по каким учебникам учить историю
По каким учебникам учить историю
Этап III. Профессиональный (не рекомендуется)
Учебники истфака МГУ. Не рекомендую, потому что даже для подготовленного читателя (студента истфака) это не очень легкое чтение. Текст очень плотный, с высокой концентрацией информации, дат, имен, идей на абзац. Заставить влить в себя такой объем информации может только экзаменационная сессия, да и то настоящих «Гойко Митичей», сдающих, к примеру, годовой курс отечественную историю до XIX века по 1200 страницам из трехтоминка под ред. Милова буквально пять-шесть человек на поток. Остальные обходятся давно составленными шпорами/бомбами. Более того, в реальности эти тома подкрепляются семинарами, на которых читают и разбирают кучу толстых монографий, и отличными от других вузов курсовыми, являющимися по своей сути мини-исследованиями. Плюс лекции по предметам отличаются от учебников определенным образом и дополняют их, а не замещают. Плюс само общение с преподами, временами очень ценное. В итоге, у того, кто прочитает учебники получится следующая ситуация: затратит он сил немерено, наверное даже больше чем студент, и точно дольше. И дойдя до конца (что сильно вряд ли) будет считать что «все понял и все знает», короче «аналитег». Но это будет не так. Так что, подходить к этим курсам надо уже в конце, и то. стоит тогда подумать о поступлении на истфак. хотя бы для мотивации 🙂
Вторая проблема, это то что большинство учебников являются переизданиями авторами своих же, написанных еще в советские времена вариантов, с соответствующими недостатками. И если всякую откровенно идеологическую муть авторы вычистили, то исправить подачу материала многие уже не в состоянии (в силу возраста и нежелания что-то вообще делать за те деньги которые старикам платят). Поэтому, например, XIX-XX века всемирной истории (а это четыре кирпича) читать надо с оглядкой и с улыбкой.
1) Отечественная история
Для облегчения жизни студентам, и в связи со смертью Милова, каждая кафедра выпустила свой учебник являющийся облегченной и переделанной и главное доделанной версией трехтомника.
Вдовин А. История СССР от Ленина до Горбачева. (подправленный запрещенный третий том Милова)
http://www.ozon.ru/context/detail/id/24903312/
была еще постсоветская история, неплохая, но что-то не могу найти
По каким учебникам учить историю
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА БУДУЩЕГО, ПРОВЕРЕННАЯ ПРОШЛЫМ
Этот сайт посвящен возрожденным классическим традициям образования.
С глубокой благодарностью к великим педагогам прошлого, оставившим нам это бесценное наследие.
АЛТУШКИНА ТАТЬЯНА АНАТОЛЬЕВНА
Руководитель проекта
Как перед многими мамами, передо мной когда-то встала проблема школьного обучения своих подросших детишек. Отдавать их в школу было безумно жалко. Я точно знала, что им там будет плохо, хотя и не могла тогда ясно сформулировать, почему…
ГОРЯЧЕВА ИРИНА АНАТОЛЬЕВНА
Разработчик филологического блока
Бывают ли в жизни чудеса.
В самом начале 2008 года мне позвонили из Екатеринбурга. За полторы тысячи километров от Москвы состоятельная многодетная мама, озадаченная образованием своих детишек, нашла мои публикации, посвящённые К. Д. Ушинскому, его учебным книгам, и обратилась ко мне за советами. Это был подарок свыше!
КОСТЕНКО ИГОРЬ ПЕТРОВИЧ
Разработчик математического блока, канд. физико-математич. наук, доцент
Более 140 опубликованных работ — научно-математических, научно-методических, историко-педагогических, в том числе учебник по теории вероятностей (изд. 2004 г. и 2012 г.) и монография «Проблема качества математического образования в свете исторической ретроспективы» (2013 г.).
НИФОНТОВА ЕЛИЗАВЕТА МИХАЙЛОВНА
Разработчик математического блока,
тренер-методист
Я работаю в Русской классической школе учителем математики и методистом уже более восьми лет. В эту школу я попала чудом, иначе не скажешь. Вспоминаю своё собеседование с учредителем школы — Татьяной Анатольевной.
БАЛАКАЕВ МИХАИЛ ГЕННАДЬЕВИЧ
Разработчик программ по истории
По образованию я юрист. Окончил Свердловский юридический институт по специальности «правоведение». После получения диплома работал в Институте философии и права УрО РАН. Потом судьба привела меня в школу, и я стал учителем истории.
МАЛЮГА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА
Преподаватель начальной школы,
тренер-методист
Учителем начальных классов я работаю более 20 лет.
Начинала преподавать по программе традиционного обучения (математика М. И. Моро, Г. В. Бельтюкова; русский язык Т. Г. Рамзаевой, чтение М. И. Горецкого). Немного поработала и по программе «Школа 2100».
ШИПОВА НАТАЛЬЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА
Преподаватель филологии,
тренер-методист
Выбрать профессию учителя — это взять на себя огромную ответственность за юные души твоих учеников, а учитель-словесник вдвойне в ответе за то, какими людьми станут его ученики, с каким отношением к жизни, к людям, к Родине они выйдут из школы.
КОЧЕВА НИНА ВАСИЛЬЕВНА
Педагог дошкольного и начального образования,
тренер-методист
Я начала работать по этой программе десять лет назад. За спиной у меня к этому времени был многолетний опыт работы в общеобразовательной школе. И я думаю, что именно он помешал мне сразу принять и оценить новую программу.
КОСТЕНКОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ
Преподаватель
церковнославянского языка
По образованию я тренер-преподаватель. До работы в Русской классической школе был детским тренером по карате. Многого достиг как сам, будучи спортсменом, так и на тренерском поприще, и считал, что спорт — это призвание на всю мою жизнь…
ПЕТРОВА ГАЛИНА НИКОЛАЕВНА
Преподаватель филологии
По специальности я учитель английского и немецкого языков. В Русской классической школе работаю с 2011 года. Моё знакомство с РКШ началось с расписания уроков, которое я случайно увидела, будучи в гостях.
ВОЛКОВА ВЕРА БОРИСОВНА
Секретарь
Русской классической школы
Русская Классическая Школа стала частью моей жизни очень стремительно, буквально в течение одного дня.
Август 2012 года. Я уже полгода работаю секретарём в школе — приказы, документы, справки. А школа не обычная, средняя, а Русская классическая.
33 книги, которые помогут вспомнить (или узнать) мировую историю
Невозможно хорошо помнить историю всех веков и всех стран. И даже если в школе нравился этот предмет, память о каких-то исторических событиях понемногу стирается. Егор Сенников выбрал 33 книги по мировой истории для тех, кто хочет освежить память или узнать что-то новое.
Для тех, кто совсем ничего не помнит
Игорь Данилов, Феликс Лурье «Всемирная история в таблицах: синхронистические таблицы, географические карты»
Для начала восстановления памяти об истории идеально подойдут различные хронологические таблицы. С их помощью будет удобно сопоставлять различные события, происходившие в одно и то же время. И тем самым учиться представлять мировую историю цельно. Такой подход не только удобен и интересен, но и помогает заложить основу: всё, что вы будете узнавать позже, вам будет проще встроить в собственную систему знаний об истории.
Чем дополнить. Ирина Трещёткина «Всемирная история в таблицах и схемах» — неплохой сборник разнообразных объяснительных схем, которые помогут лучше понять мировую историю.
Валерий Алексеев и Абрам Першиц «История первобытного общества»
Для путешествия по миру истории нужна какая-то отправная точка — и лучше всего начинать с самого начала. Учебник Алексеева и Першица о первобытном обществе вышел давно и, возможно, в каких-то аспектах уже устарел. Но он до сих пор остаётся неплохим источником знаний о жизни в первобытные времена: об охоте и собирательстве, семье и экономике, общинах и духовной культуре первобытного общества.
Чем дополнить. Джаред Даймонд «Мир позавчера. Чему нас могут научить люди, до сих пор живущие в каменном веке» — книга известного антрополога рассказывает о том, как живут современные традиционные общества (в Новой Гвинее, Полинезии, дельте реки Амазонки) и о том, чем отличается (или похож) их образ жизни от нашего.
Древний мир
Теодор Моммзен «Римская история»
Существует огромное количество книг, посвящённых истории Древнего Рима во всех его проявлениях: культуре, военных событиях, литературе, политике, философии, искусству. И конечно, нельзя даже подумать, что одной книги будет достаточно для того, чтобы понять всё про Древний Рим. Но если нужно с чего-то начинать, то основательный труд немецкого историка Теодора Моммзена — лучший выбор. Всё-таки неслучайно вторая в истории Нобелевская премия по литературе была присуждена именно за этот труд. Эта книга писалась больше 150 лет назад, но вообще Моммзен старался сделать её интересной и понятной для всех читателей, а не только для специалистов.
Чем дополнить. Михаил Гаспаров «Занимательная Греция» — труд, в котором вкратце рассказывается о жизни Древней Греции — от рабовладения и войн до музыки и театров.
Мэри Бирд «SPQR: История Древнего Рима» — нон-фикшн английской исследовательницы Античности о Древнем Риме. Обо всём понемногу и всё подвергая сомнению. Получился увлекательный детектив, который рассказывает о наших представлениях о Риме — и о том, что было в реальности.
Светоний «Жизнь двенадцати цезарей» — один из самых известных трудов римского историка описывает биографии правителей Рима — начиная с Цезаря до Домициана. Довольно подробный путеводитель (пусть и не очень глубокий) по жизни древнеримских политиков, который отлично погружает в эпоху.
Шан Юэ «Очерки истории Китая. С древности до „опиумных войн“»
История Древнего мира не ограничивается Европой. «Очерки истории Китая. С древности до „опиумных войн“» — классический, пусть и немного устаревший сборник фактов о развитии Китая с древности и до середины XIX века. К тому же, в отличие от многих исторических трудов, издававшихся в те годы в Советском Союзе, он не очень глубоко пронизан исключительно марксисткой, исторически-материалистической точкой зрения на историю.
Чем дополнить. Юрий Перепелкин «История Древнего Египта» — труд знаменитого ленинградского египтолога отлично подходит для знакомства с этой древней цивилизацией.
«История Востока. В 6 томах. Том 1. Восток в древности» — если хочется комплексного взгляда на Древний мир, стоит начать с первого тома истории Востока РАН. В нём можно прочитать о хеттах, вавилонянах, древней Индии, царстве Урарту, Египте и Месопотамии.
Средневековье
Арон Гуревич «Культура и общество средневековой Европы глазами современников»
Признанный поколениями учёных и простых читателей отечественный медиевист — и один из его главных трудов, посвящённых Средним векам. Достоинство книги Гуревича — не только в том, что разбавляет рассказываемую им историю интересными историческими анекдотами и деталями. А ещё тем, что старается рассказывать не столько о жизни знати и монархов, сколько о быте буржуа и крестьян. Многие примеры хорошо запоминаются и сильно погружают в саму эпоху: ведь и в Средневековье все рассказы зачастую строились на небольших анекдотах и историях.
Чем дополнить. Жак Ле Гофф «Цивилизация Средневекового Запада» — один из основателей исторической школы «Анналы» в этой книге рассказал о сложной социальной, политической и религиозной системе Средневековой Европы. Взгляд Ле Гофф ничуть не устарел, хотя книга вышла больше полувека назад.
Пётр Толочко «Древняя Русь»
Один из крупнейших специалистов по истории Древнерусского государства Пётр Толочко пытался воссоздать и описать историю его развития — от возникновения и до конца XIII века. Постоянные столкновения с кочевниками, этническое развитие, значение православной церкви и внутриполитическое устройство. В результате получился труд, с прочтения которого можно начать изучать (или вспоминать) историю Киевской Руси.
Чем дополнить. Борис Романов «Люди и нравы» — монография, в которой интересно рассказывается о жизни князей и служилых людей, холопов и священников, смердов и челяди.
Чарлз Мэнн «1491: Новые открытия о доколумбовой Америке» и «1493: открытие Нового Света, созданного Колумбом»
Две книги Чарлза Мэнна посвящены цивилизации доколумбовой Америки — и причинам её гибели. Сам Мэнн видит причину исторического столкновения коренного населения Америки и европейцев в том, что коренные американские жители были принципиально антиисторичны. Они старались не менять окружающую среду и жить в гармонии с природой, что делало их для европейцев дикарями. С другой стороны, Мэнн подробно рассказывает о том, как осваивался европейцами Новый Свет и какие механизмы использовались для укрепления своего положения на континенте.
Эдвард Саид «Ориентализм»
Великая книга американского литературоведа и историка Эдварда Саида не столько рассказывает об истории древнего и средневекового Востока, сколько пытается ответить на вопрос: как развивались отношения между Востоком и Западом. Вопросы идентичности, столкновение традиций, взаимное притяжение и антагонизм — всё это есть в книге Саида и помогает построить новое понимание сложной переплетённой истории Европы и Ближнего Востока.
Чем дополнить. Джон Глабб «Арабская империя» — Джон Глабб был одной из самых ярких фигур времён британского колониализма и почти 40 лет своей жизни провёл на Ближнем Востоке. Его книга — это увлекательный рассказ о регионе, пусть и не всегда искренний.
Джонатан Харрис «Византия: История исчезнувшей империи» — краткий пересказ основных пунктов и опорных точек истории Византии.
Новое время
Фернан Бродель «Материальная цивилизация, экономика и капитализм, ХV–ХVIII века»
Когда изучаешь такие масштабные эпохи, удобнее опираться на какую-то теорию — это помогает уложить исторические события в понятные и ясные схемы. Историк Бродель как раз предлагает такую схему. В его изложении история — это чередование миров-экономик, миров-систем, со своими центрами, своими особенностями и ритмами. Взгляд и подход Броделя, в общем, полезен будет не только для понимания Нового времени, но и современности.
Чем дополнить. »История частной жизни в пяти томах. Том 3. От Ренессанса до эпохи Просвещения» — история всегда становится ближе и понятнее, если смотреть на историю повседневной жизни.
Эрик Хобсбаум «Эпоха революций: Европа 1789—1848», «Эпоха капитала: Европа 1848—1875», «Век империй: Европа 1875—1914» — знаковый британский историк, отчасти продолжая идею Броделя, пишет о «долгом XIX веке» — веке империй и о том, как западный мир прошёл путь от Французской революции до Первой мировой войны.
Доминик Ливен «Российская империя и её враги»
Британский историк и представитель рода Ливенов, многие члены которого служили в России с XVIII века, написал книгу о становлении Российской империи через столкновения с другими странами. Кроме того, Ливен сравнивает Российскую империю с другими империями того же времени.
Чем дополнить. Пирс Брендон «Упадок и разрушение Британской империи» — название этой книги пародирует название классического труда английского историка Гиббона о Римской империи. Но само повествование построено совсем по-другому — не так серьёзно и немного поверхностно. Но для понимания сути британского империализма — подойдёт.
Татьяна Гончарова «История французского колониализма: актуальные проблемы изучения» — французский колониализм так же важен для мировой истории, как британский, но знают о нём обычно намного хуже.
Александр Родригес, Виталий Мельянцев, Роберт Ланда «Новая история стран Азии и Африки XVI–XIX века» — новое время, помимо всего прочего, было ещё и временем активного столкновения Запада и всего остального мира. Поэтому важно и нужно понимать, как европейский колониализм взаимодействовал с местной культурой, политикой и обыденной жизнью.
Теда Скочпол «Государства и социальные революции: сравнительный анализ Франции, России и Китая»
Революции — важный социально-политический феномен Нового времени. Собственно, само слово revolutio изменило своё значение именно в это время. Теперь это резкая перемена, переворот всего социально-общественного (а зачастую ещё и экономического) устройства. Американская исследовательница Теда Скочпол попыталась выделить и проанализировать основные черты социальных революций на примере трёх самых известных: Французской, Русской и Китайской. Несмотря на то что сама методика вызывает немало критик, труд Скочпол считается классическим для понимания самого явления революции, его причин и последствий.
Чем дополнить. Баррингтон Мур «Социальные истоки диктатуры и демократии» — американский политолог и социолог Баррингтон Мур тоже посвятил немалую часть жизни исследованию революции и высказал своё мнение об этом феномене.
Новейшее время
Энтони Бивор «Вторая мировая война»
О Второй мировой войне написаны тонны литературы, но opus magnum британского историка Энтони Бивора заслуживает отдельного внимания. У этой книги есть много достоинств: она не слишком академичная, в ней сделан полный обзор событий, начиная с конца 1930-х годов. Несмотря на то что особенно острую реакцию книга вызвала в России (из-за рассказа об изнасилованиях в Германии в конце войны), Бивора вовсе нельзя отнести к ряду «очернителей» русской истории. Его рассказ о войне на Восточном фронте полон уважения к советской армии (то же самое характерно и для его книг о Сталинграде и битве за Берлин). Но главное, что в книге Бивора нашлось всем место — от американского генерала Марка Кларка (который за неуёмное желание захватить Рим прозвали «генералом Маркусом Кларкусом) и маршала Жукова до китайских партизан и рукопашных боёв Сталинграда.
Чем дополнить. Барбара Такман «Августовские пушки» — сегодня все чаще говорят о том, что Первую и Вторую мировые войны стоит рассматривать как часть одного конфликта, который начался в 1914 году. Книга Такман подробно рассказывает о том, как просвещенный мир начала прошлого века соскользнул в пучину кровавой мясорубки Первой мировой — и что к этому привело.
Эрик Хобсбаум «Короткий XX век» — пессимистический взгляд Эрика Хобсбаума на историю XX века, который рассказывает о ней как о череде поражений — социализма, капитализма, империализма, фашизма и национализма. В итоге развитие общества и государства пришло в тупик, из которого не совсем понятно как выбираться.
Тони Джадт «После войны: История Европы с 1945 года» (Tony Judt. Postwar: A History of Europe Since 1945. Penguin Press, 2005)
По непонятной причине книга до сих пор не переведена на русский язык. Но, читать её надо — потому что сложно найти более подробное, широкое и в то же время глубокое повествование о послевоенной Европе. Социализм и капитализм, войны и голод, диктатуры и демократии. Что ещё важнее — книга Тони Джадта рассказывает о том, как европейское общество, практически разрушенное и уничтоженное войной, нашло способ и путь к восстановлению, словно птица Феникс. Актуальная и очень вдохновляющая история послевоенного мира.
История России в школах: 4 линейки учебников и выбор между ЕГЭ и экзаменами
Начался новый учебный 2020/2021 год. В российские школы поступили две новые линейки единого учебника по отечественной истории — одна под редакцией академика Валерия Тишкова (изд. «Вентана-Граф»), другая, — условно говоря, Игоря Андреева и Олега Волобуева (изд. «Дрофа»). Обе линейки учебников введены в школьное образование приказом Министерства просвещения от 22 ноября 2019 года. Они прошли соответствующие экспертизы. Приказом этого же министерства от 18 мая 2020 года исключена действовавшая до этого линейка учебников издательства «Дрофа», условно говоря за авторством все того же Игоря Андреева и Ивана Федорова. Учебник «Дрофы» оставили, но в иной авторской комбинации для Андреева.
Новая линейка единого учебника по отечественной истории Андреева — Волобуева
Для справки. Всего в федеральном перечне по всем предметам на новый учебный год представлено 417 учебников, из них — 61 учебник из новых линий.
В новом учебном году в российской школе отечественную историю изучают по четырем, а не трем линейкам учебников, как раньше. При этом более отчетливо стала просматриваться «ведомственная принадлежность» каждой из линеек учебников. После добавки в общий строй четвертой линейки от академика Валерия Тишкова похоже на то, что наши «академические генералы» от истории стремятся обзавестись собственной линейкой учебников. Это своего рода показатель номенклатурного высокого статуса. Одна линейка — это от Института истории РАН и его директора — академика Юрия Петрова. Другая линейка от действительного члена РАН Анатолия Торкунова — это МГИМО. Третья линейка от этнолога Тишкова — экс-министра и академика-секретаря Отделения историко-филологических наук РАН. Четвертая линейка — это МПГУ. В общем, интересная картина.
Анализ этих новых учебников в следующей нашей публикации-продолжении. А пока обратим внимание на общее состояние дел в школьном преподавании отечественной истории по «единому учебнику». Стержнем «единого учебника» остается разработанный к 2014 году в рамках Российского исторического общества (РИО) т. н. историко-культурный стандарт (ИКС) с «Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории». Кстати, принятый ИКС в 2014 году мы не нашли сейчас на сайте РИО.
Приоритетом РИО остается развитие школьного исторического образования. Поэтому в РИО намерены совершенствовать ИКС. На общем собрании РИО, состоявшемся в июне 2019 года, было принято решение о «модернизации» историко-культурного стандарта, под которой понималось прежде всего дополнение ИКС ключевыми историческими событиями последних 5 лет, начиная от присоединения Крыма к России.
23 июня 2020 года состоялось очередное — восьмое по счету с момента основания РИО — общее собрание этой организации. Накануне мероприятия, 17 июня, рабочая группа по вопросам развития системы общего образования, которую возглавляют заместитель председателя правительства Российской Федерации Татьяна Голикова и помощник президента РФ Андрей Фурсенко, одобрила усовершенствованный вариант Концепции преподавания учебного курса «История России». Было признано, что концепция в рамках ИКС остается «главным ядром для понимания и преподавания истории в средней школе».
Однако актуальной проблемой здесь стало отсутствие необходимого нормативного статуса ИКС с его концепцией. Ведь этот документ в нынешнем виде является продуктом одной общественной организации — РИО и не имеет как бы обязательного характера. 1 ноября 2019-го Рособрнадзор предложил закрепить школьный историко-культурный стандарт от РИО в качестве нормативного документа для российских школ. Сейчас «модернизированный» ИКС с его концепцией собираются утвердить на коллегии Министерства просвещения РФ. Это сделает ИКС обязательным документом в школьном образовании.
В связи с преподаванием отечественной истории по единому учебнику продолжаются и дискуссии о финальном образовательном аккорде — что лучше, экзамен или ЕГЭ с тестами, и должны ли они стать обязательными и всеобщими для всех выпускников средней школы и других учебных заведений, приравненных к ней.
В ноябре 2019 года директор Института российской истории РАН и редактор одной из линейки учебников — академик Юрий Петров предложил сделать ЕГЭ по истории обязательным для всех выпускников школ. Подобный «элемент принуждения» якобы повысит общий уровень знаний по истории среди школьников.
В качестве альтернативы из учительского сообщества предлагают вернуться к обычному выпускному экзамену по отечественной истории, сделав его обязательным для всех выпускников. Пока что в 2020 году Рособрнадзор подготовил только одну экзаменационную модель, ориентированную на новый учебно-методический комплекс ИКС. Как эксперимент и в отдельных точках экзамен по отечественной истории собираются опробовать на школьном выпуске 2021 года. Таково общее состояние с преподаванием отечественной истории по единому учебнику, подготовленному по шаблону ИКС с его концепцией.
В продолжение этой публикации разбор новых учебников по отечественной истории из двух новых линеек «единого учебника».