что существует реально световой луч или световой пучок
Ответы к тесту по физике «Вогнутые зеркала и их применение»
I вариант
1. Какие из перечисленных ниже источников света являются тепловыми источниками?
А. Лампа дневного света.
Б. Луна.
В. Солнце.
Г. Лампа накаливания.
Д. Светлячок.
2. Что существует реально — световой луч или
световой пучок?
А. Световой луч.
Б. Световой пучок.
В. И световой луч, и световой пучок.
Г. Ни световой луч, ни световой пучок.
3. Можно ли считать лампу накаливания точечным источником света, если расстояние от нее до
предмета 10 м?
А. Да. Б. Нет.
5. Угол падения луча света на зеркало равен 30°. Чему равен угол
между падающим и отраженным
лучами?
А. 30°. В. 90°.
Б. 60°. Г. 120°.
6. Предмет находится на расстоянии 10 см от плоского зеркала. Чему равно расстояние между предметом и его изображением?
А. 20 см. Б. 10 см. В. 30 см. Г. 5 см.
7. Предмет, расположенный перед плоским зеркалом, отодвинули от него на 3 см. Как изменилось
расстояние между предметом и его изображением?
А. Уменьшилось на 3 см.
Б. Уменьшилось на 6 см.
В. Увеличилось на 3 см.
Г. Увеличилось на 6 см.
II вариант
1. Какие из перечисленных ниже источников света являются люминесцирующими источниками?
А. Луна.
Б. Солнце.
В. Светлячок.
Г. Лампа дневного света.
Д. Лампа накаливания.
2. Что используют на чертеже для изображения
распространения света — световой луч или световой
пучок?
А. Световой пучок.
Б. Световой луч.
В. И световой луч, и световой пучок.
Г. Ни световой луч, ни световой пучок.
3. Можно ли считать лампу накаливания точечным источником света, если расстояние от нее до
предмета 5 см?
А. Да. Б. Нет.
5. Угол падения луча света на зеркало равен 40°. Чему равен угол
между падающим и отраженным
лучами?
А. 40°. В. 50°.
Б. 80°. Г. 100°.
6. Предмет находится на расстоянии 20 см от плоского зеркала. Чему равно расстояние между предметом и его изображением?
А. 20 см. Б. 40 см. В. 30 см. Г. 10 см.
7. Предмет, расположенный перед плоским зеркалом, передвинули ближе к нему на 5 см. Как изменилось расстояние между предметом и его изображением?
А. Уменьшилось на 5 см.
Б. Увеличилось на 5 см.
В. Уменьшилось на 10 см.
Г. Увеличилось на 10 см.
Методические рекомендации к уроку 6/56
Методические рекомендации к уроку 6/56.
Основная задача урока – повторить и обобщить знания о световых явлениях. При наличии времени полезно рассмотреть построение изображения в вогнутом зеркале и применение вогнутых зеркал. Это материал не является обязательным, однако, поскольку вогнутые зеркала широко применяются, целесообразно дать учащимся хотя бы общие представления о характере изображения предметов в них. После повторения и решения задач целесообразно провести проверочную работу на 20 мин.
1. Какие из перечисленных ниже источников света являются тепловыми?
А) Лампа дневного света;
Г) лампа накаливания;
2. Что существует реально световой луч или световой пучок?
В) и световой луч, и световой пучок.
3. Можно ли считать лампу накаливания точечным источником света, если расстояние от нее до предмета 10 м?
4. Изобразите на экране Э тень от свечи АВ.
5. Угол падения луча света на зеркало равен 30°. Чему равен угол между падающим и отраженным лучами?
А) 30°; Б) 60°; В) 90°; Г) 120°.
6. Предмет находится на расстоянии 10 см от плоского зеркала. Сему равно расстояние между предметом и его изображением?
А) 20 см; Б) 10 см; В) 30; Г) 5 см.
7. Предмет, расположенный перед плоским зеркалом отодвину от него на 3 см. Как изменилось расстояние между предметом и его изображением?
А) уменьшилось на 3 см;
Б) уменьшилось на 6 см;
В) увеличилось на 3 см;
Г) увеличилось на 6 см.
8. Постройте изображение предмета АВ в плоском зеркале (см. рисунок справа).
9. На рисунке внизу изображены параллельные лучи света. Как нужно поставить плоское зеркало, чтобы после отражения от него свет распространялся вертикально вверх? Сделайте чертеж.
10. Начертите перископ и покажите ход лучей в нем.
II вариант
1. См. задание 1 варианта I.
2. Что используют на чертеже для изображения распространения света: световой луч или световой пучок?
В) и световой луч, и световой пучок.
3. Можно ли считать лампу накаливания точечным источником света, если расстояние от нее до предмета 5 см?
4. Изобразите на экране Э тень от свечи мяча.
5. Угол падения луча света на зеркало равен 40°. Чему равен угол между падающим и отраженным лучами?
А) 40°; Б) 50°; В) 80°; Г) 100°.
6. Предмет находится на расстоянии 20 см от плоского зеркала. Сему равно расстояние между предметом и его изображением?
А) 20 см; Б) 40 см; В) 30; Г) 10 см.
7. Предмет, расположенный перед плоским зеркалом отодвину от него на 5 см. Как изменилось расстояние между предметом и его изображением?
А) уменьшилось на 5 см;
Б) увеличилось на 5 см;
В) уменьшилось на 10 см;
Г) увеличилось на 10 см.
8. Постройте изображение предмета АВ в плоском зеркале (см. рисунок справа).
9. На рисунки слева изображены параллельные лучи света. Как нужно поставить плоское зеркало, чтобы после отражения от него свет распространялся горизонтально вправо? Сделайте чертеж.
10. Начертите перископ и покажите ход лучей в нем.
Кратковременная проверочная работа (10 мин), проводится в начале урока 5/58 (приведен только один вариант)
1. Начертите примерный ход преломленного луча в воздухе (см. рисунок справа).
2. Свет падает на границу раздела двух сред: стекло и воздух (см. рисунок слева). Назовите, какая из сред стекло, а какая – воздух.
3. Начертите ход лучей в призме (см. рисунок справа).
Кратковременная проверочная работа (10 мин), проводится в начале урока 11/61
Постройте изображение предмета в линзе. Расположение предмета показано на рисунках.
Постройте изображение предмета в линзе. Расположение предмета показано на рисунках.
КР по теме «Световые явления» (урок 15/65)
I вариант
1. Предмет освещен источником света S. Что получают на экране: тень или тень и полутень? Отметьте на рисунке справа соответствующие области.
2. Чему равен угол между отражённым лучом и горизонтальной поверхностью если угол падения луча света равен 40°?
А) 40°; Б) 50°; В) 80°; Г) 100°.
3. Постройте изображение предмета в плоском зеркале (рисунок слева).
4. Расстояние между предметом и зеркалом уменьшилось на 2 метра. Как изменилось расстояние между предметом и его изображением?
Б) увеличилось на 2 м;
В) уменьшилось на 2 м;
Г) увеличилось на 4 м;
Д) уменьшилось на 4 м.
5. Как следует расположить плоское зеркало, чтобы повернуть лучи таким образом, как это представлено на рисунке справа?
6. На рисунке слева показано изменение распространения света при переходе из одной среды в другую. Сравните оптическую плотность граничащих сред.
А) Оптическая плотность сред одинакова;
Б) оптическая плотность среды I больше;
В) оптическая плотность среды II больше.
7. Начертите ход преломленного луча (см. рисунок справа).
8. Начертите ход лучей в призме.
9. Постройте изображение предмета в линзе (три рисунка справа) и охарактеризуйте его.
10. Постройте ход лучей в проекционном аппарате.
11. Чему равно увеличение фотоаппарата, если дерево высотой 20 м на снимке имеет высоту 2 см?
12. Чему равно фокусное расстояние линзы, оптическая сила которой равна 5 дптр?
13. Начертите изображение предмета для дальнозоркого глаза. Какие линзы имеют очки, корректирующие дальнозоркость?
14. Постройте изображение предмета в вогнутом зеркале и охарактеризуйте его.
15. Постройте изображение светящейся точки S, лежащей на главной оптической оси линзы.
16. На каком расстоянии от линзы находится изображение предмета, если расстояние от предмета до линзы 8 см? Фокусное расстояние линзы 6 см.
1. Предмет освещен источниками света S1 и S2. Что получают на экране: тень или полутень? Отметьте на рисунке справа соответствующие области.
2. Чему равен угол между падающим и отражённым лучами, если угол между падающим лучом и поверхностью зеркала равен 30°?
А) 30°; Б) 60°; В) 120°; Г) 90°.
3. Постройте изображение предмета в плоском зеркале и охарактеризуйте (см. рисунок справа).
4. Расстояние между зеркалом и человеком увеличилось на 1 метр. Как изменилось расстояние между человеком и его изображением?
Б) увеличилось на 2 м;
В) уменьшилось на 2 м;
Г) увеличилось на 1 м;
Д) уменьшилось на 1 м.
5. Как следует расположить плоское зеркало, чтобы повернуть лучи так, как это представлено на рисунке справа?
6. На рисунке слева показано изменение направления распространения света при переходе из одной среды в другую. Какая из граничащих сред имеет большую оптическую плотность?
А) Оптическая плотность сред одинакова; Б) оптическая плотность среды I больше; В) оптическая плотность среды II больше.
7. Начертите примерный ход преломленного луча (см. рисунок справа).
8. Начертите ход лучей в призме.
9. Постройте изображение предмета в линзе и охарактеризуйте его.
10. Постройте ход лучей в фотоаппарате.
11. Чему равно увеличение объектива проекционного аппарата, если высота предмета на слайде 3 см, а высота его изображения 120 см?
12. Чему равна оптическая сила линзы, фокусное расстояние которой равно 0,4 м?
13. Начертите изображение предмета для близорукого глаза. Какие линзы имеют очки, корректирующие близорукость?
14. Постройте изображение предмета в вогнутом зеркале и охарактеризуйте его. (см. рисунок справа)
15. Постройте изображение светящейся точки S, лежащей на главной оптической оси линзы (см. рисунок слева).
16. На каком расстоянии от линзы находится предмет, если расстояние от линзы до изображения 6 см, а фокусное расстояние линзы 4 см?
Методические рекомендации к уроку 16/66
Проведение последних трех уроков учитель планирует по своему усмотрению. Возможно проведение итоговой контрольной работы по всему курсу физики для 7-го класса.
2. Тело начало двигаться со скоростью 5 м/с. Через 15 с его скорость стала равной 20 м/с. С каким ускорением двигалось тело? Какой путь оно прошло с тем же ускорением за то же время, если бы его начальная скорость была равна нулю*?
3. Графики каких движений изображены на рисунке? Чем различаются эти движения? Чему равно ускорение движения первого тела? Запишите уравнение зависимости от времени для второго тела *.
4. На тело в горизонтальном направлении действуют сила тяги, равна 75 Н, и сила трения. С каким ускорением движется тело, если его масса равна 15 кг, коэффициент трения 0,2? Чему равна работа равнодействующей силы на пути 20 м?
5. Постройте изображение предмета в линзе.
1. Автомобиль первые 2 ч двигался со средней скоростью 30 км/ч, следующий час он стоял на месте, а затем 3 ч двигался со средней скоростью 60 км/ч. Чему равна средняя скорость автомобиля на всем пути.
2. Тело начало двигаться со скоростью 5 м/с. Через 15 с его скорость стала равной 20 м/с. С каким ускорением двигалось тело? Какой путь оно прошло с тем же ускорением за то же время, если бы его начальная скорость была равна нулю*?
3. Графики каких движений изображены на рисунке? Чем различаются эти движения? Чему равно ускорение движения первого тела? Запишите уравнение зависимости от времени для второго тела*.
4. На тело в горизонтальном направлении действуют сила тяги, равна 75 Н, и сила трения. С каким ускорением движется тело, если его масса равна 15 кг, коэффициент трения 0,2? Чему равна работа равнодействующей силы на пути 20 м?
5. Постройте изображение предмета в линзе и охарактеризуйте его.
1. Автомобиль первые 2 часа двигался со средней скоростью 30 км/ч, следующий час он стоял на месте, а затем 3 ч двигался со средней скоростью 60км/ч. Чему равна средняя скорость автомобиля на всем пути?
2. Тело в начальный момент времени имело скорость 10 м/с. Чему будет равна его скорость через 3 с, если оно двигалось с ускорением 2 м/с? Какой путь прошло бы тело за это время с тем же ускорением, если бы его начальная скорость была равна нулю*?
3. На тело действует сила тяжести и сила упругости. С каким ускорением будет двигаться тело, если его масса 4 кг, жесткость пружины 1000 Н/м, деформация пружины 0,02 м?
4. Графики каких движений приведены на рисунке? Чем различаются эти движения? Чему равно ускорение движения первого тела? Запишите уравнение зависимости скорости движения от времени для второго тела*?
5. Постройте изображение предмета в линзе (рисунок слева) и охарактеризуйте его.
mozok.click
Световой луч и световой пучок. Закон прямолинейного распространения света. Солнечное и лунное затмения
Оказывается, когда вы играете в прятки или пускаете «солнечных зайчиков», то пользуетесь законом прямолинейного распространения света. Выясним, в чем заключается этот закон и какие явления он объясняет.
Учимся различать пучок света и световой луч
Для наблюдения световых пучков нам не нужно никакого специального оборудования (рис. 10.1). Достаточно, например, или открыть дверь в темный коридор из освещенной комнаты, или включить в темноте фонарик, или в ясный солнечный день неплотно сдвинуть в комнате шторы. Пучки света в первом случае падают на пол через дверной проем; во втором случае свет направляется рефлектором фонарика; в последнем случае пучки света попадают в комнату через щель между шторами.
Рис. 10.1. Пучки солнечного света, пробивающиеся сквозь тучи
Рис. 10.2. Световой пучок — это совокупность световых лучей. Световые пучки: а — сходящийся; б — расходящийся; в — параллельный
Световой луч — это линия, указывающая направление распространения энергии света.
Таким образом, если далее в тексте будут встречаться фразы, словосочетания типа «луч света падает», «преломление луча» и т. п., следует иметь в виду, что речь идет о пучке света, направление которого задано данным лучом. Рассмотрите рис. 10.1 и 10.2. К какому виду световых пучков относится пучок солнечных лучей? Подсказка: вспомните, как выглядят железнодорожные рельсы для наблюдателя, стоящего на железнодорожном полотне и смотрящего на рельсы в даль.
Рис. 10.3. Опыт, демонстрирующий прямолинейное распространение света
Убеждаемся в прямолинейности распространения света
Проведем простой опыт. Расположим источник света, несколько листов картона с отверстиями (диаметром примерно 5 мм) и экран так, чтобы на экране появилось пятно света (рис. 10.3). Если теперь взять, например, спицу, она легко пройдет сквозь все отверстия, то есть окажется, что отверстия расположены на одной прямой.
Данный опыт демонстрирует закон прямолинейного распространения света:
В прозрачной однородной среде свет распространяется прямолинейно.
Об этом законе еще более 2500 лет назад писал древнегреческий ученый Евклид. В геометрии понятия луча и прямой линии возникли на основе представления о световых лучах.
Узнаём о полной тени и полутени
Прямолинейностью распространения света можно объяснить тот факт, что любое непрозрачное тело, освещенное источником света, отбрасывает тень.
Если источник света точечный, тень от предмета будет четкой. В данном случае образуется только полная тень (рис. 10.4).
полная тень — это область пространства, в которую не попадает свет от источника.
Если тело освещено протяженным источником света, образуется тень с нечеткими контурами, то есть образуется не только полная тень, а еще и полутень (рис. 10.5).
Полутень — это область пространства, освещенная некоторыми из имеющихся точечных источников света или частью протяженного источника.
Видим ли мы свет от источника, находясь в области полной тени? полутени? Каким будет контур полутени (четким или размытым), если предмет освещен двумя точечными источниками света (см. рис. 10.6)?
Образование полной тени и полутени в космических масштабах мы наблюдаем во время солнечных и лунных затмений.
Дело в том, что из-за вращения Луны вокруг Земли бывает так, что Луна, Солнце и Земля оказываются на одной прямой. Если при этом Луна расположена между Солнцем и Землей, то тень от Луны падает на Землю, — на Земле наблюдается солнечное затмение (рис. 10.7). В тех местах Земли, на которые упала полная тень Луны, наблюдается полное солнечное затмение, а в местах полутени — частичное солнечное затмение. За год на Земле наблюдается 2-5 солнечных затмений.
Когда Луна, вращаясь вокруг Земли, попадает в зону тени, которую отбрасывает Земля, наступает лунное затмение (рис. 10.8). За год на Земле наблюдается 2-4 лунных затмения.
Рис. 10.7. Солнечное затмение: а — полное (в области полной тени), б — частичное (в области полутени)
Рис. 10.8. Лунное затмение: а — полное (Луна в положении 1); б — частичное (Луна в положении 2)
Учимся решать задачи
Задача. В солнечный день длина тени от вертикально поставленной метровой линейки равна 24 см, а длина тени от дерева — 3,6 м. Определите высоту дерева.
Анализ физической проблемы. Для решения задачи воспользуемся законом прямолинейного распространения света. Выполним пояснительный рисунок; отметим, что пучок света, идущий от Солнца, является параллельным.
В прозрачной однородной среде свет распространяется прямолинейно. Линию, указывающую направление распространения энергии света, называют световым лучом.
Из-за того что свет распространяется прямолинейно, непрозрачные тела отбрасывают тень (полную тень, полутень).
Полная тень — область пространства, в которую не попадает свет от источника (источников) света. Полутень — область пространства, освещенная некоторыми из имеющихся точечных источников света или частью протяженного источника.
Во время солнечных и лунных затмений наблюдается образование тени и полутени в космических масштабах.
Первыми приборами для измерения времени были солнечные часы. Действие солнечных часов основано на том, что длина и расположение тени от освещаемого солнцем предмета изменяются в течение дня.
Любые солнечные часы состоят из кадрана (плоская поверхность с нанесенным на нее циферблатом) и гномона (небольшой стержень из металла, пластика или дерева, закрепленный на кадране).
1. Дайте определение светового луча. 2. Сформулируйте закон прямолинейного распространения света. 3. Какие опыты и явления подтверждают прямолинейность распространения света? 4. При каких условиях будет наблюдаться только полная тень от предмета, а при каких — полная тень и полутень? 5. Когда на Земле наблюдается полное солнечное затмение? частичное солнечное затмение? 6 Когда на Земле наблюдается полное лунное затмение? частичное лунное затмение?
1. Глаз наблюдателя расположен в точке А перед щелью (рис. 1). Перенесите рисунок в тетрадь и найдите построением, какую часть дерева видит наблюдатель. В какой точке он будет видеть дерево полностью?
2. Мяч освещен двумя точечными источниками света S1 и S2 (рис. 2). Перенесите рисунок в тетрадь, изобразите тень и полутень, которые отбрасывает мяч на экран.
3. Во время солнечного затмения на поверхности Земли образуются тень и полутень Луны (рис. 3, а). На рис. 3, б-г приведены фотографии этого затмения, сделанные в разных точках Земли. Какая фотография сделана в точке 1? в точке 2? в точке 3?
4. Электрическая лампа, имеющая форму шара диаметром 6 см, расположена на расстоянии 1 м от экрана. На каком наименьшем расстоянии от экрана следует разместить теннисный шарик диаметром 40 мм, чтобы он не отбрасывал тень на экран, а давал только полутень?
5. Почему самолет, летящий на большой высоте, не образует тени даже в солнечный день? Поясните свой ответ, выполнив соответствующий рисунок.
6. Космонавт, находясь на Луне, наблюдает Землю. Что увидит космонавт в тот момент, когда на Земле будет полное лунное затмение? частичное затмение Луны?
7. Почему лунное затмение мы наблюдаем чаще, чем солнечное, ведь их количество за год почти одинаково?
8. Прямую аллею парка освещает электрический фонарь. Предложите способ оценить высоту, на которой расположен фонарь, без приборов для измерения длины. Подсказка: вы сами находитесь на этой аллее и знаете свой рост.
9. На рис. 4 изображен прямоугольный треугольник.
Катет а равен 5 см, угол а — 30°. Определите длины гипотенузы и второго катета. Решите задачу двумя способами.
1. Расположите свечу или настольную лампу на расстоянии 30-40 см от стены. Между стеной и свечой поместите ладонь. Изменяя расстояние от свечи до ладони, наблюдайте изменения, происходящие на стене. Опишите и поясните свои наблюдения.
2. Предложите способ, как, используя булавки, можно проверить, является ли прямой линия, проведенная на картоне.
3. Изготовьте камеру-обскуру (от лат. camera — комната, obscura — темная), или, как ее еще называют, пинхол-камеру (от англ. pinhole camera — камера с отверстием). Схема действия этого устройства найдена в трудах Аристотеля (IV в. до н. э.) и китайского философа Мо Ти (V в. до н. э.). Камеру-обскуру считают «предшественницей» современного фотоаппарата. Для изготовления камеры:
1) возьмите картонную коробку и сделайте экран: вырежьте в одной из стенок коробки небольшое окошко (рис. 5, а) и заклейте его калькой (рис. 5, б);
2) на противоположной стороне коробки сделайте отверстие диаметром примерно 1 мм (рис. 5, в).
В затемненном помещении наведите отверстие в камере на зажженную свечу и получите изображение пламени на экране. Какое это изображение — прямое или перевернутое, увеличенное или уменьшенное, четкое или размытое? Вспомните закон прямолинейного распространения света и объясните, как образуется это изображение.