЙ ЪТЕОЙС «ЮЕМПЧЕЮЕУЛПК РТЙТПДЩ» Й ПДОЙН ХДБТПН ХВЙЧБЕН ДЧХИ ЪБКГЕЧ; ИПТПЫЙНЙ УФПТПОБНЙ ЮЕМПЧЕЮЕУЛПК РТЙТПДЩ НЩ ПВ’СУОСЕН ЛБРЙФБМЙУФЙЮЕУЛХА УЙУФЕНХ Й ЧУЕ ДЧЙЦЕОЙЕ, ЛПФПТПЕ УФТЕНЙФУС Л ЕЕ ХУФБОПЧМЕОЙА; ДХТОЩНЙ УФПТПОБНЙ ЬФПК РТЙТПДЩ ПВ’СУОСЕН РТПЙУИПЦДЕОЙЕ ЖЕПДБМШОПЗП УФТПС Й ЧУСЛПК ДТХЗПК УПГЙБМШОПК ПТЗБОЙЪБГЙЙ, ВПМЕЕ ЙМЙ НЕОЕЕ «УФТБООПК» Ч ЗМБЪБИ ВХТЦХБ.
пЗАУФЬО фШЕТТЙ УПЧЕТЫЕООП ФБЛ ЦЕ, ЛБЛ зЙЪП Й нЙОШЕ, ДХНБЕФ, ЮФП ПО РПДОСМУС ЧЩЫЕ ЙУФПТЙЮЕУЛЙИ ЧЪЗМСДПЧ ЖЙМПУПЖПЧ РТЕДЫЕУФЧХАЭЕЗП ЧЕЛБ, ЛПФПТЩЕ ЧЙДЕМЙ Ч УТЕДОЕЧЕЛПЧШЙ ФПМШЛП ФПТЦЕУФЧП ЮЕМПЧЕЮЕУЛПК ЗМХРПУФЙ, ФСОХЧЫЕЕУС Й ПВПТЧБЧЫЕЕУС. пОЙ РТЕФЕОДПЧБМЙ ОБ ЗПТБЪДП ВПМШЫХА УРТБЧЕДМЙЧПУФШ РП ПФОПЫЕОЙА Л ЬФПК ЬРПИЕ.
ч УБНПН ДЕМЕ, ПО ТБЪМЙЮЙМ Ч ОЕК СУОЕЕ, ЮЕН ЖЙМПУПЖЩ 18-ЗП ЧЕЛБ, ОП ФП, ЮФП ПО ЧЙДЕМ, ВЩМП ПУЧПВПДЙФЕМШОПЕ ДЧЙЦЕОЙЕ ФПЗДБЫОЙИ ЗПТПЦБО, «ПВТБЪПЧБОЙЕ Й ХУРЕИЙ ФТЕФШЕЗП УПУМПЧЙС», Б ОЕ «РТЙТПДБ» ЖБПДБМШОПЗП УФТПС, Ч ЕЗП ГЕМПН. пОЙ РПОЙНБМЙ ЖЕПДБМШОЩК УФТПК Ч ЕЗП ТБЪМПЦЕОЙЙ, ОП ОЕ Ч ЕЗП РТПЙУИПЦДЕОЙЙ. юФП ЛБУБЕФУС ДП РТПЙУИПЦДЕОЙС, ФП «ЪБЧПЕЧБОШЕ» ОЕ РЕТЕУФБЧБМП ВЩФШ ДМС ОЕЗП ТБЪТЕЫЕОЙЕН ЪБЗБДЛЙ.
вЕУУРПТОП, ЮФП УНЩУМ ЙУФПТЙЮЕУЛПЗП ВЩФЙС ЖЕПДБМШОЩИ УЙОШЕТПЧ ЪБЛМАЮБМУС РТЕЦДЕ ЧУЕЗП Ч ЙИ ЧПЕООПК ЖХОЛГЙЙ. ч ЬФПН УНЩУМЕ НПЦОП ЗПЧПТЙФШ П ЧПЕООПН ИБТБЛФЕТЕ ЙИ УПВУФЧЕООПУФЙ. оЕ ОХЦОП, ПДОБЛП, ЪБВЩЧБФШ, ЮФП ФБЛПЕ УХЦДЕОЙЕ ОЕ ВПМШЫЕ, ЛБЛ facon de parler. рПЮЕНХ Ч еЧТПРЕ У УЕЗПДОСЫОЕЗП ДОС ЧПЕООБС УМХЦВБ РТПИПДЙФ ЙОБЮЕ ЮЕН Ч УТЕДОЙЕ ЧЕЛБ? рПЮЕНХ ПОБ ЙЪНЕОЙМБ УЧПА «РТЙТПДХ»? рПФПНХ ЮФП ЬЛПОПНЙЮЕУЛБС УФТХЛФХТБ ЕЧТПРЕКУЛЙИ ПВЭЕУФЧ ОЕ ФБ, ЛБЛПА ПОБ ВЩМБ Ч ФП ЧТЕНС. уРПУПВ РТПЙЪЧПДУФЧБ, ЗПУРПДУФЧХАЭЙК Ч ПВЭЕУФЧЕ, ПРТЕДЕМСЕФ Ч РПУМЕДОЕН УЮЕФЕ УРПУПВ ХДПЧМЕФЧПТЕОЙС ПВЭЕУФЧЕООЩИ РПФТЕВОПУФЕК.
рТЙТПДБ ЮЕМПЧЕЛБ, ЛПФПТБС ХЦЕ Ч XVIII УФ. ЙЗТБМБ УФПМШ ЪОБЮЙФЕМШОХА ТПМШ Ч РПМЙФЙЮЕУЛЙИ Й УПГЙБМШОЩИ ФЕПТЙСИ ЖЙМПУПЖПЧ Й ЛПФПТХА п. лПОФ, НОЙНЩК ЧТБЗ НЕФБЖЙЪЙЛЙ, УДЕМБМ ОБУФПСЭЕК УХЭОПУФША УЧПЕК ВХДФП ВЩ «УПГЙПМПЗЙЙ», ОЕ ВПМШЫЕ, ЛБЛ ТЙФПТЙЮЕУЛЙК ПВТБЪ. оЕЙЪНЕООБ МЙ ЮЕМПЧЕЮЕУЛБС РТЙТПДБ? ч ФБЛПН УМХЮБЕ ОЕ ПОБ НПЦЕФ ПВ’СУОЙФШ ОБН ЙЪНЕОЕОЙС, РТПЙУИПДСЭЙЕ Ч ПВЭЕУФЧЕООЩИ ПФОПЫЕОЙСИ, УПЧПЛХРОПУФШ ЛБЛПЧЩИ ЙЪНЕОЕОЙК ПВТБЪХЕФ ФП, ЮФП НЩ ОБЪЩЧБЕН ЙУФПТЙЮЕУЛЙН РТПГЕУУПН. йЪНЕОСЕФУС МЙ ПОБ Ч УЧПА ПЮЕТЕДШ? фПЗДБ ОХЦОП ОБКФЙ РТЙЮЙОХ ЬФЙИ ЙЪНЕОЕОЙК. ч ПВПЙИ УМХЮБСИ «РТЙТПДБ ЮЕМПЧЕЛБ» ПДЙОБЛПЧП ДБМЕЛБ ПФ ФПЗП, ЮФПВЩ ПВ’СУОЙФШ ЮФП ВЩ ФП ОЙ ВЩМП Ч ЙУФПТЙЮЕУЛПН ДЧЙЦЕОЙЙ ЮЕМПЧЕЮЕУФЧБ.
«пФОПЫЕОЙС УПВУФЧЕООПУФЙ» Х БЧУФТБМЙКУЛЙИ РМЕНЕО ОЕ РПИПЦЙ ОБ ФЕ, ЛПФПТЩЕ УХЭЕУФЧХАФ Ч ОБУФПСЭЕЕ ЧТЕНС Х ОБТПДПЧ ъБРБДОПК еЧТПРЩ. юЕН ЬФП ПВ’СУОСЕФУС? фЕН МЙ, ЮФП БЧУФТБМЙКГЩ ЙНЕАФ РТЙТПДХ ПФМЙЮБАЭХАУС ПФ РТЙТПДЩ ЕЧТПРЕКГЕЧ, ЙМЙ ФЕН, ЮФП ПОЙ РТПФЙЧСФУС ЗПМПУХ РТЙТПДЩ? оЙ ФЕН ОЙ ДТХЗЙН. йИ ПФОПЫЕОЙС УПВУФЧЕООПУФЙ СЧМСАФУС ФБЛЙНЙ, ЛБЛЙНЙ ПОЙ ДПМЦОЩ ВЩФШ РТЙ ОЩОЕЫОЕН УПУФПСОЙЙ ЙИ РТПЙЪЧПДЙФЕМШОЩИ УЙМ. пОЙ ЕУФЕУФЧЕООЩ, РПУЛПМШЛХ ПОЙ ПУФБАФУС Ч УППФЧЕФУФЧЙЙ У ЬФЙН УПУФПСОЙЕН. пОЙ УДЕМБАФУС РТПФЙЧПЕУФЕУФЧЕООЩНЙ ФПЗДБ, ЛПЗДБ РТПЙЪЧПДЙФЕМШОЩЕ УЙМЩ БЧУФТБМЙКУЛЙИ РМЕНЕО ДПУФЙЗОХФ ВПМЕЕ ЧЩУПЛПЗП ХТПЧОС ТБЪЧЙФЙС.
еУМЙ ВЩ, У ЬФПК ФПЮЛЙ ЪТЕОЙС, ЛПФПТБС ЕУФШ ФПЮЛБ ЪТЕОЙС ЖЙМПУПЖЙЙ ЙУФПТЙЮЕУЛПЗП НБФЕТЙБМЙЪНБ, ЪБИПФЕМЙ ТБЪПВТБФШ ПУОПЧОХА ЙУФПТЙЮЕУЛХА ЛПОГЕРГЙА зЙЪП, нЙОШЕ Й пЗАУФЬОБ фШЕТТЙ, ОХЦОП ВЩМП ВЩ УЛБЪБФШ:
уПЧЕТЫЕООП РТБЧЙМШОП ФП, ЮФП ТБОШЫЕ, ЮЕН УФБФШ РТЙЮЙОПК, РПМЙФЙЮЕУЛЙЕ ЛПОУФЙФХГЙЙ СЧМСАФУС УМЕДУФЧЙЕН; ФБЛЦЕ РТБЧЙМШОП ФП, ЮФП ДМС ФПЗП, ЮФПВЩ РПОСФШ РПМЙФЙЮЕУЛЙЕ ХЮТЕЦДЕОЙС, ОХЦОП ЪОБФШ ТБЪМЙЮОЩЕ УПГЙБМШОЩЕ ХУМПЧЙС Й ЙИ ЧЪБЙНППФОПЫЕОЙС, ПЮЕОШ РТБЧЙМШОП Й ФП, ЮФП ДМС ФПЗП, ЮФПВЩ РПОСФШ ТБЪМЙЮОЩЕ УПГЙБМШОЩЕ ХУМПЧЙС, ОХЦОП ЪОБФШ РТЙТПДХ Й ПФОПЫЕОЙС УПВУФЧЕООПУФЙ. оП УПУФПСОЙЕ УПВУФЧЕООПУФЙ ЙНЕЕФ ЗПТБЪДП ВПМШЫЕЕ УПГЙБМШОПЕ ЪОБЮЕОЙЕ, ЮЕН ФП, ЛПФПТПЕ РТЙДБЧБМЙ ЕНХ ОБЫЙ ЙУФПТЙЛЙ. ьФП УПУФПСОЙЕ ДБЕФ УЕВС ЮХЧУФЧПЧБФШ ЧЕЪДЕ Й ОЕ ФПМШЛП Х УПЧТЕНЕООЩИ ОБТПДПЧ; ОЕРТБЧЙМШОП ФБЛЦЕ ХФЧЕТЦДБФШ, ЮФП ИБТБЛФЕТ РПМЙФЙЮЕУЛЙИ ХЮТЕЦДЕОЙК ПРТЕДЕМСЕФУС ЗМБЧОЩН ПВТБЪПН РТЙТПДПК ЪЕНЕМШОПК УПВУФЧЕООПУФЙ; ЧМЙСОЙЕ ФПЗП, ЮФП ОБЪЩЧБАФ ДЧЙЦЙНПК УПВУФЧЕООПУФША, ОЕ НЕОЕЕ ЪОБЮЙФЕМШОП. еУМЙ Ч УТЕДОЙЕ ЧЕЛБ ЛТХРОЩЕ ЪЕНЕМШОЩЕ УПВУФЧЕООЙЛЙ УПУФБЧМСМЙ ЗПУРПДУФЧХАЭЙК ЛМБУУ Ч ПВЭЕУФЧЕ, ЬФП ЧЩФЕЛБМП ЙЪ УПУФПСОЙС РТПЙЪЧПДЙФЕМШОЩИ УЙМ ФПЗП ЧТЕНЕОЙ. оБЛПОЕГ, РТЙЮЙОХ ЙУФПТЙЮЕУЛПЗП ТБЪЧЙФЙС ЖПТН УПВУФЧЕООПУФЙ ОХЦОП ЙУЛБФШ ОЕ Ч РТЙТПДЕ ЮЕМПЧЕЛБ, Б Ч ТБЪЧЙФЙЙ РТПЙЪЧПДЙФЕМШОЩИ УЙМ.
нЩ РТЙИПДЙН, ФБЛЙН ПВТБЪПН, Л ЧЩЧПДХ, ЛПФПТЩК ДМС НОПЗЙИ ЮЙФБФЕМЕК, РТЕДХВЕЦДЕООЩИ РТПФЙЧ НБФЕТЙБМЙУФЙЮЕУЛПЗП РПОЙНБОЙС ЙУФПТЙЙ, РПЛБЦЕФУС ДПЧПМШОП ОЕПЦЙДБООЩН. чЩЧПД ЬФПФ УЧПДЙФУС Л УМЕДХАЭЕНХ: ЙУФПТЙЮЕУЛЙК НБФЕТЙБМЙЪН лБТМБ нБТЛУБ ОЕ ПУХЦДБЕФ РПЗПМПЧОП Й ВЕЪ ТБЪВПТБ ЙУФПТЙЮЕУЛЙЕ ЙДЕЙ РТЕДЩДХЭЙИ ЫЛПМ; ПО ФПМШЛП ПУЧПВПЦДБЕФ ЬФЙ ЙДЕЙ ПФ РБЗХВОПЗП РТПФЙЧПТЕЮЙС, ВМБЗПДБТС ЛПФПТПНХ ЬФЙ ЙДЕЙ ОЕ НПЗМЙ ЧЩКФЙ ЙЪ ЪБЛПМДПЧБООПЗП ЛТХЗБ.
ртйнеюбойс
*2 ыБФПВТЙБО. йУФПТЙЮЕУЛЙЕ пЮЕТЛЙ. рТЕДЙУМПЧЙЕ.
*3 уН. НЕЦДХ ФЩУСЮБНЙ ДТХЗЙИ РТЙНЕТПЧ, «оБВМАДЕОЙС» нБВМЙ ОБД ЙУФПТЙЕК ЗТЕЛПЧ Й ТЙНМСО, Б ФБЛЦЕ ФТХДЩ зЕМШЧЕГЙС Й зПМШВБИБ». тЕМЙЗЙС бЧТББНБ ВЩМБ РПЧЙДЙНПНХ РЕТЧПОБЮБМШОП ФЕЙЪНПН ЙЪНЩЫМЕООЩН ДМС ФПЗП, ЮФПВЩ РТЕПВТБЪПЧБФШ ИБМДЕКУЛЙЕ УХЕЧЕТЙС; ФЕЙЪН бЧТББНБ ВЩМ ЙЪЧТБЭЕО нПЙУЕЕН, ЛПФПТЩК ЬФЙН ЧПУРПМШЪПЧБМУС ДМС УПЪДБОЙС ЙХДЕКУЛЙИ УХЕЧЕТЙК» «Systimedela Nature» «мПОДПО, ЧФПТБС ЮБУФШ, УФТ. 186. (юФПВЩ ТЕЖПТНБ Ч уРБТФЕ ОЕ ПЛБЪБМБУШ МЙЫШ ЧТЕНЕООПК, ПО (мЙЛХТЗ) РТПОЙЛ ФБЛ УЛБЪБФШ ДП ДОБ Ч УЕТДГЕ ЗТБЦДБО, Й ЪБДХЫЙМ Ч ОЕН ЪБТПДЩЫ МАВЧЙ Л ВПЗБФУФЧХ». (рПМОПЕ УПВТБОЙЕ УПЮ. нБВМЙ мПОДПО, 1789, 4-К ФПН, УФТ. 20).
*4 зЙЪП. пРЩФ ЙУФПТЙЙ жТБОГЙЙ. 10-Е ЙЪД. рБТЙЦ. 1860 З., УФТ. 73 (ЮЕФЧЕТФЩК ПЮЕТЛ), 4-Е ЙЪД. ПЮЕТЛПЧ ЧЩЫМП Ч 1823 З.
*5 п ЖЕПДБМШОПН УФТПЕ, ПВ ХЮТЕЦДЕОЙСИ мАДПЧ. уЧ. Й Ф. Д., рБТЙЦ 1822 З., УФТ. 83.
*7 рЕТЧБС ЪБРЙУЛБ ПВ ЙУФПТЙЙ жТБОГЙЙ ОБРЕЮБФБОБ Ч Courrier Francais 13 ЙАМС 1820 ЗПДБ.
*11 ч РТЙМПЦЕОЙЙ Л ДЧХН РЕТЧЩН ЙЪДБОЙСН ГЙФЙТХЕНПК ТБВПФЩ (РТЕДЙУМПЧЙЕ ФТЕФШЕЗП ЙЪДБОЙС) УФТ. 15.
*13 ч «Censeur Europeen» 2-ЗП БРТЕМС 1820 ЗПДБ.
*14 «Du Gouvernement de France» Etc, УФТ. 108.
*15 «тБЪНЩЫМЕОЙС ОБД ЙУФПТЙЕК жТБОГЙЙ», РТЕДЫЕУФЧХАЭЙЕ «тБУУЛБЪБН ЙЪ ЧТЕНЕО нЕТПЧЙОЗПЧ», рБТЙЦ, 1840 З., УФ. 143.
*16 «уПГЙБМШОЩК НЙТ» УДЕМБМУС ФБЛЦЕ ЦЕМБОЙЕН зЙЪП. еУМЙ, РПУМЕ 1848 ЗПДБ ПО ЧЩУЛБЪЩЧБМУС РТПФЙЧ тЕУРХВМЙЛЙ, ФП ЬФП ПВ’СУОСЕФУС ФПМШЛП ФЕН, ЮФП тЕУРХВМЙЛБ ОЕ НПЗМБ ПВЕУРЕЮЙФШ ЬФПФ РТЕУМПЧХФЩК НЙТ. «уБНП УПВПК ПЮЕЧЙДОП, ЮФП ДЕНПЛТБФЙЮЕУЛБС ТЕУРХВМЙЛБ, ОБЮЙОБС У УЧПЙИ РЕТЧЩИ ДЕКУФЧЙК, ВМЙЪЛБ Л ФПНХ, ЮФПВЩ РПЗТХЪЙФШ УЕВС Й ЧЧЕТЗОХФШ ОБУ Ч УПГЙБМШОЩК ИБПУ», ЗПЧПТЙМ ПО Ч СОЧБТЕ 1849 ЗПДБ.
*19 «пДОЙ ВМБЗПДБТС УЧПЕНХ ХНХ, ИПТПЫЕНХ РПЧЕДЕОЙА УПЪДБАФ УЕВЕ ЛБРЙФБМ Й ЧУФХРБАФ ОБ РХФШ ВМБЗПДЕОУФЧЙС Й РТПЗТЕУУБ. дТХЗЙЕ, ПЗТБОЙЮЕООЩЕ, ЙМЙ МЕОЙЧЩЕ, ЙМЙ ТБЪЧТБЭЕООЩЕ, ПУФБАФУС Ч УФЕУОЙФЕМШОЩИ Й ФТХДОЩИ ХУМПЧЙСИ УХЭЕУФЧПЧБОЙС, ПУОПЧБООПЗП ЕДЙОУФЧЕООП ОБ ЪБТБВПФОПК РМБФЕ». зЙЪП «п ДЕНПЛТБФЙЙ ЧП жТБОГЙЙ», УФТ. 76.
*21 «дЕУСФШ МЕФ ЙУФПТЙЮЕУЛЙИ ЙЪЩУЛБОЙК», ФПН VI рПМОПЗП УПВТБОЙС УПЮЙОЕОЙК пЗАУФЕОБ фШЕТТЙ. рТЕДЙУМПЧЙЕ.
*22 пЮЕТЛЙ ТЕЧПМАГЙЙ Etc. рПМО. УПВТ. УПЮЙО. пЗАУФ. фШЕТТЙ, ФПН VI, УФТ. 66.
99 Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания.
Скачивание начинается. Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Описание книги «Огюстен Тьерри и материалистическое понимание истории»
Описание и краткое содержание «Огюстен Тьерри и материалистическое понимание истории» читать бесплатно онлайн.
«…Огюстен Тьерри принадлежит к замечательной группе тех известных ученых, которые в эпоху Реставрации возобновили во Франции исторические исследования. В этой группе не было ни учителя, ни учеников. Тем не менее она образует настоящую школу, основные концепции которой весьма полезно рассмотреть…»
Георгий Валентинович Плеханов
Огюстен Тьерри и материалистическое понимание истории
Огюстен Тьерри принадлежит к замечательной группе тех известных ученых, которые в эпоху Реставрации возобновили во Франции исторические исследования. В этой группе не было ни учителя, ни учеников. Тем не менее она образует настоящую школу, основные концепции которой весьма полезно рассмотреть.
Шатобриан обозначил эту школу именем школы политической. Это не точно. В самом деле, – философы XVIII века твердо убежденные в том, что положение народа всецело определяется законодательством умели связывать «законодательство» только с преднамеренным действием законодателя. Это и есть точка зрения политическая par exellence. Отсюда естественно вытекает, что гражданские законы каждого данного народа обязаны своим происхождением его политической конституции, его правительству. Философы неустанно повторяли это.
Для Гизо истинно как раз противоположное. «Большая часть писателей, историков и публицистов, говорит он, старалась объяснить данное состояние общества, степень или род его цивилизации политическими учреждениями того общества. Было бы благоразумнее начинать изучение самого общества для того, чтобы узнать и понять его политические учреждения. Прежде, чем стать причиной, учреждения являются следствием, общество создает их прежде, чем начинает изменяться под их влиянием и вместо того, чтобы о состоянии народа судить по форме его правительства, надо прежде всего исследовать состояние народа, чтобы судить каково должно быть, каково могло быть его правительство».
В этом Минье совершенно согласен с Гизо. Для него также политические учреждения являются следствиями прежде чем стать причиной.
Общественное движение определяется господствующими интересами и это движение определяет и форму правительства. Когда правительство перестает соответствовать состоянию народа, оно исчезает. Так феодализм существовал в нуждах людей, еще не существуя фактически; затем он существовал фактически, переставая соответствовать нуждам, отчего прекратилось, наконец, его фактическое существование. Освобождение комунн изменило все внутренние и внешние отношения европейских обществ. Оно дало новое направление политической эволюции Европы. «Демократия, абсолютная монархия и представительная система явились его результатом; демократия там, где коммунны властвовали самостоятельно, абсолютные монархии там, где они вступали в союз с королями, которых они не могли обуздать – представительная система там, где вассалы использовали коммуны, чтобы ограничить королевскую власть.
Огюстен Тьерри не менее далек от точки зрения философов XVIII века. «Конституции это одежды общества», говорит он. Старая школа уделяла слишком много внимания генеологии королей. Она не оставляла места никакой самодеятельности людских масс. «Если переселяется целый народ и находит себе новое местожительство, то это по словам летописцев и поэтов, некий герой, чтобы прославить свое имя, задумал основать империю; если устанавливаются новые обычаи, – это какой-либо законодатель измышляет и устанавливает их. Если образовывается город, – это какой-то князь дает ему существование; и всегда народ, граждане, является материалом для планов одного человека». Таким образом изложение каждой эпохи становилось рассказом о рождении, воспитании, о жизни и смерти законодателя. Эта манера писать историю была естественной для монахов средневековья: монахи писатели питали исключительное предпочтение к тем людям, которые приносили наиболее даров церквам и монастырям. Но этот способ является недостойным для современных историков. То, что нам нужно в настоящее время, это настоящая история страны, история народа, история граждан. Эта история представила бы нам одновременно и примеры управления и тот сочувственный интерес, который мы напрасно ищем в авантюрах маленького числа привилегированных лиц, целиком занимающих сцену истории. В наших душах гораздо скорее пробудилась бы привязанность к участи массы людей, которые жили и чувствовали как и мы, – чем к судьбе вельмож и князей, о которой одной рассказывают нам и которая одна лишь не дает нам полезных уроков. Движение народных масс по пути к свободе и благоденствию нам показалось бы более внушительным, чем шествие завоевателей; – а их несчастья более трогательными, чем бедствия лишенных владения королей.
Таким образом, народ, вся нация должна быть героем истории. Огюстен Тьерри говорит не иначе, как с глухим гневом об этих самых законодателях (завоевателях), к которым беспрестанно взывала историческая школа XVIII века. Это не все. В массе «граждан» есть привилегированные и обездоленные угнетатели и угнетаемые. Жизнь этих последних должна привлекать внимание историков. «Мы их потомки, думаем, что они чего-нибудь стоили и что наиболее многочисленная и наиболее забытая часть нации заслуживает того, чтобы воскреснуть в истории. Если дворянство может в прошлом претендовать на высокие воинские подвиги и воинскую славу то-есть слава и у простонародья, – слава мастерства и таланта. Простолюдин дрессировал боевого коня дворянина, он скреплял стальные бляхи его брони; те, кто увеселял замковые празднества музыкой и поэзией, были тоже из простонародья; наконец, язык, на котором мы сейчас говорим, – это язык простонародья; оно создало его в то время, когда во дворах и замковых башнях дворянства раздавались грубые гортанные звуки германского наречия.
Не раз Огюстен Тьерри с гордостью напоминает, что он разночинец, сын третьего сословия. И он им остается во всех отношениях. Он становится на сторону этого сословия; его точка зрения, – точка зрения борьбы простонародья с дворянством, точка зрения классовой борьбы. Может быть это удивит не одного читателя. Обычно полагают, что социалисты марксистской школы первые ввели эту концепцию в историческую науку – но это ошибочно. Она была введена до Маркса, она господствовала в той исторической французской школе, которую Шатобриан не точно назвал политической школой, и к которой принадлежал Огюстен Тьерри.
Для Гизо вся история Франции есть борьба, война между классами. В продолжение более XIII веков, Франция состояла из двух народов; один народ – победитель, – дворянство; и другой – побежденный – третье сословие. В течение более 13-ти столетий, народ – побежденный боролся, чтобы стряхнуть иго победителей. Борьба происходила во всех формах и всяким оружием: «когда в 1789 году представители всей Франции были созваны в одно собрание, эти два народа поспешили возобновить свои старые распри, наконец пришел день покончить с ними. Революция изменила взаимоотношение этих двух народов; прежний народ – побежденный стал победителем, он в свою очередь завоевал Францию. Даже Реставрация была принуждена принять этот совершившийся факт. Хартия объявляла, что этот факт имеет своим источником право, и подписывая Хартию, Людовик XVIII сделался главой новых победителей. Но народ, только что побежденный, – прежний народ – победитель, – не покорился своему поражению. Он продолжает свою старую 13-ти вековую борьбу. И в дебатах в Парламенте вопрос ставится как он ставился и прежде, равенство или привилегия, средний класс или аристократия. Мир между ними не возможен. Примирить их – химерический замысел. Привести их к соглашению, – было бы не менее несбыточной мечтой».
Здесь нет недостатка ни в ясности, ни в определенности. Но Гизо умел говорить с еще большей ясностью, с еще большей определенностью. Когда по выходе в свет вышеуказанной работы, его политические враги упрекали его в разжигании гражданской войны, он ответил, что, указав на исторический факт существования борьбы классов, он не сказал ничего нового. «Я хотел только, – писал он, – вкратце изложить политическую историю Франции. Борьба классов наполняет, или вернее, делает всю эту историю (sicl). Об этом знали и говорили за много веков до революции. Знали и говорили в 1789 г., знали и говорили три месяца тому назад. Хотя меня теперь обвиняют в том, что я это сказал, я не думаю, чтобы кто-нибудь этого не помнил. Факты не уничтожаются по доброй воле и ради временных удобств министерств и партий. Что сказал бы господин де Буленвилье, если бы, возвратясь в нашу среду он услышал отрицание того, что третье сословие вело войну против дворянства, что оно боролось с ним постоянно за уничтожение его привилегий и за установление равенства с ним? Что сказали бы те многие мужественные буржуа, которые были посланы в Генеральные Штабы для защиты или завоевания прав своего сословия, – если бы они воскресли, чтобы узнать, что дворянство не вело борьбы с третьим сословием, что оно не поднимало тревоги, видя его рост, что оно не противодействовало всегда его усилению в обществе и укреплению его влияния?»