В чем особенность языка былины 4 класс найди в тексте эпитеты красна
zotych7
zotych7
Примеры художественных определений, или эпитетов, которые известны из народного поэтического творчества, можно было бы нанизывать еще и еще. Скажем, как рисуется в былинах конь? — Всегда добрый. А трава? — Зеленая. Солнце — красное, ветер — буйный, слово — верное. Чудесный мир, созданный фантазией народа, расцвечен яркими и веселыми красками, потому что неотъемлемой чертой стиля этих произведений стало употребление постоянных эпитетов. Интересно, что в сказках, песнях, как и в произведениях, написанных в духе устного народного творчества, солнце называется красным, даже если упоминается осенний, пасмурный день — Померкло солнце красное; море всегда синее, даже если изображается буря. Так, у А.С. Пушкина в «Сказке о рыбаке и рыбке»: Почернело синее море; Вот идет он к синему морю, Видит, на море черная буря. В этом особенность употребления постоянных эпитетов как средства стилизации.
Поэты нашего времени ищут яркие речевые краски в эпитетах иного рода.
Изобразительные эпитеты, в отличие от постоянных, живо и наглядно рисуют предметы и действия и дают нам возможность увидеть их такими, какими их видел писатель, создавая произведение. Например: молоткастый, серпастый советский паспорт (В. Маяковский). Погубленных березок вялый лист, Еще сырой, еще живой и клейкий, Как сено из-под дождика, душист (А. Твардовский).
Найти точные изобразительные эпитеты нелегко. Часто писатели по многу раз правят текст, подбирая нужное определение. Например, А. Твардовский подставил эпитет вялый вместо прежнего блеклый в процитированном стихотворении «Береза», уже когда оно было набрано для журнала. Иногда писатели ставят рядом несколько близких по значению эпитетов, дополняющих, обогащающих друг друга. Например, К. Паустовский так описывает белую ночь на Онежском озере:
Сторож пробил на колокольне… этот звон долетел до нас, миновал пароход и ушел по водной глади в прозрачный сумрак, где висела луна.
Я не знаю: как назвать томительный свет белой ночи? Загадочным? Или магическим?
Эти ночи всегда кажутся мне чрезмерной щедростью природы — столько в них бледного воздуха и призрачного блеска фольги и серебра.
Поэтическое ви́дение не бывает стереотипным, и каждый художник слова находит свои краски для описания одних и тех же предметов. Так, у С. Есенина береза зеленокудрая, в юбчонке белой, у нее золотистые косы и холщовый ее сарафан. У В. Луговского береза, вся сквозная, тусклым золотом звенит.
В поэзии и лирической прозе употребляются и эмоциональные эпитеты, которые передают чувства, настроение автора. Например: Вечером синим, вечером лунным Был я когда-то красивым и юным. Неудержимо, неповторимо Все пролетело… далече… мимо (С. Есенин). Назначение их не изобразительное, а лирическое, поэтому слова, выступающие в роли эмоциональных эпитетов, часто получают условное, символическое значение. Например, цветовые эпитеты розовый, голубой, синий, золотой и другие обозначают радостные, светлые чувства. У Есенина: Заметался пожар голубой; Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне. Эпитеты черный, серый и подобные передают мрачные, тягостные переживания: Вечер черные брови насопил… (С. Есенин).
В роли эпитетов могут выступать не только определения, но и обстоятельства, выраженные качественными наречиями, которые живописно рисуют действия. Попробуйте указать эпитеты в таких, например, пушкинских строчках: Сквозь волнистые туманы пробирается луна, На печальные поляны льет печально свет она. Первые два (волнистые, печальные) определяют предметы, последний эпитет — печально — характеризует действие.
Однако к эпитетам можно отнести далеко не все определения и обстоятельства, ведь употребление многих из них обусловлено необходимостью точно выразить мысль, а не стремлением создать художественный образ. Например, какие из определений следует отнести к эпитетам в четверостишии М.Ю. Лермонтова:
И вот наконец докатился до Черного моря?
Лишь одно из них — жестокая— выражает эмоциональное отношение поэта к предмету и, следовательно, выступает как эпитет, остальные выполняют смысловую функцию.
Создание ярких, образных эпитетов обычно связано с употреблением слов в переносном значении (сравните: лимонный сок — лимонный свет луны; седой старик — седой туман; Лакей лениво прислуживал хозяину. — Река лениво катит свинцовые волны). Эпитеты, выраженные словами, выступающими в переносных значениях, называются метафорическими. Они выполняют в речи особенно яркую изобразительную функцию. Например:
Ни в сказке сказать, ни пером описать
(Сравнение)
В любой сказке, в любом произведении, принадлежащем перу художника слова, вы найдете сравнения — образные выражения, основанные на сопоставлении двух предметов: Снег, словно мед ноздреватый, лег под прямой частокол (С. Есенин); Лед неокрепший на речке студеной,Словно как тающий сахар лежит (Н.А. Некрасов); Нарядней модного паркета блистает речка, льдом одета (А.С. Пушкин). Многие сравнения входят в наше сознание с раннего детства. Помните «Мойдодыра» К.И. Чуковского, где подушка, как лягушка, ускакала от грязнули? Или «Федорино горе»? Там, как черная железная нога, побежала, поскакала кочерга. Какую наглядность речи придают эти тропы! Не случайно сравнения считают одним из самых сильных средств изобразительности. И в то же время сравнение представляет собой простейшую форму образной речи. Почти всякое образное выражение можно свести к сравнению. Например: золото листьев — листья желтые, как золото; дремлет камыш — камыш недвижим, как будто он дремлет, и т. д. Однако в отличие от других тропов сравнение всегда двучленно: в нем называются оба сопоставляемых предмета или явления, качества, действия. Сравнение вносит иногда удивительную ясность в самые сложные вещи. Астронома Джинса спросили однажды, каков возраст нашей Земли. Ученый ответил на этот вопрос сравнением: «Представьте себе исполинскую гору, хотя бы Эльбрус на Кавказе. И вообразите единственного маленького воробья, который беспечно скачет и клюет эту гору. Так вот, этому воробью, чтобы склевать до основания Эльбрус, понадобится примерно столько же времени, сколько существует Земля».
Сравнения нередко выполняют в речи разъяснительную функцию, что значительно расширяет рамки их применения. Этот троп может быть использован в различных стилях речи. К сравнениям обращаются не только художники слова, но и ученые. Вот, например, как с помощью сравнения описывается устройство кристалла в одной из научно-популярных книг: «Как же устроен кристалл? Идеально упорядоченно, как забор, как пчелиные соты, как кирпичная кладка… Кристалл — символ идеального порядка, так же, как газ — символ хаоса». Самое широкое применение получает сравнение в художественной литературе, здесь оно выступает как сильное образное средство речи.
В любом сравнении можно выделить предмет сравнения, образ сравнения и признак сходства. Например, в пушкинском описании Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит предмет сравнения — снежный покров, образ сравнения — ковер, признак сходства — закрывает землю. На этих трех элементах построено сравнение: снег ковром лежит на земле.
Сравнение может помогать образному изображению самых различных признаков предметов, качеств, действий. Очень часто сравнение дает точное описание цвета, например: густое, как синька, море; запаха: запах рассола, острый, как нашатырь; формы: ветла, усыпанная серебряными барашками — мягкими на ощупь и теплыми, похожими на птенцов крошечной птицы. Сравнения могут уточнять характер действия: Мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч… Он не звенит, а шепчет что—то свое, усыпительное, и чуть заметно возится в кустах,будто трогает мягкой лапкой то один лист, то другой. Все эти сравнения создал большой мастер художественного слова К. Паустовский, горячо любивший русскую природу.
Сравнения могут быть различны по своей структуре. Чаще всего они выступают в форме сравнительного оборота и присоединяются с помощью союзов, как, точно, словно, будто, как будто. Например у В. Маяковского: …Берет, как бомбу, берет, как ежа, как бритву обоюдоострую…
Эти же подчинительные союзы могут присоединять и придаточные сравнительные предложения: Мы открывали Маркса каждый том, как в доме собственном мы открываем ставни. Но и без чтения мы разбирались в том, в каком идти, в каком сражаться стане (В. Маяковский). Часто встречается форма сравнения, выраженного существительным в творительном падеже. Например: Я волком бы выгрыз бюрократизм (В. Маяковский). Еще пример: Дуют ветры в феврале, Воют в трубах громко. Змейкой мчится по земле белая поземка (С. Маршак). К этим сравнениям близки и такие, которые выступают в форме сравнительной степени прилагательных, наречий: Из мрака куст ползет, мохнатей медвежонка (В. Луговской). Есть сравнения, которые вводятся словами похож, напоминает: Кленовый лист напоминает нам янтарь (Н. Заболоцкий); …Я уснул в горах …в громадном за глохшем саду, похожем на девственный лес (К. Паустовский). Сравнение может выступать даже в форме вопросительного предложения. Например, А.С. Пушкин в поэме «Медный всадник» обращается к Петру I: О мощный властелин судьбы! Не так ли ты над самой бездной, На высоте уздой железной Россию поднял на дыбы? Известны отрицательные сравнения, в которых один предмет противопоставляется другому: Не ветер бушует над бором, Не с гор побежали ручьи, Мороз-воевода дозором обходит владенья свои (Н.А. Некрасов). А когда писатель не находит слов, чтобы выразить свой восторг, восхищение, похвалу, он может употребить и неопределенное сравнение, в котором дается высшая оценка описываемого, не получающая, однако, конкретного образного выражения. Вот тогда и пишут: ни в сказке сказать, ни пером описать… Например, у А. Твардовского: Не расскажешь, не опишешь, Что за жизнь, когда в бою За чужим огнем услышишь Артиллерию свою.
Художественная сила сравнений как выразительного средства речи находится в прямой зависимости от их неожиданности, новизны. Так, наше воображение не поразит сравнение румянца с розой, глаз с голубым небом, седых волос со снегом. Но яркий образ создают такие, например, сравнения: Был он рыжий, как из рыжиков рагу, Рыжий, словно апельсины на снегу… Стали волосы смертельной белизны (Р. Рождественский). В таких сравнениях особенно ярко отражается присущее только автору восприятие действительности, поэтому сравнения в значительной мере определяют особенности слога писателя.
Однако не следует думать, что сравнения всегда делают речь выразительной и употребление их неизменно является достоинством стиля. Нужно уметь использовать сравнения, чтобы не оказаться в таком смешном положении, как злополучный автор, о котором А.П. Чехов писал: «У плохого поэта был стих: как саранча летел он на свиданье». Сам А.П. Чехов пародировал подобные неудачные сравнения в своих письмах и записных книжках, например: Почва такая хорошая, что если посадить в землю оглоблю, то через год вырастет тарантас.
М. Горький критиковал одного из молодых писателей, который, не вникая в смысл сравнения, «украсил» им фразу: «Мечта о перевороте безжалостно смята царизмом, как бывает сорван порывом бури нежный пух одуванчика». По поводу этого «образа» М. Горький заметил: «Революционное движение 1905–1906 годов нельзя и смешно сравнивать с „одуванчиком“. Тут уж Вы обнаруживаете малограмотность социальную. А для того, чтобы разнести семена одуванчика, — не требуется „порыва бури“, а достаточно дуновения ребенка».
Плохо, если автор придумывает сравнения, чтобы «украсить» свой слог. Засорение речи такими «красивыми» сравнениями в свое время осмеял еще Н.В. Гоголь, заставив Чичикова в беседе с Маниловым использовать такой риторический образ: Да, действительно, чего не потерпел я? Как барка какая-нибудь среди волн, каких гонений!
А как вы, друзья, пользуетесь сравнениями в своих сочинениях? Надеюсь, вы не уподобляетесь авторам, написавшим: «Вчера мы смотрели этот замечательный фильм, он звучал как первая ласточка в новом сериале на военно-патриотическую тему, и она сделала весну»; «Катерина в „темном царстве“ как безгрешная жертва, задавленная палачом Кабанихой…»
Из книги И.Б.Голуб, Д.Э.Розенталь «Занимательная стилистика»
Понемногу
О сложном просто, понятно о простом, кратко обо всем.
пятница, 27 августа 2021 г.
Рассказ про Илью Муромца по плану в учебнике для 4 класса
Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская к былине «Ильины три поездочки», страницы 37-38.
1. Составьте рассказ об Илье Муромце. Сначала ответьте на вопросы и составьте план.
План рассказа про Илью Муромца
Рассказ про Илью Муромца для 4 класса
Илья Муромец был сыном простого крестьянина из села Карачарово, что под Муромом. Он не сразу стал богатырём. До 33 лет Илья не мог ходить. Но потом явились к нему калики перехожие и Илья исцелился.
Он вырастил себе богатырского коня и поехал в Киев, служить князю Владимиру и своему народу.
Много подвигов совершил могучий богатырь. Поседела его голова. Но всё так же оставался Илья могуч телом и неукротим духом. Всё так же служил он на заставе, охраняя рубежи Родины, и выезжал в дозоры.
В один из таких дозоров Илья увидел камень, на котором было три надписи. Он проверил все три дороги и освободил путь от разбойников и коварной королевны, пленявших добрых людей. Так же Илья нашёл богатство, но не взял его себе, а построил церкви и раздал бедным.
Илья был бескорыстным, он заботился о простом народе и народ платил ему искренней любовью. Илья Муромец стал самым любимым богатырём не только из-за своей силы, но прежде всего из-за своих моральных качеств. Он вышел из простого народа и всю жизнь оставался таким же простым и честным человеком.
2. Понаблюдайте за тем, как описываются герои и предметы.
3. Запишите в творческую тетрадь выражения: добрый молодец, чисто поле, конь богатырский, дружина храбрая. Эти слова называются устойчивыми эпитетами. Найдите ещё устойчивые эпитеты, которые часто встречаются в былинах.
Устойчивые эпитеты: калики перехожие, питьё медвяное, сила непомерная, пшеница белояровая, Владимир стольнокиевский, земля Киевская, ясный взор, ясным соколом, старый чёрт, кровь невинная, терем златоверхий, терем высокий, слуги безымянные, богатства несметные.
4. Найдите в былинах описание коня Ильи Муромца. Как он вырастил его? Попробуйте своими словами рассказать о богатырском коне.
Илья купил жеребёнка и выкормил его пшеницей. Он назвал коня Бурушкой.
Бурушка был настоящим богатырским конём и верным другом Илье Муромцу. Он много раз выручал богатыря.
Это был красивый и могучий конь. У него были длинные хвост и грива, он мог одним махом перепрыгнуть через реку.
И Илья сильно любил своего коня, считая, что тому нет цены. Он украсил его богатым седлом, попоной, в уши подвесил самоцветы.
5. Прочитайте былины и выпишите слова, которые сейчас мало употребляются. Составьте словарь устаревших слов.
Работа над былинным эпитетом в начальных классах
Работа над былинным эпитетом в начальных классах
Словарная работа в ходе анализа текста предполагает наблюдение за изобразитель- но-выразительными средствами языка про- изведения. При выборе методических прие- мов для работы на уроке над фольклорными произведениями учитель должен руковод- ствоваться жанровой природой текста, осо- бенностями художественных средств языка. Работа над языком былины на уроках лите- ратурного чтения актуальна для раскрытия ее жанровых особенностей и идейно-худо- жественного смысла, а также должна орга- нично вплетаться в систему анализа текста, подчеркивая его идейное содержание. На- личие эпитетов, сравнений, фольклорных формул, свойственных языку традицион- ных текстов, позволяет школьнику не толь- ко определять изучаемый жанр, но и способ- ствует развитию его ассоциативного мыш- ления, творческого воображения.
Остановимся подробнее на специфике изучения эпитета в процессе анализа бы- линного текста на уроках литературного чтения. В былине представлены эпитеты, относящиеся к конкретным понятиям и предметам, явлениям природы, действую- щим лицам.
Задание 1. На этапе анализа былины учащимся предлагается найти эпитеты, вы- яснить их значение и роль в тексте (учеб- ник М.В. Головановой, В.Г. Горецкого, Л.Ф. Климановой «Родная речь») [1, 2]1.
1.1. Эпитеты, характеризующие действу- ющих лиц былины.
— Найдите в тексте былины определе- ния к словам: молодец — (добрый), бога- тырь — (сильный, могучий, храбрый, славно- русский, старший), витязь — (молодой, сильный), Батый — (поганый, лихой), Свя- тогор — (русский, могучий), Добрыня Ники- тич — (молоденький, молодешенький, ласко- вый, обходительный), Садко — (богатый, новгородский), Владимир — (Красно Сол- нышко, стольнокиевской), жена — (верная), матушка — (родна), вдова — (честная), де- вица — (красивая, приветливая, угодливая, ласковая, красная).
Как вы понимаете значение сочетания слов добрый молодец, верная жена, чест- ная вдова, сильный богатырь, славнорус- ский богатырь, Садко, купец богатый нов- городский и т.д.? Как выявленные опреде- ления характеризуют действующих лиц былины? В каких эпизодах былины встре-
1 В квадратных скобках указан номер работы из списка «Использованная литература». — Ред.
чаются сочетания слов добрый молодец, честная вдова, славнорусский богатырь, Владимир Красно Солнышко, поганый Ба- тый? Прочитайте понравившиеся эпизо- ды былины. Какие эпитеты, характеризую- щие действующих лиц былины, являются общефольклорными?
Кого называют богатырем? Как характе- ризуется богатырь в былине (внешность, богатырские качества, поступки)? («В пле- чах широк, тонок в поясе, брови черные, со- болиные, глаза зоркие, соколиные, кудри ру- сые, с лица бел да румян, ноги резвые; сила непомерная, ухватки богатырские; сильный, храбрый, могучий; ласковый, обходитель- ный, добрый».) Кто такой Батый? Каким он представлен в былине? Знаете ли вы что- нибудь о монголо-татарском нашествии на Русь? Расскажите.
1.3. Эпитеты, относящиеся к предметам одежды, обуви.
— Найдите в тексте былины определе- ния к словам: одежда (одежа) — (дорож- ная), рубашечка — (тоненькая, полотня- ная), шуба — (кунья), шляпа — (пуховая), платок — (шелковый), чеботы — (зелен сафьян).
Что обозначают выявленные определе- ния? (Эпитеты указывают на: материал, из которого предметы изготовлены: «кунья шуба (из меха куницы), рубашечка полот- няная, платок шелковый»; цвет материала:
«чеботы зелен сафьян»; качество материала:
«рубашечка тоненькая»; главную функ- цию: «одежа дорожная»). В каких эпизодах былины встречаются сочетания слов то- ненькая полотняная рубашечка, одежа до- рожная? Прочитайте отрывки из былины.
1.4. Эпитеты, относящиеся к конкрет- ным понятиям и предметам, явлениям при- роды.
— Найдите в тексте былины определения к словам: поле — (чистое), земля — (киев- ская), гора — (дальняя, Сорочинская), город Муром, Киев-град — (славный), пещеры, но- ры — (змеиные), палаты — (белокаменные), двор — (широкий, просторный), конюшня — (стоялая), дорога — (прямоезжая).
Как вы понимаете сочетания слов поле чистое, гора дальняя, Сорочинская, земля киевская? В каких эпизодах былины встре- чаются эти определения слов? Прочитайте понравившиеся отрывки из былины. Как сочетания поле чистое, гора дальняя, Соро- чинская, славный Киев-град характеризуют путь богатыря? Что происходит с героем былины в чистом поле, в славном Киеве- граде?
Задание 2. Учащимся читаются отрыв-
. (храбрым) из богатырей земли … (киев- ской)» («Исцеление Ильи Муромца»).
Учащимся можно предложить вопросы, которые способствуют пониманию жанро- вой природы былинного текста.
— Вспомните, что такое былина. Как ее раньше исполняли?
О чем повествуют былины? Приведите примеры прочитанных былин.
Кого называют богатырем? Назовите имена героев прочитанных былин. С кем вступают в бой Добрыня Никитич и Илья Муромец? («Стал Добрыня Никитич на добром коне в чисто поле поезживать да малых змеенышей резвым конем потап- тывать». «Повалился Соловей с дуба на землю. Пристегнул его Илья Муромец к своему стремени булатному и дальше по- ехал».)
Назовите помощников богатырей. (У Добрыни Никитича — добрый конь, паро- бок (оруженосец), у Ильи Муромца — бо- гатырский конь, калики перехожие.)
Какие эпитеты показывают четкое про- тивопоставление персонажей сражающих- ся сторон? (Былина «Илья Муромец и Со- ловей-разбойник»: «славный Киев-град, добрый молодец» — «рассказ страшный, крик звериный»; былина «Ильины три поез- дочки»: «славнорусские богатыри, добрый молодец, светлый месяц, русский право- славный закон» — «туча черная, люди чер- ные, псы ночные, поганый закон». С одной стороны, славные города и вся земля свято- русская — воплощение света, чистоты и славы, а с другой — черные силы противни- ка — воплощение всего отрицательного, не- навистного человеку.)
Как описываются внешность и богатыр- ские качества героя? Как вы понимаете со- четания слов молоденький Добрыня Ники- тич и старший Илья Муромец? (В былине сочетание старший богатырь имеет значе- ние главный среди русских богатырей. Илье Муромцу как главному, самому опытному принадлежит во всех ситуациях неизменно ведущая роль. Добрыня Ники- тич, Алеша Попович, Самсон Самойлович и другие герои постоянно упоминаются как
«вторые», младшие богатыри, и в этой ро- ли — верные соратники Ильи Муромца. Добрыня Никитич постоянно называется молодым или младшим богатырем. Таким образом, эпический возраст героя остается неизменным.)
Что вы заметили схожего и различного в прочитанных сказках и былинах? Можно
ли назвать Никиту Кожемяку или Ивана- царевича богатырем? Почему?
Задание 3. С целью сравнения фольк-
лорных жанров можно предложить задание обобщающего характера.
— Выберите сказочные и былинные эпи- теты из предложенных сочетаний: «Славно- русский богатырь, честная вдова, добрый конь, красна девица, Садко новгородский, гу- селки яровчатые, поле чистое, море синее, зелена трава». Какие из них встречаются в текстах разных фольклорных жанров? В каких ситуациях в сказках и былинах встречается сочетание чистое поле? Почему в былине подробно описывается, где соби- рались богатыри на совет? Подтвердите свои слова текстом былины.
Задание 4. По предложенным словосо-
четаниям учащимся предлагается опреде- лить жанр и назвать изученную волшебную сказку или былину: «Садко новгородский, богатый гость, гуселки яровчатые» (были- на «Садко»); «золотые яблоки, серый волк, конь златогривый, Елена Прекрасная» (сказка «Иван-царевич и Серый волк»);
«беленький козленочек, лошадиное копытце, козье копытце, красная девица, сети шелко- вые» («Сестрица Аленушка и братец Ива- нушка»); «мужички черниговские, стрела каленая, прямоезжая дорога, добрый моло- дец, славный Киев-град» (былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»).
Таким образом, эпитеты, встречающие- ся в былинных текстах, четко характеризу- ют внешность, богатырские качества героя, а также вводят в предметный и простран- ственный мир конкретного жанра.
Для былины характерны изобразитель- ные эпитеты, которые яркими красками характеризуют фон деятельности богатыря: пейзаж Русской земли (поле чистое, темны лесушки, дороженька широкая, кустики ни- зовенькие), место действия в городе (двор широкий, дворцы островерхие, столовая горница). С помощью эпитетов, раскрыва- ющих сюжетную линию повествования, достигается зрительная яркость изображае- мого (сыра земля, туча темная, светлый ме- сяц, красно солнышко).
Эпитеты в тексте не применяются изо- лированно, они рассматриваются в сочета- нии с определяемым словом. Смысловая и выразительная емкость таких сочетаний позволяет судить об отношении исполните- ля к действующим лицам, к событиям и от- дельным фактам, к месту действия и дета- лям обстановки. С помощью данных изоб- разительно-выразительных средств былина
способна делать широкие обобщения, выра- жать глубину народной мысли, создавать монументальные и в то же время удиви- тельно жизненные образы.
1. Голованова М.В., Горецкий В.Г., Климано- ва Л.Ф. Родная речь: Учеб. для учащихся началь- ной школы: В 3 кн. Кн. 2. Ч. 1. М.: Просвещение, 1995. 240 с.
2. Голованова М.В., Горецкий В.Г., Климано- ва Л.Ф. Родная речь: Учеб. для учащихся началь- ной школы: В 3 кн. Кн. 3. Ч. 1. М.: Просвещение, 1994. 255 с.
3. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в на- чальных классах. М.: Изд. центр «Академия», 2000. 464 с.
4. Пропп В.Я. Фольклор и действительность: Избр. статьи. М., 1976.