Почему дарить приятнее чем получать
Почему намного приятнее дарить, а не получать подарки?
Так приятно получать подарки и удивляться неожиданным сюрпризам. Как восхитительно радоваться подаренному букету цветов или обычной шариковой ручке. Мы радуемся каждой мелочи, которую вручают нам близкие люди, будь это даже пустевая безделушка.
Однако, вы никогда не обращали внимание на то, что дарить подарки даже намного приятнее, чем их получать. Ведь сама суматоха по подбору наиболее подходящего презента, хождение по магазинам, выбору самого лучшего, изящная или сумасшедшая упаковка, наконец, подготовка и проговаривание поздравлений или просто слов, с которыми будет вручаться подарок, и само вручение – все это для вас не намного приятней, чем просто развертывание предложенного пакета. К примеру, если вы живёте в Омске, то то вам будет гораздо приятнее и дарить их, нежели получать самому.
Почему нам приятнее дарить подарки, чем принимать их самим? Подумайте, ведь, когда вы подбираете кому-то подарок, вы стараетесь, чтобы он был самым лучшим, просто идеальным, не таким, как у других, вы вкладываете в него как минимум свои чувства и внимание, не говоря уже о части своей души.
Что мы ожидаем, вручая подарок? Мы хотим, чтобы наш подарок не только понравился, а принес кучу самых разнообразных, но позитивных эмоций. Мы хотим увидеть радость, улыбку, восхищенное удивление, то чувство, которое мы видим на лицах детей, когда они получают свои подарки, именно это прекрасное выражение, когда они разрывают или аккуратно снимают упаковку, когда прижимают к груди своего зайку или робота-трансформера, когда с криками восторга, они носятся по комнате. Дети действительно самые лучшие любители подарков. Им всегда приятно что-то дарить, так как по ним видно, понравилось это им или нет.
Взрослые – другое дело. Часто они начинают скрывать свои истинные эмоции, чтобы не выглядеть глупо или просто вас не обидеть. Никогда не знаешь, понравился ли ваш подарок на самом деле или это были лишь притворные чувства, однако, даже в этом случае, видя улыбку на лице, мы получаем истинное удовольствие от того, что подарили радость.
Какие эмоции вы испытываете, когда готовите кому-нибудь сюрприз? Вам трепетно и на душе очень волнительно, вы стараетесь позаботиться о каждой мелочи и ничего не пропустить, не забыть. Сюрприз, который вы для кого-нибудь делаете, должен быть самым успешным из всех, самым оригинальным и веселым. Вы хорошо обдумываете все детали, улавливаете все моменты предстоящего события, согласитесь, тот, для которого вы так стараетесь, вряд ли испытывает такие же волнительные чувства, как вы.
Поэтому дарите подарки и делайте сюрпризы, чтобы получить настоящее удовольствие.
Научно доказано, что дарить приятнее, чем получать
Альтруистические поступки позволяют дольше чувствовать себя счастливым
Когда один человек дарит что-то другому, сам он испытывает более глубокое чувство радости, чем тот, кто эти подарки получает. Во всяком случае, высока вероятность, что он именно даритель будет испытывать положительные эмоции дольше, утверждают американские психологи из Университета Чикаго Бут.
Учёные пригласили к участию в исследовании 96 человек, каждого из которых спросили, насколько высоко он оценивает субъективный уровень собственного счастья. Одновременно с этим одним участникам предложили на протяжении пяти дней ежедневно покупать что-нибудь для себя, а другим — дарить ту же сумму денег. Хотя первоначально участники чувствовали себя счастливыми примерно в равной степени, через пять дней «эгоисты» значительно чаще признавались, что за время эксперимента их настроение ухудшилось, чем «альтруисты».
К схожим результатам психологи пришли и в ходе второго эксперимента, в котором приняли участие более 500 человек. Каждому из добровольцев предлагалось отгадать несколько головоломок и получить небольшую денежную сумму в качестве вознаграждения. После этого желающие могли пожертвовать выигрыш на благотворительность. Как оказалось, те, кто так и поступил, впоследствии дольше испытывали радость от победы, чем те, кто оставил деньги себе.
Специалисты отмечают, что стремление человека к некоему «стабильному» уровню представляет собой довольно давно изученный феномен, известный как гедонистическая адаптация. В частности, этот механизм заставляет положительные впечатления «сглаживаться» со временем. Тем не менее, полученные результаты показывают, что радость от альтруистических поступков оказывается в меньшей степени подвержена гедонистической адаптации, чем удовольствие от покупок для себя.
Исследование было опубликовано в журнале Psychological Science.
Сила положительных эмоций, которые мы испытываем после определенного события или действия, уменьшается со временем — это явление известно как гедонистическая адаптация. Однако возможность принести радость другому человеку может быть исключением из этого правила.
Исследователи обнаружили, что положительный эффект участников, которые неоднократно дарили подарки другим людям, не уменьшался или уменьшался намного медленнее — по сравнению с теми, кто неоднократно получал те же самые подарки. Результаты работы сотрудника Чикагского университета Эда О’Брайена (Ed O’Brien) и ученого Северо-Западного университета Саманты Кассирер (Samantha Kassirer) опубликованы в журнале Association for Psychological Science.
«Из предыдущих исследований мы знаем, что, если вы хотите сохранить ощущение радости в течение долгого времени, вам нужно отдохнуть от ежедневных вещей и испытать новый опыт. Наше исследование показывает, что такие вещи могут иметь большее значение, чем предполагалось: чем чаще мы дарим подарки другим людям, тем дольше продолжаем чувствовать себя свежо и хорошо», — объясняет О’Брайен.
В одном эксперименте студенты университета получали по пять долларов в течение пяти дней; каждый раз они должны были тратить деньги на одну и ту же вещь. Исследователи случайным образом определяли, будут ли участники тратить эти деньги на себя или на кого-то другого — оставляя чаевые в одном и том же кафе или совершая пожертвования на благотворительность. После участники делились своим опытом расходования средств и ощущением «счастья» в конце каждого дня.
Данные, полученные от 96 участников, демонстрировали четкую закономерность: волонтеры начинали с одного уровня «счастья», но те, кто потратил деньги на себя, сообщали о стабильном снижении этого эффекта в течение всех пяти дней. Противоположные результаты показали те, кто отдавал деньги кому-то другому: радость от подарков на пятый день была такой же сильной, как и в первый.
Затем О’Брайен и Кассирер провели второй эксперимент, который позволил им согласовывать задачи между испытуемыми. В этом эксперименте 502 участника сыграли 10 раундов в словесную игру. В результате они выиграли по пять центов за каждый раунд — этот выигрыш они могли либо оставить себе, либо пожертвовать на благотворительность. После каждого раунда участники делились ощущениями. И снова уровень радости тех, кто отдавал свои деньги, снижался медленнее, чем у тех, кто оставлял их себе.
Исследователи отмечают, что, когда люди сосредотачиваются на результате, например на получении зарплаты, они склонны к сравнению результатов, что притупляет их ощущения из раза в раз. Когда же они сосредотачиваются на действиях, которые направлены на других, таких как пожертвования на благотворительность, они меньше концентрируются на сравнении — и вместо этого воспринимают каждый акт дарения как уникальное событие, приносящее счастье.
Кроме того, мы медленнее привыкаем к положительным эмоциям от дарения, потому что это действие помогает нам поддерживать репутацию, укрепляя чувства социальной связи и принадлежности.
Эти результаты поднимают интересные вопросы для будущих исследований: например, сохранится ли тот же эффект, если отдавать или получать большие суммы денег, и повлияет ли на это адресатов — друзей или незнакомцев.
Психология
Почему мы любим дарить подарки?
Сегодня в Великобритании и некоторых других странах содружества отмечают День подарка. Считается, что это связано с доброй традицией: на второй день Рождества семьи одаривали праздничными угощениями и небольшими подарками бедняков и прислугу. Традиция дарить подарки имеет глубокие корни в человеческой культуре и психологии. Не зря те же англичане говорят: «Кто умеет дарить, тот умеет жить».
Традиция дарить подарки стара как мир. Впрочем, в примитивных обществах это был скорее обмен материальных ценностей на социальные уступки. Мужчина дарил женщине еду, рассчитывая на ее внимание, простые люди приносили дары правителям в надежде на их благосклонность, вожди обменивались ценностями, пытаясь наладить отношения.
Сложнее сказать, когда возникла традиция делать бескорыстные приношения, но она тоже очень древняя. К примеру, рождественские подарки связывают с дарами волхвов.
У нас в стране всегда любили дарить подарки. Их еще называли гостинцами, так как было принято, отправляясь в гости, дарить что-то хозяевам. Да и вообще, богатство человека определялось не имуществом, а щедростью, готовностью делать подарки окружающим.
Многие люди любят делать подарки. А некоторые признаются, что дарить им даже приятнее, чем получать. Оказывается, это не только приятно, но и полезно с психологической точки зрения.
Ну и, конечно, самое главное – видеть выражение счастья и радости на лицах близких людей. Думаю, для многих это и есть – самый ценный новогодний подарок.
А вы любите дарить подарки?
Кстати.
Выбор подарков – один из лучших способов создать новогоднее настроение.
Учёные объяснили, почему дарить подарки приятнее, чем получать
Люди, дарящие радость другим, гораздо счастливее
Люди, которые что-то дарят и приносят радость другим, счастливее тех, кто лишь получает подарки. К такому неожиданному выводу пришли американские учёные, чьё исследование опубликовано в журнале Association for Psychological Science.
В ходе эксперимента 96 студентов были поделены на две группы, участники каждой из которых ежедневно получали по пять долларов в течение пяти дней. Испытуемые из первой группы тратили полученные деньги на себя. Члены второй группы вручали их другим людям, например, оставляли чаевые в кафе или делали благотворительные пожертвования. В конце каждого дня все участники рассказывали о том, какие эмоции испытывали в ходе трат и насколько счастливыми в целом себя чувствовали.
В начале эксперимента все студенты испытывали одинаковый уровень счастья. Однако по истечении пяти дней наметилась чёткая тенденция: тратившие деньги на себя постепенно начинали чувствовать себя менее счастливыми, в то время как те, кто делился деньгами с другими, испытывали всё такую же радость.
Тратившие деньги на себя постепенно начинали чувствовать себя менее счастливыми, в то время как те, кто делился деньгами с другими, испытывали всё такую же радость.
Результаты подтвердились во втором эксперименте, в ходе которого 502 участника играли в словесную онлайн-игру, за выигрыш в которой получали по 0,05 доллара. Выигрыш они могли либо оставить себе, либо пожертвовать любой благотворительной организации. После каждого раунда испытуемые также рассказывали о своих ощущениях от выигрыша. Выяснилось, что радость от получения денег у тех, кто тратил их на добрые дела, снижалась медленнее, чем у тех, кто оставлял их себе.
Исследователи предположили, что получающие подарки фокусируют внимание на результатах дарения, например, получении денег, из-за чего постоянно сравнивают полученное. Дарители, в свою очередь, не задумываются о сравнении результатов и больше концентрируются на действии, например, на пожертвовании денег, поэтому воспринимают каждый акт дарения как уникальное радостное событие.
Кроме того, радовать других людей приятно, так как это повышает репутацию, чувство собственной значимости и вовлечённости в социум, а также эмоциональной привязанности.