благовещенский собор в гороховце
Свято-Благовещенский собор (Гороховец)
Свято-Благовещенский собор находится в городе Гороховец Владимирской области, он является главным православным храмом города. Его построили в 1770 году вместо старого деревянного храма. Деньги на строительство собора были выделены местным купцом Семеном Ершовым.
Содержание
История [ править ]
Благовещенский собор находится в городе Гороховец Владимирской области, он является главным православным храмом города. Его построили в 1770 году вместо старого деревянного храма. Деньги на строительство собора были выделены местным купцом Семеном Ершовым. Им и определялся внешний и внутренний облик храма. В те времена среди купечества считалось престижным строить храмы. Так богатые люди снискивали себе славу и увековечивали свою фамилию в российской истории.
Благовещенский собор был выполнен в сдержанном строгом стиле, с минимальным числом декоративных элементов, но при этом вид его отличается величественностью и крупными формами. Собор был возведен на краю главной площади в самом центре города. И до настоящего времени здание Благовещенского собора является самой высокой постройкой Гороховца.
В плане Благовещенский собор представляет собой правильный прямоугольник, который перекрывают крестово-купольные своды. Его стены украшают лопатки. Венчают церковь пять куполов, которые посажены на стройные высокие барабаны. Монументальность храму придает значительная высота стен. Массивные столпы здания расставлены широко и имеют круглую форму.
Благодаря крупным и четким формам своих архитектурных элементов собор имеет величественный и суровый вид. В закомарах храма до сих сохранились древние фрески. Приковывает взгляд своеобразность характера орнамента апсид храма.
К храму пристроена колокольня высотой 37 метров с основанием в форме восьмерика. По традициям тех времен, венчает ее высокий шатер со слуховыми окнами, расположенными над звонницей в три ряда. На верху шатра – маленький купол, увенчанный крестом.
Внешне каменный храм на протяжении двух столетий практически не изменился.
Святыни [ править ]
Святынями храма являются: древние напрестольные кресты: один из них – с изображением мученицы Параскевы и Макария Желтоводского, приложен Г.И. Кувалдиным в 1653 году, второй крест – с частицами мощей, переданный в храм в 1704 году; старинная икона Божией Матери Смоленской; серебряные сосуды, переданные в 1685 году С.Ершовым; сосуды позолоченные и серебряные с финифтью, переданные посадским человеком А.И. Холкиным в 1732 году; серебряный ковчег, переданный в храм 1710 году Авдотием Ширяевым; чара в виде виноградной кисти вызолоченная серебряная, также переданная Ширяевым; серебряный ковш с надписями.
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: Школьный пер., 1, Гороховец, Владимирская обл., Россия, 601480
Паломнику [ править ]
Информация о расписании богослужений отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.
Благовещенский собор
На городском посаде собор появился в начале XVII века. По переписным книгам Гороховца 1646 года соборная Благовещенская церковь уже числилась «в острожном месте» и была «древяна верх шатром».
В 1700 году вместо нее был воздвигнут каменный Благовещенский собор, увенчанный пятью главами и крытый железом на четыре ската. Он высится на центральной городской площади, как бы раздвигая в стороны все разностилье толпящихся рядом построек и перекрывая мощью своего эпического звучания суетную многоголосицу городской жизни.
Именно таким хотел его видеть «гостиной сотни человек» Семен Ершов, когда бил челом и давал немалые деньги на его постройку. Людям на загляденье, себе на прославленье! Одаривал собор купец как мог. Еще в 1685 году он сделал богатый по тому времени вклад в виде серебряных сосудов.
Не отставал от него и купец Иван Ширяев. Тот в 1710 году подарил серебряный ковчег в виде церкви и серебряную чару в виде виноградной кисти, о чем подробно повествуют соборные книги. Закомары по фасадам имели росписи по всему периметру собора и изображали 12 самых главных христианских праздников в году.
В советские годы часто фрески белили, так как собор стоит на центральной площади, где проходили праздничные демонстрации. Однако уже всего через неделю лики святых снова проступали.
Следует упомянуть и об уникальных западных дверях Благовещенского собора, которые ныне сняты и хранятся в запасниках Гороховецкого историко-архитектурного музея. Кованые створки их обложены крашеной слюдой красного и синего цветов по бересте, а сверху, как паутиной, обтянуты ажурными орнаментами из просечного металла. Только в нескольких городах России можно увидеть такое сказочное великолепие.
Рядом с собором расположена небольшая зимняя церковь Иоанна Предтечи, построенная в начале XVIII века. Пожалуй, наиболее полно всю значительность построек соборного ансамбля начинаешь ощущать, когда оказываешься под низкими, как бы придавленными сводами этого храма. Его интерьер камерный. Снаружи церковь более нарядна. Это достигается за счет богато оформленных наличников, имеющих стройные полуколонки с пышными коринфскими капителями и изысканные «раковины» на очелье.
В то же время, что и собор, построена отдельно стоящая колокольня. Стройная и высокая (ее высота 37 м), она занимает доминирующее положение не только в ансамбле соборных построек, но и во всем городе. Она шатровая, типа «восьмерик на четверике» и имеет необычно заниженный четверик по сравнению со стройным и легким по пропорциям восьмериком. Это чисто гороховецкая особенность постройки. Как и подобало, соборная колокольня была центром площади и имела представительный вид, чему немало способствовали установленные на ней когда-то городские часы-куранты.
К юго-востоку от собора находится часовня. Это самая поздняя постройка ансамбля. Она была возведена одновременно с несохранившейся оградой в 1887 году на средства купца М. Ф. Сапожникова в память об убитом императоре-освободителе Александре II, посещавшего Гороховец и делавшего вклады в главный городской собор. Фасады часовни обильно насыщены декором, выполненным в формах широко распространенного в то время «русского» стиля.
Гороховец. Собор Благовещения Пресвятой Богородицы.
Карта и ближайшие объекты
Статьи
К Благовещенскому собору как к главному храму города были приписаны некоторые местные церкви: Сретенская церковь упраздненного женского монастыря (с 1870 г), кладбищенская деревянная Всехсвятская церковь
Березин В., Добронравов В. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. Ч.5. В. 1898.
На месте каменной соборной Благовещенской церкви существовала деревянная соборная церковь того же имени в начале XVII ст.; в 1678 г. при этой соборной церкви была другая теплая церковь. Если мы сопоставим данные 1646 и 1678 гг., то можем заключить, что холодная соборная церковь между этими годами была перестроена, так как придел св. муч. Параскевы, показанный при Благовещенской церкви в 1646 г., оказывается в 1678 г. уже при теплой церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи.
В конце XVII ст. вместо деревянной Благовещенской церкви построен и освящен в 1700 г. каменный соборный храм; храмоздателем был гостиной сотни торговый человек Семен Ершов. Храм этот пятиглавый в своих существенных чертах сохраняет первоначальный наружный вид до настоящего времени, внутренние же украшения значительно обновлены особенно в недавнее время. Престолов в храме два: главный – во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, в приделе – во имя преп. Макария Желтоводского, устроен в 1864 г. в память придела того же имени, бывшего в деревянной соборной церкви.
В Благовещенской церкви особенно чтима прихожанами и окрестными жителями старинная Смоленская икона Божией Матери, и икона эта почитается чудотворною; риза на ней серебряная и частью вызолоченная. В теплой соборной церкви замечательны по древности следующие иконы: местная икона Вседержителя, писанная в 1659 г.; храмовая икона св. Иоанна Предтечи, писанная в 1628 г.; икона св. и чудотв. Николая и иконы: св. Алексия Человека Божия и Марии Египетской, писанные в 1652 г.
К Благовещенскому собору с 1870 г. приписана Сретенская церковь упраздненного женского монастыря. К собору же приписана кладбищенская церковь Всех Святых. Причт при соборе с приписными церквами состоит из протоиерея, священника, штатного диакона и 2 псаломщиков. На содержание их получается: жалованья из гос. казначейства 1050 руб. в год, процентов с причтового капитала в 3843 руб. – 148 руб. 72 коп. и от служб и требоисправлений 830 руб., а всего до 2030 руб. в год. Члены причта помещаются в церковных каменных домах, оставшихся при Сретенской церкви после упраздненного женского монастыря. В церковно-приходской школе в 1897 г. обучалось 20 мальчиков. Богадельня содержится на капитал, составленный из частных пожертвований; весь капитал состоит из 19 071 руб. Призреваемых ежегодно около 20 лиц. Приход соборный состоит из жителей гор. Гороховца и деревень: Морозовки, Городищ, Княжичей, Слухина и Арефина, всех прихожан по клировым ведомостям числится 794 души муж. пола и жен. пола 904 души.
В. С. Березин, В. Г. Добронравов «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 5. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В. А. Паркова, 1898 г.
Существующий каменный храм был построен в конце XVII века на средства гостиной сотни торгового человека Семена Ершова и освящен в 1700 году. Он сменил древнюю соборную церковь, «деревянную построенную клецки с главами, обитыми деревянною чешуею». Кубической формы, двухсветный четырехстолпный, крестовокупольный основной объем храма завершается пятиглавием. С восточной стороны к нему примыкает трехчастная апсида. Алтарь по высоте ниже основного объема и перекрыт коробовыми сводами. Кровля на основном металлическая четырехскатная. Массивные световые барабаны увенчаны луковичной формы главами. Интерьер собора величественный, просторный, четырехстолпный, устремленный ввысь. Столбы массивные, широко расставленные, необычно круглой формы. Перекрыт крестово-купольными сводами с круглыми световыми (все пять) барабанами. Относится к тому типу крупных по размеру соборов, которые в объемном и фасадном решении возвращались к традиции лаконичных и строгих пятиглавых храмов XVI века и в которых сохраняется деление фасадов на прясла, но закомары уже являются декоративными и позакомарное покрытие сменяется скатным. Необходимо отметить Ж-образный орнамент апсид, как вообще редкий декоративный прием, но встречающийся и в других культовых постройках города Гороховца.
От 1678 и 1687 гг. сохранилось следующее описание Благовещенского собора: „соборная церковь древяна клецки, главы обиты чешуею деревянною, строение великого государя царя Алексея Михайловича и Гороховецких посадских людей. В церкви двери царские, деисус с праздники, пророки и праотцы образ местной Пресвятыя Богородицы Благовещение — венец и гривна серебряные, прикладу 4 креста серебряных, серьги бечеты с жемчуги да золотой крест образ Пречистой Богородицы и преп. отец Антония и Феодосия обложен серебром золоченым, у Богородицы и Предвечного Младенца наруки и гривна серебряные резные золочены с каменьем. Образ Богородицы Владимирские, венец и гривна серебряные позолочены, убрус и ожерелье низаны жемчугом, крест писан в серебре золочен с жемчуги, серьги двоицы с каменьи достоканы с жемчуги. Евангелие печатное обложено бархатом золотным, Распятие и Евангелисты серебряные литые позолочены. Крест благословящий обложен серебром золочен, паникадило медное литое, сосуды церковные оловянные, три свечи поставные с подсвешники, чаша медная. В церкви придел преп. Макария Желтоводского, деисусов 11 образов, образ преп. Макария в чудесех, венец и гривна серебряные золочены, Николая Чудотворца, Алексея Человека Божия, Марии Египетской. Паникадило малое, лампады медные» (Владимирские губернские ведомости 1865 г.).
Благовещенский собор
На рубеже XVII-XVIII вв. в архитектуре Гороховца своеобразное отражение получило соперничество купеческих кланов Опариных и Ершовых: на их средства строились самые знаковые и видные здания в городе, как культового, так и светского характера. Почти одновременно с постройкой каменного двухэтажного дома Опариных в центре Гороховца, в 1700 г. был возведен «иждивением» Семена Ершова (он же «спонсировал» строение Троицкого собора Никольского монастыря) и освящен Благовещенский собор на месте бывшей деревянной церкви. Собор находился буквально в шестидесяти метрах от опаринского дома, подавляя его своей массой.
Пятиглавый монументальный Благовещенский собор главенствует на площади, среди малоэтажной застройки. В основании собор имеет прямоугольник правильной формы, перекрыт крестово-купольными сводами с пятью световыми широкими барабанами и огромными луковицами. Стены разделены широкими лопатками на три прясла, гладкие пилястры лаконично оформляют углы фасадов. Верхние и нижние окна собора размещены в общих достаточно широких нишах, созвучных массивным лопаткам. В полукружиях закомар сохранились остатки фресковой живописи, изображавшей двенадцать самых главных православных праздников. Восточный фасад разделен тремя приземистыми апсидами со своеобразными «ж»-образным декоративным поясом по карнизу. Всем своим внушительным видом Благовещенский собор напоминал столичные храмы, что вполне отвечало вкусам заказчика.
На фоне мощи и силы собора ощущается легкость вздымающейся вверх отдельно стоящей 37-метровой шатровой колокольни. Впечатление взлета достигается заниженным основанием-четвериком и более вытянутыми пропорциями восьмерика над ним. Это чисто гороховецкая особенность постройки, которая проявляется и в колокольне Никольского монастыря.
Главный южный вход в собор оформлен массивным крыльцом с круглыми столбами, которое любопытным образом повлияло на решение купца В. Опарина – вечного соперника заказчика собора. Его красивый дом фактически оказался загороженным массивным строением С. Ершова, и он переносит крыльцо дома с соборной площади на другую сторону, к реке, и делает его каменным. При этом крыша крыльца держится на мощных опорах, очень близких по форме столбам у входа в Благовещенский собор. Это непропорционально массивное по сравнению с размерами дома крыльцо призвано было отражать высокий общественный статус рода Опариных.
Внутри Благовещенский собор поражал своим пространством, разделенным четырьмя стройными круглыми столбами. Интерьеры собора не раз обновлялись за его историю и сегодня утратили первоначальный вид. В храме было несколько старинных икон, среди которых особо почиталась икона «Смоленской богоматери», которой приписывались чудодейственные свойства. В стенах собора хранились дары богатых горожан, о которых подробно рассказывают церковные книги. И снова соперничество купеческих родов: С. Ершов жертвует собору серебряные сосуды, И. Ширяев преподносит серебряный ковчег в виде церкви и золоченую чару в виде виноградной кисти.
Уникальным произведением местных умельцев являются западные врата Благовещенского собора. Они покрыты железными листами с тонким прорезным рисунком орнамента, сквозь который сверкают, как драгоценные камни, кусочки подложенной слюды красного и синего цветов по бересте. Это великолепное произведение искусства сегодня хранится в стоящей рядом с собором небольшой одноглавой церкви Иоанна Предтечи (начало XVIII в.).
К юго-востоку от собора расположена часовня, с декорированными в «русском стиле» фасадами. Это самая поздняя постройка ансамбля. Она была возведена в 1887 г. на средства купца М. Сапожникова в память об убитом императоре-освободителе Александре II, который посещал Гороховец и делал богатые вклады в Благовещенский собор.
Гороховец. Благовещенский собор
Гороховец. Благовещенский собор
Адрес: Владимирская область, Гороховец, Школьный переулок
Год постройки: 1700, 1864 — пристроен придел Макария Желтоводского
Стиль: Древнерусское зодчество
Благовещенский собор находится в городе Гороховец Владимирской области, он является главным православным храмом города. Его построили в 1700 году вместо старого деревянного храма. Деньги на строительство собора были выделены местным купцом Семеном Ершовым. Им и определялся внешний и внутренний облик храма. В те времена среди купечества считалось престижным строить храмы. Так богатые люди снискивали себе славу и увековечивали свою фамилию в российской истории.
Благовещенский собор был выполнен в сдержанном строгом стиле, с минимальным числом декоративных элементов, но при этом вид его отличается величественностью и крупными формами. Собор был возведен на краю главной площади в самом центре города. И до настоящего времени здание Благовещенского собора является самой высокой постройкой Гороховца.
В плане Благовещенский собор представляет собой правильный прямоугольник, который перекрывают крестово-купольные своды. Его стены украшают лопатки. Венчают церковь пять куполов, которые посажены на стройные высокие барабаны. Монументальность храму придает значительная высота стен. Массивные столпы здания расставлены широко и имеют круглую форму.
Благодаря крупным и четким формам своих архитектурных элементов собор имеет величественный и суровый вид. В закомарах храма до сих сохранились древние фрески. Приковывает взгляд своеобразность характера орнамента апсид храма.
К храму пристроена колокольня высотой 37 метров с основанием в форме восьмерика. По традициям тех времен, венчает ее высокий шатер со слуховыми окнами, расположенными над звонницей в три ряда. На верху шатра – маленький купол, увенчанный крестом.
Внешне каменный храм на протяжении двух столетий практически не изменился.
В храме – два престола: один Благовещения Богородицы, другой – придельный Макария Желтоводского (он был пристроен в 1864 году в честь одноименного придела, который существовал еще, когда церковь была деревянной).
Святынями храма являются: древние напрестольные кресты: один из них – с изображением мученицы Параскевы и Макария Желтоводского, приложен Г.И. Кувалдиным в 1653 году, второй крест – с частицами мощей, переданный в храм в 1704 году; старинная икона Божией Матери Смоленской; серебряные сосуды, переданные в 1685 году С.Ершовым; сосуды позолоченные и серебряные с финифтью, переданные посадским человеком А.И. Холкиным в 1732 году; серебряный ковчег, переданный в храм 1710 году Авдотием Ширяевым; чара в виде виноградной кисти вызолоченная серебряная, также переданная Ширяевым; серебряный ковш с надписями.
Вместе с Предтеченской церковью, часовней и шатровой колокольней Благовещенская церковь составляли один комплекс.
К Благовещенскому храму как к основному городскому храму были приписаны также отдельные местные церкви: деревянная кладбищенская Всехсвятская церковь, Сретенская церковь женского монастыря.
Закрыт не позже 1930-х. Поддерживается в порядке, в настоящее время заперт.