Я расскажу вам правдивую историю такими словами автор начал
Тест по педагогике. Для студентов педагогических училищ. Дошкольное образование
_Ф.И. студента, группа:______________________________________________
а) деятельность ученика
б) деятельность учителя
в) взаимодействие учителя и ученика
г) всестороннее развитие личности
2. Учитель составил задания к контрольной работе шести различных уровней сложности.
Эти задания являются:
3. Учитель повесил на доску красочный плакат со слогами «ЖИ» и «ШИ» и в процессе объяснения правописания этих слогов несколько раз обращал на него внимание ребят.
а) метод проблемного изложения
б) объяснительно-иллюстративный метод
в) частично-поисковый метод
г) исследовательский метод
4. Какой принцип обучения реализуется при решении следующей задачи: Куда поместится больше воды: в трехлитровый чайник или в трехлитровый самовар? (Задача сопровождается красочной иллюстрацией: большой пуза- тый самовар и чайник значительно меньшего размера.)
а) принцип наглядности
б) принцип ведущей роли теоретических знаний
в) принцип индивидуализации в обучении
г) принцип последовательности
5. Задача из сказки.
На Ваш взгляд, с какой целью учитель предложил эту задачу?
А) для закрепления знаний
Б) для развития творческого мышления
В) для психологической разрядки
Г) с целью нахождения наиболее правильного способа действия
А) Диалоговую ситуацию
Б) Проблемную ситуацию
В) Дифференцированное задание
Г) Индивидуальное задание
7. Какой метод стимулирования учебной деятельности, на Ваш взгляд, успешнее формирует внутренние мотивы учебной деятельности, связанные с предметным содержанием?
Б) учебная дискуссия
В) материальное поощрение
8. Какое из педагогических требований к организации контроля ориентирует на учет индивидуальных качеств и возможностей учащихся?
Б) единство требований
Г) дифференцированный подход
9. Основу нравственного воспитания составляет:
а) ориентация человека на бережное отношение к природе, ее ресурсам и полезным ископаемым
б) накопление профессионального опыта, профессиональная ориентация
в) формирование двигательных навыков, тренировка вестибулярного аппарата
Типовые практические задания государственного экзамена
Раздел 1. Психология, педагогика и методика обучения и воспитания (технология)(Психология, Педагогика, Методика обучения и воспитания (технология))
Педагогика
1. Учитель создал на уроке проблемную ситуацию и сам ее решил на глазах у изумленных детей в процессе диалога с воображаемым собеседником.
а) частично-поисковым методом
б) методом проблемного изложения
в) исследовательским методом
г) объяснительно-иллюстративным методом
Ответ: объяснительно-иллюстративным методом
2. Учитель повесил на доску красочный плакат со слогами «ЖИ» и «ШИ» и в процессе объяснения правописания этих слогов несколько раз обращал на него внимание ребят. Учитель использовал:
а) метод проблемного изложения
б) объяснительно-иллюстративный метод
в) частично-поисковый метод
г) исследовательский метод
Ответ: объяснительно-иллюстративный метод
3. Какой принцип обучения реализуется при решении следующей задачи:
Куда поместится больше воды: в трехлитровый чайник или в трехлитровый самовар? (Задача сопровождается красочной иллюстрацией: большой пузатый самовар и чайник значительно меньшего размера.)
а) принцип наглядности
б) принцип ведущей роли теоретических знаний
в) принцип индивидуализации в обучении
г) принцип последовательности
Ответ: принцип ведущей роли теоретических знаний
4. Первоклассникам задали такую задачу: «На грядке сидело 6 воробьев. К ним прилетел еще один воробей. Кот подкрался, прыгнул и схватил одного воробья. Сколько воробьев осталось на грядке?» (Ответ: один воробей, схваченный котом, ибо остальные улетели).
Какой системе соответствует эта задача?
а) Личностно-ориентированное обучение
б) Традиционное обучение
в) Развивающее обучение
г) Программированное обучение
Ответ: традиционное обучение
5. Первоклассникам задали такую задачу: «На грядке сидело 6 воробьев. К ним прилетел еще один воробей. Кот подкрался, прыгнул и схватил одного воробья. Сколько воробьев осталось на грядке?» (Ответ: один воробей, схваченный котом, ибо остальные улетели). К какому типу заданий относится приведенная задача?
а) с несформулированным вопросом
б) с избыточными данными
в) с недостаточным количеством данных
г) с диалоговой ситуацией.
Ответ: с недостаточным количеством данных
6. Какая педагогическая система иллюстрируется примером:
Занятие в Д/С. Из опыта Л.А. Гончаровой, я/с 277, Самара. У меня была цель: ввести понятие мерки для измерения длины. Детям же была поставлена другая цель – помочь Ивану-царевичу найти клад. А клад-то был зарыт под самой высокой елкой. Вот она – картинка, где нарисованы елки. Одни на горке, другие внизу. Дети стали спорить: вот эта самая высокая! Нет – эта! Ну как же разрешить спор? Вырезать елки из картинки и прикладывать друг к другу нельзя. Так дети пришли к выводу: вырезать полоску бумаги по длине елки, которая кажется самой длинной, и прикладывать по очереди к другим елям. Вот и сделан в игре первый шаг по формированию важного понятия.
А) развивающего обучения
Б) личностно-ориентированного обучения
В) программированного обучения
Г) традиционного обучения
Ответ: развивающего обучения
7. Проанализируйте педагогическую ситуацию:
Я написал на доске задачу и сказал вам очень серьезно: «Я даю вам десять минут для ее решения!» Никто из вас не проверил, насколько условие задачи было правильным. Задача не решается, ответ не получается, вы бьетесь, нервничаете. Какое там десять минут! Весь урок старались впустую, пока в самый последний момент Вова не сообщил нам: «А здесь ошибка, задачу нельзя решить!» Ошибку эту можно обнаружить сразу, если только кто-нибудь из вас сказал бы: «Давайте сперва проверим условие задачи!» После сообщения Вовы я «удивился» – как это так, перепроверил вместе с вами условие задачи и… извинился: «Простите, ребята… Я ошибся!»
Нет, конечно, не ошибся, я это сделал нарочно, чтобы привести вас к пониманию того, как важно удостовериться в правильности задачи. (Ш.А. Амонашвили. В добрый путь, ребята!// Ш.А. Амонашвили. Единство цели. – М., 1987. С.82.)
Вы считаете, что это:
А) развивающее обучение
Б) программированное обучение
В) алгоритмизированное обучение
Г) традиционное обучение
Ответ: развивающее обучение
8. Московский психолог Л.А. Концевая предложила своим ученикам вообразить себя актерами или режиссерами. Каждый актер сам выбрал себе роль – Катерины, Варвары, Дикого, Кудряша; каждый режиссер самостоятельно выбрал сцену для постановки. После этого каждый проделывал ту подготовительную работу, которая необходима актеру, чтобы войти в роль, режиссеру – чтобы понять пьесу. Вместо обычных школьных сочинений актеры писали, как они представляют себе день из жизни героя, режиссеры –
как должна играться выбранная ими сцена. Несмотря на то, что каждый ученик вживался только в один образ, он неминуемо должен был «прочувствовать» всю пьесу. Ведь чтобы понять, как играть Катерину, надо до тонкостей знать и Кабаниху, и Бориса, и Тихона. Для того чтобы поставить одну сцену в пьесе, надо постигнуть смысл как предыдущих, так и последующих сцен.
Вы видите здесь реализацию идей:
А) развивающего обучения
Б) программированного обучения
В) традиционного обучения
Г) личностно-ориентированного обучения
Ответ: личностно-ориентированного обучения
9. Задача из сказки.
Возможный ответ: использовать кривое зеркало – в нем она будет скорее смешная, чем страшная.
А теперь еще усложним задачу. Предположим, можно окаменеть от ужаса, увидев Медузу даже в кривом зеркале. Как быть?
Возможные ответы: определять местоположение Медузы по тени; облить ее чем-то очень пахучим и ориентироваться по запаху; пусть на нее лает собака (она не окаменеет – ведь не человек), а Персей по повороту головы собаки будет знать, где Медуза, …
На Ваш взгляд, с какой целью учитель предложил эту задачу?
А) для закрепления знаний
Б) для развития творческого мышления
В) для психологической разрядки
Г) с целью нахождения наиболее правильного способа действия
Ответ: для развития творческого мышления
А) Диалоговую ситуацию
Б) Проблемную ситуацию
В) Дифференцированное задание
Г) Индивидуальное задание
Ответ: Проблемную ситуацию
Психология
11. Воспитатель детского дома проработала более 10 лет. На протяжении всего времени она записывала свои наблюдения за детьми. Просматривая записки, она отметила, что у детей часто возникают конфликты из-за того, что они не могут договориться между собой. Она решила разработать программу, чтобы научить детей эффективно общаться. Когда программа была готова, воспитатель провела диагностику и стала ее реализовывать. Повторная диагностика по окончании занятий показала, что коммуникативные способности у детей улучшились, они стали меньше конфликтовать друг с другом.
Стратегия психического развития, применяемая воспитателем в течении 10 лет, предполагавшая изучение одной и той же группы детей путем проведения срезов уровня развития через определенные промежутки времени на протяжении нескольких лет и более, называется ___________________________________________ стратегией.
Ответ: лонгитюдинальной
12. На совещании отдела продаж руководитель описывал ситуацию, в которой их подвел поставщик. В результате компания не выполнила своих обязательств перед крупным клиентом, который требует возмещения понесенных им убытков. Во время рассказа руководителя двое сотрудников, переговариваясь друг с другом, отвлеклись. Руководитель пристально посмотрел на них, кашлянул и, дождавшись от них внимания к себе, продолжил дальше. Он предложил сотрудникам отдела подумать, как выйти из сложившейся ситуации. В результате проведенного «мозгового штурма» было принято решение частично возместить убытки клиента.
Руководитель отдела привлек внимание отвлекшихся сотрудников с помощью ____________________________________ общения.
Ответ: невербального
13. Мужчина зрелого возраста, разговаривая со своим сыном, вспомнил, как в школе ему с трудом давалась физика. На тот момент он всем говорил, что у него нет способностей к физике и он, скорее всего, гуманитарий. И вот однажды у них поменялась учительница. Она объясняла очень просто и интересно. Как-то раз учительница оставила его после уроков и индивидуально объяснила тему, которая никак не давалась ученику. Мужчина вспоминает, что так и не понял, какие приемы или методы применяла учительница, но с тех пор он стал понимать физику и через год стал лучшим учеником по физике в классе. Он до сих пор помнит тему, которую объяснила ему тогда учительница.
Ответ: рационализация
14. Готовясь к аттестации, проводимой с сотрудниками МЧС, спасатели перечитывали устав, инструкции по действию в различных ситуациях. Двое из сотрудников хотели с успехом пройти все этапы аттестации. Они усердно готовились к данной процедуре. Один их них представлял, что когда он блестяще пройдет все испытания, то его руководство отметит в присутствии коллег. Другой отмечал, что прохождение аттестации позволит ему чувствовать себя более профессиональным спасателем. В день аттестации оба сотрудника в разговоре друг с другом поинтересовались, сколько времени понадобилось каждому на подготовку. Молодой сотрудник сообщил, что потратил на повторение целый день, а более опытный сотрудник 3-4 часа. Оказалось, что первый постоянно перечитывал материал по 6-7 раз, а другой использовал приемы, называемые в психологии рациональными приемами смысловой обработки материала.
К рациональным приемам запоминания, которые использовал опытный спасатель при заучивании материала, относят…
Укажите не менее двух вариантов ответа
а) выделение опорных пунктов;
б) составление логической схемы прочитанного;
в) дословное заучивание;
г) многократное перечитывание текста от начала до конца.
Ответ: а, б
15. На одном из заводов в лаборатории в течении многих лет работает опытный сотрудник. Он всегда выполняет работу строго в соответствии с образцом, считая, что новшества только повредят уже отработанной технологии. Когда в лабораторию приняли молодого сотрудника, то опытного приставили к нему наставником. Он дотошно обстоятельно объяснял новичку нюансы работы, был крайне требователен, не допускал с его стороны никаких отклонений от образца. Другой новичок, наблюдая за обучением своего товарища, заметил, что сам перестал совершать ошибки, за которые другого ругал наставник. Однажды на завод поступило предложение выступить перед старшеклассниками с рассказом о работе лаборатории. Было принято доверить это опытному сотруднику. Но, к удивлению руководства завода, сотрудник категорически отказался выступать перед школьниками.
Для опытного сотрудника лаборатории завода характерен, по К. Леонгарду, такой тип акцентуации характера как _____________________________.
Ответ: педантичный
16. В одной из организаций каждый рабочий день начинается одинаково. Начальница заходит к подчиненным и начинает кричать, что все работают плохо, одни только жалобы поступают, пора всех наказывать материально. Пожилая сотрудница болезненно реагирует на слова начальницы, после ее ухода пьет успокоительные. Потом в течении нескольких часов у нее все валится из рук.
Руководитель организации обладает ______________________________ типом темперамента.
Ответ: холерическим
17. К инструктору по вождению автомобиля пришла девушка 18 лет. Ее брат недавно обучался на курсах, и папа хочет, чтобы и дочь прошла обучение у того же инструктора. По окончании обучения девушка получит в собственное пользование новую иномарку. На занятиях курсантка проявляет интерес, старательно выполняет все задания инструктора, с увлечением рассказывает какой у нее будет автомобиль, как она будет ездить на нем на учебу, на отдых.
Возрастной период с 16 до 20 лет в отечественной возрастной психологии (Л.Д. Столяренко, А.А. Реан) называется…
в) средней взрослостью;
Ответ: юношеским
Дата добавления: 2018-06-27 ; просмотров: 2374 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Как повысить интерес учащихся к учебному материалу
Как повысить интерес учащихся к учебному материалу
Другие статьи по предмету
Как повысить интерес учащихся к учебному материалу
Гин Анатолий Александрович, консультант-эксперт по теории решения изобретательских задач.
Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное.
ФОРМУЛА: учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.
Пример. НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
Пример. МАТЕМАТИКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Пример. ГEOMETPИЯ, 7 КЛАСС
Учитель предложил ученикам начертить треугольник, измерить его углы при помощи транспортира и вычислить их сумму. В результате у всех получились разные данные. Это произвело на класс большое впечатление, и больше уже ни у кого не возникало сомнений в необходимости доказывать теоремы.
Пример. ИСТОРИЯ, 11 КЛАСС
Иногда удивительное не просто привлекает внимание «здесь и сейчас», но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени. Добиться этого помогает следующий прием:
100-процентный способ заинтересовать учеников
Для этого примите участие в любой из 33 дистанционных эвристических олимпиад. Зарегистрируете своих учеников в олимпиаде по вашему предмету. Если детям не понравится, оргкомитет вернет ваш регистрационный взнос!
ФОРМУЛА 1: в начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.
ФОРМУЛА 2: загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.
Читатель согласится, что такой вход в тему оказался эффективнее, чем традиционно-школьное: а теперь мы будем изучать новую важную тему «Горение и управление его интенсивностью».
— Мне кажется, этот прием имеет недостаток. Далеко не всегда находятся яркие интригующие факты к конкретному уроку.
— Да. Но их количество значительно возрастает у ведущих «Картотеку учителя».
— Об этом мы подробно поговорим в разделе «Организация труда учителя».
— Замечательно! Но все же, что делать в ситуации: удивить хочется, да нечем?
— В таком случае иногда выручает следующий подприем:
ФОРМУЛА: учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой.
Вы можете переносить учебную ситуацию на фантастическую планету; изменить значение любого параметра, который обычно остается постоянным или имеет вполне определенное значение; придумать фантастическое растение/животное и рассмотреть его в реальном биоценозе; перенести реального или литературного героя во времени; рассмотреть изучаемую ситуацию с необычной точки зрения: например, глазами инопланетянина или древнего грека.
— Представьте себе, что вы можете встретиться с Онегиным и Ленским за день до дуэли. Что бы вы сказали им? Попробуйте предсказать их реакцию на ваши аргументы. Разыграйте беседу в ролях.
Предположим, среднегодовая (или минимальная) температура Антарктиды понизится на 10 градусов. Что еще смогут «придумать» пингвины, чтобы выжить в таких условиях? (Учитель, задавая этот вопрос, преследует дидактическую цель: изучить реальные механизмы защиты животных в экстремальных температурных условиях.)
ОТКРЫТАЯ ПРОБЛЕМА: хотелось бы сделать прием более инструментальным, технологичным. Но для этого сначала желательно собрать картотеку примеров его применения в различных учебных предметах. Возьметесь?
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
1. Возвратившись из победоносного похода против волжских булгар, Андрей Боголюбский (1) скорбел об убитом врагами сыне (2) в память (3) о котором (4) он и построил храм Покрова на Нерли.
2. Салтыков-Щедрин (1) острая сатира которого (2) не нравилась многим его современникам (3) считал (4) что колонизация азиатских народов приводила к распространению крепостного права на эти народы.
3. Огромное значение для развития древнерусского государства имели походы на Константинополь (1) результатом которых (2) явилось установление равноправных экономических (3) и культурных связей с Византией (4) и принятие христианства.
4. Куинджи продолжал писать, изредка показывая свои картины ученикам, и преподавать в пейзажном классе (1) из стен (2) которого (3) вышли многие выдающиеся мастера.
5. Долг требовал (1) чтобы я явился туда (2) где служба моя (3) могла еще быть полезна отечеству (4) в настоящих затруднительных обстоятельствах.
6. У Козетты (1) все оборвалось внутри (2) хотя с самого начала (3) она знала (4) что именно так все и кончится (5) что за этим она сюда шла.
7. Служба (1) о которой за минуту думал я (2) с таким восторгом (3) показалась (4) мне тяжким несчастием.
8. Он чувствовал (1) что за его вызволение из этого ада (2) была заплачена неимоверно высокая цена (3) на которую (4) он бы никогда не согласился.
9. Козетте не потребовалось много времени (1) чтобы (2) разобраться (3) что (4) к чему.
10. Мысли о неуклонном расширении Вселенной (1) высказаны в работах некоторых астрофизиков (2) исследования которых (3) представляют несомненный интерес для всех ученых мира.
11. В письме брату Николаю (1) Чехов изложил те требования (2) исполнение (3) которых (4) считал обязательным для воспитанного человека.
12. С тех пор каждый раз (1) когда мы где-нибудь сталкиваемся с композитором (2) он без смеха не может вспомнить этот случай (3) невольными свидетелями которого (4) мы стали.
13. Солдаты в блестящих портупеях провели меня вверх по лестнице и длинному коридору к столу (1) возле (2) которого (3) трое дежурных в штатском зарегистрировали меня (4) и впустили через громадную дубовую дверь в зал с длинным столом и множеством стульев.
14. Дуэль, представляющая целостное театральное действо (1) цель (2) которого (3) — жертвоприношение ради чести (4) обладает жёстким сценарием.
15. Во время южной ссылки Пушкин служил в Кишинёве под начальством генерала Инзова (1) в гостеприимном доме (2) которого (3) жил орёл (4) прикованный к крыльцу длинной цепью.
16. 30 октября 1855 года родился Николай Иванович Поздеев — один из самых ярких архитекторов Ярославля (1) творения которого (2) известны каждому жителю города (3) и вызывают восхищение всякого (4) кто оказывается там впервые.
17. «Папоротники в лесу» И.И. Шишкина исполнены с лёгкой живописной непринуждённостью (1) и свободой (2) в основе которой (3) лежит абсолютное знание художником всех форм растительного мира (4) поражающего своим разнообразием.
18. Ощущение героизма русских воинов и смертельной тоски на картине Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами» усиливается изображением широкого поля (1) среди густой травы (2) которого (3) видны поникшие полевые колокольчики и смятые васильки.
19. Живя у Раевских в Крыму (1) Пушкин увлекся произведениями Байрона (2) влияние которого на Пушкина впоследствии (3) постепенно угасает (4) и окончательно преодолевается в «Евгении Онегине».
20. Слепой знал(1) что в комнату смотрит солнце(2) и что(3) если он протянет руку в окно(4) то с кустов посыплется роса.
21. Поздней осенью(1) когда поля покрывает снег(2) а реки и озёра сковывает лёд(3) пролетают последние стаи перелётных птиц(4) которые отправляются в трудный полёт.
22. Он читал в детективах (1) что (2) когда идёшь на задание (3) надо проверить (4) нет ли за тобою «хвоста».
23. Но в этом болоте невозможно было стоять(1) потому что(2) когда в первые морозы оно покрылось слоем льда(3) вода подо льдом понизилась(4) и так образовался лёд – тощак.
24. Ольга видела с крыльца террасы(1) как Женя вертелась около чужого забора(2) но она не хотела мешать сестрёнке(3) потому что та и так сегодня утром(4) много плакала.
25. Горы изрезаны по бокам уступами(1) и (2) чтоб уступы не обваливались(3) бока их укреплены мелким камнем(4) так что вода может стекать по уступам.
26. Правдивые глаза сказали Левину(1) что она была довольна собою(2) и он, несмотря на то(3) что она краснела(4) тотчас же успокоился.
27. Поляна(1) на которую мы вышли(2) вся заросла кустарником(3) и я не сразу увидел всю красоту этого уголка(4) который так любили местные жители.
28. Глаза у неё были молодые и блестящие(1) и(2) когда она во время работы надевала очки(3) то глаза становились совсем круглыми(4) и даже чуть озорными.
29. Прокофьев говорил(1) что писательство – самое тяжёлое и заманчивое занятие в мире(2) и что(3) если бы он не был геологом(4) то сделался бы писателем.
30. Древовидные пионы (1) листья (2) которых (3) облетают на зиму (4) со временем превращаются в пышно цветущие раскидистые кусты.
31. На Кольском полуострове (1) до сих пор сохранились места (2) добраться (3) до которых (4) можно только на вертолёте или при помощи гусеничной техники.
32. Отец Аркадия Кирсанова (1) сохранил юношескую любовь к Пушкину (2) перед стихами (3) которого (4) он испытывает истинное преклонение.
33. Типичными героями (1) за равенство и права (2) которых (3) боролся просветитель (4) оказываются женщина или ребёнок.
34. Каменные дорожки (1) извилистые линии (2) которых (3) символизируют поток энергии (4) приобретают особое значение в японском саду.
35. В письме (1) которое пришло в тот же день (2) тётушка предупреждала (3) что вернётся на дачу уже в воскресенье вечером (4) и обрадованные ребята решили непременно встретить её на станции.
36. И уже после книги «Матушка-рожь» (1) большую часть которой (2) составляли стихи именно девяностых годов (3) я понял (4) что глубоко заблуждался.
37. В русском языке (1) предложения с пропущенными словами (2) для восстановления (3) которых (4) требуется контекст (5) называются контекстуально неполными.
38. Давно замечено (1) что деятели мировой культуры (2) детство которых (3) прошло в неблагоприятных условиях (4) становились выдающимися мыслителями.
39. Склоны этой горы (1) на вершине (2) которой (3) двумя широкими скобами уселся дом (4) и той горы (5) что напротив нас (6) не были засажены никакими деревьями.
40. Изучению звёзд (1) посвятили свою жизнь многие астрономы (2) благодаря (3) которым (4) мы сегодня знаем (5) что среди звёзд есть гиганты и карлики.
41. Знаменитое «огненное кольцо» (1) очертания (2) которого идут вдоль системы сейсмических поясов (3) представляет научный интерес для различных специалистов, занимающихся изучением Тихого океана.
42. Берингов пролив напоминает большое озеро (1) на берегах (2) которого (3) раскинулась неприветливая тундра.
43. Роман (1) стержнем (2) которого (3) является любовная история Маши Мироновой и Петра Гринёва (4) стал подлинно историческим произведением.
44. Дедушка рассказал историю (1) фольклорный характер (2) которой (3) все мы инстинктивно почувствовали (4) но которая на самом деле произошла именно с ним.
45. Он однажды даже видел эту розу (1) и запомнил (2) как она поблёскивала (3) хотя за окнами не было солнца (4) и мрачный шторм шумел над проливом.
46. Левитану казалось (1) что ночь будет длиться вечно (2) и что он сослан в эту грязную деревушку (3) и обречён всю жизнь слушать (4) как хлещут по бревенчатой стене мокрые ветки берёз.
47. А когда я начинал пристально вглядываться в какое-нибудь лицо (1) или в орудие (2) или слушал грохот (3) всё поражало меня своей новизною (4) и бесконечной загадочностью.
48. Читатели часто спрашивают людей пишущих (1) каким образом (2) и долго ли они собирают материал для своих книг (3) и обыкновенно очень удивляются (4) когда им отвечают (5) что никакого нарочитого собирания материала нет (6) и не бывает.
49. Осина бывает хороша только в иные летние вечера (1) когда (2) возвышаясь отдельно среди низкого кустарника (3) она приходится в упор рдеющим лучам заходящего солнца (4) блестит (5) и дрожит (6) с корней до верхушки облитая одинаковым жёлтым багрянцем (7) или (8) когда в ясный ветреный день она вся шумно струится и лепечет на синем небе.
50. Едва Аня об этом подумала (1) как в сенях стукнула щеколда (2) и (3) в комнату вбежала встревоженная Аринина дочка Лорка.