Русский язык 2 класс что такое тема и главная мысль текста конспект
Конспект открытого урока русского языка во 2-м классе по теме «Тема и основная мысль текста» (УМК «Гармония»)
Тема: «Как в детской пирамидке. Тема и основная мысль текста».
Цель: создание условий для первичного осмысления знаний о теме и основной мысли текста.
Этапы урока
Ход урока
Примечания
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
И каждый становиться добрым, доверчивым,
И доброе утро длиться до вечера!
– И я вам хочу пожелать, чтобы доброе настроение длилось весь урок!
На дворе белым-бело.
Ну и снега намело!
Для начала давайте определим главное понятие нашего урока. Разгадайте его название:
Лождж
Дтекс
тзщшч
– Сегодня нам необходимо узнать нечто новое о тексте. Откройте тетради, запишем число, классная работа.
Чистописание, тема урока.
IIII т
текст тема
4. Физминутка
– Это текст? Объясни свой ответ. Что такое текст?
– Как превратить предложение в текст?
– Я подобрала несколько предложений. Прочитайте их. Какие предложения лишние? Почему?
Мальчики любят играть в машинки.
Куклы – любимые игрушки девочек.
– Расскажите, как вы выбирали предложения? Скажите весь текст. В каком предложении выражена главная мысль? Какое это предложение? Запишем его в тетрадь. Составь свое предложение. Повернитесь друг к другу. Пожмите руки. Мы преодолеем трудности вместе. Этот значок поможет работать в паре.
– Расскажи товарищу о своей любимой игрушке.
– Кто хочет сказать классу?
Обсуждение. Оценивание.
– Получился текст? Как это сделаем? Сначала решим, о чем будет предложение и что мы об этом скажем. Кто хочет рассказать о любимой игрушке своего партнера по работе?
Самостоятельная запись. Проверка.
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки-балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
– Посмотрите на игрушку. Как она устроена? (Раздаю детям пирамидки.) Попробуйте, соберите. Отмечаем, что без стержня собрать пирамидку нельзя.
Откройте учебник на стр. 35, упр. 242. (главные сведения читает учитель, последующий совет ученики вслух).
Вернемся к нашему тексту. Его тема – игрушки, главная мысль – самые любимые игрушки.
Карточки выставляются на доску.
Показываю детскую пирамидку.
ТПО, упр.243. Запишем тему на доске: «Первый снег».
Работа в паре.
– Кто хочет рассказать?
– Прочитайте вопрос. Ответьте на него.
– Читаем предложение, определяем, о чем оно.
– Запишите только те предложения, которые относятся к теме «Первый снег». Отмечай орфограммы.
– Прочитаем текст. Добавьте свои предложения о том, какие снежинки? Каков его стержень, тема? Основная мысль?
Пара выходит к доске и дает ответ.
Составить 2 предложения о снежинках
Работа в парах.
Однажды мы пошли в лес.
На деревьях лежал снег.
Было тихо. Все замерло.
Однажды мы с друзьями лепили снеговика.
Нос сделали из морковки.
Глазки – из бусинок.
Было весело!
Русский язык. 2 класс
Конспект урока
Русский язык. 2 класс.
Урок 7. Тема и главная мысль текста. Заглавие.
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
Текст — это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений, объединённых общей темой и связанных друг с другом по смыслу.
Тема текста — это то, о ком или о чём говорится в тексте.
Главная мысль текста — это то главное, что автор хочет сказать своим читателям.
Заглавие текста — это название произведения.
Основная и дополнительная литература по теме урока
Открытый электронный ресурс по теме урока
Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Сегодня на уроке вы познакомитесь с такими понятиями, как тема и главная мысль текста, узнаете, как они связаны с заглавием текста.
Вы уже знаете, что такое текст. Это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений, которые стоят в определённом порядке и связаны между собой по смыслу. Предложения объединены одной темой и основной мыслью. Познакомимся с этими понятиями.
Прочитайте текст Е. Чарушина «Курочка».
Ходила курочка с цыплятами по двору.
Вдруг пошёл дождик. Курочка скорей на землю присела, все пёрышки растопырила и заквохтала: «Квох-квох-квох-квох!» Это значит: прячьтесь скорее. И все цыплята залезли к ней под крылышки, зарылись в её тёплые пёрышки. Кто совсем спрятался, у кого только ножки видны, у кого головка торчит, а у кого только глаз выглядывает.
А два цыплёнка не послушались своей мамы и не спрятались. Стоят, пищат и удивляются: что это такое им на головку капает?
В тексте рассказывается о том, как цыплята прятались от дождя. Это и есть тема текста. То, о чём или о ком говорится в тексте, называется темой.
Автор текста Е. Чарушин не только рассказывает о поведении цыплят и мымы-курицы. В последнем абзаце он говорит о том, что для маленьких цыплят всё удивительно, даже дождик. Это и есть главная мысль текста —то главное, о чём хотел сказать автор.
Прочитайте еще один рассказ и попробуйте определить его тему и главную мысль.
У Алёши Чупина ангина. Он давно не ходит в школу. К мальчику пришли Гриша и Алёнка. Они рассказали товарищу о школьных делах. Гриша научил его решать новую задачу. Алёша был рад приходу ребят.
Хорошие у мальчика товарищи!
Рассказ о том, как ребята навестили больного товарища. Это — тема текста.
Главная мысль текста такая: у Алеши хорошие товарищи. Это главное, что автор хотел сказать читателю.
Рассказ имеет заглавие (название) — «Товарищи». Заглавие отражает главную мысль текста. По нему можно определить, о чём хотел сказать автор.
Заглавие должно указывать на самое важное в содержании текста — на тему или главную мысль текста.
Сегодня на уроке вы узнали:
1. У каждого текста есть тема. Тема — это то, о чём или о ком говорится в тексте. Чтобы определить тему, можно задать вопрос: о чём (о ком) говорится в тексте?
2. Также в тексте есть главная мысль — то важное, о чём хотел сказать автор, в чём хотел убедить читателя или слушателя. Для того чтобы определить главную мысль, можно задать вопросы: чему учит текст? С какой целью автор написал текст?
3. Текст может иметь заглавие. Заглавие отражает тему или основную мысль текста. Определив их, можно подобрать к тексту заглавие.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание. Тема текста.
Что такое тема текста? Выберите один правильный ответ.
А) это то важное, о чём хотел сказать автор
Б) это то, о ком или о чём говорится в тексте
В) это название текста
Подсказка: Тема текста — это то, о ком или о чём говорится в тексте.
Б) это то, о ком или о чём говорится в тексте
Разместите предложенные варианты ответов в пропуски в тексте.
Текст может иметь ________.
Заглавие отражает ______ или ________ текста.
Варианты ответов: главную мысль, заглавие, тему
Подсказка: Вспомните определения, которые вы узнали в ходе урока.
Текст может иметь заглавие.
Заглавие отражает тему или главную мысль текста.
Текст может иметь заглавие.
Заглавие отражает главную мысль или тему текста.
Конспект по русскому языку на тему «Тема и главная мысль текста.» (2 класс)
Цель : научить определять тему и главную мысль текста.
Планируемые результаты : учащиеся научатся определять тему, главную мысль текста; озаглавливать текст; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение.
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Кот, у, Тишка, жил, Миши.
Душистая, лугу, на, трава.
Груши, малыши, сочные, ели.
— Из слов каждой строки составьте предложение.
— Можно сказать, что у вас получился текст? (Нет, предложения не связаны по смыслу.)
— Подчеркните орфограммы в словах. (Дети подчеркивают сочетания ЖИ, ШИ, ЧН, имена собственные.)
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Актуализация знаний Орфографическая минутка (На доске запись.) Кот, у, Тишка, жил, Миши. Душистая, лугу, на, трава. Груши, малыши, сочные, ели. — Из слов каждой строки составьте предложение. — Можно сказать, что у вас получился текст? (Нет, предложения не связаны по смыслу.) — Подчеркните орфограммы в словах. (Дети подчеркивают сочетания ЖИ, ШИ, ЧН, имена собственные.) — Найдите слово, в котором гласных букв больше, чем согласных. (Ели.) — В каких словах все согласные глухие? (Кот, Тишка.) III. Самоопределение к деятельности (Текст на карточках.) Слоны — умные животные. Их учат, и они всякую работу делают: и бревна таскают, и землю копают, и воду таскают. Они даже гулять с детьми ходят и смотрят, чтобы детей никто не обидел. (По Б. Житкову) — Перед вами лежат карточки. Прочитайте и скажите, можно ли утверждать, что здесь написан текст? (Это текст. Он состоит из трех предложений. Они связаны по смыслу. Тема текста — слоны.) — Для чего Б. Житков написал этот текст? Что хотел сказать автор этим текстом? (Ответы детей.) — Озаглавьте текст. (“Умные животные”, “Умные слоны”.) — В каждом тексте есть главная мысль. Как вы думаете, что это такое? (Ответы детей.) IV. Работа по теме урока Упр. 15 (с. 18).
Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Тема и основная мысль текста» УМК «Гармония»
Выбранный для просмотра документ конспект по русскому языку.docx
Тема и основная мысль текста
(« Как в детской пирамидке »)
Самоопределение к учебной деятельности
Актуализация опорных знаний Проверка домашнего задания.
– Прочитайте предложения, которые вы считаете текстом.
– Как озаглавили текст? Почему?
3. Постановка темы урока . (Будем учиться строить текст.)
4. Первичное усвоение новых знаний.
1) Задания 240, 241. (Читать исходное предложение и подставлять к нему каждое из предложений в задании 241, решая, подходит оно или нет (про то же или нет, продолжает запись или нет.)
Вывод: задани е 242.
2) Задание 243. (Читать по предложению и выяснять, о чем оно.)
Вывод: все предложения о разном, каждое о своем – их ничто не объединяет, поэтому текст не получился.
5. Первичная проверка понимания.
– Докажите, что это текст. (Автор рассказывает о первом снеге – тема текста.)
– Найдите предложения, в которых автор словами рисует первый снег. Выпишите.
– В каком предложении девочка выразила главную мысль и передала свое чувство.
(Может быть выписано два, потому что мысль выражена в последнем предложении, но она содержится уже и в предпоследнем.)
– Какой знак показывает, что два последних предложения передают чувства?
4) Задание 245. Выбор заголовка. (Он должен быть точным и ярким, привлекательным, по возможности отражать не только тему, но и главную мысль.)
Снег – неточный заголовок, Первый снег – не несет в себе того чувства, которое есть в тексте.)
6. Рефлексия. Итог урока.
– Чем строение текста похоже на строение детской пирамидки?
– Что является стержнем текста?
– Что называют темой текста? Главной мыслью текста?
— Какое задание было наиболее сложным?
— Какое задание понравилось?
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-005375
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах
Время чтения: 2 минуты
В Хабаровске родители смогут заходить в школы и детсады только по QR-коду
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В российских школах могут появиться «службы примирения»
Время чтения: 1 минута
В МГУ заработала университетская квантовая сеть
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Русский язык 2 класс по теме «ТЕМА И ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ ТЕКСТА.»
Русский язык 2 класс
Тема и главная мысль текста
Тема и главная мысль текста
Создать условия для развития умения определять тему и главную мысль текста, развития речи; способствовать ознакомлению с правописанием словарного слова сентябрь
Решение учебной задачи
Планируемые
результаты
(предметные)
Проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека
Демонстрируют целостный социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий
Универсальные
учебные действия
(метапредметные)
Регулятивные: оценивают уровень владения тем или иным учебным действием, отвечают на вопрос:
что я не знаю и не умею?
Познавательные : общеучебные – умеют работать в материальной и информационной среде начального
общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»; логические – анализируют, определяют основную мысль текста; постановка и решение
проблемы – самостоятельно находят способы решения проблемы.
Коммуникативные : активно используют речевые средства и средства для решения коммуникативных
и познавательных задач
Основное содержание
темы, понятия
и термины
Тема и главная мысль текста. Заглавие. Слово с непроверяемым написанием сентябрь
- Русский язык 2 класс тема что такое текст
- Русский язык 2 класс что такое тема и главная мысль текста