Что такое экологический кружок

Экологический кружок для дошкольников. Планы, программы

Содержится в разделах:

Дополнительная программа с экологическим уклоном для дошкольников СРЦН Что такое экологический кружок. Смотреть фото Что такое экологический кружок. Смотреть картинку Что такое экологический кружок. Картинка про Что такое экологический кружок. Фото Что такое экологический кружокКОМПЛЕКСНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА С ЭКОЛОГИЧЕСКИМ УКЛОНОМ «ПРИРОДА И Я – ЛУЧШИЕ ДРУЗЬЯ» Возраст обучающихся: от 3 до 6 лет Срок реализации: 1 год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА «Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным.

Рабочая программа кружка «Юный эколог» для детей старшей и подготовительной групп «Любовь к природе, впрочем, Как и всякая человеческая любовь Несомненно, закладывается в нас с детства» И. Соколов-Никитов. Пояснительная записка. Природа и человек …. Когда-то эти понятия в сознании людей были слиты воедино. Человек чувствовал целостность мира и считал себя его.

Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа творческой мастерской. » Что такое экологический кружок. Смотреть фото Что такое экологический кружок. Смотреть картинку Что такое экологический кружок. Картинка про Что такое экологический кружок. Фото Что такое экологический кружокДополнительная общеразвивающая программа творческой мастерской «Экологические сказки» Направленность: экологическое познание, художественно-эстетическое развитие (лепка, аппликация, рисование) Возраст детей: 4-5 лет Срок реализации: 1 учебный год Автор: воспитатель Алла.

Программа кружка по экологии в подготовительной группе «Юные друзья природы» Пояснительная записка. 1. Направленность программы. Экологическое воспитание детей – прежде всего воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения к природе, и к людям, которые живут рядом, к потомкам которым надо оставить Землю пригодной для полноценной жизни.

Образовательная программа экологического кружка для подготовительной группы Образовательная программа экологического кружка «Эковишки» для подготовительной группы «Островок» на 2020-2021 учебный год. Воспитатель: Акимова Н.Г. Пояснительная записка. Дошкольный возраст – важный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются.

Статья «Рабочая программа кружка по художественному труду с использованием. » I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена для детей 5-6, 6-7 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, на основе образовательной программы, используемой в детском саду, не противоречит федеральным государственным образовательным стандартам и обеспечивает.

План работы кружка по экологической направленности для второй младшей группы Муниципальное дошкольное образовательное учреждение ДЕТСКИЙ САД ОБШЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей № 54 ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ (ЭКОЛОГИЯ) «Капелька» Возраст детей:3-4 года Срок.

План и методы работы кружка по экологии для старшей группы «Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума» В. Сухомлинский. Пояснительная записка Кружок «Рябинка» имеет экологическую направленность, которая.

Источник

Роль кружковой работы в экологическом воспитании учащихся

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Роль кружковой работы в экологическом воспитании учащихся. (выступление на ГМО март 2015 года)

Важнейшая роль в экологическом образовании и воспитании учащихся принадлежит изучению природы родного края, местных условий функционирования экосистем, т.е. экологическое образование по своему содержанию должно быть региональным. И задача состоит в том, чтобы научить учащихся любить и защищать все, что связано с природой, совершать добрые дела там, где они живут, учатся, отдыхают, воспитывать у учащихся чувство привязанности к родным местам, долга и ответственности за будущее своей природы.

За многие годы работы в школе было выяснено, что детей больше всего привлекает кружковая работа. На кружковых занятиях учащиеся не ограничиваются только изучением о существующих экологических проблемах, но и осознают причины и учатся прогнозировать последствия той или иной деятельности человека.

В Якиманско-Слободской школе с 2008года работает кружок «Юный эколог».

Основная цель курса: привитие учащимся любви к своей малой родине, бережного отношения к ее природе, углубление их экологических знаний, воспитание экологической культуры.

Основными задачами кружка являются:

• познакомить учащихся с природой родного края, ее экологическим состоянием;

• расширение кругозора учащихся в области достижений экологии;

• выявление наиболее одаренных учащихся и развитие их творческих способностей;

• совершенствование умений и навыков исследовательской деятельности учащихся в природе, повышение уровня знаний и эрудиции в области экологии;

• совершенствование процесса обучения и профориентации ;

Основные формы деятельности кружка — индивидуальная, групповая, массовая работа.

Индивидуальная работа — это самостоятельные занятия ребят с первоисточниками, дополнительной литературой, выполнение заданий по теме научного исследования.

Групповая деятельность включает в себя постановку и проведение экспериментов, обсуждение результатов, защиту научно-исследовательских, поисковых предложений.

К массовой работе можно отнести общие собрания, которые проводятся дважды в год: в сентябре и в мае, конференции, конкурсы, олимпиады, смотры, тематические вечера, выставки, экскурсии, недели науки и другие массовые творческие дела.

Программа кружка состоит из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает в себя изучение основ классической экологии и региональных экологических проблем, методов экологических исследований. При этом большое внимание уделяется изучению методик биоиндикации и биологических особенностей видов-биоиндикаторов. Практические занятия включают конкретные экологические исследования.

Основные виды деятельности кружка:

практическая природоохранная деятельность.

1. Учебно-исследовательская деятельность

Учащиеся изучают флору и фауну Дмитриевско-Слободского сельского округа, проводят гидрологические, энтомологические исследования на такие темы, как «Биоиндикация пришкольной территории», «Взаимовлияния между растениями», «Оценка состояния лекарственных растений », «Исследование состояния окружающей среды по комплексу признаков у хвойных», «Изучение жизненного состояния растений в местах с различной степенью антропогенного воздействия» и др.

При выборе методики исследования предпочтение отдается, прежде всего, доступным, простым, позволяющим без специального оборудования, приборов и дефицитных реактивов изучать, определять, оценивать, сравнивать, анализировать и давать достоверные и объективные ответы на поставленные задачи исследовательской работы.

Исследовательская деятельность позволяет членам экологического кружка принимать участие в различных конференциях и конкурсах. Они ежегодно выступают со своими исследовательскими проектами на экологической конференции школьников, на конференции «Юннат года», становятся дипломантами и лауреатами.

2. Практическая природоохранная деятельность

Практическая природоохранная деятельность проходит по следующим направлениям:

1. Защита природной среды (изготовление кормушек и скворечников для птиц, подкормка птиц).

2. Улучшение природной среды (озеленение села, пришкольной территории, уборка и облагораживание территории села, обочины дорог).

3. Пропаганда экологических знаний (выставка экоплакатов, рисунков, выступления перед учащимися школы и родителями).

4. Охрана уникальных объектов природы села (родники).

План работы эколого-природоохранных мероприятий школы составляется с членами кружка «Юный эколог».

Знания и практические умения, приобретенные учащимися в ходе выполнения исследований, могут впоследствии использоваться в разных сферах деятельности, способствовать развитию интереса к научной работе, поступлению в вузы на факультеты экологического и биологического профиля, а главное, сыграют немаловажную роль в формировании экологической культуры, столь необходимой в современном мире.

Источник

Кружок по экологии «Юный эколог» (старшая группа)

Что такое экологический кружок. Смотреть фото Что такое экологический кружок. Смотреть картинку Что такое экологический кружок. Картинка про Что такое экологический кружок. Фото Что такое экологический кружок Елена Григорьева
Кружок по экологии «Юный эколог» (старшая группа)

«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,

вечный источник детского разума.

Кружок «Юный эколог» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. Проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.

Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.

В основу содержания кружка легла программа С. Н. Николаевой «Юный эколог», которая предполагает формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.

Работа кружка «Юный эколог» призвана решать следующие задачи:

1. Развитие у детей субъектного опыта эмоционально-чувственного обобщения с природой и социокультурным окружением, представлений и элементарных понятий об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и экологической культуры личности.

2. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному окружению.

3. Развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной среды.

Возраст детей: от 5 до 6 лет.

Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:

1. Должны знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными)

2. Проявление интереса, доброты к природным явлениям и объектам;

3. Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление творчества

Месяц Содержание Цели Количество

Сентябрь 1. Беседа о лете.

Экологическая игра «Где что зреет» Углубить и обобщить представления детей о лете, его типичных признаках. Закрепить представление о жизнедеятельности растений и животных, играх детей летом, труде и отдыхе взрослых. Учить устанавливать простейшие связи между условиями среды и состоянием живых объектов, выражать свои мысли в связной речи.

2. Беседа «Что такое природа? Живая и неживая природа»

Опыт. Гром и молния Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объекты живой природы – от объектов неживой природы. Сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы). Познакомить с основными природными компонентами и их связями.

3. Просмотр детского развивающего мультфильма «Тралик и Валик»

Игра «Живая и неживая природа» Продолжать учить детей различать объекты живой и неживой природы. Развивать познавательный интерес детей к живой и неживой природе, воспитывать желание активно изучать окружающий мир, формировать у детей активность, любознательность.

4. Просмотр детского развивающего мультфильма «Тралик и Валик»

(Ягоды и грибы) Беседа об осени.

Обобщить и систематизировать знания детей об осени. (Постепенно дни становятся короче, холоднее, часто идут дожди, трава увядает, листья расцвечиваются и опадают. В полях, на огородах, в садах убирают урожай. Исчезают насекомые, перелетные птицы. Многие зимующие птицы приблизились к жилью человека. Некоторые звери залегли в спячку, другие сделали запасы пищи.) Учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме. Воспитывать бережное отношение к растениям и животным.

1. Экскурсия по территории детского сада

«Как растения готовятся к зиме»

Экологическая игра «Кто больше запомнит» Сформировать у детей представления о состоянии растений осенью, дать знания о плодах и семенах конкретных деревьев, кустов, травянистых растений, показать приспособления семян к распространению. Уточнить представления детей об условиях жизни растений осенью. Учить устанавливать связи между состоянием растений и условиями среды, выявлять причины происходящих изменений. Познакомить с трудом взрослых в парке по уходу за растениями осенью.

Учить находить предмет по описанию.

Дуб и сосна (строение и отличие).

Просмотр детского развивающего мультфильма «Тралик и Валик»

(деревья) Уточнить и расширить представления детей о лесе.

3. Беседа «Дуб и сосна»

Опыт. Летающие семена

Познакомить детей с ролью ветра в жизни растений на примере семян, которые он разносит.

4. Беседа «Кто главный в лесу?»

Способствовать формированию у детей навыков разумного поведения в лесу. Воспитывать бережное отношение к природе, нетерпимость к бессмысленной порче растений и уничтожение насекомых, животных, птиц.

Ноябрь 1. Сравнение диких и домашних животных.

Тризовская игра «Что было бы, если бы. (кошка лаяла?» Уточнить с детьми признаки домашних животных. Показать, что они отличаются от диких. Упражнять умственные способности детей. Развивать воображение, творчество детей. Воспитывать бережное отношение к растениям и животным.

2. Беседа «Почему белые медведи не живут в лесу?»

Экологическая игра «Кто где живет?»Познакомить детей с белым медведем и его образом жизни: крупные сильные животные, живут на Севере, питаются рыбой, тюленями, зиму проводят в снежной берлоге, летом кочуют по льдам Северного Ледовитого океана. У медведицы рождаются маленькие медвежата, которых она кормит сначала своим молоком, затем рыбой.

Закрепить знания детей о среде обитания животных. Воспитание бережного отношения к природе, формирование умения ответственно ухаживать за растениями и животными, желание наблюдать за жизнью растений и поведением животных, выделять характерные особенности их внешнего вида, способов передвижения, питания, приспособления.

3. Просмотр детского развивающего мультфильма «Тралик и Валик»

Дидактическая игра «Узнай, какой зверь» Уточнить и закрепить знания детей об особенностях внешнего вида, повадках, приспособленности животных к окружающей среде; учить классифицировать животных. Воспитывать умение сочувствовать и сопереживать.

4. Наблюдение за кошкой и котятами.

Опыт. Как кошка язычком чистит себе шерстку. Выявить признаки кошки с котенком как домашних животных, как зверей. Воспитать у детей удовольствие от общения с ними.

Выяснить, как моется кошка.

Декабрь 1. Обобщающая беседа «Как узнать зиму?» Обобщить представление детей о типичных зимних явлениях в неживой природе. Закрепить знания об особенностях существования растений зимой, обобщить знания об образе жизни и поведении животных зимой. Формировать эстетическое отношение к зимним явлениям.

2. Просмотр мультфильма «Фиксики – советы»

Дидактическая игра «Снежинки»Фиксики предостерегают : зимние холода, снег и лед – это здорово, но они таят в себе разные опасности! Чтобы не замерзнуть нужно тепло одеваться и быть осторожным с железом на морозе.

Познакомить детей с защитными свойствами снега. Рассказать о строении снежинок, разнообразии узоров и форм. Закрепить умение вырезать различные формы снежинок.

3. Знакомство со свойствами воздуха.

Опытническим путем закрепить знания детей о воздухе.

4. «Носы нужны не только для красы»

Дидактическая игра «Твердые, жидкие, газообразные человечки».

Опыт. Выяснить, почему у верблюда, сайгака такая необычная форма носа. Познакомить детей с органами дыхания человека и некоторых животных.

Помочь детям понять отличие газообразных, жидких, твердых веществ.

Показать приспособление органов дыхания к окружающей среде.

Что такое экологический кружок. Смотреть фото Что такое экологический кружок. Смотреть картинку Что такое экологический кружок. Картинка про Что такое экологический кружок. Фото Что такое экологический кружокПредметно-развивающая среда на участке детского сада Предметно- развивающая среда на участке детского сада «Теремок» города Щигры Курской области». В летний период важно создать на участке.

Источник

Программа кружка «Юные экологи»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Содержание изучаемого курса

Методическое обеспечение программы

Список используемой литературы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка.

Педагогическая целесообразность программы.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные экологи» имеет эколого-биологическую направленность и направлена на решение вопросов эколого-биологического воспитания у учащихся. Ею предполагается организация работы по двум направлениям: 1) формирование начал экологической культуры у детей младшего школьного возраста; 2) овладение ими научными основами биологических знаний, навыками и умениями по природоохранительной деятельности.

Новизна программы состоит в том, что учащиеся учатся на деле применять теоретические знания на практике, наблюдая за экологическим состоянием парковых зон и территорий. Также они имеют возможность приобщать своих сверстников и «нести» приобретенные экологические знания во взрослую жизнь, в свою семью. В ходе изучения программы происходит непроизвольно воспитание не только в экологическом направлении, но и оздоровительном, духовно-нравственном, патриотическом.

Данная программа ориентирована на детей младшего школьного возраста, учитывает возрастные и психологические особенности их восприятия и познания природы. Возраст учащихся: 7-11 лет. Срок реализации программы: 1 год (36 часов с учетом каникулярного времени, 1 раз в неделю)

Цель программы – сформировать у учащихся ценностное, бережное отношение к окружающей среде, любовь к природе, родному краю через приобретение навыков экологической культуры посредством участия учащихся в системе эколого-краеведческих мероприятий.

Программа нацеливает образовательный процесс на решение следующих взаимосвязанных задач:

а)сформировать потребности в углубленном изучении природы;

б)способствовать овладению формами и приемами учебно-исследовательской деятельности;

а)способствовать воспитанию экологической культуры, чувства ответственности за состояние окружающей среды и стремления к конкретной деятельности по ее изучению и охране;

б)формировать умение видеть красоту окружающего мира;

в)способствовать формированию потребности в здоровом образе жизни;

г)изучать и исследовать с учащимися конкретные объекты природы;

д)повышать уровень мотивации участия учащихся в конкурсах, акциях, мероприятиях различных уровней.

а)способствовать интеллектуальному и духовно-нравственному развитию учащихся;

б)развитие творческой, познавательной и созидательной активности;

в)расширение знаний об окружающем мире.

Критерии оценки результатов обучения.

При помощи викторин и конкурсов оценивается успеваемость учащихся. Для выявления полученных знаний проводятся собеседования, тестирования, опросники и игры. Данный контроль за успеваемостью учащихся, оценка их знаний, умений и навыков является побудительным мотивом, способствующим повышению интереса и ответственности обучающихся и качество педагогической деятельности. В учебно-воспитательной работе с учащимися педагог должен использовать инструментарий науки, формировать способ мышления, необходимый для решения существующих и прогнозируемых проблем. Такими инструментариями в период младшего школьного возраста являются игровые и художественно-изобразительные педагогические технологии. Детство неотделимо от игры и творческой фантазии, поэтому приобщение детей к экологическому образованию должно проходить через посредство игровых и художественно-изобразительных педагогических технологий, которые опираются на нормы общечеловеческой нравственности и социально-творческую деятельность. В качестве итогового контроля проводится тестирование и обсуждение результатов учащихся. Для успевающих и проявляющих повышенный интерес к экологическим проблемам в качестве поощрения и проверки собственных способностей рекомендовано участие в олимпиадах, фестивалях, конкурсах и других мероприятиях. Учащиеся, которые минимально усвоили программу могут пройти курс вторично по желанию.

Учащиеся, закончившие образование по данной программе, должны овладеть следующими знаниями, навыками и умениями:

владеть знаниями об экологии и окружающем мире;

владеть навыками изучения и описания природных объектов, разрабатывать предложения по их рациональному использованию и охране;

использовать эколого-биологический материал в образовательном процессе;

пропагандировать эколого-биологические знания;

позитивно общаться с окружающими;

иметь целостное представление о процессах и явлениях, протекающих в биосфере;

расширить кругозор, который в свою очередь сформирует познавательную активность и исследовательскую деятельность.

наличие у учащихся знаний об окружающей среде, экологии, о явлениях природы:

К концу года учащиеся должны знать:

Простейшие элементы ориентирования на местности.

Связь между человеком и природой.

Природа родного края.

Местные полезные ископаемые.

Связь между состоянием природы и здоровьем человека.

сформированное ценностное отношение к окружающему миру, природе, родному краю;

К концу года учащиеся должны уметь:

Составлять маршруты прогулок, дорог и планов.

Различать изученные группы растений и животных.

Вести наблюдения в природе под руководством руководителя.

Выполнять правила поведения в природе.

Изготовлять домики для птиц.

Изготовлять экологические памятки.

повышение уровня мотивации участия учащихся в конкурсах, акциях, мероприятиях, проектах эколого-краеведческой направленности.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Кол-во часов

Выясняем, что такое «Экология и краеведение»

Экология – это наука о связях в природе.

Краеведение – изучение отдельных местностей.

Простейшие элементы ориентирования.

Учимся распознавать растения и животных ближайшего природного окружения

Экскурсия на природу. Учимся видеть и наблюдать.

Происхождение названий некоторых видов животных и некоторых видов растений.

Дидактическая игра «Природа нужна нам, мы нужны природе».

Знакомимся с растениями, которым угрожает исчезновение

Местные лекарственные травы, правила их сбора, употребления.

Природа родного края (выставка рисунков).

Причины сокращения численности, необходимые меры их охраны.

Составление «Красной книги» Нижегородской области.

Изучаем способы охраны природы

Путешествие по заповедникам нашей Родины (в\фрагменты).

Творческая игра «Живи, ёлочка».

Выясняем роль неживой природы в жизни живого

Солнце как источник тепла и света для живых существ.

Теплолюбивые и холодостойкие растения.

Приспособление животных к сезонным изменениям температуры.

Местные полезные ископаемые. Презентация.

Растения и животные лесов, полей, лугов, водоёмов.

Изучаем экологические связи в живой природе

Экологические связи в живой природе.

Понятие «косвенные связи».

Знакомимся с охраняемыми растениями

Охраняемые растения Нижегородской области.

Лекарственные растения Нижегородской области.

Ядовитые растения края.

Причины сокращения численности и меры их охраны.

Мастерим домики для птиц

Экологический урок «Храм природы».

Изготовление книги или презентация «Мир птиц» Практическая работа по изготовлению искусственных гнездований для птиц.

Учимся передавать свои знания другим ребятам

Изготовление условных знаков, экологических памяток.

Выявляем связь между состоянием природы

и здоровьем человека

Пути попадания вредных веществ в организм человека.

Меры направленные на снижение вредного влияния загрязнения на здоровье.

Подводим итоги нашей работы за год

Обобщение основных теоретических знаний и подытоживание практических дел. Творческая игра «Я знаток природы родного края». Показ презентаций.

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

(из расчёта 1 час в неделю. Всего 36 часов с учетом каникулярного времени)

Выясняем что такое «Экология и краеведение» – 3 часа.

Экология – это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой.

Краеведение – изучение отдельной местности. Простейшие элементы ориентирования.

Связи между природой и человеком.

Учимся распознавать растения и животных ближайшего природного окружения – 4 часа.

Экскурсии и практические работы по распознаванию встречающихся в данной местности растений и животных (деревьев, кустарников, травянистых растений, насекомых, птиц, зверей, других животных). Объяснение происхождения названий некоторых видов с целью их лучшего запоминания.

Упражнения (в том числе игрового характера), закрепляющие знания названий рассмотренных растений и животных.

Знакомимся с растениями, которым угрожает исчезновение – 7 часа.

Местные лекарственные травы. Правила их сбора, употребления. Причины сокращения численности, необходимые меры их охраны. (составление «Красной книги» Нижегородской области)

Изучаем способы охраны природы – 2 часа.

Мысленное путешествие по заповедникам нашей страны.

Выясняем роль неживой природы в жизни живого – 6 часов.

Солнце как источник тепла и света для живых существ.

Теплолюбивые и холодостойкие растения.

Приспособления животных к сезонным изменениям температуры.

Местные полезные ископаемые.

Растения и животные лесов, полей, лугов и водоёмов.

Изучаем экологические связи в живой природе – 4 часа.

Экологические связи в живой природе на примере березовой рощи. (Береза и всё вокруг нее»). Понятия «прямые связи» и «косвенные связи».

Знакомимся с охраняемыми растениями – 4 часа.

Охраняемые растения Нижегородской области.

Лекарственные растения Нижегородской области.

Ядовитые растения края.

Причины сокращения численности и меры их охраны.

Мастерим домики для птиц – 4 часа.

Практическая работа по изготовлению искусственных гнездований для птиц.

Учимся передавать свои знания другим ребятам – 3 часа.

Изготовление условных знаков к правилам поведения в природе и экологических памяток для своих младших товарищей.

Подготовка и проведение КВНов экологического содержания.

Выявляем связь между состоянием природы и здоровья человека – 2 часа.

Пути попадания вредных веществ в организм человека (с водой, с пищей). Меры, направленные на снижение вредного влияния загрязнения на здоровье.

Подводим итоги нашей работы за год – 1 час.

Обобщение основных теоретических знаний и подведение итогов по практическим делам.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

В курсе используются разнообразные методы и формы. Учащиеся ведут наблюдения за природой, выполняют практические работы, простейшие опыты. Проводятся дидактические игры. Эта деятельность дополняется раскрашиванием, рисованием, просмотром видеофрагментов, практической направленностью. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, в парке, музее.

Методы организации деятельности по программе.

1. Словесные – рассказ, беседа, дискуссия, опрос.

2. Метод показа – демонстрация наглядных пособий, экскурсии, прогулки, практические занятия.

3. Игровой метод – использование обучаемых игр, упражнений, викторин.

4. Метод состязательности – выполнение задания на смекалку, творческих заданий.

5. Литературный метод – сочинения, составление кроссвордов.

1. Оценка обстановки.

2. Показ практических действий.

3. Выполнение заданий.

4. Создание проблемных ситуаций.

1. Теоретические занятия.

2. Практические занятия.

3. Экскурсии, как тематического, так и краеведческого плана.

4. Дискуссии, игры, конкурсы.

5. Совместная деятельность обучающихся и педагогов.

6. Краеведческие, эколого-биологические, досуговые массовые мероприятия, посвященные изучению природы родного края.

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная (обучающемуся дается самостоятельное задание с учетом его возможностей), фронтальная (работа со всеми одновременно, например, при объяснении нового материала), групповая (разделение обучающихся на группы для выполнения определенной работы). Подготовка к занятию должна включать составление план-конспекта, подбор соответствующих наглядных пособий.

Степень готовности педагога к занятиям должна позволять ему свободно, четко и последовательно излагать учебный материал. Для разнообразия этапы проведения занятий могут меняться и насыщаться имеющимися тематическими разработками. Формирование системы духовных ценностей отслеживается по поступкам воспитанников, наблюдением за эмоциональным переживанием ребенка на занятиях, за проявлениями собственного мнения обучающихся по экологическим вопросам и, наконец, целостной гражданской позиции, по которой воспитанник понимает и сотрудничает с Природой, но не завоевывает ее.

Наглядно-дидактическое пособие «Мир в картинках: Насекомые»

Наглядно-дидактическое пособие «Познаём окружающий мир: Птицы, Овощи, Деревья, Лесные и полевые цветы, Садовые цветы, Бабочки»

Таблицы «Окружающий мир», «Живая и неживая природа», «Явления

Природы в живой и неживой природе», «Связи в живой природе», «Красная Книга: Растения, Животные»

1.Слайды «Природа в опасности»

НОРМАТИВНО – ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ:

Конвенция «О правах ребенка».

ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ. (Глава 10)

Концепция развития дополнительного образования, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014г.

Письмо Минобрнауки РФ от 11 декабря 2006г. № 06-1844. «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

Методические рекомендации Министерства образования Нижегородской области по разработке образовательной программы образовательной организации дополнительного образования от 30.05.2014г. №316-01-100-1674/14.

СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

Приказы директора школы.

Учебный план дополнительного образования.

Положение о дополнительном образовании в МБОУ СОШ №8 с углубленным изучением отдельных предметов.

Положение о школьном центре дополнительного образования «Радуга».

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Травина И.В. Детская энциклопедия «Животные» М, Росмен, 2012;

Ушакава М.М. «Экологическая игротека» Н.Новгород Экоцентр «Дронт» 2010;

Дорофеев А.М.»Они не должны исчезнуть» М, Прометей, 2003;

Репина Т. Природное наследие России, Москва, 2006

Дмитриев Ю. «Необыкновенное путешествие в обыкновенный лес», М., Русский язык, 1991;

Бобенко В.Г. «Детская энциклопедия», М. Росмэн-Пресс.

Ашиков, В. И., С. Г. Ашикова. Семицветик. Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей. – М.: 1998.

Амасов Н. Здоровый образ жизни. – М.: «Педагогика», 1988.

Атлас. Люби и знай свой край. – М.: «Педагогика», 1993.

Бутромеев В. Обо всем на свете. – М.: изд. «ОЛМА-ПРЕСС», 2002.

Грехов Л. И. В союзе с природой. – М.: ЦГЛ, Ставрополь, 2003 г.

Даринский А. В. Краеведение (пособие для учителя). – М.: 1987.

Егоренков Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. – М.: АРКТИ, 1999.

Егоренков Л. И. Основы экологии и охраны окружающей среды. – М.: ГУЗ, 1994.

Крылов, Г. Растения здоровья Текст / Г. Крылов. – Новосибирск, 1989. Лазаревич, К. С. Физическая география Текст / К. С. Лазаревич. –М.: Московский лицей, 1996.

Лаптев Ю. П. Растения от А до Я. – М., 1992.

Минаева В. М. Экологическое воспитание в начальных классах- Минск.: Народная Асвета, 1987.

Обручев С. В. Справочник путешественника и краеведа. Т.1 – М., 1989.

Плешаков А.А. Факультативный курс «Планета загадок». Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. 2 часть. М., «Просвещение», 2001. 18. Плешаков, А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики Текст /А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2009.

Робин К. Вселенная. – М.: ЗАО «БММ», 2006.

Симаков, Ю. Г. Живые приборы Текст / Ю. Г.Симаков. – М.: Знание, 1986.

Смирнова, Н. П. По материкам и океанам Текст / Н. П. Смирнова. – М.: Просвещение, 1988.

Сухарев, Ю. Ф. Природоведение Текст / Ю. Ф. Сухарев. – Чапаевск, 1998.

Сластенина Е. С. Экологическое образование в подготовке учителя // Сов. Педагогика. – 1983.

Стоун Д. Энциклопедия океанов. – М:. изд. «Мир книги»,2005.

Усыкин Г. С. Игры и соревнования юных туристов. – М., 1996.21

Хрипкова А. Г., Д. В. Колесов. Гигиена и здоровье. – М.: Просвещение, 1984.

Экологическое образование школьников / Под. ред. И. Д. Зверева, Т. И. Суравегиной. – М., 1983.

Энциклопедия животных. – М.: ЭКСМО, 2007.

Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. – М.: ООО Издательство «Астрель», 2000.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *