Я такого угла не видал где бы сеятель твой и хранитель

Размышления у парадного подъезда. Николай Некрасов

Размышления у парадного подъезда

Вот парадный подъезд. По торжественным дням,
Одержимый холопским недугом,
Целый город с каким-то испугом
Подъезжает к заветным дверям;
Записав свое имя и званье,
Разъезжаются гости домой,
Так глубоко довольны собой,
Что подумаешь — в том их призванье!
А в обычные дни этот пышный подъезд
Осаждают убогие лица:
Прожектеры, искатели мест,
И преклонный старик, и вдовица.
От него и к нему то и знай по утрам
Всё курьеры с бумагами скачут.
Возвращаясь, иной напевает «трам-трам»,
А иные просители плачут.
Раз я видел, сюда мужики подошли,
Деревенские русские люди,
Помолились на церковь и стали вдали,
Свесив русые головы к груди;
Показался швейцар. «Допусти»,- говорят
С выраженьем надежды и муки.
Он гостей оглядел: некрасивы на взгляд!
Загорелые лица и руки,
Армячишка худой на плечах,
По котомке на спинах согнутых,
Крест на шее и кровь на ногах,
В самодельные лапти обутых
(Знать, брели-то долгонько они
Из каких-нибудь дальних губерний).
Кто-то крикнул швейцару: «Гони!
Наш не любит оборванной черни!»
И захлопнулась дверь. Постояв,
Развязали кошли пилигримы,
Но швейцар не пустил, скудной лепты не взяв,
И пошли они, солнцем палимы,
Повторяя: «Суди его бог!»,
Разводя безнадежно руками,
И, покуда я видеть их мог,
С непокрытыми шли головами.

А владелец роскошных палат
Еще сном был глубоким объят.
Ты, считающий жизнью завидною
Упоение лестью бесстыдною,
Волокитство, обжорство, игру,
Пробудись! Есть еще наслаждение:
Вороти их! в тебе их спасение!
Но счастливые глухи к добру.

Не страшат тебя громы небесные,
А земные ты держишь в руках,
И несут эти люди безвестные
Неисходное горе в сердцах.

Что тебе эта скорбь вопиющая,
Что тебе этот бедный народ?
Вечным праздником быстро бегущая
Жизнь очнуться тебе не дает.
И к чему? Щелкоперов забавою
Ты народное благо зовешь;
Без него проживешь ты со славою
И со славой умрешь!
Безмятежней аркадской идиллии
Закатятся преклонные дни.
Под пленительным небом Сицилии,
В благовонной древесной тени,
Созерцая, как солнце пурпурное
Погружается в море лазурное,
Полосами его золотя,-
Убаюканный ласковым пением
Средиземной волны,- как дитя
Ты уснешь, окружен попечением
Дорогой и любимой семьи
(Ждущей смерти твоей с нетерпением);
Привезут к нам останки твои,
Чтоб почтить похоронною тризною,
И сойдешь ты в могилу. герой,
Втихомолку проклятый отчизною,
Возвеличенный громкой хвалой.

1858 год
Николай Некрасов.

Тема: Прошу со мной связаться
Дата: 18.12.2018 13:32
Отправитель: Максим Бурдин
Получатель: Юлия Юрьевна Соболенко

Здравствуйте! Читал Ваши произведения. Понравились, даже очень. Спасибо! Есть интересное предложение. Прошу связаться со мной любым удобным для Вас способом – написав мне на почту, через социальные сети «ВКонтакте» или «Фейсбук». Мои контакты приведены ниже.

С уважением,
Максим Бурдин,
Издатель, главный редактор журнала «Форма Слова»,
Антологии «Литературная Евразия»,
Энциклопедии «Писатели русского мира: XXI век»,
Координатор литературной премии Мира.

E-mail: forma.slova@yandex.ru
Страница «ВКонтакте»: https://vk.com/id10511529
Страница на «ФБ»: https://www.facebook.com/profile.php?id=100000309818846

Тема: Предложение
Дата: 26.12.2018 12:36
Отправитель: Максим Бурдин
Получатель: Юлия Юрьевна Соболенко

Приветствую, Юлия! Рад, что Вы так скоро откликнулись. Я занимаюсь составлением VI тома антологии стихов и прозы «Литературная Евразия». Это серьезное, качественное издание, в котором мы публикуем стихи и прозу. Сборник объединяет авторов из 25 стран мира. Буду рад увидеть Ваши работы опубликованными в этой книге!

Тема: RE: RE: Предложение
Дата: 26.12.2018 14:19
Отправитель: Максим Бурдин
Получатель: Юлия Юрьевна Соболенко

Другие статьи в литературном дневнике:

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Источник

Размышления у парадного подъезда

Вот парадный подъезд. По торжественным дням,
Одержимый холопским недугом,
Целый город с каким-то испугом
Подъезжает к заветным дверям;
Записав свое имя и званье,
Разъезжаются гости домой,
Так глубоко довольны собой,
Что подумаешь — в том их призванье!
А в обычные дни этот пышный подъезд
Осаждают убогие лица:
Прожектеры, искатели мест,
И преклонный старик, и вдовица.
От него и к нему то и знай по утрам
Всё курьеры с бумагами скачут.
Возвращаясь, иной напевает «трам-трам»,
А иные просители плачут.
Раз я видел, сюда мужики подошли,
Деревенские русские люди,
Помолились на церковь и стали вдали,
Свесив русые головы к груди;
Показался швейцар. «Допусти», — говорят
С выраженьем надежды и муки.
Он гостей оглядел: некрасивы на взгляд!
Загорелые лица и руки,
Армячишка худой на плечах,
По котомке на спинах согнутых,
Крест на шее и кровь на ногах,
В самодельные лапти обутых
(Знать, брели-то долгонько они
Из каких-нибудь дальних губерний).
Кто-то крикнул швейцару: «Гони!
Наш не любит оборванной черни!»
И захлопнулась дверь. Постояв,
Развязали кошли пилигримы,
Но швейцар не пустил, скудной лепты не взяв,
И пошли они, солнцем палимы,
Повторяя: «Суди его бог!»,
Разводя безнадежно руками,
И, покуда я видеть их мог,
С непокрытыми шли головами…
А владелец роскошных палат
Еще сном был глубоким объят…
Ты, считающий жизнью завидною
Упоение лестью бесстыдною,
Волокитство, обжорство, игру,
Пробудись! Есть еще наслаждение:
Вороти их! в тебе их спасение!
Но счастливые глухи к добру…
Не страшат тебя громы небесные,
А земные ты держишь в руках,
И несут эти люди безвестные
Неисходное горе в сердцах.
Что тебе эта скорбь вопиющая,
Что тебе этот бедный народ?
Вечным праздником быстро бегущая
Жизнь очнуться тебе не дает.
И к чему? Щелкоперов забавою
Ты народное благо зовешь;
Без него проживешь ты со славою
И со славой умрешь!
Безмятежней аркадской идиллии
Закатятся преклонные дни:
Под пленительным небом Сицилии,
В благовонной древесной тени,
Созерцая, как солнце пурпурное
Погружается в море лазурное,
Полосами его золотя, —
Убаюканный ласковым пением
Средиземной волны, — как дитя
Ты уснешь, окружен попечением
Дорогой и любимой семьи
(Ждущей смерти твоей с нетерпением);
Привезут к нам останки твои,
Чтоб почтить похоронною тризною,
И сойдешь ты в могилу… герой,
Втихомолку проклятый отчизною,
Возвеличенный громкой хвалой.
Впрочем, что ж мы такую особу
Беспокоим для мелких людей?
Не на них ли нам выместить злобу? —
Безопасней… Еще веселей
В чем-нибудь приискать утешенье…
Не беда, что потерпит мужик;
Так ведущее нас провиденье
Указало… да он же привык!
За заставой, в харчевне убогой
Всё пропьют бедняки до рубля
И пойдут, побираясь дорогой,
И застонут… Родная земля!
Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал,
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал?
Стонет он по полям, по дорогам,
Стонет он по тюрьмам, по острогам,
В рудниках, на железной цепи;
Стонет он под овином, под стогом,
Под телегой, ночуя в степи;
Стонет в собственном бедном домишке,
Свету божьего солнца не рад;
Стонет в каждом глухом городишке,
У подъезда судов и палат.
Выдь на Волгу: чей стон раздается
Над великою русской рекой?
Этот стон у нас песней зовется —
То бурлаки идут бечевой.
Волга! Волга. Весной многоводной
Ты не так заливаешь поля,
Как великою скорбью народной
Переполнилась наша земля, —
Где народ, там и стон… Эх, сердечный!
Что же значит твой стон бесконечный?
Ты проснешься ль, исполненный сил,
Иль, судеб повинуясь закону,
Всё, что мог, ты уже совершил, —
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил.

Источник

«Размышления у парадного подъезда»: содержание и анализ стихотворения Некрасова

«Размышления у парадного подъезда» Н.А. Некрасова. Полный текст и аудиоверсия. Краткое содержание. Анализ: тема и проблематика произведения. О чём писать в сочинении по «Размышлениям у парадного подъезда»?

Я такого угла не видал где бы сеятель твой и хранитель. Смотреть фото Я такого угла не видал где бы сеятель твой и хранитель. Смотреть картинку Я такого угла не видал где бы сеятель твой и хранитель. Картинка про Я такого угла не видал где бы сеятель твой и хранитель. Фото Я такого угла не видал где бы сеятель твой и хранитель

«Размышления у парадного подъезда» — стихотворение Н.А. Некрасова, написанное в 1858 году. Относится к разряду гражданской лирики: поэт обличает общественную несправедливость, рассказывая о крестьянах-просителях, которых швейцар не пустил в дом влиятельного петербургского сановника.

Содержание

Читать полный текст, слушать аудио

Аудиоверсия доступна на YouTube.

Содержание

Лирический герой наблюдает за домом богатого сановника, куда постоянно приходят просители: «прожектёры, искатели мест, и преклонный старик, и вдовица». Кто-то уходит довольным, кто-то — в слезах.

Однажды к парадном подъезду подходят деревенские мужики, долго добиравшиеся в столицу пешком «из далёких губерний», но швейцар отказывается пустить их к хозяину («Наш не любит оборванной черни!»). Крестьяне пытаются дать ему денег, но привратник не берёт скудного подношения. Со словам «Суди его бог!» расстроенные мужики уходят.

Я такого угла не видал где бы сеятель твой и хранитель. Смотреть фото Я такого угла не видал где бы сеятель твой и хранитель. Смотреть картинку Я такого угла не видал где бы сеятель твой и хранитель. Картинка про Я такого угла не видал где бы сеятель твой и хранитель. Фото Я такого угла не видал где бы сеятель твой и хранительИллюстрация Д. Шмаринова

Хозяин роскошного дома в это время ещё спит. Поэт обращается к нему с призывом пробудиться, вернуть мужиков и помочь им: «В тебе их спасение». Но сановнику безразлична судьба простых людей, а разговоры о народном благе он считает пустословием.

Так и пройдет вся жизнь этого богатого и знатного человека. Окружённый почётом, он к к радости наследников умрёт где-нибудь на Сицилии. Вслух ему будут петь дифирамбы, но отчизна «втихомолку проклянет» его.

А мужик потерпит. Он привык терпеть. Крестьяне, которых прогнал от парадного подъезда швейцар, пропьют деньги в кабаке, двинутся в родную деревню и застонут. Точно так же, как стонут простые люди по всей России.

Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал,
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал?

Выдь на Волгу: чей стон раздаётся
Над великою русской рекой?
Этот стон у нас песней зовется —
То бурлаки идут бечевой.

Стихотворение заканчивается риторическим вопросом: проснётся ли когда-нибудь русский народ? Или эта песня-стон — последнее, что он создал, прежде чем навсегда уснуть духовно?

Анализ стихотворения. Что писать в сочинении

Тема «Размышлений у парадного подъезда» — общественная несправедливость, страдания простого народа. Маленькая уличная драма заставляет лирического героя задуматься о трагической судьбе русского крестьянина.

В Петербурге Николай Алексеевич Некрасов жил на Литейном проспекте напротив дома министра государственных имуществ и своими глазами видел, как к чиновнику приходили в надежде на заступничество ходоки-крестьяне. Под впечатлением от этих наблюдений поэт и написал своё стихотворение, которое цензура сочла слишком критическим и не допустила к печати.

«Размышления у парадного подъезда» созданы за несколько лет до отмены крепостного права в России. Некрасов, как и многие образованные люди эпохи, видел, что страна погрязла в кризисе. Бóльшая часть населения была бесправна, необразованна, обречена на полуголодное существование и изматывающий труд. Зато немногочисленные аристократы пользовались всеми мыслимыми привилегиями и не задумывались, что их богатая и безмятежная жизнь оплачена страданиями миллионов крестьян.

Стихотворение построено на антитезе, художественном противопоставлении. Противопоставляются друг другу самодовольный швейцар и трудяги-крестьяне. Противопоставляются жизнь окружённого почетом министра и жизнь «черни», стонущей по всей стране.

Я такого угла не видал где бы сеятель твой и хранитель. Смотреть фото Я такого угла не видал где бы сеятель твой и хранитель. Смотреть картинку Я такого угла не видал где бы сеятель твой и хранитель. Картинка про Я такого угла не видал где бы сеятель твой и хранитель. Фото Я такого угла не видал где бы сеятель твой и хранительИллюстрация А. Лебедева

Для одних жизнь — это «аркадская идиллия», а для других — бесконечный стон, констатирует поэт. И разорвать этот порочный круг не удаётся, пока сытый не желает помочь голодному, пока «счастливые глухи к добру».

С грустью размышляет Некрасов о судьбе своих соотечественников. Народ с одной стороны велик (русский мужик — «сеятель и хранитель»), а другой стороны — жалок и ничтожен («всё пропьют бедняки до рубля / и пойдут, побираясь дорогой»). Поэт искренне сочувствует своим соотечественникам и желает им добра, но не знает, можно ли надеяться, что однажды простые русские люди заживут хорошо.

Если в «Железной дороге» лирический герой выражает уверенность, что рано или поздно народ «грудью проложит дорогу себе» в светлое будущее, то в «Размышлениях у парадного подъезда» нет подобной уверенности. Обращаясь к народу, автор задаёт вопрос, не имеющий однозначного ответа:

Ты проснешься ль, исполненный сил,
Иль, судеб повинуясь закону,
Всё, что мог, ты уже совершил, —
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил.

Источник

Николай Некрасов — Размышления у парадного подъезда: Стих

Вот парадный подъезд. По торжественным дням,
Одержимый холопским недугом,
Целый город с каким-то испугом
Подъезжает к заветным дверям;
Записав свое имя и званье,
Разъезжаются гости домой,
Так глубоко довольны собой,
Что подумаешь — в том их призванье!
А в обычные дни этот пышный подъезд
Осаждают убогие лица:
Прожектеры, искатели мест,
И преклонный старик, и вдовица.
От него и к нему то и знай по утрам
Всё курьеры с бумагами скачут.
Возвращаясь, иной напевает «трам-трам»,
А иные просители плачут.
Раз я видел, сюда мужики подошли,
Деревенские русские люди,
Помолились на церковь и стали вдали,
Свесив русые головы к груди;
Показался швейцар. «Допусти», — говорят
С выраженьем надежды и муки.
Он гостей оглядел: некрасивы на взгляд!
Загорелые лица и руки,
Армячишка худой на плечах,
По котомке на спинах согнутых,
Крест на шее и кровь на ногах,
В самодельные лапти обутых
(Знать, брели-то долгонько они
Из каких-нибудь дальних губерний).
Кто-то крикнул швейцару: «Гони!
Наш не любит оборванной черни!»
И захлопнулась дверь. Постояв,
Развязали кошли пилигримы,
Но швейцар не пустил, скудной лепты не взяв,
И пошли они, солнцем палимы,
Повторяя: «Суди его бог!»,
Разводя безнадежно руками,
И, покуда я видеть их мог,
С непокрытыми шли головами…
А владелец роскошных палат
Еще сном был глубоким объят…
Ты, считающий жизнью завидною
Упоение лестью бесстыдною,
Волокитство, обжорство, игру,
Пробудись! Есть еще наслаждение:
Вороти их! в тебе их спасение!
Но счастливые глухи к добру…
Не страшат тебя громы небесные,
А земные ты держишь в руках,
И несут эти люди безвестные
Неисходное горе в сердцах.
Что тебе эта скорбь вопиющая,
Что тебе этот бедный народ?
Вечным праздником быстро бегущая
Жизнь очнуться тебе не дает.
И к чему? Щелкоперов забавою
Ты народное благо зовешь;
Без него проживешь ты со славою
И со славой умрешь!
Безмятежней аркадской идиллии
Закатятся преклонные дни:
Под пленительным небом Сицилии,
В благовонной древесной тени,
Созерцая, как солнце пурпурное
Погружается в море лазурное,
Полосами его золотя, —
Убаюканный ласковым пением
Средиземной волны, — как дитя
Ты уснешь, окружен попечением
Дорогой и любимой семьи
(Ждущей смерти твоей с нетерпением);
Привезут к нам останки твои,
Чтоб почтить похоронною тризною,
И сойдешь ты в могилу… герой,
Втихомолку проклятый отчизною,
Возвеличенный громкой хвалой.
Впрочем, что ж мы такую особу
Беспокоим для мелких людей?
Не на них ли нам выместить злобу? —
Безопасней… Еще веселей
В чем-нибудь приискать утешенье…
Не беда, что потерпит мужик;
Так ведущее нас провиденье
Указало… да он же привык!
За заставой, в харчевне убогой
Всё пропьют бедняки до рубля
И пойдут, побираясь дорогой,
И застонут… Родная земля!
Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал,
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал?
Стонет он по полям, по дорогам,
Стонет он по тюрьмам, по острогам,
В рудниках, на железной цепи;
Стонет он под овином, под стогом,
Под телегой, ночуя в степи;
Стонет в собственном бедном домишке,
Свету божьего солнца не рад;
Стонет в каждом глухом городишке,
У подъезда судов и палат.
Выдь на Волгу: чей стон раздается
Над великою русской рекой?
Этот стон у нас песней зовется —
То бурлаки идут бечевой.
Волга! Волга. Весной многоводной
Ты не так заливаешь поля,
Как великою скорбью народной
Переполнилась наша земля, —
Где народ, там и стон… Эх, сердечный!
Что же значит твой стон бесконечный?
Ты проснешься ль, исполненный сил,
Иль, судеб повинуясь закону,
Всё, что мог, ты уже совершил, —
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил.

Анализ стихотворения «Размышления у парадного подъезда» Некрасова

«Гражданский певец» Некрасов прославился своими обличительными стихотворениями. Поэт отстаивал принципы реализма в своем творчестве. Очень часто его произведения были основаны на сценах и ситуациях из реальной жизни. В 1858 г. Некрасов написал стих «Размышление у парадного подъезда», став свидетелем того, как швейцар прогоняет группу крестьян от подъезда влиятельного министра. Произведение стало хрестоматийным. Отталкиваясь от будничного события, повторяющегося ежедневно по всей стране, автор разворачивает масштабную картину всеобщего беззакония.

Начинается стихотворение с описания парадного подъезда, который в праздники осаждается бесконечными посетителями, спешащими подтвердить свое, по сути, холопское положение. Прогнившая государственная система сделала этот глупый и унизительный обычай нормой.

В будние дни хозяин занят работой. К подъезду стекаются курьеры и всевозможные просители. Некрасов подчеркивает, что высшим мерилом справедливости является не закон, а интересы и желания одного человека, возомнившего себя наместником Бога. Решение вопроса зависит от размера взятки просителя. Трагедия России в том, что такая ситуация считается нормальной. Бедные крестьяне, проделавшие огромный путь, не имеют шансов даже на то, чтобы увидеть «владыку». Здесь поэт поднимает еще одну проблему, существующую и в наше время. Чинопочитание меняет психику всего общества. Обладание хоть какой-нибудь минимальной властью позволяет человеку считать себя «королем» в своем убогом уголке. Швейцар выглядит «министром» у подъезда. Он сам решает, кого можно допустить к хозяину, и прогоняет крестьян. Униженные, «с непокрытыми… головами», бедные просители пускаются в обратный путь.

Изгнание крестьян сменяется контрастным описанием безмятежной жизни вельможи. Он живет в свое полное удовольствие, погрязая во всевозможных пороках. Никто не может осудить министра, так как закон – в его руках. Он совершенно равнодушен к другим людям и не понимает значения народного блага. Безбедное существование омрачено только критическим замечанием автора о том, что любящая семья ждет-не дождется его смерти.

От конкретной ситуации Некрасов переходит к масштабному описанию Руси-матушки, на которой не смолкает великий русский стон. Люди, чьими силами создается все богатство России, и на плечах которых и держится ее могущество, изнемогают под тяжестью жизни. Многомиллионный стон сливается в одну «великую скорбь» и становится песней. Завершается произведение риторическим вопросом автора: является ли эта песня окончательным смыслом жизни русского народа? Или в отдаленном будущем его страдания прекратятся, и «стон бесконечный» наконец-то смолкнет.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *