подсказка о царе салтане
Вопросы по сказке Пушкина о царе Салтане с ответами
1. В каком году Пушкин дописал сказку?
Ответ: в 1831 году
2. Где Пушкин дописал «Сказку о царе Салтане»?
Ответ: в Царском селе под Петербургом
3. Где Пушкин начал писать сказку?
Ответ: в южной ссылке в Кишиневе
4. Кто из очень важных людей лично проверял сказку перед выходом в печать?
Ответ: император Николай I
5. В каком году была впервые опубликована сказка?
Ответ: в 1832 году
6. Кто по первоначальному варианту должен был приносить золото вместо волшебной белочки?
Ответ: дерущиеся боровы
7. С каким писателем соревновался Пушкин при написании сказки?
Ответ: с Жуковским
8. Какими необычными свойствами по первоначальной задумке автора должен был обладать царский сын?
Ответ: ноги по колено в золоте, а руки в серебре
9. Как звали злых сестер царевны из сказки?
Ответ: ткачиха и повариха
10. Как звали бабушку Гвидона?
Ответ: Бабариха
11. Куда отправился царь Салтан после женитьбы?
Ответ: на войну
12. Что отправила царевна царю Салтану?
Ответ: письмо
13. Почему злые сестры навредили сестре-царице?
Ответ: потому что они завидовали ей, они тоже хотели замуж за царя
14. Куда посадили царевну с царевичем?
Ответ: в бочку
15. Кого попросил молодой царевич вынести их с матушкой на берег?
Ответ: волну/море
16. Где оказались Гвидон с матерью, когда вышли из бочки?
Ответ: на необитаемом острове
17. Как описывается взросление маленького Гвидона в бочке?
Ответ: «не по дням, а по часам»
18. Какого размера был Гвидон при рождении?
Ответ: с аршин
19. Кого родила царица по письму ткачихи и поварихи?
Ответ: «неведому зверюшку»
20. Какое дерево росло на необитаемом острове?
Ответ: дуб
21. Из чего Гвидон сделал лук для охоты?
Ответ: из ветки дуба и шелкового шнурка от нательного крестика
22. Кого спас Гвидон?
Ответ: волшебную лебедь
23. От кого Гвидон спас волшебную лебедь?
Ответ: от коршуна
24. Кем был на самом деле коршун?
Ответ: чародеем
25. Кем была на самом деле Лебедь?
Ответ: девицей
26. Что увидел Гвидон, проснувшись утром на острове?
Ответ: город
27. Кем стал Гвидон когда пришел в город на острове?
Ответ: князем
28. Кто в сказке путешествовал по свету?
Ответ: корабельщики
29. Что передавал князь Гвидон царю Салтану?
Ответ: поклон
30. Как назывался остров, на котором жил князь Гвидон?
ответ: Буян
31. В кого превращался Гвидон в первый, второй и третий раз?
Ответ: в комара, в муху и в шмеля
32. С какой думой на лице сидел Салтан на престоле?
Ответ: с грустной
33. Кто сидел рядом с царем Салтаном?
Ответ: ткачиха, повариха и Бабариха
34. Кто приносил доход князю Гвидону в сказке?
Ответ: белочка
35. Какую песенку пела белочка в сказке?
Ответ: во саду ли в огороде
35. Из чего состояли драгоценные орешки?
Ответ: скорлупа золотая, а ядра изумрудные
36. Куда комар укусил повариху?
Ответ: в правый глаз
37. Куда мошка укусила ткачиху?
Ответ: в левый глаз
38. Куда шмель укусил Бабариху?
Ответ: в нос
39. Под каким деревом живет белочка?
Ответ: под елью/под елкой
40. Из чего был сделан домик для белки?
ответ: из хрусталя
41. Кто охранял белочку?
Ответ: караул
42. Кто превращал Гвидона в разных насекомых?
Ответ: лебедь
43. Кого в сказке было ровно 33?
Ответ: богатыри
44. Кто был предводителем богатырей?
Ответ: дядька Черномор
45. Где жили богатыри?
Ответ: в море
46. Кем богатыри приходились царевне Лебеди?
Ответ: родными братьями
47. Что блестело под косой у прекрасной царевны Лебеди?
Ответ: месяц
48. Что горит во лбу у прекрасной царевны?
Ответ: звезда
49. Как называет себя царь Салтан, когда тётки не пускают его к Гвидону?
Ответ: дитя
50. Что сделал Салтан с предательницами?
Ответ: простил и отпустил домой
Все грехи и ляпы в сказке о царе Салтане
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
1. У всех трёх девиц разом поехала крыша? Как они могут поздно вечером вообще что-то прясти? У них было настолько хорошее зрение что они прядут в темноте? Откуда им там свет должен падать, от Луны что ли? Или они прядут на ощупь?
«Кабы я была царица, —
Говорит одна девица, —
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».
2. Во-первых, крошка, ты бы чисто физически не смогла бы этого сделать. Ты не знаешь точного объёма всего крещёного или некрещёного мира. Во-вторых, даже если ты каким-то невероятным образом это и узнала, ты бы не смогла заготовить столько продуктов, обработать их, подать. У тебя бы элементарно отвалились бы не только руки, даже по окончании первого твоего рабочего дня. Что уж там говорить про остальные?
«Кабы я была царица, —
Говорит ее сестрица, —
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
3. Ага, и где бы взяла столько полотна? Да даже если бы ты и взяла СТОЛЬКО полотна, как ты себе представляешь наткать на миллионы людей по всему миру. Как бы шёл процесс доставки? Как ты можешь знать все размеры всех людей? Тебе своих рук не жалко бы было, а сколько ты загубишь пряжи и ручных ткацких станков, даже если будешь всё делать с идеальной точностью?
«Кабы я была царица, —
Третья молвила сестрица, —
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря».
4. Ну у этих двух сестриц ещё куда дело не шло, хоть и ставят нереальные условия, но говорят по делу. А у третьей что, все мысли ниже пояса находятся?
Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрыпела,
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.
Во всё время разговора
Он стоял позадь забора;
Речь последней по всему
Полюбилася ему.
5. И тут же примчался коб*лёк в виде царя-батюшки! Ой ну как удобно да друзья мои? И во-вторых, а чего это царя-батюшку занесло поздно вечером в какой-то случайный дом?
Здравствуй, красная девица, —
Говорит он, — будь царица
6. Во-первых, как царь-батюшка узнал какая именно девушка это сказала? Он же ведь зашёл в светлицу только после того как девушки сказали свои речи, соответственно он не мог точно знать к какой девушке обращаться и говорить столь пафосную речь!
И роди богатыря
Мне к исходу сентября.
7. Фууу, да я бы на месте царя-батюшки вообще бы побрезговал с ней разговаривать, а он ещё и свой чл*н готов ей доверить. А если она обслужила уже пол деревни, раз так легко об этом разговаривает, ничего так?
Вы ж, голубушки-сестрицы,
Выбирайтесь из светлицы,
Поезжайте вслед за мной,
Вслед за мной и за сестрой:
Будь одна из вас ткачиха,
А другая повариха».
8. Т.е. до этого у царя батюшки отсутствовали как таковые и ткачиха и повариха, раз берёт чисто случайных девушек, которые сказали чисто случайные фразы?
В сени вышел царь-отец.
Все пустились во дворец.
Царь недолго собирался:
В тот же вечер обвенчался.
9. Во-первых, что за спешка, почти ночь на дворе, да и эта «третья сестрица» уже итак де факто твоя? Во-вторых, почему нельзя провести церемонию завтра, люди устали, все хотят спать. Хотя наверно ВСЕ, кроме царя-батюшки!
Царь Салтан за пир честной
Сел с царицей молодой;
А потом честные гости
На кровать слоновой кости
Положили молодых
И оставили одних.
10. Их ещё и ОТНЕСЛИ на кровать? Ничего себе шиковал царь.
В кухне злится повариха,
Плачет у станка ткачиха
11. Ой да ладно, ещё не известно кому повезло…
А царица молодая,
Дела вдаль не отлагая,
С первой ночи понесла.
12. Мдаа.. видимо реально знает дело!?
В те поры война была.
13. Ага, только в сказке не уточняется с кем именно была война?!
Царь Салтан, с женой простяся,
На добра-коня садяся,
Ей наказывал себя
Поберечь, его любя.
14. Наказывал он ей… Как ты собрался это перепроверять, на слово что ли поверишь?
Между тем, как он далёко
Бьется долго и жестоко,
15. Да с кем же он там бьётся, почему сказка не говорит нам об этом? Что за тайна такая?
Наступает срок родин;
Сына бог им дал в аршин,
И царица над ребенком
Как орлица над орленком;
Шлет с письмом она гонца,
Чтоб обрадовать отца.
16. А не потерпит ли отец? Война закончиться он итак приедет или он что должен бросить войну в самом разгаре? Ну где бл*ть у этой царицы элементарная логика?
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
17. А эта баба Бабариха – это вообще кто такая, откуда она взялась? Какие у неё то обязанности?
18. Почему сейчас, почему раньше этого не делали, как только царь-батюшка уехал?
Перенять гонца велят;
Сами шлют гонца другого
19. Во-первых КОМУ это они велят сделать? Во-вторых ОНИ такая же челядь как и все остальные, нет у них таких полномочий, чтобы послать гонца чёрт знает куда. Потом, кто будет нести ответственность, если с гонцом (не дай Бог) что случится в дороге?
Вот с чем от слова до слова:
«Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверюшку».
20. Т.е. они думают, что царь реально ид**т чтобы поверить в такое письмо? А что же потом с ними будет когда всплывёт правда, а она обязательно всплывёт, как они будут отбрехиваться?
Как услышал царь-отец,
Что донес ему гонец,
21. Так так так подождите… а что случилось с тем гонцом которого послала царица, сказка нам расскажет про это?
В гневе начал он чудесить
И гонца хотел повесить;
22. А гонец то тут причём, он ведь просто почтальон? О блин сам стихами заговорил!
Но, смягчившись на сей раз,
Дал гонцу такой приказ:
«Ждать царева возвращенья
Для законного решенья».
23. Да все так и так будут ждать тебя. В этих твоих словах царь-батюшка вообще не было никакой необходимости!
Едет с грамотой гонец,
И приехал наконец.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Обобрать его велят
24. Да откуда у простой ткачихи и поварихи такие полномочия кому-то, что-то велеть сделать, кто им их дал и когда?
Допьяна гонца поят
И в суму его пустую
Суют грамоту другую —
И привез гонец хмельной
В тот же день приказ такой:
«Царь велит своим боярам,
Времени не тратя даром,
И царицу и приплод
Тайно бросить в бездну вод».
25. И бояр конечно же не удивило, что за странный такой приказ от царя и почему это гонец пьяный? Или на то время все гонцы просто по-чёрному бухали?
Делать нечего: бояре,
Потужив о государе
И царице молодой,
В спальню к ней пришли толпой.
Объявили царску волю —
Ей и сыну злую долю,
Прочитали вслух указ,
И царицу в тот же час
В бочку с сыном посадили,
Засмолили, покатили
И пустили в Окиян —
Так велел-де царь Салтан.
26. Интересно, почему бояре не перепроверили слова царя? Не перепроверили грамоту, которую принёс гонец? Они что не знают почерк царя-батюшки? Он ведь явно бы разнился между тем что царь обычно пишет и тем, какой бред написан нынче. Это всё же легко перепроверяется! Ну в крайнем случае подождали бы царя-батюшку, ничего бы у них не убыло: царицу с сыном пока на карантин, до выяснения обстоятельств. Ну есть же бл*ть определённые процедуры, которым надо следовать в сомнительных ситуациях. В противном же случае и вас бояр повесят ведь.
В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
27. Ан нет, нужно слепо выполнять то, что прислать гонец, а не попытаться перепроверить информацию!?
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьется в ней царица;
28. Может быть царице надо было биться ДО ТОГО как оказаться в бочке? Нет?
«Ты, волна моя, волна!
Ты гульлива и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли —
Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас на сушу!»
И послушалась волна:
Тут же на берег она
Бочку вынесла легонько
И отхлынула тихонько.
29. Вот те раз! Ну если у царицы ТАКИЕ возможности, почему нельзя было сразу вымолвить такие слова?
Мать с младенцем спасена;
Землю чувствует она.
30. Как она может чувствовать землю, через бочку что ли?
Сын на ножки поднялся,
В дно головкой уперся,
Понатужился немножко:
«Как бы здесь на двор окошко
Нам проделать?» — молвил он
31. Молвил он? Соп**к уже разговаривать умеет?
Сын подумал: добрый ужин
Был бы нам, однако, нужен.
Ломит он у дуба сук
32. ЧЕЕЕМ он ломит у дуба сук, голыми руками что ли?
И в тугой сгибает лук
33. Александр Сергеевич, потрудитесь объяснить – откуда у ребёнка знания как мастерить лук?
Со креста снурок шелковый
Натянул на лук дубовый,
Тонку тросточку сломил,
Стрелкой легкой завострил
34. Уже и стрелу откуда то взял?
И пошел на край долины
У моря искать дичины.
35. Уже и знания охотника есть? Ну уж прям вообще – сказка да и только.
К морю лишь подходит он,
Вот и слышит будто стон.
Видно на; море не тихо;
Смотрит — видит дело лихо:
Бьется лебедь средь зыбей,
Коршун носится над ней
36. Что это интересно лебедь забыла на море, почему она одна, где остальные лебеди?
И царевичу потом
Молвит русским языком:
«Ты, царевич, мой спаситель,
Мой могучий избавитель
37. Как эта лебедь узнала, что он царевич, у него на лбу это написано?
Не тужи, что за меня
Есть не будешь ты три дня
38. А не потрудитесь ли объяснить вы лебедь, почему это царевич не будет есть три дня?
Что стрела пропала в море;
Это горе — всё не горе.
39. Что за такое горе страшное, новую сделает! Т.е. только из-за того что у него нет стрелы, он не будет есть три дня? Да он через пару часов сможет добыть себе другую дичь, о каких ещё трёх днях идёт речь?
Отплачу тебе добром,
Сослужу тебе потом:
41. Ага, а этот чародей такой л*х, что может превратиться в коршуна, но от элементарной деревянной палки может концы отдать?
Ввек тебя я не забуду:
Ты найдешь меня повсюду
42. Повсюду это как – повсюду в море или на суше тоже? Да и потом, зачем ему тебя искать, кто ты бл*ть такая – пуп земли что ли? Он и без тебя неплохо справляется.
А теперь ты воротись,
Не горюй и спать ложись».
43. Спасибо, дорогая, а то он без тебя не знает что ему делать?
Улетела лебедь-птица,
А царевич и царица,
Целый день проведши так,
Лечь решились на тощак.
44. Что за два д*била, неужели на огромном острове нельзя была найти другую дичь?
Вот открыл царевич очи;
Отрясая грезы ночи
И дивясь, перед собой
Видит город он большой,
Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей.
Он скорей царицу будит
45. Ну и чего ты её будишь? Пусть спит, сам сначала на разведку сгоняй.
Та как ахнет. «То ли будет? —
Говорит он, — вижу я:
Лебедь тешится моя».
46. ТВОЯ лебедь? Когда это она твоей то стала?
Мать и сын идут ко граду.
Лишь ступили за ограду,
Оглушительный трезвон
Поднялся со всех сторон:
К ним народ навстречу валит,
Хор церковный бога хвалит;
В колымагах золотых
Пышный двор встречает их;
Все их громко величают
И царевича венчают
Княжей шапкой, и главой
Возглашают над собой;
И среди своей столицы,
С разрешения царицы,
В тот же день стал княжить он
47. Княжить значит стал? У нашего царевича резко проснулся талант мудрого управленца?
И нарекся: князь Гвидон.
48. Кем нарёкся то? Сам или кто подсказал?
Пристают к заставе гости;
Князь Гвидон зовет их в гости,
Их он кормит и поит
И ответ держать велит:
«Чем вы, гости, торг ведете
И куда теперь плывете?»
Корабельщики в ответ:
«Мы объехали весь свет,
Торговали соболями,
Чернобурыми лисами;
А теперь нам вышел срок,
Едем прямо на восток,
Мимо острова Буяна,
В царство славного Салтана. »
49. В царство славного Салтана значит? Это который свою законную жену с сыном приказал заколотить в бочку и выкинуть в синее море?
Князь им вымолвил тогда:
«Добрый путь вам, господа,
По морю по Окияну
К славному царю Салтану;
От меня ему поклон».
Гости в путь, а князь Гвидон
С берега душой печальной
Провожает бег их дальный;
50. Чего это он опечалился, проводил да проводил гостей?
Глядь — поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.
«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?» —
Говорит она ему.
51. Как мы и видим друзья мои, князь и без неё прекрасно справляется!?
Князь печально отвечает:
«Грусть-тоска меня съедает,
Одолела молодца:
Видеть я б хотел отца».
Лебедь князю: «Вот в чем горе!
Ну, послушай: хочешь в море
Полететь за кораблем?
52. Ладно друзья мои, давайте немного забежим вперёд, а то мысль потеряем и я не смогу соединить грехи, и задумаемся: а с чего это князь Гвидон взял, что царь Салтан его отец? Ему ведь никто об этом не говорил, и лебедь не могла знать такую информацию, ибо с какой стати она послала его вслед за кораблём и поняла о чём идёт речь?
Будь же, князь, ты комаром».
53. Почему именно комаром?
И крылами замахала,
Воду с шумом расплескала
И обрызгала его
С головы до ног всего.
Тут он в точку уменьшился,
Комаром оборотился,
Полетел и запищал,
Судно на море догнал,
Потихоньку опустился
На корабль — и в щель забился.
54. Наш князь в секунду научился взлетать, лететь и приземляться? Ну что за молодец!
Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна,
К царству славного Салтана,
И желанная страна
Вот уж издали видна.
Вот на берег вышли гости;
Царь Салтан зовет их в гости,
И за ними во дворец
Полетел наш удалец.
Видит: весь сияя в злате,
Царь Салтан сидит
Тайная идея сказки о царе Салтане
Тайные намёки А.С.Пушкина в «Сказке о царе Салтане, о сыне его, славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
Анализ названия сказки.
В сказках Пушкина имена героев, на которых надо обратить особое внимание, перечисляются в названиях. В рассматриваемой сказке важные герои:
— Салтан,
— Гвидон Салтанович,
-Лебедь.
Даны пояснения к образам героев:
Салтан – царь,
Гвидон Салтанович – сын царя, славный и могучий богатырь,
Лебедь – царевна, прекрасна.
Больше всего в названии говорится о Гвидоне. Во-первых, его родство с царём дважды упомянуто: отчеством (Салтанович) и прямым текстом («Сказка….о сыне его…»). Во-вторых, титулы Гвидона отсутствуют в отличие от титулов других героев. В- третьих, он «славный и могучий богатырь». Из этого можно сделать вывод, что Гвидон главный носитель тайных намеков. Титул отца противопоставлен богатырству сына. Вокруг этого противопоставления сосредоточен тайный смысл сказки.
Рассмотрим имена персонажей.
Слово Гвидон – имеет европейские корни. Оно либо от еврейского гидеон (воин), либо от германского гвидо («обширный»), либо слово происходит от итальянского guidare, что переводится, как править, управлять. Таким образом, имя Гвидон обозначает «военный обширный правитель». Говоря иначе, Гвидон военный правитель, опирающийся на обширные массы народа. Гвидон в сказке олицетворяет передовой западный образ правления того времени.
Лебедь считается древнерусским символом чистой любви и совершенства. В русском фольклоре говорится о мудрых волшебных девах, которые плавают в водах белыми лебедями.
Важную роль в сказке играет имя острова. Остров Буян в русских поверьях представляется местом, откуда берут свое начало жизненные и творческие силы.Остров связан с заговорами, в них он выступает как “центр мира” (на нем дуб о четырех ветвях, на нем камень алатырь, который посреди моря лежит, на нем голова самого Адама)1
«На море, на Океане, на острове Буяне
стоит бел горюч камень Алатырь,
под тем камнем сокрыта сила могучая
и силе той нет конца…».
«Остров-Буян, где живет Стратим-птица, всем птицам мать,
Индрик-зверь, всем зверям отец,
Кит-рыба, всем рыбам мать, да инорокая змея Гарафена (Скоропея).
На зеленом кусте сидит пчелиная матка, всем маткам старшая,
и ворон, всем воронам старший брат.
Там Дуб мокрецкий да Алатырь камень».
Образы главных героев.
Образ царя Салтана противоречивый.
Царь подслушивает чужие разговоры.
«Во всё время разговора
Он стоял позадь забора;»
Царь в гневе мог поступить безрассудно.
«Как услышал царь-отец,
Что донес ему гонец,
В гневе начал он чудесить
И гонца хотел повесить;»
Любая царская воля выполнялась беспрекословно.
«Делать нечего: бояре,
Потужив о государе
И царице молодой,
В спальню к ней пришли толпой.
Объявили царску волю —
Ей и сыну злую долю,
………………………….
Царь заботливый, любящий.
«Ей наказывал себя
Поберечь, его любя.»
Царь не женился снова, грустил по царице и сыну.
«Царь Салтан сидит в палате
На престоле и в венце
С грустной думой на лице;».
Интересует царя жизнь за морем и чудеса. Узнав о Гвидоне, царь Салтан загорается желанием погостить у князя, но подчиняется давлению родни и не едет.
«Молвит он: «Коль жив я буду,
Чудный остров навещу,
У Гвидона погощу».
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Не хотят его пустить
Чудный остров навестить.»
Только после четвертого приглашения царь Салтан собирается в дорогу.
«Но Салтан им не внимает
И как раз их унимает:
«Что я? царь или дитя? —
Говорит он не шутя: —
Нынче ж еду!» — Тут он топнул,
Вышел вон и дверью хлопнул.»
При встрече с женой царя Салтана охватила буря чувств. Только сейчас он узнаёт всю правду.
«Царь глядит — и узнает.
В нем взыграло ретивое!
«Что я вижу? что такое?
Как!» — и дух в нем занялся.
Царь слезами залился,
Обнимает он царицу,
И сынка, и молодицу,»….
Царь милосерден, узнав правду, не отдал виновных под суд.
«Царь для радости такой
Отпустил всех трех домой.»
В образ Салтана А. С. Пушкин формулирует мысль, что царь обычный человек со своими достоинствами и недостатками. Нельзя государству зависеть от воли одного человека каким бы хорошим он не был.
Мы знаем из названия сказки что Гвидон – «могучий и славный богатырь».
Богатырь это:
— Воин, отличающийся необычайной силой, мужеством, удалью, защитник Родины.
— Рослый, физически сильный человек.
Подвиг Гвидона как война это победа над Коршуном.
Рослость Гвидона видна из его рождения:
«Сына бог им дал в аршин».
Силу Гвидона мы можем оценить по его делам.
«Сын на ножки поднялся,
В дно головкой уперся,
Понатужился немножко:
«Как бы здесь на двор окошко
Нам проделать?» — молвил он,
Вышиб дно и вышел вон.»
……………………………..
«Ломит он у дуба сук
И в тугой сгибает лук,»
Сын Салтана обладает ведичекскими волшебными способностями. Его слушается волна. Он может расти не по дням, а по часам, когда это требуется.
«И растет ребенок там
Не по дням, а по часам».
Когда царица с приплодом вышли из бочки волшебный рост ребёнка закончился.
Он может через море перелететь комаром, мухой, шмелём. Самостоятельно возвращает себе человеческое обличие в своём уделе. Он благороден. Спасает Лебедь от Коршуна вместо того, чтобы добыть «дичину» на ужин.
В сцене знакомства царевича и лебеди явный намёк на тайный смысл. Лебель обещает:
«Не тужи, что за меня
Есть не будешь ты три дня»
Царица с сыном заснули без ужина после долгого голодания в бочке, хотя царевич мог сделать новую стрелу и добыть что-нибудь на ужин. Они добровольно принимают дополнительный трёхдневный пост.
«Улетела лебедь-птица,
А царевич и царица,
Целый день проведши так,
Лечь решились на тощак».
Ночь прошла.
«Вот открыл царевич очи;
Отрясая грезы ночи
И дивясь, перед собой
Видит город он большой,
Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей.
Он скорей царицу будит;
Та как ахнет. «То ли будет? —
Говорит он, — вижу я:
Лебедь тешится моя».
Царицу с сыном никто в городе три дня не кормил по велению Лебедя? Или три дня они спали? Или город появился на третий день? Зачем автор говорит о трёхдневном посте героев? Наверно, Пушкин дает понять читателю, что начинается новая жизнь изгнанников в славе Божьей, для приготовления к которой необходим дополнительный суровый пост.
Сына Салтана народ выбрал правителем на острове Буяне и нарек Гвидоном. Свободные выборы правителя подчёркивает имя «Гвидон», европейские корни которого намекают на «обширного правителя» – правителя, опирающегося на обширные массы народа
«Все их громко величают
И царевича венчают
Княжей шапкой, и главой
Возглашают над собой;
И среди своей столицы,
С разрешения царицы,
В тот же день стал княжить он
И нарекся: князь Гвидон.»
Князь любит отца, не смотря на то, что с ними сделали по его-де указу.
«Грусть-тоска меня съедает,
Одолела молодца:
Видеть я б хотел отца».
При всём своём благородстве князь став насекомым калечит своих тёток.
«…комар-то злится, злится—
И впился комар как раз
Тетке прямо в правый глаз»
«Гвидон-то злится, злится.
Зажужжал он и как раз
Тетке сел на левый глаз,
И ткачиха побледнела:
«Ай!» и тут же окривела;»
Зачем Гвидону хочется заполучить чудеса, о которых говорят родственники? Чтобы привлечь внимание царя Салтана и укрепить его в желании посетить остров. Не это главное. Князь заботится о процветании своего государства. Чудеса позволяют ему построить рай на острове.
Белка снабжает княжество золотом и изумрудами.
«Слуги белку стерегут,
Служат ей прислугой разной—
И приставлен дьяк приказный
Строгий счет орехам весть;
Отдает ей войско честь;
Из скорлупок льют монету,
Да пускают в ход по свету;
Девки сыплют изумруд
В кладовые, да под спуд;
Все в том острове богаты,
Изоб нет, везде палаты;»
Откуда белка берет золотые орехи? Надо полагать с ели, под которой она сидит. На ели орехи не растут. Можно предположить, что под елью понимается кедр. На кедре растут орехи, которые можно сравнить с золотыми по их ценности. Может это намек на богатства Сибири?
Второе чудо. У Гвидона есть войско, которое белке честь отдает:
«Отдает ей войско честь»;
есть пушки ( «пушки с пристани палят»), но князю надо 33 богатыря с дядькой Черномором. Имя дядьки прямо указывает на важность Черного моря для безопасности России. Волшебная сила Черномора вместе с божественной силой богатырей, которых 33 что намекает на их связь с Иисусом, делают остров Буян абсолютно безопасным и источником могучей русской силы. Подчеркивается, что богатыри Божьей силой только охраняют государство и не нападают на другие земли.
«Старый дядька Черномор
С ними из моря выходит
И попарно их выводит,
Чтобы остров тот хранить
И дозором обходить —
И той стражи нет надежней,
Ни храбрее, ни прилежней.»
Последнее чудо. Царевна Лебедь завершает создание гармоничного княжества, в котором все прекрасно. Все богаты, полная безопасность, мудрая выборная власть, заботящаяся о процветании всех. Идеальное государство.
Имя царевны многое объясняет. Краткие намёки в её описании усиливают и поднимают на новую высоту образ царевны.
Царевна – оборотень.
«Тут она, взмахнув крылами,
Полетела над волнами
И на берег с высоты
Опустилася в кусты,
Встрепенулась, отряхнулась
И царевной обернулась:»
Царевна из божественного рода. 33 богатыря её родные братья.
«Эти витязи морские
Мне ведь братья все родные.»
Интересен внешний вид царевны.
«Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,»
Речь идёт о нимбе ауры царевны. Мощность её нимба превышает нимбы святых.
«Месяц под косой блестит»
Месяц в древнерусских верованиях представлялся как образ смерти, образ загробного мира. Коли этот символ блестел под косой царевны, то она была тесно связана с загробным миром. Могла призывать на помощь умерших.
«А во лбу звезда горит.»
Звезда во лбу – это третий глаз. Черта божеств. Третий глаз позволяет им видеть прошлое и будущее, быть вездесущими, знать и видеть все, что творится в любом уголке мироздания. С помощью третьего глаза бог созидания Вишну, грезящий на водах, проницает завесы времен, а бог разрушения Шива, выбрасывая из третьего глаза потоки мистической силы, способен испепелять целые миры. Изображение «третьего глаза» на лбу божеств часто можно увидеть в росписях и на скульптурах индуистских и буддийских храмов, а обычай ставить пятнышко между бровями индийских женщин, а в религиозных ритуалах и всем принимающим в нем участие, восходит именно к этой традиции.
Возникает вопрос. Почему богиня, обладающая безграничными силами и защищаемая 33 братьями богатырями, могла стать жертвой коршуна, который всего на всего чародей? Царевна использовала коршуна – чародея, чтобы познакомиться с сыном Салтана в выгодных для Гвидона обстоятельствах. Дабы её дальнейшая помощь была оправдана чувством благодарности.
О ясновиденье царевны так же свидетельствует то, что лебедь уже ждала князя у берега, когда ему она была необходима.
«К морю князь — а лебедь там
Уж гуляет по волнам»
Царевна Лебедь – языческая богиня.
Бабариха языческая ведунья. Они тесно связаны. Язычество объединяет их и обуславливает их взаимосвязь и взаимопомощь в сотворении идеального государства – рая на земле на основе русского языческого духа в сочетании с европейским свободомыслием того времени.
Кто мог себе позволить обобрать государево гонца, напоить его так, что он забыл царский приказ. Это или одно из главных лиц государства и или с помощью волшебства.
«А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Обобрать его велят;
Допьяна гонца поят
И в суму его пустую
Суют грамоту другую».
Обращает на себя внимание наименование товаров, которыми купцы торговали:
1 купцы –
«Торговали соболями,
Чернобурыми лисами;»
2 купцы –
«Торговали мы конями,
Всё донскими жеребцами,»
3 купцы –
«Торговали мы булатом,
Чистым серебром и златом,»
4 купцы –
«Торговали мы недаром
Неуказанным товаром;»
С каждым разом ценность товара возрастает. Следовательно «неуказанный товар» дороже булата, чистого серебра и злата. При этом он «неуказанный» то есть запрещённый к ввозу и провозимый контрабандой. Получается товар это западное свободомыслие.
Сопоставляя образы царя Салтана, князя Гвидона, сватьей бабы Бабарихи, можно сделать следующие выводы:
1. Язычество (Бабариха) почитается востоком и православным миром (царём Салтаном)
2. Язычество помогает сотворить идеальное государство на стыке востока и запада князю Гвидону.
3. Салтан (восток) и Гвидон (запад) противопоставляются друг другу в вопросе организации власти. Царь Салтан самодержец. Гвидон выбранный на должность князя богатырь.
4. Салтан и Гвидон садятся в конце сказки за пир. Старая форма правления видит преимущества новой формы власти и добровольно готова к переменам.
Все волшебные силы на стороне новой формы власти – царевна Лебедь, Бабариха.