познавательный час крещение руси обретение истории

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Перевозского муниципального района Нижегородской области

в 6, 8 классах (ТСУО)

«Крещение Руси- обретение истории»

Классный руководитель: Егорова С. Е.

познавательный час крещение руси обретение истории. Смотреть фото познавательный час крещение руси обретение истории. Смотреть картинку познавательный час крещение руси обретение истории. Картинка про познавательный час крещение руси обретение истории. Фото познавательный час крещение руси обретение истории

Цели : познакомить с истоками зарождения христианства на Руси, значением христианства для развития Киевской Руси, познакомить с личностями: Ольгой, Игорем, Владимиром; работать над воспитанием общерусского самосознания, общности и единства народа, толерантности.

Оборудование : картинки идолов, изображение Ольги, Игоря, Владимира, кинофильм «Повесть временных лет. Крещение Руси».

Ход классного часа

I . Вступительная часть.

Оцените своё настроение и запомните его. В конце урока мы к нему вернёмся.

— Как вы думаете, человек, который носит крестик на шее должен знать и соблюдать какие – то правила поведения?

— Что вы уже знаете о Крещении?

— Знаете ли вы, как звали первую женщину, принявшую православие?

— Как звали князя, крестившего Русь?

Чтобы вы хотели ещё узнать о Крещении.

Ольга – княгиня, жена князя Игоря. Первая женщина, принявшая православие.

Игорь – князь, муж Ольги.

Владимир (Красно Солнышко) – внук княгини Ольги, князь, крестивший Русь.

Княгиня Ольга Князь Игорь Князь Владимир

познавательный час крещение руси обретение истории. Смотреть фото познавательный час крещение руси обретение истории. Смотреть картинку познавательный час крещение руси обретение истории. Картинка про познавательный час крещение руси обретение истории. Фото познавательный час крещение руси обретение историипознавательный час крещение руси обретение истории. Смотреть фото познавательный час крещение руси обретение истории. Смотреть картинку познавательный час крещение руси обретение истории. Картинка про познавательный час крещение руси обретение истории. Фото познавательный час крещение руси обретение историипознавательный час крещение руси обретение истории. Смотреть фото познавательный час крещение руси обретение истории. Смотреть картинку познавательный час крещение руси обретение истории. Картинка про познавательный час крещение руси обретение истории. Фото познавательный час крещение руси обретение истории

Более тысячи лет прошло с того времени, как Русь приняла Святое Крещение. Это произошло при князе Владимире, которого прозвали в народе Красное Солнышко, – Крестителе Руси. Князь Владимир – любимый внук княгини Ольги, которая много сделала для распространения веры Христовой на Руси.

Ольга прославилась на Руси делами благочестия, построила один из первых русских христианских храмов – деревянный храм Святой Софии в Киеве.

Что было до крещения?

Восточные славяне были язычниками — почитали бога неба Сварога, бога плодородия Рода, бога солнца Даждьбога, бога богатства и скотоводства Белеса, бога грома и молнии Перуна, приносили им жертвы, возводили идолов — каменные и деревянные статуи божеств, молились в священных рощах, строили святилища, где совершали религиозные обряды. Это называлось многобожие.

познавательный час крещение руси обретение истории. Смотреть фото познавательный час крещение руси обретение истории. Смотреть картинку познавательный час крещение руси обретение истории. Картинка про познавательный час крещение руси обретение истории. Фото познавательный час крещение руси обретение историипознавательный час крещение руси обретение истории. Смотреть фото познавательный час крещение руси обретение истории. Смотреть картинку познавательный час крещение руси обретение истории. Картинка про познавательный час крещение руси обретение истории. Фото познавательный час крещение руси обретение истории

Почему 3 раза опускают человека в воду?

Крещение (греч. слово – погружение) – 3 раза погружается человек в воду, в знак того, что 3 дня совершалась для нас благодать Воскресения. Сразу после Крещения человека одевают во всё новое и белое.

познавательный час крещение руси обретение истории. Смотреть фото познавательный час крещение руси обретение истории. Смотреть картинку познавательный час крещение руси обретение истории. Картинка про познавательный час крещение руси обретение истории. Фото познавательный час крещение руси обретение истории

В чём смысл Крещения?

Смысл Крещения состоит в том, что из купели выходит новый человек, желающий жить по новым христианским законам. Всего их 10. Назовём самые понятные вам:

1. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.

4. Не произноси ложного свидетельства на ближнего своего.

5. Возлюби ближнего своего, как самого себя и т. д.

В 988 году великий князь киевский Владимир красно Солнышко, его дети (12 сыновей), дружина, тысячи жителей города Киева были крещены в водах Днепра.

Князь Владимир стал наворачивать народ в новую веру.

Языческие идолы были извергнуты, вырублены и сожжены, а главное божество – идол Перун, был позорно привязан к хвосту лошади и стащен по реке. По дороге, статую избивали палками, а потом выбросили в Днепр. После этого, князь сказал: “Если кто богатый, нищий, волен или раб, не явится завтра у реки, тот будет против меня”. Вот так проходило Крещение.

Источник

Материал для единого классного часа «Крещение Руси обретение истории»

Выбранный для просмотра документ Крещение Руси-Владимир_Кр_Солышко.docx

познавательный час крещение руси обретение истории. Смотреть фото познавательный час крещение руси обретение истории. Смотреть картинку познавательный час крещение руси обретение истории. Картинка про познавательный час крещение руси обретение истории. Фото познавательный час крещение руси обретение истории

Князь Владимир I Святославович (?-1015) – великий князь киевский, один из самых неоднозначных и легендарных правителей Древней Руси. Ревностный язычник имевший в своём гареме около 800 жён и образцовый христианин, князь Владимир внёс вклад в дело территориального расширения и укрепления политических позиций русского государства. Явился великим реформатором духовной жизни русского народа, человеком «крестившим Русь», за свои многочисленные заслуги причисленный к Лику Святых.

Дань собиралась наместниками киевского князя. Две трети сопранной дани отправлялось в Киев, оставшаяся часть распределялась между дружинниками князя- наместника. Территории в рамках единого раннефеодального государства, управляемые князьями-вассалами киевского правителя, получили название волость. В целом же в X в. государство именовалось «Русь», «Русская земля». Это название распространилось со Среднего Поднепровья на всю территорию, подвластную киевским князьям.

В этих условиях сохранившиеся следы былой независимости стали неприемлемы для центральной власти. В идеологии же пережитками старины оказывались местные языческие культы, поощрявшие сепаратистские настроения. Первой религиозной реформой в 980г. Владимир пытался приспособить языческую веру к происходящим в стране процессам. На берегу Днепра был создан языческий пантеон. Главным богом был выбран Перун. Однако это не привело к закреплению монотеизма.

Вторая религиозная реформа, проведенная в 988-989 гг., заключалась в принятии христианства. Владимир и его окружение прекрасно осознавали необходимость отказа от язычества в пользу православия, как одного из условий ликвидации изоляции Руси от европейского христианского мира.

Провозглашение монотеизма укрепляло позиции главы государства и освящало сословную иерархию, складывающуюся в древнерусском обществе. Наконец, христианство формировало новую мораль, более гуманную и высоконравственную. Формально крещение Владимира произошло в связи с его женитьбой на византийской принцессе Анне.

Только на рубеже XIV – XV вв., когда завершилось формирование классов феодального общества, оно стало орудием классового господства, оно стало орудием классового господства, главным рычагом для объединения русских земель вокруг Москвы. Поэтому христианство, вводимое по воле киевской знати и Полянской общины, наталкивалось на сопротивление других славянских общин. В этом главная причина медленного его распространения в Древней Руси растянувшегося до XV в. В тоже время, ввиду противостояния католицизма и православия, Русь обособилась от западноевропейской цивилизации.

980 — 20 февраля 1054) от полоцкой княжны Рогнеды, княжившего в Новгороде и не посылавшего положенной дани в Киев.

«Запятье» князя Владимира, или как стал христианином жестокий язычник?

познавательный час крещение руси обретение истории. Смотреть фото познавательный час крещение руси обретение истории. Смотреть картинку познавательный час крещение руси обретение истории. Картинка про познавательный час крещение руси обретение истории. Фото познавательный час крещение руси обретение истории28 июля в день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира Русская Православная Церковь будет отмечать 1000-летие со дня его преставления С точки зрения обычного человека очень трудно представить, как стал христианином этот грубый и жестокий язычник, приносивший своим богам кровавые жертвы. Что могло привлечь в кротком образе Христа насильника и убийцу, взявшего силой Рогнеду и убившего у нее же на глазах ее отца и братьев? По летописям можно восстановить только внешнюю канву событий. А как произошел внутренний переворот в душе князя Владимира, до сих пор остается загадкой. И в старых учебниках, и в современном мультфильме это невероятное преображение одной человеческой души, с которого началось рождение русского народа, неоправданно упрощают.

Князь Владимир был незаконнорожденным. Он родился в 962 году от связи Святослава Игоревича с ключницей Малушей. Чтобы получить то, что другим досталось по праву рождения, князь Владимир должен был сделать ставку на жестокость, изворотливость, силу. Он и князем-то стал случайно — только благодаря своему дяде Добрыне, бывшему воеводой у Святослава. Добрыня предложил князю кандидатуру Владимира для Новгорода, куда ехать никто из старших сыновей Святослава не хотел. Старший, Ярополк, воцарился в Киеве, средний, Олег, — в Древлянской земле, сам же Святослав избрал своей столицей Переяславец на Дунае в Болгарии.

Князь Владимир вполне соответствовал идеалу языческого правителя, являвшегося обычно у древних народов и верховным жрецом. В 983 году состоялся удачный поход Владимира против литовцев-ятвягов. Князь захотел отблагодарить «богов», принеся им в жертву непорочного юношу. Выбор пал на сына варяга Феодора из Греческой земли — Иоанна. Но когда княжеские посланцы пришли к отцу, чтобы забрать у него Иоанна, тот исповедовал себя христианином и не отдал своего сына в жертву «бесам». Владимир страшно разгневался и приказал зверски умертвить Феодора и Иоанна.

Неожиданно через три года после этого Владимир начинает принимать проповедников других вер: мусульманина, христианина римского обряда, иудея и грека-православного.

И вот здесь князь Владимир представляется в летописи поначалу каким-то апатичным. У мусульман ему нравится многоженство, но он не принимает их воздержания от вина: «На Руси веселие пити, не может без того жити». Отвергнув учение первых трех проповедников, Владимир неожиданно слушает подробную проповедь грека Философа, а затем заявляет о своем горячем желании быть с праведными одесную на Страшном судилище. И вдруг опять как-то вяло говорит: «Подожду еще немного», аргументируя тем, что надо еще узнать о других верах (как-будто только что не узнал). Но в то же время дал греку «многие дары и отпустил его с честию великою». Странная история. Как вообще князь Владимир, только что с яростью расправившийся с христианами, слушает все эти, по его представлению, сказки, оскорбляющие его языческий опыт? Как могли осмелиться приходить к нему проповедники, зная его крутой нрав?

Вывод может быть один: с князем Владимиром что-то произошло. Преподобный Нестор-летописец пишет о том, что Господь послал Владимиру «некое запятье» («запятье» (слав.) — неожиданная остановка, преткновение на привычном пути) — «чтобы он стал христианином, точно так же как Плакида в древности». Евстафий Плакида — святой мученик II века, полководец. Первоначально был язычником, но милосердным и справедливым. Однажды во время охоты олень, за которым гнался Плакида, принял образ Христа, и Господь сказал Евстафию: «Я Христос, Которого ты боготворишь, не зная этого. Иди и прими крещение». Преподобный Нестор пишет: «И так же случилось с Владимиром. Бог явился ему, и он стал христианином».

Как же Бог явился князю Владимиру?

Здесь мы склонны предположить, что преподобный Нестор, говоря о «запятии» князя Владимира, подразумевал, что Христос таинственно открылся князю Владимиру в страданиях Феодора и Иоанна, наших первых мучеников. Явление Божие всегда дает человеку почувствовать радость иной, настоящей жизни, ее полноту и силу. И вот князь Владимир почувствовал, что мученики соединяются с этой радостью и силой, а он от нее совершенно отвержен и погибает.

В этот момент проявились и все определившиеся ранее предпосылки обращения князя Владимира: влияние его бабушки, святой княгини Ольги, нескольких его жен-христианок и друга детства норвежского конунга Олава, а вместе с тем его собственные угрызения совести.

История о норвежском княжиче Олаве Триггвасоне малоизвестна. Мы узнаем о ней из древнеисландской саги. Олав со своей матерью скрывался в Новгороде во время междоусобицы. По достижении совершеннолетия он поступил в дружину Владимира. Но после многих лет военных набегов в жизни Олава произошли перемены. Сам Господь явился ему, призвал отправиться в Византию и принять Святое крещение. Когда Олав исполнил это повеление, он вернулся на Русь, чтобы приобщить к вере Владимира. Последний, согласно саге, отверг предложение Олава, тот уехал на родину и в 993-995 годах крестил свой народ, став первым королем Норвегии.

Все эти факторы по-своему значительны, но если бы не было «запятия», так бы и размышлял князь Владимир о них всю свою жизнь. После же убиения Феодора и Иоанна создалась парадоксальная ситуация: князь Владимир принялся искать христиан, чтобы побольше узнать от них об их вере, о Христе, христиане же всячески прятались от него, продолжая видеть в нем гонителя. Естественно, после «запятия» князь Владимир больше не участвовал в языческих обрядах и жертвоприношениях, хотя страсти, как мы видели, продолжали порой им владеть. Охлаждением Владимира к язычеству воспользовались соседи Руси, хотевшие видеть сильного русского князя своим другом. Для этого и были присланы ко Владимиру разнообразные проповедники. Но князь Владимир их не слушал: Христос уже открыл ему Себя.

Занятно то, что только греки, никак не страдая от набегов Владимира, по всей видимости, не обращали его. Во исполнение статей договора 971 года о союзничестве (заключенного с Византией Святославом, отцом Владимира) они хотели заручиться поддержкой русских в борьбе с мятежной Болгарией. Византиец Философ, скорее всего, прибыл в Киев в качестве священника, сопровождающего дипломатическую миссию, и переводчика. Возможно, князь Владимир сам настоял на этой беседе: в течение трех лет он безуспешно искал скрывавшихся от него христиан, теперь же христианский священник сам пришел к нему! Наконец-то князь Владимир узнал все о Христе и Евангелии. Однако он так и не крестится. Почему? Мудрый Философ мог удержать его, напоминая, что необходимо подготовить народ, чтобы крещение Владимира не вызвало слепого подражания ему ради политической выгоды или, наоборот, не привело к бездумному отторжению. Народ должен подробно узнать о вере, и тогда князю будет приличнее окреститься вместе со всеми. Однако еще один древний писатель, живший ближе Нестора-летописца ко времени событий — речь идет о монахе Иакове, — пишет в своей «Памяти и похвале русскому князю Владимиру», что тот крестился в 987 году, то есть сразу после проповеди Философа. Как это объяснить?

Князь Владимир мог настоять на том, чтобы Философ все-таки его крестил — так велико было его желание избавиться от грехов и быть вместе со Христом. Философ же нашел, по всей видимости, следующее решение: он предложил Владимиру принять первое или неполное крещение — так называли тогда оглашение. Он объяснил, что при совершении этого чина из человека уже изгоняется злой дух и оглашенный становится «новоизбранным воином Христа Бога нашего». В последующей устной передаче событие оглашения вполне могло превратиться в полное крещение, что и зафиксировал Иаков. Далее князь Владимир созвал бояр своих и старцев градских (выборных городских старост) и рассказал им о посланниках, предлагавших принять ему каждый свою веру. Вместе постановили послать в земли проповедников десять «славных и умных» избранных мужей, чтобы они посмотрели, у кого из них вера всё-таки лучше. Понимал ли Владимир, что рискует: вдруг выберут не Православие?

Я думаю, что, зная русского человека, князь Владимир не сомневался, что изберут веру греков: он ведь чувствовал, что она только одна по-настоящему передает присутствие Бога, открывшегося ему. И русский человек почувствует это, как он в свое время почувствовал. И действительно, попав в 987 году в Грецию, в храм Святой Софии в Константинополе, русские изумились: «Ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали — на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, не знаем, как и рассказать об этом, — знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми».

Фольклорные и этнографические исследования свидетельствуют о том, что русские люди до крещения верили в существование счастливого царства, в котором нет горя и нужды, где царствует правда. После посещения Константинополя многие уверовали в то, что счастливое царство найдено. Весть об этом облетела все веси Русской земли и сыграла роль своеобразного оглашения.

Между тем, пока десять русских мужей были в Константинополе, в империи произошли новые заговоры и мятежи. На Востоке объявился давний враг царствующих императоров Василия и Константина Варда Склир. Под угрозой оказывалось само существование христианской империи. Одна армия византийцев разгромлена болгарами, другая перешла на сторону мятежников. Единственная надежда — на князя Владимира.

Обратно в Киев в срочном порядке отправляется посольство во главе с митрополитом Феофилактом. Ему удается договориться с Владимиром о помощи. Но Владимир просит руку царской сестры Анны. Породнившись с императорами, Владимир планирует ввести свою страну в семью цивилизованных народов. Феофилакт пытается вразумить Владимира, говоря о том, что для него брак с царевной невозможен, ведь он язычник. И вдруг с ужасом узнает, что Владимир уже давно принял оглашение и готов креститься хоть сейчас. Скрепя сердце Феофилакт заключает военное соглашение, по которому русский князь обязывается помочь в борьбе с мятежниками, а греческая сторона — выдать за него невесту царского рода.

Шеститысячный отряд русских воинов отправляется в Грецию (мы знаем об этом от армянского летописца Асохика). В течение 988-989 годов они разбивают мятежников. Русь спасает Византию от гибели.

Пока же до разгрома мятежников еще далеко, Владимир, по свидетельству монаха Иакова, едет к порогам Днепра встречать обещанную Феофилактом невесту и… не находит ее. Армянская летопись утверждает, что Феофилакт привозит «подложную невесту» (по всей видимости, актрису), Владимир распознает обман и убивает его. Некоторые факты заставляют нас считать, что Феофилакта просто арестовывают (а впоследствии он будет первым русским митрополитом). Но так или иначе вероломные действия греков приводят Владимира в ярость, он забывает о том, что он почти христианин и захватывает ближайший греческий город — Херсонес (по-славянски — Корсунь), откуда посылает ультиматум грекам. Владимир требует отдать за него царскую сестру, иначе он подвергнет Константинополь разорению. Цари отвечали, что могут выдать сестру только за христианина. Владимир сообщает о своей готовности креститься. Греки вынуждены пойти на попятную. Они присылают не помнящую себя от горя Анну. Только желание помочь родине заставляет ее решиться на позорное, с точки зрения греков, замужество. Желая скрыть этот позор, все греческие летописи того времени хранят полное молчание о крещении князя Владимира и о крещении Руси. Лишь только более поздние источники начинают говорить об этих событиях. Неожиданно в момент приезда невесты князь Владимир слепнет. Летописец считает это «Божиим строеньем». Да, как политик и государственный муж князь Владимир оказался на высоте: он переиграл хитрых греков. Но как христианин он не состоялся, отдавшись чувству мести, он снова погрузился в пучину страстей. Не кто иной, как царевна Анна, советует ему в этот момент покаяться и креститься. Князь следует ее совету, нисходит в крещальную купель и исцеляется. Увидев это, крестились многие из его дружинников. Вместе с исцелением тела происходит исцеление души. Дальнейшая жизнь князя показывает нам, что из купели выходит совсем другой человек.

Двадцать пять лет христианского правления Владимира надолго запомнились нашему народу. Трудно призвать к святости целый народ, но князь Владимир попытался это сделать: не посредством красивых слов или принуждения, но личным примером. Он попытался дать почувствовать людям силу христианской любви. Князь Владимир поставил своей целью утолить всякую нужду по всей земле Русской. Каждое воскресенье он устраивал в своем дворце — там, где раньше шумно пировала дружина, — пиры для нищих и нуждающихся. Предание говорит о том, что князь сам прислуживал на таких пирах. Всем нищим и убогим Владимир повелел приходить к нему на двор в любое время, чтобы кормиться, одеваться и просто отдыхать. По Киеву ездили телеги с провизией. Приставленные к ним государевы слуги ходили по дворам и справлялись, кто еще остался не накормлен, нет ли больных, немощных, которые сами не могут добраться до княжьего двора.

И по всей Руси рассылал князь Владимир различную милостыню. Все силы и все средства государственной казны князь Владимир употреблял на то, чтобы показать, что у русского православного народа «одно сердце и одна душа», «все общее», как об этом говорится в Деяниях Апостольских о жизни первых христиан (см. Деян. 2, 44; 4, 32). В народной памяти князь Владимир остался Владимиром Красное Солнышко. Это говорит о том, что его горячий призыв к милосердию и любви, к святости на основании личного примера был воспринят народом.

Православный журнал «Нескучный сад»

Источник

Классный час «Крещение Руси – обретение истории»

по теме «Крещение Руси – обретение истории»

Цели урока «Крещение Руси – обретение истории» – привлечь внимание учащихся к начальным событиям христианизации Руси, к деятельности Великого князя Владимира, раскрыть историческое значение его цивилизационного выбора для нашего Отечества, содействовать формированию у подрастающего поколения духовно-нравственных ценностей, патриотизма, гражданственности, уважения к деяниям предков, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России.

(Даша Р.))Крещение Руси – главнейшее событие древней истории нашего Отечества, которое определило вектор его развития на последующие столетия, оказало огромное влияние на общественное, политическое, культурное, духовное развитие народов России и укрепление российской государственности.

Процесс введения христианства на Руси начался в конце IX века и связан с именем Великого князя Владимира. Он прошел путь от правителя-язычника до мудрого государственного деятеля-христианина, совершил судьбоносный цивилизационный выбор и заложил основы русской православной цивилизации.

(Павел Г.)Когда-то… князь Владимир свой народ
Укутал верой, принесённой с Византии…
Под алой мантией, согрев славянский род,
Он заложил в умах величие России…

Храня историю, той… Киевской Руси,
Мы собираем веры истинной… обломки…
Уже одиннадцатый век… нам крест нести
Дай, Бог, помогут… православные потомки…

(ФИЛЬМ « СКАЗАНИЕ О КРЕЩЕНИИ РУСИ» до 3.45)

Владимир родился около 962 года. Он был сыном киевского князя Святослава Игоревича и Малуши, ключницы матери Святослава, княгини Ольги. Летописи рассказывают, что, разгневавшись на свою рабу, Ольга сослала ту в отдаленное селение Будутину. Здесь и родился будущий великий князь. Вскоре Владимира отобрали у матери. Воспитывался он в Киеве, при дворе своей бабки, княгини Ольги.

Летом 969 года, незадолго до своего окончательного отъезда на Дунай, князь Святослав разделил Русскую землю между своими сыновьями. Старшему, Ярополку, достался Киев, Олегу – Древлянская земля. В это время в Киев пришли новгородцы, просившие себе князя. «Абы пошел кто к вам?» – насмешливо спросил их Святослав. Новгородцы, по совету дяди Владимира по матери, Добрыни, попросили себе на княжение Малушиного сына. Святослав согласился. Так Владимир еще ребенком сделался новгородским князем.

И Владимир решился на братоубийство. Когда Ярополк вступил в покои Владимира, двое варягов, стоявших в дверях, подняли его на мечах «под пазуху». Следовавший за князем Блуд проворно затворил двери, не дав ворваться на помощь Ярополку его слугам. С этого злодейского убийства и начинается киевское княжение Владимира, которое продолжалось долгих тридцать семь лет.

Летописцы не жалеют черных красок, изображая Владимира до принятия им христианства. Он был жесток, злопамятен и вообще наделен самыми разными пороками.

Кроме того, Владимир поначалу был убежденным язычником и ярым противником христианства. Вскоре после вступления в Киев он устроил на холме возле своего дворца настоящий языческий пантеон – поставил изваяния языческих богов: Перуна, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симрагла и Мокоши. «И поклонялись люди им, нарицая их богами, и приводили сынов своих и дочерей, и приносили жертвы бесам… И осквернилась кровьми земля Русская и холм тот», – рассказывает летопись.

При всем том Владимир в эти годы проявляет всяческую заботу об укреплении государства. Он совершает несколько успешных походов на запад и восток (против поляков, ятвягов, волжских болгар, хазар), подчиняет власти Киева ряд восточнославянских племен (радимичей, вятичей), присоединяет к Руси т.н. Червенские города (Волынь). Различные области Русского государства скрепляются более прочными узами, чем прежде.

( фильм КНЯЗЬ ВЛАДИМИР И КРЕЩЕНИЕ РУСИ в папке zip )

(Даша Р. ) Принятие христианства совершенно изменило князя Владимира. Нет сомнений, что он искренне и всей душой принял новую веру. Летопись и княжеское житие более всего отмечают его исключительное милосердие и нищелюбие. Услыхав слова Писания: «Блаженны милостивые; ибо они помилованы будут» (Мф. 5, 7), Владимир начал творить множество добрых дел. Он повелел всякому нищему и убогому приходить на княжеский двор и брать все, что ему потребно, – едой, питьем или деньгами. Более того, узнав, что больные и немощные не могут добраться до его двора, князь повелел развозить для них по городу пропитание. «И повелел снарядить телеги и, положив на них хлебы, мясо, рыбы, овощи различные, мед в бочках, а в других квас, развозить по городу, спрашивая: “Где больной или нищий, не могущий ходить?” И тем раздавать все, что им нужно», – рассказывает летописец. Его милостыни бедным не знали меры. «Красным Солнышком» прозвал Владимира русский народ.

При этом князь продолжал оставаться победоносным полководцем, мужественным воином, мудрым главой и строителем государства. При святом князе Владимире Киевская Русь достигла расцвета, и ее влияние распространилось далеко за ее пределы.

При Владимире начинается масштабное каменное строительство на Руси. Заложены города Владимир (990 г.), Белгород (991 г.), Переяславль (992 г.) и многие другие.

Владимир стал возводить храмы. С первых веков христианства ведет начало обычай воздвигать храмы на развалинах языческих святилищ или на крови святых мучеников. Следуя этому правилу, князь Владимир построил храм святого Василия Великого на холме, где находился жертвенник Перуна, и заложил каменный храм Успения Пресвятой Богородицы (Десятинный) на месте мученической кончины святых варягов-мучеников. В 1007 году святой Владимир перенес в Десятинную церковь мощи святой равноапостольной Ольги. А четыре года спустя, в 1011 году, там же была погребена его супруга, сподвижница многих его начинаний, блаженная царица Анна.

Времена Владимира ознаменованы началом распространения грамотности на Руси, что связано с Крещением. Как и многие другие прогрессивные реформы в земле Русской, проводилась она насильственно. Первыми учителями на Руси были как византийцы, так и болгары, в том числе учившиеся на Афоне.

В историческую память народа киевский князь вошел не только как Владимир Святой, но и как Владимир Красное Солнышко – легендарный князь русских былин, которому несли службу все русские былинные богатыри. Любовь народа снискали не только его христианские добродетели, но и неустанная забота об обороне Русской земли.

Князь Владимир скончался в сельце Берестовом близ Киева 15 июля 1015 года.

Мощи святого князя Владимира, как и мощи блаженной княгини Ольги, разделили трагическую участь Киевской Десятинной церкви, разрушенной татарами в 1240 году. На многие столетия гробница святого князя оказалась погребенной под развалинами храма. В 1635 году киевский митрополит Петр Могила, казалось бы, обнаружил драгоценную святыню – два саркофага, в одном из которых, по его предположению, находились мощи святого Владимира. «В воспоминание будущим родам» святитель извлек из гроба главу и кисть правой руки. Впоследствии глава была положена в главный храм Киевской Печерской лавры во имя Успения Пресвятой Богородицы, кисть — в Киевский Софийский собор. Часть святых мощей оказалась в Москве, в Успенском соборе.

(Павел Г.) Фрагмент из «Повести временных лет», который традиционно называют «Выбор веры», когда старцы и князья обратились к своему князю Владимиру

В год 6495 (987). И созвал князь Владимир бояр своих и старцев и сказал им: «Вот пришли посланные нами мужи, послушаем же все бывшее с ними». И обратился к послам: «Говорите перед дружиною». Они же сказали: «Ходили де к болгарам, смотрели, как они молятся в храме… И пришли мы к немцам, и видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы, ибо нет на земле такого зрелища и красоты, и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той…»

Сегодня мы всем миром православным
Князя Владимира достойно воспоём
За то, что крест вознёс к святыням главным,
За то, что с церковью соборной мы живём.

И если строить будущее честно,
И если жить, как Библия гласит,
И если в Бога верить, то уместно
Нам вспомнить День крещения Руси.
(Диана Х.)

Языческой Русь когда то была,
Но веру Христову она обрела.
В Днепре князь Владимир народ окрестил
И божьим светом Русь на веки осветил!

Судить, что было, не берусь,
Прошло с тех пор веков не мало. Но ты живёшь, Святая Русь,
С седых времён ведя начало

( последний куплет песни)

РЕЧЬ ПРЕЗИДЕНТА ПУТИНА В.В.

Русь – полиэтническое государство с многообразием верований и культов;

Навязывание южных традиций другим территориям, закрепление привилегий элиты;

Язычество по своей природе не могло стать идеологической основой для единства государства;

Внешний фактор: сохранялся стереотип восприятия Руси, как варварской страны.

2.Какие факторы определили выбор Великого князя Владимира в пользу восточного (византийского) варианта христианства? Только единобожие могло сплотить страну и осветить авторитет единоличной княжеской власти.

3. Раскройте сущность понятия «двоеверие». Существовало ли двоеверие на Руси (в России)? Если да, то до какого времени? Свой ответ аргументируйте.

до XIII века рядом с христианством на Руси прочно и мирно сосуществовало язычество, и среди приближенных княжеского двора, и среди широких народных масс .

Археологические находки подтверждают, что языческие погребения по всей Руси существуют вплоть до татаро-монгольского нашествия.

Современный философ арианства М. Телегин в работе «Фактор доверия» отмечает:
«Языческая традиция у славян почти полностью перешла в сферу православия и слилась с ним. Именно во Христе язычество обрело подлинную метафизическую сущность и оправдание, открыло утраченную основу и полноту. Двоеверие — это «христианизация» язычества и «оязычивание» христианства в смысле открытия в язычестве утраченной истины, очищения и преобразования его Благой Вестью. Язычество и христианство имеют общий священный смысл, мистически синонимичны».

Только двоеверием, то есть совмещением христианства и язычества, можно логически объяснить, почему язычники северных народов не воспринимали язычество враждебно, и столь легко уступили «новой» христианской религии, не оказав ей никакого сопротивления.

4.Определите значение принятия христианства, инициированного Великим князем Владимиром:

для внешней политики и международного положения Руси;

для экономического развития Древнерусского государства;

для государственно-политического развития Древней Руси;

для культуры Древнерусского государства;

для морально-нравственного состояния восточно-славянского общества.

Значение принятие на Руси христианства:

Стремление укрепить международный авторитет Киевской Руси.

Изменился быт людей. Церковь запретила жертвоприношения, многоженство, кровную вражду и иные языческие традиции.

Освоение Византийского культурного наследия. Развитие культуры, создание памятников письменности.

Изменилось международное положение Древнерусского государства. Оно встало в общий ряд христианских государств Европы. Князь нуждался в религии, способной укрепить княжескую власть. (пример Византия).

Удержать все славянские земли, опираясь лишь на военную силу, нельзя.

5. Согласны ли вы с утверждением, что без знаний о русском православии невозможно понять глубинный смысл русской культуры? Если да, то приведите аргументы в защиту этого утверждения.

Без знания основ православия невозможно понять истинный смысл художественных произведений. Дети часто не подозревают о религиозных сюжетах, лежащих в основе произведений культуры.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *