Благополучие и благосостояние в чем разница
Благополучие
Слово в Неделю 25-ю по Пятидесятнице
Скачать
(MP3 файл. Продолжительность Размер )
«Благополучие и благосостояние – вот самый яркий признак хорошей жизни, неотъемлемое условие земной радости и счастья. Изобилие и богатство возвышают дух человека и отгоняют уныние. Нужда, наоборот, гнетет несчастного, и если бедность, по пословице, пороком не является, то нищета и постоянная нужда в самом необходимом – это уже страшный порок и ужасная болезнь, от зараженного которой отвернутся все, даже самые близкие родственники». Подобным образом всегда мыслил и продолжает мыслить мир. И опровергнуть устоявшееся заблуждение о роли благополучия в земной жизни очень сложно.
Еще мыслители и мудрецы древности пытались противопоставить стремлению к земному, временному благополучию духовное совершенствование человека. Философ-стоик Сенека учит: «Благополучие похоже на нежную, но безрассудную мать, которая балует своих детей». Поэт Гораций взывает, что «полного благополучия нет». Цицерон замечает, что ошибаются те, которые во время благополучия думают, что навсегда избавились от невзгод. Все эти мудрецы – язычники Древнего Рима – до сих пор уважаемы и авторитетны. Но слова их и пример жизни не имели большой популярности: лишь немногие к ним прислушивались. Живя среди грубого распутства, вызванного пресыщением богатством и невоздержанием, мыслители скорбели о всё большей и большей деградации окружающих их людей и видели источником этого упадка благополучие. Мужественное терпение бедности и лишений, предельный аскетизм повседневной жизни – всё это ими признавалось лекарством против телесной и духовной слабости и всячески делом и словом проповедовалось. Но они осознавали, что, кроме личных усилий всех и каждого, для спасения гибнущего в похоти и разврате человечества необходима помощь свыше. Итогом же Божественного вмешательства будет новый век – то есть преображенная вечная жизнь.
В ожидании великого праздника Рождества Христова, когда в храмах уже поются чудные ирмосы «Христос раждается, славите», хочется вспомнить и слова древнеримского поэта Вергилия:
Снова великий веков возрождается ныне порядок.
Дева приходит опять и рождает в правленье Сатурна –
Снова с высоких небес посылается новое племя.
Мальчика ты сбережешь – век отступит железный;
Век золотой возвратится для целого мира.
Ожидание Нового Золотого века некоторыми древними мыслителями позволяет называть их христианами до Христа.
Но для нас важнее слов этих мудрецов слова Господа нашего Иисуса Христа, которые имеют в себе ответы на все наши вопросы.
Евангелие говорит нам о новом веке – вечной жизни – и о средствах к его стяжанию, в том числе и через благополучие и благоденствие.
В сегодняшнем Евангелии читаем, как начальствующий, то есть некий князь (у других евангелистов говорится, что он был юным), приступает ко Христу с вопросом, что надо делать для наследования вечной жизни.
Об этом начальствующем юноше нам ничего не известно, и святые отцы относятся к его личности неоднозначно. Святитель Амвросий Медиоланский видит в нем знатного иудейского законника, который хвастается своей праведностью и ждет лишь похвалы. Блаженный Иероним Стридонский считает, что этот вопрошатель – гордый и суетный совопросник, цель которого – испытать Христа и подловить Его в несоблюдении Закона и старческих преданий. Святитель Иларий Пиктавийский говорит, что это образ целого народа иудейского: получив в наследие закон Моисеев, он до того пленился и возгордился этим духовно-нравственным богатством, что все свои надежды и упования сосредоточил на нем и не желает знать, что есть несравненно более ценное сокровище – вера Христова.
«Некоторые, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – обвиняют сего юношу в том, что он подошел к Иисусу с хитростью и лукавством и притом с намерением искусить Его». Сам же святитель скорее согласен назвать его сребролюбцем и начальником богатства. Феофилакт Болгарский считает юношу любостяжателем и даже его вопрос о вечной жизни связывает с желанием наслаждаться своим богатством вечно, «ибо никто так не желает долгой жизни, как человек любостяжательный». А Евфимий Зигабен пишет: «Не был этот юноша, как некоторые говорят, ни лукавым, ни льстивым человеком, иначе бы не полюбил его, посмотрев на него, Иисус, как говорит евангелист Марк. Он добрый и благочестивый человек, но терние сребролюбия заглушает почву его богатой души».
Из всего этого мы можем сделать вывод, что святые отцы не имели единого отношения к этому человеку, но все они сходятся в причине его скорби, вызванной ответом Христа: «Еще единаго не докончал еси: вся, елика имаши, продаждь, и раздай нищым: и имети имаши сокровище на небеси: и гряди вослед мене». Многие ревностные не по уму, услышав это, скажут: «Оставим работу и труд, продадим имения, полученные деньги раздадим нищим, а сами, подобно пророку Илии, сядем у потока Харафского, а вороны будут приносить нам хлеб». Так думая в простоте сердца и недалекости ума, они не знают, что еще до пришествия Христа некоторые древние мудрецы или по особенной любви к ученым занятиям и исследованиям метафизических вопросов, или же ради стяжания людской славы поступали подобным образом. Философы Анаксагор, Демокрит, Кратес были великими бессребрениками, добровольно становились нищими, отказывались от богатства и благополучия, думали о вопросах вечности и морали, но, увы, имена их и их творения сейчас лишь для редких единиц что-либо значат.
Господь Иисус Христос говорит нам не об оставлении имений, а велит отрешиться душой от ошибочных мнений об имениях, от пристрастия к деньгам, от излишних забот о приобретении имущества. Он говорит нам не о подражании язычникам, видевшим вред в благополучии и благо в нестяжании, – он говорит о более возвышенных и совершенных добродетелях. Надо очистить свою душу от страстей и выбросить из нее всё чуждое ее назначению. Пользование внешними благами не является грехом. Господь принимает угощение раскаявшегося грешника – мытаря Закхея, тем самым одобряя пользование богатством, но заповедует дела милосердия: утолять жаждущего, насыщать алчущего, вводить в дом странника, одевать нагого. Если бы все раздали свои владения, то как можно было бы исполнить другую заповедь о делах милосердия? Не значило бы это, что Господь в одно и то же время велел подавать милостыню бедным и не подавать, питать их и не питать, быть гостеприимными и не быть? Господь, уча относительно пользования внешними благами, повелевает отрекаться в них не того, что служит к поддержанию жизни, а того, что делает дурное употребление из них, – то есть душевных недугов и страстей. Об этом надо помнить всегда и к этому стремиться, избегая ненужного многопопечения о земном, страха лишиться хорошей работы и положения в обществе, зависти и недоброжелательства к конкурентам.
Богатый юноша опечалился и потому, что слово Христа о раздаче имения сильно пошатнуло его представление о будущем веке. Иудеи верили, что в новом веке – вечной жизни – всё обновится и будет избавлено от порчи, упадка, зла, горечи, боли, страха и смерти. Возникнут новые возможности и будут новые радости. Небо и земля соединятся, Бог и Его дети заживут вместе. Юноша, зная, что Христос устанавливает давно ожидаемое Божие Царство, спасительную верховную Божию власть, испугался войти в это Царство, ему стало страшно отказаться от ценностей века старого и всецело довериться новому, подобно тому, как ныряльщику приходится оторваться от берега, чтобы прыгнуть в реку. Он не мог всерьез искать нового века, пока не отказался от атрибутов века старого. Эти атрибуты – не только закон Моисея и предания иудейских старцев, но и устоявшийся взгляд на владение землей как элемент самоопределения богоизбранного народа еврейского. Быть богатым значило быть благословенным от Бога, владение землей было исполнением закона. И вот неспособность оставить народное мнение о важности владения имением делает его неспособным к наследию вечного имения – Вечной жизни.
Братия и сестры, уже в настоящее время лучи будущего века прорываются в наш мрачный и ветхий мир. В жизни со Христом мы приобретаем новые имения, новые семьи, новые возможности, оставляя всё старое. Церковь в любую эпоху призвана быть живым воплощением будущего века. В такой лишенной эгоизма и дышащей доверием общинной жизни Церкви мы, ее составляющие части, сможем увидеть, что такое новый мир Божий, и всё больше и больше вживаться в него. В эти дни ожидания Рождества Христова исполним заповедь Божию – оторвемся на время от мирской суеты и забот о благополучии и подготовим свои души постом и молитвой ко встрече с Подателем всяческих благ.
В назидание же нам пусть будет наставление святителя Григория Паламы:
«Помни будущий век и поучайся во всех заповедях и поучениях Господних; и самого себя испытывай, не преступил ли или не оставил ты чего, и исправь себя во всём. Посещай в день воскресный храм Божий и будь на всех службах церковных; причащайся Святого Тела и Крови Христовой и начало полагай исправнейшей жизни; обновляй себя и приуготовляй к принятию будущих благ. Имея таким образом Бога в сердце своем, ты не преступишь заповеди и бремени греха на себя не возьмешь». Аминь.
Разница между богатством и благосостоянием
Известно, что благосостояние отдельного человека и его семьи зависит от уровня экономического развития целого государства. В развитых странах богатство и благосостояние граждан прямо пропорционально общим объемам промышленного производства. Обладает ли понятие благосостояние нации тем же значением, что и богатство ее избранных представителей?
Определение
Богатство – синоним материального изобилия, стабильного дохода отдельного человека, семьи или социальной группы, получающих постоянно растущую прибыль благодаря наличию средств производства и материальной базы в виде недвижимости, техники, банковских счетов.
Благосостояние – экономическая категория, отражающая обеспеченность отдельного человека, группы людей или государства в целом благами, удовлетворяющими материальные, социальные и духовные потребности.
Сравнение
В обыденном сознании богатство связано с возможностью обладать накопленными и приумножаемыми ценностями, которые в денежном эквиваленте превышают естественные потребности человека в ежедневных тратах на необходимое.
Экономисты считают богатством разницу между денежными активами и пассивами.
Философы под понятием богатство подразумевают материальное и имущественное превосходство одних членов общества над другими.
Разные мнения относительно богатства совпадают в главном: чем выше благосостояние каждого из жителей государства, тем больший процент богатых людей в нем проживает.
Благосостояние населения зависит от характера экономических отношений, уровня развития производительных сил, материально-технической производственной базы, использования энергосберегающих технологий и способа управления производственными процессами.
Совокупность этих факторов определяет возможность удовлетворения потребностей каждого человека в качественной еде, полноценном отдыхе, услугах врачей, социальной защите и духовном развитии.
Благосостоянием отдельной личности и всей нации можно назвать уровень удовлетворения множества потребностей, полезностей и удовольствий.
Епархиальный мужской монастырь во имя св. Иоанна Предтечи. г. Новосибирск
«Благополучие и благосостояние – вот самый яркий признак хорошей жизни, неотъемлемое условие земной радости и счастья. Изобилие и богатство возвышают дух человека и отгоняют уныние. Нужда, наоборот, гнетет несчастного, и если бедность, по пословице, пороком не является, то нищета и постоянная нужда в самом необходимом – это уже страшный порок и ужасная болезнь, от зараженного которой отвернутся все, даже самые близкие родственники». Подобным образом всегда мыслил и продолжает мыслить мир. И опровергнуть устоявшееся заблуждение о роли благополучия в земной жизни очень сложно.
Еще мыслители и мудрецы древности пытались противопоставить стремлению к земному, временному благополучию духовное совершенствование человека. Философ-стоик Сенека учит: «Благополучие похоже на нежную, но безрассудную мать, которая балует своих детей». Поэт Гораций взывает, что «полного благополучия нет». Цицерон замечает, что ошибаются те, которые во время благополучия думают, что навсегда избавились от невзгод. Все эти мудрецы – язычники Древнего Рима – до сих пор уважаемы и авторитетны. Но слова их и пример жизни не имели большой популярности: лишь немногие к ним прислушивались. Живя среди грубого распутства, вызванного пресыщением богатством и невоздержанием, мыслители скорбели о всё большей и большей деградации окружающих их людей и видели источником этого упадка благополучие. Мужественное терпение бедности и лишений, предельный аскетизм повседневной жизни – всё это ими признавалось лекарством против телесной и духовной слабости и всячески делом и словом проповедовалось. Но они осознавали, что, кроме личных усилий всех и каждого, для спасения гибнущего в похоти и разврате человечества необходима помощь свыше. Итогом же Божественного вмешательства будет новый век – то есть преображенная вечная жизнь.
В ожидании великого праздника Рождества Христова, когда в храмах уже поются чудные ирмосы «Христос раждается, славите», хочется вспомнить и слова древнеримского поэта Вергилия:
Снова великий веков возрождается ныне порядок.
Дева приходит опять и рождает в правленье Сатурна –
Снова с высоких небес посылается новое племя.
Мальчика ты сбережешь – век отступит железный;
Век золотой возвратится для целого мира.
Ожидание Нового Золотого века некоторыми древними мыслителями позволяет называть их христианами до Христа.
Но для нас важнее слов этих мудрецов слова Господа нашего Иисуса Христа, которые имеют в себе ответы на все наши вопросы.
Евангелие говорит нам о новом веке – вечной жизни – и о средствах к его стяжанию, в том числе и через благополучие и благоденствие.
В сегодняшнем Евангелии читаем, как начальствующий, то есть некий князь (у других евангелистов говорится, что он был юным), приступает ко Христу с вопросом, что надо делать для наследования вечной жизни.
Об этом начальствующем юноше нам ничего не известно, и святые отцы относятся к его личности неоднозначно. Святитель Амвросий Медиоланский видит в нем знатного иудейского законника, который хвастается своей праведностью и ждет лишь похвалы. Блаженный Иероним Стридонский считает, что этот вопрошатель – гордый и суетный совопросник, цель которого – испытать Христа и подловить Его в несоблюдении Закона и старческих преданий. Святитель Иларий Пиктавийский говорит, что это образ целого народа иудейского: получив в наследие закон Моисеев, он до того пленился и возгордился этим духовно-нравственным богатством, что все свои надежды и упования сосредоточил на нем и не желает знать, что есть несравненно более ценное сокровище – вера Христова.
«Некоторые, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – обвиняют сего юношу в том, что он подошел к Иисусу с хитростью и лукавством и притом с намерением искусить Его». Сам же святитель скорее согласен назвать его сребролюбцем и начальником богатства. Феофилакт Болгарский считает юношу любостяжателем и даже его вопрос о вечной жизни связывает с желанием наслаждаться своим богатством вечно, «ибо никто так не желает долгой жизни, как человек любостяжательный». А Евфимий Зигабен пишет: «Не был этот юноша, как некоторые говорят, ни лукавым, ни льстивым человеком, иначе бы не полюбил его, посмотрев на него, Иисус, как говорит евангелист Марк. Он добрый и благочестивый человек, но терние сребролюбия заглушает почву его богатой души».
Из всего этого мы можем сделать вывод, что святые отцы не имели единого отношения к этому человеку, но все они сходятся в причине его скорби, вызванной ответом Христа: «Еще единаго не докончал еси: вся, елика имаши, продаждь, и раздай нищым: и имети имаши сокровище на небеси: и гряди вослед мене». Многие ревностные не по уму, услышав это, скажут: «Оставим работу и труд, продадим имения, полученные деньги раздадим нищим, а сами, подобно пророку Илии, сядем у потока Харафского, а вороны будут приносить нам хлеб». Так думая в простоте сердца и недалекости ума, они не знают, что еще до пришествия Христа некоторые древние мудрецы или по особенной любви к ученым занятиям и исследованиям метафизических вопросов, или же ради стяжания людской славы поступали подобным образом. Философы Анаксагор, Демокрит, Кратес были великими бессребрениками, добровольно становились нищими, отказывались от богатства и благополучия, думали о вопросах вечности и морали, но, увы, имена их и их творения сейчас лишь для редких единиц что-либо значат.
Господь Иисус Христос говорит нам не об оставлении имений, а велит отрешиться душой от ошибочных мнений об имениях, от пристрастия к деньгам, от излишних забот о приобретении имущества. Он говорит нам не о подражании язычникам, видевшим вред в благополучии и благо в нестяжании, – он говорит о более возвышенных и совершенных добродетелях. Надо очистить свою душу от страстей и выбросить из нее всё чуждое ее назначению. Пользование внешними благами не является грехом. Господь принимает угощение раскаявшегося грешника – мытаря Закхея, тем самым одобряя пользование богатством, но заповедует дела милосердия: утолять жаждущего, насыщать алчущего, вводить в дом странника, одевать нагого. Если бы все раздали свои владения, то как можно было бы исполнить другую заповедь о делах милосердия? Не значило бы это, что Господь в одно и то же время велел подавать милостыню бедным и не подавать, питать их и не питать, быть гостеприимными и не быть? Господь, уча относительно пользования внешними благами, повелевает отрекаться в них не того, что служит к поддержанию жизни, а того, что делает дурное употребление из них, – то есть душевных недугов и страстей. Об этом надо помнить всегда и к этому стремиться, избегая ненужного многопопечения о земном, страха лишиться хорошей работы и положения в обществе, зависти и недоброжелательства к конкурентам.
Богатый юноша опечалился и потому, что слово Христа о раздаче имения сильно пошатнуло его представление о будущем веке. Иудеи верили, что в новом веке – вечной жизни – всё обновится и будет избавлено от порчи, упадка, зла, горечи, боли, страха и смерти. Возникнут новые возможности и будут новые радости. Небо и земля соединятся, Бог и Его дети заживут вместе. Юноша, зная, что Христос устанавливает давно ожидаемое Божие Царство, спасительную верховную Божию власть, испугался войти в это Царство, ему стало страшно отказаться от ценностей века старого и всецело довериться новому, подобно тому, как ныряльщику приходится оторваться от берега, чтобы прыгнуть в реку. Он не мог всерьез искать нового века, пока не отказался от атрибутов века старого. Эти атрибуты – не только закон Моисея и предания иудейских старцев, но и устоявшийся взгляд на владение землей как элемент самоопределения богоизбранного народа еврейского. Быть богатым значило быть благословенным от Бога, владение землей было исполнением закона. И вот неспособность оставить народное мнение о важности владения имением делает его неспособным к наследию вечного имения – Вечной жизни.
Братия и сестры, уже в настоящее время лучи будущего века прорываются в наш мрачный и ветхий мир. В жизни со Христом мы приобретаем новые имения, новые семьи, новые возможности, оставляя всё старое. Церковь в любую эпоху призвана быть живым воплощением будущего века. В такой лишенной эгоизма и дышащей доверием общинной жизни Церкви мы, ее составляющие части, сможем увидеть, что такое новый мир Божий, и всё больше и больше вживаться в него. В эти дни ожидания Рождества Христова исполним заповедь Божию – оторвемся на время от мирской суеты и забот о благополучии и подготовим свои души постом и молитвой ко встрече с Подателем всяческих благ.
В назидание же нам пусть будет наставление святителя Григория Паламы:
«Помни будущий век и поучайся во всех заповедях и поучениях Господних; и самого себя испытывай, не преступил ли или не оставил ты чего, и исправь себя во всём. Посещай в день воскресный храм Божий и будь на всех службах церковных; причащайся Святого Тела и Крови Христовой и начало полагай исправнейшей жизни; обновляй себя и приуготовляй к принятию будущих благ. Имея таким образом Бога в сердце своем, ты не преступишь заповеди и бремени греха на себя не возьмешь». Аминь.
О богатстве и благосостоянии.
Хочу поделиться своими взглядами на богатство, сразу скажу, что взгляды эти у меня появились на основе знаний о ведической культуре. По моим наблюдениям, основы ведической культуры это главенство духа над материей, и справедливость мира, за плохое ответим, за хорошее получим блага, в этой жизни или в следующей 🙂
И первое, что надо знать: богатство и благосостоянии это вовсе не одно и тоже. Каждому в жизни отмеряно определенное количество благосостояния, его можно изменить, но это под силу единицам и намного расширит тему данной статьи, поэтому примем, что у всех оно не меняется в течении жизни.
Благосостояние состоит из таких категорий как богатство, здоровье, счастье в семейной жизни, успех в социальной жизни, духовная жизнь. И это все дается человеку в определенных пропорциях. Одна из пропорций — богатство, и если человека не устраивает его уровень богатства и он начинает прилагать сверхусилия (когда усилий много, а результат уже не меняется), чтобы его увеличить, то начинают страдать другие составляющие благосостояния, т.е. либо здоровье, либо семья, либо друзья, либо духовная жизнь.
Далее, богатство нам не принадлежит, нам дали его в управление на эту жизнь, что это значит. Как мы с ним будем обращаться, предопределит уровень богатства в следующей жизни, ну а если уж очень постараемся, то и в этой )))
Часть богатства (здесь я имею ввиду деньги) мы должны потратить на себя, часть на свою семью, на другую часть помочь ближним и еще какую-то часть отдать на благие дела. Вопросы помощи ближним это отдельная большая тема, может быть сделаю отдельную статью, если вам понравиться читать эту.
Благосостояние
Ленин же написал в проекте программы так: «достижение полного благосостояния и возможности для полного всестороннего развития каждого члена общества».
[«Благо» в этике и философии, это то, что заключает в себе определённый положительный смысл. Аристотель различает блага трёх родов: телесные, внешние и душевные. «Состояние» – это категория научного познания, выражающая процесс изменения, развития вещей и явлений, который, в конечном итоге, сводится к изменению их свойств и отношений (философский энциклопедический словарь, 1989 г.). Таким образом, благосостояние, или состояние блага, не фиксирует благо в форме, только лишь, определённого перечня удовлетворяемых потребностей, а предполагает дальнейшее развитие влечений (потребностей) с изменением их свойств и отношений.
Отсюда, с точки зрения диалектической логики, видится необходимой, естественно вытекающая из первой, вторая часть фразы: «… и возможности для полного всестороннего развития каждого члена общества». Благосостояние – это, прежде всего, состояние физического, психического и социального благополучия (комфорта). В этом смысле, оно почти совпадает с определением здоровья, которое дано Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ).
Состояние блага содержит в себе два противоположных момента: объективный и субъективный – эмоционально-иррациональный. Эмоция, определяемая как элементарная оценочная реакция, в благосостоянии выражается удовольствием и сопровождается чувством переживаемого счастья. Благосостоянию очень сложно дать оценочную характеристику с помощью слов «полное» или «неполное» в связи с наличием не всегда совпадающих позиций (очень важно, чтобы они гармонично сочетались): индивидуальной мировоззренческой концепции и теорией общественного развития. Желаемое и достигаемое – не одно и то же. В итоге, оно либо есть, либо его нет. Словосочетание «полного благосостояния» имеет, скорее всего, эффект усиления внушающего, агитационного воздействия, нежели смысловое значение.
Категория «возможного» вносит в смысл фразы элемент неопределённости, осторожно подчёркивая большое «расстояние» между предполагаемым (возможным) и действительным. Всестороннее развитие поглощает значение слова «полного», употреблённого второй раз. Формулировку можно было бы упростить без ущерба для её смысла: «Достижение полного благосостояния и всестороннего развития каждого члена общества». Я бы добавил ещё одно слово, без которого вся фраза и её программная направленность в современной теории общественного развития теряет Высокий Смысл. Это слово – «одухотворённость».
Под одухотворённостью следует понимать такое качество сознательной жизни, которое наделяет человеческую жизнь и всё, что с ней связано, высоким смыслом целесообразного существования. В окончательном варианте, я бы предложил уточняющую краткую и ёмкую формулировку, отвечающую запросам сегодняшнего дня: «Достижение полного благосостояния и всестороннего одухотворённого развития каждого члена общества».
Таким образом, изменилось не содержание гениальной Ленинской мысли, а форма её изложения, форма, по моему убеждению, более соответствующая содержанию. Впрочем, эта новая форма, всё-таки, изменила и содержание, в котором отражена развивающаяся и, поэтому, новая сущность – одухотворённость. В социальном бытии наблюдается интересная тенденция: форма становится всё более содержательной, обеспечивая людям Смысл жизни, в то время как, содержание – всё более формальным (оформленным). Другими словами, имеет значение не сам факт жизни, а то, как её прожить, не «просто жизнь», а её Высокое Качество. Мы понимаем уже, что жизнь-вообще смысла не имеет, но жизнь человека без Смысла невозможна.
Благодаря этому качеству сознательной жизни, жизнь человека приобретает Смысл. Вполне доказательно, правда, с преодолением психологического барьера, понятия «Счастье» и «Смысл жизни», из эмоционально-иррациональных, могут быть переведены в разряд научных, философских и, даже, политических категорий. Уже есть прецедент. Король государства Бутан подарил своим гражданам новую конституцию, в которой прописано право на счастье. Вот и наступил момент времени в наших рассуждениях самый благоприятный для обращения к понятиям, отражающим суть (содержание) одухотворённости: Счастье, Смысл жизни, Любовь, Социальный Идеал, Революция.
По определению, человек (Homo sapiens) – это человек разумный. Качество, которое отличает социальную форму движения материи от биологической, связано с сознанием. Жизнь со знанием (со смыслом) является определением социальной формы движения материи. Это качество социальной жизни, которое «в-себе, в простом нечто и находится в единстве с другим моментом этого нечто с в-нём-бытием», не изменяется в изменениях.
Мы знаем, наверное, что Смысл жизни состоит в её дальнейшем развитии. Применение этого знания к развитию общества означает, что и Социальный Идеал предполагает в общественном бытии непрерывный революционный процесс. Таким образом, определением Смысла жизни и Социального Идеала является движение развития, то есть, самосовершенствование и совершенствование окружающего нас мира. Это единственно возможное определение этих двух одухотворённых понятий.
Ссылаясь на всё, о чём сказано выше, можно уверенно ответить на вопрос: «Почему при капитализме невозможно достижение полного благосостояния и всестороннего одухотворённого развития каждого члена общества?». Это невозможно не по причине экономической неразвитости капитализма, а по причине реакционности буржуазной идеи, препятствующей дальнейшему развитию человека и общества. Отсутствие Смысла жизни и Социального Идеала капитализм стремится заменить духовным суррогатом (извращённым пониманием свободы и других жизненных ценностей, культом потребления и наживы, изощрённой ложью, упрощением и низведением Высокого Смысла до уровня биологических потребностей).] – Андрей Зуев (курсив мой).