Шерпы кто такие где живут
Шерпы: почему их называют самым выносливым народом в мире
Что мы знаем о шерпах? Что это те безымянные люди, которые помогают альпинистам в восхождениях на Эверест. Однако шерпы — не профессия, это народ. И народ удивительный.
Без грамоты и истории
Когда мы говорим «шерпы», то обычно имеем ввиду носильщиков, которые помогают альпинистам совершать восхождения. Это не самое верное представление. Шерпы — это одна из народностей, которые сегодня преимущественно обитают на территории Восточных Гималаев. И занимаются они не только тем, что носят поклажу. Большинство из них занимается земледелием.
Шерп в переводе означает «человек с Востока». Когда-то шерпы жили в Тибете. Они монголоидного происхождения, но с тибетцами их связывают и традиции, и религия, и одежда. Похожи и их языки. Однако у шерпов нет и не было письменности. От этого серьезные пробелы в том, что касается их историографии. Это почти в прямом смысле народ без истории, поскольку, что не написано пером… то сложно однозначно доказать.
Живут шерпы традиционно по тибетскому календарю, но датировка их жизней — дело непростое. Они уделяют собственным персонам незначительное внимание. Даже имена у них меняются на протяжении жизни. Фамилий как таковых нет в принципе. Вместо этого, если возникает такая необходимость, используется название местности, где родился шерп. Или шерпа.
Даже с самим названием представителей этого народа в единственном числе возникают проблемы. Поскольку и «шерп» и «шерпа» (оба слова мужского рода) — признаются нормативными. Нет письменности — нет и строгих правил.
Рожденные восходить
Шерпы удивительно выносливые. Во время восхождений они могут нести на себе поклажу, превосходящую по тяжести собственный вес. Они выдерживают такие перегрузки, которые для европейцев являются смертельными. Конечно, ученых заинтересовал этот феномен.
Многочисленные исследования подтвердили, что у шерпов иначе работает система кровоснабжения — их кровь бежит в два раза быстрее, чем у европейцев, сохраняя при этом оптимальный сердечный ритм и давление.
Исследования показали, что концентрация продуктов распада азота в крови шерпов в 10 раз выше, чем у тех, кто приезжает покорять Эверест издалека. Оксид азота и его метаболиты расширяют кровеносные сосуды — отсюда и фантастическая выносливость шерпов.
Джонатан Стемплер (Медицинский центр Университета Дьюка), занимающийся этой проблематикой, отмечает: «Интересные данные о здоровье жителей Тибета показывают, каким образом природа использовала оксид азота для возмещения негативных последствий постоянного пребывания на большой высоте в условиях гипоксии».
Сами шерпы относятся к этому философски. Тенцинг Норгей, самый известный шерп (первым, вместе с Хиллари покорил Эверест), в своей книге «Тигр снегов» спокойно рассказывает: «Мальчик-шерп смотрит вверх — он видит гору. Потом он смотрит вниз и видит груз. Он поднимает груз и идет на гору. Он не видит в этом ничего необычного или неприятного. Идти с грузом — его естественное состояние, и ноша для него все равно что часть тела».
Всеядность
Популярности шерпов среди тех, кто приезжает в Гималаи покорять Джомолунгму, способствует, по признанию того же Терцинга Норгея, их всеядность. В отличие от большинства индусов и пакистанцев, шерпы практически всеядны. Спокойно могут употреблять любые консервы, с которыми альпинисты обычно идут в горы. Не чураются они и алкоголя. Более того, у шерпов даже есть алкогольный напиток, называемый чанг. Это такое шерпское пиво, которое готовится из риса, ячменя или других злаков. Пьется оно обычно через соломинку.
Шерпы даже не чураются сигарет. И вообще стараются жить без догматических ограничений. Впрочем, как рассказывал Норгей, перед восхождением и во время него, от сигарет шерпы отказываются, что не вызывает у них какого-либо синдрома отмены.
Семья
Надо сказать, что шерпы весьма демократичны по сравнению с большинством азиатских народов. Даже гендерные вопросы у них не имеют строгой закономерности. Так, шерпские женщины, которые традиционно считаются хозяйками дома, могут наравне с мужчинами принимать участие в восхождениях. Даже несмотря на то, что они обычно низкорослые, или даже маленькие, они могут нести поклажу почти со свой вес. Такая «мужская» работа не считается у шерпских женщин чем-то зазорным.
Многоженство среди шерпов практически не развито. Сами они объясняют этот факт именно демократичностью отношений: попробуй управься с несколькими женами, если с одной непросто совладать. Распространено, впрочем, многомужество — одна жена на несколько братьев — так сохраняется имущество внутри семьи. Бывают среди шерпских семей и разводы, но инициатор не может разойтись без уплаты определенной суммы.
Религия
90% шерпов — буддисты. Они верят в реинкарнацию и даже посещают буддийские храмы, однако их вера подчеркнуто не ритуальна. Они не «заморочены» на религии, несут Будду скорее в сердцах. Фанатиков среди шерпов нет.
Как признается Терцинг Норгей «наши важнейшие обряды связаны с рождением, женитьбой и смертью. Мы сжигаем наших покойников, кроме маленьких детей, которых принято хоронить. Исключение составляют также умершие высоко в горах; их тоже хоронят — либо люди, либо сама природа».
Шерпы живут три жизни: в своем народе, в своей религии, и в своей работе. Одна жизнь от другой у них неотделимы.
Политика
Шерпы — не вымирающий народ. Их численность постоянно растет. Растет и образованность, а также гражданское самосознание. То и дело они хотят монополизировать Эверест и даже закрыть его для восхождений. Многие из нового поколения шерпов после «бума» эверестомании осваивают нетипичные для себя профессии, связанные в том числе и с юридической отраслью.
Шерп всегда в душе путешественник, покорять новые вершины у этого народа в крови. Вполне возможно, что в будущем они приобретут такую силу и значимость, что с ними будут считаться и «сильные мира сего».
Шерпы
Слово шерпа в Непале означает — человек с востока. Сами себя же они называют — шаркхомбо.
Восток в данном случае это восточный Тибет, откуда некогда пришли шерпы, чтобы расселиться в Гималаях у подножий гор-восьмитысячников — Эвереста, Лхоцзе, Чо-Ойю и Макалу.
Так что непальские шерпы это в сущности тибетцы, к тому же их объединяют общие «высокогорные» гены, но их язык, существенно отличается от других тибетских языков.
Исторический уклад
Поселки шерпов расположены на таких высотах, которые могут показаться нам не приспособленными для жизни. Шерпы возделывают землю, выращивая картошку, морковь и капусту на высоте до четырех с половиной тысяч метров, а строят свои дома и пасут скот подчас и вовсе на пяти тысячах. В местах, где они живут, использование колеса в принципе невозможно даже если бы они сами его изобрели, оно бы им не пригодилось. Правда, у них еще есть яки, которых можно навьючить, мохнатые, довольно кроткие и очень интеллигентные — они почти не оставляют навоза на дороге и всегда уступают ее человеку, прижимаясь к опасному обрывистому краю тропы, но, во-первых, як есть не у всякого шерпы, во-вторых, яков надо пасти и стричь, а не только использовать на посылках, и в-третьих, як ходит значительно медленнее шерпы, даже навьюченного, а шаткие висячие мосты над ущельями для яка вообще непроходимы. Поэтому шерпам пришлось самим стать транспортным средством.
Большие села, такие как Намче-Базар, Кхумжун и Пфорцзе, часто окружены каменной стеной высотой примерно полтора метра. Иногда вход в село лежит через крытые каменные ворота. Внутри села стенами обнесен едва ли не каждый земельный участок, так что, сойдя с главной дороги, можно довольно долго плутать по шерпанскому селу. Главная улица представляет собой трассу для пешеходов с «полосами» для левостороннего движения, разделенными насыпью из испещренных мантрами камней. Монастырь, ступа и камень с мантрой на нем священные объекты в Гималаях, поэтому их принято оставлять справа, обходя по часовой стрелке, отсюда происходит это пешее левостороннее движение.
Так шерпы жили 200 лет назад, и возможно, их жизнь и дальше протекала бы своим чередом в земледельческих трудах, выпасе яков и постоянном перетаскивании хозяйственных грузов вниз и вверх, если бы не страсть чужестранцев к Гималаям. Это случилось около ста лет назад, когда британцы начали свои первые восхождения в Гималаях. У них было много груза, с которым нужно было идти в гору. Шерпа взял на себя груз чужестранца, а тот открыл для него большой мир и придал смысл его хождению по горам.
Многовековой уклад жизни подготовил шерп — выносливость, трудолюбие, готовность идти на риск и отсутствие страха высоты как нельзя лучше подходят для восхождений на горы. Сыграло свою роль и буддийское мировоззрение с его терпимостью, дружелюбием и верой в переселение душ.
Наше время
Сегодня типичный день шерпы — это ранний подъем. 10-часовой путь с грузом вверх и вниз по горной тропе, а около пяти вечера, когда начинает темнеть, отдых на постоялом дворе у печки-буржуйки, где можно поесть и погреться, в такой повторяющийся изо дня в день распорядок жизни шерпа вступает уже лет в двенадцать-четырнадцать. Следующая ступень карьеры переход из разряда носильщиков в разряд гидов. На деле это означает существенное облегчение ноши, получение не 7, а 10-15 долларов в день, беседы с иностранцами и в перспективе восхождение на какую-нибудь вершину не в качестве носильщика, а полноценного члена группы альпинистов.
Классический расклад ролей в современной семье шерп такой: отец работает гидом, а мать ведет хозяйство — стряпает, убирает, держит маленький киоск с напитками и чипсами, в доме, который одновременно служит постоялым двором для туристов. В основном так устроена жизнь обитателей Солокхумбу, а в столице Намче-Базаре можно встретить шерп, которые могут позволить себе слетать на каникулы на Лазурный Берег. Кстати, на деле Соло и Кхумбу две разные области, которые, однако, давно сплелись в одно понятие.
Соло расположено ниже, это район рододендроновых лесов, зеленых пастбищ и ущелий на высоте от двух до трех с половиной тысяч метров. Кхумбу взяло свое название от имени ледника, сползающего с Эвереста, это скупое на зелень и богатое снежными вершинами высокогорье.
По-английски среди шерп не говорят только древние старики и старухи, что вовсе не мешает им при случае попробовать поболтать с приезжим. Но английский это база, а шерпа, если он хочет выделиться из общей среды, должен знать еще один европейский язык.
Шерпы честны и хорошо обучаемы. Если надо оставить свои вещи на какое-то время совершенно незнакомому человеку, лучше всего оставить их шерпе. Я делал это трижды и ни разу не только не пожалел об этом, но мне и в голову не пришло проверить их сохранность. Возможно, их честность обусловливает сама топография местности: через его ущелье проходит, как правило, только одна дорога, и это означает, что тот, кого он встретил однажды, встретится на его пути снова.
Европеец, если он приезжает в Гималаи регулярно, тоже заинтересован в том, чтобы вырастить «своего» шерпу. Например, встретившийся мне в горах немец, ходивший из года в год с одним и тем же шерпой, отправил его на учебу в институт Гете в Дели.
Европейская цивилизация понемногу пускает корни в изолированном мире шерп. Так, если в столице Непала Катманду полдня нет электричества, даже в самом диком шерпанском селении на высоте четырех с половиной тысяч метров в вашей комнате будет непременно гореть пусть слабенькая, но делающая свое дело энергосберегающая лампа. Все это не покажется удивительным, если взглянуть на тропу над пропастью, выложенную шерпами из камней на высоте 4600 метров. Или на дома и гостиницы в Намче-Базаре, который своим общим видом все больше напоминает швейцарский горнолыжный курорт. Макдоналдса на высокогорье пока, к счастью, нет, но кофемашины шерпы уже приволокли, и теперь на высоте четырех тысяч метров можно увидеть вывеску кофе Lavazza и выпить эспрессо с видом на Лхоцзе. А еще в Гималаях недавно появилась сотовая связь, хотя восемь лет назад ее не было не только здесь, но и во всем Непале. Молодые шерпы на привалах теперь жмут клавиши, играя в Mario и морской бой, и оглашают гималайские вершины звуками рингтонов.
И все бы ничего, если бы не заброшенные молитвенные мельницы вдоль главной гималайской тропы, которые местные не торопятся восстанавливать.
Кстати, слово «шерпа» закрепилось в политическом лексиконе. Так называют тех, кто готовит повестку дня для саммитов встреч на высшем уровне — от англ. summit «вершина». Подразумевается, что такой политик становится на это время проводником для своего лидера. Я бы сделал шерпу еще и символом посредника между нашим равнинным миром и миром вершин.
Самые известные шерпы
Тенцинг Норгей — вместе с новозеландцем Эдмундом Хиллари стали первыми людьми, которым 29 мая 1953 года покорился Эверест. Выносливость шерпы принесла ему славу человека с «третьим легким». О своем восхождении он рассказал в автобиографии «Тигр снегов», записанной Джеймсом Рамзаем Ульманом.
Апа Шерпа является рекордсменом по количеству восхождений на Джомолунгму. Он занимался переноской снаряжения и помощью альпинистам с 12-летнего возраста. Первая удачная экспедиция на вершину в составе международной группы состоялась 10 мая 1990 года. 11 мая 2011 он покорил Эверест в 21-й раз, заслужив прозвище Супершерпа.
Пемба Дордже дважды установил мировой рекорд скоростного восхождения на Эверест. 23 мая 2003 года он достиг вершины за 12 часов 46 минут. Всего через три дня его достижение превзошел другой шерпа, Лакпа Гелу. Пемба повторил попытку 21 мая 2004 года и, пройдя маршрут за 8 часов и 10 минут, вернул себе титул рекордсмена.
Профессия горного гида сопряжена с постоянной опасностью для жизни и поэтому многие известные шерпы преждевременно ушли в мир иной. Одним из таких был Бабу Чири, который в мае 1999-го провел на «крыше мира» 21 час без кислородной маски, даже устроив там импровизированную ночевку. Эверест покорялся ему 10 раз. 29 апреля 2001 года он погиб, упав в расщелину во время своей одиннадцатой экспедиции. Бабу Чири Шерпа легендарный непальский горный гид из народа шерпа. После него осталась школа, которую Бабу построил в родной деревне. В 2005-м в Катманду был открыт музей, поставлен памятник и выпущена памятная почтовая марка.
Но как бы не была опасна работа которой занимаются шерпы, Обслуживание альпинистов идущих на восхождение на горные пики Гималаев, это единственный способ более-менее приличного заработка, позволяющего прокормить семью. Некоторые, немного собрав денег, открывают небольшие гостиницы, в которых останавливаются идущие на восхождение. Остальные по прежнему работают носильщиками или гидами, они несут в горы поклажу альпинистов и сопровождают их во время восхождения.
Легенды Эвереста — шерпы поднявшиеся на Эверест 21 раз… Апа Шерпа и Пхурба Таши.
Народ шерпов живет в восточной части Непала, как раз близ самой высокой горы мира, Эвереста, а также в Индии. Этот немногочисленный народ известен по большей части тем, что они принимали участие в просто огромном количестве восхождений на горы Гималаев. Одним из первых покорителей Эвереста был знаменитый шерп Тенцинг Норгей. Вообще же данный народ ценят за их выносливость и опыт восхождений на большие высоты. Зачастую шерпы работают проводниками или носильщиками в альпинистских экспедициях. Но среди них есть и известные альпинисты. Пемба Дордже родился в 1982 году в непальской деревне Чангба. Этому шерпу-альпинисту принадлежит рекорд самого быстрого восхождения на Эверест. Первый раз он установил его 23 мая 2003 года. 22 мая он вышел из базового лагеря, который находился у ледника Кхумбу. В общей сложности Дордже затратил всего лишь около 21 часа на подъем и последующий за ним спуск. До вершины Эвереста шерп добрался за 12 часов и 46 минут. Однако вскорости он был побит соотечественником Дордже, Лхаклой Гелу. Он потратил на покорение высочайшей вершины миры на два часа меньше, чем Дордже. Но это достижение продержалось недолго, и было опять же побито Пембой. Спустя год после своего первого рекорда он потратил на восхождение на Эверест ещё на два часа меньше, чем Лхаклой Гелу. Столь скоростному прохождению способствовали несколько факторов. Во-первых, дорога до вершины была в снегу проторена другими альпинистами. Во-вторых, в тот день стояла хорошая погода, что является немаловажным обстоятельством. Некоторые люди поставили под сомнение наличие нового рекорда, но благодаря проведенному Министерством туризма Непала расследованию восхождение Дордже было признано официальным рекордом. Ещё одним весьма необычным рекордом этого альпиниста-шерпа стала самая высотная в мире свадьба. Его невеста, непальская альпинистка Мони Мулепати, вместе с Пембой Дордже совершила подъем на самую высокую гору мира в мае 2005 года. На вершине мира они обменялись кольцами и таким образом провели первую в мире свадьбу на самой высокой точке Земли. Также Мони Мулепати стала первым альпинистом из Непала и при этом не шерпом по национальности, кто покорил Эверест. На данный момент супруги проживают в США и воспитывают двух дочерей. Они вместе управляют сувенирным магазином, а также туристическим агентством. Сам Пемба Дордже принимает активное участие в общественной деятельности. Он выбивал финансирование расширения инфраструктуры в различных отдаленных деревнях в Непале. По его инициативе строятся школы и больницы.
В горах вообще ничего не просто. Уже больше ста лет мужчины из непальских племен работают в экспедициях по восхождению на высочайшие вершины Гималаев, в том числе и на самую высокую гору в мире — Эверест. Они за небольшую плату берут на себя доставку снаряжения и всего имущества на базовые и промежуточные лагеря восходителей. Тогда как сами восходители идут налегке, шерпы-носильшики несут на себе от 25 до 50 килограммов. У них нет ни какого снаряжения, одеты они в обычные шорты и рубахи из прочного материала. На ноги обычно обувают простые кроссовки, часто даже без носков, набивая их свежей травой.
Обслуживание людей желающих совершить восхождение на Эверест, для большинства шерпов единственный заработок. Это далеко не легкий труд тащить на себе тяжелую поклажу в которую входит снаряжение и питание. Шерпа-носильщик несет на себе по горной тропе столько, сколько европеец не возьмется нести и по асфальту. Они начали участвовать в восхождениях с самого открытия Эвереста и первых попыток на него забраться.
Шерпы: тайные герои Эвереста
С подачи туристов слово «шерп» стало синонимом слов горный проводник или носильщик. На самом же деле это никакая не должность и не профессия, а народность, населяющая Восточный Непал. Горные обитатели невероятно выносливы, знают лучше, чем кто бы то ни было, высокогорную местность, обладают наследственной высотной адаптаций, и именно профессиональным альпинистам-шерпам принадлежит большинство рекордов по восхождению на Эверест. Кто же они, рожденные в горах жители, которые всегда остаются в тени покорителей Эвереста?
Дословно «шерп» означает «человек с востока». Все, что известно об этой народности — это что их предки когда-то переселились из Тибета, и что шерпы имеют монгольское происхождение. Незаполненные страницы истории являются следствием того, что народ не имеет письменности и для счета времени использует тибетский календарь. На протяжении жизни также у них могут меняться имена. Фамилии они, как правило, не используют. Поскольку никакие официальные записи не ведутся, они сами то и дело путаются в датах и не могут сказать точно, как их зовут, если имя попросить произнести по буквам.
От своих тибетских предков шерпы переняли одежду, обычаи, кухню и язык, который схож с тибетским.
У шерпов нет письменности, фамилий, а счет времени они ведут по тибетскому календарю
В еде шерпы предпочитают не придерживаться определенного меню — все-таки местность глухая и «всеядный рацион» добыть гораздо проще. Мясо, сушеные продукты или консервы, привезенные туристами, шерпы все охотно съедят. Однако кулинарные традиции у них все же есть. К традиционным блюдам, например, относят мо-мо — что-то вроде супа с пельменями. Помимо этого блюда шерпы очень любят пить чай. Пьют его несколько раз на дню. Из риса и ячменя они варят шерпское пиво, называемое чанг. Представляет оно собой готовую закваску, которую наливают в чашку, заливают кипятком и пьют через бамбуковую трубочку.
Шерпы обладают недюжинной силой и выдержкой. Относится это и к мужчинам, и к женщинам, и к детям. В сопоставлении с мужчинами слабый пол здесь никак нельзя назвать слабым: наравне с мужчинами женщины могут выполнять тяжелую работу и носить тяжести, достигающие двух третей их собственного веса. Вообще, переноска чего бы то ни было для шерпов вполне естественное занятие. Подхватывая поклажу, они надевают ее не на плечи, а на лоб. По их мнению, это самый эффективный способ переноски, позволяющий переносить на себе десятки килограммов груза.
Переноска чего бы то ни было для шерпов вполне естественное занятие
Шерпы обладают «высокогорными» генами, благодаря чему им легко покоряются любые вершины. Впервые подняться на Эверест удалось новозеландскому исследователю Эдмунду Персивалю Хиллари и шерпу Тенцинг Норгей. Достигнув вершины, Хиллари принялся водружать флаг, а Норгей стал раскладывать в снегу шоколадки как подношение богам. Другой шерп Аппа Тенцинг с 1990 года стал регулярно подниматься на Эверест. Восхождения он совершал один, а иногда и два раза в год. Последний раз он взбирался на Эверест 11 мая 2011 года, став абсолютным рекордсменом по количеству восхождений на гору, число которых достигло 21 раза.
Чтобы подняться на высшую точку планеты, шерпу Пемба Дордже понадобилось всего 8 часов 10 минут — кроме него с такой скоростью на гору не взбирался ни один альпинист. А шерп Бабу Чири, поднявшись на гору, провел там 21 час. Все эти достижения находятся далеко за гранью возможностей обычных спортсменов, но могут запросто покориться одним из тех, кого считают всего лишь носильщиком или проводником, который сопровождает очередную группу альпинистов, решившую подняться на Эверест.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов