подводные лодки история создания и развития

Срочное погружение: с чего начинался отечественный подводный флот

подводные лодки история создания и развития. Смотреть фото подводные лодки история создания и развития. Смотреть картинку подводные лодки история создания и развития. Картинка про подводные лодки история создания и развития. Фото подводные лодки история создания и развития

115 лет назад, 19 (6 по старому стилю) марта 1906 года, император Николай II подписал указ о включении в классификацию судов Российского морского флота нового разряда кораблей — подводных лодок. Эта дата считается днем рождения отечественного подводного флота. Но нельзя забывать, что первая серия из полусотни субмарин вышла на боевое дежурство почти на четверть века ранее. «Известия» вспомнили самые первые и весьма романтические страницы истории российского подводного флота.

Долгий путь под воду

Первые попытки создания приспособлений для спуска под воду люди предприняли еще в древности. Полет фантазии ограничивался техническими возможностями, которые до XIX века не позволяли создать сколько-нибудь серьезный самодвижущийся подводный корабль. С развитием науки и инженерной мысли и появлением новых инструментальных возможностей человечество постепенно стало приближаться к заветной цели. В авангарде технического прогресса, как часто случается, шли военные — их идеи почему-то легче находили поддержку у власть имущих.

подводные лодки история создания и развития. Смотреть фото подводные лодки история создания и развития. Смотреть картинку подводные лодки история создания и развития. Картинка про подводные лодки история создания и развития. Фото подводные лодки история создания и развития

подводные лодки история создания и развития. Смотреть фото подводные лодки история создания и развития. Смотреть картинку подводные лодки история создания и развития. Картинка про подводные лодки история создания и развития. Фото подводные лодки история создания и развития

В США и разных странах Европы в середине XIX века многократно предпринимались аналогичные попытки, но все они были по большому счету неудачны. Главной проблемой оставалась силовая установка — паровые установки для подводного плавания были непригодны, а разработка двигателей внутреннего сгорания и электромоторов еще не позволяла всерьез на них рассчитывать. В то же время изобретатели в разных странах сошлись на том, что подводные корабли должны быть цельнометаллическими и иметь сигарообразную форму, а система погружения должна основываться на системе балластных цистерн, заполняемых забортной водой.

подводные лодки история создания и развития. Смотреть фото подводные лодки история создания и развития. Смотреть картинку подводные лодки история создания и развития. Картинка про подводные лодки история создания и развития. Фото подводные лодки история создания и развития

И вдруг, как гром среди ясного неба: в 1870 году выходит роман Жюля Верна «Двадцать тысяч лье под водой», в котором французский писатель детально описывает подводный корабль «Наутилус». Некоторые поклонники великого фантаста считают, что он сам придумал детали устройства субмарины, на деле же это было обобщение того опыта, который уже был накоплен мировой конструкторской мыслью. Писатель, который всегда серьезно подходил к делу, естественно, общался с занимавшимися разработкой подводных кораблей инженерами, и, возможно, кто-то из энтузиастов даже стал прототипом капитана Немо.

подводные лодки история создания и развития. Смотреть фото подводные лодки история создания и развития. Смотреть картинку подводные лодки история создания и развития. Картинка про подводные лодки история создания и развития. Фото подводные лодки история создания и развития

И здесь стоит вспомнить, что в первом варианте текста создателем «Наутилуса» был поляк, оказавшийся в изгнании после разгрома восстания 1863 года. Это даже вызвало конфликт между писателем и его постоянным издателем и другом Пьером-Жюлем Этцелем, который не хотел терять прибыльный российский рынок. В итоге Верн уступил и переписал некоторые главы романа, отчего прошлое капитана Немо получилась довольно расплывчатым.

Кто вы, капитан Немо?

Между тем некоторые исследователи творчества Жюля Верна считают, что прототипы у Немо были или как минимум могли быть. И в качестве одного из возможных вариантов упоминают польского инженера Стефана Джевецкого.

Он происходил из богатого и знатного шляхетского рода, представителей которого можно назвать наследственными борцами за независимость Польши. Его дед Иосиф Джевецкий был сподвижником Тадеуша Костюшко, а позже полковником польского легиона наполеоновской армии. Вместе с сыном Каролем он участвовал в «ноябрьском восстании» 1830 года. Семья владела большим поместьем на Волыни, недвижимостью в Санкт-Петербурге, Одессе и Париже, но жить по понятным причинам предпочитала во Франции.

подводные лодки история создания и развития. Смотреть фото подводные лодки история создания и развития. Смотреть картинку подводные лодки история создания и развития. Картинка про подводные лодки история создания и развития. Фото подводные лодки история создания и развития

подводные лодки история создания и развития. Смотреть фото подводные лодки история создания и развития. Смотреть картинку подводные лодки история создания и развития. Картинка про подводные лодки история создания и развития. Фото подводные лодки история создания и развития

Стефана в основном воспитывал дед, а домашний учитель его был бывшим участником кружка петрашевцев. Мальчик окончил престижный лицей иезуитов Святой Барбары и поступил в Центральную школу искусств и мануфактур — главную кузницу французских инженеров. В этом заведении в разные годы учились такие легендарные люди, как создатель автомобильной марки Арман Пежо, основатель знаменитой компании шин Андре Мишлен, авиаконструктор и пилот Луи Блерио и другие. Однокурсником и другом Стефана был Гюстав Эйфель, будущий автор знаменитой башни.

В 1863 году в Польше вспыхнуло восстание, и Джевецкий отправился на родину. Достоверно не известно, участвовал ли он в боях, но после разгрома восставших Стефан вернулся в Париж и продолжил учебу. К концу 1860-х в активе молодого инженера было уже несколько интересных изобретений в морском приборостроении, например, проект автоматического прокладчика курса. Талантливый, общительный и не стесненный в средствах молодой инженер вел активную светскую жизнь в Париже, где вполне мог оказаться в одной компании с интересующимся техникой великим писателем. Точных данных не сохранилось, но время, место и обстоятельства позволяют такое предположить.

подводные лодки история создания и развития. Смотреть фото подводные лодки история создания и развития. Смотреть картинку подводные лодки история создания и развития. Картинка про подводные лодки история создания и развития. Фото подводные лодки история создания и развития

В 1873 году на Всемирной выставке в Вене изобретения Джевецкого заняли целый стенд. Именно там произошла судьбоносная встреча молодого поляка с великим князем Константином Николаевичем, возглавлявшим тогда российский флот, — он тоже приехал на выставку, где был и российский стенд. Константин Николаевич был человеком необычным для царской семьи. Император Николай I решил, что судьба его младшего сына должна быть связана с флотом, поэтому пригласил ему в воспитатели Федора Литке — капитана, путешественника и исследователя Арктики, а позже адмирала и президента Академии наук. Константин действительно стал моряком, командовал кораблями, эскадрами и флотами, воевал, а еще разрабатывал манифест об освобождении крестьян и возглавлял Госсовет.

В начале 1860-х он был наместником в Польше, где выделялся гуманностью и демократизмом. Понимая бесперспективность силовых мер, Константин старался вести либеральную политику, убеждая поляков, что выгод в союзе с Россией больше, чем неприятностей. Среди адъютантов князя оказались приятели Джевецкого, которые и представили его своему патрону. В итоге Константин Николаевич впечатлился творческим потенциалом молодого инженера и как председатель Адмиралтейств-совета предложил тому войти в технический комитет флота с окладом в 500 рублей — жалование вице-адмирала!

подводные лодки история создания и развития. Смотреть фото подводные лодки история создания и развития. Смотреть картинку подводные лодки история создания и развития. Картинка про подводные лодки история создания и развития. Фото подводные лодки история создания и развития

Подводная лодка Стефана Джевецкого, построенная в 1881 году, в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге, 1968 год

подводные лодки история создания и развития. Смотреть фото подводные лодки история создания и развития. Смотреть картинку подводные лодки история создания и развития. Картинка про подводные лодки история создания и развития. Фото подводные лодки история создания и развития

Джевецкий принял предложение. Наверное, дело и в личности Константина, которого в Польше уважали, и в том, что новое положение давало огромные возможности в реализации конструкторских идей инженера. Но внедрить свои задумки он не успел — началась турецкая война. После неудачной Крымской кампании Россия не могла иметь военный флот на Черном море, поэтому необходимо было срочно вооружать гражданские суда, для чего требовались грамотные инженеры. Джевецкий подал рапорт и оказался на торговом пароходе «Веста», спешно вооруженном 12 орудиями. В июле 1877 года «Веста» вынуждена была вступить в бой с турецким броненосцем «Фехти-Буленд» и, несмотря на заведомо неравные силы и серьезные потери в личном составе, сумела оказать достойное сопротивление — получив несколько попаданий, турки вынуждены были отступить. За этот бой вольноопределяющийся Джевецкий был удостоен солдатским «Георгием», которым очень гордился.

подводные лодки история создания и развития. Смотреть фото подводные лодки история создания и развития. Смотреть картинку подводные лодки история создания и развития. Картинка про подводные лодки история создания и развития. Фото подводные лодки история создания и развития

Дань Нептуна

Джевецкий постоянно модернизировал субмарину, так что модель, построенная на Невском заводе в Санкт-Петербурге, существенно отличалась от одесского варианта. Эта подводная лодка вмещала уже четырех человек (капитан, минный мастер и два матроса в качестве движущей силы) и имела два гребных винта — один спереди и один сзади. Винты были поворотные и использовались в качестве рулей, передний винт поворачивался в вертикальной плоскости, задний — в горизонтальной. Испытания этой подводной лодки были проведены на Серебряном озере в Гатчине, отличавшемся особой прозрачностью воды, и здесь Джевецкий проявил себя не только отменным инженером, но и мастером презентаций.

подводные лодки история создания и развития. Смотреть фото подводные лодки история создания и развития. Смотреть картинку подводные лодки история создания и развития. Картинка про подводные лодки история создания и развития. Фото подводные лодки история создания и развития

Академик А. Н. Крылов, «Мои воспоминания»:

«Джевецкий несколько дней бороздил по озеру, изучая царскую пристань и как к ней ловчее пристать. Зная, что Александр III неразлучен с царицей Марией Федоровной, Джевецкий заказал букет самых великолепных орхидей — любимых цветов царицы. Настал день испытаний. Царь и царица сели в шлюпку, на которой и вышли на середину озера, а Джевецкий, пользуясь прозрачностью воды, маневрировал около этой шлюпки, иногда проходя под нею.

Наконец шлюпка подошла к пристани, царь и царица вышли и остались на пристани. Джевецкий с ловкостью пристал, открыл горловину, вышел на пристань, преклонил колено и подал царице великолепный букет орхидей, сказав: C’est le tribut de Neptune á Votre Majesté (это дань Нептуна вашему величеству)»

Эпизод с орхидеями известен из рассказа самого Джевецкого в пересказе его друга и помощника, а в будущем знаменитого кораблестроителя адмирала и академика Алексея Николаевича Крылова. За давностью лет забылось (академик писал мемуары в эвакуации во время Отечественной войны), что Александр на тот момент был еще не императором, а наследником престола, но этим можно пренебречь. Зато сам Александр Александрович в дневнике за 4 февраля 1880 года записал, что испытания субмарины прошли удачно, мишень была взорвана. «Эта лодка, я уверен, будет иметь большое значение в будущем и сделает порядочный переполох в морских сражениях», — подытожил будущий император.

подводные лодки история создания и развития. Смотреть фото подводные лодки история создания и развития. Смотреть картинку подводные лодки история создания и развития. Картинка про подводные лодки история создания и развития. Фото подводные лодки история создания и развития

Субмарины в Херсонесе

В 1881 году казна заказала Джевецкому 50 субмарин, и это был первый в истории мирового кораблестроения серийный выпуск подводных лодок. Половину построили на Невском заводе в Санкт-Петербурге (работами руководил корабельный мастер-самоучка Петр Титов), еще 25 заказали во Франции на заводе Плато. Две лодки предоставили Джевецкому для дальнейшей модернизации, 16 лодок разместили в балтийских портах, а 32 по железной дороге перевезли на Черное море в Одессу и Севастополь. Главная база черноморских подводников располагалась на монастырском берегу Карантинной бухты — сейчас это территория музея-заповедника «Херсонес» и примыкающий к ней полигон школы водолазов.

подводные лодки история создания и развития. Смотреть фото подводные лодки история создания и развития. Смотреть картинку подводные лодки история создания и развития. Картинка про подводные лодки история создания и развития. Фото подводные лодки история создания и развития

Из справки Морского ученого комитета, 1889 год:

«Россия в деле подводных судов была впереди всех, выстроив лодки г. Джевецкого и г. Александровского, но некоторые неудачи, ничего общего не имевшие с вопросом о типе, затормозили дело настолько, что все государства в настоящее время опередили нас и самый вопрос как бы заглох и прекращен, к сожалению, разработкой»

Империя потеряла лидерские позиции не из-за технической отсталости или отсутствия проектов, а по причине косности мышления военных и морских чиновников, боявшихся рисковать. Начиная с 1890-х годов весь мир экспериментировал с дизель-электрическими лодками, Россия же была в стороне — механические субмарины списали как утратившие боевое значение, а новых разработок не вели. Джевецкий предлагал несколько разных проектов, но все заявки были отвергнуты. В итоге инженер уехал в Париж и предложил свой подводный минный аппарат французам, которые его с радостью приняли.

подводные лодки история создания и развития. Смотреть фото подводные лодки история создания и развития. Смотреть картинку подводные лодки история создания и развития. Картинка про подводные лодки история создания и развития. Фото подводные лодки история создания и развития

Первая русская подводная лодка «Дельфин», принимавшая участие в Русско-японской войне 1904–1905 годов

Источник

Подводные лодки

Первые подводные лодки

Первые проекты подводных лодок были разработаны ещё в XVII в. Это были герметично закрытые бочки, внутри которых находился экипаж и ёмкости, заполняемые водой, – балластные цистерны. Для того чтобы погрузиться под воду, подводная лодка должна была затопить цистерны, а для всплытия выпустить воду из них. Основная проблема была с двигателем и движителем.

Ранние изобретатели «потаённого судна» предлагали различные ласты, вёсла, спирали Архимеда, приводимые в движение мускульной силой. Конечно, сейчас это выглядит забавным, но первое боевое применение подводной лодки относится к концу XVIII в. Тогда, 6 сентября 1776 г., во время Войны за независимость в США, американский солдат Эзра Ли вышел в дельту рек Гудзон и Ист-Ривер на подводной лодке «Черепаха» конструкции инженера Д. Бушнелла. Лодка приводилась в движение вручную: Ли вращал движитель в виде архимедовой спирали. Вооружение «Черепахи» состояло из мощной мины, которую с помощью буравчика нужно было закрепить на корпусе флагманского линкора «Игл», стоявшего на якоре. Затея провалилась: корпус корабля был окован медью, а яйцевидное судёнышко нещадно трепали течения. Хорошо, что обошлось без жертв.

подводные лодки история создания и развития. Смотреть фото подводные лодки история создания и развития. Смотреть картинку подводные лодки история создания и развития. Картинка про подводные лодки история создания и развития. Фото подводные лодки история создания и развития

Почти на пару столетий о подводных лодках, как о боевом оружии, забыли. Следует, правда, упомянуть, что проблема приведения подводного корабля в движение очень сложна: ведь и паровая машина, и двигатель внутреннего сгорания нуждаются в атмосферном кислороде и в выхлопных трубах, поэтому необходимо было дождаться появления «правильных» силовых установок. Например, великий изобретатель Р. Фултон, «отец» парохода, наглядно продемонстрировал боевые свойства подводного корабля «Наутилус», взорвав цель буксируемой миной в 1800 г. Его «Наутилус» двигался над водой под парусом, а в погружённом положении – с помощью педального привода, как велосипед.

На воде субмарину приводил в движение двигатель внутреннего сгорания, под водой – электрические моторы. В ходе двух войн XX в. действия германских субмарин едва не поставили на колени «владычицу морей» – Англию.

Отдельно следовало рассмотреть вооружение подводной лодки. Ведь никто и не мог подумать поначалу, что «потаённое» судно сможет что-то большее, чем таранить вражеские суда из-под воды.

подводные лодки история создания и развития. Смотреть фото подводные лодки история создания и развития. Смотреть картинку подводные лодки история создания и развития. Картинка про подводные лодки история создания и развития. Фото подводные лодки история создания и развития

Французский географ и писатель, классик приключенческой литературы, один из основоположников научной фантастики Жюль Верн снабдил свой «Наутилус» всего лишь тараном, причём некоторые переводчики ставили его в носу «Наутилуса», а некоторые – на спине. Когда Жюль Верн узнал об изобретении торпеды, то он в панике бегал по Парижу, скупая свой роман, надеясь его уничтожить и переписать заново. И только с появлением электрического мотора, перископа – оптического прибора наблюдения из-под воды – и торпед подводная лодка перестала быть жалкой «лодкой» и превратилась в полноценный подводный корабль – субмарину.

Первые военные подводные лодки

Впервые подводную лодку, принявшую участие в боевых действиях, удалось создать американскому изобретателю Горацию Ханли, служившему в годы Гражданской войны в США (1861—1865 гг.) в армии мятежных южан. Ханли создал подводную лодку из паровозного котла, на обоих концах которого были сварены заостренные оконечности. В движение лодка приводилась винтом, который вращали 8 матросов. Вооружение состояло из шестовой мины, закрепленной на носу.

подводные лодки история создания и развития. Смотреть фото подводные лодки история создания и развития. Смотреть картинку подводные лодки история создания и развития. Картинка про подводные лодки история создания и развития. Фото подводные лодки история создания и развития

подводные лодки история создания и развития. Смотреть фото подводные лодки история создания и развития. Смотреть картинку подводные лодки история создания и развития. Картинка про подводные лодки история создания и развития. Фото подводные лодки история создания и развития

17 февраля 1864 г. лодка таранила корвет «Хусатоник» северян. Ее командир Д. Диксон подорвал мину, отправив корвет на дно. Лодка в момент взрыва не пострадала, но спустя 45 минут волна захлестнула открытый люк и субмарина затонула со всем экипажем.

Возможность использования подводной лодки в боевых действиях на море была доказана на практике, и в ведущих морских державах мира были начаты исследования, направленные на создание подводных лодок и двигателей для них.

подводные лодки история создания и развития. Смотреть фото подводные лодки история создания и развития. Смотреть картинку подводные лодки история создания и развития. Картинка про подводные лодки история создания и развития. Фото подводные лодки история создания и развития

подводные лодки история создания и развития. Смотреть фото подводные лодки история создания и развития. Смотреть картинку подводные лодки история создания и развития. Картинка про подводные лодки история создания и развития. Фото подводные лодки история создания и развития

В конце XIX в. появились лодки с электрической силовой установкой для движения под водой и паровым двигателем для надводного плавания. Затем для движения в надводном положении начали применять бензиновую (или гораздо более безопасную дизельную) силовую установку.

17 мая 1897 г. американский инженер Джон Холланд спустил на воду подводную лодку «Холланд VI» водоизмещением 63 т. На судне был установлен автомобильный двигатель мощностью 43 л. с. для надводного хода и электродвигатель для подводного хода. Скорость в надводном состоянии составляла 8 узлов, в погруженном — 5 узлов. Купленная военным флотом США в 1900 г. «Холланд VI» получила обозначение «Холланд» SS-1 и стала одной из первых в истории США боевых подводных лодок.

подводные лодки история создания и развития. Смотреть фото подводные лодки история создания и развития. Смотреть картинку подводные лодки история создания и развития. Картинка про подводные лодки история создания и развития. Фото подводные лодки история создания и развития

Водоизмещение лодок постоянно увеличивалось. Если «Холланд» SS-1 имела водоизмещение до 70 т, то в 1907 г. на воду была спущена лодка водоизмещением 342 т, а в 1911 г. — 965 т. Именно такого водоизмещения достигли русские подводные лодки типа «Нарвал», строившиеся в 1911—1915 гг. в России по американскому проекту «Холланд». Вооружение составляло 4 торпедных аппарата (2 носовых и 2 кормовых) калибра 450 мм. 4 дизельных двигателя по 160 л. с. и 2 электромотора по 245 л. с. позволяли достигать надводной скорости 12 узлов, подводной — 10 узлов.

Подводные лодки Первой мировой войны

подводные лодки история создания и развития. Смотреть фото подводные лодки история создания и развития. Смотреть картинку подводные лодки история создания и развития. Картинка про подводные лодки история создания и развития. Фото подводные лодки история создания и развития

Субмарина U-9 образца 1910 г. была одной из первых германских подводных лодок. Она имела водоизмещение 611 т, экипаж состоял из 25 человек, на вооружении имелось 4 торпедных аппарата калибра 450 мм.

В 1914 г. была введена в эксплуатацию еще одна германская подводная лодка — U-35. Субмарина водоизмещением 971 т вооружалась четырьмя 500-мм торпедными аппаратами (2 носовыми и 2 кормовыми), запас составлял 6 торпед. За время службы (до 1918 г.) лодка совершила 19 боевых походов, в течение которых потопила вражеские суда (в основном торговые) водоизмещением более 500 000 т.

подводные лодки история создания и развития. Смотреть фото подводные лодки история создания и развития. Смотреть картинку подводные лодки история создания и развития. Картинка про подводные лодки история создания и развития. Фото подводные лодки история создания и развития

В 1916 г. со стапелей кильской верфи «Дойче Верке» спустился необычный корабль. Это была первая в мире торговая субмарина «Дойчланд» водоизмещением около 2000 т. Не от хорошей жизни Германия строила подобные суда: вся надводная торговля была блокирована британским флотом. Впрочем, в 1917 г. «Дойчланд» перешла в руки ВМФ Германии и путем установки двух торпедных аппаратов была переоборудована в боевую подводную лодку.

Британцы ответили созданием лодок типа «К» — настоящих подводных крейсеров водоизмещением 2800 т. Для надводного хода на них использовались паровые турбины мощностью 10 000 л. с.! Подобные грозные суда позволили Англии эффективно сражаться с германскими субмаринами.

Всего за время войны около 600 подводных лодок воевавших государств потопили 55 крупных надводных кораблей (линкоров, крейсеров и вспомогательных крейсеров), 105 эскадренных миноносцев и 33 подводные лодки (11% от числа погибших во время войны). Подводные лодки Германии во время войны потопили 5861 торговое судно общей грузовместимостью 13,2 млн т. Во время боевых действий из 372 немецких подводных лодок погибли 178 (48%).

подводные лодки история создания и развития. Смотреть фото подводные лодки история создания и развития. Смотреть картинку подводные лодки история создания и развития. Картинка про подводные лодки история создания и развития. Фото подводные лодки история создания и развития

подводные лодки история создания и развития. Смотреть фото подводные лодки история создания и развития. Смотреть картинку подводные лодки история создания и развития. Картинка про подводные лодки история создания и развития. Фото подводные лодки история создания и развития

Как одна лодка может решить исход войны?

Германская подводная лодка Первой мировой войны U-20 была спущена на воду в 1912 г. Этот подводный корабль стал печально знаменит. 7 мая 1915 г. по ошибке он потопил британский пассажирский лайнер «Лузитания». Погибли граждане Соединенных Штатов Америки, государства, до тех пор державшего военный нейтралитет. Это подтолкнуло США к вступлению в войну против Германии, что резко изменило ход войны не в пользу немцев.

подводные лодки история создания и развития. Смотреть фото подводные лодки история создания и развития. Смотреть картинку подводные лодки история создания и развития. Картинка про подводные лодки история создания и развития. Фото подводные лодки история создания и развития

Подводные лодки Второй мировой войны

К началу Второй мировой войны в составе флотов ведущих морских держав имелось следующее количество подводных лодок: Великобритания — 58, Германия — 57, США — 99, Франция — 77, Италия —105, Япония — 56. ВМФ СССР к началу Великой Отечественной войны располагал 212 субмаринами.

подводные лодки история создания и развития. Смотреть фото подводные лодки история создания и развития. Смотреть картинку подводные лодки история создания и развития. Картинка про подводные лодки история создания и развития. Фото подводные лодки история создания и развития

Одним из новшеств, примененных на флоте в конце Второй мировой войны, стал изобретенный в Германии шноркель — устройство, позволяющее дизельным двигателям работать на глубине. Благодаря его использованию отпала необходимость всплывать для подзарядки батарей. Однако операторы британских и американских РЛС достаточно быстро научились засекать выступающую из воды головку шноркеля, так что радикального снижения потерь германских подводных лодок не произошло.

Основу советского подводного флота в годы Второй мировой войны составляли лодки типа Щ (подводное водоизмещение — 700 т, вооружение — 6 торпедных аппаратов). Их действия были весьма успешными, ни один другой тип кораблей в советском флоте не получил такого количества почетных званий и наград. Например, лодка Щ-317 под командованием капитан-лейтенанта Н. Мохова, действовавшая в южной части Балтийского моря, потопила 5 транспортов противника общим водоизмещением 46 000 т.

ВМФ СССР, в свою очередь, лишился во Второй мировой войне 102 подводных лодок.

подводные лодки история создания и развития. Смотреть фото подводные лодки история создания и развития. Смотреть картинку подводные лодки история создания и развития. Картинка про подводные лодки история создания и развития. Фото подводные лодки история создания и развития

Во время Второй мировой войны появился самый многочисленный класс подводных лодок ВМФ США за всю историю. С 1942 по 1946 г. были выпущены 122 дизель-электрические подводные лодки класса «Балао» водоизмещением 2500 т. Основное вооружение составляли десять 533-мм торпедных аппаратов с запасом 24 торпеды; кроме того, на орудийной палубе располагались автоматические зенитные пушки калибра 40 или 20 мм. К этому классу принадлежала, например, лодка «Пампанито» под номером SS-383. Сейчас это корабль-музей, Национальный исторический памятник США.

В 1938—1943 гг. на японских судостроительных верфях было построено 20 подводных лодок типа 1-15 — самого многочисленного типа крейсерских субмарин японского ВМФ. Водоизмещение составляло 3654 т, вооружение — 6 носовых 533-мм торпедных аппаратов (боезапас 17 торпед), а также гидроплан. Все субмарины этого типа погибли в боях в 1942—1945 гг.

подводные лодки история создания и развития. Смотреть фото подводные лодки история создания и развития. Смотреть картинку подводные лодки история создания и развития. Картинка про подводные лодки история создания и развития. Фото подводные лодки история создания и развития

Самая крупносерийная партия подводных лодок в истории флота была построена для германского Кригсмарине. Субмарины типа VII были выпущены с 1935 по 1945 г. общей серией в 703 лодки. Они имели водоизмещение 871 т и относились к среднему классу. Лодки вооружались 4 носовыми и 1 кормовым торпедными аппаратами калибра 533 мм, боезапас составлял 14 торпед или 26 мин. Одна из лодок этого класса под номером U-995 окончательно была выведена из состава флота в 1965 г. и сейчас служит в качестве музейного корабля.

Кригсмарине — официальное название германских военно-морских сил в период Третьего рейха

Во время Второй мировой войны с обеих сторон погибли 1123 подводные лодки (из 1978 принимавших участие, то есть более половины). Треть из них потоплена самолетами, треть — надводными кораблями, и только 6,5% уничтожено подводными лодками.

подводные лодки история создания и развития. Смотреть фото подводные лодки история создания и развития. Смотреть картинку подводные лодки история создания и развития. Картинка про подводные лодки история создания и развития. Фото подводные лодки история создания и развития

За время войны германские, японские и итальянские подводные лодки потопили 2828 судов США, Англии, Франции, их союзников и нейтральных государств общей грузовместимостью 14,5 млн т (68% общих потерь судов союзников). В ответ субмарины союзников уничтожили транспорты противника общей грузовместимостью около 5,8 млн т. Кроме транспортов подводные лодки всех иностранных государств уничтожили 395 боевых кораблей: 75 подводных лодок, 17 авианосцев, 3 линкора, 32 крейсера, 122 эсминца и 146 других надводных кораблей.

подводные лодки история создания и развития. Смотреть фото подводные лодки история создания и развития. Смотреть картинку подводные лодки история создания и развития. Картинка про подводные лодки история создания и развития. Фото подводные лодки история создания и развития

подводные лодки история создания и развития. Смотреть фото подводные лодки история создания и развития. Смотреть картинку подводные лодки история создания и развития. Картинка про подводные лодки история создания и развития. Фото подводные лодки история создания и развития

Послевоенные дизель-электрические подводные лодки

По окончании Второй мировой войны развитие подводных лодок происходило под сильным влиянием достижений германского флота. Германский Кригсмарине успел разработать весьма эффективные подводные аппараты, но, к счастью для союзников, поставить их на вооружение и использовать по назначению уже не удалось.

подводные лодки история создания и развития. Смотреть фото подводные лодки история создания и развития. Смотреть картинку подводные лодки история создания и развития. Картинка про подводные лодки история создания и развития. Фото подводные лодки история создания и развития

Советские конструкторы на базе германской подводной лодки серии XXI разработали лодку проекта 613 водоизмещением 1350 т. Ее энергетическая установка состояла из двух дизелей и электродвигателей. Вооружение включало 4 носовых и 2 кормовых 533-мм торпедных аппарата. Под водой лодка развивала скорость хода до 13,1 узла, в надводном положении — до 18,3 узла. Командование ВМФ СССР планировало построить сразу 340 таких лодок. С 1950 по 1957 г. удалось изготовить 215 единиц, что стало рекордной цифрой серийного выпуска подводных лодок в отечественном кораблестроении.

Примерно тогда же в Советском Союзе была разработана более крупная лодка проекта 641. Эта субмарина водоизмещением 1950 т имела на вооружении сразу 10 торпедных аппаратов (6 носовых и 4 кормовых) калибра 533 мм. Боезапас составлял 22 торпеды или 32 мины. Всего было построено 75 таких подводных кораблей.

подводные лодки история создания и развития. Смотреть фото подводные лодки история создания и развития. Смотреть картинку подводные лодки история создания и развития. Картинка про подводные лодки история создания и развития. Фото подводные лодки история создания и развития

Новые германские лодки проекта 212 оснащаются гибридной двигательной установкой. Под водой используются аккумуляторные батареи, а для плавания в надводном положении — традиционный дизель-генератор. Лодка имеет водоизмещение 1830 т. Под водой она может идти со скоростью до 20 узлов, скорость надводного хода — 14,2 узла. Вооружение состоит из 6 торпедных аппаратов.

Высоким спросом на мировых рынках вооружений пользуются советские/российские подводные лодки проекта 877 «Варшавянка» и аналогичные им лодки проектов 636 и 677.

подводные лодки история создания и развития. Смотреть фото подводные лодки история создания и развития. Смотреть картинку подводные лодки история создания и развития. Картинка про подводные лодки история создания и развития. Фото подводные лодки история создания и развития

По проекту 877 изготовлено около 50 лодок. Они имеют водоизмещение 3950 т и оснащены энергетической установкой мощностью 3750 л. с. Скорость подводного хода достигает 17 узлов, надводного — 10 узлов. Вооружение состоит из 6 торпедных аппаратов.

Следует отметить, что наряду с традиционным торпедным вооружением многие современные дизель-электрические подводные лодки имеют и ракетное вооружение, причем крылатые и противокорабельные ракеты запускаются из стандартных торпедных аппаратов.

подводные лодки история создания и развития. Смотреть фото подводные лодки история создания и развития. Смотреть картинку подводные лодки история создания и развития. Картинка про подводные лодки история создания и развития. Фото подводные лодки история создания и развития

С 1990 по 2003 г. было построено 6 дизель-электрических подводных лодок типа «Коллинз» — единственных типов подводных лодок ВМФ Австралии. Эти субмарины водоизмещением 3353 т — настоящие гиганты среди дизель-электрических «одноклассниц». Их вооружение составляет 6 носовых 533-мм торпедных аппаратов с боезапасом 22 торпеды. Вместо торпед могут использоваться ракеты «Гарпун» (боезапас 22 ракеты) или мины (44 штуки).

подводные лодки история создания и развития. Смотреть фото подводные лодки история создания и развития. Смотреть картинку подводные лодки история создания и развития. Картинка про подводные лодки история создания и развития. Фото подводные лодки история создания и развития

Атомные подводные лодки — «великаны» морских глубин

подводные лодки история создания и развития. Смотреть фото подводные лодки история создания и развития. Смотреть картинку подводные лодки история создания и развития. Картинка про подводные лодки история создания и развития. Фото подводные лодки история создания и развития

В 1954 г. в состав флота США была принята атомная подводная лодка SSN 571 «Наутилус». Ее водоизмещение составляло 4000 т, максимальная скорость подводного хода — 22,5 узла. Вооружение состояло из 6 торпедных аппаратов.

В 1956 г. в США приступили к постройке первых атомных подводных лодок, вооруженных баллистическими ракетами, которые стартовали с лодки в подводном положении. Уже строящуюся торпедную атомную субмарину типа «Скип-джек» оснастили секцией с 16 шахтами для пуска баллистических ракет «Поларис» А1 с дальностью полета 2200 км. Новая лодка получила обозначение SSBN 598 «Джордж Вашингтон». Она имела водоизмещение 7000 т, скорость подводного хода достигала 30,5 узла. За 5 лодками этого типа последовали 5 ракетных лодок типа «Этан Аллен» подводным водоизмещением 7880 т с баллистическими ракетами «Поларис» А2 с дальностью полета 2800 км.

подводные лодки история создания и развития. Смотреть фото подводные лодки история создания и развития. Смотреть картинку подводные лодки история создания и развития. Картинка про подводные лодки история создания и развития. Фото подводные лодки история создания и развития

Самой многочисленной стала серия ракетных лодок типа «Лафайетт», состоявшая из 31 корабля, каждый из которых имел 16 баллистических ракет «Поларис» А2 или «Поларис» АЗ (дальность полета 4630 км). Позже часть лодок была перевооружена ракетами «Посейдон» СЗ с разделяющейся головной частью (дальность полета 4630 км).

С 1981 г. в состав ВМФ США поступают ракетные атомные подводные лодки серии «Огайо». Их ракетный отсек включает 24 шахты для пуска баллистических ракет «Трайдент» с дальностью полета 8056 км.

подводные лодки история создания и развития. Смотреть фото подводные лодки история создания и развития. Смотреть картинку подводные лодки история создания и развития. Картинка про подводные лодки история создания и развития. Фото подводные лодки история создания и развития

Советские лодки проекта 667А (шифр «Навага») по примеру американских лодок имели отсек с 16 пусковыми шахтами ракет Р-27 с максимальной дальностью полета 2500 км. Лодки могли развивать скорость подводного хода до 27 узлов. За внешнее сходство с американскими ракетоносцами советские моряки неофициально называли их «Ваня Вашингтон». Всего по проекту 667А и последующим модификациям было изготовлено 77 подводных ракетоносцев, что стало самой крупной серией таких кораблей в мире.

Советским ответом на создание ракетоносцев «Огайо» стала разработка новой стратегической системы «Тайфун», в состав которой вошли атомная подводная лодка проекта 941 (шифр «Акула») и межконтинентальная ракета Р-39 с дальностью полета до 10 000 км.

подводные лодки история создания и развития. Смотреть фото подводные лодки история создания и развития. Смотреть картинку подводные лодки история создания и развития. Картинка про подводные лодки история создания и развития. Фото подводные лодки история создания и развития

Не все ядерные субмарины столь огромны. Во флотах стран мира состоят на вооружении многоцелевые лодки, предназначенные для борьбы с атомными подводными ракетоносцами. Новейшим типом подобных кораблей являются атомные подводные лодки типа «Астьют» ВМФ Великобритании. Это небольшие малошумящие подводные аппараты водоизмещением 7800 т. На их вооружении имеются 6 носовых 533-мм торпедных аппаратов, 48 торпед или ракет, а также крылатые ракеты «Томагавк» и противокорабельные ракеты «Гарпун». Первая подводная лодка типа «Астьют» введена в строй в 2010 г., еще 8 лодок находятся в процессе постройки. Новейшим американским аналогом британских «Астьют» являются атомные подводные лодки класса «Вирджиния». Головная лодка нового типа — SSN-774 «Вирджиния» — вошла в состав флота в 2004 г. Предполагается, что ВМС США получит 30 лодок этого типа. Водоизмещение аналогично британской «Астьют» — 7900 т. Схоже и вооружение: 4 торпедных аппарата (боезапас 26 торпед), а также 12 пусковых устройств ракет «Томагавк».

По имеющимся сведениям, в конце XX в. в составе флотов стран НАТО находилось 217 подводных лодок, из которых 124 — атомные.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *