благовещенский собор в гагарине
Благовещенский собор (Гагарин)
Благовещенский собор города Гагарина (до 1968 года — Гжатска) является одним из крупнейших храмов Смоленской области. Его вместимость составляет около 4000 человек. В военные годы храм был сильно разрушен, а после восстановления был передан районному историко-краеведческому музею. В 2013 году южный придел храма был возвращен верующим.
Содержание
История [ править ]
Соборный храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы появился в Гжатске одновременно с основанием города. Первоначально церковь была деревянной. О построении церкви в ее архиве имелся документ, датированный 1718 г. Первым священником Благовещенского собора был Павел Ефимович Львов-Троепольский. На его средства в 1724 г. взамен деревянной церкви был выстроен каменный Благовещенский собор. Но и новый собор вскоре стал мал для города. Кроме того, скромность церкви не соответствовала уровню торгового поселения, каким, благодаря крупным финансовым и товарным потокам, стал Гжатск. Поэтому в 1730-х годах был построен новый каменный Благовещенский храм.
Во время Отечественной войны 1812 г. Благовещенский собор, как и другие церкви города, пострадал от рук неприятеля. В храме, по свидетельству местных жителей, размещался лазарет, конюшня; на иконах долгое время, как память о тех днях, сохранялись гвозди, на которые французы вешали одежду.
Во второй половине XIX столетия Благовещенский собор считался купеческой церковью. Его старались украшать именитые купцы Гжатска.
В 1882 г. к собору взамен обветшавшей старинной колокольни была пристроена новая каменная звонница в Московском стиле, высотой до 25 саженей. В 1902 г. колокольню оштукатурили.
В 1896 г. старый собор, «современный основанию Гжатска разрушен по неизвестным причинам. Новый Благовещенский собор строился преимущественно на средства А. И. Комаровой, для чего ею было израсходовано более 150 тысяч рублей. По своей красоте, объему и внутренней отделке храм считался одним из лучших в Смоленской губернии. Новый собор вмещал до 4 тысяч богомольцев, на его хорах могли разместиться 50 певчих. Кроме главного престола во славу Благовещения Богородицы, с правой стороны находился придел во имя святителя Василия Великого, слева – в честь преподобной Анны. 29 октября 1900 г. епископ Смоленский и Дорогобужский Петр освятил собор.
На территории соборного храма находились церкви, приписанные к нему. Это Петропавловская (Тихвинская) церковь и храм в честь иконы Богородицы «Всех скорбящих Радосте».
В 1929 г. в Гжатске активно развернулась кампания по закрытию всех церквей города.
13 декабря собрание Гжатского бюро Союза воинствующих безбожников приняло решение о закрытии Благовещенского собора и просило исполнительную власть утвердить свое постановление.
В начале 1930 г. Вяземский административный отдел, не получив разрешения Смолоблисполкома, закрыл Благовещенский собор. В марте с храма были сбиты кресты с главами, сняты колокола. В соборе был устроен звуковой кинотеатр.
Великая Отечественная война принесла городу значительные разрушения. Был уничтожен кладбищенский Предтеченский храм, пострадал Благовещенский собор. После войны в соборе размещался клуб (до 1960-х годов). В 1980-х годах здание было перепланировано, храм отреставрирован и передан под краеведческий музей.
В 2013 г. в общественно-религиозной жизни города Гагарина произошло значимое событие – один из приделов Благовещенского собора был передан Смоленской епархии. А в 2014 году было подписано соглашение о намерениях между администрацией Смоленской области и Смоленской епархией о передаче архиерейского подворья Благовещенского собора Русской Православной Церкви.
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: Россия, Смоленская область, г. Гагарин, ул. Герцена, 9
Паломнику [ править ]
Богослужения совершаются регулярно в южном приделе храма.
Гагарин. Собор Благовещения Пресвятой Богородицы.
Благовещенский собор
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Благовещенский собор построен в 1900 г. Сейчас в нем находятся краеведческий музей и выставочный зал. Внутренние объемы перекрыты, образовано много маленьких помещений. Снаружи выглядит опрятно.
Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Смоленская область. Москва, «Наука», 2001 г.
27 октября 2014 года епископ Смоленский и Вяземский Исидор и губернатор Смоленской области Алексей Островский подписали соглашение о передачи Благовещенского собора города Гагарина Смоленской Епархии.
Благовещенский собор в городе Гагарине (до 1968 года-Гжатске) является одним из крупнейших храмов Смоленской области. Его вместимость достигала 4000 человек. Обширный кирпичный храм в псевдорусском стиле строился в 1897-1900-х годах на средства А.И. Комаровой на месте каменного пятиглавого собора 1736 года. Четырехстолпная постройка с возвышенной центральной частью, увенчана пятью главками. Боковые приделы Василия Великого и Анны Праведной.
Информация взята с сайта: www.smoleparh.ru
Этот собор – третий, который стоит на этом месте. Краеведы, исследователи провели большую работу, чтобы выяснить даты постройки и ктитора каждого из трех храмов. Отмечу лишь, что каменный собор, который мы видим сейчас, ставила купчиха Анна Комарова в память о своем муже. И он строился с 1896 по 1900 год.
Как нам думается, собор предыдущий не был полностью уничтожен и был поменьше, а его фундаменты пошли для центральной части нового собора, были сделаны вокруг пристройки, увеличена площадь. «Родной» фундамент, конечно же, останется: шурфирование показало, что фундамент сухой, в очень хорошем состоянии – он 100 лет простоял и еще лет 200 простоит. Цоколь – гранитный, это исторический цоколь. Образно – это псевдорусский стиль: собор как шкатулка, как из сказки! В последней трети 19 века началось возвращение к национальным истокам. Представьте: на территории подворья Благовещенсокго собора – три храма трех веков. Первый храм 1753 года – Всех скорбящих Радость, затем Тихвинский, где сейчас проходят службы, – 1841 года и собор 1900 года. Тихвинский храм построен в стиле классицизма, Благовещенский – это псевдорусский стиль. Правда, трудно определить архитектурный стиль первого храма, потому что уже в 19 веке он под храм не использовался, а все больше под библиотеку и ризницу. Храм строила Анна Комарова о своем усопшем муже Василии: два алтаря посвящены праведной Анне и святому Василию – небесным покровителям этой четы. В Тихвинском храме два алтаря – в честь Николая Чудотворца и святых Петра и Павла, к слову. Храм Всех скорбящих радость имел придел в честь Марии Египетской. Восемь престольных праздников! Я думаю, что несмотря ни на что, наш город в плане церковной архитектуры пострадал очень мало. Из соборного комплекса не сохранилась только колокольня 56 метров, она была даже старше собора.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Историко-статистическое описание Смоленской епархии.
Смоленск, 2013 (по изданию 1864 года)
На берегу реки Гжати в городе Гагарине Смоленской области располагается соборный комплекс, главной постройкой которого является Благовещенский собор, построенный на рубеже XIX-XX веков. В его сложной объёмно-пространственной композиции, стилистически ориентированной на архитектуру эпохи эклектики, доминирует пятиглавый четверик, где все главы – это откровенно декоративные элементы.
Псевдорусский облик храма обозначен вариативным набором кокошников, наличниками окон, ширинками пилястр и, самое главное, что в наибольшей степени свидетельствует о взаимосвязи архитектурных форм Благовещенского собора с древнерусским наследием XVII века – это крыльца с характерными «пузатыми» колонками и висячими гирьками.
История главной культовой постройки Гагарина неразрывно связана с историей самого города, поскольку Благовещенский собор, по всей видимости, стал первой церковью сооружённой здесь в петровское время, когда будущий император 28 октября 1715 года издал указ «О сделании в Московской губернии по рекам Гжати и Вазузе судового ходу». Этим своим повелением государь положил начало созданию на реке Гжать порядка сорока пристаней для снабжения новой столицы различными товарами. Крупнейшая пристань появилась в Гжатской слободе, которая стала основой будущего города Гжатска, статус которого он обрёл благодаря указу Екатерины II в 1776 году. В апреле 1968 года, после гибели первого космонавта Юрия Алексеевича Гагарина, уроженца Гжатского района, город Гжатск был переименован в Гагарин.
Используя различные способы, в том числе и принуждение, Пётр I в течение нескольких лет отправил на жительство в Гжатскую пристань свыше двух десятков богатых купеческих семейств из Твери, Калуги, Вязьмы, Можайска, Боровска, Волоколамска, Вереи и других городов, которые и стимулировали развитие здесь торговли.
В этот период, а точнее в середине – второй половине 1710-х годов, на территории Гжатской пристани и появился первый храм во имя Благовещения Богоматери. Строительство церкви, как свидетельствуют писавшие на эту тему исследователи, велось по указу всё того же Петра и с благословения митрополита Сарского и Подонского Игнатия.
В литературе начальный этап в истории этого сооружения отражён несколько противоречиво, поскольку непонятно, в каком материале и когда конкретно был выстроен первый храм Гжатской пристани. В последние годы, много делающий для изучения и популяризации православных церквей и монастырей Смоленской земли о. Рафаил (Д.А. Ивочкин), ссылаясь на ряд авторов, писавших во второй половине XIX – начале XX века, предложил следующее развитие событий. По его мнению, первый деревянный Благовещенский храм в Гжатске возвели в 1718 году, а затем, в 1724 году, на средства Павла Ефимовича Львова-Троепольского «взамен деревянной церкви был выстроен каменный Благовещенский собор», который по причине малых размеров в 1730-х годах заменили новым каменных храмом. Правда, двумя годами ранее о. Рафаил без каких-либо сомнений писал, что возведённая в 1724 году деревянная церковь в 1735-1736 годах «была заменена каменной». В этой связи хотелось бы отметить, что в использованной о. Рафаилом литературе нет той определённости в обозначении основных вех в ранней истории гжатского собора. К примеру, внук первого благовещенского священника Стахий Львович Львов-Троепольский действительно говорит в своей летописи о том, что в основанной «по заключении мира со Швециею» Гжатской пристани наиболее ранняя Благовещенская церковь была деревянной. Позже её сменил каменный соборный храм в то же наименование, выстроенный на средства П.Е. Львова-Троепольского. Но в работе С.Л. Львова-Троепольского нет ни одной даты, которые бы точно фиксировали время строительство церквей, как деревянной, так и каменной.
В труде же Г.К. Бугославского и В.А. Никитина, ссылаясь на который о. Рафаил свидетельствует о постройке нового каменного Благовещенского собора в 1730-х годах, отсутствует какое-либо указание на создание в 30-х годах XVIII века более крупного каменного Благовещенского храма. Более того, Бугославский и Никитин, зная, по всей видимости, содержание летописи Львова-Троепольского, тем не менее, раннюю историю соборного комплекса в Гжатске изложили неверно, так как первый храм Гжатской пристани они назвали «маленькой каменной» церковью, хотя у С.Л. Львова-Троепольского эта постройка фигурирует в качестве деревянного сооружения.
Отчасти эта путаница была порождена ещё автором историко-статистического описания Смоленской епархии Н.В. Трофимовским, издавшим свой труд в 1864 году, т.е. за 9 лет до публикации Летописи Львова-Троепольского. Ссылаясь на прошение лейб-гвардии поручика Феодора Новокшенова, он в начале раздела о культовых сооружениях Гжатска указал на то, что в 1718 году в Гжатской пристани предполагалось возвести два деревянных храма: холодный Благовещенский и тёплый Петропавловский. Ниже Трофимовский сообщает о постройке в 1724 году только Благовещенской церкви. При этом он никак не оговаривает материала, из которого сооружался этот храма, хотя из его последующих рассуждений, где Трофимовский отмечает строительство в 1753 году Петропавловской церкви, а в 1841 году Тихвинской, становится очевидным, что и в 1724, и в 1753, и в 1841 годах завершилось строительство каменных храмов. Более того, он не комментирует того факта, что в 1724 году указ 1718 года был выполнен лишь наполовину, поскольку в этом году в Гжатской пристани возвели не две церкви (указ предполагал строительство Благовещенского и Петропавловского храмов), а только одну. Всё это даёт основание предложить (как вариант) следующее развитие событий в первой четверти XVIII века.
Между 1715 и 1718 годами, пока не появилось прошение поручика Новокшенова (1718 г.), пожелавшего возвести в Гжатской пристани две деревянные церкви, уже был выстроен какой-то деревянный, возможно, Благовещенский храм. Но в конце 1710-х годов (не исключено, что уже в 1718 году) намерения причта и прихожан изменились. Допускаем, что произошло это по той простой причине, что П.Е. Львов-Троепольский, первый священник Благовещенской церкви, обладал немалыми средствами, часть из которых и решил вложить в строительство каменного храма. Продолжая вести службу в созданной несколькими годами ранее деревянной церкви, он стал ктитором вновь возводимого каменного Благовещенского собора, освящение которого состоялось в 1724 году. Отметим, что эта датировка содержится в подавляющем большинстве выявленных нами источников XIX – начала XX века.
Характерные для позднесредневекового древнерусского зодчества венчающие четверик кокошники в начале – первой четверти XVIII века ещё часто использовали в провинциальной архитектуре, но в строительной практике 1730-х годов подобные элементы становятся чрезвычайно редким декоративным элементом.
Деревянная постройка середины – второй половины 1710-х годов была, по всей видимости, разобрана в начале 1750-х годов, когда наконец-то удалось реализовать все намеченные прошением 1718 года задачи. Вероятно, вместо неё в 1753 году рядом с холодным Благовещенским собором был выстроен новый тёплый храм, один из престолов которого был посвящён апостолам Петру и Павлу, а второй – Николаю Чудотворцу. В первой половине 1830-х годов именно эту церковь собирались заменить новым зданием. Предполагаемую постройку в 1832-1833 годах хотели сделать трёхпрестольным храмом, сохранив прежние наименования в качестве придельных, а главный престол освятить в честь иконы Тихвинской Богоматери. Но в итоге каменная церковь середины XVIII века уцелела, поскольку новый храм пристроили с востока к старому, освятив в 1841 году вновь возведённое сооружение согласно тем пожеланиям, которые причт и прихожане высказали в 1832 году. Т.е. церковь стала Тихвинской с приделами во имя апостолов Петра и Павла и Николая Чудотворца. Храм же середины XVIII века был возобновлён «в 1856 году тщанием гжатскаго купца Петра Георгиева Церевитинова». После ремонт в этой церкви освятили два новых престола: «один во имя Казанской Божией Матери и второй во имя Преподобной Марии Египетской»
Все те годы, когда шла реконструкция старого и строительство нового храмов рядом с Благовещенским собором, главная постройка комплекса остаётся как бы в тени. Наиболее ранний из найденных документов, относящийся к 1812 году, фиксирует плачевное состояние Благовещенского собора после того как город и его главный храм пострадали во время наполеоновского нашествия. И если на основном объёме и трапезной пожар уничтожил только кровельную систему, то колокольня пострадала в большей степени. Несколько оборвавшихся колоколов пробили свод её нижнего яруса, спровоцировав появление трещин в столбах и разрыв многочисленных связей.
Ограда, также пострадала от французов. Протяжённостью 62,5 сажени (порядка 135 м) кирпичное ограждение в пожар лишилось деревянного заполнения. Вероятно, в ближайшие после наполеоновского нашествия годы было устроено новое решётчатое ограждение, которое в 1848-1849 годах заменили металлическим, а в 1863 году в восточное прясло «икрустировали» каменную часовню.
Ещё одним крупным мероприятием по обустройству соборного комплекса в Гжатске незадолго до разрушения первоначального Благовещенского собора стала постройка опять-таки в восточной линии ограждения новой каменной колокольни, которую возвели в 1878-1882 годах. Ориентированная своими архитектурными формами на эклектику второй половины XIX века, она, по сути дела, предопределила будущий облик нового соборного храма.
В чрезмерных амбициях недостаточно образованной купчихи, поскольку основным ктитором нового храма стала «местная капиталистка» А.И. Комарова, вложившая в строительство собора 150 тысяч рублей. Руководствуясь казалось бы благими намерениями – построить для города более вместительную соборную церковь – она, по сути дела, лишила его свидетеля создания Гжатской пристани.
Несмотря на несколько негативную оценку архитектуры здания 1897-1900 годов Г.К. Бугославским и В.А. Никитиным, его оригинальное композиционное решение и декоративное убранство сделали в начале XX века этот храм, по словам всё тех же Бугославского и Никитина, «одним из первых в Смоленской губернии». Отдавая дань усилиям А.И. Комаровой, власти (городская Дума) «почтили» её «избранием в почетныя гражданки г. Гжатска».
В отличие от своего предшественника новый Благовещенский собор помимо главного престола (Благовещенского) получил ещё и два придельных: «с правой стороны в честь Василия Великаго и с левой – в честь преподобной Анны». Такое посвящение северного придела (во имя преподобной Анны) было, конечно же, обусловлено желанием «строительницы храма» Анны Ивановны Комаровой иметь в созданном ею соборе престол, посвящённый тезоименитой святой.
По завершении Благовещенская церковь была «покрыта железом, окрашенным зеленою масляною краскою», а изнутри «художественно росписана масляными красками». Сохраняя за вновь возведённой постройкой статус холодного собора, печей в нём устраивать не стали.
Вмещавший в себя «до 4 тысяч человек и на хорах более пятидесяти человек певчих» храм, был «торжественно освящен 29 октября 1900 года епископом Смоленским и Дорогобужским Петром». После постройки новый Благовещенский собор был неоднократно запечатлён фотографами.
На снимках начала XX века видно, что неоштукатуренная изначально колокольня последней четверти XIX века, под влиянием белёного храма, была соотнесена по окраске с соборной церковью Гжатска. Таким собор вошёл в революционное лихолетье и, по всей видимости, достаточно долго сохранял тот облик, что был придан ему на рубеже XIX – XX веков.
В 1929 году в стране развернулась активная компания по закрытию церквей. Не стал исключением и Гжатск, где в январе 1930 года был закрыт главный храм города – Благовещенский собор. В конце 1930 года здесь устроили «звуковой кинотеатр».
В октябре 1941 года, когда Гжатск был оккупирован немцами, лишённый крестов Благовещенский храм сначала сохранял даже кровлю.
Позже она стала ветшать, а колокольня частично даже была разобрана.
В этот период в соборной церкви немцы устроили бойню для рогатого скота.
В марте 1943 года, во время освобождения города частями советской армии, Благовещенский храм почти не пострадал, зато почти полностью была разрушена колокольня.
К середине – второй половине 1940-х годов её остатки были разобраны, а сама церковь во многом утратила своё кровельное покрытие
Реставрационные работы начались здесь в конце 1970-х го и в середине 1980-х годов в целом они были завершены.
Ещё несколько лет ушло на создание экспозиции, и 13 июля 1990 года музей был открыт. В здании Благовещенского собора он полноценно работал до 2013 года, когда началась постепенная передача храма верующим.
В 2013 году здесь возобновилась церковная жизнь, которая, надеемся, позволит вернуть полноценный облик соборному комплексу города Гагарина.
Вера православная
СООБЩЕСТВО-СОЗДАНО ДЛЯ ЛЮБЫХ ПУБЛИКАЦИЙ.
Благовещенский собор г. Гагарин
Благовещенский собор г. Гагарин
Соборный храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы появился в Гжатске одновременно с основанием города. Первоначально церковь была деревянной. О построении церкви в ее архиве имелся документ, датированный 1718 г. Возведение храма произошло по указу императора Петра Великого, с благословения митрополита Сарского и Подонского Игнатия. В храмозданной грамоте митрополит подчеркнул, чтобы церковь имела вид «по чину против прочих церквей, а не шатровая».
Первым священником Благовещенского собора был Павел Ефимович Львов-Троепольский. Впоследствии (в 1724 г.) на его средства взамен деревянной церкви был выстроен каменный Благовещенский собор.
Собор, возведенный священником П. Львовым, вскоре стал мал для города. Кроме того, скромность церкви не соответствовала уровню торгового поселения, каким, благодаря крупным финансовым и товарным потокам, стал Гжатск. Поэтому в 1730-х годах был построен новый каменный Благовещенский храм.
Сохранилось описание Благовещенского собора, составленное историками Г. К. Бугославским и В. А. Никитиным.
«Храм этот имел вид куба с шатровой крышей и пятью небольшими главами. Напоминая в общем архитектуру храмов Северной Руси (Ярославской губ.), храм этот в своем внешнем виде заключал в себе и нечто новое, несвойственное Руси: например, в южной и северной стенах его устроены были по большому круглому, романского стиля (розеткой) красивому окну. К западному входу его пристроена была высокая колокольня в виде осьмиугольной башни к верху суживающаяся этажами. Стройностью своей и изяществом она напоминала собою башни немецких городов. Архитектура этого храма с колокольней служили указателем хорошего вкуса ее архитектора, не чуждого, по-видимому, влияния западного искусства. Во всяком случае, она указывала нам на то, что архитектура русских храмов в первой половине XVIII века под влиянием запада начала принимать новые формы. Внутренняя отделка храма соответствовала внешнему виду своему и указывала на зажиточность жителей города. Сохранившиеся на некоторых образах иконостаса даты указывали нам, что образа эти устроены в первой половине того же века и в начале XIX века. Прежде всего, самый иконостас был старинной работы, теперь редко встречаемой – пятиярусный. Образа, помещавшиеся в первом ярусе его, были большого размера, в богатых окладах, старинного письма. Наместная икона Спасителя была копией такой же иконы Московского Успенского собора, она изображала Иисуса Христа, сидящего на троне с раскрытым Евангелием. С одной стороны его имелись небольшие изображения в рост: 1) св. Иакова, брата Господня, 2) Григория Богослова, 3) св. Петра и 4) св. Ионы, митрополитов Московских, а с другой стороны: 1) Василия Великого, 2) Иоанна Златоуста, 3) св. Алексия и 4) св. Филиппа, митрополитов Московских. В правом углу образа имелась следующая подпись, правописание которой мы сохраняем: «Сий образ Господа нашего Спаса Иисуса Христа мерою и подобием чудотворного образа который иметца в Москве в соборе успение Пресвятыя Богородицы подле царских дверей на правой стороне. Писан во Гжацкой Пристани всобор Благовещения Пресвятыя Богородицы». В левом же углу его имелась следующая надпись: «писал сей образ иконописец города Калуги посацкой человек Федор Семенов сын Фадеев по обещанию оного Благовещенского собора первого протопресвитера Павла Ефимова месяца декембрия 1742 году». В середине имелась надпись о том, что «образ украшен 1806 года 25 марта Гжацкими купцами Иваном, Петром и Стефаном Царевитеневыми».
Из замечательных образов по своему художественному исполнению в соборе также находились иконы Благовещения Пресвятой Богородицы, святителя Николая и образ Софии, премудрости Божьей, изображавший молодого крылатого мужчину, сидящего на троне, которого благословляли Спаситель и Божия Матерь.
Кроме икон, собор украшало большое паникадило с государственным гербом, подаренное императрицей Анной Иоанновной при посещении ею храма во время проезда через Гжатск.
Во время Отечественной войны 1812 г. Благовещенский собор, как и другие церкви города, пострадал от рук неприятеля. В храме, по свидетельству местных жителей, размещался лазарет, конюшня; на иконах долгое время, как память о тех днях, сохранялись гвозди, на которые французы вешали одежду.
Во второй половине XIX столетия Благовещенский собор считался купеческой церковью. Его старались украшать именитые купцы Гжатска.
В 1865 г. городской голова купец Иван Комаров на три иконы изготовил серебряные оклады весом 25 фунтов, стоимостью в 750 рублей.
В 1866 г. благотворитель, пожелавший остаться неизвестным, пожертвовал собору 1000 рублей для изготовления серебряных окладов на иконы и приобретение подсвечников.
В 1867 г., после закрытия городского магистрата, его члены пожертвовали храму магистратскую икону святителя Николая в серебряной ризе «отличной работы», весом 18 фунтов, оцениваемую более 400 рублей.
19 июля 1867 г. неизвестный благотворитель передал старосте купцу Стефану Митюшину 1000 рублей на украшение собора. 20 декабря жертвователь удостоился благословения Святейшего Синода. Сам купец с. Митюшин также украшал храм. 25 июля 1875 г. за усердные труды по духовному ведомству он был награжден золотой медалью для ношения на шее на Станиславской ленте.
В 1868 г. городской голова купец Иван Комаров приобрел церкви парчевые облачения для 3-х священников, 2-х диаконов и 6-ти причетников общей стоимостью свыше 800 рублей.
В 1884 г. на вечное поминовение в собор поступило 1000 рублей от Марии Михайловны Рябчиковой.
В 1886 г., согласно завещанию купца Петра Ильича Богданова, храму поступило 3600 рублей. В 1887 г. душеприказчиком умершего купца был внесен 4% билет на сумму 3500 рублей.
В январе 1893 г. по завещанию умершего гжатского купца Василия Николаевича Будникова поступили два 4% билета на 23 тысячи рублей с условием, чтобы доход с 13 тысяч поступал на содержание певчих собора, с 5 тысяч на содержание причта и с 5 тысяч на украшение церкви.
Значительные пожертвования Благовещенскому собору поступали от купеческой вдовы Анны Ивановны Комаровой. В 1891 г. она подарила храму шитую золотом и украшенную жемчугом с драгоценными камнями плащаницу Спасителя с резной гробницей, сенью и подсвечником, стоимостью в 4000 рублей. В 1902 г. А.И. Комарова пожертвовала 2000 рублей на строительство двухэтажного дома для церковно-приходской школы.
В 1882 г. к собору взамен обветшавшей старинной колокольни была пристроена новая каменная звонница в Московском стиле, высотой до 25 саженей. Постройка колокольни обошлась в 27 тысяч рублей. В 1902 г. на средства церковного старосты купца Александра Ивановича Баженова колокольню оштукатурили.
В 1896 г. старый собор, «современный основанию Гжатска разрушен по неизвестным причинам (в 1896 г. мы [Бугославский Г. и Никитин В.] лично осматривали прежний собор, перед самым началом его разрушения, и никаких признаков ветхости не заметили, напротив, он удивлял нас тогда не только своей стройностью и красотою архитектурных линий, но и своею прочностью) и заменен новым приземистым и хотя более обширным чем старый, но по архитектуре значительно уступающий ему».
Новый Благовещенский собор строился преимущественно на средства А.И. Комаровой, для чего ею было израсходовано более 150 тысяч рублей. По своей красоте, объему и внутренней отделке храм считался одним из лучших в Смоленской губернии, однако, по замечанию Бугославского и Никитина, он не производил «хорошего впечатления, уступая по оригинальности стиля бывшей на этом же месте прежней церкви».
Историкам также не понравилась и настенная живопись внутри собора.
«Внутри храма довольно красивая живопись на стенах, хотя и не все картины написаны с одинаковым искусством, да и вообще, не смотря на их сравнительную красоту, не заметно в этих картинах талантливой руки настоящего художника, но это замечается и в огромном большинстве других наших церквей, за исключением разве таких великих памятников художественного творчества, как Храм Спасителя в Москве или собор св. Владимира в Киеве».
Новый собор вмещал до 4 тысяч богомольцев, на его хорах могли разместиться 50 певчих. Кроме главного престола во славу Благовещения Богородицы, с правой стороны находился придел во имя святителя Василия Великого, слева – в честь преподобной Анны, имя которой носила строительница храма Анна Ивановна Комарова. 29 октября 1900 г. епископ Смоленский и Дорогобужский Петр освятил собор. Гжатская городская дума удостоила А.И. Комарову звания почетной гражданки города Гжатска.
Более 30 лет служил в Благовещенском соборе протоиерей Петр Иванович Успенский. Отец Петр заслужил в Гжатске уважение и любовь священнослужителей и прихожан. Родился он в семье пономаря села Пречистого Гжатского уезда в 1820 г. В 3 года лишился отца, а на 7 году мать отвела мальчика в Ахтырское приходское училище Бельского уезда. Дальнейшее образование П. Успенский получил в Смоленском духовном училище и Смоленской духовной семинарии. Несмотря на нужду, испытываемую в годы учебы, отец Петр с благодарностью вспоминал о преподавателях. Он удивлялся их уму, научной эрудиции, педагогическому опыту, любви, ласке и добрым отношениям к воспитанникам. Став священником, Успенский внес в личный синодик на поминовение всех своих преподавателей (более 30 имен).
Общаясь на склоне лет с семинаристами, высказывавшими неудовольствие порядками в духовных учебных заведениях, протоиерей Петр с грустью им говорил:
«В наше время, бывало – полуголодные, холодные, без обуви сидим, а и то не смели не только что-либо сделать, – даже подумать дурно боялись против властей, над нами поставленных».
После семинарии П. Успенский был посвящен в священники и направлен на приход Бельского уезда. В 1848 г. перешел в село Купрово Гжатского уезда, а через 18 лет (в 1866 г.) получил назначение на должность протоиерея Благовещенского собора.
Совершая служение на приходах и в Гжатске, отец Петр, желая быть как можно больше ближе к народу через общение на религиозно-нравственные и бытовые темы, постоянно занимался самообразованием.
Не оставлял без помощи отец Петр людей, в чем-либо нуждающихся. Сам с детства испытавший материальную нужду, он всем «благотворил как только мог, материально и нравственно, забывая свои личные нужды».
Епархиальное начальство обратило внимание на энергичного и даровитого священника и стало поручать ему ответственные послушания. На протяжении жизни он был: Гжатским уездным благочинным, сотрудником Смоленского попечительного общества о бедных духовного звания, Гжатским уездным миссионером по делам раскола, следователем по особо важным делам духовного ведомства. Кроме того, после назначения на должность протоиерея Благовещенского собора, отец Петр преподавал Закон Божий в Гжатском уездном училище, несколько раз был председателем Вяземского окружного училищного съезда, директором Гжатского тюремного отделения, членом Смоленского статистического комитета, цензором проповедей по городу Гжатску и уезду. За добросовестное исполнение возложенных на него обязанностей священник П. Успенский имел иерархические награды до ордена святого Владимира 3-й степени включительно, 10 благодарностей от Смоленских архиереев.
25 июня 1892 г. духовенство Гжатского уезда поздравило протоиерея Петра Успенского с 50-летием служения в священном сане. К священнослужителям присоединились жители Гжатска, представители земства, думы, учебных заведений и крестьяне села Купрова, где отец Петр был священником. После литургии и благодарственного молебна в соборе, отцу протоиерею было сказано шесть речей, жители Гжатска поднесли юбиляру драгоценный наперсный крест, духовенство – икону Благовещения Пресвятой Богородицы. Речи говорили священники, представители Гжатской женской гимназии, староста собора, градский голова и предводитель дворян Гжатского уезда.
«Ваше пастырское священнослужение, Ваши просвещенные поучения, Ваша строго христианская жизнь, Ваше нравственное влияние были причиной того, что у нас почти совсем прекратилось пьянство, исчезли грубые суеверия и предрассудки и, что всего важнее, нас не коснулся жалкий и слепотствующий раскол. С первых же дней своего поступления к нам во священники Вы открыли у нас церковно-приходскую школу – приютили наших детей и внуков под благодатную сень учения Христовой Православной Церкви».
Несмотря на похвалу, отец Петр не только не проявлял самодовольства и самомнения, но напротив, от таких выражений признательности «делался еще смиреннее и еще усерднее стал молиться Господу о любящих его».
До последней минуты жизни протоиерей Петр Успенский сохранил ясную память и светлое сознание. Умер отец Петр 28 мая 1899 г. Кончину священника «оплакивал весь город Гжатск». Во время отпевания Благовещенский собор не мог вместить даже одной трети людей (а рассчитан он был на 4 тысячи богомольцев), пожелавших проститься с любимым пастырем. О том, где был погребен отец Петр, автор сведениями не располагает.
Возвратимся к истории Благовещенского собора. На территории соборного храма находились церкви, приписанные к нему. Это Петропавловская (Тихвинская) церковь и храм в честь иконы Богородицы «Всех скорбящих Радосте».
Церковь в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла (деревянная) появилась рядом с Благовещенским собором в 1718 г. Она просуществовала до 1753 г., когда была заменена новым каменным храмом, двухпрестольным – в честь апостолов и святителя Николая чудотворца.
В 1832 г. священнослужители и прихожане Благовещенского собора обратились к епархиальному начальству с просьбой разрешить им разобрать старинную двухпрестольную церковь «по тесноте и ветхости» и выстроить на ее месте новый трехпрестольный храм. Главный алтарь планировали освятить в честь Тихвинской иконы Божией Матери, боковые – во имя апостолов Петра и Павла и святителя Николая.
План и фасад новой церкви был представлен на утверждение Смоленскому гражданскому губернатору, который, в свою очередь, направил его для отзыва губернскому архитектору. 29 апреля 1833 г. архитектор доложил губернатору следующее.
«Ваше Превосходительство, от 1-го марта сего года с приложением подлинного отношения с фасадом и планом на устройство вновь каменной теплой о трех престолах церкви в городе Гжатске предписать изволили, чтобы я, согласно отношению, незамедлительно учинил исполнение. По какому поводу отправлялся я для осмотру в натуре места, где сообразя с планом нашел: что по плану архитектором Григоровичем за сломкою старой теплой церкви близь собора в линию с оным место весьма есть достаточно и нет никаких препятствий. Равномерно составленный план и фасад для теплой церкви согласен с правилами архитектуры».
2 мая губернатор направил епископу Иосифу ответ, что со стороны гражданской власти препятствий к возведению новой церкви в Гжатске не имеется.
Строительство храма по утвержденному проекту архитектора Григоровича шло до 1841 г. В 1841 г. церковь была освящена.
Каменный храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» («Скорбящинский») с приделом во имя преподобной Марии Египетской был построен в 1753 г. В начале ХХ столетия в нем располагались ризница и библиотека.
Благовещенскому собору принадлежали две каменные часовни: в честь иконы Богородицы «Живоносный Источник» (на территории собора) и во имя святой мученицы Параскевы (в городе). В них регулярно совершались молебны с водосвятием. Кем и когда были выстроены часовни, сведений не найдено.
К Благовещенскому собору была приписана кладбищенская Предтеченская церковь. Она была возведена в 1801 г. и имела один престол в честь Усекновения честной главы Иоанна Предтечи. В 1836 г. к храму пристроили приделы во славу Покрова Пресвятой Богородицы и во имя пророка Илии. По замечанию Г. Бугославского и В. Никитина, этот храм был очень красивым по внутренней отделке, по сравнению с другими кладбищенскими церквями, находившимися в провинциальных городах Смоленщины.
В седьмую пятницу после Пасхи из собора в Предтеченскую церковь совершался крестный ход для служения на кладбище вселенской панихиды. Еще один крестный ход приходил сюда 29 августа (11 сентября н.с.) в день Усекновения главы Иоанна Крестителя. Богослужения в Предтеченской церкви совершались во все великие праздники, а также и в будние дни по просьбе прихожан, желающих помолиться об умерших родственниках, погребенных на кладбище.
2 июля 1880 г. Предтеченский храм пострадал от удара молнии. Вот как об этом сказано в рапорте благочинного протоиерея Петра Успенского на имя епископа Иосифа.
Благодаря пожертвованиям гжатских купцов церковь была отремонтирована. Не оставляли они ее и в последующие годы. В 1886 г. на помин души по завещанию купца Петра Ильича Богданова храму поступила 1000 рублей.
В 1893 г. на ремонт церкви старостой купцом Василием Кузнецовым было израсходовано 400 рублей.
В 1901 г. на ремонт храма купец Александр Иванович Боженов пожертвовал 500 рублей.
22 июня 1913 г. Гжатский градский благочинный протоиерей Иоанн Сеньковский донес Смоленской духовной консистории о крупном пожертвовании на нужды Благовещенского собора и его приписных церквей. Благочинный в рапорте написал следующее.
«Умершая в апреле текущего года купеческая дочь Мария Николаевна Комарова пред своею смертью вручила протоиерейской дочери Татьяне Успенской, для передачи церквам и причтам церквей города Гжатска, следующий капитал, заключающийся в билетах Государственной 4% ренты: по две тысячи рублей – в соборный Благовещенский храм и кладбищный Иоанно-Предтеченский на их содержание и украшение, три тысячи рублей причту соборной церкви, две тысячи рублей причту кладбищной Предтеченской церкви на вечное поминовение усопших рабов Божиих Марии и родственников ее».
В 1924 г. община верующих Благовещенского собора и приписной Иоанно-Предтеченской церкви была зарегистрирована в облисполкоме. Клир состоял из протоиерея Петра Ивановича Радковского, священников Сергея Петровича Майорова и Василия Петровича Смирягина, протодиакона Михаила Ивановича Орешникова, дьякона Дмитрия Егоровича Кондакова, псаломщиков Родиона Борисовича Вещунова, Александра Евпловича Обновленского и Никиты Ефимовича Ефимова.
В 1929 г. в Гжатске активно развернулась кампания по закрытию всех церквей города. В документах о ликвидации городских храмов сохранились выписки из протоколов собраний граждан на избирательных участках следующего содержания.
«11-го октября отчетного собрания 4-го избирательного участка Союза пищевиков.
1)Проработать вопрос о закрытии одной из церквей города и оборудовать таковую под дом культурного обслуживания.
10 октября Союза Медсантруд 6-го участка.
1)Горсовету исполнить наказ избирателей передать местный собор под дом отдыха и культуры, снять все колокола и передать в фонд индустриализации.
9 октября Союза Рабпрос – 9 участок.
Горсовету поручаем проработать вопрос о снятии колоколов и закрытии собора.
4-го октября Союз Транспортников – 11 участок.
1)Отмечая, что горсоветом недостаточно было принято мер к закрытию церквей, предложить следующее: немедленно закрыть собор, а также проработать вопрос о закрытии других церквей, открыв в соборе дом отдыха и культуры.
2)Немедленно прекратить колокольный звон во всех церквях, особенно в соборе как мешающего работе пожарной команде, снять все колокола, передав в фонд индустриализации.
2 октября Союз Нарпит – 8 участок.
Горсовету обратить серьезное внимание на закрытие Благовещенского собора.
15 октября Союз Совторгслужащих – 1-й участок.
Общее собрание считает, что горсовет в области закрытия церквей в городе, а также часовни проделал недостаточно. В дальнейшем предложить горсовету провести следующее:
Обратить серьезное внимание на закрытие Благовещенского собора и организовать там отдыха и культуры. В ближайшее время приступить к серьезной подготовительной работе проведения общих собраний о закрытии собора, с таким расчетом, чтобы к весеннему периоду вопрос закончить».
13 декабря собрание Гжатского бюро Союза воинствующих безбожников приняло решение о закрытии Благовещенского собора и просило исполнительную власть утвердить свое постановление.
«Заслушав доклад т. Кречко на тему «Колокольный звон в стране советов должен умолкнуть» мы, собравшиеся на доклад, члены профсоюзов в числе 170 человек требуем у горсовета возбуждения ходатайства перед вышестоящими органами об ускорении дела по закрытию Гжатского собора, снятия колоколов со всех церквей города и передачи их в фонд индустриализации страны.
Долой очаги дурмана!
Да здравствует Союз воинствующих безбожников СССР!
Да здравствует новый, безбожный, быт!».
19 декабря общее собрание прихожан Благовещенского собора просило городской совет оставить верующим для пользования кладбищенскую Иоанно-Предтеченскую церковь, а собор с храмами, находящимися на его территории, принять в свое ведение. 20 декабря на протоколе собрания церковной общины появилась следующая резолюция.
«Срочно вывесить на Благовещенскую церковь объявление о сдаче в аренду помещения церквей».
С чем связана просьба верующих, неизвестно. Возможно, видя развивающиеся антирелигиозные события, прихожане попытались сохранить для молитвы хоть один храм.
В начале 1930 г. Вяземский административный отдел, не получив разрешения Смолоблисполкома, закрыл Благовещенский собор. В марте с храма были сбиты кресты с главами, сняты колокола [53]. После того, как верующие обратились с жалобой во ВЦИК на незаконное закрытие церкви, началась переписка между местной и областной властями по делу о ликвидации Благовещенского собора, завершившаяся в конце 1930 г. постановлением Запоблисполкома, признавшим упразднение храма. В соборе был устроен звуковой кинотеатр. Предтеченская церковь осталась действующей.
С 1936 г. в Предтеченской церкви служил протоиерей Леонид Михайлович Мухин. До этого он был священником в г. Ельне, в 1930 г. по ст.58-10 приговорен к 5 годам лагерей. Срок наказания отбывал в лагере г. Кемь. После досрочного освобождения в 1933 г. отец Леонид получил назначение в Ельнинский уезд, а затем в г. Гжатск. Здесь он прослужил до 19 июля 1937 г., когда был вторично арестован по обвинению в контрреволюционной агитации, распространении клеветнических высказываний против Сталинской Конституции и террористических намерениях в адрес руководства партии большевиков. В предъявленных обвинениях отец Леонид виновным себя не признал.
5 сентября 1937 г. тройка УГБ УНКВД Западной области постановила: заключить Леонида Михайловича Мухина в ИТЛ на 10 лет [56]. Дальнейших сведений о жизни отца Леонида в распоряжении автора нет.
12 июля 1989 г. протоиерей Леонид Мухин был реабилитирован.
Кладбищенская Предтеченская церковь была закрыта постановлением облисполкома в 1938 г.
Во время Великой Отечественной войны оккупационной властью для богослужений была открыта кладбищенская Иоанно-Предтеченская церковь. С октября 1941 г. по март 1943 г. в ней служил священник Иоанн Алексеевич Алексеев. До 1941 г. он проживал в с. Дровнино Уваровского района Московской области и работал на карьере чернорабочим. После открытия храма в Гжатске отец Иоанн по приглашению верующих стал в нем служить.
При поступлении священником Алексеев был вызван в комендатуру, где начальник полиции его предупредил о запрете на пропаганду против немцев. Во время оккупации отец Иоанн еще дважды ходил в комендатуру: один раз для получения иконы для церкви, другой – для вручения старосте ордена.
После освобождения Смоленщины от немецко-фашистских захватчиков священник Алексеев остался в Гжатске. 6 декабря 1945 г. он был арестован по обвинению в пособничестве немцам. В протоколах допроса на вопросы о сотрудничестве с оккупационной властью отец Иоанн показал следующее.
« Моя пособническая деятельность в период оккупации заключалась в следующем. Зимой 1942 г. я в присутствии представителей немецкого командования, членов городской управы и граждан города отслужил панихиду на месте расстрела участников контрреволюционного восстания, бывшего в Гжатске в 1918 г. Кроме этого к пособнической деятельности я отношу и свое выступление на вечере, организованном немцами, в годовщину занятия ими г. Гжатска. Содержание своего выступления я не помню, но могу сказать, что выступление было антисоветское. К пособнической деятельности также отношу подписание благодарственной грамоты, отъезжающему командиру майору в июне 1942 г. и благословение переводчика комендатуры перед отступлением немцев из Гжатска».
Объясняя указанные действия, священник сказал, что чувствует свою вину и связывает их с проявленным им малодушием.
Согласно выписке из протокола особого совещания при министре государственной безопасности Советского Союза от 30 ноября 1946 г. Алексеев И.А. был осужден по ст. 58-10 ч.2 к 5 годам ИТЛ. Для отбытия наказания священника направили в Сиблаг МВД. О дальнейшей судьбе отца Иоанна сведений нет. Заключением прокуратуры Смоленской области от 12 июля 1989 г. Алексеев Иван Алексеевич реабилитирован.
Великая Отечественная война принесла городу значительные разрушения. Был уничтожен кладбищенский Предтеченский храм, пострадал Благовещенский собор. После войны в соборе размещался клуб (до 1960-х годов). В 1980-х годах здание было перепланировано, храм отреставрирован и передан под краеведческий музей.
В 2013 г. в общественно-религиозной жизни города Гагарина произошло значимое событие – один из приделов Благовещенского собора был передан Смоленской епархии. Восстановление приходской жизни поручено благочинному Гагаринского округа игумену Александру (Карпикову). Как справедливо говорит отец Александр, «собор, несомненно, станет и украшением города Гагарина, и одним из символов того, что мы возвращаемся к своим национальным истокам и начинает торжествовать историческая справедливость. В дальнейшем у нас построение колокольни, и потихоньку религиозная жизнь возвращается в свое русло».
По мнению жителей города, передача собора стала достойным продолжением возрождения церковной жизни на Смоленщине.