Шевера на реке что это такое
Шевера на реке что это такое
Вероятно, первое серьезное препятствие, с которым может столкнуться начинающий каякер — это шиверы. По существу, шивера — это просто совокупность отдельных надводных, обливных и полуобливных камней и проходов между ними, и вся задача каякера состоит в том, чтобы последовательно обойти все камни и связать проходы между ними в единую цепочку. Маневрирование в тесных шиверах, вероятно, можно считать самым эффективным упражнением для каякера, впервые вышедшего на бурную воду. Оно приучает гребца свободно пользоваться всеми приемами для поступательного, бокового перемещения и вращения лодки, которые он должен был предварительно отработать на спокойной воде, а также траверсом и скоростным прострелом. Вместе с тем оно демонстрирует ряд особенностей, которые в равной степени относятся ко многим другим техническим приемам на бурной воде.
Отражение от отбойного вала
Вход в другую струю
Выбор линии движения
Правило наименьшего действия. Не старайтесь обойти каждый очередной камень как можно дальше. В большинстве шивер камни расположены в шахматном порядке, и чем дальше вы уйдете от одного камня, тем дальше вам придется возвращаться, чтобы обойти следующий. Вместо того, чтобы шарахаться из стороны в сторону, старайтесь по возможности выдерживать прямолинейный курс с небольшим количеством глобальных поворотов и проходить вплотную к камням то справа, то слева.
Правило опережения. Подходя к очередному камню, закладывайте такой курс, который приводил бы вас в требуемую точку при обходе следующего. Тогда при подходе ко второму камню вам останется только точно откорректировать положение лодки и затем изменить курс в направлении третьего, и т.д. Еще лучше, если вы сможете контролировать свое движение на 2–3 хода вперед.
Правило глобальных маневров. Следите за тем, чтобы в путанице ближайших к вам камней не упустить глобальных изменений в структуре препятствия — например, перехода основной струи под противоположный берег — и вовремя изменяйте основную линию своего движения. Как часто мы в сиюминутной суете не замечаем многих очень важных вещей.
Навал на препятствие
|
Начинающий каякер — гроза всех камней на реке. Хотя прижать каяк к камню намного труднее, чем, скажем, двухместную байдарку, это весьма нередкий тип оверкиля. Есть два правила действий при навале на камень:
Найдите возможность для того, чтобы потренироваться в расталкивании камней. Выберите для этого мелководный участок с быстрым течением и отдельными надводными камнями. Убедитесь, что выбранный вами камень не подмыт с верхней по течению стороны. Проверьте, что за ним можно твердо стоять на ногах, и попросите товарища постоять там и подстраховать вас. Заполните весь свободный объем каяка хорошо надутыми баллонами.
Полиэтиленовый каяк выдерживает такие упражнения без заметного ущерба. Сломать хорошо сделанный стеклопластиковый каяк, как правило, тоже непросто, а если он все-таки ломается — значит, был сделан халтурно. Туда ему и дорога; радуйтесь, что это случилось не в походе в неделе пути от ближайшего жилья. Если же у вас нет ничего, кроме единственной каркасно- поддувной лодки. Конечно, вы можете ее поберечь, но тогда весьма вероятно, что вам придется осваивать этот прием опять же в походе, где у вас не будет ни ящика запасных труб, ни слесарной мастерской, ни бочки клея.
Шивера
Шиве́ра — относительно мелководный (глубина до 1,5 — 2 м) участок реки с беспорядочно расположенными в русле подводными и выступающими из воды камнями и быстрым течением. Протяжённость шивер колеблется от нескольких десятков метров до нескольких километров. Из-за высокой скорости течения в шиверах возникают косые и прямые стоячие волны, обратные потоки, водяные ямы (бочки) за камнями. В отличие от порогов шиверы не имеют мощных сливов. Сливы локальны, плохо прослеживается их последовательность, поэтому трудно выделить линию преимущественного стока воды (струю). Основная сложность при прохождении шиверы, как и любого препятствия на реке, — определить линию движения судна. Меры безопасности — разведка, выбор мест причаливания, страховка с воды и берега.
Часто шиверой называют какую-то часть большого порога. Например, так: «Порог начинается длинной несложной шиверой…»
Литература
См. также
Полезное
Смотреть что такое «Шивера» в других словарях:
ШИВЕРА — каменистый перекат на реке, мелководный участок реки (Сибирь, Дальний Восток) … Большой Энциклопедический словарь
ШИВЕРА — жен., сиб. перекать, сарма, плоская гряда, порог речной; мелкое место во всю ширину реки, по твердому дну, плитняку, и быстрый скат, теченье. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
шивера — сущ., кол во синонимов: 5 • дно (19) • перекат (12) • порог (22) • ряд … Словарь синонимов
шивера — ы; ж. В Сибири и на Урале: каменистый мелководный участок русла реки с быстрым течением. * * * шивера каменистый перекат на реке, мелководный участок реки (Сибирь, Дальний Восток). * * * ШИВЕРА ШИВЕРА, каменистый перекат (см. ПЕРЕКАТ) на реке,… … Энциклопедический словарь
шивера — ж. Каменистый мелководный участок русла реки (в Сибири и на Урале). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
ШИВЕРА — каменистый перекат на реке, мелководный участок реки (Сибирь, Д. Восток) … Естествознание. Энциклопедический словарь
шивера — ш ивера, ы … Русский орфографический словарь
шивера — гряда подводных камней или отдельные камни, через которые на низком уровне перекатывается вода; перекат на мелководной реке … Топонимический словарь Амурской области
шивера — ы; ж. В Сибири и на Урале: каменистый мелководный участок русла реки с быстрым течением … Словарь многих выражений
Шивера
Шивера (мн. ч. шиверы) — относительно мелководный (глубина до 1,5 — 2 м) участок реки с беспорядочно расположенными в русле подводными и выступающими из воды камнями и быстрым течением.
Макс Фасмер полагает, что термин шивера происходит от «Сивер» — слова, бытовавшего в диалектах русского языка ещё в XIX веке.
Слово в таком его значении воспринято русскими и введено в лексикон в женском роде: «шивера» —она». Исходный род мужской: «шивер» — «он», в каком и употреблялся первое время русскими сплавщиками по рекам. С течением времени произошла естественная трансформация слова. Сравни: первоначально — «Сардоб», сегодня — «Сардоба».
Другие определения термина
Шивера — «мелкий и быстрый перекат горной реки», — термин, бытующий в Сибири, на Камчатке, Колымском крае (смотри: Владимир Богораз, Владимир Даль).
Диалектическая форма вместо «Сивер», как называли «северный склон».
Производные: «шивальга», «шиверзить».
Шивера — «каменистый перекат на реке, мелководный участок реки в Сибири и на Дальнем Востоке».
Шивера — женского рода, среди сибиряков: «перекать, сарма, плоская гряда, порог речной; мелкое место во всю ширину реки, по твердому дну, плитняку, и быстрый скат, теченье»
Описание
Протяжённость шиверы колеблется от нескольких десятков метров до нескольких километров. Из-за высокой скорости течения в шиверах возникают косые и прямые стоячие волны, обратные потоки, водяные ямы (бочки) за камнями. В отличие от порогов шиверы не имеют мощных сливов. Сливы обычно локальны, плохо прослеживается их последовательность, поэтому трудно выделить линию преимущественного стока воды — струю, по которой судно может безопасно двигаться в шивере.
Нередко шиверой называют какую-то часть большого порога. Например в лоции или описании приводится такой текст: «Порог начинается длинной несложной шиверой…»
Обычно шиверы образуются в реках, загроможденных большим количеством камней в ее русле и имеющих быстрое течение.
Так, на реке Индигирке шиверы протягиваются иногда на сотни метров. Такие участки реки можно увидеть за многие километры до подхода к шивере
Шиверы на картах, в лоциях и описаниях
Большие и получившие известность шиверы обозначаются на физических и специальных картах с указанием их названия, если таковое имеется.
На реках, где осуществляется регулярное судоходство, капитаны, штурманы и лоцманы обязаны иметь лоции и описания шивер.
Наиболее опасные для сплава шиверы могут быть отмечены специальными знаками, размещенными на берегу при входе в шиверу. Описание таких знаков вносятся в лоцию реки.
Плавание на судне
Существует четыре основных вида плавания в шиверах на судне или ином плавательном средстве:
Порядок прохождения шиверы
Вид шиверы с воды, берега или летательного аппарата, скорость течения воды в шивере, возможность или невозможность ее прохождения на судне зависит от уровня воды в реке.
Существуют шиверы полностью и круглогодично непроходимые для любого типа речного судна. В таком случае судно и грузы подлежат обносу по берегу реки до участка, где сплав вновь становиться возможным. Обычно на таких участках обустраиваются дороги и тропы, иногда — места для ночлега.
Непроходимые шиверы особо отмечены в лоциях и описаниях сплавной реки для предотвращения аварий и несчастных случаев, приводящих к гибели людей, потери судна и грузов, перевозимых на его борту.
Во время сезонных или дождевых паводков, суточного изменения уровня воды в горных реках шивера на жаргоне сплавщиков может быть для судна «проходимой» при «высокой воде», и «непроходимой» при «низкой воде».
Проходимость судов в шивере возможна, когда уровень воды в реке высокий и существующая глубина реки для сплава достаточна. Сплав также возможен и в «низкую воду», когда в шивере есть проходы между камнями, которые обычно указаны в лоции реки и описании шиверы.
Управление судном в шивере требует специальных знаний, умения и опыта.
На шиверах во время сплава по рекам погибло и продолжает гибнуть значительное количество судов и людей — членов экипажа. Нередко на берегах реки у шиверы устанавливаются памятники или памятные знаки о погибших.
При прохождении шивер необходимо соблюдать определенные инструкциями Правила, экипаж — обеспечивать индивидуальными и групповыми средствами спасения на воде, предварительно обучать и тренировать. Решение о прохождении шиверы принимает лоцман или капитан судна, имеющие специальную подготовку, знания и опыт.
Обязательное дублирование штурманской прокладки курса судна помогает избежать возможных ошибок в текущем определении местонахождения судна и обеспечивает необходимую безопасность сплава.
В ситуации, когда имеют расхождения в штурманском определении места судна на реке и по карте между капитаном, штурманом или лоцманом — сплав немедленно прекращается до выяснения истины. Право на решение о прекращении сплава имеют все трое: капитан, штурман (или лицо его замещающее), лоцман. Распоряжение на немедленное прекращение сплава не обсуждается и оперативно выполняется экипажем судна всеми возможными способами и средствами.
Даже если прекращение сплава было вызвано ложными причинами и привело к задержке сплава и потере времени, — такие действия не вменяются в вину должностному лицу, отдавшему распоряжение.
При неблагоприятных условиях принимают решение отказаться от прохождения шиверы. Дожидаются изменения гидрологических условий или осуществляют полный или частичный обнос шиверы по берегу реки.
Право на отказ от сплава по шивере
Согласно существующим в Российской Федерации Правилам, любой член экипажа имеет право отказаться от прохождения шиверы на борту судна, высаживается на берег и обходит шиверу по берегу. Никто не вправе отказать в таком решении члену экипажа или обсуждать его действия. В случае препятствования высадке на берег или попытках оказать психологическое «давление» на человека, отказавшегося от сплава, виновные в таких действиях подлежат судебному разбирательству.
Услуги лоцмана
На отдельных участках реки прокладку курса и управление судна в шивере берет на себя лоцман, принятый на борт судна по решению капитана.
Шевера на реке что это такое
§ 8. Берега и образования в русле.
1. Вогнутый берег и его элементы.
Пойменный вогнутый берег, обрывистый из-за постоянного подмыва его прижимным течением, называется яром. У яра глубина всегда больше, чем у противоположного выпуклого берега.
Это дает возможность судоводителям проводить транспортные суда с большой осадкой по яру, т. е. около вогнутого берега. Яр начинается (и кончается) в том месте, где вогнутый берег переходит в прямой участок реки или в выпуклый берег.
Начало яра называется верхним плечом яра, а окончание, находящееся ниже по течению, — нижним плечом.
Рис. 13. Нечистый яр: 1 — яр; 2 — бровка яра; 3 — урез воды; 4 — свалившееся дерево; 5 — подводная печина
Линия перехода поверхности земли в обрывистый берег называется бровкой яра (рис. 18). В яру могут быть препятствия для судоходства, которые уменьшают гарантированную глубину.
К таким препятствиям относится печина — трудно поддающаяся размыву часть породы (обычно глина), которая вдается в русло. Возле печины, как вообще у яра, быстрое течение и большая глубина.
Печина может быть надводной и подводной. Выше печины создается подпор воды, а ниже—круговорот (суводь). По суводи судят о месте нахождения подводной печины.
Если на берегу у яра находится лес, значит, в воде могут быть карчи, образуемые от падения в воду деревьев и пней в результате разрушения подмываемого берега.
Серьезными препятствиями для судоходства, которые почти невозможно определить по внешним признакам рельефа местности и потока, являются палица и побочень.
Палицей называют горизонтальную площадку из неразмываемого грунта в яру под водой. Местонахождение палицы должно быть известно судоводителю, на ней меняется горизонт воды.
Побочни — наносы песка у яра — образуются от слива воды во время половодья из затопленной поймы в коренное русло через яр. По образовавшейся в берегах выемке от слива воды из поймы можно определить место нахождения побочня сразу же после его образования.
Побочней особенно много в ярах после половодья, когда река входит в свои берега. Чаще всего побочни размываются совсем или частично водой меженного русла. На шлюзованной реке побочни размываются медленнее, чем на свободной. Как правило, ниже суводей из-за ослабления течения откладываются наносы, т. е. образуются небольшие побочни.
Нечистым яром называется яр, возле которого у берега имеются различные подводные и надводные препятствия для судоходства: печины, палицы, карчи, побочни, одинцы и т. д. Движение судов возле такого берега опасно.
Если у яра нет никаких препятствий для судоходства, его называют чистым яром.
2. Выпуклый берег и наносные образования около него.
Наносы в речном потоке под действием течения перемещаются по прямой, проходящей через выпуклые берега на изгиб ax русла и по всей ширине русла на относительно прямых участках (рис. 14).
Рис. 14. Перемещение наносов в речном русле и образование перекатов (1, 2, 3) и плесов
У выпуклых берегов, где течение замедленно, откладываются наносы. Значительное отложение наносов образует низкий отлогий песчаный берег без растительности, называемый песком. Форма песка обычно соответствует очертанию противоположного яра.
Рис. 15. Коса
Основным видом отложения наносов песка является коса (рис. 15), которая имеет значительные размеры, треугольную форму, основанием примыкает к выпуклому берегу и вершиной постепенно переходит из надводного состояния в подводное. Коса незначительных размеров, примыкающая к косе или непосредственно к выпуклому берегу, называется закоском.
Подводная коса больших размеров, вдающаяся далеко в русло реки, называется заманихой. Песок или коса под действием течения могут быть сильно размыты и стать обрывистыми около «верховой» (верхней) по течению части, ввиду чего здесь обычно по глубокому месту проходит фарватер.
Такой песок или косу называют обрезным и. Группа подводных кос, незначительных по своим размерам, называется застругами. Заструги примыкают к косам, закоскам и могут располагаться отдельно в русле.
Затониной называется небольшой залив в реке за косой. Наносные образования выпуклого берега, косы, закоски и т. д. ввиду постоянной работы потока изменяют свои размеры, подвергаются размыву или, наоборот, увеличиваются.
3. Наносные образования в русле.
Кроме наносов возле выпуклого берега и побочней в яру, в русле реки имеются и другие наносные образования, окруженные водой, как подводные, так и надводные. К ним относятся осередки, острова, высыпки, шалыги.
Осередком называется надводная отмель, окруженная со всех сторон водой и не имеющая никакой растительности.
От размыва подводной части косы может образоваться и подводный осередок; он может возникнуть также ниже мыса стрелки, образующейся от слияния двух рек, в тиховоде, за рынком гор, на шалыге и различных подводных препятствиях. Осередки ограничивают ширину судового хода, изменяют направление течения воды.
Островом называется надводный осередок, имеющий растительность. Остров может образоваться из осередка, поймы, за счет спрямления излучины, разделения русла на два рукава, образования прорана — узкого рукава, делящего остров на два отдельных острова. Верхняя по течению часть острова и осередка, размываемая течением, называется приверхом, нижняя часть, где откладываются наносы, — ухвостьем.
Шалыгой называется подводное наносное отложение у борта корпуса судна, ставшего на мель поперек корыта переката (рис. 16), т. е. взамет.
После снятия судна с мели течение обходит шалыгу, размывая ее. Постепенно шалыга может сноситься течением ближе к подвалью переката и изменить его, образуя затруднительный для судоходства перекат с выпуклым подвальем. Шалыга может также задерживать наносы, увеличиваясь по форме и превращаясь в осередок.
Высыпкой называется отложение наносов, выносимых из притока (речка, ручей, овраг и пр. ) в устье или ниже его. Высыпка состоит из гравия, песка, гальки, а иногда камней.
Если приток впадает в вогнутом берегу, то высыпка, находящаяся в яру около устья этого притока, является одновременно и побочнем. Если приток впадает в выпуклом берегу, то отложение наносов у этого берега усиливается. Площадь высыпки обычно больше, если она находится ниже притока, и меньше, если она образовалась у стрелки.
Судоводитель-любитель должен предвидеть возможность образования высыпки и при подходе к берегу ниже притока или при заходе в него и вести судно на малом ходу, измеряя глубину наметкой (метрштоком).
4. Неразмываемые препятствия.
В реке может быть большое количество неразмываемых препятствий. К ним относятся:
Одинец — отдельно лежащий в реке камень значительных размеров. Одинец, вмерзший в лед, может вместе со льдом перемещаться во время ледохода на большие расстояния.
Огрудки (каменистый осередок)— вытянутое вдоль берегов скопление камней или подводная часть монолитного скального массива в русле.
Гряда — подводное скопление камней в русле поперек реки.
Порог — подводное и надводное скопление крупных камней по всей ширине русла, создающее подпор воды выше порога и быстрое течение в пороге. Фарватер реки у порога обычно неглубок, извилист и проходит между подводными и надводными камнями.
Шивера — разновидность порога на сибирских реках — образуется группами камней, разбросанных на отдельных участках по всей ширине русла. Фарватер извивается между ними.
При плавании по внутренним водным путям судоводитель-любитель должен знать еще некоторые лоцманские термины.
Дельта — место впадения реки в озеро или мере. Река в дельте обычно разветвляется на несколько мелких протоков, рукавов. Дельта имеет вид треугольника, напоминающего греческую букву дельту. Треугольник своим основанием направлен к морю. Образуется дельта из-за отложения наносов.
Лиман — сеть проранов, из которых образуется дельта реки. Лиманом обычно называют протоки в дельтах Днепра, Днестра. На Волге их называют ериками, на Дунае — гирлами, на Северной Двине — рукавами. Иногда протоки в дельте бывают очень широкими, тогда их называют ильменями (на Волге), плавнями (на других реках).
Урез воды — линия пересечения поверхности воды с берегом.
Заплеск — узкая, обычно отлогая береговая полоса, заплескиваемая при волнении, примыкающая к урезу воды.
Воложка — второе русло реки, отделенное от коренного (основного) русла островом. Воложка со временем может стать основным судовым ходом.
Гарантированная глубина — наименьшая глубина, поддержание которой гарантируется на данном участке за счет дноуглубительных работ, попусков воды из водохранилищ, выправительных сооружений.
Рейд — акватория (водная площадь) порта, где стоят суда в ожидании погрузки и выгрузки, формируются и расформировываются буксирные составы, отстаиваются суда в шторм и во время ремонта.
Дамба — гидротехническое выправительное сооружение, служащее для изменения течения, продолжения берега, ограждения от волнения или ледохода.
5. Перекаты.
Наносы в реке располагаются по прямой их перемещения, соединяющей выпуклые берега, образуя косой поперечный вал в русле. Этот наносный вал, над которым глубина воды меньше, чем в смежных участках русла, затрудняет своим мелководьем судоходство и образует перекаты (рис. 17). Между перекатами располагаются глубоководные участки реки — плесы.
Вал, или седловина переката, при пересечении со стрежнем размывается и в нем получается углубление, называемое корытом переката, где находятся самые большие на перекате глубины. По корыту переката проходит судовой ход.
Верхняя по течению пологая часть седловины переката называется напорным скатом. Нижняя по течению часть седловины обрывиста и называется подвальем. Над подвальем находится наименьшая на перекате глубина.
Самая верхняя часть подвалья называется гребнем. От формы подвалья, глубины, направления и скорости течения на перекате зависит степень трудности проводки судов по перекату.
Рис. 17. Перекат: 1 — верхняя коса; 2 — нижняя коса; 3 — верхняя плесовая лощина; 4 — нижняя плесовая лощина; 5 — седловина переката; 6 — корыто переката; 7 — напорный скат; 8 — подвалье переката; 9 — гребень переката; 10 — фарватер
Глубоководный участок реки, прилегающий к перекату, называется плесовой лощиной и является началом или окончанием очередного плеса.
Верхняя и нижняя косы перекатов (или пески) располагаются выше и ниже корыта переката. На перекатах судовой ход, как правило, переходит или, как говорят, переваливает от одного берега к другому. Эти места называются перевала ми.
Ввиду значительной разницы между осадкой судна и глубиной фарватера на судоходных реках судоводитель-любитель не всегда ощущает мелководье перекатов, но, как правило, судно любителя чувствует изменения и усиление течения на перекате.
В плавании необходимо знать и предвидеть степень трудности прохода по тому или иному перекату встречных и обгоняемых судов, способных произвольно менять свой курс движения — рыскать.
Когда любитель ведет свое судно по несудоходной реке или реке, где осуществляется сплав леса, только его умение определить корыто переката, слив воды, форму подвалья и знание судоходных качеств позволяет провести свое судно без посадки на мель и без аварий.
Перекаты очень разнообразны, они отличаются один от другого расположением в русле, элементами в плане и профиле, гидрологическим режимом. Степень трудности судовождения по перекатам зависит от их свойств.
Существует несколько судоводительских классификаций перекатов, поэтому остановимся на характерных особенностях некоторых перекатов, знание которых необходимо судоводителю-любителю.
Перекатом с ровным подвальем (по классификации Д. А. Богданова) называется такой перекат, вал которого расположен поперек фарватера по всей ширине корыта по прямой от верхней косы переката к нижней. Течение одинаково равномерно по всей ширине корыта переката.
Судоходные качества переката благоприятные. Суда, идущие снизу, должны вводиться на подвалье переката так, чтобы диаметральная плоскость судна совпадала с направлением течения, для чего выход судна на прямой курс к следованию по корыту переката нужно осуществлять как можно раньше.
Перекат с выпуклым подвальем по той же классификации образуется чаще всего там, где водой переносится много наносов, где происходит размыв русла и особенно яров.
Отложение накосов в средней части подвалья приводит к его выпуклости в плане и профиле. Выпуклость подвалья происходит за счет более или менее значительного подвального осередка в центре подвалья, где обычно находятся самые малые глубины.
Поэтому течение на перекате веерообразное и нет ярко выраженной главной струи — стрежня (рис. 18). Судоходные качества такого переката плохие, так как фарватер может менять свое направление то с одной, то с другой стороны выпуклости подвалья. Веерообразное течение сбивает суда с курса к границам фарватера (к берегам).
Перекат «россыпь» (по классификации И. Ф. Попкова) располагается преимущественно в низовьях рек. Образуется застругами кос, лежащих на противоположных берегах, и шалыгами. Подвальев бывает несколько и обычно они имеют неправильную форму. Перекат часто изменяется. Заструги, шалыги, осередки образуют неправильное течение, что вызывает рыскливость судов. Из-за нечетко выраженного подвалья проход судов по такому перекату затруднителен и по нему рекомендуется идти, замеряя глубину.
Устьевые перекаты (по классификации И. Ф, Попкова) образуются во время половодья, когда вода из главной реки заходит в приток, занося свои наносы, где они осаждаются. Кроме того, подпор воды в притоке задерживает и движение в нем воды, чем способствует осаждению наносов.
Со спадом воды после половодья эти наносы образуют в притоке, выше его устья, устьевые перекаты, которые иногда тянутся на несколько десятков километров. Образуются также косы, надводные и подводные осередки, острова, которые вода притока не может смыть в межень. Устьевые перекаты обычно очень затрудняют судоходство.
Любитель зачастую начинает свой туристский поход в несудоходном притоке, который впадает в судоходную реку. Поэтому важно узнать, есть ли в устье притока устьевые перекаты, какова их глубина и может ли судно любителя пройти через эти перекаты.
Если в межень через эти перекаты пройти в судоходную реку нельзя, то нужно узнать сроки, когда начинается межень, с тем чтобы организовать поход раньше и пройти через устьевые перекаты до минимального горизонта воды на них. На устьевых перекатах горизонт может повышаться за счет попусков плотин, имеющихся как в главной реке, выше устья притока, так и в притоке.