повседневная жизнь крестьян на руси в 16 веке
Быт XV – XVI веков. Русь Московская. История России с древнейших времен до конца XVI в. 6 класс.
Быт XV – XVI веков. Русь Московская. История России с древнейших времен до конца XVI в. 6 класс.
Вопросы
Задай свой вопрос по этому материалу!
Поделись с друзьями
Комментарии преподавателя
1. Жизнь горожан и крестьян
2. Быт крестьян
Население, которое занималось земледелием, проживало в селах и деревнях, обычно состоящих из одной улицы, по сторонам которой располагались дома. Село имело церковь, в деревне ее не было.
Так как крестьяне жили в стесненных условиях, им обязательно нужно было поддерживать чистоту в избе и соблюдать личную гигиену, чтобы избежать различных заболеваний. Поэтому они еженедельно ходили в баню, а также закалялись, купаясь в холодной реке или обтираясь снегом.
3. Одежда людей XV-XVI векво
Одевались русские мужчины обычно в рубаху и порты, верхней одеждой служил кафтан – у крестьян из домашнего серого сукна, у людей побогаче – из тонкого цветного. Обувью крестьян были лапти, а зажиточные люди имели кожаные башмаки и сапоги, которые, впрочем, были редкостью. Зимой мужчины всех сословий носили овчинные шубы. Их подпоясывали кушаками, а сверху надевали кафтаны и рукавицы.
Основным элементом женской одежды была льняная или полотняная рубашка, поверх которой надевали длинный сарафан с пуговицами и душегрею – короткую кофту с рукавами или без них. На ногах были лапти. Зимой женщины, как и мужчины, носили овчинные шубы. Особое значение имел головной убор: незамужние девушки удерживали свои косы повязкой, а замужние женщины прятали волосы под особую шапочку – волосник, а поверх надевали платок.
Одежда богатых людей отличалась не столько покроем, сколько качеством ткани, также она была пышно украшена жемчугом, мехами, золотым и серебряным шитьем. Кафтаны знати назывались ферязь, охабень, однорядка – в зависимости от фасона. Сапоги были из мягкой кожи. Зажиточные женщины носили яркие шелковые рубахи, а поверх надевали богато вышитый сарафан или летник – одежда, похожая на мужской кафтан, расшитая золотом и жемчугом. В холодную погоду они носили не тулупы, а опашень – длинный кафтан из тяжелой материи. Обувь у богатых женщин обычно делалась из тонкой кожи и расшивалась камнями или золотым шитьем.
4. Пища людей XV-XVI веков
Население побогаче питалось более разнообразно и обильно. Помимо каш и овощей в их повседневный рацион добавлялась дичь, рыба во всяких видах – жареная, вареная, уха, разнообразные пироги и так далее. Блины и оладьи считались лакомством даже у богачей: их пекли только по праздникам. Пили зажиточные крестьяне вино, квас и медовуху; в XVI веке голландские купцы завезли на Русь кофе, который прижился в богатых домах.
Несмотря на достаток, все русские люди обязательно молились перед приемом пищи и после этого, а также очень строго соблюдали церковные посты. В это время были различные ограничения в пище; всем, не исключая князей и бояр, не дозволялось есть мясо.
5.Краткие итоги урока
Таким образом, мы можем сделать вывод, что в XV-XVI веках у большинства русских людей, вне зависимости от сословий, еще сохранялись общие устои жизни. Несмотря на различия в материальном положении, они носили похожую одежду, ели сходные блюда и имели общие обычаи. Но, тем не менее, именно в XV-XVI веках стало резче, чем прежде, проявляться имущественное различие населения.
К занятию прикреплен файл «Это интересно!». Вы можете скачать файл в любое удобное для вас время.
Быт крестьян в 16-17 века
Быт крестьян в 16-17 века
Здесь выложины сведения об обустройстве дома, одежде и еде крестьян.
Знание народного быта, традиций, обычаев даёт нам возможность сохранить историческую память, обрести те корни, которые будут питать новые поколения россиян.
Крестьянское жилище – это двор, где сооружались жилые и хозяйственные постройки, сад и огород.
Крыши зданий были соломенные или деревянные, часто на крышах приделывались деревянные фигуры голов разных птиц и животных.
Сами здания строились из дерева, в основном из сосны и ели. Дм а в прямом смысле рубились топором, но позже стали известны и пилы.
Для возведения даже самых крупных построек не сооружали специального фундамента. Зато вместо него, по углам и серединам стен закладывались опоры – пни, крупные валуны.
Основными постройками крестьянского двора были: «изба да клеть», горница, повалушки, сенник, амбар, сарай. Изба – общее жилое строение. Горница – чистое и светлое строение, надстроенное над нижним, и здесь спали и принимали гостей. Повалушки и сенник – холодные кладовые, летом были жилыми помещениями.
Важнейшим компонентом крестьянского дома была русская печь. В ней пекли хлеб, готовили еду, мылись, а на верхней стене спали.
Главным украшением дома были образа (иконы). Образа ставили в верхнем углу покоев и закрывали занавеской – застенком.
Настенные картины и зеркала были запрещены православной церковью. Только маленькие зеркальца привозились из-за границы и были составляющими женского туалета.
В домашнем устройстве у русских был заметен обычай всё укрывать и покрывать. Полы были застелены коврами, рогожами, войлоками, скамьи и лавки – полавочниками, столы – скатертями.
Дома освещались свечами и лучинами.
Дома бедных и богатых людей носили одинаковые названия, структуры, отличались только размерами и степенью убранства.
По крою одежда была одинакова как у царей, так и у крестьян.
Мужские рубахи были белых или красных цветов, шились они из льняной и холщовой ткани. Рубахи низко подпоясывались ремешками слабым узелком.
Одежда, в которой ходили дома, называлась зипуном. Это было узкое, недлинное платье белого цвета.
Женская одежда была похожа на мужскую, только была длиннее. На длинную рубаху одевался летник. Спереди у него был разрез, который застёгивался на пуговицы вплоть до самого горла.
Все женщины носили серьги и головные уборы.
Верхняя одежда у крестьян была тулуп. На детей тулупы перешивались.
Из обуви у крестьян были лапти, башмаки из прутьев лозы и кожаные подошвы, которые привязывались к ноге ремнями.
Крестьянская кухня была русская, национальная. Лучшая повариха считалась та, которая знала, как готовится у других хозяек. Изменения в кушанья вводились незаметно. Блюда были просты и неразнообразны.
По обычаю русских свято сохранять посты стол делился на две части: скоромный и постный, а по припасам кушанья разделялись на пять: рыбный, мясной, мучной, молочный и растительный.
К мучнистым относились ржаной хлеб – глава стола, различные пироги, караваи, запеканки, калачи; к рыбным – уха, запечённые блюда; к мясным – гарниры, скоромные супы, паштеты и многие другие.
Напитки были такие: водка, вино, соки, морсы, березовец, квас, чай.
Сладости были натуральные: свежие плоды, плоды приготовленные в патоке.
Надеюсь, что мой маленький вклад в пропаганду народной культуры и быта отчасти будет способствовать тому, что эта культура сохранится, знание её укрепит ум и душу подрастающих граждан и патриотов нашего Отечества.
Как был организован быт крепостных крестьян на Руси?
В XVI-XVIIстолетиях в Российском государстве крепостное право вошло в норму, достигнув пика. Записанные за сельскими дворами аграрии – это бесправная собственность, хотя теоретически, по положению 1649 года, они имели право на «защиту от бесчестья». Нельзя было даже менять хозяев в определенный день. Быт крестьян такого сословия отличался неразвитостью по отношению к условиям проживания иных прослоек тогдашней России.
Бытовые условия проживания
Крепостные обитали в простейших избах – так называемых пятистенках, часто даже полуразрушенных. Чем дальше от центра, тем бытовых возможностей было больше, имелись баня и даже некоторые хозяйственные постройки).
ВАЖНО: Дело в том, что в отдаленных краях населения было мало. Государство, а в допетровские времена, в основном, оно считалось собственником крестьян, больше ценило доставшийся ему люд (закупов, холопов и смердов). Власти старались не провоцировать побеги (в последующие годы государственные крестьяне оставались в привилегированном положении).
А вот хлев (скотница) и огород были у смердов повсеместно. Иное дело, что хозяйства у разных «черных людей» различались. Все зависело от экономической развитости селения в целом, а само оно – от типа ландшафта и от погодных условий. К слову, о них. На севере скотница располагалась на 1-м этаже клети, животные оставались в тепле.
Основная масса не имела удобств, коими располагали свободные соотечественники, доимки по оброку не давали им развернуться. В центральных провинциях обсуждаемый класс загоняли в долги.
Кстати, о печи. Именно комната с этим «огнедышащим» приспособлением и полатями первоначально звалась изба. Весь дом полностью именовался по-другому – клеть коридор-лестница, ведущий в жилую зону – сени.
Домашняя утварь
Крестьянский быт зависимого деревенского социума – бычий пузырь на окне вместо стекол (даже в XVII-XVIII веках). Лишь зажиточные могли приобрести роскошь – слюду. Из мебели были большая скамья, стоявшая вдоль стола такой же длины. Эти удобства жались ближе к красному углу – тому, что с иконостасом. А «черным» был тот, где стояли метла и кочерга (приспособление для выемки горшков из горящей печи). Среди утвари обязательно числилась ендова – огромная чаша с рыльцем (носиком, который и подносили ко рту, чтобы не облиться). Незамысловатый посудный набор состоял из глиняных крынок, тарелок и блюдец, деревянных ложек и половника. Фарфором или медной братиной могли баловаться богатые аграрии. В обеденной зоне гость всегда находил кашник – самый большой горшок для готовки густого варева в печи. С XVIII века в его чаще делали из чугуна, но опять же, не каждый «черный человек» получал такое наследство.
Еще один угол предназначался для главы семейства – там он производил мелкий ремонт. Например, чинил лапти или рыбацкие сети, ведь в холодную погоду в сарае было неуютно. Но во время трапезы тот садился в красном углу. Кроме него там размещали гостей или молодоженов.
В XVII веке, вв период расцвета частного крепостничества, повсеместно были в обиходе рукомойники – подвешенные на толстый гвоздь медные, а чаще деревянные сосуды с водой, которые висели у входа.
Что во дворе? В хлеву обитал скот, а в сарае (кстати, с тюркского он переводится как «дворец») хранился сельскохозяйственный инвентарь: оха, борона, коса, вилы, грабли, цеп и топор. В отдаленных наместничествах у крестьян обнаруживалось время для охоты и рыбалки. Поэтому в сарае отыскивались также сети, удочки, силки, рогатина (копье для охоты на крупного хищника).
У неких семей имелся амбар (постройка для хранения запаса провианта). Его ставили дальше от жилища. В случае пожара огонь не дотягивался до этого помещения, и зерно сохранялось.
Типичный распорядок дня
У зависимых россиян был насыщенный график. Летом в 6 утра (зимой в 8) они уже на ногах. В теплое время шли в поле, в холодное – кормить скотину. Трудиться приходилось сразу и на себя, и на хозяина, чтобы выплатить ему положенную часть урожая – оброк. Позже помимо него ввели еще и барщину. Это повинность непосредственно на сельских угодьях (а в морозный сезон на подворье) владельца селения. Лишь с заходом солнца мужчины возвращались в собственный дом. Распорядок облегчался в лютый мороз. Государственным крестьянам было проще – работа четко нормировалась и регламентировалась.
Женщины ухаживали за детьми – нормальным считалось иметь не меньше 10 потомков.
Рацион крестьян на Руси
Говоря о том, как жили крестьяне, нельзя не упомянуть об их традиционном питании:
репу (распространенная пища);
хлеб 2 раза в неделю (да и то ржаной, пшеничный по праздникам);
кашу из овса, ячменя и проса;
квас (чаще свекольный, чем хлебный);
щирицу (амарант до эпохи Петра добавляли во все блюда);
щи из капусты,если имелась, или крапивы (в летнее время);
Во что одевались крестьяне?
Одежда хранилась в сундуках. У невест были свои, им понемногу откладывали наследство.
Летом мужчины носили рубаху (льняную или посконную), порты (ниже обматывали их онучами), ступни защищали лаптями. Зимой поверх сего набора надевался армяк – запашная длинная куртка из толстого сукна. На севере нельзя было без тулупов – халатов из меха овцы, лисицы, енота или хорька. Такие носили кожаной стороной наружу и подвязывали широким кушаком. На голове в теплое время была надета сшитая из сукна или сваленная из войлока шапка (шляпа). В холода носили головной убор из войлока или меха, и чаще с отворотами для ушей.
Верхняя одежда женщин и обувь были теми же, а вот нижнее одеяние отличалось. На представительнице слабого пола была исподняя рубаха, а сверху богато расшитая понева. В качестве головного убора — кики (двурогие намотки замужних дам) и платки (в каждой губернии отдельного покроя и с разной вышивкой). По праздникам использовались бижутерия, намотанные покрывала, обручи, ленты и кокошники. Это«полукаски», придуманные еще скифскими модницами на территории от юга Сибири до степей Румынии.
uCrazy.ru
Навигация
ЛУЧШЕЕ ЗА НЕДЕЛЮ
ОПРОС
СЕЙЧАС НА САЙТЕ
КАЛЕНДАРЬ
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 |