Что такое чувства верующих

Оскорбление чувств верующих (статья 148 УК РФ)

Оскорбление чувств верующих – это сложный вопрос современного законодательства. На сегодняшний день вопрос о смысле изменений в законодательной базе по вопросу оскорбления чувств верующих остается открытым. До сих пор не учтено, что конкретно является «оскорблением чувств», какие именно религии защищены, как именно будет регулироваться вопрос о контроле над антирелигиозными высказываниями в 2021 году.

Статья 148 УК РФ

Пояснение

Закон, регламентирующий права верующих (ст. 148 УК РФ) был изменен в 2013 году. Раньше уголовное наказание предусматривалось лишь за действия, препятствующие отправлению религиозных служб и препятствующие деятельности религиозных организаций. Теперь же преступными считаются любые действия, совершенные публично и оскорбляющие чувства представителей различных конфессий, то есть речь идет о проявление неуважения к тем членам общества, которые являются приверженцами той или иной религии. Интересно, что особой необходимости в такой редакции не было, так как в УК РФ уже есть подобные статьи, которые говорят об уголовной ответственности в случаях:

Также интересно, что статья, подобная современной 148, уже была в отечественном законодательстве и действовала на протяжении нескольких лет (с 1993 по 1996 годы). Единственным отличием той статьи от современной является тот факт, что квалификационным признаком считалась публикация своих оскорблений в СМИ. Теперь этот вопрос не рассматривается столь детально. Также в законодательстве существует административная статья, которая накладывает административное наказание за правонарушение в конфессиональной сфере, хотя напрямую речь об оскорблении верующих и их чувств в ней не идет. КОАП РФ регулирует лишь свободу совести и вероисповедания, а также предусматривает наказания за вандализм в отношении культовых сооружений и символики. Таким образом, получается, что особой необходимости в столь радикальном редактировании закона не было, но, все-таки, было принято решения ужесточить меру юридической ответственности за правонарушения в этой области.

Не проступок, а преступление

Итак, еще раз уточним: оскорбление чувств верующих теперь не проступок, но преступление. Естественно, у него есть определенные квалификационные признаки:

Вообще вопрос о том, как отличить оскорбления от банальной характеристики (личностной, например) очень сложен. Юристы говорят о том, что у оскорбления есть ряд специфических признаков:

Последний признак преступления ставит очень многих правоохранителей в тупик, так как он прямо указывает на необходимость доказать прямой умысел, то есть прямое желание оскорбить именно чувства верующих. Это довольно сложная процедура, как с юридической, так и с философской точки зрения. Любому адвокату или прокурору придется доказывать, что злоумышленник знал и понимал, что он делал и желал именно оскорбить, тогда как злоумышленник может «напирать» на то, что он не знал и не предполагал подобных последствий своих деяний.

Наказуемые деяния

Привлекать к уголовной ответственности по этой статье возможно лиц (или лицо), которые совершили противоправные действия в отношения религиозной организации, то есть:

Речь об религиозных организациях в статье не случайна. В России все объединения верующих делятся на два больших типа: группы и организации. Первые – официально зарегистрированные и действующие на территории страны не менее 1 года. Вторые – добровольные объединения, от которых не требуется официальная регистрация. То есть, чтобы привлечь к ответственности человека, который совершил незаконное действие оскорбившее чувства верующих, самим верующим нужно быть объединенным именно в организацию. Естественно, в случае отсутствия религиозной организации привлечь хулигана к ответственности тоже можно. Но «в ход» пойдут другие статьи.

Все ли религии одинаково защищены?

Очень многих верующих волнует этот вопрос. Здесь важно помнить один момент: Россия – светское государство и, соответственно, официальной государственной религии в стране нет. И православное христианство, и буддизм, и ислам, и иудаизм одинаково защищены законом. Более того, существующие на сегодняшний день национальные религии и даже язычество также защищены, и правоохранители не делают разницы между конфессиями.

Источник

Религиозное чувство

Религио́зное чу́вство — 1) есте­ствен­ное для чело­века стрем­ле­ние к Богу как к своему Творцу, Про­мыс­ли­телю; 2) чув­ства, фор­ми­ру­е­мые и рас­кры­ва­е­мые в чело­веке в про­цессе рели­ги­озно-нрав­ствен­ной дея­тель­но­сти (как то: любовь к Богу и ближ­ним; рев­ность о Гос­поде, бла­го­го­ве­ние перед Богом или свя­ты­ней, радость о Гос­поде, страх Божий и др.).

Основ­ные виды рели­ги­оз­ных чувств: бла­го­го­ве­ние, бла­го­дар­ность, пре­дан­ность, почи­та­ние, рев­ность, радость, страх Божий, сми­ре­ние, вера, надежда, любовь. «Всех благ, или нрав­ствен­ных доброт начало, сре­дина и конец, если хочешь, и хоро­во­ди­тель и гла­варь – вера, надежда и любовь – сия три­плет­ная и бого­ткан­ная вервь, – паче же всех любовь…» [Кал­лист и Игна­тий Ксан­фо­пулы. 1900, с.195].

Чем рели­ги­оз­ное чув­ство отли­ча­ется от рели­ги­оз­ных чувств?

В отли­чие от част­ных рели­ги­оз­ных чувств, воз­ни­ка­ю­щих, про­яв­ля­ю­щихся и фор­ми­ру­е­мых в чело­веке в связи с его веро­ва­нием, есте­ствен­ное рели­ги­оз­ное чув­ство свой­ственно всем людям вообще, вне зави­си­мо­сти от миро­воз­зре­ния и отно­ше­ния к той или иной вере.

Рели­ги­оз­ное чув­ство обна­ру­жи­ва­ется в общем стрем­ле­нии чело­века к Богу как к Источ­нику жизни, Пода­телю вся­че­ских благ. Оно также есте­ственно для чело­века, как и любые другие стрем­ле­ния, вызван­ные про­яв­ле­нием сущ­ност­ных свойств; по зна­чи­мо­сти же зани­мает при­о­ри­тет­ное место ( Деян.17:27 ).

В той или иной сте­пени рели­ги­оз­ное чув­ство про­яв­ля­ется через разные сферы и силы души, как пра­вило же: чрез разум, совесть и сердце.

Так, разуму вся­кого чело­века свой­ственно иметь пред­став­ле­ние о некоей Высшей Силе, Вер­хов­ном Могу­ще­ствен­ном Суще­стве. Поэтому Исто­рии неиз­вестно ни одного без­ре­ли­ги­оз­ного народа.

Другое дело, что под вли­я­нием нега­тив­ных фак­то­ров, свя­зан­ных с общей и личной гре­хов­но­стью, при­рож­ден­ная чело­веку идея об этом Суще­стве может уро­до­ваться, при­об­ре­тать зло­ху­дож­ные очер­та­ния (так, языч­ники верят во мно­же­ство богов, мате­ри­а­ли­сты — в само­су­щую мате­рию; пан­те­и­сты же отож­деств­ляют Бога с при­ро­дой).

В голосе сове­сти все люди, без исклю­че­ния, ощу­щают тре­бо­ва­ния нрав­ствен­ного закона. Голос сове­сти нельзя отож­деств­лять ни с лич­ными жела­ни­ями, ни с част­ными, субъ­ек­тив­ными пред­став­ле­ни­ями о морали, ведь нередко он звучит даже и вопреки нашим мыслям, нашему про­из­во­ле­нию. Через совесть чело­век познаёт Бога как Доб­рого и Спра­вед­ли­вого Творца, познаёт его волю.

Серд­цем все люди стре­мятся к сча­стью. Чело­век неве­ру­ю­щий ищет сча­стья в мир­ском. Однако в мире нет ничего, что бы могло удо­вле­тво­рить этому запросу сполна. Все­цело реа­ли­зо­вать сер­деч­ную потреб­ность в радо­сти и бла­жен­стве может только Гос­подь. Именно к Нему, как к Под­лин­ному, Неис­чер­па­е­мому Источ­нику благ стре­мится серд­цем каждый чело­век: веру­ю­щий — осо­знанно; неве­ру­ю­щий — как бы блуж­дая и спо­ты­ка­ясь во тьме (поиск сча­стья в мир­ских удо­воль­ствиях может лишь на корот­кое время затмить, при­глу­шить этот высо­кий порыв).

Рели­ги­оз­ное чув­ство побуж­дает чело­века искать Бога. В долж­ной мере и в пра­виль­ном русле оно реа­ли­зу­ется только в рамках под­лин­ной веры ( Ин.15:5 ). Такой верой явля­ется Пра­во­сла­вие.

От этого есте­ствен­ного рели­ги­оз­ного чув­ства сле­дует отли­чать част­ные чув­ства, выра­ба­ты­ва­е­мые в про­цессе обще­ния с Богом, при содей­ствии бла­го­дати. Эти чув­ства свой­ственны веру­ю­щим. Помимо прочих к ним отно­сятся: страх Божий, любовь, бла­го­го­ве­ние, бого­угод­ная рев­ность, готов­ность к само­по­жерт­во­ва­нию. По мере раз­ви­тия этих чувств, чело­век упо­доб­ля­ется своему Пер­во­об­разу и в конце концов удо­ста­и­ва­ется все­ле­ния в Высшие Небес­ные оби­тели.

Сле­дует ли госу­дар­ству защи­щать рели­ги­оз­ные чув­ства веру­ю­щих?

Особо актив­ному и широ­кому обсуж­де­нию в нашем обще­стве этот вопрос под­вергся отно­си­тельно недавно, в связи с зако­но­про­ек­том о защите чувств веру­ю­щих. Кто-то изна­чально под­дер­жи­вал этот зако­но­про­ект всею душой, кто-то выка­зы­вал сдер­жан­ное или ней­траль­ное отно­ше­ние, рав­но­ду­шие, нако­нец, кто-то нахо­дил в нём повод для недо­воль­ства и даже для грубой иронии (мол, а почему бы не издать закон о защите чувств неве­ру­ю­щих?).

Одна из причин недо­воль­ства свя­зана с неяс­но­стью или несо­гла­сием с кри­те­ри­ями для оценки сте­пени оскорб­ле­ния веру­ю­щих. Что вообще озна­чает поня­тие «оскорб­ле­ние чувств»? Где та грань, пре­сту­пив кото­рую чело­век вынуж­ден будет пред­стать перед граж­дан­ским или уго­лов­ным судом? Поло­жим, какому-нибудь хри­сти­а­нину оскор­би­тель­ным может пока­заться сам факт отри­ца­ния Боже­ствен­ного досто­ин­ства Христа, неве­рие в Его Вос­кре­се­ние, Воз­не­се­ние и вос­се­да­ние одес­ную Отца. Кто-то может оскор­биться непри­стой­ным пове­де­нием свя­щен­ника.

В свою оче­редь чув­ства мусуль­ма­нина могут оскор­биться от отри­ца­ния кем-либо истин­но­сти ислама, чув­ства иудея — от кри­тики иуда­изма, буд­ди­ста — от кри­тики буд­дизма. Неужели каждый подоб­ный эпизод, в случае поступ­ле­ния жалобы со сто­роны оскорб­лен­ного, должен рас­смат­ри­ваться как пре­ступ­ле­ние, нару­ше­ние юри­ди­че­ского закона?

Но ведь у этого вопроса есть и другая сто­рона, в чём, соб­ственно, и усмат­ри­ва­ется целе­со­об­раз­ность зако­но­про­екта. Как известно, госу­дар­ство обя­зано защи­щать права и сво­боды своих граж­дан. В пере­чень этих прав входит и право рели­ги­оз­ного выбора, право на испол­не­ние тех или иных рели­ги­оз­ных обя­зан­но­стей (не про­ти­во­ре­ча­щих тре­бо­ва­ниям Граж­дан­ского и Уго­лов­ного кодек­сов).

Между тем, встре­ча­ются случаи, когда те или иные люди не просто оппо­ни­руют пред­ста­ви­те­лям той или иной веры, но глу­мятся и изде­ва­ются над “свя­ты­нями”, грубо пре­пят­ствуют совер­ше­нию “бого­слу­же­ний”. Разве в подоб­ного рода обсто­я­тель­ствах госу­дар­ство не вправе вме­шаться в ситу­а­цию?

Несмотря на то, что Цар­ство Христа — Цар­ство не от мира сего ( Ин.18:36 ), этим поло­же­нием не исклю­ча­ется воз­мож­ность вза­и­мо­дей­ствия Церкви и госу­дар­ства. Так, в эпоху Все­лен­ских Собо­ров свет­ские власти спо­соб­ство­вали созы­вам и орга­ни­за­ции Собо­ров, борьбе с ере­сями и рас­ко­лами (правда, такое вме­ша­тель­ство не всегда при­во­дило к поло­жи­тель­ным резуль­та­там, но это было свя­зано не с неумест­но­стью сотруд­ни­че­ства граж­дан­ских и цер­ков­ных вла­стей как тако­вого, а со зло­упо­треб­ле­ни­ями). Исто­рии Церкви известно немало слу­чаев помощи свет­ских вла­стей в осно­ва­нии и под­держке храмов, мона­сты­рей, защиты веру­ю­щих от набе­гов врагов. И это не про­ти­во­ре­чит Божьему закону.

В какой мере рели­ги­оз­ная вера должна быть осно­вана на чув­ствах?

Чув­ствен­ная сила явля­ется одной из глав­ных сил чело­ве­че­ской души (наряду с умствен­ной, жела­тель­ной (воле­вой), раз­дра­жи­тель­ной). Стало быть, исполь­зо­ва­ние чув­ствен­ной сферы души в рели­ги­озно-нрав­ствен­ной дея­тель­но­сти не только уместно, но и необ­хо­димо, как необ­хо­димо про­яв­ле­ние других её сфер: разум­ной, раз­дра­жи­тель­ной, воле­вой.

В отли­чие от разума, созна­ю­щего те или иные дей­ствия, под­ле­жа­щие нрав­ствен­ной оценке, как полез­ные, бес­по­лез­ные или вред­ные для спа­се­ния, через чув­ства чело­век оце­ни­вает их несколько иначе, а именно: как нра­вя­щи­еся или не нра­вя­щи­еся, достав­ля­ю­щие радость или вызы­ва­ю­щие скорбь.

При пра­виль­ном функ­ци­о­ни­ро­ва­нии чув­ствен­ной сферы, как было бы, если бы чело­век не был гре­хов­ным, но пребыл бы в пер­во­здан­ной нрав­ствен­ной чистоте, чув­ствен­ная сфера про­яв­ля­лась бы в нём в полном согла­сии с разу­мом и волей, кото­рые, в свою оче­редь, устрем­ляли бы чело­века к Добру.

Таким обра­зом, чело­век стре­мился бы к тому, что соот­вет­ствует его есте­ству и выс­шему пред­на­зна­че­нию, что согласно с замыс­лом Божьим о нём. Удо­вле­тво­ре­ние этим стрем­ле­ниям сопро­вож­да­лось бы радо­стью и доволь­ством.

Совер­шенно иначе обстоит дело с гре­хов­ными людьми. Для греш­ника очень часто при­ят­ным и раду­ю­щим пред­став­ля­ется не то, что полезно отно­си­тельно спа­се­ния, но напро­тив, что вредно и раз­ру­ши­тельно для тела и души.

В видах спа­се­ния чув­ствен­ная сфера души должна под­ле­жать такому же исце­ле­нию от послед­ствий греха, как и прочие. По мере нрав­ствен­ного совер­шен­ство­ва­ния чело­века, осу­ществ­ля­е­мого при содей­ствии Божьем, пре­об­ра­жа­ются все его душев­ные силы, воз­рас­тает сте­пень их согла­со­ван­но­сти между собой. Так жизнь чело­века ста­но­вится более воз­вы­шен­ной и целост­ной, цель­ной.

Фор­ми­ру­е­мые в рамках истин­ной веры рели­ги­оз­ные чув­ства, такие как любовь, страх Божий, рев­ность и радость о Гос­поде, спо­соб­ствуют более пра­виль­ной орга­ни­за­ции жизни, более тес­ному еди­не­нию с Богом и ближ­ними.

Отно­си­тельно непо­сред­ствен­ного ответа на заяв­лен­ный в заго­ловке вопрос сле­дует заме­тить, что чрез­мер­ное акцен­ти­ро­ва­ние вни­ма­ния на удо­вле­тво­ре­нии запро­сов чув­ствен­ной сферы, при ненад­ле­жа­щем кон­троле над разу­мом, волей и раз­дра­жи­тель­ной силой, может при­во­дить к печаль­ным послед­ствиям.

Так, непо­мерно высо­кая жажда радо­сти может побуж­дать к неоправ­дан­ному укло­не­нию от скор­бей, испы­та­ний и труд­но­стей (что в итоге может побуж­дать к ослаб­ле­нию постов, сокра­ще­нию дли­тель­но­сти еже­днев­ных молитв и пр.).

Чрез­мер­ная рев­ность может пере­рас­тать в “рев­ность не по разуму”, грубый фана­тизм.

Страх Божий может сме­ниться пани­че­ским стра­хом, ужасом перед Богом (подобно тому страху, какой испы­тал согре­шив­ший Адам ( Быт.3:8 )).

Чрез­мер­ное увле­че­ние мисти­че­скими ощу­ще­ни­ями, погоня за выс­шими созер­ца­ни­ями может закон­читься погру­же­нием чело­века в ложный, бого­про­тив­ный мисти­цизм (такого рода мисти­цизм прак­ти­ко­вали пред­ста­ви­тели ереси (см.: Ересь) мес­са­лиан).

Источник

«Чувства верующих» как предмет законодательного регулирования

Беседа с профессором Михаилом Шаховым, членом экспертного совета при комитете Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций

Что такое чувства верующих. Смотреть фото Что такое чувства верующих. Смотреть картинку Что такое чувства верующих. Картинка про Что такое чувства верующих. Фото Что такое чувства верующих
Михаил Шахов

Внесенный в Государственную Думу законопроект, предусматривающий ужесточение санкций за оскорбление чувств верующих и осквернение святынь, еще должен пройти экспертизу в Правительстве и Верховном суде. Но за несколько дней, прошедших после публикации законопроекта, эта тема уже успела стать поводом для выражения самых разных эмоций и мнений представителей общественности.

Проанализировать проблему «оскорбления чувств верующих» с точки зрения российского законодательства предлагает доктор философских наук, профессор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, преподаватель Сретенской семинарии и член экспертного совета при комитете Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Михаил Шахов.

– Если рассуждать без эмоций, насколько целесообразны с юридической точки зрения меры, предложенные депутатами?

– Прежде всего, я поддерживаю идею об установлении уголовной ответственности за оскорбление религиозных чувств либо осквернение объектов религиозного почитания, мировоззренческой символики. Вопрос о том, относить ли то или иное правонарушение к уголовному преступлению или к административному правонарушению, разрешается с учетом тяжести последствий и общественной опасности содеянного. Учитывая сложность и деликатность этноконфессиональных отношений в нашей стране, максимальная ответственность за такое деяние в виде штрафа от 500 до 1000 рублей, предусматриваемая статьей 5.26 КоАП РФ, явно неадекватна и недостаточна.

У нас, а еще более в Европе и Америке, общество, особенно так называемая «либеральная общественность», с пониманием и одобрением относится к существованию законов, жестоко карающих за так называемые «преступления ненависти» или «речи ненависти», оскорбляющие различные меньшинства: национальные, религиозные, сексуальные. Но увы, эти законы совершенно не защищают представителя большинства – белого коренного европейца/американца-христианина от глумления над христианскими святынями, над традиционными национальными ценностями. В России, чтобы не повторять саморазрушительных ошибок «постхристианской цивилизации», надо твердо защищать святыни и чувства как меньшинств, так и большинства населения.

Но отдельный вопрос – это оценка конкретного законопроекта, который, на мой взгляд, несовершенен. Во-первых, в нем использовано некорректное выражение «унижение (?!) богослужений, других религиозных обрядов и церемоний». Во-вторых – и это гораздо более важное замечание, – предлагается установить ответственность только за действия, направленные против религиозных обрядов и объектов религиозного почитания «религиозных объединений, исповедующих религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России». В нашем законодательстве отсутствуют критерии для разграничения религий на «составляющие» и «не составляющие» эту «неотъемлемую часть». Вопреки распространенному заблуждению, в Федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» не содержится никакого перечня из четырех религий. В преамбуле закона, то есть во вводной части, не имеющей самостоятельного нормативного значения и лишь объясняющей, исходя из чего и ради каких целей принимается этот закон, было сказано, что Федеральное Собрание РФ принимает настоящий Федеральный закон, «уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России». Как мы видим, список религий «открытый», и каковы эти «другие религии» в дополнение к четырем, названным поименно (язычество? шаманизм? конфуцианство?), никто не определил. Упоминание некоторых религий в данном контексте в преамбуле вовсе не тождественно тому, что законом им присвоен какой-то особый правовой статус. К сожалению, неграмотные или нечестные политики и общественные деятели так часто заявляют, что в России законом определены «четыре традиционные религии», что многие наши сограждане стали верить, будто это действительно так. Но даже если оставить в стороне неопределенность списка «защищаемых» религий, мне совершенно неясно, почему за осквернение синагоги или дацана надо карать, а за осквернение святилища сикхов, даосов и т.д. – нет. Это грубейшее нарушение конституционного принципа равенства религиозных объединений перед законом, который предполагает не только равную обязательность соблюдения требований законодательства и равную ответственность за их нарушение, но и равное право на защиту от противоправных посягательств. (Хотя лично я с симпатией отношусь к житийным историям о сокрушении православными святыми идольских капищ, однако современное общество диктует иные нормы поведения.)

– Законопроект предлагает поправки в Уголовный кодекс (максимальное наказание в виде трех лет лишения свободы). Оправдана ли такая строгость?

– Трудно судить, почему за оскорбление религиозных чувств предлагается максимальный срок именно три года, а не два, не четыре… У нас и в законодательстве, и в судебной практике достаточно много диспропорций, иногда кричащих, между карами за правонарушения, когда менее серьезное и тяжкое наказывается гораздо более строго, чем более опасное. Но обращу внимание на то, что в законопроекте идет речь о верхнем пределе наказания, а это означает, что суд в конкретном деле может назначить и существенно меньшее наказание, исходя из конкретных обстоятельств. Более того, возможно и такое изменение законодательства, когда ответственность за сходное правонарушение будет и в УК, и в КоАПе. (Например, ответственность за хулиганство – ст. 213 УК и за мелкое хулиганство – ст. 20.1 КоАП). Тогда в конкретном деле судом может оцениваться: есть ли вообще состав уголовного преступления или же это административное правонарушение или вообще нет правонарушения.

Понятие «оскорбление чувств» очень растяжимое, трудно определяемое, поэтому лишение свободы за «оскорбление», может быть, и не следует устанавливать даже в виде верхнего предела наказания. А вот за «осквернение» – например, если человек ворвался в храм и надругался над Святыми Дарами во время литургии, – можно и посадить.

– Можете ли вы привести конкретные примеры из судебной практики, которые бы иллюстрировали описанные вами проблемы законодательства?

– Судебной практики именно по делам об оскорблении чувств верующих немного. Гораздо больше дел по ст. 282 УК (возбуждение ненависти либо вражды). К таковым относится и дело о лозунге «Православие или смерть» на футболке, по которому я входил в состав группы экспертов, проводивших комплексную экспертизу. Мы обосновали, что лозунг не является экстремистским, но судебные процессы еще не завершены. Московская фемида уже больше года разбирается с этим делом. Умножения таких казусов хотелось бы избежать.

– А как насчет других маек с явно кощунственными изображениями, которые в последнее время можно было встретить на улицах города? Как это можно квалифицировать с точки зрения законодательства?

– Все очень индивидуально, надо разбираться по каждому конкретному случаю. Универсального законодательного запрета быть не может, закон может только установить общий принцип недопустимости размещения на майках или где-либо еще изображений, оскорбляющих религиозные чувства граждан. А вот оскорбительно ли изображение – иногда очевидно, а иногда это затруднительно решить даже экспертам.

В обществе, где нет единых представлений о том, что есть «священное», «истинное», «добро», «прекрасное», кто-то всегда и неизбежно будет оскорбляем чужими воззрениями, высказываниями и действиями. Тоталитарное общество стремится «привести всех к одному знаменателю», оправдывая свои действия искренней верой в истинность официально признанных «вечных ценностей» и наказывая инакомыслящих. Наше современное государство (которое я лишь с большими оговорками назвал бы демократическим) отказалось от претензий на монопольное обладание духовными истинами. Это, конечно, хорошо, но фактом идеологического многообразия общества стараются воспользоваться, чтобы сознательно загнать в тупик дискуссию об оскорблении чувств верующих. Нам говорят: завтра кто-то скажет, что его веру оскорбляет любое изображение человека на майке, потому что изображения людей – это идолы, послезавтра другой скажет, что его религиозные чувства оскорбляет вообще всякая картинка на майке, на следующий день придет третий и скажет, что само ношение любых маек оскорбляет его религиозные чувства. А поскольку кто угодно может оскорбиться чем угодно, значит, уверяют нас, в условиях плюрализма верований и мнений идея защиты религиозных чувств нереализуема, поэтому якобы нельзя препятствовать людям носить майки с кощунственным глумлением над святынями. Конечно, с такими рассуждениями согласиться невозможно. Понятие «оскорбление» в уголовном праве характеризуется совокупностью квалифицирующих признаков, среди которых субъективное отношение лица, почувствовавшего себя оскорбленным какими-то словами или поступками, далеко не является единственным признаком. Если я на вас «не так посмотрел» и вы оскорбились, этого недостаточно, чтобы привлечь меня к ответственности. Под оскорблением принято понимать унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, то есть путем унизительного обращения с человеком в циничной, глубоко противоречащей нравственным нормам и правилам поведения в обществе форме. То есть оскорбление – это не корректное высказывание, например: «Бога нет», а действие, имеющее неприличную форму и сознательно направленное на унижение человека, в нашем случае верующего (верующих).

Также поддаются различению реальные религиозные чувства, нуждающиеся в защите от оскорблений, от различного рода фикций, фантомов и капризов. Даже если посмотреть на практику Европейского суда по правам человека, можно убедиться, что он разграничивает действительно глубокие, прочные, системные важные для личности убеждения и верования от сиюминутной блажи в духе «мои чувства оскорбляет зеленый цвет, устраните его изо всех государственных учреждений во имя уважения к моим убеждениям!» Хотя, надо признать, что в демократическом обществе весьма непросто доказать, что «художник», рисующий «икону» женщины с балаклавой на голове и говорящий: «А я так это вижу, и мое восприятие ничуть не хуже вашего традиционного», вышел за пределы допустимой свободы творчества.

– Какие еще поправки в законодательство необходимы, чтобы изменить ситуацию?

– Прежде всего, необходимо существенно переработать содержание ст. 282 УК РФ и правовое регламентирование критериев и порядка признания каких-либо материалов (литературы, символики и т.п.) экстремистской. Существующая неопределенность правовых норм позволяет по достаточно произвольному усмотрению судей и экспертов объявлять экстремистскими почти любые тексты, включая тексты древних священных книг. Первый шаг к «законному произволу» был сделан еще тогда, когда в статье 29 Конституции РФ среди недопустимых форм использования свободы слова была указана «пропаганда религиозного превосходства». Из Основного закона эта формула пришла в ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», в ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», но никто не знает и не может объяснить, что же такое «пропаганда религиозного превосходства»? Если православный священник учит паству в соответствии с традиционной святоотеческой формулой «Вне Церкви нет спасения», нарушает ли он Конституцию? Я думаю, что в Конституции данную формулу надо изменить на более однозначную – быть может, ограничиться запретом на разжигание ненависти и вражды. Ввиду того, что Конституция имеет высшую юридическую силу, пока в ней сохраняется эта нечеткая, допускающая произвольное толкование формулировка, она будет вновь и вновь возникать в других законодательных актах, порождать трудности в ходе судебных разбирательств.

– Часто приходится слышать аргумент, что раз решили защищать чувства верующих, то давайте защищать и чувства неверующих. Как вы можете это прокомментировать?

– В жалобах представителей немногочисленного атеистического сообщества есть определенная доля лукавства. Сейчас они нарочито делают вид, что религиозные чувства и чувства атеистов есть однопорядковые явления. Но если мы посмотрим в учебники «научного атеизма» или в написанные позднее на их основе учебники религиоведения, то обнаружим, что именно там доказывается особая природа религиозных чувств. «Научные атеисты» никогда не соглашались, что их чувства в отношении, скажем, мавзолея Ленина имеют ту же природу, что и религиозное чувство. Просто сейчас они по тактическим причинам «подзабыли» свои собственные догматы.

Следует разграничивать проблему охраны от оскорбления чувств атеистов и чувств неверующих, то есть людей, по разным причинам безразличных к религиозной проблематике. У последних нет никаких чувств в отношении религии – ни положительных, ни отрицательных, следовательно, и оскорбить эти чувства невозможно. В отношении этой категории граждан никто не отменяет и не умаляет необходимости и важности защиты их свободы убеждений, их защиты от оскорбления чести и достоинства.

Не случайно в мире является общепринятой практика регулирования свободы вероисповедания и деятельности религиозных объединений специальным законодательством, отличающимся от законодательства об иных видах некоммерческих организаций, общественных объединений. Это отражает понимание и признание специфичности религиозной жизни. После распада СССР в России были сторонники идеи уравнять религиозные объединения со всеми другими общественными объединениями, в которые граждане объединяются на основе общности мировоззренческих, философских, политических, социальных, культурных интересов. Но, к счастью, этого не случилось. Законодатели России и многих других стран понимают, что принцип равенства перед законом не означает игнорирования особой сложности организации религиозной жизни, существования многочисленных запретов, предписаний, налагаемых религиозными канонами. По причине этой специфики верующий человек более уязвим, более раним, в том числе сталкиваясь с глумлением над святынями. Материалистическая онтология атеизма сама отрицает возможность существования сверхъестественных святынь и понятие греховности их поругания.

С учетом сказанного выше о понятии «оскорбление» можно сделать вывод, что ни материалист за слова «Бога нет», ни священник за утверждение о том, что атеисты будут гореть в аду, привлекаться к ответственности не должны. А вот если человек публично и цинично глумится над памятью, скажем Джордано Бруно или Бертрана Рассела, сознательно стремясь унизить атеистов, его возможно привлечь к ответственности. Хотя последняя ситуация мне представляется очень надуманной.

– В Уголовном кодексе есть также статья, предусматривающая наказание за вандализм, в том числе и против религиозных святынь. Может быть, стоит изменить ее, чтобы решить проблему?

– Отчасти ст. 214 УК РФ, устанавливающая ответственность за вандализм, то есть осквернение зданий или иных сооружений, порчу имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах, может использоваться при квалификации преступлений против верующих и религиозных объединений. Но она предполагает нанесение определенного материального ущерба, даже термин «осквернение» в ней подразумевает обезображивание, например путем пачкания памятника красками, нанесения непристойных надписей. Известный «концерт в храме» и ему подобные выходки под эту статью не подведешь, а расширять ее формулировки – значит делать статью 214 слишком всеобъемлюще-неопределенной.

– Сейчас поправки в УК и КоАП об ужесточении наказания за оскорбление чувств верующих направлены в Правительство и Верховный суд на экспертизу. Какова вероятность того, что они получат положительное заключение и закон действительно будет принят до конца года, как пообещал глава думского комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов?

– Не берусь предсказывать, хотя, думая, это не лишено вероятности. Дело не в сроках, а в двух содержательных вопросах. Во-первых, я постарался показать, почему я считаю такие поправки в принципе необходимыми. Во-вторых, если законопроект будет принят с нынешними недостатками или «обогатится» новыми, вместо пользы его принятие пойдет во вред.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *