Поурочный план русский язык 2 класс что такое текст
Русский язык. 2 класс
Конспект урока
Русский язык. 2 класс.
Урок 5. Что такое текст
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
Текст — это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений. Предложения в тексте объединены общей темой и связаны друг с другом по смыслу.
Основная и дополнительная литература по теме урока
Открытый электронный ресурс по теме урока
Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Сегодня на уроке вы познакомитесь с понятием«текст», научитесь отличать текст от набора предложений.
Вы уже знаете, что наша речь состоит из слов. Слова мы можем объединять в предложения.
Предложение — это не просто набор слов. Это группа слов, связанных между собой по смыслу. Например: яркое, солнце, из-за, выглянуло, облаков. Будет ли это предложением? Конечно, нет. Предложение должно выражать законченную мысль. Составим из этих слов предложение. Из-за облаков выглянуло яркое солнце. Теперь перед нами предложение.
Первое слово в предложении пишется с большой буквы. В конце предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знак.
Из предложений мы можем составить текст. Но предложения в тексте должны быть выстроены в определённом порядке. Если этот порядок нарушить, получится бессмысленный набор слов или предложений.
Перед вами несколько предложений.
Как видите, это тоже не текст. Нарушен порядок предложений. Давайте восстановим его.
Теперь перед нами текст. Предложения в нем стоят в определённом порядке. Они связаны между собой по смыслу. В тексте говорится об осени, о том, какое это чудесное время года. Мы можем придумать заголовок. Например, «Чудная осень».
Рассмотрим ещё один пример.
Вечером мы возвращались домой началась гроза гремел гром сверкала молния ветер яростно качал деревья.
Этот текст трудно читать. Нет деления на предложения.
Выделим предложения, поставив недостающие знаки препинания.
Вечером мы возвращались домой. Началась гроза. Гремел гром. Сверкала молния. Ветер яростно качал деревья.
Текст восстановлен. В тексте идёт речь о грозе. Поэтому его можно озаглавить «Гроза».
Сегодня на уроке вы узнали, что текст — это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений. Предложения в тексте стоят в определённом порядке и связаны между собой по смыслу. Текст можно озаглавить.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Является ли данная запись текстом?
Солнце часто прячется за тучи. Космонавты готовились к полёту. Коля читал интересную книгу. Мама пошла в магазин.
Подсказка: текст — это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений; предложения в тексте объединены общей темой и связаны друг с другом по смыслу.
Задание: Последовательность предложений.
Укажите последовательность предложений.
__На ней растут цветы.
__Большие цветы золотыми головками качают.
__Есть у нас во дворе клумба.
__Эти маленькие цветы очень похожи на бабочек.
__А маленькие цветы лепестками машут.
Подсказка:предложения в тексте стоят в определённом порядке и связаны между собой по смыслу.
2 На ней растут цветы.
3 Большие цветы золотыми головками качают.
1 Есть у нас во дворе клумба.
5 Эти маленькие цветы очень похожи на бабочек.
Открытый урок по русскому языку во 2-м классе по теме «Общее понятие о тексте»
развить умение отличать текст от предложений; определить роль текста в общении людей.
обучающие – знакомство с понятием текст, закрепление понятия об устной и письменной речи;
развивающие – умение отличать текст от предложений,
воспитательные – умение работать в парах.
Ход урока
I. Сообщение темы и цели урока.
Сегодня у нас первый урок после каникул. Давайте вспомним самое начало наших занятий.
– Что такое речь? ( Всё, что мы говорим, пишем, читаем)
– Для чего нужна речь? (Чтобы общаться)
– Какая бывает речь? (Устная и письменная)
Сейчас мы немного поиграем. Игра называется “Какая это речь”. Девочки поднимают руки когда услышат об устной речи, мальчики – о письменной.
а) два товарища беседуют;
б) ученик отвечает урок;
в) ученик пишет на доске;
г) бабушка написала письмо;
д) мама читает газету;
е) учитель объясняет урок;
ж) мама оставляет записку дочке;
з) дочка читает записку.
– Из чего состоит наша речь? (Из предложений)
– Что называется предложением (Законченная мысль)
Сегодня мы с вами узнаем, что же образуют несколько предложений.
А сейчас открываем тетради, оформляем начало работы и переходим к чистописанию.
II. Чистописание.
Чуткие черепахи чересчур часто чихают.
– Какой звук встречается в каждом слове?
– В чем его особенность? (Всегда мягкий)
– Какая буква обозначает этот звук на письме?
– Сегодня на уроке мы будем работать над правописанием заглавной и строчной буквами Ч,ч.
Чч Чч Ач еч оч яч Чу Ча Че Чл
Чтение – лучшее учение.
– Фамилия какого известного детского писателя начинается на эту букву?(К.И. Чуковский.)
III. Работа по теме урока.
1.– А сейчас новое задание. Прочитайте, что написано в левом столбике?
Оса – это насекомое.
На цветок села красивая бабочка.
К нам в окно влетел жук.
– Что написано в этом столбике? (Предложения.)
– Сколько предложений? (Три.)
– О ком говориться в каждом предложении? ( Об осе, бабочке, жуке)
– Сколько картинок можно нарисовать? (Три).
– Можно ли подобрать общее название к этой записи?
Прочитайте, что написано в правом столбике?
Оса – это насекомое.
У осы шесть лапок.
У осы есть жало.
– Что написано в этом столбике? (Тоже предложения.)
– Сколько предложений? (Три.)
– О ком говориться в каждом предложении? (Об осе)
– Сколько картинок можно нарисовать? (Одну).
– Можно ли подобрать общее название к этой записи? (Оса)
Давай сравним эти записи.
– Чем похожи записи? (Они про насекомых). Это тема наших записей.
– Чем отличаются? (В левом про разных насекомых, отдельные предложения. В правом – все об осе, предложения связаны по смыслу).
Предложения связанные по смыслу образуют текст.
Слово текст вам знакомо с уроков литературы. Теперь вы знаете, что оно обозначает.
Давай попробуем сделать вывод: что же такое текст?
тема,
общая мысль,
можно озаглавить
Текст имеет тему -о ком-то или о чём-то рассказывает.
Предложения связаны общей мыслью -что я расскажу о предмете, событии.
Текст можно озаглавить.
2. Работа по учебнику.
Кто такие пингвины? Пингвины — это птицы. Но птицы особенные. Они не умеют летать. Пингвины хорошо плавают. Пищу они добывают в воде, а большую часть суток проводят на суше.
– Будут ли эти предложения являться текстом? Докажите.(Есть тема, общая мысль)
Сам.работа. Дети отвечают на вопросы по тексту.
– Для ответа надо выбрать предложения из текста.
– Прочитайте, что у вас получилось? (Пингвины — это птицы. Они не умеют летать. Пингвины хорошо плавают. Пищу они добывают в воде, а большую часть суток проводят на суше.)
– То, что вы написали, будет являться текстом? Докажите.
3. Прочитайте правила.
– Что вы можете добавить к этой формулировке? (Предложения объединены одной темой.)
IV. Физкультминутка.
V. Закрепление изученного.
– К каждой картинке придумайте несколько предложений. (Мальчик заболел. Ему скучно лежать дома одному.) (К нему в гости пришли друзья. Они принесли ему интересную книгу.)
– Как можно озаглавить наш текст? (Друзья)
2.– Следующее задание у вас будет на карточках. Выполнять вы его будете в парах. Надо определить, будут ли предложения являться текстом.
В доме жили три медведя. Испекла старуха колобок. Медведи ушли гулять.
_________________________________________________________________
Жили-были старик со старухой. Испекла старуха колобок. Снесла как-то раз курочка яичко.
_________________________________________________________________
Жил на свете старик. Посадил дед репку. Позвал старик к себе однажды сыновей.
________________________________________________________________
– Почему это не текст? Докажите это друг другу.
Давайте исправим так, чтобы получился текст.(Их домик стоял в чаще леса. Была у них курочка Ряба. И было у него три сына.)
Как только придумаете, поднимите руку и я подойду. Вы мне на ушко скажете.
Ненужное предложение зачеркнете, а придуманное запишете.
МОУ «Ортуйская средняя общеобразовательная школа»
2 класс. (Система Л.В. Занкова)
Учитель: Харалдаева Доржиханда
Цель урока: сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков
1. Совершенствовать практические навыки узнавания изученных орфограмм.
Способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке материала, обогащению словарного запаса детей.
2. Развивать внимание, умение логически мыслить, вести диалог. Использовать компьютерные программы с целью активного вовлечения учеников в учебную деятельность.
3. Воспитывать доброе отношение к русскому языку, уверенность каждого ученика в собственных силах, дать возможность проявить творчество.
I. Вводно – мотивационный этап.
1. Эмоциональный настрой на урок (диалог учителя и учащихся).
– Дети, вам тепло? (Да!)
– В классе светло? (Да!)
– Прозвенел уже звонок? (Да!)
– Уже закончился урок? (Нет!)
– Только начался урок? (Да!)
– Хотите учиться? (Да!)
– Значит можно всем садиться!
Открываем тетради, записываем дату.(Двадцать шестое ноября. Классная работа)
Ученик: У доски ученик выстраивает цепочку:
Учитель: В этой цепочке не хватает одного слова.
Чтобы узнать, нам надо выполнить следующее задание.Чистописание. Запись : (Слайд№1)
— Из первой строки выпишите лишнюю букву (буква т – глухая согласная)
— В слове второй строки найдите орфограмму, выпишите эту букву (с)
— Из слова третьей строки выпишите безударную гласную в корне слова.(е)
— Из пятой строки выпишите букву, обозначающую парный глухой согласный звук (к)
Подчеркните самую красивую букву, покажите друг другу. Если вам понравилась работа соседа, поставьте звездочку.
Учитель: Приходилось ли вам слышать слово «текст?»
Учитель: О чем мы будем говорить сегодня на уроке? (О тексте…)
Как можно назвать тему урока?
Ученик: Текст – что это такое? (Что такое текст?)
I I. Операционно – содержательный этап.
Учитель: Запишите тему урока.
3.Учитель: Прочитайте две записи и попробуйте определить, где текст.
Медведь – это животное. Мальчик любит свою собаку. Художник нарисовал зверя.
Медведь – это дикое животное. Живет в лесной зоне. Зимой впадает в спячку. Любит мед и ягоды.
Как понимаете смысл слова «впадает»? – погружается в состояние спячки. Еще какие животные погружаются в спячку? (Еж, крот, черепаха, барсук и т.д.)
Почему? (Еж зимой не найдет насекомых, а медведь не найдет фруктов или маленьких млекопитающих.)
— Какая запись является текстом? Докажите.
— Какой вывод можно сделать?
Вывод: Текст состоит из предложений, которые связаны по смыслу.
Поурочное планирование по русскому языку: «Текст» (2 класс)
Цель урока: сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков
1. Совершенствовать практические навыки узнавания изученных орфограмм.
Способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке материала, обогащению словарного запаса детей.
2. Развивать внимание, умение логически мыслить, вести диалог. Использовать компьютерные программы с целью активного вовлечения учеников в учебную деятельность.
3. Воспитывать доброе отношение к русскому языку, уверенность каждого ученика в собственных силах, дать возможность проявить творчество.
ХОД УРОКА
I . Вводно – мотивационный этап.
1. Эмоциональный настрой на урок (диалог учителя и учащихся).
– Дети, вам тепло? (Да!)
– В классе светло? (Да!)
– Прозвенел уже звонок? (Да!)
– Уже закончился урок? (Нет!)
– Только начался урок? (Да!)
– Хотите учиться? (Да!)
– Значит можно всем садиться!
Открываем тетради, записываем дату.(Двадцать шестое ноября. Классная работа)
звук →слог→слово→предложение.
Учитель: В этой цепочке не хватает одного слова.
Чтобы узнать, нам надо выполнить следующее задание. Чистописание. Запись : (Слайд№1)
— Из первой строки выпишите лишнюю букву (буква т – глухая согласная)
— В слове второй строки найдите орфограмму, выпишите эту букву (с)
— Из слова третьей строки выпишите безударную гласную в корне слова.(е)
— Из пятой строки выпишите букву, обозначающую парный глухой согласный звук (к)
Подчеркните самую красивую букву, покажите друг другу. Если вам понравилась работа соседа, поставьте звездочку.
Ученик: Текст.
Учитель: Приходилось ли вам слышать слово «текст?»
Учитель: О чем мы будем говорить сегодня на уроке? (О тексте…)
Как можно назвать тему урока?
Ученик: Текст – что это такое? (Что такое текст?)
I I. Операционно – содержательный этап.
Учитель: Запишите тему урока.
Медведь – это животное. Мальчик любит свою собаку. Художник нарисовал зверя.
Медведь – это дикое животное. Живет в лесной зоне. Зимой впадает в спячку. Любит мед и ягоды.
Как понимаете смысл слова «впадает»? – погружается в состояние спячки. Еще какие животные погружаются в спячку? (Еж, крот, черепаха, барсук и т.д.)
Почему? (Еж зимой не найдет насекомых, а медведь не найдет фруктов или маленьких млекопитающих.)
— Какая запись является текстом? Докажите.
— Какой вывод можно сделать?
Вывод: Текст состоит из предложений, которые связаны по смыслу.
5 . Групповая работа с деформированным текстом.
Восстановите деформированный текст. (Дать группам разрезанные по предложениям текст)
Выскочила одна горошина.
Обезьяна несла две полные горсти гороху.
Она бросилась поднимать и просыпала все.
Обезьяна хотела поднять ее и просыпала 20 горошинок.
Тогда она рассердилась разбросала весь горох.
-Теперь применим теоретические знания на практике. Прочитайте предложения (справа) на доске (открывается деформированный текст).
Ученик читает.
— Можно ли назвать это текстом? Докажите. (Я ничего не понял. Нельзя понять основную мысль. Я думаю, что это нельзя назвать текстом.)
Восстановите перепутанную логическую цепочку предложений.
Обезьяна несла две полные горсти гороху.
Выскочила одна горошина.
Обезьяна хотела поднять ее и просыпала 20 горошинок.
Она бросилась поднимать и просыпала все.
***.
(Придумайте концовку к тексту)
III. Рефлексивно – оценочный этап.
Проверка усвоения темы.
1. Текст состоит из предложений
2. К тексту нельзя придумать заглавие
3. Все предложения в тексте имеют границы
4. Предложения в тексте не имеют определенной последовательности
5. В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится.
6. Текст можно разделить на части
7. Каждая часть текста записывается с красной строки
Резерв. Работа по учебнику «Русский язык» А. В. Поляковой, II класс (1-4).
— Какие открытия на уроке вы для себя сделали?
Ответы детей:
— Я узнал, что каждое предложение имеет границы.
— Я запомнил признаки текста.
— Я обрадовался, когда меня попросили работать на интерактивной доске
Урок русского языка на тему «Что такое текст?»(2 класс)
Урок русского языка во 2 классе
Тема урока: Текст. Что такое текст?
Цель урока : Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков
1. Совершенствовать практические навыки узнавания изученных орфограмм.
Способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке материала, обогащению словарного запаса детей.
2. Развивать внимание, умение логически мыслить, вести диалог.
3. Воспитывать доброе отношение к русскому языку, уверенность каждого ученика в собственных силах, дать возможность проявить творчество.
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
— Итак, вперёд, за новыми знаниями.
2. Актуализация знаний и умений.
— Разгадайте ребус и определите тему нашего урока.
— Тема нашего урока сегодня «Текст».
— Попробуйте объяснить значение этого слова. Что такое текст?
— Прочитайте и сравните две записи на доске:
Слоны – умные животные.
Слоны- умные животные. Их учат, и они всякую работу делают: и бревна таскают, и землю копают, и воду таскают. Они даже гулять с детьми ходят и смотрят, чтобы детей никто не обидел.
– Что за записи перед нами?
(В первом столбике – предложение, во втором – текст.)
— А что выражает предложение? (Предложение выражает законченную мысль.)
— А что же такое текст? Как в нём выражена мысль в отличие от предложения?
(Текст это несколько предложений. Мысль выражена не одним, а несколькими предложениями).
– О чём рассказывается в тексте? (О слонах )
– Вы представили себе картину, с которой начинается текст?
Можно прикрепить на доске иллюстрацию с изображением слонов.
– Что могут делать слоны? (Всякую работу)
– Из какого предложения вы об этом узнали? Зачитайте. (Их учат, и они всякую работу делают: и бревна таскают, и землю копают, и воду таскают. )
– Что еще могут делать эти умные животные? (Они даже гулять с детьми ходят и смотрят, чтобы детей никто не обидел.)
– Итак, из чего же состоит текст? (Из предложений.)
— Давайте попробуем вместе сформулировать вывод по нашим наблюдениям. Запишем на доске наш вывод.
2. – Скажите, пожалуйста, могут ли быть в тексте любые предложения? Например :.
— Это высказывание текст? Почему нет? Ведь это же высказывание из нескольких предложений. (Эти предложения о разном, нет общей мысли).
— Верно, ребята. В тексте все предложения взаимосвязаны, то есть объединены общим смыслом, единством темы.
— А в нашем тексте, о чём говорится? (О слонах). Какая тема объединяет все предложения текста? ( Слоны).
— Что ещё нужно добавить в наше правило о тексте?
Текст – это высказывание, состоящее из нескольких предложений. Предложения объединяет общая тема.
3. – Как вы думаете, а какая основная мысль была в этом тексте, какой главный смысл хотел нам передать автор? ( Показать умения слонов).
— В каком предложении заключена основная мысль? (Их учат, и они всякую работу делают )
— Давайте продолжим наше правило:
Текст – это высказывание, состоящее из нескольких предложений. Предложения объединяет общая тема.
Предложения связаны друг с другом по смыслу.
4. – А можно ли наш текст озаглавить. Какой заголовок (название) вы могли бы предложить?
— Есть один секрет, как правильно озаглавить текст. Откройте этот секрет самостоятельно, познакомившись с информацией на листочках.
«Текст можно озаглавить. Заглавие подходит ко всему содержанию и охватывает все предложения. Заголовок передаёт тему или основную мысль».
— Какой секрет вы узнали? (Заголовок можно подобрать по теме текста или по главной мысли).
– Подумайте, какой заголовок можно подобрать к этому тексту по теме? (« Слоны»)
— А по главной мысли? («Умные животные».)
Давайте закончим наше правило:
Текст – это высказывание, состоящее из нескольких предложений. Предложения объединяет общая тема.
Предложения связаны друг с другом по смыслу.
Текст можно озаглавить по теме или по главной мысли.
Физкультминутка «Дует ветер нам в лицо…»
А)- Давайте попробуем применить наше правило, поупражняться в поисках текстов.
— Прочитайте про себя. Какое задание мы будем выполнять?
(Прочитать записи. Сравнить их между собой. Определить где текст, где просто слова, а где не связанные друг с другом предложения.)
— Прочитайте первую запись. Что вы о ней можете сказать?
(Это просто слова, не предложение, не текст).
— Почему вы так решили?
(Слова не связаны друг с другом, записаны через запятую, их не связывает общая мысль, они не передают мысль).
— Что вы скажете о второй записи? (Это предложения, но не текст).
— Почему? Объясните, используя наше правило.
— Это высказывание состоит из нескольких предложений.
Предложения объединяет общая тема.
— Эти предложения общая тема не объединяет. Первое предложение о свиристелях. Второе о рыбах.
Предложения связаны друг с другом по смыслу.
— Эти предложения не связывает общая мысль.
Текст можно озаглавить по теме или по главной мысли.
— Раз нет общей темы, нет общей мысли, значит нельзя озаглавить.
Вывод: Это не текст.
— Что вы скажите о третьей записи? Дайте ответ, опираясь на наше правило.
— Это высказывание состоит из нескольких предложений.
Предложения объединяет общая тема.
— Эти предложения объединяет общая тема – «Свиристели».
Предложения связаны друг с другом по смыслу.
Текст можно озаглавить по теме или по главной мысли.
— Этот текст можно озаглавить по теме «Свиристели», или по главной мысли «Свиристели – красивые птицы»
— Чем похожи все эти три записи? (Они состоят из слов).
— В чём отличие каждой записи от других? (Первая запись – просто слова, вторая запись – предложения, третья запись – текст).
Б) –Определите границы предложений (тренажер Барковской)
Яблоки растут на деревьях это сочные и сладкие фрукты они бывают разного цвета и вкуса в них много витаминов
(укажите количество предложений)
5. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
— Напомните тему урока.
— Какую цель ставили?
— Какое новое правило сформулировали?
— По какому плану будем действовать, определяя текст перед нами или нет? (Слушаем высказывания детей, определяем на каком уровне понимания материала они находятся).
Выучить правило, списать из упр. 12 текст, озаглавить его.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Конспект урока русского языка составлен для учащихся вторых классов, обучающихся по программе «Школа России». В разработке урока был использован учебник под редакцией В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, также материалы рабочей тетради, проверочных работ В.П.Канакиной; комплексный тренажер Н.Ф. Барковской.
Номер материала: ДБ-1299436
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
При засыпании человеческий мозг может решать сложные задачи
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Петербургский Политех перевел студентов на дистанционку
Время чтения: 1 минута
Московские школьники победили на международной олимпиаде по информатике
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.