что нужно для открытия магазина текстиля
Открываем магазин текстиля: подробный план
Магазин текстиля — интересный бизнес с перспективами, если заранее просчитать шаги, грамотно составить бизнес-план.
Изделия из текстиля пользуются спросом, независимо от сезона. Текстиль покупают в подарок или для дома, используют для обустройства домашнего интерьера.
Без постельного белья, полотенец, скатертей, подушек не обходится ни одно хозяйство. Если придерживаться правил, магазин тканей, домашнего текстиля вскоре окупится и принесет немалый доход.
Первые шаги
Прежде чем открывать собственный магазин, важно определиться с концепцией бизнеса: будет ли это узкоспециализированный магазинчик подушек или штор, маленький салон тканей или торговая точка с немалым ассортиментом продукции — от банных халатов до постельного белья.
Магазины с разнообразной продукцией приносят больше доходов, нежели узкоспециализированные отделы, однако требует дополнительных вложений.
Выбор места
Первостепенное значение при открытии магазина отдается выбору места. Неудачное расположение не привлечет клиентов даже при разнообразии товаров и приятных ценах.
Начинающие предприниматели при выборе места ошибочно отдают предпочтение торговым центрам. В ТЦ уже есть магазины, продающие недорогие ткани или текстильную продукцию, которые обзавелись постоянными покупателями. Конкурировать с ними сложно. К тому же арендная плата в торговых центрах дорогая.
Лучше выбирать место, исходя из того, на какого потребителя рассчитана продукция. Если планируете реализовывать элитную, дорогую продукцию и рассчитываете на клиентов с высоким достатком, открывать салон стоит на центральных улицах города.
Если рассчитываете на массового покупателя, лучше расположиться в спальном районе, где велика проходимость людей, рядом с рынком. Избегайте открывать магазинчик в подъезде дома, где покупателю сложно отыскать место.
Позаботьтесь о ремонте: для демонстрации тканей и текстильной продукции выигрышнее использовать светлое, уютное помещение.
Закупка оборудования
После того, как выбрано место, важно позаботиться о техническом оборудовании. На количество оборудования влияет размер торговой площадки, ассортимент. Для магазина текстиля понадобится купить:
Уделите внимание прилавку продавца, там расположится кассовый аппарат. Прилавок пригодится, чтобы продемонстрировать изделие, отрезать нужный кусок ткани, упаковать товар. Если размер помещения велик, эту функцию способен выполнить стол или стеклянный прилавок.
Стеллажи, прилавки, вешалки необходимы для хранения и поиска продукции. Важно, чтобы покупатель имел свободный доступ к ним, чтобы осмотреть, потрогать вещи.
Продумываем ассортимент товаров
Чем шире ассортимент продукции, тем больше потенциальных покупателей привлечет торговая точка. В текстильном магазине продается:
Продавая товары узкой специализации, выигрышнее представить продукцию в ассортименте — размеры, цвета, ценовые категории для разных покупателей. Оригинальный текстиль, который не найти в других магазинах, добавит магазину тканей популярности.
Для салона штор или постельного белья можно привлечь швею, создающую продукцию на заказ. Позаботьтесь о каталоге тканей или продукции — покупатели смогут оставить заказ на отсутствующие товары.
Ищем поставщиков
Заранее подумайте о закупках товаров, ищите добросовестных поставщиков. Работа с местными производителями облегчает логистику и позволяет встречаться вживую при заключении договора, чего не хватает при сотрудничестве через интернет-магазин.
Не всегда местных товаров хватает для полноценного ведения бизнеса, и тогда приходится прибегать к посредникам или самостоятельно закупать товары в других странах. Работа с посредниками облегчает процесс логистики, но имеет минус — дополнительные траты.
Поиск работников
К подбору персоналу следует отнестись не менее внимательно, чем к поиску месторасположения. Мастерство, внимательность продавца-консультанта прямо пропорционально уровню продаж.
Работникам важно быть вежливыми, приветливыми, коммуникабельными, чтобы завоевать расположение клиентов. Плюсом будет умение разбираться в товарах из текстиля. Если планируется работа торговой точки без выходных, то понадобятся как минимум два продавца, а также бухгалтер, уборщица на частичную занятость.
Первое время, пока дело только начинает раскручиваться и клиентов не много, владелец магазина может совмещать должность администратора и консультанта, бухгалтера, самостоятельно наводить порядок в помещении.
Грамотная реклама
Чтобы дело начало приносить прибыль, недостаточно просто открыть магазин. Продвигайте бизнес. Используйте наружную и печатную рекламу для привлечения новых клиентов:
День открытия магазина — повод, чтобы заявить о себе: распространяйте флаеры, устраивайте скидки первым покупателям. Если самостоятельно справиться с продвижением магазина нет возможности, доверьте рекламную кампанию профессионалам.
Сколько нужно вложить средств
Для открытия понадобятся начальные вложения — 500–1000 тысяч рублей (исходя из ассортимента товаров и технического оборудования).
Ежемесячно придется тратить 15-20 тысяч на зарплату работнику (нормированную или согласно уровню продаж), выплачивать арендную плату — не менее 30 тысяч для помещения площадью 50 кв.м.
Сколько можно заработать
Первые 3-4 месяца магазины текстиля работают в убыток. На прибыльность дела влияют процент наценки, ассортимент, месторасположение. Летом текстиль продается лучше, весной магазины пустуют.
Рекомендуем посмотреть видео:
В среднем при условии регулярной рекламы и продуманного бизнес-плана выйти на регулярный доход получится через год-полтора для среднего населенного пункта, через полгода — для города помасштабнее.
Бизнес план магазина текстиля
Финансовая модель магазина текстиля
1. Краткий инвестиционный меморандум
Текстиль для дома — всегда актуальный товар, который помогает хозяйкам создавать уют в доме. В рассматриваемом магазине большую часть выручки поступает от продаж комплектов постельного белья и других атрибутов для хорошего сна: одеял и подушек, покрывал и пледов. Спрос на такую продукцию стабилен, на рынке представлены товары всех сегментов: от экономичных до премиальных линеек. Мы рассмотрим магазин, ориентирующийся на средний и эконом сегменты, как самый массовые и доступные для широкой аудитории.
В России в розничных магазинах представлены товары производства Китая, Турции, Пакистана, а лидирующие позиции занимают отечественные производители. В премиум сегменте можно встретить европейских производителей, в основном из Италии и Испании.
Как правило, в городах присутствуют как сетевые игроки, так и мелкие магазины текстиля, ориентированные на близлежащие спальные районы.
Также в отрасли развита интернет-торговля, однако покупатели не всегда готовы ждать товар, платить за доставку и не иметь возможности пощупать бельё перед покупкой. Так что формат оффлайн-магазина будет по-прежнему актуален и закроет потребность у своей части аудитории.
Сумма первоначальных инвестиций — 787 000 рублей;
Ежемесячные затраты — 1 110 322 рублей;
Ежемесячная прибыль — 100 803 рубля;
Срок окупаемости — 10 месяцев;
Точка безубыточности — 4 месяца;
Рентабельность продаж — 14%.
2. Описание бизнеса, продукта или услуги
Ассортимент магазина представлен разными видами товаров, которые можно разделить на основные категории:
Цены на изделия довольно сильно разнятся и зависят от размеров, материала и ценовой категории товара. Так, комплект постельного белья из сатина обойдётся от 3000 до 5000 рублей, в зависимости от размера, качества ткани и производителя. Одеяло среднего ценового сегмента можно купить за 7000–10000 рублей.
Помещение для магазина имеет площадь 80 кв.м. располагается на первом этаже административного здания, неподалёку от спального района с хорошей транспортной доступностью. Правильно сформированная ассортиментная матрица, учитывающая потребности аудитории, средний уровень цен и программы лояльности обеспечат стабильный поток клиентов.
График работы: 10:00–20:00
3. Описание рынка сбыта
Основным потребителем текстиля для дома являются женщины в возрасте от 20 до 65 лет. Для них покупка качественного текстиля — способ выражения заботы о семье и проявления собственной индивидуальности, за счёт выбора подходящей расцветки. Подушки и одеяла покупают для себя, а комплекты постельного белья и покрывала часто становятся хорошим подарком для близких друзей или родственников.
Мужчины покупают текстиль значительно реже, доля таких продаж в общей массе невелика.
Основным конкурентом будут федеральные и региональные сети магазинов текстиля для дома.
Сильными сторонами конкурентов может быть широкий ассортимент, известность бренда и лояльность аудитории. Для захвата своей доли рынка необходимо стараться наилучшим образом удовлетворить потребности потребителей — предоставить широкий выбор размеров и расцветок, актуальный сезонные акции, использовать программы лояльности.
4. Продажи и маркетинг
Так как магазин расположен неподалёку от спального района, важно сделать сделать так, чтобы о нём узнало как можно больше жителей. Первым делом, ещё во время ремонта, нужно установить вывеску, баннер «Скоро открытие», разослать по почтовым ящикам флаеры с анонсом открытия и преференциями первым покупателям.
Специфика товаров такова, что потребитель готов целенаправленно поехать в специализированный магазин для совершения покупки, если там ему предложат широкий актуальный ассортимент, адекватные цены и искренний сервис. Под сервисом следует понимать способность и желание компетентных консультантов выявить и удовлетворить настоящую потребность клиента, а также дать ему больше, чем тот ожидает.
Следовательно, важно охватить рекламой не только ближайший жилой массив, но и целевую аудиторию в городе. Для этой цели отлично подойдёт аккаунт в Инстаграм: потенциальные покупатели узнают о существовании магазина, о новинках и акциях, проводить конкурсы, а также интересный аудитории контент.
Важно работать с лояльностью покупателей, ведь повторные продажи не требуют затрат на рекламу, а довольный клиент будет рекомендовать магазин своим знакомым. Бонусные (возможность рассчитаться бонусами при следующей покупке) и реферальные (бонусы за рекомендации) программы стимулируют повторные продажи и «сарафанное радио».
5. План производства
Для открытия бизнеса необходимо:
Открытие магазина текстиля, включая поиск и подготовку помещения, занимает от 5 недель. Нужно зарегистрировать ИП, форма налогообложения УСН (6%), код 47.51 ОКВЭД 2. Торговля розничная текстильными изделиями в специализированных магазинах.
Для закупки оборудования необходим поставщик торговой продукции. Лучше найти проверенного поставщика и закупить все в одном месте, так можно получить более интересные цены и дополнительную скидку.
Свой бизнес: продажа текстиля для дома
Как правило, магазины, продающие текстильные товары для дома, не имеют узкой специализации. В их ассортименте присутствуют все виды текстиля. По мнению специалистов и опытных предпринимателей, открывать узкоспециализированный магазин (например, по продаже одного лишь постельного белья) оказывается невыгодно.
Наибольшие сложности вызывает определение ассортимента магазина домашнего текстиля. Спрос на такую продукцию довольно высокий, так как все хозяйки, конечно, хотят, чтобы их дома выглядели красиво и уютно. Однако объемы продаж очень сильно зависят от региона, где располагается торговая точка. Так, например, в областях многие хозяйки до сих пор пользуются текстилем (полотенцами, подушками, скатертями и постельным бельем), оставшимся еще с советских времен. В те времена мамы и бабушки старались закупить подобные изделия впрок, откладывая их в качестве приданного. И до сих пор, спустя 25 с лишним лет их дочери и внучки пользуются домашним текстилем советского производства, обновляя его крайне редко, когда он уже сносится буквально до дыр. На замену они выбирают текстильные изделия, руководствуясь одним главным критерием – низкой ценой. При этом они не интересуются тем, с чем связана существенная разница в ценах на различные комплекты, отдавая предпочтение дешевой и, как правило, низкокачественной продукции. В крупных городах ситуация обстоит несколько иначе: здесь потребители более требовательно относятся к выбору текстиля для дома, уделяя больше внимания вопросу качества, а не стоимости изделия. Однако и здесь рынок текстиля средней ценовой категории перенасыщен. Даже в небольших городах во всех торговых центрах есть несколько отделов, торгующих схожим товаров, а в каждом микрорайоне открывается по несколько магазинов. Если кто-то из предпринимателей не выдерживает конкуренции и закрывается, то его место тут же занимают другие. Специализированные точки заметно проигрывают и по ценам, и по ассортименту крупным торговым сетям. Все это нужно учитывать при организации собственного бизнеса по продаже домашнего текстиля. Для того чтобы обеспечить широкий ассортимент и конкурентоспособные цены на свои товары, придется вложить немало средств в открытие магазина. Минимальный стартовый капитал, который составляет от полумиллиона рублей, пойдет на закупку первой партии товара, торгового оборудования, заработную плату продавцов и продвижение. Не стоит забывать и про арендную плату, которая в крупных городах может быть весьма высокой (особенно в крупных торговых центрах и в местах с высокой проходимостью), что неблагоприятно влияет на цену товара.
При выборе места для открытия своего магазина многие предприниматели отдают предпочтение торговым центрам и… ошибаются. Скорее всего, в выбранном вами ТЦ уже есть аналогичные отделы по продаже домашнего текстиля. Это могут быть как отдельные торговые точки, так и отделы в крупных сетевых магазинах с широким ассортиментом. Конкурировать с ними по цене вы вряд ли сможете. Но даже если вам удастся поставить более низкую цену на аналогичный товар, никто не даст гарантии, что завтра поблизости от вас не откроется другой магазин, где цены будут еще ниже, чем у вас. Таким образом, отдельный магазин может стать лучшим вариантом по сравнению с арендой площади в торговом центре. Во-первых, его аренда может обойтись даже дешевле. К примеру, цена за аренду 10 кв. метров в торговом центре оказывается сопоставимой со стоимостью аренды 40 кв. метров на первом этаже дома в спальном районе. В деньгах это может составить 20-30 тысяч рублей. Во-вторых, на большей площади вы сможете разместить больше товара, сделать наглядную выкладку с примерами продукции. Для текстиля это имеет немаловажное значение, ведь, к примеру, шторы или покрывала в упаковке выглядят совершенно иначе, нежели в интерьере на большой площади.
Обзор рынка текстильной промышленности
Бизнес-план магазина штор
Правда, есть и недостатки открытия отдельного магазина в спальном районе. Какой бы широкий ассортимент и какие бы привлекательные цены вы ни предлагали, вряд ли будет много желающих ездить за покупками именно в ваш магазин на другой конец города. Придется потратиться и на рекламу в изданиях, на радио и в интернете. Более того, конкуренты могут быть и в вашем районе города. А так как ассортимент продукции и ее ценовая категория будут, скорее всего, такие же, как и у вас, придется искать другие конкурентные преимущества. Таковым может стать, например, возможность выбора товара на сайте с доставкой покупки по городу. Как показывают опросы, даже в небольших городах люди готовы заплатить небольшую сумму, если их заказы будут привезены им на дом.
Свой тренинговый центр за 55 000 руб. Можно вести бизнес онлайн!
В стоимость входят комплект материалов для очного проведения всех программ + 2 дня живого обучения онлайн. Бессрочное право проведения 10 программ. Никаких дополнительных отчислений и платежей. Запуск за 2 дня.
Если вы пока не можете позволить себе расходы на организацию курьерской доставки, стоит уделить больше внимания оборудованию своего магазина и подбору продавцов-консультантов. Чем комфортнее и уютнее будет обстановка в вашем магазине, тем больше шансов, что его посетители не уйдут без покупки. Тем более что для этого не требуется больших расходов. Продумайте систему выкладки товара, чтобы все позиции были хорошо видны вашим покупателям, сделайте дополнительное освещение, поставьте мебель. Например, если площадь магазина позволяет, то специалисты советуют установить в нем кровать, на которой можно демонстрировать продаваемые у вас одеяла, подушки и постельное белье.
Количество позиций в ассортименте вашего магазина напрямую зависит от его площади. Для создания нормального выбора и наполненности торгового пространства рекомендуется закупать около 400 единиц товара. Большое значение имеет и соотношение различных позиций в ассортименте магазина. К примеру, постельное белье бывает разных размеров. Самыми дорогими и наименее востребованными являются комплекты евроформата. Наибольшим спросом пользуются полуторные и семейные наборы постельного белья. Если ваш магазин ориентируется на покупателей со средним уровнем дохода, то об определенной моде на текстиль говорить не приходится. Для них главное значение имеет цена и качество, а не расцветка. Хотя, как отмечают продавцы, в последнее время растет спрос на цветное постельное белье с цветочными принтами и восточными узорами.
Средний чек на покупку в магазине домашнего текстиля составляет около 1000-1500 рублей (на товары средней ценовой категории). Пик покупательской активности приходится на осенний сезон. Неплохие продажи наблюдаются в период с мая по декабрь. С мая по октябрь наибольшим спросом пользуется подарочный текстиль (наборы для кухни, постельное белье в красивой упаковке), который покупают на свадьбы. Хуже всего домашний текстиль продается весной. Как отмечают опытные предприниматели, в это время в день может, вообще, не быть ни одной продажи. Поэтому многие магазины стараются максимально расширить свой ассортимент за счет различных хозяйственных товаров, домашней одежды и обуви и т. д.
Рассчитывайте при этом, что первые 3-4 месяца ваш магазин будет работать в убыток. Сроки окупаемости при указанных выше инвестициях, постоянной рекламе и удачном месторасположении составляют не менее 12-14 месяцев.
Пошаговая инструкция: Как открыть интернет-магазин постельного белья
За годы товарного изобилия мы привыкли к хорошему. Канули в Лету советские белые простыни и наволочки в цветочек: на рынок пришли комплекты белья невиданных расцветок и материалов. Сегодня рассказываем, как открыть интернет-магазин постельного белья, отстроиться от конкурентов и грамотно распределить рекламный бюджет.
Шаг 1. Изучаем рынок
На рынке постельного белья в России отмечен стабильный рост. В 2017 году объем производства вырос до уровня 107% по отношению к 2016 году. Доля импортной продукции же, наоборот, снизилась до 22,3% с 28,7%. Это связано с тем, что в стране действует политика импортозамещения: конкретно на постельное белье создан госзаказ.
А значит, вам и карты в руки! Открытие интернет-магазина постельного белья может стать прибыльным делом, если учесть все нюансы этого бизнеса, грамотно подобрать ассортимент и позаботиться о продвижении.
Особенности бизнеса
Расценки на постельное белье класса “Люкс”
Шаг 2. Составляем бизнес-план
Изучаем конкурентов
Постельным бельем торгуют многие, но успеха добиваются не все. Почему так происходит? Изучите ценовую политику и ассортимент ваших конкурентов, посмотрите, как они общаются с клиентами, какой сервис оказывают. Подумайте, какое конкурентное преимущество вы можете предложить, в чем будет фишка вашего бизнеса?
Определяемся с ценой
Дешевое отечественное белье, сегмент классом повыше или люксовое белье из шелка и льна? От того, какой вариант вы выберете, будет зависеть ваша целевая аудитория и общая прибыль.
Составляем финансовую смету
Загляните на полгода-год вперед: оцените свои возможности, прикиньте, когда сможете выйти на самоокупаемость. Как правило, это происходит не раньше чем через полгода.
Критерии учета в плане продаж
Шаг 3. Оформляем форму собственности
Шаг 4. Определяем целевую аудиторию
Как с ними работать? Воздействовать в первую очередь на эмоции и на визуальное восприятие. Оформите дизайн сайта и страницы в соцсети в нежных уютных тонах, наймите копирайтера, чтобы писал “вкусные” описания, публикуйте отзывы других покупательниц. Подробнее об этом мы расскажем в разделе “Продвижение”.
Отзывы об интернет-магазине постельного белья
Шаг 5. Выбираем ассортимент
Начинается самое интересное! Любой ассортимент постельного белья можно поделить на несколько сегментов исходя из стоимости:
Внимание, вопрос: какому ценовому сегменту отдать преимущество? У вас есть два пути:
Расценки на постельное белье стандартного класса
Пример ассортимента товаров
Шаг 6. Ищем поставщиков
Шаг 7. Создаем сайт
Платформа
Структура
Вариантов структуры интернет-магазина постельного белья множество. Можно разбить ассортимент по нескольким категориям: брендам, ценовым категориям (только осторожно, чтобы не обидеть покупателя), назначению (семейные, мужские, детские, свадебные, оригинальные комплекты). Все остальные параметры выбора лучше вынести в фильтры, чтобы не усложнять структуру. Если у вас широкий ассортимент, сделайте фильтры по цвету, размеру, материалу, из которого сделано белье.
Сортировка товаров на сайте
Дизайн
Контент
Обратная связь с покупателями
Продумайте, как вы будете общаться с потенциальными клиентами. В поле “Контакты” укажите все способы связи с вами: телефон, адрес, электронные адреса сотрудников, иконки страниц группы интернет-магазина в соцсетях. Добавьте интерактива: установите на сайт виджеты для мгновенной обратной связи: чат, обратный звонок, виджет “ВКонтакте”, который перебрасывает в сообщения этой соцсети, и так далее.
Обратная связь с покупателями на сайте
Шаг 8. Продвигаем интернет-магазин постельного белья
Сарафанное радио
Контекстная реклама
Контекстная реклама в Google
Реклама в соцсетях и на форумах
Реклама у блогеров
Реклама на сторонних сайтах
Как открыть розничный магазин
Мы собрали в одну статью все, что нужно знать, если вы решили открыть розничный магазин с нуля
Анонимные предприниматели
Ведут бизнес в рознице
Открыть свой магазин с нуля непросто: надо найти помещение, подрядчиков, зарегистрировать бизнес, закупить товар и торговое оборудование. Подготовка к открытию может занять от нескольких месяцев до года, и на протяжении всего этого пути предпринимателю предстоит решить много задач и проблем.
Мы поговорили с несколькими предпринимателями и собрали в одну статью советы, как открыть розничный магазин, и о чем точно стоит побеспокоиться заранее. Для статьи за основу берем магазин, который работает в ТЦ или в отдельном помещении, интернет-магазин рассматривать не будем. Если вы планируете продавать в интернете, там будут другие нюансы и сложности.
Еще в статье не рассматриваем магазины, для которых нужна лицензия, например алкогольной или табачной продукции.
Статья будет полезна начинающим предпринимателям, например если вы планируете открытие магазина косметики или одежды.
Стоит ли вообще открывать свой магазин
Розничная торговля — сфера с высокой конкуренцией, вести в ней бизнес непросто. Вот с какими сложностями придется столкнуться:
Никто не даст гарантий, что бизнес начнет приносить доход. Успех магазина зависит от работы предпринимателя и еще множества внешних факторов, которые бывает трудно предвидеть.
Откройте счет в Тинькофф Бизнесе за один день
Выбрать нишу
Чем важно. Ниша — это та часть рынка, в которой будет работать бизнес. Например, одежда — это сегмент, а отдельные магазины купальников, верхней одежды и нижнего белья — ниши этого сегмента.
От выбора ниши зависит стратегия развития, целевая аудитория, наличие конкурентов на рынке и стартовый капитал. То, что применимо к магазину парфюмерии, может не подойти для открытия магазина обуви.
Как сделать. На старте нужно провести сегментацию рынка — определиться, что и кому мы продаем, выбрать стратегию продвижения.
Чтобы сегментировать рынок, нужно ответить на вопросы:
Сегментация помогает определиться, как продавать товар и какие каналы принесут больше продаж. Важно сегментировать рынок и после открытия магазина, чтобы понимать, куда расти дальше.
На что обратить внимание. Легче всего выбрать ту сферу, о которой вы уже знаете. Если вы еще не занимались бизнесом, не стоит сразу идти в ту сферу, в которой вы не разбираетесь хотя бы на базовом уровне.
Например, если вы ранее работали с одеждой, такой магазин открыть проще, потому что у вас уже есть опыт работы и вы понимаете, с какими проблемами придется столкнуться. В знакомой сфере меньше времени уйдет на изучение особенностей бизнеса, поиск поставщиков и налаживание процессов.
Если вам нравится, как устроен чужой бизнес, или вы не хотите создавать свой бренд с нуля, стоит обратить внимание на франшизу. Франшиза — это когда предприниматель платит готовому бизнесу за возможность работать под его брендом.
Например, в городе работает несколько парикмахерских «Стрижка». Предприниматель платит владельцам франшизы первый взнос и ежемесячные отчисления за использование товарного знака, а за это ему рассказывают, как устроена работа этой парикмахерской, консультируют и помогают рекламировать его точку, например на общем сайте сети парикмахерских.
Изучить конкурентов
Чем важно. Какую бы сферу вы ни выбрали, в ней будут конкуренты. Чтобы привлечь покупателей, надо заранее продумать, чем вы будете отличаться от похожих магазинов и почему клиенты должны выбрать именно вас. Для этого нужно выявить тех, кто уже работает, и изучить их предложение.
Как сделать. Искать конкурентов можно в интернете, так же как клиенты искали бы ваш бизнес: через поиск в Google и Яндексе, на маркетплейсах и в социальных сетях. Для начала ищите компании, которые продают такие же продукты, как у вас.
Чтобы было удобнее рассмотреть отличия, лучше составить таблицу с такими пунктами:
После сравнения будет легко определить прямых и косвенных конкурентов.
Прямые — конкуренты, которые продают такой же или схожий товар и ориентированы на вашу аудиторию.
Косвенные — конкуренты, продукт которых похож на ваш, но отличается ценой или аудиторией.
Например, вы планируете продавать шампуни из Италии для парикмахерских премиум-класса. Прямые конкуренты — магазины, которые продают шампуни тех же производителей, что и у вас. С ними вы можете конкурировать только ценой товара и удобством покупки: качественным сервисом, удобным сайтом, бесплатной доставкой и другими бонусами.
У вас будут и косвенные конкуренты — российские шампуни для сетевых салонов. С ними вы можете конкурировать качеством товара и потенциальной выгодой, которую принесет парикмахерской использование более качественного шампуня.
На что обратить внимание. Решения и подход к бизнесу конкурентов могут стать ориентирами для начала работы. Советуем сходить к нескольким прямым и косвенным конкурентам и посмотреть, как устроен их бизнес.
Копировать чужой бизнес не стоит, но можно узнать новое в той сфере, в которой вы собираетесь работать. Например, вы не задумывались о бренде, а он продается у всех конкурентов.
Выбрать помещение
Чем важно. Вид помещения определяет, как будет выглядеть магазин. К вам будут как приходить целенаправленно, ради определенных товаров, так и просто заходить посмотреть с улицы, поэтому важно быть заметным для покупателей.
Удобное расположение и вывеска помогают бизнесу привлекать больше покупателей и наращивать узнаваемость. В магазины на первом этаже на первой линии клиенты заглядывают чаще, чем в магазины во дворе или на цокольном этаже.
Как сделать. За помощью в поиске можно обратиться к риелтору или искать помещение самостоятельно, но в таком случае это займет больше времени.
Искать самим можно на популярных сайтах, например на Авито и Циане. Независимо от того, какое помещение вы выберете, оно должно быть нежилым и соответствовать требованиям пожарной безопасности и санитарным нормам.
Если выбранное помещение находится в жилом доме, советуем сразу познакомиться с местной управляющей компанией, которая его обслуживает. У них можно узнать расценки на вывоз мусора, спросить о возможности установить вывеску и о том, сколько придется платить за коммунальные услуги.
Это важно сделать до того, как подпишете договор аренды, чтобы избежать возникновения внезапных нюансов. Например, вы планируете установить наружную вывеску или кондиционер, а конкретно на этом доме их монтировать нельзя.
На что обратить внимание. Есть несколько критериев, которые помогут определиться с выбором помещения:
Если выбираете из нескольких вариантов, составьте таблицу с этими критериями для каждого из помещений. Так вы наглядно представите плюсы и минусы каждого и вам будет легче определиться с выбором.
Составить бизнес-план
Чем важно. Грамотный бизнес-план помогает определиться, сколько денег нужно вложить в бизнес, какое оборудование понадобится и когда окупятся вложения. Помимо этого, в бизнес-плане нужно определиться с примерной стоимостью каждого пункта: расходы на открытие магазина, постоянные расходы, переменные расходы и окупаемость.
Как сделать. Для начала можно просто собрать все данные в общую таблицу, расписать пункты доходов и расходов, указать среднюю цену и примерный объем продаж, на который вы планируете выйти. Цены могут меняться в зависимости от региона, специализации и площади магазина.
Вот какие расходы точно стоит заложить в примерный бизнес-план.
Что нужно | Что входит | Сколько стоит |
---|---|---|
Аренда | Площадь под магазин | 200 000 ₽ |
Ремонт | Подготовка стен, проведение электричества | 100 000 ₽ |
Вывеска | Световой короб с названием магазина | 100 000 ₽ |
Торговое и кассовое оборудование | Витрины, стеллажи, прилавок кассира, онлайн-касса | 250 000 ₽ |
Мелкие расходы | Форма для продавцов, канцтовары, упаковка | 30 000 ₽ |
Продвижение бизнеса | Ведение социальных сетей, запуск рекламы | 100 000 ₽ |
Итого | 780 000 ₽ |
Пример таблицы с основными расходами на открытие магазина
Какие еще пункты важны для составления бизнес-плана:
Дальше надо построить прогноз выручки и прибыли. Чтобы это сделать, посчитайте средний чек и сделайте три расчета по количеству продаж в день: пессимистичный, реалистичный и оптимистичный.
Чтобы понять, какое количество продаж брать за основу расчета, понаблюдайте за количеством продаж у конкурентов. Для этого можно прийти в магазин ближе к вечеру, совершить покупку и посмотреть номер чека за день.
Когда посчитаете выручку, отнимите от нее все операционные расходы: закупка товара, аренда, зарплата, продвижение, налоги — так вы получите прибыль за месяц.
Посчитайте, сколько месяцев у вас уйдет при разных сценариях, чтобы отбить изначальные деньги, которые вы планируете вложить в открытие бизнеса.
Подробно про построение финмодели рассказываем в отдельной статье — внутри шаблон таблицы и примеры расчетов. Это самый важный этап: так вы поймете, сколько вам нужно продавать, чтобы вывести бизнес в плюс.
На что обратить внимание. Бизнес-план можно заказать у специалиста или написать самостоятельно. Готовые шаблоны из интернета лучше использовать как базу, которую вы можете скорректировать под себя. Например, Тинькофф запустил платформу, где подробно описаны старты разных видов бизнеса, с цифрами и реальными историями предпринимателей.
Зарегистрировать бизнес
Чем важно. Чтобы вести бизнес легально, его нужно зарегистрировать: открыть ИП, ООО или стать самозанятым. Для розничного магазина подойдут только два варианта из трех: ИП или ООО.
Для старта вам, скорее всего, подойдет ИП. После регистрации надо будет выбрать систему налогообложения, от нее будет зависеть, как много налогов придется платить и какую отчетность сдавать.
Как сделать. Чтобы зарегистрировать бизнес, нужно выбрать режим налогообложения, подготовить документы и подать заявку в налоговую.
Мы собрали всю необходимую информацию в отдельные инструкции:
В этих статьях подробно описываем, какая форма бизнеса и система налогообложения подойдет в каждой ситуации, какие документы понадобятся и как их заполнять.
Если вы не хотите разбираться в тонкостях или боитесь допустить ошибку, зарегистрируйте бизнес через Тинькофф: мы проконсультируем по выбору системы налогообложения, подготовим и проверим все документы и сами отправим их в налоговую.
Это бесплатно, госпошлину платить не нужно.
На что обратить внимание. Розничному магазину с офлайн-точкой после регистрации бизнеса нужно уведомить Роспотребнадзор о начале работы. Легче всего это сделать через портал госуслуг, тогда не придется ходить в территориальное управление.
Также стоит обратить внимание на дополнительные налоги для розницы. Например, в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе это торговый сбор — фиксированная сумма, которую должны платить некоторые предприниматели в сфере торговли.
Открыть расчетный счет для бизнеса
Чем важно. Расчетный счет нужен, чтобы оплачивать потребности бизнеса: аренду помещения, коммунальные услуги, налоги и зарплаты сотрудников. Розничному магазину работать без расчетного счета не получится.
Как сделать. Чтобы открыть расчетный счет в банке, ему нужно представить документы. Набор документов у каждого банка свой: например, в Тинькофф Бизнесе для ИП достаточно паспорта, для ООО — паспорта директора, приказа о его назначении и устава.
Узнать точный список документов для вашего банка можно на официальном сайте или по телефону горячей линии.
На что обратить внимание. У каждого банка свои условия и продукты. Нужно прикинуть, что вам пригодится для магазина, и выбирать исходя из этого.
Какие параметры сравнивать:
Если вы выбрали несколько банков и сложно определиться, почитайте отзывы в интернете о каждом. Так можно узнать, с какими проблемами сталкиваются клиенты, как их решают и как им помогает банк.
Найти поставщиков
Чем важно. Магазины закупают товары у поставщиков по оптовым ценам. Чем больше магазин купит товара, тем ниже цены за единицу предложит поставщик. Это выгодно всем: поставщик продаст больше товара, магазин предложит выгодные цены покупателю, а покупатель купит больше и посоветует другим.
Как сделать. Для поиска поставщиков стоит задействовать все каналы: искать в интернете, по информации на упаковке аналогичных товаров, через конкурентов или на профильных выставках. Чтобы выбрать подходящих поставщиков, запросите у компаний прайс-листы и узнайте условия, затем сравните их и определите самых выгодных.
Что стоит уточнить у поставщика перед началом работы:
На что обратить внимание. Базу поставщиков нужно постоянно актуализировать. С одними вы будете работать годами, а другие будут менять условия, повышать цены или, например, перестанут продавать нужное. В среднем магазины работают одновременно с 3—5 компаниями, чтобы мониторить лучшие условия и защититься от риска, что поставщик подведет или закроется.
Установить торговое оборудование
Чем важно. Прежде чем открывать свой магазин, нужно обставить магазин мебелью и расставить товар. Легче всего работать с квадратной или прямоугольной площадью: проще продумать расположение мебели и сделать замеры.
Как сделать. Мебель можно купить готовую или сделать на заказ. Готовая мебель стоит дешевле, но придется выбирать из ассортимента изготовителя. Мебель под заказ стоит дороже, зато можно обыграть особенности помещения, например небольшие ниши или углубления. Загромождать площадь не стоит, покупатели должны свободно перемещаться по магазину, не задевая товар и не ударяясь об острые углы.
На что обратить внимание. Часто на старте у предпринимателя ограничены средства и он ищет, на чем сэкономить. Если бюджет небольшой, то можно поискать б/у мебель, например на Авито. Мебель с рук стоит дешевле, еще с продавцами можно поторговаться.
Перед покупкой замерьте свое помещение, чтобы не прогадать. Осмотрите мебель на наличие брака или поломок, за них тоже можно попросить скидку.
Установить онлайн-кассу и подключить эквайринг
Чем важно. Онлайн-касса — это кассовый аппарат, который хранит все данные о доходах компании и отправляет их в налоговую. С 1 июля онлайн-кассу обязаны подключать все компании и ИП, которые принимают деньги от физлиц. Без кассы работать нельзя.
Еще для работы в рознице потребуется торговый эквайринг для оплаты банковской картой. Эквайринг не обязателен по закону, но работать без него невыгодно: клиент без наличных не сможет оплатить покупки, а магазин заработает меньше.
Эквайринг можно интегрировать с кассой или сразу подключить устройство «два в одном». Например, онлайн-кассу-эквайринг «Акси» — в Тинькофф Бизнесе мы выдаем ее в аренду бесплатно при подключении торгового эквайринга.
Как сделать. Порядок действий такой: сначала подключаем онлайн-кассу, а затем — эквайринг.
Для подключения кассы нужно:
С эквайрингом бюрократии меньше, его не нужно регистрировать в налоговой и ждать проверки. После установки магазин может сразу принимать оплату от покупателей.
Как подключить эквайринг:
Эквайрингом лучше заняться заранее, за пару недель до открытия магазина. Тогда будет запас времени, чтобы правильно настроить и протестировать терминал и к открытию магазина все работало без сбоев.
На что обратить внимание. При выборе онлайн-кассы важно, чтобы модель кассы была в реестре на сайте налоговой. Если купить кассу не из реестра, ее не получится зарегистрировать, а за использование компанию или ИП могут оштрафовать. Все кассы Тинькофф Бизнеса есть в реестре.
В случае с эквайрингом нужно ориентироваться на выгоду для бизнеса. Сравните, на каких условиях банки дают терминалы, какой процент комиссии берут за каждую операцию и какие есть нюансы. Например, некоторые банки не отправляют платежи в выходные и праздничные дни, что неудобно, если вы работаете каждый день.
Нанять сотрудников
Чем важно. В магазине много работы: нужно принимать товар от поставщика, раскладывать его по витринам, обслуживать посетителей и считать деньги. Со всем этим не справиться без помощи.
Как сделать. Сотрудников можно искать на популярных сайтах поиска работы, например через HeadHunter. Сформулируйте требования к соискателю и разместите объявление о вакансии.
Что прописать в тексте объявления:
После этого объявление о вакансии можно публиковать и принимать отклики.
На что обратить внимание. После того как нужное количество сотрудников вы набрали, важно их трудоустроить и правильно подготовить документы.
Если кратко, порядок действий такой:
Оформить сотрудника — обязанность работодателя, на словах работать нельзя. Если налоговая узнает, может привлечь к административной, налоговой и уголовной ответственности.
Проверить маркировку на товарах
Чем важно. Маркировка — это уникальный код с информацией о товаре: дата производства, наименование производителя и срок годности. Такую маркировку можно увидеть на продуктах питания, одежде, алкогольной и табачной продукции. Список товаров для маркировки постоянно пополняется, сейчас из популярных товаров для розницы в него входит обувь, парфюмерия, некоторые виды одежды.
Цель маркировки — выявлять поддельные товары на рынке. За продажу товаров без маркировки магазину грозит штраф до 300 тысяч рублей и конфискация этих товаров.
Как сделать. Прежде чем приступать к подключению маркировки, уточните, попадают ли ваши товары под этот закон. Для этого перейдите на сайт «Честный знак» — на главной странице будет список всех товаров, которые нужно маркировать.
Если маркировка нужна, порядок действий такой:
Дополнительно можно настроить интеграцию с вашей CRM-системой, например с 1С. В этом случае вручную проверять каждый код товара не нужно, закупка и продажа отобразятся в электронном счете-фактуре или в универсальном передаточном документе. Информация о кодах будет в документе.
Если все работает правильно, при продаже товара покупателю информация о товаре поступает в систему «Честный знак» и товар автоматически снимается с учета.
На что обратить внимание. Информацию о маркировке нужно постоянно актуализировать. Если сегодня ваш товар еще не нужно маркировать, его могут добавить в список через месяц, и тогда придется оперативно подключаться к системе маркировки.
Самому магазину наносить маркировку не нужно. Важно следить за тем, чтобы товар приходил от поставщика уже с маркировкой. Если вы нашли товар без маркировки, продавать его нельзя, нужно связаться с поставщиком и вернуть товар. За продажу товара без маркировки предусмотрены штрафы от 5000 до 300 000 ₽ для должностных лиц, ИП и компаний.
Что делать после открытия
После того как вы открываете свой магазин, задачи не заканчиваются. Теперь нужно вести учет товаров, постоянно привлекать в бизнес клиентов и развивать свой магазин.
Подключить систему учета товара. Учет товара помогает видеть рентабельность магазина в цифрах: сколько товара продали, сколько закупили у поставщика, какая часть вышла в просрочку или пришла бракованной. Также в системе видны финансовые показатели, например сколько заработал магазин за месяц или за квартал.
Вести учет можно как в обычных Excel-таблицах, так и с помощью специальных программ, например 1 узнать, какие предложения есть на рынке для магазинов разного размера, и выбрать для себя оптимальный вариант.
Настроить программу лояльности для покупателей. Программа лояльности — это бонусы, которые магазин предлагает покупателям. К ним относятся акции, подарки за покупку, скидки, кэшбэк и партнерские программы. Такие программы стимулируют покупателей возвращаться именно в ваш магазин и покупать больше.
Например, клиенту дарят купон со скидкой 15% на вторую покупку — и у него теперь есть мотивация вернуться в магазин и купить еще.
Программа лояльности должна быть понятной и выгодной покупателям. Например, скидка 5% по карте покупателя за подписку в социальных сетях — это простая и понятная акция, а если давать эти же 5% за привлечение в магазин 20 человек, вряд ли много покупателей станут так заморачиваться.
Нельзя давать скидки наобум — надо рассчитывать, как это скажется на вашей прибыли и продажах. Каждый процент скидки может кратно влиять на итоговую прибыльность магазина.
Сделать сайт. Отсутствие продаж в интернете — упущенная выгода для магазина. Многие покупатели предпочитают заказывать в интернете и получать покупку с доставкой на дом, а не ездить самостоятельно.
Необязательно сразу заказывать дорогой сайт. На старте достаточно собрать небольшой сайт в конструкторе, например в Тильде или бесплатном конструкторе сайтов от Тинькофф Бизнеса. Там можно собирать сайт из базовых блоков, сразу размещать товары и рекламировать магазин.
Заняться продвижением в интернете и социальных сетях. Реклама в социальных сетях помогает клиентам узнать о магазине и изучить ассортимент. Также соцсети полезны тем, что в них можно настроить рекламу по целевой аудитории за небольшие деньги.
Дополнительно можно привлечь к раскрутке блогеров с целевой аудиторией. Например, купить рекламу у кулинарного блогера, если продаете посуду. Даже если после рекламы не будет большого потока продаж, это повысит узнаваемость магазина и люди могут вернуться, когда им понадобится ваш товар.