повесть временных лет принятие христианства на руси
Из «Повести временных лет»: о крещении Руси
Ходили к болгарам [волжским], смотрели, как они молятся в храме, именуемом мечетью, стоят там распоясанные; сделав поклон, сядет и глядит туда и сюда, как безумный, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их.
И пришли мы к немцам, и видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой.
И пришли мы в греческую землю, и ввели нас туда, где служат они богу своему, и не знали — на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах.
В 988 году. Пошел Владимир с воинами на Корсунь, город греческий, и заперлись корсуняне в городе. И остановился Владимир на другой стороне города у залива на расстоянии полета стрелы от города. Изнемогали в городе люди, и сказал Владимир горожанам: «Если не сдадитесь, буду стоять больше 3 лет». По совету корсунянина Анастаса Владимир перекрыл воду, которая шла по трубе в город. Владимир, услыхав это, взглянул на небо и сказал: «Если это сбудется, крещусь сам». Тотчас велел копать поперек труб и перехватил воду. Люди изнемогли от жажды и сдались.
Владимир пришел в Киев; тотчас велел ниспровергнуть кумиры — одни изрубить, а другие предать огню. А Перуна повелел привязать к хвосту коня и стащить с горы по Боричеву въезду в ручей [Почайну] и приставил 12 мужей толкать Перуна шестами. Когда влекли Перуна по ручью к Днепру, верующие люди оплакивали его.
После этого Владимир послал по всему городу со словами: «Кого не окажется завтра на реке, богатого ли, убогого ли, нищего или раба, тот идет против меня».
Владимир повелел строить церкви и ставить в тех местах, где стояли кумиры. Церковь св. Василия поставил на холме, где стоял кумир Перуна и другие церкви, где приносили жертвы князь и люди. И начал Владимир ставить по городам церкви и, попов, а людей заставлял креститься по всем городам и селам. И стал брать у нарочитых [знатных] людей их детей и отдавать их в книжное учение.
Из церковного устава князя Владимира Святославича (996 г.)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Вот я, князь великий Василий, называемый Владимир, сын Святослава, внук Игоря и блаженной Ольги, воспринял святое крещенье от греческих царей Константина и Василия и Фотия патриарха и взял первого митрополита Михаила на Киев и на всю Русь, который крестил всю землю Русскую. И за тем, годами минувшими, создал церковь святую Богородицы и дал десятину к ней по всей земле Русского княжения и от всякого суда десятый грош, а из торга десятую неделю и из домов на всякий год десятое всякого стада и всякого имущества.
И после того посмотрел в греческий Номоканон и нашел в нем, что не подобает этих судов судить и тяжб князю и боярам его, ни его судьям. И посоветовался я со своей княгиней Анной и со своими детьми и дал святой Богородице и митрополиту и всем епископам. А кто посягнет на мое пожалование, с тем будет мне суд перед Богом, а митрополиту проклинать его [церковным] собором.
А вот митрополичьи люди церковные: игумен, игуменья, поп, попадья, попович, чернец, черница, дьякон, жена дьякона, просвирница, пономарь, вдова, калика, сторонник, задушный человек, прикладник, хромец, слепец, дьяк и все причетники церковные. Если кто [из них] совершит преступление, то судить тех митрополиту и епископам, кроме мирян.
Документ №15
Из « Повести временных лет»:о княжеских распрях.
Вопросы и задания к документу №15.
1. Вспомните, в чем причины описанных в летописи событий и как они назывались в истории средних веков?
2. К каким историческим последствиям привели эти события?
3. Какую нравственную оценку вы можете дать этим событиям?
В 1016 году пошел Ярослав против Святополка [своего родного брата], и остановились друг против друга по обе стороны Днепра; не смели ни те против этих, ни эти против тех начать.
Стояли три месяца друг против друга. Была страшная битва. Одолел Ярослав Святополка. Святополк же убежал к полякам. Ярослав сел в Киеве на столе отца и деда. Было тогда Яррславу 28 лет.
В 1018 году пришел Болеслав [король польский] с поляками вместе с Святополком против Ярослава. Ярослав собрал русь, варягов и славян и пошел против Болеслава и Святополка и победил Болеслав Ярослава. Ярослав с четырьмя мужами убежал в Новгород, а Болеслав со Святополком пошел в Киев. И сказал Болеслав: «Разведите дружину мою по городам для прокормления». И сделали так.
Святополк Окаянный сказал: «Сколько поляков по городам, избивайте их». И перебили поляков. Болеслав же бежал из Киева, захватив ценности и бояр и сестер Ярослава. Множество народу увел с собою, города занял и вернулся в свою землю. Святополк начал княжить в Киеве. И пошел Ярослав против Святополка, и бежал Святополк к печенегам.
В1019 году пришел Святополк с печенегами. Ярослав собрал множество воинов и вышел ему навстречу на Альту [реку]. Бой был жестокий, какого не было на Руси, и, за руки хватая друг друга, рубились и сходились трижды, так что по низинам кровь текла. К вечеру одолел Ярослав, а Святополк бежал.
Часть 8. Принятие христианства на Руси
ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ.
8.1.1. РАСПРОСТРАНЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА В МИРЕ К НАЧАЛУ 21 ВЕКА.
Христианство – одна из самых крупных и распространенных мировых религий. Численность верующих в начале 21 века составляла более 2,1 млрд. человек. В каждой стране мира имеется хотя бы одна христианская община. Религия основана на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в четырех канонических Евангелиях. Христиане верят, что Иисус из Назарета – это Мессия (Христос), сын Божий и Спаситель человечества. Они не сомневаются в его реальной историчности.
По мнению христиан, их религия зародилась в 1-м веке нашей эры в иудейской среде Палестины, которая была провинцией Римской империи. Сам Иисус Христос, его апостолы и первые последователи были евреями. Вначале религия распространялась в пределах Римской империи, а с 5-го века н.э. вышла за ее пределы. Через некоторое время, бывшая единой, религия раскололась на три ветви – Католицизм, Православие, Протестантизм, которые породили в свою очередь множество других направлений и сект. Но все сторонники различных ветвей и направлений христианства верят в единого Бога, настоящее имя которого никому неизвестно, но он является Творцом Вселенной и Человека. Также все верующие исповедуют единую идею о святой Троице: Бог- Отец, Бог- Сын, Бог- Дух Святой.
8.1.2. КАНОНИЧЕСКОЕ КРЕЩЕНИЕ РУСИ.
Каноническое принятие христианства на Руси и ее крещение произошло ВПЕРВЫЕ и ОКОНЧАТЕЛЬНО при князе Владимире Святославовиче в 988-989 годах. В этот период, согласно летописи, к нему приходили послы из разных стран и предлагали принять их веру. Князь Владимир долго размышлял, выбирал, сравнивал разные религии, пока все же решился остановиться на одной, по его мнению, самой правильной вере. Произошло это, как пишет «Повесть Временных лет», в 988-989 годах н.э. по скалигеровской хронологии.
С этого времени на Руси появилась церковная иерархия, состоявшая из иностранцев, прибывших из Греции. И только спустя десятки лет, уже при Ярославе Мудром, появился первый русский митрополит и церковные книги были переведены с греческого языка на славянский.
Принятие христианской религии и крещение русского народа – важное событие не только в истории церкви, но и в истории государства Руси. Поэтому при Романовых ему было уделено особое внимание.
В 1627 в Москве при царе Михаиле Федоровиче Романове и его отце патриархе Филарете был напечатан «Большой Катехизис». В книге имеется раздел под названием «О крещении русского народа». В нем утверждается, что имело место ЧЕТЫРЕ КРЕЩЕНИЯ РУСИ, А НЕ ОДНО.
8.1.3. ЧЕТЫРЕ КРЕЩЕНИЯ РУСИ И ВЫБОР РЕЛИГИИ КНЯЗЕМ ВЛАДИМИРОМ.
Таким образом, именно в 15 веке, когда единая христианская церковь начала разделяться на несколько ветвей, Владимир Святославович поставил вопрос не о крещении Руси, которая уже была окрещена до него, а о выборе христианской ветви веры, которую должна была исповедовать на Руси.
Но нам могут возразить, что в 15 веке правил Васили Второй (Темный). Тогда получается, что в «Повести временных лет» описана его эпоха, в том числе и последнее, четвертое, крещение Руси Великим князем Владимиром. Но ничего противоречивого здесь нет. Дело в том, что крестное имя Владимира Святославовича как раз и было – Василий.
Греческие авторы вообще не упоминают в своих произведениях о таком «эпохальном для Руси» событии, как ее крещение при Владимире Святославовиче. Ничего удивительного здесь тоже нет. Ведь они знали, что христианская религия на Руси уже имела место быть СТОЛЕТИЕМ РАНЬШЕ. И сами греки приняли христианство от Руси-Орды, а не наоборот, как нам утверждает миллеро-романовская история.
8.1.4. ВРЕМЯ КРЕЩЕНИЯ РУСИ В РАЗНЫХ ИСТОЧНИКАХ.
Следует учесть, что источники дают противоречивые указания в отношении точного времени крещения Руси. Христианизация же народов будущей Российской империи была длительным процессом и продолжалась на протяжении девяти веков. Слишком глубокие корни в сознании народов пустило язычество. Христианство, как государственная религия, стала преодолевать язычество только после того, как в эту религию стали внедрять языческие обряды, праздники и даже языческих богов под видом христианских святых. Все это со временем приобрело христианскую окраску.
По «Новой Хронологии» дата крещения Руси накладывается на 12 и на 14-15 века. Как было установлено «Новой Хронологией», распятие Иисуса Христа произошло в 1185 году, после чего его ученики-апостолы разошлись по белу свету, проповедуя учение своего казненного Учителя. Тогда же произошло первое крещение Руси апостолом Андреем Первозванным, прибывшим на приднепровские холмы. Это и есть 12 век.
Из вышеприведенного отрывка «Русского летописца» следует, что крещение Болгарской земли произошло в 1278 году. Перевод книг на славянский язык – это 1300 год. А крещение Русской земли накладывается на 1378 год. Этот год, очень близкий к 1370 году, к дате крещения Руси, указанной на нимбах икон с изображением Иисуса Христа. В этот 1370 год крестился Дмитрий Иванович, прозванный Донским (он же Константин Великий – император Византийский). Но сама огромная по территории Великая (Монгольская ) Империя и особенно ее окраины по существу оставались еще языческими.
Дата крещения Руси на иконах Иисуса Христа указана 6878 годом от Адама. Если пересчитать ее на годы нашей эры, то получится следующее: Новый год от Адама начинался в сентябре месяце, а Новый год нашей эры – в январе. В результате перерасчета получается, что 6878 год от Адама состоит из сентября-декабря 1369 года нашей эры и января-августа 1370 года нашей эры, т. е года, указанного на нимбе Иисуса Христа.
8.1.5. РОДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ ИИСУСА ХРИСТА.
В скалигеровских учебниках по истории тоже сохранился след принятия христианства в 14 веке, а именно – 18 октября 1369 года. В этот день и в этот год византийский император Иоанн Пятый Палеолог принял католическую веру. Как мы видим, здесь речь идет о третьем веке от рождества Христова в 1152 году. А это и есть вторая половина 14 века. В этот же время христианство было принято в Великой (Монгольской) Империи Дмитрием Донским, дубликатом которого в истории Западной Европы является византийский император Константин.
Но христианство на Руси было принято не только из-за государственных интересов. Великий князь московский Дмитрий Донской (он же – византийский император Константин Великий) считал себя РОДСТВЕННИКОМ ИИСУСА ХРИСТА. В московском Благовещенском соборе сохранились старые фрески, которые в период всеобщей фальсификации истории Руси не были сбиты, как это было сделано с фресками Успенского или Архангельского соборов, а записаны новыми изображениями. Когда записанные изображения были расчищены, под ними оказалось описание рода, ведущего начало от Иисуса Христа.
В данный род Спасителя были включены Великие русские князья – Дмитрий Донской, Василий Дмитриевич, Иван Третий, Василий Третий, а также «античные» философы и поэты – Платон, Плутарх, Аристотель, Вергилий, Зенон, Фукидид. Все они, согласно росписей Благовещенского собора, были родственниками Иисуса Христа.
Против принятия христианства на Руси в качестве государственной религии и лично против власти Великого князя Дмитрия Ивановича – родственника Иисуса Христа, выступил тысяцкий Иван Вельяминов. В европейских источниках он значится как византийский Максенций – сын Максимиана. Макси–Мин в переводе на русский язык означает Великий Мин, т.е. Вельямин. Названия Максимианов и Вельяминов – это одно и то же имя, но на разных языках. Сокращенным от имени Максимиан является известное имя – Мамай.
Под именем «Мамай» Иван Вельяминов известен из русских летописей. Он собрал огромную армию из профессиональных западных воинов и повел их на восточные войска Дмитрия Ивановича, состоящих в основном из ополченцев и приверженцев апостольской христианской религии. На стороне Мамая выступили князь Рязанский Ольг (Олег) и Литовский князь Ягайло, но в сражении на поле Куликовом их войска, как союзников, участия не принимали. Дмитрия Ивановича поддержали христианские православные священнослужители и большинство христиан, обожествляющих Иисуса Христа.
Первые пушки были сделаны из крепкого дерева дуба, в которых высверливали отверстия и превращали их, таким образом, в «христовы трубы». Заряжали порохом, в котором порошинки имели крестообразную форму – «знак креста». Вместо ядер в стволы пушек закладывали для поражения живой силы противника камни, кости и прочие твердые предметы.
Армия Мамая (Вельяминова) оказалась разбитой. Много воинов с одной и другой стороны погибли на поле боя. Дмитрий Иванович, принимавший участие в битве, был контужен. Мамай (Вельяминов) бежал с поля боя. После проигранного сражения, он отправился на юг страны в Крым, где союзные генуэзцы обещали ему помощь. Но они его предали и, более того, в городе Кафе вероломно убили, отрубив голову. Этим своим поступком генуэзцы то ли хотели угодить победителю, то ли завладеть богатой мамаевой казной. Скорее всего, преследовали обе цели.
В европейской истории Куликовская битва описана как сражение Константина Великого против Максенция. Армия Максенция также была разбита войсками Константина, сам он бежал с поля сражения, а потом ему, как и Мамаю, бывшие союзники отрубили голову
Победив в Куликовской битве, Дмитрий Донской (он же Константин Великий) одержал победу над противоположным направлением в христианстве, не признающим божественной сущности Иисуса Христа. И в этом же 1380 году он ввел в качестве ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРАВОСЛАВНУЮ АПОСТОЛЬСКУЮ ХРИСТИАНСКУЮ РЕЛИГИЮ во всей Великой (Монгольской) Империи. Православное христианство в борьбе с язычеством и с другими ветвями христианства, которая продолжалась почти две сотни лет, окончательно победило, укрепилось и стало определять на многие века пути духовного развития не только русских людей, но и всего человечества.
Евсевий в книге «История церкви» пишет: «Константин же, могущественный победитель…завладел Востоком и создал по старому образцу Единую Империю Римлян. В ней под его мирным Скипетром были все страны от Востока до крайнего Запада вместе с Севером и Югом. У людей пропал страх перед теми, кто их притеснял. В блеске и великолепии начались праздничные дни. Все было наполнено светом… Везде были развешаны указы победоносного императора, полные человеколюбия и терпимости».
Крещение Руси (из Повести Временных лет)
[1] В год 6495 (987). Созвал Владимир бояр своих и старцев градских и сказал им: «Вот приходили ко мне болгары, говоря: «Прими закон наш». Затем приходили немцы и хвалили закон свой. За ними пришли евреи. После же всех пришли греки, браня все законы, а свой восхваляя, и многое говорили, рассказывая от начала мира, о бытии всего мира. Мудро говорят они, и чудно слышать их, и каждому любо их послушать, рассказывают они и о другом свете: если кто, говорят, перейдет в нашу веру, то, умерев, снова восстанет, и не умереть ему вовеки; если же в ином законе будет, то на том свете гореть ему в огне. Что же вы посоветуете? что ответите?».
[2] И сказали бояре и старцы: «Знай, князь, что своего никто не бранит, но хвалит. Если хочешь поистине все разузнать, то ведь имеешь у себя мужей: послав их, разузнай, у кого какая служба и кто как служит Богу». И понравилась речь их князю и всем людям; избрали мужей славных и умных, числом 10, и сказали им: «Идите сперва к болгарам и испытайте веру их». Они же отправились, и, придя к ним, видели их скверные дела и поклонение в мечети, и вернулись в землю свою. И сказал им Владимир: «Идите еще к немцам, высмотрите и у них все, а оттуда идите в Греческую землю». Они же пришли к немцам, увидели службу их церковную, а затем пришли в Царьград и явились к царю. Царь же спросил их: «Зачем пришли?». Они же рассказали ему все. Услышав это, царь обрадовался и в тот же день сотворил им почести великие. На следующий же день послал к патриарху, так говоря ему: «Пришли русские разузнать о вере нашей, приготовь церковь и клир и сам оденься в святительские ризы, чтобы видели они славу Бога нашего». Услышав об этом, патриарх повелел созвать клир, сотворил по обычаю праздничную службу, и кадила взожгли, и устроили пение и хоры. И пошел с русскими в церковь, и поставили их на лучшем месте, показав им церковную красоту, пение и службу архиерейскую, предстояние дьяконов и рассказав им о служении Богу своему. Они же были в восхищении, дивились и хвалили их службу. И призвали их цари Василий и Константин, и сказали им: «Идите в землю вашу», и отпустили их с дарами великими и с честью. Они же вернулись в землю свою.
[4] Владимир вошел в город с дружиною своей и послал к царям Василию и Константину сказать: «Вот взял уже ваш город славный; слышал же, что имеете сестру девицу; если не отдадите ее за меня, то сделаю столице вашей то же, что и этому городу». И, услышав это, опечалились цари, и послали ему весть такую: «Не пристало христианам выдавать жен за язычников. Если крестишься, то и ее получишь, и царство небесное восприимешь, и с нами единоверен будешь. Если же не сделаешь этого, то не сможем выдать сестру за тебя». Услышав это, сказал Владимир посланным к нему от царей: «Скажите царям вашим так: я крещусь, ибо еще прежде испытал закон ваш и люба мне вера ваша и богослужение, о котором рассказали мне посланные нами мужи». И рады были цари, услышав это, и упросили сестру свою, именем Анну, и послали к Владимиру, говоря: «Крестись, и тогда пошлем сестру свою к тебе«. Ответил же Владимир: «Пусть пришедшие с сестрою вашею и крестят меня». И послушались цари, и послали сестру свою, сановников и пресвитеров. Она же не хотела идти, говоря: «Иду, как в полон, лучше бы мне здесь умереть». И сказали ей братья: «Может быть, обратит тобою Бог Русскую землю к покаянию, а Греческую землю избавишь от ужасной войны. Видишь ли, сколько зла наделала грекам Русь? Теперь же, если не пойдешь, то сделают и нам то же». И едва принудили ее. Она же села в корабль, попрощалась с ближними своими с плачем и отправилась через море. И пришла в Корсунь, и вышли корсунцы навстречу ей с поклоном, и ввели ее в город, и посадили ее в палате.
[5] По божественному промыслу разболелся в то время Владимир глазами, и не видел ничего, и скорбел сильно, и не знал, что сделать. И послала к нему царица сказать: «Если хочешь избавиться от болезни этой, то крестись поскорей; если же не крестишься, то не сможешь избавиться от недуга своего». Услышав это, Владимир сказал: «Если вправду исполнится это, то поистине велик Бог христианский». И повелел крестить себя. Епископ же корсунский с царицыными попами, огласив, крестил Владимира. И когда возложил руку на него, тот тотчас же прозрел. Владимир же, ощутив свое внезапное исцеление, прославил Бога: «Теперь узнал я истинного Бога». Многие из дружинников, увидев это, крестились.
Крестился же он в церкви святого Василия, а стоит церковь та в городе Корсуни посреди града, где собираются корсунцы на торг; палата же Владимира стоит с края церкви и до наших дней, а царицына палата – за алтарем. После крещения привели царицу для совершения брака. Не знающие же истины говорят, что крестился Владимир в Киеве, иные же говорят – в Василеве, а другие и по-иному скажут.
Глава 1. Появление христианства на Руси. Святой равноапостольный великий князь Владимир. Начало Русской Церкви.
1988 году русский народ праздновал тысячелетие Крещения Руси святым равноапостольным великим князем Киевским Владимиром, но о христианстве наши предки знали гораздо раньше.
Проникновение христианства на Русь. В IV в. св. Иоанн Златоуст писал о Христианской Церкви на берегах Азовского моря, а в IX в. там уже была митрополия, то есть большой и хорошо организованный церковный округ, связанный с Константинополем. Христианство было проповедано и в греческих колониях в Крыму. Эти колонии вели живую торговлю со славянскими племенами, расселенными по «великому водному пути из варяг в греки», который проходил от Балтийского моря до Днепра и по Днепру к Черному морю. Среди варягов и восточных славян (россов – как их называли греки, отсюда и нынешнее название нашей страны) некоторые, оказавшись в Византии по торговым делам или даже попав в плен во время войн Руси с Византией (в 860, 909 и 911 гг.), становились христианами. Затем они приносили христианскую веру на Русь. Христианкой стала и бабушка князя Владимира – святая великая княгиня Ольга (правила в 945–957 гг., ум. 969). К этому времени в Киеве была своя христианская церковь во имя Пророка Ильи.
– Если я приму твою веру, моя дружина меня засмеет.
Принятие христианства великим князем Владимиром. Внук княгини Ольги и сын Святослава, Владимир, стал Киевским великим князем в 979 г. после долгой и упорной борьбы со старшим братом Ярополком. Известно, что после своей победы он торжественно благодарил языческих богов и поставил их деревянные изображения.
По рассказу летописи, узнав об интересе князя к религиозным вопросам, к нему стали приходить разные проповедники, чтобы знакомить его с их верой, – мусульмане, иудеи, немецкие миссионеры и греческий монах.
Ислам не понравился Владимиру, так как запрещал пить вино.
– Веселие на Руси есть пити, не можем без того быти, – сказал князь.
– Вы говорите, что у вас нет отечества, что Бог рассеял вас по всей земле. Мы не хотим, чтобы с нами так случилось.
Немецких послов от Римского Папы Владимир принял с почетом, но не захотел принять «латинства», ссылаясь на то, что бабка его, княгиня Ольга, его не приняла.
Самое сильное впечатление произвел на него греческий монах, показавший ему икону Страшного Суда:
– Счастливы те, кто стоит по правую сторону и пойдет в рай, – промолвил Владимир.
Посоветовавшись с дружинниками, Владимир решил отправить послов в разные страны, чтобы посмотреть, кто как служит Богу. Послы, которые поехали в Константинополь, вернулись под сильным впечатлением красоты богослужения, которое они видели в храме Святой Софии.
– Мы не знали, где мы находимся – на небе или на земле, – говорили они.
Выслушав их, Владимир решил принять христианство от греков, как сделала это его бабка Ольга.
Но Владимир еще по нраву был язычником и хотел завоевать веру силой. Он потребовал от византийских императоров – соправителей Василия и Константина, чтобы они выдали за него замуж свою сестру Анну. А когда царевна побоялась идти за него замуж, то он в 987 г. занял греческий город в Крыму Херсонес (Корсунь). Императоры уговорили сестру, но Владимир не захотел ехать креститься в Византию, а потребовал, чтобы духовенство и царевна прибыли к нему в Корсунь.
Летопись рассказывает, что еще до приезда Анны у Владимира началась тяжелая болезнь глаз. Приехавшая царевна сумела убедить его, что крещение в христианскую веру может его исцелить от слепоты духовной и телесной. Владимир крестился, и зрение его восстановилось.
Крещение Руси в 988 году. Вернувшись затем со своей княгиней в Киев, Владимир начал новую жизнь. Когда он был язычником, у него было множество жен, народивших ему много детей. Всех своих прежних жен он отпустил, оставив у себя двенадцать сыновей, которых окрестил.
Владимир послал глашатаев по всему городу с объявлением: «Кто не придет завтра на реку – будь то богатый или бедный, или нищий или раб – мне не друг». Летопись говорит, что люди шли с радостью, хотя, наверное, были и такие, которые шли из боязни прогневать князя. «Повесть временных лет» так описывает это событие: «Сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли· там, одни по шею, другие по грудь, некоторые держа младенцев. Священники совершали молитвы, стоя на месте. И была радость на небе и на земле о спасении стольких душ».
Владимир – христианский князь. Жизнь Владимира совершенно изменилась после его крещения. Он продолжал твердо управлять своим княжеством, но в отношениях с людьми стал добрым и сострадательным. Некоторое время он не решался утверждать справедливые наказания преступников, говоря: «Боюсь греха». Он продолжал устраивать пиры с угощениями, но звал на них всех – и богатых, и бедных, и знатных, и простых людей. Его смущало, что больные и немощные люди не могут сами добраться до княжеского двора, и он приказал снаряжать телеги с угощением и развозить по городу, разыскивая больных и бедных, которые не могут ходить. По желанию князя, такие угощения для бедных стали устраиваться и в других городах и деревнях.
Первоначальное устройство Русской Церкви. Позаботился Владимир и об устройстве юной Русской Церкви. При нем была учреждена Киевская митрополия, ставшая 61-й по счету в Константинопольском Патриархате. Владимир стал приглашать в свою страну не только учителей книжного просвещения, но и художников и мастеров. В Киеве был построен храм с цветным мрамором и мозаикой. Он назывался «Десятинным», потому что князь отдавал на него десятую часть своих доходов.
Уже в первое десятилетие после принятия Владимиром крещения христианство распространилась по широким просторам Руси, не только южной с центром в Киеве, но и северной, где главным городом был Новгород, и восточной, крупнейшими городами которой тогда были Ростов Великий и Суздаль. До смерти Владимира в 1015 г. Киевская (Русская) митрополия включала в себя епархии с епископскими кафедрами в Новгороде, Чернигове, Ростове, Владимире-Волынском и Белгороде.
Киевский митрополит и первые русские епископы, которые по происхождению были греки, стали играть в жизни Древнерусского государства важную роль – как духовную, так и общественно-политическую. Они принесли на Русь не только христианское просвещение, но и законность. Греческий «Номоканон» (по-славянски «Кормчая»)– сборник церковных канонов и гражданских законов Византии – стал для Древней Руси источником права не только церковного, но и гражданского. Митрополиту и епископам великий князь и удельные князья передали право совершать суд практически по всем гражданским делам и ряду уголовных, кроме тяжких, таких как, например, убийство или воровство. Однако если уголовное преступление было совершено внутри семьи, то судебное разбирательство по нему совершали совместно князь и епископ. Кроме того, церковный суд рассматривал все дела, связанные с духовенством и теми, кто трудился в Церкви или находился на ее попечении, будь то паломник или обитатель богадельни.
В нередких в ту эпоху спорах между князьями, которые порой выливались в кровавые столкновения, митрополит и епископы неизменно брали на себя функции примирителей. Также они нередко выступали в качестве советников князей по вопросам государственного управления. Никогда позднее общественный авторитет иерархов и духовенства не был так высок в нашей стране, как при св. великом князе Владимире и его ближайших преемниках.
Память о святом равноапостольном великом князе Владимире Красном Солнышке сохранилась на долгие века. О нем и о его богатырях складывались былины и песни, которые распевались повсюду.
Дополнительные занятия для самоподготовки:
1. Обсудите в классе следующие вопросы:
– Что способствовало проникновению христианства на Русь?
– Чем был обусловлен выбор веры св. князем Владимиром?
2. Найдите на карте Древней Руси епархиальные центры Русской Церкви при св. князе Владимире.
3. Ответьте на вопрос: Какова была роль церковной иерархии на Руси при св. князе Владимире и его ближайших преемниках?