что такое dolby atmos в кинотеатре что это
Что такое Dolby Atmos и чем он отличается от DTS: X
Технология Dolby Atmos в свое время произвела чуть ли не революцию в мире многоканального звука, а сейчас становится обязательной функцией для аудиофилов. Но что это такое, как работает и в чем отличие от еще одной технологии объемного звучания DTS: X?
Dolby Atmos — это запатентованный аудиоформат, предназначенный для передачи объемного 360-градусного звука, как в кинотеатре. Используя технологию, создатели контента размещают определенные звуки точно в пространстве — так, чтобы вы могли слышать действие, как оно было задумано. Это означает, что Dolby Atmos может одинаково реалистично воспроизводить звук большого взрыва или полета пчелы, делая его пространственно точным. Вы даже можете слышать звуки, доносящиеся сверху. Dolby Atmos по сути обманывает мозг, заставляя его думать, что он находится прямо в середине сцены.
Чтобы добиться такого реалистичного звука, технология использует 9,1-канальный ресивер и может обрабатывать одновременно до 128 треков и 118 звуковых объектов для создания иммерсивной звуковой сцены. Любой звуковой объект, будь то звук шагов или баскетбольного мяча, бьющегося об асфальт, имеет определенную позицию на сцене. Dolby Atmos позволяет создателям контента размещать эти звуки в точном месте и задавать любое движение (представьте, как кто-то убегает от вас по коридору) в трехмерном пространстве. То есть в вашем доме вы вполне можете получить звук кинотеатрального качества, конечно, если у вас есть оборудование, поддерживающее эту технологию (наушники, саундбар, домашний кинотеатр и т.д.).
Техника, оптимизированная для Dolby Atmos, анализирует аудиоданные, и, в зависимости от количества имеющихся у вас динамиков и их размещения, определяет оптимальное воспроизведение в реальном времени. Если вы разместите потолочные динамики, то, когда в фильме пролетает вертолет, это будет звучать так, как будто над вами действительно летит вертолет. Чем больше у вас динамиков, тем лучше позиционирование, детализация и глубина звука.
Технология DTS: X — основной конкурент Dolby Atmos. Это объектно-ориентированный аудиокодек, целью которого также является создание многомерного звука, который движется вокруг вас, как в реальной жизни. Обе технологии могут обеспечить реалистичный и объемный звук, но есть некоторые ключевые различия в способах достижения конечного результата.
Dolby Atmos рекомендует использовать динамики, размещенные в потолке (да, тот самый пролетающий над головой самолет). Не хотите проделывать отверстия в потолке для крепления динамиков? Существует ряд более простых вариантов, включая звуковые панели с возбуждающими драйверами, отражающими звук от потолка с аналогичным эффектом. DTS: X работает со стандартными настройками объемного звука и не требует установки дополнительных динамиков в этот самый потолок (и вообще официально не требует каким-то особым образом располагать динамики). Вы также можете вручную настроить звуковые объекты, например, увеличить громкость диалогов по сравнению со звуковыми эффектами (частая проблема современного кино).
DTS: X чисто с технической стороны превосходит своего конкурента в скорости передачи данных, которая обещает более реалистичное восприятие. Dolby же утверждает, что ее кодеки имеют большую эффективность, то есть при пониженной скорости передачи данных качество звука будет лучше, чем у конкурента. Тем не менее по другим факторам, таким как соотношение сигнал/шум и калибровка динамика, Dolby превосходит DTS.
Современный видеоконтент часто содержит сразу две звуковых дорожки, чтобы пользователь мог сам выбрать, какой формат ему больше нравится. Акустические системы тоже чаще всего поддерживают и DTS: X, и Dolby Atmos.
Краткая энциклопедия Dolby Atmos, том I
Объектно-ориентированный звук в кинотеатре и дома
Краткая энциклопедия Dolby Atmos, том I
Объектно-ориентированный звук в кинотеатре и дома
Дочерняя структура Dolby Laboratories ООО «Долби Си-Ай-Эс» работает в России уже более пяти лет. Фирма занимается оснащением коммерческих кинотеатров и активно сотрудничает с отечественными телеканалами. Крупнейшим вещателям, таким как «Первый канал», ВГТРК, НТВ+, «Триколор ТВ» она предлагает ноу-хау и экспертизу в области кодирования и передачи звуковой информации. В частности, специалисты Dolby принимали активное участие в создании нормативов по громкости рекламных роликов, адаптируя богатый мировой опыт решения данной проблемы к местным реалиям доминирования аналогового ТВ. «Долби Си-Ай-Эс» реализует у нас фирменные наработки для наземного, спутникового, кабельного телевещания, а также сотрудничает с набирающими популярность сервисами VOD. В последнее время к перечисленным сферам деятельности добавилось новое направление — популяризация аудиоформата Dolby Atmos.
Технология Dolby Atmos является очередным звеном в цепочке развития форматов объемного звучания, призванного полностью погрузить зрителя в события на экране коммерческого либо частного просмотрового зала. Эта область стала бурно прогрессировать в начале 80-х годов прошлого века с появлением алгоритмов матричного кодирования аудиосигнала, обеспечивающих добавление в стереофоническую дорожку информации для дополнительных звуковых каналов. Когда-то стереозвук был основным решением для кино, сейчас он остается таковым в телевещании. Ранний формат Dolby Stereo / Dolby Surround позволял подмешивать в обычный саундтрек информацию для центрального и тыловых каналов (моно), причем последняя в процессе декодирования разделялась на сигналы для двух колонок. Басовые спецэффекты для сабвуфера извлекались из трека при помощи частотной фильтрации. В домашней реализации алгоритм впоследствии стал широко известен как Dolby Pro Logic. Существенным недостатком аналоговой технологии являлось взаимное проникновение информации между каналами при декодировании, зато такая дорожка могла воспроизводиться без какого-либо преобразования через традиционный стереофонический тракт.
На рубеже веков на смену Dolby Pro Logic пришел более прогрессивный и уже цифровой формат с независимым канальным кодированием данных, где для басовых партий имелся отдельный дискретный канал. Для практического применения новинки потребовалась связка оборудования кодер/декодер. Речь идет о технологии Dolby Digital в различных реинкарнациях, получившей распространение как в больших кинотеатрах с пленочной проекцией, так и в домашних AV-системах. Сначала этот были комплексы с конфигурацией акустики 5.1, а затем и 7.1. Нужно добавить, что в самых современных цифровых кинотеатрах многоканальные саундтреки существуют в виде данных РСМ без компрессии, передаваемых через Интернет и хранимых на жестких дисках. Наиболее популярным «сжатым» форматом сейчас является Dolby Digital Plus, который применяется на телевидении, в интернет-вещании, в домашних мультимедийных комплексах. Также актуальны более продвинутый lossless-кодек Dolby TrueHD и профессиональный телеформат для международного обмена контентом Dolby Е.
Революцию в индустрии совершил изобретенный компанией Auro Technologies формат Auro 3D, добавивший обычному кинозвуку «второй этаж» и «крышу». Альтернативой от Dolby стало появление технологии формирования объектно-ориентированного саунда Atmos, которая принципиально отличается от алгоритмов матричного и канального кодирования/декодирования. Звуковая информации здесь не просто фиксируется, но и сопровождается метаданными о положении виртуальных объектов в пространстве. Речь идет о трехмерных координатах образа с изменениями во времени, что позволяет получить в помещении однородную звуковую среду с высочайшей детализацией. Формат Dolby Atmos поддерживает до 128 таких объектов, налагаемых на фоновые шумы. В качестве наглядного примера реализации ноу-хау можно представить картину леса, населенного 128 птицами, которые постоянно перелетают с дерева на дерево и поют при этом разными голосами.
В своей первоначальной версии технология предназначалась для коммерческих просмотровых залов с конфигурацией акустики 7.1, где потребовалось выполнить серьезное переоснащение. Размещение колонок там обычно начинается примерно от трети расстояния между экраном и задней стеной — на уровне первых рядов зрительских кресел. В эту «слепую зону» были добавлены дополнительные спикеры для бесшовного панорамирования спецэффектов. Два ряда потолочных громкоговорителей обеспечили покрытие зрительного зала верхним полем. Если ширина экрана превышала 12 метров, в конфигурацию добавлялись левый центр и правый центр. Также по помещению распределялись дополнительные сабвуферы, отвечающие за равномерность басового фундамента звучания. И, самое важное, в кинотеатрах Dolby Atmos для каждого громкоговорителя предусмотрен отдельный канал усиления, что гарантирует панорамирование звука с максимальной точностью. В рамках технологии в студии создается саундтрек в виде «набора конструктора» со звуковыми образами и метаданными. В свою очередь оборудование на объекте настраивается специалистами бренда таким образом, чтобы при распаковке дорожки добиться оптимального звучания для конкретной, порой уникальной конфигурации. Разумеется, сам зал проектируется, строится и оснащается по определенным канонам. Для построения домашнего кинотеатра Dolby Atmos тоже существует регламент, но он менее строгий. Об этих правилах, а также об аппаратуре и контенте для пользовательской AV-системы мы расскажем во второй части материала.
Что такое Dolby Atmos?
Dolby Atmos когда-то была многообещающей технологией. Теперь она доступна на множестве устройств и приложений, от кинотеатров до телевизоров и смартфонов. Но что именно? Читайте все подробности о Dolby Atmos.
В 2012 году Dolby Atmos, рекламируемый как будущее домашнего кинотеатра, был принят в кинотеатрах по всей стране. Теперь вы можете наслаждаться этим кинематографическим звуком в собственной гостиной с многочисленными звуковыми панелями, AV-усилителями, телевизорами и даже смартфонами, поддерживающими его.
Что Вам необходимо знать про Dolby Atmos?
Атмос, разработанный в 2012 году, расширяет возможности 5.1 и 7.1, чтобы включить в него многочисленные динамики, расположенные по всей комнате, и создать объемный трехмерный звук.
В кинотеатре перед вами, вокруг и над вами будет размещено до 64 динамиков. Это добавляет звуку высоту, создавая полусферу динамиков, которая позволяет режиссерам и звукорежиссерам направлять определенные звуки в определенные области с высокой степенью точности.
Вероятно, главное, что нужно знать, когда речь идет о Dolby Atmos, – это концепция аудиообъектов. Раньше звуки были ограничены определенными каналами – частями звука, которые направлялись на определенные динамики.
С Dolby Atmos звукорежиссерам не нужно ограничивать звук определенным каналом. Они могут указать, откуда исходит отдельный звук и куда он движется. А система Атмос интерпретирует эти данные и воспроизводит их в виртуальном трехмерном пространстве.
В результате создается ощущение, что звук исходит из комнаты, в которой вы сидите. Слышно, как капли дождя ударяют по отдельным листьям, вертолеты звучат так, как будто они летают над вами.
Отдельные звуки, которые больше не ограничиваются определенным динамиком или каналом, называются аудиообъектами.
В Atmos базовый уровень звука по-прежнему микшируется с использованием традиционного канального подхода. Это окружающие статичные звуки, которые не требуют точного размещения. Аудиообъекты помещаются поверх этого слоя вместе с соответствующими пространственными метаданными для создания более динамичного звучания. Технология позволяет использовать до 128 аудиоканалов, 10 из которых используются для базового уровня, а 118 – для аудиообъектов.
Использование объектно-ориентированного звука также означает, что звуковые данные могут масштабироваться в нескольких форматах. Лучший способ воспроизвести звуковую среду Атмос – использовать 64 динамика. Но это не значит, что другие, менее сложные настройки не могут воспроизводить такое же звучание. В этом смысле дело не столько в количестве динамиков, сколько в принципе звуковых объектов и способах их воспроизведения в различных системах.
Не важно, слушаете ли вы в кинотеатре с гигантской конфигурацией из 64 динамиков, или дома с 7 динамиками, или даже используете наушники. Независимо от этого в Атмос есть все необходимые данные для точного воспроизведения 128 аудиообъектов, что и делает технологию невероятно приспосабливаемый.
Где я могу услышать звук Dolby Atmos?
Самый простой способ узнать, что такое Атмос, – это найти кинотеатр, оснащенный необходимыми технологиями.
Другой вариант – обновить домашнюю аудиосистему. Конечно, когда дело доходит до обновления вашей персональной системы, 64 динамика – это в лучшем случае логистическая проблема.
В результате было предложено множество решений, чтобы попытаться принести звук Atmos в дом.
Dolby Atmos дома
Даже если вы не сможете воссоздать полностью домашний кинотеатр с 64 динамиками, вы все равно можете получить хорошее впечатление от Dolby Atmos в гостиной.
Домашние системы Atmos способны воспроизводить все 128 аудиообъектов всего через 7 динамиков. Для тех, кто хочет сделать все возможное, домашние системы Атмос поддерживают до 34 динамиков, но в такой настройке нет необходимости.
Но прежде чем беспокоиться о динамиках, нужно знать еще кое-что. Во-первых, вам не понадобится новый проигрыватель Blu-ray. Стандартные Blu-ray могут содержать необходимые данные Atmos, как и Blu-ray Ultra HD. Поэтому, если вы не хотите перейти на UHD Blu-ray, проблем с форматом не будет.
Количество контента в формате тоже растет. Sky уже некоторое время производит контент в Атмос: футбол Премьер-лиги и такие мероприятия, как музыкальный фестиваль Isle of Wight, транслируются в дома по всей стране в этом формате.
Однако на данный момент доступен самый широкий спектр контента Атмос для потоковой передачи в цифровом виде из таких видеохостингов, как YouTube, через встроенные приложения Smart TV и потоковые устройства, такие как Apple TV 4K.
Когда у вас есть ресивер, самое время подумать о динамиках. Вы можете купить обычные пакеты домашнего кинотеатра, которые включают динамики и приемник с поддержкой Atmos. Но если вы обновляете свою текущую настройку, вам будет приятно узнать, что ваши существующие динамики также можно использовать.
Итак, что насчет этих важнейших потолочных динамиков? Вам может быть интересно, собираетесь ли вы сверлить отверстия в потолке для установки необходимых динамиков. К счастью, в этом нет необходимости.
Во-первых, вы можете купить специально разработанные колонки Dolby Atmos. В них встроены динамики, направленные вперед, с версиями, направленными вверх. Они отражают звук от потолка, имитируя эффект потолочных динамиков.
Если вам нравится ваша текущая настройка динамиков, доступны также модули динамиков, которые преобразуют существующую настройку в версии с поддержкой Атмос, способные поднять звук вверх. Это просто вариант размещения модулей, которые по сути являются обращенными вверх динамиками, поверх существующих динамиков, чтобы добавить накладные функции. В превосходных сериях KEF R и Q есть соответствующие модули Atmos.
Во-вторых, вы можете сделать решительный шаг и установить настоящие потолочные динамики. Как уже упоминалось, домашние системы Atmos будут работать с 34 динамиками, поэтому, если установка потолочных динамиков не проблема, вы можете сойти с ума по Атмос.
Однако, прежде чем испортить гипсокартон, стоит иметь в виду один нюанс. Руководство Dolby гласит, что использование только двух верхних динамиков «обеспечит убедительный и мощный эффект», в то время как четыре верхних динамика дадут вам «оптимальное ощущение движения и точности звука».
Фактически, справочные руководства Dolby для лучшей настройки динамиков Atmos рекомендуют использовать максимум 12 динамиков. Если у вас есть правильный AV-ресивер, вы можете обновить существующий объемный звук 5.1 или 7.1, добавив два или четыре потолочных динамика и пару модулей динамиков или динамики с поддержкой Atmos.
Рост популярности Atmos в домашних условиях также совпал с появлением звуковых панелей с поддержкой Atmos как более дешевого и менее назойливого способа установки Atmos в доме.
Эти более простые решения объединяют направленные вверх динамики с традиционной технологией звуковой панели, чтобы обеспечить работу с Атмос без проблем. Такие модели есть у многих производителей, например, у Sony, американского Vizio или немецкого бренда Sennheiser.
Atmos на мобильном телефоне
Dolby Atmos разработан с учетом того, что его можно адаптировать к любому устройству, которое вы слушаете. Поэтому вы можете наслаждаться звуком Атмос, используя свой смартфон, планшет или наушники.
Использование Atmos на мобильных устройствах стало возможным благодаря объединению традиционной технологии виртуального объемного звучания с объектно-ориентированным звуком Dolby Atmos. Не вдаваясь в историю виртуального объемного звука, их сочетание позволяет наушникам воспроизводить убедительную версию трехмерного звукового ландшафта. Это будет не то же самое, что сидеть в кругу говорящих, но вы все равно должны лучше почувствовать пространство и направленность.
Музыка в Dolby Atmos
Atmos доступно не только для поклонников домашнего кинотеатра, его присутствие растет и в музыкальной индустрии.
Первый аудиодиск Blu-ray со звуком Атмос появился в 2015 году в рамках празднования 25-летия REM’s Automatic For The People. Этот сектор вырос с тех пор, как вышел концертный фильм Ханса Циммера Live in Prague со звуком Atmos, а также были переизданы альбомы Kick от INXS, The Wall Роджера Уотерса и многие другие.
На выставке Hi-Fi Show в Бристоле в 2019 году Trusted Reviews познакомились с негласным взглядом на классические песни, ремикшированные в Atmos. Треки включали “Don’t Believe the Hype” (в оркестровом исполнении), “God Only Knows” (в исполнении Королевского филармонического оркестра) и “Rocket Man” Элтона Джона.
Конечный результат был интересным: некоторые песни лучше подходят для этого формата, чем другие. Следовательно, воспроизводятся оркестровые версии некоторых песен, но потенциал для того, что может сделать Атмос, есть.
И музыкальные студии подхватили это, а Universal Music Group объявила о партнерстве с Dolby для создания музыки в формате погружения.
Чем отличается Dolby Atmos от конкурентов?
Dolby – не единственная компания, участвующая в акции со звуком. Формат DTS DTS:X был представлен в январе 2015 года и также использует объектно-ориентированную систему. Однако, в отличие от Dolby Atmos, DTS:X изначально предназначался для домашнего использования, а затем был нацелен на кинотеатры.
Чем отличается DTS:X? Во многом это то же самое, что и система Dolby. Однако решающее различие заключается в настройке динамиков. В то время как Атмос поддерживает до 34 динамиков в доме, 64 в кинотеатре и требует новых динамиков для правильной работы, DTS:X поддерживает до 32 динамиков и будет работать с вашей текущей настройкой домашних динамиков.
Это означает, что, хотя дополнительные потолочные динамики улучшат качество DTS:X, они не нужны для получения максимальной отдачи от технологии. Более того, DTS:X поддерживается большим количеством производителей, многие из которых выпускают обновления прошивки для существующих AV-ресиверов.
Еще одна конкурирующая объектно-ориентированная трехмерная аудиосистема – Auro 3D. Формат, разработанный бельгийской компанией Auro Technologies и официально представленный в 2006 году, основан на трехуровневом дизайне. Он включает фронтальные верхние динамики, верхние динамики объемного звучания и потолочный динамик объемного звучания.
Различие между этой системой и Dolby Atmos заключается в расположении динамиков. В Auro 3D дополнительный ряд динамиков размещается над традиционным рядом, имеющимся в конфигурациях 5.1 и 7.1. Это добавляет элемент высоты. Затем на потолок помещается один динамик, чтобы добавить размер потолка.
Хотя Auro 3D также создает пространственное звуковое поле, компания не использует термин «аудиообъекты», как это делает Dolby. Плагины Auro позволяют звукорежиссерам определять, где должны исходить и перемещаться звуки, а формат можно использовать в кинотеатрах, дома и через наушники, как и в случае с Dolby Atmos.
В таких фильмах, как «Голодные игры», «Семейки Крудс» и «Красный хвост» используется Auro 3D, хотя он не так популярен, как DTS:X или Атмос. Auro, DTS и компания Barco, занимающаяся технологиями цифрового кино, объявили в 2013 году, что они объединятся для поддержки подхода открытого формата к созданию объектно-ориентированного звука кино. Это позволит кинотеатрам воспроизводить фильмы с любым новым 3D-звуком.
В каких фильмах используется Atmos?
С тех пор, как Dolby представила новую звуковую технологию в 2012 году, многие кинематографисты решили использовать ее.
Первым фильмом, в котором использовалась технология Атмос, стал фильм Disney Pixar «Храбрый». Его премьера состоялась в Голливуде в 2012 году в кинотеатре Dolby, оборудованном Atmos. С тех пор популярность Атмос растет. У Dolby есть список фильмов, в которых использовалась эта технология, и они доступны через
Однако не все эти фильмы выпускались со звуком Atmos на Blu-ray. К счастью, Dolby также предоставила списки дисков Blu-ray с поддержкой Атмос для каждой территории.
Атмос и VR
Поскольку виртуальная реальность (VR) все еще набирает обороты, 3D-звук важен. Воспроизведение того, как мы слышим звуки в повседневной жизни, имеет решающее значение для ощущения погружения в виртуальную реальность.
Dolby уже работал с создателем контента VR Jaunt, чтобы добавить звук Atmos к трем VR-впечатлениям компании: Black Mass, Kaiju Fury! и видео с концерта Пола Маккартни под названием «Живи и дай умереть».
С тех пор поддержка Атмос была расширена для поддержки возможностей виртуальной реальности на iOS, Android, OS X и Windows. Dolby перечисляет Oculus Rift и HTC Vive в качестве поддерживаемых устройств, если у вас Windows 7 и выше.
Вдобавок компания заявляет, что Samsung Gear VR совместим с технологией Atmos. Вы также можете получить опыт применения Atmos с Google Cardboard, складным устройством компании, которое превращает ваш смартфон в средство просмотра VR.
Большинство телефонов Samsung и Apple способны воспроизводить звук Atmos.
Новые измерения звука
Формат объемного звука Dolby – захватывающее предложение для каждого, кому небезразличны аудиотехнологии.
Производители поддерживают Atmos и звуковые панели, поддерживающие этот формат. Вещательные компании выпускают все больше контента в Атмос. И по мере того, как VR начинает набирать популярность, объектно-ориентированный звук становится востребованным.