подводная лодка славянка реальная история

Тайна гибели подлодки С-80: что случилось с экипажем

подводная лодка славянка реальная история. Смотреть фото подводная лодка славянка реальная история. Смотреть картинку подводная лодка славянка реальная история. Картинка про подводная лодка славянка реальная история. Фото подводная лодка славянка реальная история

Новая подводная лодка С-80, находившаяся в Баренцевом море, исчезла в январе 1961 года. Отыскать судно удалось лишь спустя 8 лет. Специально созданная комиссия выяснила не только причины катастрофы, но и обстоятельства, при которых погибли 68 членов экипажа С-80.

Исчезновение подлодки и ее поиски

Подводная лодка С-80, позже переоборудованная под комплекс крылатых ракет П-5, была построена на горьковском заводе «Красное Сормово» в 1950 году. Спустя 10 лет подлодка прошла все необходимые испытания и отправилась к месту постоянного базирования в губу Оленья (Мурманская область). Однако срок службы судна оказался недолог. Как утверждает автор издания «Неизвестные страницы истории советского флота», Владимир Шигин, в последний раз экипаж С-80 вышел на связь 27 января 1961 года в 00 часов 47 минут, доложил о своем местонахождении и погодных условиях. Последние, к слову, были неблагоприятными, поэтому подлодке приказано было покинуть полигон в Баренцевом море до 18 часов.

С этого момента С-80 перестала выходить на связь. 28 января 1961 года для выяснения причин катастрофы (а в том, что произошла трагедия, уже никто не сомневался) была создана специальная комиссия под председательством маршала Советского Союза Константина Рокоссовского и организованы поисковые мероприятия.

Обнаружение судна и причины трагедии

Тайна исчезновения С-80 была раскрыта только спустя несколько лет. По крайней мере, по словам Александра Железнякова, автора книги «Тайны ракетных катастроф», лишь в 1968 году до властей дошла информация о том, что местные рыбаки жалуются: мол, сети все время цепляются за какой-то объект под водой. Поиски возобновились. 24 июля 1969 года подлодка наконец была поднята на поверхность. Выяснением причин аварии занялись члены вновь созданной комиссии. Константин Рокоссовский к тому моменту уже скончался, поэтому комиссию возглавил Герой Советского Союза вице-адмирал Григорий Щедрин.

В результате расследования, как пишут в издании «Первая советская атомная подлодка. История создания» Леонид Осипенко, Николай Мормуль и Лев Жильцов, комиссия пришла к выводу, что подводная лодка С-80 затонула по причине поступления забортной воды внутрь прочного корпуса через открытую шахту подачи воздуха к дизелям. Трагедию можно было предотвратить, закрыв соответствующую крышку, но матрос-машинист по ошибке повернул маховик астронавигационного перископа, находившийся рядом. Ошибка была обнаружена, но закрыть запор шахты вручную не удалось, так как давлением воды оказался погнут шток клапана.

Останки капитана подлодки А. Д. Ситарчика и его подчиненных были захоронены в братской могиле в Оленьей Губе. Сама подводная лодка в связи с нецелесообразностью выполнения восстановительных работ была взорвана и разделана на металлолом в «Главвторчермете» на мысе Зеленый. Но на этом история С-80 не закончилась. Именно после исчезновения подлодки было заложено и построено спасательно-подъемное судно «Карпаты», а операция по подъему судна с такой глубины и его транспортировке оказалась первой в мире. Конструкторы вынесли из аварии урок, оборудовав другие подлодки специальными устройствами, сигнализирующими о попадании воды в корпус.

Источник

Был ли прототип у подводной лодки из фильма «72 метра»

подводная лодка славянка реальная история. Смотреть фото подводная лодка славянка реальная история. Смотреть картинку подводная лодка славянка реальная история. Картинка про подводная лодка славянка реальная история. Фото подводная лодка славянка реальная история

Уверен, что каждый из вас, хоть раз посмотрел замечательный кинофильм о российских подводниках «72 метра». Картина имела большой успех, как у критиков, так и у зрителей, в том числе и у профессиональных моряков. Естественно, что у большинства людей, посмотревших фильм, сразу же возникал вопрос: а происходило ли что-то подобное в истории отечественного подводного флота? Авторы картины это опровергали.

И все же некоторые аналогии и совпадения вполне очевидны. Так, многим подводникам, посмотревшим «72 метра», сразу же припомнилась трагедия атомной подводной лодки Тихоокеанского флота К-429, затонувшей летом 1983 года в бухте Саранной на глубине 45 метров.

Прибыв в штаб дивизии, командир стал возражать против незапланированного выхода в море. Вот как он сам вспоминал об этом: «Я доложил, что не могу выполнить данное задание… Недокомплект экипажа составил 50 %… Мне был отдан приказ, выйти в море, иначе через 30 минут, я буду исключен из КПСС и отдан под суд». Старшим на выход в море назначили начальника штаба дивизии Героя Советского Союза капитана 1-го ранга А.А. Гусева. Для него, опытного моряка, это назначение тоже стало полной неожиданностью. «Я находился в госпитале, но был отозван оттуда для исполнения своих обязанностей, – вспоминал Гусев. – Я заявил о своем несогласии с выходом в море К-429 с экипажем Н.М. Суворова. Однако вечером того же дня узнал, что план подписан начальником штаба флотилии контр-адмиралом О.Е. Ефремовым. Я прибыл к Ефремову и попробовал его убедить отменить решение, но получил ответ: «Ты что же, Герой, струсил?» После этого я написал рапорт на имя командующего флотилией о неготовности подлодки к выходу в море и поставил гриф «Секретно». Один экземпляр отправил в штаб флотилии, второй закрыл в сейфе в своем кабинете… Я оказался среди спасенных, и, когда был доставлен в дивизию, первым делом ворвался в свой кабинет и обнаружил взломанный сейф. Он был пуст». Так принимались решения о выходе К-429 в море.

Ее потопили еще на берегу……С утра следующего дня «с бора по сосенке» начали набирать экипаж. Из его штатного, хорошо обученного, состава удалось разыскать лишь 40 % моряков. Остальные 60 % в подавляющем большинстве имели слабую профессиональную подготовку и были собраны аж с пяти (!) разных экипажей. Подготовка проходила в такой спешке, что даже не все флагманские специалисты успели поставить свои подписи в журнале готовности корабля к выходу в море. По этой причине не расписался и сам командир. Спрашивается, почему в такой ситуации не задержали выход К-429 – не война же, на самом-то деле? А все потому, что для выполнения стрельбы другие корабли уже вышли в заданный район. С выходом из базы командир получил распоряжение занять район торпедных стрельб с глубинами до 2 тысяч метров. Опытный моряк решил нарушить приказ и провести положенную дифферентовку и проверку корпуса лодки на герметичность в мелководной Саранной бухте. Это впоследствии спасло экипаж от верной гибели. О своем решении Суворов сообщил руководителю стрельб Ерофееву. Так что командование флотилии во время аварии отлично знало, где находится К-429 и чем занимается ее экипаж.

По прибытии в точку дифферентовки командир дал команду на погружение. Приняли главный балласт и осмотрелись в отсеках – «замечаний нет». Начали прием балласта в средние цистерны, и тут из 4-го отсека доложили о поступлении воды. Мичман Лящук успел открыть переборочную дверь, крикнул об этом в центральный пост и затем, как положено, загерметизировал аварийный отсек. После подъема подлодки командир увидел всех ребят на их штатных местах, где они и после гибели продолжали нести боевую вахту…Как позже выяснилось, К-429 имела серьезную неисправность – негерметичность системы вентиляции 4-го отсека. Во время погружения в корпус корабля начала поступать забортная вода. Потеряв плавучесть, лодка камнем пошла ко дну, затонув на глубине 45 метров. Попытка продуть балласт успехом не увенчалась. Растерявшийся оператор, управлявший с пульта общекорабельными системами, повернул не тот ключ. Драгоценный воздух высокого давления вместо того, чтобы вытеснить воду из цистерн главного балласта, почти весь вышел за борт. Огромные воздушные пузыри вырвались на поверхность, обозначая место аварии. Только как выяснилось, никому до этого дела не было. Лежащую мертвой глыбой на дне бухты подлодку никто не разыскивал.

Авария произошла в 23.30 24 июля 1983 года. После оценки обстановки командир решил отдать носовой аварийный буй. Но механизм отдачи буя оказался неисправен. То же повторилось и с буем 7-го отсека. Была не готова к использованию и всплывающая спасательная камера. Около 5.00 от воды, попавшей в трюм 3-го отсека, взорвалась аккумуляторная батарея. Пропало освещение, вышли из строя жизненно важные механизмы. Суворов приказал покинуть центральный пост и перевел управление кораблем во второй отсек. Командир справедливо полагал, что вскоре после аварии подлодку, как это и положено, начнут искать, ведь в назначенное время она на связь не вышла. Но постоянное прослушивание гидроакустиками горизонта ничего не давало – подводников никто не искал.

Суворов принял решение послать на поверхность разведчиков. Добровольцами вызвались мичман Лестник и Мерзликин. Разведчиков облачили в водолазные костюмы, и около 8 утра они благополучно всплыли. Вместо спасательных судов моряки увидели вдали берег бухты Саранной, к которому и поплыли. Около полудня их заметили с пограничного корабля и приняли за диверсантов. По счастью, разведчиков «взяли» живыми. «Диверсанты» сами рассказали, кто они такие и что произошло с К-429 и ее экипажем. О задержанных и сведениях, которые они сообщили, пограничники радировали в штаб флота, а мичманов высадили на берег. Взяв свои вещи в охапку, моряки через сопки направились домой. Так командованию флота стало известно об аварии.

Командир покинул подлодку последним. Одному Богу ведомо, как измотанный многодневной бессонницей и нечеловеческим волнением моряк смог натянуть на себя без посторонней помощи спасательное снаряжение. С собой он взял с корабля дифферентовочный журнал, бесследно исчезнувший во время следствия.

Как только Суворов поднялся наверх, к нему навстречу с журналом выходов поспешил комдив. «Распишись! Для твоей же пользы», – попросил Алкаев. Командир расписался раз и еще много раз. Подписывал все, что подсовывали, ведь самое страшное уже позади, думал он. Действительно, из 106 оставшихся в живых моряков (14 погибли в 4-м отсеке) удалось спасти 104. В торпедном аппарате погиб молодой матрос Синяков, а выходивший через кормовой люк мичман Закиров в трех метрах от поверхности запутался в тросе и умер от переохлаждения. Подписывая бумаги, Суворов и не догадывался, что его уже готовят к роли «стрелочника». Через два месяца после катастрофы К-429 подняли и поставили в ремонт. Все это время Суворов неотлучно находился на плавбазе, участвовал в работе спасателей и давал показания следователям.

Разбирательство длилось полтора года. За это время всех, кто был причастен к аварии, перевели в другие места службы. От командира все открестились. Суворов вспоминал: «Рапорт о вступлении в командование я не писал, и приказ о моем вступлении в командование был составлен уже после аварии. Это признали и на суде… Я на судебном заседании спросил теперь уже бывшего комдива Алкаева: «Как же так получилось – идет в море одна ПЛ, а план выполняют два экипажа, да еще начальник штаба – торпедную стрельбу. Это же очковтирательство». Алкаев согласился». Тем не менее трибунал Тихоокеанского флота 2 ноября 1984 года приговорил Суворова к 10 годам лишения свободы. Прямо в казарме, где проходил суд, командира взяли под стражу. Он вышел на свободу по амнистии через 2,5 года и до самой своей смерти в сентябре 1998 года обращался в различные инстанции с просьбой о пересмотре дела. Так ничего и не добился.

Источник

С-80 – трагедия советской подлодки

Судьба советская подводной лодки С-80 – одна из самых трагичных и загадочных в истории русского флота. Согласно официальной версии 26 января 1961-го года в ходе обычного рейда субмарина затонула в Баренцевом море из-за попадания в нее забортной воды и фатальных ошибок экипажа. Тем не менее, в истории гибели лодки присутствует слишком много белых пятен. Попробуем рассмотреть формальную версию, после чего обратимся к воспоминаниям людей, причастных к этому делу. Их рассказы также проливают некоторый свет на то, что случилось с этим советским судном, затонувшим за пятьдесят лет до «Курска».

подводная лодка славянка реальная история. Смотреть фото подводная лодка славянка реальная история. Смотреть картинку подводная лодка славянка реальная история. Картинка про подводная лодка славянка реальная история. Фото подводная лодка славянка реальная история

Субмарина С-80 была построена по проекту 613 в 1950-ом году. По типу она относится к дизельным подлодкам с крылатыми ракетами («Whiskey Twin Cylinder» согласно классификации НАТО). За период с 1957-го по 1959-ый годы на ней были проведены работы по модернизации по проекту 644. В результате этого добавилась новая астронавигационная система «Лира» и два контейнера с крылатыми ракетами.

Подводная скорость С-80 составляла 10 узлов, а предельная глубина погружения достигала 230 метров. Длина ее была семьдесят шесть метров, ширина корпуса (максимальная) – 6,6 метров. Силовая установка включала в себя: два дизеля по 2000 л.с., четыре электродвигателя (два гребных и два экономичного хода), аккумуляторные батареи. Вооружение составляли четыре торпедных аппарата, установленных в носовой части (533-мм), и пара стратегических крылатых ракет П-5. На борту лодки, когда она отправилась в свое последнее плавание, находилось пятнадцать офицеров, шестнадцать старшин и тридцать семь матросов основного и запасного экипажей.

Ракетная подлодка С-80 (первая из проекта 644), приписанная к Северному флоту, затонула в Баренцевом море 26 января 1961-го года в результате попадания воды через шахту РДП, а нашли субмарину благодаря наводке местных рыбаков лишь спустя семь лет – 23 июня 1968-го года – на 196-метровой глубине в точке, имеющей координаты 70.01’23” северной широты и 36.35’22” восточной долготы. Лодка была обследована при помощи спускаемой подводной камеры и, после того как результаты анализа были рассмотрены правительственной комиссией, ее решили поднять. Экспедиция особого назначения формировалась долго и тщательно. Возглавил ее капитан первого ранга Сергей Минченко. Перед ним стояла очень сложная задача поднять подлодку с глубины почти в двести метров. Специально для этой работы на место, где лежала утонувшая субмарина, прибыло спасательное судно «Карпаты», имевшее специальное устройство для подъема подобных судов. Водный район охранялся отрядом тральщиков и эсминцем.

Все это легло в основу официальной версии произошедшей трагедии. Теперь обратимся к свидетельствам очевидцев. Ниже приведена выдержка из характеристики тридцатишестилетнего командира С-80, капитана третьего ранга Анатолия Ситарчика данной его бывшим начальником, легендарным советским подводником, участником Великой Отечественной войны, командовавшим с 1972-го по 1977-ой годы всем Северным флотом, Георгием Михайловичем Егоровым: «Подлодки с крылатыми ракетами были новыми, сложными по управлению и устройству кораблями. Поэтому мы нередко выходили на них в море, изучали командиров и прочий личный состав. Именно тогда я обратил на одного внимание. Он часто нервничал в море и допускал оплошности, что для подводника недопустимо. Не раз я просил командующего подводными силами контр-адмирала Г.Т. Кудряшова отправить его на проверку психологического состояния, но этого так и не сделали».

О произошедшей катастрофе вице-адмирал написал: «Я лично выходил в море на этой лодке, чтобы проверить корабль и все его системы. Было проведено глубоководное погружение с уходом на глубину до 170 метров. Проведенные испытания показали, что сама подлодка и ее механизмы удовлетворяют всем требованиям. Но к командиру корабля возникли серьезные претензии. Потому я и отдал приказ начштабу дивизии Н.М. Баранову лодку в море не пускать, заняться подготовкой личного состава и командира на базе».

Однако это распоряжение не выполнили. Субмарина С-80 была отправлена на выполнение очередной плановой задачи. Георгий Михайлович находился на плавбазе «Иртыш», когда узнал, что лодка ушла в море. Из дальнейших воспоминаний Егорова: «По многим признакам чувствовалось приближение шторма, поэтому, ссылаясь на прогноз погоды, я дал радиограмму: «В связи с близящимся ураганом прошу срочно возвратить на базу ПЛ С-80». Также мною была отдана команда направить часть лодок с рейда в море и погрузиться на глубину в назначенных районах. Расположившись на мостике плавбазы «Иртыш», болтавшейся на якорях от ураганного ветра, достигавшего 25-30 метров в секунду, я по локации наблюдал за состоянием судов на рейде. Периодически докладывали командиры лодок. От подводной лодки C-80 пришла радиограмма, но так как она шла штабу подводных сил, раскодировать ее мы не сумели. Я ошибочно решил, что была выполнена моя просьба, что лодка направляется на базу и командир подтвердил приказание о возвращении. На рассвете ко мне пришел доклад: «Узел связи флота вызывает подлодку С-80. Ответа нет». С ураганом шутки плохи, и возникло немало предположений о причинах того, почему замолчал корабль. Если командир C-80 распоряжения о возвращении на базу не получил, он должен был пойти на погружение для того, чтобы укрыться под водой от шторма. Но к несчастью, мои сомнения относительно способностей командира подтвердились».

Однако есть об этом подводнике и другие суждения. Например, бывший лейтенант, а теперь Герой Советского Союза, вице-адмирал запаса Евгений Чернов помнит командира С-80 абсолютно другим человеком: «Это был грамотный, смелый и решительный мужчина. Его отец был генералом и авиатором, погибшим на войне. А он выходил в море в его летном шлеме и перчатках. Не знаю только, взял ли Анатолий их с собой в последний поход…».
Первоначальные поиски лодки длились сравнительно недолго. Через неделю – 3 февраля – рыбаки с траулера Т-38 нашли у себя в трале аварийный буй с подлодки. Но никто из них не мог сказать, где именно буй был пойман. На карты нанесли район, где он мог быть оборван штормом. До 16 февраля субмарины активно искали С-80. Если бы тогда спасатели взяли всего на полторы мили севернее, то смогли бы отыскать лодку. Но семидесятую параллель никто так и не пересек. Хотя, даже если бы ее тогда и нашли – помочь не смогли бы ей ничем. Судоподъемное хозяйство по хрущевской воле пребывало в запустении. А едва развитая аварийно-спасательная служба флота была не в состоянии поднять подобную лодку с такой глубины. Главком ВМФ СССР смог «под аварию» выбить у государства денег на развитие спасательных средств. А позднее было спроектировано и построено специальное судно, предназначенное для подъема затонувших подлодок.

А вот, что вспоминал сам Минченко, возглавлявший операцию по подъему лодки: «С-80 была отбуксирована в бухту Завалишина, а там установлена на понтоны. Что с ней было делать дальше? Специалистами из минно-торпедного управления неоднократно заявлялось, что торпеды, которые пролежали под водой много лет, при осушении отсеков могут взорваться от перепада давления. Им практически удалось убедить руководство подорвать лодку, не пытаться рискнуть, не извлекать тел погибших. Весь смысл нашего огромного труда при этом пропадал – ведь мы поднимали лодку, чтобы узнать, почему моряки погибли! Вечером ко мне пришел минер, кавторанг. Попросил дать ему проникнуть в первый отсек и осмотреть торпеды. Риск был огромный, но я все же разрешил. Было необходимо узнать все обстоятельства катастрофы. И ночью мы пошли на С-80. Одетый в легководолазное снаряжение кавторанг исчез в люке. Я его страховал. Потом он вынырнул, посмотрел мне в глаза и сказал: «Не взорвутся». Утром я доложил, что можно работать. Спросили почему. Рассказал начальству про вылазку. За самовольство, конечно, взгрели. Но председатель комиссии – вице-адмирал Щедрин, Герой Советского Союза – приказал осушить отсеки. Потом перешли к самой тягостной части работы – извлечению тел».

Далее стоит обратиться к рассказу ветерана-подводника вице-адмирала Ростислава Филоновича Дмитриевича: «Я первым вошел в отсеки С-80. На это право претендовали политработники, особисты, но было вынесено решение, что субмарину сначала должен осмотреть кораблестроитель. В лодку я вошел с кормы – через аварийный люк в седьмом отсеке. Подводники были лицом вниз. Все – в соляре, выдавленной из топливных цистерн внутрь корпуса. В первом, третьем, втором и седьмом отсеках были воздушные подушки. Большая часть тел была извлечена именно из отсеков в носу подлодки.

Юрий Сенатский, бывший главный инженер экспедиции особого назначения, так говорил об увиденном: «В бухту Завалишина пригнали средний десантный корабль. В трюме установили столы патологоанатомов. Врачи оттирали спиртом лица погибших и изумлялись: щеки мертвецов были розовыми. Кровь в их жилах даже не успела свернуться. Доктора уверяли, что на запасах отсечного воздуха подводники могли продержаться неделю. Неделю они ждали помощи…. Тела погибших были преданы земле в общей могиле возле поселка Оленья Губа в Мурманской области. Кадровики провели свой ритуал – сожгли удостоверения погибших мичманов и офицеров. А капитан первого ранга Бабашин должен был проделать еще одну непростую вещь – разослать родственникам умерших их личные вещи. Для этого купили несколько десятков чемоданов, положили в них тельники, бескозырки, книги, письма…. И отправили по Союзу».

А вот собственно, что рассказал сам Бабашин, сослуживец капитана-лейтенанта Виктора Черничко: «Витя остался в нашей памяти как гитарист, весельчак, спортсмен. Нос его был слегка кривоват, но это даже шло ему. При этом он был добрым семьянином, отцом двоих детей. Заядлым боксером и лыжником. Иногда прямо на лыжах прибегал к подъему флага…. Ракетчик высокого класса, выпускник Севастопольского военно-морского училища имени Нахимова. Успел получить назначение на ракетную лодку 651-го проекта. В море мог не ходить. Но решил подготовить преемника – Колю Бонадыкова, командира ракетной группы. Всем говорил: «Последний раз схожу…».

Информацией на сей счет поделился и Евгений Чернов, вице-адмирал запаса, бывший старпом этой подлодки, который незадолго до ее гибели был переведен на другое судно: «Подлодки не должны тонуть при срочном погружении, даже если обмерз поплавковый клапан. Подача воздуха к дизелям перекрывается мощной захлопкой. Как только С-80 начала уходить на глубину, моторист стал перекрывать воздушную магистраль, из которой била вода. Матрос рычаг отжимал вправо, а нужно было влево. Жал с такой силой, что погнул шток. Думал, что перекрывает, но открыл по максимуму. Почему так произошло? Матроса этого прикомандировали с другой лодки. Там воздушная магистраль перекрывалась именно поворотом рукоятки вправо. А он об этой особенности не знал. Следовательно, виновен в том, что лодка затонула тот, кто не предупредил моряка об этом. Кто бы это ни был, обвинять его теперь бессмысленно, тем более, на подлодке было еще семь человек таких же «чужаков».

В заключении хочется отметить отвагу и умение советских моряков, вытащивших С-80. До этого подобную задачу по подъему на капроновых тросах и транспортировке к берегу огромной подлодки не выполнял никто во всем мире. Начальство лишь отметило людей в приказе и выдало им сувениры и подарки.

Узнать, что же именно случилось с субмариной, мы, наверное, уже не сможем. Но обязательно будем помнить храбрых моряков-подводников, державшихся на глубине до последнего вздоха. И о мужестве тех, кто смог, несмотря ни на что, вернуть их тела на землю.

Источник

История одной катастрофы 3

подводная лодка славянка реальная история. Смотреть фото подводная лодка славянка реальная история. Смотреть картинку подводная лодка славянка реальная история. Картинка про подводная лодка славянка реальная история. Фото подводная лодка славянка реальная история

В череде катастроф, произошедших во Владивостоке в начале 80-х годов, о которых я писал ранее: http://berni777.livejournal.com/351231.html и http://berni777.livejournal.com/365509.html особым трагизмом выделяется гибель подводной лодки Тихоокеанского флота ВМФ СССР «С-178». Где погибли 32 члена экипажа, в том числе военнослужащие срочной службы и один курсант. Тела шестерых моряков так и не найдены.

подводная лодка славянка реальная история. Смотреть фото подводная лодка славянка реальная история. Смотреть картинку подводная лодка славянка реальная история. Картинка про подводная лодка славянка реальная история. Фото подводная лодка славянка реальная история

подводная лодка славянка реальная история. Смотреть фото подводная лодка славянка реальная история. Смотреть картинку подводная лодка славянка реальная история. Картинка про подводная лодка славянка реальная история. Фото подводная лодка славянка реальная история

В это же время из пролива Босфор Восточный по створу выходил теплоход «Рефрижератор 13», который был приписан к «Востокрыбхолодфлоту».
По нелепому и роковому стечению обстоятельств, а также в нарушение всех инструкций диспетчер разрешил выход «Рефрижератора-13» из бухты, а его помощник, который в это время пришел с ужина, через несколько минут разрешил вход в бухту «Золотой рог» подлодке. Причем оба не стали передавать информацию о рефрижераторе на подлодку, а старший помощник капитана рефрижератора, пытаясь скрыться от контроля диспетчерских береговых служб, вдобавок самовольно изменил курс и направил судно в район «запретного полигона» КТОФ.
Подводная лодка пыталась уйти от столкновения, а на рефрижераторе ее вообще приняли за рыбацкое судно. Командир подлодки успел крикнуть в центральную команду о срочной смене курса, но было поздно, столкновение было неизбежно.

подводная лодка славянка реальная история. Смотреть фото подводная лодка славянка реальная история. Смотреть картинку подводная лодка славянка реальная история. Картинка про подводная лодка славянка реальная история. Фото подводная лодка славянка реальная история

В 10 часов 45 минут по местному времени у острова Скрыплева подводная лодка, находящаяся в надводном положении была протаранена форштевнем суда «Рефрижератор 13» и через 15 минут затонула на 32-метровой глубине. Удивительным является то совпадение, что подлодка затонула на глубине 32 метра с креном 32 градуса на правый борт. Из 52 человек экипажа 32 погибло, остальных спасало подоспевшее спасательное судно «Машук» и подводная лодка-спасатель «БС-486».

Из-за ненадлежащей организации спасательной операции в воде тогда замерзло и погибло много людей. Стоит отметить, что и сама конструкция подлодки имела свои изъяны, например акустики не имели прямой связи с мостиком, и их доклады шли к командиру лодки с опозданием. Плюс в «спасении» экипажа принимали участие и банально пьяные рыбаки с рефрижератора, которые просто хаотично вывалили за борт спасательные жилеты, круги и спасательную шлюпку с нерабочим мотором.
Я сам в этот день нес службу по охране границы в торговом порту и не был свидетелем всего этого, но один мой армейский товарищ в это время находился на морском буксире, который шел с рейда, где оформлял на приход пришедшее судно из Японии и видел все это. Было ужасно.

подводная лодка славянка реальная история. Смотреть фото подводная лодка славянка реальная история. Смотреть картинку подводная лодка славянка реальная история. Картинка про подводная лодка славянка реальная история. Фото подводная лодка славянка реальная история

Спасением занимался и сам экипаж. Например, особое мужество проявил при этом старший помощник капитана Сергей Кубынин, который лично спас больше десяти матросов. На фотоколлаже он стоит с мальчиком. Мальчик это сам Кубынин в детстве.

подводная лодка славянка реальная история. Смотреть фото подводная лодка славянка реальная история. Смотреть картинку подводная лодка славянка реальная история. Картинка про подводная лодка славянка реальная история. Фото подводная лодка славянка реальная история

Через месяц подлодку подняли наверх, осушили отсеки, выгрузили торпеды и отогнали лодку в сухой док на «Дальзаводе».
Восстановлению подлодка не подлежала и ее списали.
Командира подлодки и старшего помощника капитана рефрижератора обвинили в нарушении правил кораблевождения и осудили на десять лет лишения свободы. Командир подлодки, которого смыло из рубки одним из первых и которому каким-то чудом удалось продержаться на поверхности воды до подхода спасателей, в закрытом заседании виновным себя не признал. Старпом рефрижератора согласился с обвинением в том, что допустил ряд ошибок, приведших к катастрофе.
После этого командование флота предписало по примеру кораблей НАТО установить на все подлодки проблесковые оранжевые фонари, предупреждающие о том, что подлодка идет в надводном положении.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *