Снег только что сошел земля определите тему текста
Олимпиадные задания по русскому языку 7 класс (школьный этап)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
1.Выпишите из предложений слова, в которых все согласные звуки звонкие.
1)Владимир с ужасом увидел, что он заехал в незнакомый лес.
2)Нежданов просто не знал, что отвечать.
4.Определите способ словообразования данных слов.
Одноклассник, восход, плащ-палатка, прибрежный.
Доблесть, свежесть, вестник, лесник, плотник, истина, картофелина, малина, былина, художник.
6.Запишите три-четыре пары антонимов.
7.В следующих словах вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.
(Не..)правда, (не..)лепый, пр..града, р..сток, р..стить, пр..вольный, ореш..к, ключ..к, гуси(нн,н)ый, немец..кий.
8.Замените одним словом фразеологизмы.
Мозолить глаза, точить лясы, клевать носом, бить баклуши.
10.Выделите грамматические основы в предложениях. Чем выражено сказуемое?
1)Злые языки страшнее пистолета.
2)Добрая слава дороже богатства.
3)Утро вечера мудренее
4)Умный и без денег богат.
11.Прочитайте предложение и выберите признаки, которые имеет прилагательное.
Вы нашли не лучшее место .
в превосходной степени;
12.Прочитайте текст. Определите его тему, укажите средства связи предложений в тексте. Назовите стиль речи. Обоснуйте свой ответ.
Снег только что сошел; земля еще голая, а на солнечном припёке уже появились желтые цветочки на голых стебельках: один, другой, третий… будто маленькие яркие лампочки зажглись, засигналили: весна пришла! А через некоторое время на стебельках появятся листья. С виду самые обычные, а потрогаешь – вот так диво: одна сторона у листьев теплая и покрыта мягким пушком, а другая – гладкая и потому холодная. Теплая – мать, холодная – мачеха. И хоть в жизни мачеха далеко не всегда холодна и приветлива, цветок так и прозвали – мать-и-мачеха. (Ю.А.Дмитриев)
к олимпиадным заданиям
1) Владимир, увидел, он;
Оценка: по 0,2 балла за каждое слово.
2.Три звука [ o ]: [н`ос ], [ш`ок`и], [нос].
Оценка: по 0,2 балла за каждое слово.
3. Неправильно охарактеризованы первые два звука. Первый звук – [з]- согласный, твердый, звонкий; второй звук – [б`]- согласный, мягкий, звонкий.
Оценка: по 0,2 балла.
Оценка: по 0,5 балла за каждое слово.
5. свеж-есть доблесть
Оценка: по 0,2 балла за каждое слово.
Оценка: по 0,2 балла за каждую пару слов.
Растить – в корне слова пишется чередующаяся а, так как она стоит перед ст.
Привольный – пишется приставка при- с неясным значением.
Немецкий – пишется суффикс -к-, так как прилагательное образовано от существительного с основой на ц ( немец ).
Оценка: по 0,2 балла за объяснение орфограммы.
Оценка: по 0,5 балла за каждый фразеологизм.
9. 1) Микроскоп, калейдоскоп, перископ, телескоп, рентгеноскопия;
2) библиотека, игротека, картотека, фильмотека;
3) магнитофон, микрофон, телефон, симфония.
Оценка: по 0,2 балла за каждое слово.
10. 1) Злые языки страшнее пистолета (сказуемое выражено прилагательным в сравнительной степени).
2) Добрая слава дороже богатства (сказуемое выражено прилагательным в сравнительной степени).
3) Утро вечера мудренее (сказуемое выражено прилагательным в сравнительной степени).
4) Умный и без денег богат (сказуемое выражено кратким прилагательным).
Оценка: по 0,5 балла за каждое предложение.
11. Прилагательное лучшее (место) имеет признаки: качественное, в превосходной степени (начальная форма – хороший), в среднем роде, в единственном числе.
Оценка: по 0,2 балла за каждый признак.
12. В тексте говорится о первом весеннем цветке – мать-и-мачехе. Описание цветка, его название и являются темой текста. Предложения в тексте связаны последовательно, с помощью различных средств связи. Используются контекстные синонимы (желтые цветочки – яркие лампочки), повтор слова (на голых стебельках – на стебельках, листья – у листьев, мачеха). Текст относится к художественному стилю. Автор использует конкретные слова, помогающие создать картину (снег, земля, цветочки и т.д.), сравнение (желтые цветочки- будто маленькие яркие лампочки), слова в переносном значении, создающие образ (голая земля), эмоционально – оценочные слова, которые раскрывают отношение автора к тому, что он описывает (цветочки, стебельки, лампочки, вот так диво, мягким пушком и др.) Все это приметы художественного стиля.
Оценка: по 1 баллу за определение: а) темы текста; б) средств связи; в) стиля речи; г) за обоснование ответа.
Вот так 41 Определите тему текста и озаглавьте его. Снег только что сошёл; земля ещё голая, а на солнечном припё- ке уже появились жёлтые цветочки на голых стебельках: один, другой, третий. Будто маленькие яркие лампочки зажглись, за- сигналили: весна пришла! А через некоторое время на стебельках появятся листья. С виду самые обычные, а потрогаешь диво: одна сторона у листьев тёплая и покрыта мягким пушком, а другая гладкая и потому холодная. Тёплая мать, холод- мачеха. И хоть в жизни мачеха далеко не всегда холодна и неприветлива, цветок так и прозвали мать-и-мачеха. (Ю. Дмитриев) ная
Ответы 2
Тема: смена времени года
Название: приход весны
это было в маленькой харчевне, расположенной в полуподвале на людной улице. высокий табурет стоял у одноногого стола. с утра до позднего вечера на него садились люди. это были рыбаки, портовые рабочие, приезжие крестьяне. они бывали в разных местах, рассказывали о своей жизни. их одежда пахла морем, землей, дымом или травой. а что видел табурет? изо дня в день он скрипел под грузными телами, раскачивался под непоседливыми рассказчиками и слушал. еще он мечтал увидеть солнце, цветы, почувствовать ветер. с этим табурет старел, все громче стонал он во сне. пришел день и одна из трех ног, предательски задрожав, треснула. пролежав до вечера в чулане, табурет оказался под грустным низким небом, всхлипывающим на сыром ветру.
горел огонь, пахло краской и лаком. горячий клей обжигал треснувшую ногу. седловину что-то скребло, блестящие винты впивались в скрипучие суставы.
над домом разливался солнечный свет. легкий ветер доносил с моря соленый запах, играл с резными листьями цветка, что стоял на белом высоком табурете прованской террасы.
Вопрос
Учимся пересказывать текст.
1. Прочитайте текст и подготовьтесь к изложению.
а) определите тему и основную мысль текста;
б) назовите стиль речи и выделите языковые средства, характерные для этого стиля;
в) выясните, как построен текст: какие типы речи в нём использованы, как связываются между собой предложения, какие средства связи употреблены.
ЛЁНЬКА, ЛЮБИМЕЦ РЕБЯТ
Это случилось в далёком эвенкийском посёлке. В сеть вместе с рыбой попала белая птица с подбитым крылом. Лебедь лежал на боку и закатывал от боли глаза.
Ребята из местной школы осмотрели рану и перенесли птицу в интернат. Назвали лебедя Лёнькой и поселили в коридоре. Настелили под окном лугового сена, поставили миску с водой и тарелку с рыбой.
К началу зимы крыло срослось и лебедь привык к своему новому жилью. По утрам он совершал «обход». Просунув голову в дверь спальни, оглядывал кровати, кукол на низком столике, дежурную воспитательницу. Когда наступало время завтракать, он отправлялся в столовую и стучал клювом о порог.
— Доброе утро, Лёня! — приветствовала его повариха и угощала размоченным в воде печеньем.
По субботам были весёлые банные дни. Дежурные приносили большую ванну, наливали в неё тёплую воду, сыпали мыльный порошок и взбивали пышную пену. Лебедь опускал в воду лапку, чуточку медлил, потом ставил вторую и важно усаживался в ванну. Ребята по очереди мыли огромные, в полтора метра, крылья, поливали Лёньку из лейки, и каждое пёрышко вспыхивало ослепительной белизной. Потом все пили чай, читали сказки, а Лёнька, примостившись у тёплого бока печки, блаженно дремал.
Но вот наступила весна. Стало тепло. Снег почти полностью сошёл, и земля вся чернела, лоснясь на солнце.
Светлым майским днём вывели ребята на поле любимую птицу.
Лёнька встревоженно оглядывал небо, ближние сопки со снеговыми шапками и хлопал крыльями. Потом потоптался на месте, тяжело разбежался, закурлыкал и полетел. Долго следили за ним ребята, не веря, что это разлука. И уже стали расходиться, как вдруг раздался радостный крик: «Возвращается! Летит назад!» Лёнька сделал круг над полем и сел неподалёку от ребят.
Так и живёт белый лебедь в интернате. Ребята пишут письма домой, и в каждом из них — трогательный рассказ о Лёньке. О лебединой верности. (По М. Бубличенко)
2. Найдите в тексте предложения с причастными и деепричастными оборотами и объясните постановку знаков препинания.
3. Напишите изложение, сохраняя стиль и структуру текста.
Снег только что сошел земля определите тему
Снег только что сошел земля определите тему
Составьте и запишите план текста из четырёх пунктов.
Прочитайте текст 2 и выполните задания 9—13.
(1)Вблизи недотаявшего сугроба, у большого трухлявого пня, на высоких стебельках, покрытых мягкими волосками, красовалось сразу несколько розовых ярких цветов. (2)«Какие яркие!» — обрадовалась Вера и хотела сорвать. (3)Но Наташа сказала: «Рвать не надо. (4)Пусть растёт, пусть прилетают к нему пчёлы». (5)Чтобы приметить место, девочки воткнули в землю сухую сосновую ветку и пошли дальше.
(6)Через несколько дней девочки пришли проведать цветы. (7)Вот и пень и сухая ветка торчит, но ярко-розовых цветков рядом с ней нет. (8)Вместо них покачивались цветки с лиловатыми лепестками.
(9)А под Первое мая у старого пня не было ни розовых, ни лиловых цветков рядом с сухой веткой. (10)Здесь никли к земле цветы с грязно-синими лепестками. (11)И стебелёк, и листочки были те же, а лепестки стали другие.
(12)Старший брат рассказал девочкам, что это растение — медуница. (13)Весенняя красавица медуница, которая расцветает, как только сойдёт снег. (14)Та самая медуница, у которой лепестки сперва бывают ярко-розовые, потом становятся лиловыми, а после — синими. (15)Значит, недаром Наташа назвала её «разноцветный цветок».
Определите и запишите основную мысль текста.
Медуница неслучайно называется разноцветным цветок: у неё лепестки меняют свою окраску.
Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке.
Как девочки решили приметить место, где увидели необычный цветок?
Ответ может быть сформулирован так:
Чтобы приметить место, где увидели необычный цветок, девочки воткнули в землю сухую сосновую ветку.
Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке.
Определите и запишите лексическое значение слова «проведать» из предложения 6. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.
Очень хотелось проведать, что там происходит.
Определите стилистическую принадлежность слова «красовалось» из предложения 1, запишите.
Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.
Красоваться — выставлять себя напоказ, любуясь собой.
Объясните значение фразеологизма «влипнуть в историю», запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.
Влипнуть в историю — попасть в неприятную ситуацию.
Когда весь класс решил сбежать с уроков, я присоединился ко всем. Никто теперь не виноват, что я сам влип в историю.
1) Девочки увидели необычный цветок.
3) Медуница стала грязно-синей.
В плане в той или иной форме должно быть последовательно представлено содержание текста, отражены все микротемы текста.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
План не соответствует условиям выставления 3, 2 и 1 балла, в том числе содержит |
только один корректный пункт.
ИЛИ План не составлен
ИЛИ В плане последовательно отражено содержание текста, план содержит только два корректных пункта, в построении словосочетаний или предложений (пунктов плана) и словоупотреблении допущены один-два недочёта.
Синтаксический разбор предложения в тексте
Чтобы сделать синтаксический разбор предложений в тексте, введите текст в текстовое поле и нажмите кнопку разобрать.
Как программа делает разбор предложений?
Программа разбивает весь текст по словам и предложениям, далее разбирает каждое слово по отдельности, выделяет морфологические признаки и начальную форму слова.
Оцените нашу программу ниже, оставляйте комментарии, мы обязательно ответим.
Характеристика предложения
По цели высказывания |
---|
По интонации (по эмоциональной окраске) |
По количеству грамматических основ |
По количеству главных членов предложения |
По наличию второстепенных членов |
— |
О инструменте
После того как вы нажмете кнопку «Разобрать», вы получите результат синтаксического разбора предложения. Сверху результата будет указано количество символов в тексте и количество слов.
Каждая часть речи подсвечивается отдельным цветом, если вы хотите отображать только определенные части речи в предложении, выберите в панели инструментов нужную вам часть.
Какой вариант разбора выбрать?
Омонимы — это слова одинаковые по написанию, но разные по значению, такие слова могут попасться в предложении и программа не может определить какой смысл несет слово. Здесь нужно выбрать подходящей разбор слова в предложение, смотрите по контексту.
Для этого вам помогут морфологические признаки слова, чтобы их увидеть наведите на слово и в раскрывающемся меню выберите «Все характеристики».
Часть речи сверху слова
Чтобы показывать часть речи сверху слова, включите соответствующею функцию в настройке разбора.
Синтаксический разбор предложения в тексте
Чтобы сделать синтаксический разбор предложений в тексте, введите текст в текстовое поле и нажмите кнопку разобрать.
Как программа делает разбор предложений?
Программа разбивает весь текст по словам и предложениям, далее разбирает каждое слово по отдельности, выделяет морфологические признаки и начальную форму слова.
Оцените нашу программу ниже, оставляйте комментарии, мы обязательно ответим.
Характеристика предложения
По цели высказывания |
---|
По интонации (по эмоциональной окраске) |
По количеству грамматических основ |
По количеству главных членов предложения |
По наличию второстепенных членов |
— |
О инструменте
После того как вы нажмете кнопку «Разобрать», вы получите результат синтаксического разбора предложения. Сверху результата будет указано количество символов в тексте и количество слов.
Каждая часть речи подсвечивается отдельным цветом, если вы хотите отображать только определенные части речи в предложении, выберите в панели инструментов нужную вам часть.
Какой вариант разбора выбрать?
Омонимы — это слова одинаковые по написанию, но разные по значению, такие слова могут попасться в предложении и программа не может определить какой смысл несет слово. Здесь нужно выбрать подходящей разбор слова в предложение, смотрите по контексту.
Для этого вам помогут морфологические признаки слова, чтобы их увидеть наведите на слово и в раскрывающемся меню выберите «Все характеристики».
Часть речи сверху слова
Чтобы показывать часть речи сверху слова, включите соответствующею функцию в настройке разбора.
- Снег тает на весах что подарила мне фемида
- Снега так много как будто декабрь текст