по горам две хмурых тучи история создания
Анализ стихотворения по Горам две хмурых тучи
↑ История создания
Произведение Полонского «По горам две хмурых тучи» написано в 1859 г. Оно является образцом творческого таланта поэта.
Жанр произведения – пейзажная лирика.
Основная тема стихотворения – динамическая картина борьбы природных стихий. В нем изображается вечернее блуждание двух туч, которые нашли свой приют на ночь на одинокой скале. Возникшее соперничество закончилось громом и молнией. Умоляющий стон скалы заставил тучи прекратить вражду.
Полонский наделяет тучи и скалу человеческими чувствами и страстями. Эти образы не раскрывают какого-то конкретного источника. Можно представить себе соперничество двух мужчин из-за любимой. Поэт показывает, что вражда не может породить ответную любовь. Напротив, мольба возлюбленной способна смирить агрессию и достигнуть примирения.
↑ Композиция
Произведение является цельным, не делящимся на обособленные части. Оно имеет четко выраженную завязку (блуждание туч), кульминацию (удар грома) и развязку (умиротворение).
Размер произведения – хорей с перекрестной рифмой.
↑ Выразительные средства
Главным приемом автора является олицетворение. Оно выражено глаголами, относящимися к природным явлениям («блуждали», «не уступили», «засмеялось»). Широко применяются выразительные эпитеты: «знойным», «яркой», «жалобно».
Основная мысль стихотворения – вечное противостояние природных стихий и их связь с человеческими взаимоотношениями.
↑ План анализ стихотворения Горам две хмурых тучи
Анализ стихотворения «По горам две хмурых тучи» Полонского: история создания, тема, жанр, эпитеты, метафоры.
Стихотворение, написанное в 1859 году, принадлежит перу русского поэта XIX века – Якова Петровича Полонского. В своих произведениях автор часто обращался к пейзажной лирике, пытаясь выразить восхищение красотой родного края.
История создания
Яков Петрович Полонский с детства проявлял интерес к литературе. Преподаватели рязанской мужской гимназии, в которой обучался будущий поэт, неоднократно отмечали его талант сочинять стихи. Во время визита цесаревича Александра II руководство гимназии поручило юному дарованию написать приветственное стихотворение. Будущий император приехал вместе с великим поэтом Жуковским, который впоследствии лестно отзывался о выступлении Полонского.
Жизненные обстоятельства вынудили Якова Петровича поступить на юридический факультет Московского университета. По этой причине ему пришлось временно отодвинуть увлечение поэзией на второй план.
В студенческие годы Полонский познакомился со многими выдающимися литературными деятелями, среди которых были А.А. Григорьев, А.А. Фет, М.П. Погодин и И.С. Тургенев. Общение с признанными мастерами своего дела положительно сказалось на творческой деятельности Якова Петровича.
В 1859 году, вернувшись из длительной поездки по европейским странам, Полонский решил заняться любимым делом – написанием стихотворений. Вскоре после его возвращения было создано лирическое произведение «По горам две хмурых тучи».
Основная тема произведения – ожесточённое противостояние природных явлений. Изобразив картину борьбы двух грозовых туч за одиноко стоящую скалу, автор провел параллель с конфликтами в человеческом обществе. Сцена, показанная в произведении, напоминает соперничество двух мужчин за внимание дамы.
Противостояние соперников завершается по просьбе скалы, которой надоело наблюдать за бессмысленной демонстрацией силы с обеих сторон. Этим автор хотел показать, что агрессивное поведение не поможет добиться желаемого.
Композиция
В стихотворении присутствуют характерные для малых литературных жанров элементы сюжета – завязка, кульминация и развязка.
Завязка представлена картиной приближения двух грозовых туч к одинокой скале. Далее следует кульминация, в которой изображается яростная борьба за первенство, сопровождаемая вспышками молнии и раскатами грома. В развязке показано окончание конфликта по просьбе скалы.
Стихотворение относится к жанру пейзажной лирики. Написано произведение четырёхстопным хореем, передающим печальное настроение стихотворения.
Читайте по теме: Здесь можно посмотреть анализ других стихотворения для 6 класса, в т.ч. история создания, тема, композиция, жанр, средства выразительности.
Средства выразительности
С целью изображения постепенно нарастающего конфликта автор использовал различные средства выразительности. Среди них можно выделить аллитерацию, передающую звуки раскатов грома. Глаголы, изображающие движение грозовых туч над скалой, делают стихотворение более реалистичным и динамичным.
Эпитеты
Для насыщения стихотворения яркими красками были использованы следующие эпитеты:
Олицетворение
Яков Петрович Полонский использовал данный литературный приём, чтобы наделить образы стихотворения жизнью: «эхо засмеялось», «скала вздохнула», «тучи улеглись и обомлели».
Литература. 6 класс
Конспект урока
Я. П. Полонский. «По горам две хмурых тучи. »
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
Аллего́рия – иносказание, художественное представление идей (понятий) посредством конкретного художественного образа или диалога.
Аллитерация – повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность (в стихосложении).
Амфибрахий – трёхсложный стихотворный размер, при котором ударение падает на второй слог – ударный среди безударных – в стопе.
Анапест – трёхсложный стихотворный размер, при котором ударение падает на последний, третий, слог в стопе.
Гипербола – средство художественного изображения, основанное на чрезмерном преувеличении; образное выражение, заключающееся в непомерном преувеличении событий, чувств, силы, значения, размера изображаемого явления; внешне эффектная форма подачи изображаемого.
Дактиль – трёхсложный стихотворный размер, при котором ударение падает на первый слог в стопе.
Инверсия – нарушение общепринятой грамматической последовательности речи; перестановка частей фразы, придающая ей особую выразительность; необычная последовательность слов в предложении.
Лирика – род литературы, воспроизводящий субъективное личное чувство (отношение к чему-либо) или настроение автора.
Лирический герой – образ поэта (его лирическое «Я»), чьи переживания, мысли и чувства отражены в лирическом произведении.
Метафора – переносное значение слова, основанное на употреблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту; скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются.
Оксюморон – стилистическая фигура художественной речи, сочетающая противоположные по смыслу определения или понятия, в результате чего возникает новое смысловое качество.
Олицетворение – изображение неодушевлённых предметов как одушевлённых, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.
Пейзаж – в литературе – изображение в литературном произведении картин природы как средство образного выражения замысла автора.
Ритм – повторение каких-либо элементов текста через определённые промежутки. В русском языке ритм образуется с помощью ударения.
Рифма – созвучие концов стихов (или полустиший).
Сравнение – это широко распространённый художественный приём, который в литературных произведениях используется для повышения выразительности и образности описаний. Он основывается на сравнивании описываемых предметов или явлений с другими по каким-либо признакам.
Стихотворный размер – это порядок (правило) чередования ударных и безударных слогов. Размер принято определять как последовательность нескольких стоп.
Строфа – организованное сочетание стихов (стих – поэтическая строка), закономерно повторяющееся на протяжении стихотворного произведения или его части. Наиболее простым и распространённым способом соединения стихов в строфу является соединение их рифмой. Наиболее распространённым видом строфы является четверостишие, наименьшим – двустишие.
Хорей – двусложный размер стиха, в котором на первом месте стоит ударный слог, на втором безударный.
Эпитет – художественно-образное определение, подчёркивающее наиболее существенный в данном контексте признак предмета или явления; применяется для того, чтобы вызвать у читателя зримый образ человека, вещи, природы и т. д.
Ямб – двусложный размер стиха, в котором первый слог безударный, второй ударный.
Открытые электронные ресурсы:
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Яков Петрович Полонский прожил долгую жизнь – с 1819 по 1898 год. Детство его прошло в провинциальной Рязани, на тихих окраинных улочках.
Природа одарила его живым, богатым воображением. Но мечтательность, детские фантазии скоро перешли в сочинительство: волшебные сказки маленького Полонского с наслаждением слушали его младшие братья.
В 1840-х годах молодой поэт Полонский жил в Одессе, потом на Кавказе. Он интересовался бытом и народным творчеством Грузии, создавал стихотворные очерки о жизни и правах горцев.
Немало поэтических описаний природы появилось в его тетрадях этой поры. Зрелое творчество Полонского связано с Петербургом, где он прожил многие годы.
Свой долгий век поэт прожил нелегко. В лирике часто звучат жалобы на судьбу. Даже в стихах о природе слышатся горестные думы. В стихотворении «Вечерний звон» поэт писал:
На все призывы без ответа
Уходишь ты, мой серый день!
Один закат не без привета…
И не без смысла – эта тень.
Природа привлекала Полонского и как живописца. В его альбомах и тетрадях стихи чередуются с рисунками карандашом, иногда пером. Одно время Полонский хотел стать художником, но победило призвание поэта.
Его поэзию оценили по достоинству Тургенев и Некрасов, Достоевский и Тютчев, Фет и Чехов, у него учились Иван Бунин и молодой Александр Блок.
Стихотворение Якова Петровича Полонского «По горам две хмурых тучи…» написано в 1859 году.
Поэт изображает летний горный пейзаж: высокие горы, непроходимые заросли леса. Среди них скала, к ней прижимаются хмурые тучи. Тучи спорят, ударяются друг об друга, гремит гром, сверкает молния, и скала стонет в ответ.
Всё действие происходит ночью: это любимое время поэта, во многих его стихотворениях мы видим именно ночной пейзаж.
Описывая величественное явление природы – грозу, поэт изображает её характерные признаки: гром, молнию, тучи.
Олицетворения: «…тучи блуждали. медленно сползали. сошлись – не уступили… огласили…», «Эхо резко засмеялось», «…скала/ Стоном жалобно сказалась. вздохнула» – делают пейзаж одушевлённым, живым.
Красочные эпитеты («яркая молния», «скала горючая», «хмурые тучи», «дебри влажные», «знойный вечер») помогают читателю увидеть красоту природы, понять её состояние.
Мы можем не только увидеть, но и услышать грозу. Раскаты грома как нельзя лучше передаются при помощи аллитерации – использовании определённых согласных звуков, в данном случае это повторяющийся звук Р:
…И пустыню огласили
Грянул гром — по дебрям влажным
Эхо резко засмеялось,
А скала таким протяжным
Стоном жалобно сказалась…
В стихотворении много глаголов движения (блуждали, сошлись, сползали, не уступили, огласили, улеглись). Они создают динамику, действие постепенно нарастает и успокаивается.
Рисуя ночной пейзаж в горах, Полонский использует аллегорию. Динамическое противостояние природных стихий находит своё отражение во взаимоотношениях между людьми.
Скала уподобляется матери, а тучи – её дети. Повздорив между собой, они огласили пустыню «яркой молнии ударом». Ссора детей стоном отозвалась в сердце матери-скалы, дети-тучи осознали горе, причинённое матери; пожалевшие скалу мирно улеглись у её ног, признав свою вину.
Какова главная мысль произведения? Всё в природе гармонично, даже ссора заканчивается примирением.
Теоретический материал для углублённого изучения
Творчество Якова Петровича Полонского тесно связано с жанром романса. Его произведения привлекали внимание композиторов – Чайковского и Даргомыжского, Танеева и Рахманинова. Народными песнями стали «Песня цыганки» («Мой костёр в тумане светит…»), «Вызов», «Затворница».
В 1909 году композитор и пианист Сергей Танеев создал хоровой цикл на стихи Якова Петровича. В него вошли двенадцать музыкальных произведений, разделённых на три тетради. Цикл композитор адресовал хору Пречистенских курсов для рабочих под руководством Вячеслава Булычева. В третью тетрадь – самую сложную в исполнительском плане – Танеев включил сочинение «По горам две хмурых тучи…», по масштабу близкое к симфонической фреске.
Примеры заданий из Тренировочного модуля
Вопрос: Какое время года изображено в стихотворении Я. Полонского «По горам две хмурых тучи…»?
Нужно вспомнить или перечитать стихотворение.
Ответ: Лето, это слово надо подчеркнуть.
Сортировка элементов по категориям
В задании даны цитаты-словосочетания из стихотворения. Нужно выделить среди них следующие тропы: олицетворения и эпитеты. И рассортировать на две категории (колонки).
Задание основывается на знании тропов, при необходимости можно обратиться к тезаурусу.
Анализ стихотворения «По горам две хмурых тучи» Полонского
Всего получено оценок: 64.
Всего получено оценок: 64.
Творчество Якова Петровича Полонского неразрывно связано с природой родного края, которая служила источником вдохновения для поэта. Одним из ярких образцов его пейзажной лирики является стихотворение «По горам две хмурых тучи», в котором во всей красе описана природная стихия. При помощи краткого анализа «По горам две хмурых тучи» по плану ученики 6 класса смогут подготовиться к уроку литературы.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением По горам две хмурых тучи.
История создания – Стихотворение написано в 1859 году.
Тема стихотворения – Динамическое противостояние природных стихий, которое находит своё отражение во взаимоотношениях между людьми.
Жанр – Лирическое стихотворение.
Стихотворный размер – Хорей с применением перекрестной рифмовки.
Эпитеты – «знойным», «жалобно», «яркой».
Олицетворения – «эхо засмеялось», «скала вздохнула», «тучи ссорятся».
История создания
Будучи выходцем из обедневшего дворянского семейства, Яков Петрович с юных лет был вынужден самостоятельно зарабатывать себе на хлеб. Он поступил в московский университет на юридический факультет, чтобы в будущем стать чиновником. Однако в душе он всегда был поэтом.
Стихией Полонского был чистый лиризм, навеянный произведениями Пушкина и Лермонтова. Неудивительно, что многие стихи Якова Петровича впоследствии были положены на музыку – настолько лирично и мелодично они были написаны.
К таким произведениям относится и стихотворение «По горам две хмурых тучи», написанное поэтом в 1859 году и ставшее достойным образцом его пейзажной лирики. Стихотворение, в котором описано противостояние двух грозовых туч, часто сравнивают с другим лирическим произведением – знаменитым «Утёсом» Михаила Юрьевича Лермонтова.
Главная тема – ожесточённое соперничество разыгравшихся природных стихий. Блуждавшие по вечернему небу две грозовые тучи находят приют на одинокой скале. Однако ни одна из них не собирается уступать место другой, и между ними разгорается противостояние с молнией и громом. И лишь умоляющий стон скалы заставляет тучи прекратить вражду и успокоиться.
Эти яркие образы не указывают на конкретный источник, и за противостоянием туч можно разглядеть конфликтные ситуации, столь распространённые в любом обществе. Можно с лёгкостью представить себе двух братьев, которые отчаянно соперничают друг с другом за внимание любящей матери. Или же взрослых мужчин, которые пытаются завоевать благосклонность прекрасной дамы.
Когда же виновница конфликта устаёт от соперничества, она просит враждующие стороны умерить свой пыл и примириться друг с другом. Таким образом, Якову Петровичу удалось в аллегорической форме ярко и красочно передать картину человеческого непонимания.
Своим произведением он хотел донести главную мысль, согласно которой вражда и агрессия не способны зажечь ответную любовь, лишь усмирение собственной гордыни и амбиций помогут обрести взаимопонимание.
Композиция
Данное стихотворение представляет собой цельное стихотворение, которое не делится на условные составляющие. Композиция имеет cюжет: чётко выраженную завязку, кульминацию и развязку.
В завязке произведения автор показывает медленное блуждание по вечернему небу двух грозовых туч, которые одновременно находят удобное пристанище на ночь – высокую скалу.
Однако тучи не желают уступить друг другу место, и между ними завязывается серьёзное противостояние, которое завершается кульминационным моментом – громом и «яркой молнии ударом».
Вот только скала не выдерживает этих баталий и «стоном жалобно» усмиряет разбушевавшиеся тучи, которые уже не смеют возобновить свой конфликт. Они успокаиваются и мирно располагаются у подножия приютившей их скалы. Такова развязка этого произведения.
Стихотворный размер – хорей с перекрестной рифмовкой, в последних четырёх стихах рифмовка кольцевая. Стихотворение формально не делится на строфы.
Произведение написано в жанре лирического стихотворения, здесь важно эмоциональное начало.
Средства выразительности
Для того, чтобы читатель смог в полной мере представить себе картину, описанную в произведении, поэт использовал широкий спектр средств художественной выразительности.
Насладиться динамикой пейзажа, услышать звуки яростной грозы помогают многочисленные глаголы движения ( «сошлись», «блуждали», «не уступили», «огласились» и пр.). Раскаты грома как нельзя лучше передаются при помощи аллитерации – использовании определённых звуков, в данном случае это ра, ро, ру, ры, ре, ри.
Также поэт использует красочные эпитеты (« знойным», «жалобно», «яркой ») и олицетворения (« эхо засмеялось», «скала вздохнула», «тучи ссорятся »).
«По горам две хмурых тучи» анализ стихотворения Полонского по плану кратко – главная мысль, жанр, средства выразительности
Творчество Якова Петровича Полонского неразрывно связано с природой родного края, которая служила источником вдохновения для поэта. Одним из ярких образцов его пейзажной лирики является стихотворение «По горам две хмурых тучи», в котором во всей красе описана природная стихия. При помощи краткого анализа «По горам две хмурых тучи» по плану ученики 6 класса смогут подготовиться к уроку по литературе.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением По горам две хмурых тучи.
История создания – Стихотворение написано в 1859 году.
Тема стихотворения – Динамическое противостояние природных стихий, которое находит свое отражение во взаимоотношениях между людьми.
Жанр – Пейзажная лирика.
Стихотворный размер – Хорей с применением перекрестной рифмовки.
Эпитеты – «знойным», «жалобно», «яркой».
Олицетворения – «эхо засмеялось», «скала вздохнула», «тучи ссорятся».
История создания
Будучи выходцем из обедневшего дворянского семейства, Яков Петрович с юных лет был вынужден самостоятельно зарабатывать себе на хлеб. Он поступил в московский университет на юридический факультет, чтобы в будущем стать чиновником. Однако в душе он всегда был поэтом.
Стихией Полонского был чистый лиризм, навеянный произведениями Пушкина и Лермонтова. Неудивительно, что многие стихи Якова Петровича впоследствии были положены на музыку – настолько лирично и мелодично они были написаны.
К таким произведениям относится и стихотворение «По горам две хмурых тучи», написанное поэтом в 1859 году и ставшее достойным образцом его пейзажной лирики. Стихотворение, в котором описано противостояние двух грозовых туч, часто сравнивают с другим лирическим произведением – знаменитым «Утесом» Михаила Юрьевича Лермонтова.
Главная тема – ожесточенное соперничество разыгравшихся природных стихий. Блуждавшие по вечернему небу две грозовые тучи находят приют на одинокой скале. Однако ни одна из них не собирается уступать место другой, и между ними разгорается противостояние с молнией и громом. И лишь умоляющий стон скалы заставляет тучи прекратить вражду и успокоиться.
Эти яркие образы не указывают на конкретный источник, и за противостоянием туч можно разглядеть конфликтные ситуации, столь распространенные в любом обществе. Можно с легкостью представить себе двух братьев, которые отчаянно соперничают друг с другом за внимание любящей матери. Или же взрослых мужчин, которые пытаются завоевать благосклонность прекрасной дамы.
Когда же виновница конфликта устает от соперничества, она просит враждующие стороны умерить свой пыл и примириться друг с другом. Таким образом, Якову Петровичу удалось в аллегорической форме ярко и красочно передать картину человеческого непонимания.
Своим произведением он хотел донести главную мысль, согласно которой вражда и агрессия не способна зажечь ответную любовь, лишь усмирение собственной гордыни и амбиций помогут обрести взаимопонимание.
Композиция
Данное стихотворение представляет собой цельное стихотворение, которое не делится на условные составляющие. Композиция имеет четко выраженную завязку, кульминацию и развязку.
В завязке произведения автор показывает медленное блуждание по вечернему небу двух грозовых туч, которые одновременно находят удобное пристанище на ночь – высокую скалу.
Однако тучи не желают уступить друг другу место, и между ними завязывается серьезное противостояние, которое завершается кульминационным моментом – громом и «яркой молнии ударом».
Вот только скала не выдерживает этих баталий и «стоном жалобно» усмиряет разбушевавшиеся тучи, которые уже не смеют возобновить свой конфликт. Они успокаиваются и мирно располагаются у подножия приютившей их скалы. Так поэт показывает развязку своего произведения.
Произведение написано в жанре пейзажной лирики. Стихотворный размер – хорей с перекрестной рифмовкой. Каждая строфа состоит из пяти строк, благодаря чему автору удалось добиться максимально точной передачи сонного покоя в начале стиха, и чувства легкой грусти – в его концовке.
Средства выразительности
Для того, чтобы читатель смог в полной мере представить себе картину, описанную в произведении, поэт использовал широкий спектр средств художественной выразительности.
Насладиться динамикой пейзажа, услышать звуки яростной грозы помогают многочисленные глаголы движения («сошлись», «блуждали», «не уступили», «огласились» и пр.). Раскаты грома как нельзя лучше передаются при помощи аллитерации – использовании определенных звуков, в данном случае это ра, ро, ру, ры, ре, ри.
Также поэт использует красочные эпитеты («знойным», «жалобно», «яркой») и олицетворения («эхо засмеялось», «скала вздохнула», «тучи ссорятся»).