Штраус так говорил заратустра история создания
Музыка романтизма: какая она?
Так говорил Заратустра
Что, где, когда и как говорил Заратустра — большинство знает по книге Ницше. Это большинство не знает, правда, что оно знает, как говорил Заратустра в музыке. А знают все. В мире — благодаря фильму Стэнли Кубрика «Космическая одиссея 2001», в странах бывшего СССР — благодаря передаче «Что? Где? Когда?».
Та самая тема, которая звучит заставкой этой передачи, является началом симфонической поэмы Рихарда Штрауса «Так говорил Заратустра». Ее же любят вставлять в свои выступления всяческие рок-группы. Эта музыка Штрауса — «международный хит» в буквальном смысле слова.
Штраус
Макс Либерман, «Портрет Рихарда Штрауса», 1918 г.
Фото: ru.wikipedia.org
Рихард Штраус — крупнейший немецкий композитор-романтик. Он родился несколько позже (годы жизни — 11 июня1864 — 8 сентября 1949 гг.), но пришлось написать о нем несколько раньше. Во-первых, для того, чтобы разобраться с фамилией Штраус. Во-вторых, Иоганн Штраус оказался связан с Рихардом Штраусом еще и одним фильмом.
В фильме Стэнли Кубрика «Космическая одиссея 2001» сначала звучит музыка Иоганна Штрауса — вальс «На прекрасном голубом Дунае» (космический корабль стыкуется, а потом отправляется в полет). Сцена продолжается, вальс отзвучал и как будто плавно перерастает в музыку другого Штрауса — Рихарда («Так говорил Заратустра»).
Еще раз могу только восхититься поразительному знанию музыки, продемонстрированному американским кинорежиссером буквально в каждом фильме (хотя к фильмам может быть неоднозначное отношение, особенно к «Заводному апельсину» с 9-й симфонией Бетховена). Но такое знание и любовь к музыке — остается только развести руками. Рихард Штраус в возрасте 40 лет. Почтовая открытка. 1910 г.
Фото: ru.wikipedia.org
Итак, Рихарда Штрауса не нужно путать с Рихардом Вагнером и Иоганном Штраусом. И с последним они не родственники. Да и музыка — кардинально другая. Но Рихард Штраус, конечно, всегда помнил об Иоганне Штраусе, точнее, двух Иоганнах.
— Одним словом, жизнь кончена, и мне остается только покорно ожидать того дня, когда мой покойный однофамилец призовет меня к себе в свое заоблачное царство вальсов, — писал Штраус в письме другу за несколько лет до смерти.
Жизнь Рихарда Штрауса на первый взгляд не слишком богата событиями: одна родина, одна жена, одно дело. Поэтому можно было бы ограничиться только кратким обзором творчества. Но хронологически мы уже подошли к тому времени, когда многие вещи звучат вполне современно, они «живые». Штраус прожил долгую жизнь, а это означает, что застал и период Третьего рейха.
Не говорить на эту тему невозможно. Чем ближе к современности, тем больше вопросов, которых не обойти. С одной стороны — глубокоуважаемый всеми властями музыкант, которого нужно использовать. С другой — невестка Штрауса была еврейкой.
После письма Цвейгу Штрауса уволили с должности. Затем семья Штрауса провела целые годы под домашним арестом. А однажды, когда он отъехал — всех увезли в гестапо. С большим трудом Штраусу удалось вызволить семью благодаря своей всемирной известности.
А известность у него огромная. Это и оперы (особенно скандально известная «Саломея» по О. Уайльду на библейский сюжет с весьма пикантной сценой. «Я не буду это петь, я порядочная женщина», — сказала первая исполнительница партии героини). Это и «Дон Жуан», и «Электра», и симфоническая, и камерная музыка («Веселые проделки Тиля Уленшпигеля», «Смерть и просветление»). Очень необычны «Метаморфозы». Саломея с головой Иоанна Крестителя. Сцена из оперы Штрауса, постановка в Нью-Йорке
Фото: ru.wikipedia.org
Но самое знаменитое произведение Штрауса — «Так говорил Заратустра».
Заратустра
К произведениям Ницше обращались многие композиторы. А сам Ницше без конца обращался к музыке. Свою работу «Так говорил Заратустра» он назвал симфонией.
Но я хочу совсем открыть вам своё сердце, друзья мои: если бы существовали боги, как удержался бы я, чтобы не быть богом! Следовательно, нет богов…
(Ницше. «Так говорил Заратустра»)
Нет богов. Зато есть сверхчеловек. Значит, все можно. То, что за этим последовало — все знают. Ницше — квинтэссенция немецкого романтизма. Глубокие книги Фридриха Ницше можно понимать и любить. Но, к сожалению, нашлись силы, которые спекулировали на некоторых идеях немецкого философа. Так часто бывает, и это хорошо бы не забывать. Нужно помнить. О философе Ницше пусть напишет кто-нибудь другой, а я ограничусь маленьким упоминанием о музыке Ницше. Марка, посвященная Р. Штраусу
Фото: ru.wikipedia.org
Ницше-композитор. Ницше — не единственный философ, который очень хорошо знал музыку. Более того, он не единственный из философов, кто писал музыку, начиная со времен Пифагора. Это и Жан-Жак Руссо, и Георгий Гурджиев, и Теодор Адорно.
Ницше учился игре на фортепиано с 6 лет. Очень хорошо знал при этом и симфоническую музыку, и церковную. Он брал уроки по теоретическим дисциплинам и композиции, рано начал сочинять. Для кого-то будет открытием, что он положил на музыку поэму Пушкина (песня «Заклинание»). С Вагнером Ницше связывали сначала дружеские, затем противоречивые отношения — фактический разрыв и неприязнь. Зато он проникается большой любовью к музыке французского романтизма, особенно Жоржа Бизе.
Сохранилось около 50 сочинений Ницше. Есть песни, есть фантазия для скрипки, даже Рождественская оратория есть, но в основном это пьесы для фортепиано. И ноты, и записи легко найти в Интернете. Фридрих Ницше
Фото: ru.wikipedia.org
Понятно, что тема Ницше и музыка — неисчерпаема. Музыка бесконечна в его философских трудах. Сейчас нет возможности хоть как-то осветить эту тему, да и не нужно, поскольку тема статьи — все-таки Рихард Штраус. И «Так говорил Заратустра» Штрауса — музыкальное произведение, которое надо послушать целиком хотя бы раз в жизни. Ни начало в «Что? Где? Когда?», ни сцену из фильма, а просто музыку. В этой поэме несколько частей:
В этих маленьких частях есть все: и тема Человека и Природы, и тема утраченного счастья, и радость бытия, и вновь сомнения. Единение и разъединение с миром — от экстаза до трагических нот. Вся суть романтизма. И все же не нужно забывать о дальнейшем…
Мелодия «Что? Где? Когда?» – хит Штрауса в честь книги Ницше «Так говорил Заратустра» об идее сверхчеловека. Она везде: от Кубрика до Элвиса
«Так говорил Заратустра. Книга для всех и для никого» – четырехтомный философский роман Фридриха Ницше. Это история персидского пророка, который десять лет живет в одиночестве на горе и призывает людей развиваться, чтобы стать в итоге сверхчеловеком. Это вызов религии, старым укладам. И именно в этой книге Ницше впервые озвучивает авторскую важную идею: «Бог умер».
«Так говорил Заратустра» – это еще симфоническая поэма Рихарда Штрауса. Она длится полчаса, делится на девять эпизодов. Но все обычно знают только самое начало – первую часть поэмы «Восход». Когда фанфары, контрабасы, виолончели и орган создают низкий звук, который повышает тревожность и ожидание. Мелодия разрывается в экстазе, и инструменты начинают играть по-королевски торжественно.
Штраус и Ницше никогда не общались, но были связаны. Обоих часто критикуют за помощь гитлеровской пропаганде
Музыковед и автор книги о Штраусе Вальтер Верб: «В том, что касается мастерства и сложности оркестрового письма, «Заратустра» превосходил все, что было написано до тех пор. И по сей день эта музыка не знает себе равных»
«Восход» рифмуется с началом романа Ницше:
«Когда Заратустре исполнилось 30 лет, покинул он свою родину и озеро своей родины. В одно утро поднялся он с зарею, стал перед солнцем и так говорил к нему: «Великое светило! К чему свелось бы твое счастье, если б не было у тебя тех, кому ты светишь!»
В тексте Ницше Штраус находил мелодичность, экспрессию и гармонию, которую он и смог передать. Забавно, что сам Ницше называл роман симфонией и мечтал в детстве стать композитором. Неизвестно, слушал ли музыку Штрауса сам Ницше. Он умер через четыре года после появления симфонии, но перед смертью долго болел и имел проблемы с психикой.
Штраус написал «Заратустру» в 1896-м и стал звездой. Он писал отцу, что пережил величайший триумф, когда управлял оркестром при первом исполнении во Франкфурте. И признавался, что эту поэму написал о себе: «Я не менее интересен, чем Наполеон или Александр Македонский».
У Ницше и Штрауса есть еще две интересные связи:
Deep Purple вставляли мелодию в альбом, Элвис Пресли открывал ей концерт в Лас-Вегасе. В ЧГК она для киношности
«Восход» Штрауса известен еще благодаря фильму Стэнли Кубрика «Космическая одиссея 2001 года». В самом начале мы погружены в темноту, а потом под музыку Штрауса видим в космосе солнечный восход над Землей и название фильма.
Еще этой музыкой Кубрик сопровождает другой важный момент – когда австралопитек берет в руки кость (орудие труда). Так обезьяна начинает превращаться в человека. А Ницше писал, что «разница между человеком и сверхчеловеком – в принятии повторения даже самых горьких моментов жизни. Это разница очевидна, как между человеком и обезьяной».
Кубрик сначала хотел для фильма написать собственную музыку с композитором «Спартака». Но в итоге отправил сотрудников киностудии искать в музыкальных магазинах классические произведения.
А в России прямая ассоциация с «Восходом» Штрауса – «Что? Где? Когда?». Мелодия играет, когда ведущий объявляет знатоков. Это еще одна деталь от театрального режиссера Владимира Ворошилова, который добавлял ЧГК киношности.
«Заратустру» Штрауса использовал Элвис Пресли (открывал ей концерты в Лас-Вегасе), Deep Purple во втором альбоме вставляли отрывки, организаторы гонки «24 часа Ле-Мана» (задавали настроение на прогревочном круге) и оркестр «Портсмутская симфония», группа студентов, которые выступали против академической вычурности («это нацисты в смокингах») и стали исполнять музыкальную классику как можно ужаснее.
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Музыка
—Приложения
—5 друзей
—Подписка по e-mail
—Поиск по дневнику
Новые цветы
—Рубрики
—Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»
—Друзья
—Постоянные читатели
—Статистика
Рихард Штраус: «Так говорил Заратустра»
Симфоническая поэма
Так говорил Заратустра (симфоническая поэма)
Произведение программное; состоит из девяти фрагментов, исполняемых без пауз. Названия фрагментов повторяют названия некоторых глав литературного первоисточника. Средняя продолжительность исполнения — около тридцати минут. Симфоническая поэма написана для четверного оркестра. В партитуре используются также орган и колокол .
Содержание
1.Предисловие, или Восход
2.О людях потустороннего мира
3.О великом томлении
4.О радостях и страстях
5.Погребальная песнь
6.О науке
7.Выздоравливающий
8.Танцевальная песнь
9.Песня ночного странника
Характеристика :
Так говорил Заратустра (симфоническая поэма)
Так говори́л Зарату́стра (нем. Also sprach Zarathustra ) — симфоническая поэма немецкого композитора Рихарда Штрауса. Написана в 1896 году под впечатлением от книги «Так говорил Заратустра» Фридриха Ницше.
Произведение программное; состоит из девяти фрагментов, исполняемых без пауз. Названия фрагментов повторяют названия некоторых глав литературного первоисточника. Средняя продолжительность исполнения — около тридцати минут. Симфоническая поэма написана для четверного оркестра. В партитуре используются также орган и колокол.
Премьера состоялась во Франкфурте в исполнении оркестра под управлением автора. С тех пор произведение прочно вошло в мировой симфонический репертуар, исполнялось лучшими коллективами под руководством таких мировых знаменитостей, как Герберт фон Караян, Фриц Райнер, Бернард Хайтинк. Начальные такты «Так говорил Заратустра» являются одним из самых узнаваемых мотивов в академической музыке.
Музыка из поэмы использовалась в саундтреке фильма Стэнли Кубрика «Космическая одиссея 2001 года» (а также во множестве других лент), используется в оформлении телепередачи «Что? Где? Когда?». Элвис Пресли открывал свои концерты в гостинице «Интернациональ» в Лас-Вегасе увертюрой из этой музыкальной поэмы. Deep Purple использовали фрагменты из неё в своём втором альбоме. Используется в качестве музыкального фона при появлении Шоколада, подготовленного для телепортации в фильме Тима Бёртона «Чарли и шоколадная фабрика». Limp Bizkit исполнили Предисловие, открывая свое выступление на Rock Am Ring 2009. Black Rebel Motorcycle Club использовали увертюру в песне As Sure As The Sun.
Композиция
Литература
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Так говорил Заратустра (симфоническая поэма)» в других словарях:
Так говорил Заратустра (Штраус) — Так говорил Заратустра (нем. Also sprach Zarathustra) симфоническая поэма немецкого композитора Рихарда Штрауса. Написана в 1896 году под впечатлением от книги «Так говорил Заратустра» Фридриха Ницше. Премьера состоялась во Франкфурте в… … Википедия
Так говорил Заратустра — У этого термина существуют и другие значения, см. Так говорил Заратустра (значения). Так говорил Заратустра Also sprach Zarathustra … Википедия
Заратустра (значения) — Заратустра: Заратустра (Заратуштра, Зороастр) основатель зороастризма, жрец и пророк. Производные «Заратустра» первый в мире наливной пароход (танкер), выстроенный в 1877 году в Швеции на судостроительном заводе Мотала, по собственному проекту и… … Википедия
Заратустра — Заратуштра Спитама Zaraθuštra … Википедия
Рихард Штраус — Richard Strauss Портрет работы Макса Либермана. 1918 Дата рождения: 11 июня … Википедия
Рихард Штраусс — Рихард Штраус Richard Strauss Портрет работы Макса Либермана. 1918 Дата рождения: 11 июня … Википедия
Рихард штраус — Richard Strauss Портрет работы Макса Либермана. 1918 Дата рождения: 11 июня … Википедия
Штраус Р. — Рихард Штраус Richard Strauss Портрет работы Макса Либермана. 1918 Дата рождения: 11 июня … Википедия
Штраус Рихард — Рихард Штраус Richard Strauss Портрет работы Макса Либермана. 1918 Дата рождения: 11 июня … Википедия
Штраус так говорил заратустра история создания
Я хочу доставлять радость и сам в ней нуждаюсь.
Р. Штраус
Р. Штраус — один из крупнейших немецких композиторов, рубежа XIX-XX вв. Наряду с Г. Малером он был также одним из лучших дирижеров своего времени. Слава сопутствовала ему с юных лет до конца жизни. Смелое новаторство молодого Штрауса вызывало резкие нападки и дискуссии. В 20-30-х гг. XX в. поборники новейших течений объявляли творчество композитора устаревшим и старомодным. Однако, вопреки этому, его лучшие произведения пережили десятилетия и сохранили свое обаяние и ценность до наших дней.
Потомственный музыкант, Штраус родился и вырос в артистической среде. Его отец был блестящим валторнистом и работал в Мюнхенском придворном оркестре. Мать, происходившая из семьи состоятельного пивовара, имела хорошую музыкальную подготовку. Первые уроки музыки будущий композитор получил от нее, когда ему было 4 года. В семье много музицировали, поэтому неудивительно, что музыкальное дарование мальчика проявилось рано: в 6 лет он сочинил несколько пьес и попробовал написать увертюру для оркестра. Одновременно с домашними занятиями музыкой Рихард прошел курс гимназии, изучал историю искусства и философию в Мюнхенском университете. Мюнхенский дирижер Ф. Майер давал ему уроки гармонии, анализа форм, оркестровки. Участие в любительском оркестре дало возможность практически освоить инструменты, а первые композиторские опыты тут же исполнялись. Успешные занятия музыкой показали, что поступать в консерваторию юноше нет необходимости.
Ранние сочинения Штрауса написаны в рамках умеренного романтизма, но выдающийся пианист и дирижер Г. Бюлов, критик Э. Ганслик и. И. Брамс увидели в них большую одаренность юноши.
По рекомендации Бюлова Штраус становится его преемником — руководителем придворного оркестра герцога Саксен-Мейдингенского. Но кипящей энергии молодого музыканта было тесно в рамках провинции, и он покинул городок, перейдя на должность третьего капельмейстера в Мюнхенской придворной опере. Яркое впечатление оставила поездка в Италию, отразившаяся в симфонической фантазии «Из Италии» (1886), стремительный финал котооой вызвал бурные споры. Через 3 года Штраус переходит на службу в Веймарский придворный театр и одновременно с постановкой опер пишет свою симфоническую поэму «Дон-Жуан» (1889), выдвинувшую его на видное место в мировом искусстве. Бюлов писал: «„Дон-Жуан“. » имел совершенно неслыханный успех«. Штраусовский оркестр впервые засверкал здесь мощью рубенсовских красок, а в жизнерадостном герое поэмы многие узнавали автопортрет самого композитора. В 1889-98 гг. Штраус создает целый ряд ярких симфонических поэм: «Тиль Уленшпигель», «Так говорил Заратустра», «Жизнь героя», «Смерть и просветление», «Дон Кихот». В них многообразно раскрылось огромное дарование композитора: великолепная красочность, сверкающее звучание оркестра, дерзкая смелость музыкального языка. Созданием «Домашней симфонии» (1903) завершается «симфонический» период творчества Штрауса.
Отныне композитор посвящает себя опере. Первые его опыты в этом жанре («Гунтрам» и «Без огня») носят следы влияния великого Р. Вагнера, к титаническому труду которого Штраус, по его словам, испытывал «безграничное уважение».
К началу века слава Штрауса распространяется по всему миру. Его постановки опер Моцарта и Вагнера расцениваются как образцовые. Как дирижер-симфонист Штраус гастролирует в Англии, Франции, Бельгии, Голландии, Италии, Испании. В 1896 г. его талант по достоинству оценили в Москве, где он побывал с концертами. В 1898 г. Штрауса приглашают на должность дирижера Берлинской придворной оперы. Он играет видную роль в музыкальной жизни; организует товарищество немецких композиторов, набирается президентом Всеобщего германского музыкального союза, вносит в рейхстаг законопроект об охране авторских прав композиторов. Здесь же он знакомится с Р. Ролланом и Г. Гофмансталем — талантливым австрийским поэтом и драматургом, с которым сотрудничает около 30 лет.
В 1903-08 гг. Штраус создает оперы «Саломея» (по драме О. Уайльда) и «Электра» (по трагедии Г. Гофмансталя). В них композитор вполне освобождается от влияния Вагнера.
Библейский и античный сюжеты в трактовке ярких представителей европейского декаданса приобретают роскошный и тревожный колорит, рисуют трагедию заката древних цивилизаций. Смелый музыкальный язык Штрауса, особенно в «Электре», где композитор, по собственным словам, «дошел до крайних границ. способности к восприятию современных ушей», вызывал противодействие исполнителей, критики. Но вскоре обе оперы начали свое триумфальное шествие по сценам Европа.
В 1910 г. в творчестве композитора наступает перелом. В разгаре бурной дирижерской деятельности он создает популярнейшую из своих опер «Кавалер розы». Влияние венской культуры, выступления в Вене, дружба с венскими литераторами, давняя симпатия к музыке своего однофамильца Иоганна Штрауса — все это не могло не отразиться в музыке. Опера-вальс, овеянная романтикой Вены, в которой переплетаются забавные приключения, комические интриги с переодеваниями, трогательные взаимоотношения лирических героев, Кавалер розы имел блистательный успех на премьере в Дрездене (1911) и скоро быстро завоевал сцены многих стран, став одной из популярнейших опер XX в.
Эпикурейское дарование Штрауса расцветает с невиданной широтой. Под впечатлением давней поездки в Грецию он пишет оперу «Ариадна на Наксосе» (1912). В ней, как и в созданных впоследствии операх «Елена Египетская» (1927), «Дафна» (1940) и «Любовь Данаи» (1940), композитор с позиций музыканта XX в. отдал дань образам античной Греции, светлая гармония которой была так близка его душе.
Первая мировая война вызвала волну шовинизма в Германии. В этой обстановке Штраус сумел сохранить независимость суждений, смелость и ясность мысли. Антивоенные настроения Роллана были близки композитору, и друзья, оказавшиеся во враждующих странах, не изменили своей привязанности. Спасение композитор находил, по своему признанию, в «прилежной работе». В 1915 г. он заканчивает красочную «Альпийскую симфонию», а в 1919 — в Вене ставится его новая опера на либретто Гофмансталя «Женщина без тени».
В этом же году Штраус на 5 лет становится руководителем одного из лучших оперных театров мира — Венской оперы, является одним из руководителей зальцбургских фестивалей. К 60-летию композитора фестивали, посвященные его творчеству, прошли в Вене, Берлине, Мюнхене, Дрездене и других городах.
Изумляет творческая активность Штрауса. Он создает вокальные циклы на стихи И. В. Гете, В. Шекспира, К. Брентано, Г. Гейне, «веселый венский балет» «Шлагобер» («Сбитые сливки», 1921), «бюргерскую комедию с симфоническими интермедиями» оперу «Интермеццо» (1924), лирическую музыкальную комедию из венской жизни «Арабелла» (1933), комическую оперу «Молчаливая женщина» (на сюжет Б. Джонсона, в содружестве с С. Цвейгом).
С приходом к власти Гитлера фашисты стремились вначале привлечь к себе на службу видных деятелей немецкой культуры. Не спрашивая согласия композитора, Геббельс назначил его главой Имперской музыкальной камеры. Штраус, не предвидевший всех последствий этого шага, принял пост, надеясь противостоять злу и способствовать сохранению немецкой культуры. Но нацисты, не церемонясь с авторитетнейшим композитором, предписывали свои правила: запретили поездку в Зальцбург, куда приезжали немецкие эмигранты, преследовали либреттиста Штрауса С. Цвейга за его «неарийское» происхождение и в связи с этим запретили исполнение оперы «Молчаливая женщина». Композитор не мог сдержать своего негодования в письме к другу. Письмо было вскрыто гестапо и в результате Штраусу было предложено подать в отставку. Однако с отвращением наблюдая за деятельностью нацистов, Штраус не мог отказаться от творчества. Не имея возможности больше сотрудничать с Цвейгом, он ищет нового либреттиста, вместе с которым создает оперы «День мира» (1936), «Дафна», «Любовь Данаи». Последняя опера Штрауса «Каприччио» (1941) вновь восхищает неисчерпаемой силой и яркостью вдохновения.
В годы второй мировой войны, когда страна покрывалась развалинами, рушились под бомбежками театры Мюнхена, Дрездена, Вены, Штраус продолжает работать. Он пишет скорбную пьесу для струнных «Метаморфозы» (1943), романсы, один из которых посвящает 80-летию Г. Гауптмана, оркестровые сюиты. После окончания войны Штраус несколько лет живет в Швейцарии, а накануне своего 85-летия возвращается в Гармиш.
Творческое наследие Штрауса обширно и многообразно: оперы, балеты, симфонические поэмы, музыка к драматическим спектаклям, хоровые произведения, романсы. Композитора вдохновляли самые разнообразные литературные источники: это Ф. Ницше и Ж. Б. Мольер, М. Сервантес и О. Уайльд. Б. Джонсон и Г. Гофмансталь, И. В. Гете и Н. Ленау.
Формирование стиля Штрауса проходило под влиянием немецкого музыкального романтизма Р. Шумана, Ф. Мендельсона, И. Брамса, Р. Вагнера. Яркая самобытность его музыки впервые проявилась в симфонической поэме «Дон-Жуан», которая открыла целую галерею программных произведений. В них Штраус развил принципы программного симфонизма Г. Берлиоза и Ф. Листа, сказав новое слово в этой области.
Композитор дал высокие образцы синтеза детально разработанного поэтического замысла с мастерски продуманной и глубоко индивидуализированной музыкальной формой. «Программная музыка подымается до уровня художественности, когда создатель ее прежде всего музыкант, обладающий вдохновением и мастерством». Оперы Штрауса принадлежат к наиболее популярным и часто исполняемым произведениям XX в. Яркая театральность, занимательность (а иногда и некоторая запутанность) интриги, выигрышность вокальных партий, красочная, виртуозно выстроенная оркестровая партитура — все это привлекает к ним исполнителей и слушателей. Глубоко усвоив высочайшие достижения в области оперного жанра (прежде всего Вагнера), Штраус создал оригинальные образцы как трагедийной («Саломея», «Электра»), так и комической оперы («Кавалер розы», «Арабелла»). Избегая стереотипного подхода в области оперной драматургии и обладая громадной творческой фантазией, композитор создает оперы, в которых причудливо, но достаточно органично сочетаются комизм и лиричность, ирония и драматизм. Иногда Штраус, как бы шутя, эффектно сплавляет разные временные пласты, создавая драматургическую и музыкальную путаницу («Ариадна на Наксосе»).
Значительно литературное наследие Штрауса. Величайший мастер оркестра, он пересмотрел и дополнил «Трактат об инструментовке» Берлиоза. Интересна его автобиографическая книга «Размышления и воспоминания», обширна переписка с родителями, Р. Ролланом, Г. Бюловым, Г. Гофмансталем, С. Цвейгом.
Исполнительская деятельность Штрауса как оперного и симфонического дирижера охватывает 65 лет. Он выступал в концертных залах Европы и Америки, ставил оперные спектакли в театрах Австрии и Германии. По масштабности дарования его сравнивали с такими корифеями дирижерского искусства, как Ф. Вайнгартнер и Ф. Мотль.
Оценивая Штрауса как творческую личность, его друг Р. Роллан писал: «Воля у него героическая, покоряющая, страстная и могучая до величия. Вот чем Рихард Штраус велик, вот в чем он уникум в настоящее время. В нем чувствуется сила, властвующая над людьми. Эти-то героические стороны и делают его преемником какой-то части мыслей Бетховена и Вагнера. Эти-то стороны и делают его одним, из поэтов, — быть может, самым крупным современной Германии. »
Рихард Штраус — композитор выдающегося мастерства и огромной творческой продуктивности. Он писал музыку во всех жанрах (кроме церковной). Смелый новатор, изобретатель множества новых приёмов и средств музыкального языка, Штраус явился создателем оригинальных инструментальных и театральных форм. Композитор осуществил синтез различных типов классико-романтического симфонизма в одночастной программной симфонической поэме. Он в равной мере владел искусством выражения и искусством изображения.
Мелодика Штрауса разнохарактерна и пестра, ясная диатоника часто сменяется хроматикой. В мелодиях опер Штрауса наряду с немецким проступает австрийский (венский — в лирических комедиях) национальный колорит; в некоторых сочинениях господствует условная экзотика («Саломея», «Электра»).
Тонко дифференцированы средства ритма. Нервность, импульсивность многих тем связаны с частыми сменами метра, асимметричными построениями. Вибрирующая пульсация зыбких звучностей достигается полифонией разнохарактерных ритмомелодических построений, полиритмичностью ткани (особенно в «Интермеццо», «Кавалере розы»).
В области гармонии композитор шёл от Вагнера, усиливая её текучесть, неопределённость, подвижность и одновременно красочность, неотделимую от экспрессивной красочности инструментальных тембров. Гармония Штрауса наполнена задержаниями, вспомогательными и проходящими звуками. В своей основе гармоническое мышление Штрауса тонально. И в то же время в качестве особого выразительного приёма Штраус вводил хроматизмы, политональные наложения. Жёсткости звучания нередко возникали как юмористические приёмы.
Огромного мастерства достиг Штраус в области оркестровки, используя тембры инструментов как яркие краски. В годы создания «Электры» Штраус ещё был сторонником мощи и блеска оркестра увеличенного состава. Позже идеалом композитора становятся максимальная прозрачность, экономия средств. Одним из первых Штраус использовал тембры редких инструментов (альтовая флейта, малый кларнет, хекельфон, саксофон, гобой д’амур, трещотка, ветряная машина из театрального оркестра).
Творчество Штрауса — одно из крупнейших явлений мировой музыкальной культуры конца 19-20 вв. Оно глубоко связано с классической и романтической традициями. Подобно представителям романтизма 19 в., Штраус стремился к воплощению сложных философских концепций, к усилению экспрессии и психологическому усложнению лирических образов, созданию сатирических и гротескных музыкальных портретов. Вместе с тем он вдохновенно передавал высокую страстность, героический порыв.
Отражая сильную сторону своей художественной эпохи — дух критицизма и стремление к новизне, Штраус в такой же мере испытал на себе и негативные воздействия времени, его противоречия. Штраус принимал и вагнерианство и ницшеанство, не чуждался красивости и фривольности. В ранний период творчества композитор любил сенсацию, эпатировал консервативную публику и выше всего ставил блеск мастерства, рафинированную культуру творческого труда. При всей сложности художественных концепций произведений Штрауса им часто недостаёт внутреннего драматизма, значительности конфликта.
Штраус прошёл через иллюзии позднего романтизма и ощутил высокую простоту доромантического искусства, особенно любимого им Моцарта, а в конце жизни испытал вновь тяготение к глубокому проникновенному лиризму, свободному от внешней эффектности и эстетских излишеств.