Прочитайте диалог что отражает заголовок текста тему или основную мысль пример солнца
Русский язык. 1 класс
Конспект урока
Конспект по предмету
«Русский язык» для «1» класса
Урок № 45 «Тема и главная мысль текста. Заглавие.»
На уроке Вы узнаете:
Основные термины и понятия:
1.Текст – это два или несколько предложений, связанных между собой.
2. Тема текста – это то, о чём или о ком говорится в тексте.
3. Главная мысль текста – то главное, что хотел сказать автор.
4. Заголовок – название текста.
5. Озаглавливать текст – давать название тексту.
Основная и дополнительная литература:
Часть 1. Признаки текста.
Давайте сначала повторим, как отличить текст от группы предложений. У текста есть свои признаки.
1.Текст состоит из предложений.
2. Предложения в тексте связаны между собой.
3. Текст можно озаглавить.
Посмотрите на эти группы предложений. Как вы думаете, какой вариант является текстом?
1. У нас на даче растут высокие яблони. Собака – лучший друг человека. Я люблю свою семью. Бабушка всегда печёт вкусные пирожки.
2. Вот и лето наступило. У детей начались каникулы. Саша и Паша катаются на велосипеде в парке, а девочки плетут друг другу косички около фонтана. Хорошо летом.
Правильно! Вариант два, потому что эти предложения связаны между собой по смыслу. Из первого предложения мы поняли, что уже наступило. Из второго, что сейчас летние каникулы. Из третьего мы узнали о том, что делают дети. Четвертое предложение говорит нам о том, что автор считает: хорошо летом. Это текст.
Предложения должны быть логично связаны между собой по смыслу. Если этого нет, то текст не получится.
Посмотрим на предложения.
Когда я читаю, я всегда узнаю много нового и интересного. Недавно она подарила мне книгу о животных. Я люблю читать. Моя бабушка часто дарит мне книги.
Текст получается несвязным, нужно правильно расставить предложения.
Я люблю читать. Моя бабушка часто дарит мне книги. Недавно она подарила мне книгу о животных. Когда я читаю, я всегда узнаю много нового и интересного.
Теперь это хороший, красивый текст.
Часть 2. Тема и главная мысль текста.
В тексте можно определять тему и главная мысль текста.
Тема – это то, о чём или о ком говорится в тексте. Например, В тексте:
Утята очень быстро растут. Их не надо учить есть из миски. Не надо учить плавать. Они самостоятельные.
О ком говорится в тексте? Об утятах. Утята – тема текста. Все предложения в тексте связаны одной темой.
Посмотрите на этот текст. Все ли предложения в нём соответствуют теме?
Осенью часто идут дожди. На улице становится холодно. Природа засыпает.
В тексте рассказывается об осени. Осень – тема текста. Правильный ответ: да, все предложения связаны одной темой.
Молодец! Теперь вы знаете, что такое тема текста.
Главная мысль текста.
У каждого текста есть автор, который написал этот текст. Автор, обращаясь к читателям, хочет донести нужную информацию.
Главная мысль – то главное, что хочет сказать автор читателям.
Попробуем определить главную мысль текста.
Букварь – помощник первоклассников. Он помогает выучить все буквы. Ребята читают букварь и узнают много нового, интересного. После букваря, дети хорошо читают другие книги.
Тема текста – букварь.
Иногда основная мысль заключена в одном предложении. Прочитаем текст и определим тему и основную мысль текста
Ранней весной природа начинает просыпаться ото сна. Тает снег. На ветках деревьев появляются первые почки. Всё чаще слышны песни птиц.
Главная мысль заключена в первом предложении. Остальные предложения развивают главную мысль. То есть объясняют, как просыпается весна.
Теперь ты знаешь, как определить тему теста и главную мысль!
Что такое заголовок и как озаглавливать текст?
Заголовок – название текста.
Озаглавливать текст – это значит дать ему название.
Заголовок может отражать тему или главную мысль текста.
У Серёжи есть пёс Рэкс. Они всегда весело проводят время. Когда Серёжа уходит в школу, Рекс ждёт его дома и очень скучает. Рекс – настоящий друг.
Тема – мальчик и его собака.
Главная мысль – «Рекс – настоящий друг.»
Текст можно озаглавить двумя способами.
Упражнение 1.Выберите тему текста.
Ромашки растут в поле. Они похожи на солнышко. У них желтые серединки и белые лепестки. Растут ромашки на тоненьких стебельках.
В) Цветы растут в поле.
Г) Жёлтые серединки.
Упражнение 2. Выберите главную мысль текста.
После школы Наташа весело бежит домой. Сегодня она будет помогать маме. Они вместе будут готовить борщ. Наташа всегда помогает маме, потому что мама устает на работе.
А) Нужно помогать маме.
Б) Наташа с мамой будут готовить борщ.
В) Наташа бежит домой.
Упражнение 3. Выберите заголовок:
В зоопарке живут разные животные. Там обитают трусливые кролики и смелые львы. Можно увидеть, как мартышки прыгают по деревьям, и как лежат в снегу белые медведи. Как же интересно в зоопарке!
Упражнение 4. Допишите предложения.
1. Текст – это ________________________________ _____________________
2. Тема текста – это_________________________________________________
3. Главная мысль текста- это__________________________________________
4. Заголовок – это_____________________________________________________
5. Озаглавливать текст – это______________________________________________
Отличие темы от основной мысли текста
Тема и основная мысль: связь и различие
Существуют разные определения понятия «текст».
В общем смысле — это высказывание на определенную тему, результат мыслительно-речевой деятельности человека.
В лингвистике под текстом понимают законченное, правильно оформленное речевое высказывание одного из участников коммуникации.
Текст — это группа предложений, которые связаны между собой грамматически и синтаксически, а также объединены общим смыслом и темой.
Основные признаки:
Как правило, в структуре текста выделяют следующие части:
Тема текста — это то, что раскрывается в его содержании.
Тексты могут описывать:
Все предложения в тексте посвящены общей теме. Иногда встречаются авторские отступления. На первый взгляд, они отходят от общего сюжета, но на самом деле подчинены общей идее — раскрытию главной темы.
Текст делится на отдельные части — абзацы. Как правило, каждый абзац имеет свою микротему. Они раскрывают тему с разных сторон, но не противоречат ей.
Целостность текста обеспечивается за счет единства темы во всех его составных частях.
Основная мысль — это главный посыл, который автор хотел вложить в свое произведение, его ключевая идея. Она определяет содержание и напрямую связана с темой. Может быть выражена в одном или нескольких предложениях.
Основная мысль и тема тесно переплетены между собой, но их необходимо отличать друг от друга.
Тема часто связана с заглавием произведения, главная мысль может быть сформулирована в одном или нескольких предложениях внутри самого текста. Но так бывает не всегда. Чаще всего основную мысль и тему нужно сформулировать самому учащемуся.
Разница между основной мыслью и темой:
Как определить тему текста и главную мысль
Для того, чтобы определить тему и основную мысль текста, нужно проделать следующие действия:
Подсказки, по которым можно определить тему:
Подсказки, по которым можно определить основную мысль:
Если после прочтения и пересказа всё равно не получается определить основную мысль, можно применить анализ текста по абзацам:
Чаще всего учащиеся совершают две распространенных ошибки при определении основной мысли:
Для того чтобы избежать этих ошибок, нужно прежде всего тщательно и вдумчиво читать текст. При формулировании основной мысли необходимо опираться на ключевые слова, а не заменять их синонимами.
Пояснения на примерах
Приведем несколько примеров, для того чтобы лучше понять, как определить тему и основную мысль текста.
Взволнованные дети, в нарядной одежде и с красивыми букетами в руках, заходят в класс. Они видят на партах новенькие, как будто только что отпечатанные книги. Первоклассники с любопытством рассматривают их. В книгах много красочных картинок и интересных заданий.
— Это ваша первая учебная книга, — говорит детям учительница. — Она называется букварь. Как вы думаете, почему у нее такое название?
Первоклассники поднимают руки.
— Мы будем по ней учиться буквам, — робко отвечает Машенька.
— С ее помощью мы научимся читать и писать, — весело говорит Сережа.
— Мы узнаем с ее помощью много нового, — добавляет Танечка.
Учительница улыбается. Она говорит детям:
— Да, вы правы. С этой книгой вы откроете для себя дорогу в мир знаний. С ее помощью вы потом научитесь хорошо читать и другие книги.
Тема этого текста — «Букварь», поскольку на протяжении всего рассказа речь идет именно об этой книге.
Основная мысль может быть сформулирована следующим образом:
«Букварь — это первая учебная книга для детей. С ее помощью дети обучаются чтению».
Волк является опасным хищником. Это очень сильное и выносливое животное. Волки охотятся на оленей, лосей и косуль. Но могут они есть и более мелкую добычу: зайцев, сусликов и даже мышей. Многие боятся и не любят волков. Но не все знают, что эти животные выполняют очень важную роль. Они являются своеобразными санитарами лесами, поскольку чаще всего охотятся на слабых и больных зверей. К тому же благодаря волкам контролируется популяция грызунов и травоядных животных.
Тема текста — «Волк» или «Волки».
Основная мысль: «Волк — не просто опасный хищник, но и полезный санитар леса».
ГДЗ Русский язык 3 класс (часть 1) Климанова. Девять правил орфографии. упражнение №88
Прочитайте. текст. Определите, что отражает заглавие: тему или основную мысль текста.
Чтобы было красиво…
Челове.. с древних времён стремился укр..шать своё жил..ё. Так было в (Г, г)реции, (К, к)итае, (Я, я)понии, (Р, р)оссии. На стены вешали к..ртины, к..вры или св..тильники. В комн..ты ставили клетки с птич..ками, аквариумы с ры..ками. Иногда ж..лище укр..шалось ч..челами ж..вотных, олен..ими рогами. В домах устраивались фонтаны
и журч..щие ручейки. Во все вр..мена радовали хозяев дома цв..ты. Красота в доме вызывала у людей радос..ные чувства.
С. Лаврова
Выпишите из текста слова с пропущенными буквами. Объясните их написание.
Решение
Человек (словарное слово), украшать (украсить), жильё (по правилу нужен разделительный мягкий знак), картины (словарное слово), ковры (коврик), светильники (свет), комнаты (словарное слово), птичками («чк» пишется без мягкого знака), рыбками (рыба), жилище («жи» пишется через «и» по правилу), украшалось (украшено), чучелами («чу» пишется только с буквой «у» по правилу), животных («жи» пишется через «и» по правилу), оленьими (разделительный мягкий знак нужен по правилу), журчащие («ча» пишется через «а» по правилу), времена (время), цветы (цвет), радостные (радость).
В Греции, Китае, Японии, России. − Названия стран пишем с прописных букв.
Заглавие отражает тему текста.
Тема и основная мысль текста. Заглавие текста.
Выбранный для просмотра документ тема и основная мысль текста..docx
Технологическая карта урока
Образовательные: знание признаков текста; умения различать тексты по форме, виду и типу речи, озаглавливать текст, выявлять языковые и композиционные особенности текста.
Воспитательные: воспитывать любовь к природе, интерес к родному языку, живописи и поэзии.
Развивающие: развитие универсальных учебных действий, как психологической составляющей фундаментального ядра, наряду с традиционным изложением предметного содержания учебного материала; содействовать развитию коммуникативной культуры личности, интереса к учению; способствовать формированию умений работать в группе.
личностные: формировать навык развернутого анализа.
регулятивные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.
коммуникативные: развитие коммуникативных способностей, активное познание окружающей действительности, ощущение чувства коллектива, взаимопомощи и поддержки.
Предметные : знание признаков текста; умения различать тексты по форме, виду и типу речи, озаглавливать текст, выявлять языковые и композиционные особенности текста.
Метапредметные: быть готовым слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме; участвовать в разнообразных формах организации учебной деятельности, уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения
Личностные: сформировать интерес к русскому языку и родной культуре, формировать навык развернутого анализа.
Доска, мел, учебник «Русский язык» 6 класс (ч. 1) / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов. – М.: Просвещение. – 2015, рабочие тетради, презентация.
Индивидуальная работа, фронтальная работа, групповая работа.
Урок родного языка 4 класс «Информативная функция заголовка»
Тема: Информативная функция заголовка. Типы заголовков
2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Ни к чему стоять на месте,
От безделья скучать,
Мы попробуем все вместе
Что-то новое узнать.
Всех внимательных, пытливых
Важные открытья ждут.
По дороге школьных знаний
Всех к успеху приведут!
-Под таким девизом и проведем урок.
— Чему будет посвящён наш урок? (Открытию нового знания)
3.Актуализация знаний по теме с выявлением учебного затруднения.
Тема текста — это то, о чём говорится в тексте.
Основная мысль текста — это то главное, что хотел сказать автор читателю.
Текст состоит из предложений.
У текста есть заглавие.
— Какое утверждение вы бы уточнили.
-На каких уроках мы работаем с текстами
Какие задания чаще всего выполняем при работе с текстами
4. Разработка плана учебных действий и его реализация
— Было ли в ваших историях что то похожее
— Что определило содержание ваших рассказов(название)
— Тема урока. – Зачем нужны заголовки к тексту
-Чему будем учиться
5.Первичное усвоение новых знаний
—Что идет в начале :текст или заголовок. Почему
-По заглавию какие мы делаем предположения
Задание 1.
Попробуйте по заглавию текста определить его содержание.
«Чей нос лучше?» (О птицах)
«Котауси и Мауси» (О кошке и мышке)
«Медведь» (О медведе)
Вывод: Для чего нужен заголовок перед текстом (помогает понять о чем или о ком будет текст)
Задание 2. Соотнесите текст с названием. Облако слов
Учитель читает тексты.
1)До первой зимней стужи
Всю осень напролет
Стоят зеваки-лужи,
Глазея на народ.
Им всё вокруг в новинку…
И скачут с высоты
Проказницы-дождинки
В разинутые рты.
2)Маша знала слов немало,
Но одно из них пропало,
И оно-то как на грех,
Говорится чаще всех.
Это слово ходит следом
За подарком, за обедом
Это слово говорят,
Если вас благодарят.
3)Ах, какая радость! Лед на реке тронулся. Весело смотреть, как плывут огромные льдины: шумят, сталкиваются, теснятся, взбираются одна на другую.
Прощайте, льдинки, до будущего года!
(ЛУЖИ, СЛОВО, МАРТ, ЛЁД ТРОНУЛСЯ, ПРОПАВШЕЕ СЛОВО, СНЕГОПАД, ЛУЖИ-ЗЕВАКИ, ГРОЗА, СПАСИБО).
— Как вы подбирали заглавия? Что сначала делали? Что потом? (Составление алгоритма)
Алгоритм
1. Прочитать текст.
2. Определить тему текста (или основную мысль).
3. Дать заглавие.
вывод: для чего нужен заголовок перед текстом? (Заголовок помогает понять, о чём или о ком будет текст.)
Вывод «Заголовок сообщает, о чём будет текст (тему текста).
Задание 3.
— Хотите сами попробовать дать название тексту?
Как будете работать? (по алгоритму)
6.Первичная проверка понимания.
Самостоятельное выполнение типовых заданий разной сложности
Подберите к данным текстам названия (легкой сложности)
__________________
Ходит по двору петушок, на голове красный гребешок, под носом красная бородка, на хвосте узоры, на ногах шпоры. Лапами Петя кучу разгребает, курочек с цыплятами созывает.
__________________
Под сосной на хвоинках рыжих
Не ищи зимою рыжик.
Рыжий рыжик рыж не зря:
Рыжик – вестник сентября.
__________________
В середине зимы у медведицы в берлоге рождаются медвежата. Лёжа на боку, мать осторожно держит тёмно-бурых детёнышей около своей груди, кутая их в косматой шерсти. Она закрывает их от холода лапами и головой, согревает своим дыханием. У медвежат очень заботливая мама.
7. Первичное закрепление.
Прочитайте тексты. К каждому тексту придумайте несколько заголовков, отражающих основную мысль текста. Подберите и запишите пропущенные слова из Облака слов
Кот вскарабкался на ….. и уселся на самой верхней, самой тоненькой ….. Вдруг …… ветер. Деревья зашумели, закачались. Кот испугался. Он обхватил …… всеми лапами. Потом ….. стал слезать задом вниз, развернулся, спрыгнул на землю и ……. по улице. Моя собака ……. следом. А я стоял и смотрел, как они бегут, как ветер дует, деревья качаются, по небу облака …. птицы в разные стороны ….
Бабушка сбила меня с толку, и я теперь не знаю, что писать. Смотрю в окно. Между прочим, все ….. про солнце, и я напишу про солнце. Как оно светит с ….. неба, и всё такое. Внимательно на небо смотрю. Там солнца пока нет, и ….. не голубое, а какое-то не то серое, не то белое с серым. Непонятно, в общем, какое небо. Я решил …. когда небо голубым станет и …. покажется. Когда небо голубое, сразу полная ясность.
Проверка. Сравнить с оригиналом.
1)Кот вскарабкался на дерево и уселся на самой верхней, самой тоненькой ветке. Вдруг подул ветер. Деревья зашумели, закачались. Кот испугался. Он обхватил ветку всеми лапами. Потом осторожно стал слезать задом вниз, развернулся, спрыгнул на землю и понёсся по улице. Моя собака бросилась следом. А я стоял и смотрел, как они бегут, как ветер дует, деревья качаются, по небу облака мчатся, птицы в разные стороны разлетаются.
2.Бабушка сбила меня с толку, и я теперь не знаю, что писать. Смотрю в окно. Между прочим, все пишут про солнце, и я напишу про солнце. Как оно светит с голубого неба, и всё такое. Внимательно на небо смотрю. Там солнца пока нет, и небо не голубое, а какое-то не то серое, не то белое с серым. Непонятно, в общем, какое небо. Я решил подождать, когда небо голубым станет и солнце покажется. Когда небо голубое, сразу полная ясность.
В детских энциклопедиях, в научно-познавательных книгах тема, обозначенная в заголовке, часто формулируется в виде вопроса. Например:
Почему шумит чайник?
Почему носки греют?
Какие звёзды могут взорваться?
Для чего самолёту крылья?
Когда отдыхает сердце?
Зачем сливе косточка?
Почему наст такой прочный, что и волка выдерживает?
Почему у деревьев два ствола и больше?
• Выскажи предположение, почему заголовки в научно-популярных книгах даются в такой необычной форме.
9.Рефлексия (подведение итогов урока)
– Зачем нужно заглавие к тексту?
– Ответьте на этот вопрос. (Понять, о чём будет текст.)
– Что такое тема текста?
— Какая связь есть между темой и заглавием? (Тема отражена в заглавии.)
— Как я могу воспользоваться этой информацией, когда, где?
V. Домашнее задание.
Выберите понравившееся название и составьте текст (5-6 предложений)
«Обезьяна и горох», «Как парень лошади помог», «Лентяй на рыбалке», «Старый конь», «Лесные шорохи», «Весёлые путешественники», «Пожар», «Скатерть-самобранка», «Костёр и муравьи»
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.