Что такое эксперимент в журналистике

Эксперимент

Эксперименты чаще всего применяются при подготовке репортажей и при проведении журналистских расследований.

Так, в первые постсоветские годы часто встречались эксперименты, когда журналист переодевался в нищего и потом живописал детали профессии уличного попрошайки. Журналисты переодеваются в дед-морозов и снегурочек, ищут работу по объявлению, нанимаются в продавцы, совершают «челночные» рейсы с товаром, в общем чего только не делают, чтобы почувствовать «на своей шкуре» жизнь героев и ситуации, которые потом будут описывать.

Хотелось бы немедленно предостеречь желающих сделать эксперимент основным методом работы. Этот метод связан с этическими проблемами, поэтому к его использованию надо подходить весьма осторожно, понимая и сознавая всю щепетильность, которую надо проявить в этом случае. Важно помнить, что благой цели нельзя достичь неблагими средствами, ибо средства бросают тень на цель, трансформируя ее в зависимости от того, как она была достигнута.

Так, принципиально недопустимо, чтобы журналист в ходе эксперимента занимался общественно осуждаемыми профессиями, например, журналист не может стать сутенером в процессе написания статьи о проституции. Не должен журналист пересекать границу вместе с контрабандистами, торговать ворованными вещами и т.д. Нельзя приветствовать трюк с переодеванием в нищего. Важно также, чтобы в результате перемены профессии журналист не превратился в доносчика или платного осведомителя.

Постановка эксперимента требует очень осторожного подхода и здоровой этической брезгливости.

Почти теми же словами говорится о скрытых методах получения информации в кодексах журналистской этики Великобритании, Финляндии, Словении и многих других стран7.

Интервью берется «на месте», если репортеру нужно выяснить подробности происшествия или события. В этом случае акцент ставится именно на событии, а не на личности говорящего. Эти интервью обычно коротки и используются для того, чтобы уточнить ситуацию, получить дополнительный материал, который может проиллюстрировать репортаж. В лучшем случае из такого интервью будут использованы одна-две цитаты. Более продолжительные интервью берутся либо для описания человека, либо для получения информации по какой-либо теме.

Таким образом, интервью делят на два основных типа: «кто» и «что».

Интервью можно брать для получения информации, а можно и для получения комментариев, мнения интервьюируемого по тому или иному вопросу. Интервью-мнение обычно берут у видных политиков, знаменитых экспертов, словом, у людей, чье мнение интересно читателю.

Специфическими видами интервью являются массовые опросы и фокус-группы. Они, как правило, используются не журналистами, а социологами, но журналисты должны уметь пользоваться их данными, а при случае уметь оперировать этими данными.

Пресс-конференции во многом похожи на интервью, с той разницей, что во время интервью журналист и интервьюируемый, как правило, разговаривают вдвоем, а пресс-конференция предполагает участие многих журналистов.

Совершенно не обязательно, кстати, находясь на пресс-конференции, задавать вопросы. Хотя современные редакторы, отправляя репортера на пресс-конференцию, часто формулируют задание так: «пойдешь и задашь вопрос». Бывает, что журналист не задает своих вопросов во время пресс-конференции, а подходит к источнику после ее завершения, чтобы задать свой вопрос в сторонке. Обычно это делается для того, чтобы получить так называемый «эксклюзив», то есть информацию или комментарии, которых не будет у других.

Еще одной формой коллективного интервью являются брифинги, которые обычно бывают короче пресс-конференций. Брифинги обычно даются представителями властей, и во время брифингов они могут отказаться отвечать на вопросы.

Источник

Что такое эксперимент в журналистике

Жанры печатных и электронных СМИ. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения

© ООО Издательство «Питер», 2020

© Серия «Учебник для вузов», 2020

© Максим Ким, Екатерина Пак, 2019

В процессе создания журналистского произведения каждый автор находится в ситуации выбора наиболее эффективного пути решения стоящей перед ним творческой задачи, которая может быть реализована в различных жанрах журналистики. Как считают теоретики, у каждого жанра есть свои познавательные и выразительные возможности, признаки и характеристики, без знания которых вряд ли можно успешно подготовить журналистское произведение для печати. Творчество журналиста, разворачиваясь в пространстве системы этих жанров, во многом определяет специфику его профессиональной деятельности. Не случайно в газетной практике существует специализация журналистов по жанровому признаку: хроникер, репортер, корреспондент, обозреватель, очеркист, фельетонист и др. Поэтому считается, что своеобразие журналистского творчества во многом определяется жанрами, а литературное мастерство автора – искусством перевоплощения речевого материала в определенную жанровую форму.

В нашей книге мы подробно рассмотрели такую уникальную категорию, как «жанр»; попытались найти связи между журналистскими жанрами и художественной литературой; всесторонне обсудили проблемы классификации газетных жанров; определили современную систему жанров и то, как разворачиваются процессы жанрового взаимопроникновения, наконец, выявили основные принципы оптимального подбора жанра для реализации конкретного редакционного задания.

В теориях литературоведения и журналистики существуют различные подходы в определении понятия «жанр». Обусловлено это многозначностью и разноплановостью данного понятия, так как в каждом виде искусства, литературы, а в нашем случае – журналистики существует собственный «набор» жанров, которые обладают своими специфическими свойствами и признаками. В литературоведении жанр определяется как «тип словесно-художественного произведения, а именно: 1) реально существующая в истории национальной литературы или ряда литератур и обозначенная тем или иным традиционным термином разновидность произведения (эпопея, роман, повесть, новелла в эпике; комедия, трагедия и другое в области драмы; ода, элегия, баллада и прочее – в лирике); 2) «идеальный» тип или логически сконструированная модель конкретного литературного произведения, которые могут быть рассмотрены в качестве его инварианта»[1].

Применима ли данная трактовка термина «жанр» к журналистике? Наверное, нет, потому что законы, по которым происходило жанрообразование в указанных видах словесного творчества, были совершенно разными. При этом отметим, что в журналистике к типу словесного творчества всегда относили публицистику в качестве специфического ответвления творческого труда журналиста. Публицистика, рассматриваемая как отрасль журналистики, охватывает, как справедливо отмечал П. С. Карасев, не все жанры и предполагает разделение их на публицистические и информационные[2].

Что же обусловливает такое разделение? Прежде всего – форма отображения действительности. В информационных жанрах основным, цементирующим форму отображения действительности является факт, в художественной публицистике – художественный образ, в деловой публицистике – мысль.

В журналистике существуют свои исторически сложившиеся способы отражения действительности. Как отмечает А. А. Тертычный, в этой науке на сегодня сформировались три главных способа отображения – фактографический, аналитический и наглядно-образный. Они, по его мнению, опосредуют определенные уровни «проникновения» познающего субъекта в объект: от первоначального чувственного созерцания к абстрагированию, теоретическому освоению его и далее – к созданию обогащенного, более полного конкретного образа предмета (в том числе – его художественного образа). Главное отличие первого способа от второго исследователь видит в степени глубины проникновения в суть предмета отображения[3].

Если под журналистскими жанрами подразумевать устойчивые типы публикаций, объединенных сходными содержательно-формальными признаками, то теоретики подобного рода признаки называют жанрообразующими факторами. К ним, как правило, относят предмет отображения, целевую установку (функцию) отображения и метод отображения[4]. Но проблема жанрового определения этим не исчерпывается, потому что в жанре скрещиваются и находят выражение важнейшие закономерности журналистского творчества: взаимодействие жанра и метода, соотношение содержания и формы, понятийного и образного в жанре, пространства и времени в жанре, авторского замысла и жанрового воплощения, целевой установки жанра и ожиданий читателей и многое другое. Без комплексного рассмотрения данных проблем очень сложно подойти не только к характеристике системы жанров, но и их классификации. Одну из таких попыток мы и предприняли в нашей работе. В книге мы рассказываем о жанрообразующих признаках не только печатных, но и электронных СМИ.

Часть 1. Жанры печатных СМИ

Глава 1. Жанры журналистики: новые концепции и подходы

1.1. Современная система жанров журналистики

Включаясь в творческий процесс по созданию журналистского произведения, автор, как и художник, в своем распоряжении имеет целую палитру жанров, которая позволяет ему составлять жанровую цветовую гамму. Именно за счет этого любой жанр журналистики можно обогатить элементами других жанров, создав тем самым оригинальное произведение. Но и в данном случае журналисту необходимо знать возможности жанрового взаимопроникновения и взаимовлияния, закономерности процесса перестройки жанровой системы, причины жанровых трансформаций, проблемы жанровой преемственности, наконец, типологическую структуру жанров журналистики, так как без системного взгляда на жанр сложно разобраться во всех его видоизменениях, а значит, и в тех новых возможностях, которые у него появляются.

Как справедливо отмечал М. М. Бахтин, «жанр всегда и тот и не тот, всегда стар и нов одновременно. Жанр возрождается и обновляется на каждом новом этапе развития литературы и в каждом индивидуальном произведении данного жанра… Жанр живет настоящим, но всегда помнит свое прошлое, свое начало. Жанр – представитель творческой памяти в процессе литературного развития»[5]. Эту прекрасную мысль дополним высказыванием академика Д. С. Лихачева, писавшего, что «жанры живут не независимо друг от друга, а составляют определенную систему, которая меняется исторически»[6]. В таком смысле жанр – категория историческая.

Появление жанров журналистики было обусловлено историческими условиями ее развития, общественной и политической практикой, теми задачами, которые стояли перед каждым поколением публицистов, наконец, насущными требованиями того или другого времени. Как отмечают теоретики, причина возникновения жанров – практическая необходимость общества, требование момента, определенных общественно-политических отношений. Сама жизнь диктует определенные способы отображения текущей действительности[7].

Так, со времен первой печатной газеты, петровских «Ведомостей» (1702 г.), начали формироваться информационные жанры журналистики. С развитием печати стали появляться аналитические публикации, такие как статья и рецензия. С возникновением в XVIII в. российской сатирической журналистики наступает эпоха развития таких ее жанров, как басня, эпиграмма, памфлет и др[8].

Источник

Метод эксперимента в журналистике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 20:52, курсовая работа

Краткое описание
Содержание

2.Глава 1.Эксперимент как эмпирический способ получения знаний

3.Глава 2.Виды эксперимента

4.Глава 3.Этапы эксперимента

5. Глава 4.Аспекты использования метода

6.Глава 5. Эксперимент в журналистской практике

8.Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

непосредственно.docx

2.Глава 1.Эксперимент как эмпирический способ получения знаний

3.Глава 2.Виды эксперимента

4.Глава 3.Этапы эксперимента

5. Глава 4.Аспекты использования метода

6.Глава 5. Эксперимент в журналистской практике

8.Список используемой литературы

Обоснование выбора темы

Основными способами получения информации в журналистике являются:интервью,наблюдение, изучение документов.

Эксперимент как способ получения информации относят, как и анкетирование, к социологическому способу получения информации.

В журналистику метод пришёл из социологии и психологии.

Существует множество исследований, посвященных методам сбора информации, но в большинстве из этих работ о методе эксперимента упоминается вскользь. Таким образом, в журналистике эксперимент остается практически неизученным. Исследования этой темы помогли бы многим журналистам в их творческой деятельности. Поэтому тема актуальна для изучения.

В психологии эксперимент рассматривается довольно широко, но нет ни одной книги по журналистике, полностью посвященной методу эксперимента. В психологии эксперимент используется и исследуется давно и широко, существует множество авторских подходов к изучению метода, различные классификации видов эксперимента. Этим вопросом занимались такие исследователи, как Рубинштейн С.Л,Ананьев Б.Г.,Готтсданкер Р.,Лазурский А.Ф.

Объектом исследования являются способы получения информации в журналистике. Предметом – метод эксперимента.

Эксперимент как эмпирический способ получения знаний.

Метод эксперимента имеет эмпирическую природу, и пришел в журналистику из психологии.

Что такое эксперимент? Большой психологический словарь 1 дает такое определение эксперимента: «эксперимент (от лат. experimentum — проба, опыт) — метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности.»

Т.В.Корнилова 2 определяет эксперимент в широком смысле как «изменение каких-либо условий при изучении закономерностей в той или иной области эмпирической реальности»,а в узком как «проверку научных гипотез казуального характера на основе применения нормативов экспериментального метода».

Эксперимент как метод исследования возникает впервые в работах Г.Галилео,У. Гильберта,развивается в естествознании нового времени и получает развитие в трудах Ф.Бэкона.

Представления об эмпирической психологии стали развиваться уже в 18 веке, а в 19 появились первые психологические лаборатории и проводились первые эмпирические исследования.

Первопроходцем экспериментальной психологии заслуженно считается В.Вундт,основавший в Лейпциге в 1879 году Институт Психологии.В.Вундт использовал метод психологии в качестве метода изучения «низших процессов»,для изучения «высших процессов» ученый предложил такую дисциплину как «психология народов».

Последующие исследователи в области экспериментальной психологии являлись учениками Института Вундта. Основатель американской экспериментальной психологии С.Холл в течении трех лет учился в Лейпциге, посещал лаборатории Вундта, стал первым президентом Американской Психологической Ассоциации, в последствии разработавшей основные этические принципы проведения исследования на человеке, изучившей проблемы стадиальности развития животных и человека.С.Холл одним из первых вышел за рамки только лабораторных экспериментов, в его разработках получает развитие полевой эксперимент. Другой исследователь эксперимента, Джеймс Кэттэл,развивает идею акцентирования проблемы индивидуальных различий, первым вводит понятие интеллектуального теста.

1 Большой психологический словарь под ред. Мещерякова Б.Г.,Зинчеко В.П.,Прайм-Еврознак,М.,2003

Французкий исследователь Т.Рибо сформировывает представление о предмете экспериментальной психологии, «которая должна заниматься не 1 метафизикой или обсуждением сущности душ, а выявлением законов ближайших причин психологических явлений»

В отечественной психологии одним из первых исследователей метода становится А.Ф.Лазурский, выработавший концепцию естественного экспериментирования. В его трудах впервые поднимается вопрос об этическом аспекте метода : обсуждается прием, когда испытуемые не узнаю о том, что подвергаются психологическому изучению. Позже этот приём получает название «слепого опыта».А.Ф Лазурский создает первую классификацию экспериментов, основанную на разделении по типу переменных.

К 20 веку психология развивает свои подходы к организации полевых исследований, закрепляет за понятием «эксперимент» систему нормативных признаков.

Преимущества метода эксперимента как метода исследования приводят к тому, что с 20-х гг. 20 в. развиваются социальные эксперименты.

Главное преимущество эксперимента перед всеми остальными методами в том, что он намеренно, в необходимое время вызывает нужный для исследования процесс.

К.Д Зароченцев 3 выделяет такие преимущества эксперимента, как метода исследования :

-выбор момента начала события

-повторяемость изучаемого события

-измеряемость результатов путём сознательного манипулирования независимыми переменными.

В ходе эксперимента, в отличие от метода наблюдения, роль экспериментатора непременно активная, провоцирующая.Эксперимент осуществляется на основе теории, определяющей постановку задач и интерпретацию его результатов.

Л.Н Шнейдер 4 отмечает, что “эксперимент рассматривается как единственный способ разрешения споров о практике обучения, как единственный путь создания традиции накопления знаний, где каждое нововведение может быть осуществлено без опасения, что старая мудрость приносится в жертву менее совершенному, но более новому знанию».Исследователь так же считает, что эксперимент значительно более

3 К.Д.Зароченцев, Экспериментальная психология.Учебник.Проспект,М- 2005,Гл 1.Методолгические проблемы экспериментальной психологии

4 Л.Б.Шнейдер,Экспериментальная психология,учебник психологии для ВУЗов,фонд «Мир»,М-2007

экономичен, чем наблюдение. Эксперимент, в котором испытуемые принимают добровольное участие, гораздо этичнее метода наблюдения. Так же эксперимент является более практичным, чем реальность, в следствие того, что экспериментатор может сам организовывать и контролировать ситуацию. Так же экспериментатор может организовать эксперимент таким образом, чтобы исключить все возможные отвлекающие и сопутствующие обязательства.

А.А.Тертычный 5 отмечает так же, что журналистские материалы, в которых в качестве метода используется эксперимент, вызывают живой интерес у читателя вследствие того, что «эксперимент чаще всего несет в себе определенную интригу».

5 А.А.Тертычный,Жанры переодической печати,чебно-методическое пособие,Аспект Пресс 2000

Гл.Методы исследования предмета

В учебнике К.Д.Зароченцевa «Экспериментальная психология» 2 1 рассматривается следующая классификация экспериментов:

-по характеру объекта и предмета исследования

(социологические, психологические,экономические, эстетические)

-по характеру объекта исследования. Автор выделяет реальные и мысленные эксперименты.

К.Д.Зароченцев определяет мысленный эксперимент как эксперимент,«который позволяет предполагать получение тех или иных данных при управляемых экспериментальных воздействиях, но эти предположения не реализуются в предметной деятельности исследователя». Преимущества этого вида эксперимента в том, что возможно установить зависимость, не учитывая внешние факторы. Можно мысленно смоделировать любые идеальные условия, необходимые для эксперимента.

Реальные эксперименты определяются автором как «эксперименты, проводимые с целью получить эмпирические доводы в пользу или против предполагаемого в содержательной гипотезе понимания психологической закономерности».При реальном реализуемом эксперименте необходимо обеспечить контроль возможных смешений, что бы учесть их влияние на полученный результат.

-по специфике экспериментальной ситуации эксперименты, в свою очередь, делятся на

а)научные и прикладные. Научные направлены на приобретение новых знаний, а прикладные-на получение практического эффекта.

б)проективные и ретроспективные. Проективные направлены в будущее и подразумевают под собой проектирование предполагаемых следствий при введении в действие гипотетической причины.

Ретроспективные,напротив, направлены в прошлое, представляют собой манипуляцию информацией о свершившихся событиях, попытку проверить гипотезы о причинах, вызвавших имеющиеся следствия.

в)Одно-и многофакторные эксперименты. В однофакторном эксперименте проверяется гипотеза о следствиях взаимодействия одной независимой переменной, а в многофакторном-комплекса переменных при их взаимодействии.

-по характеру экспериментальной ситуации.

Автор выделяет неконтролируемые, естественные и контролируемые, или лабораторные эксперименты.

Неконтролируемые эксперименты характеризуются тем, что на результаты неконтролируемых экспериментов оказывают влияния внеэкспериментальные факторы. Контролируемый эксперимент подразумевает под собой выравнивание всех условий, и зачастую попытки проведения такого эксперимента приводят к эксперименту лабороторному.При лабораторном эксперименте искусственно создаются условия, максимально приближенные к реальной ситуации.

В журналисткой практике чаще встречается реальный эксперимент, с мысленным преимущественно работают аналитики-«что было бы если бы…».В.Н.Дружинин в книге «Экспериментальная психология» 3 описывает следующие методы работы при проведении реального эксперимента:

1.Метод «плацебо вслепую».В этом эксперименте подбираются две идентичные группы-контрольная и экспериментальная. Сам экспериментатор не знает, какая из групп подвергается воздействию, а какая-нет.

2.Метод обмана. Основан на введении испытуемых в заблуждение. Многие исследователи являются противниками этого метода, так как при его проведении возникают естественные этические проблемы. Основной смысл метода обмана состоит в том, что испытуемым излагается ложная гипотеза и цель исследования.

3.Метод «скрытого эксперимента».Имеет общие черты с методом, рассматриваемым выше. Экспериментатор включается в естественную жизнь испытуемых, которые и не подозревают о своём участии в исследовании. Испытуемыемые не получают ложной информации о целях и гипотезах исследования, они уже обманом вовлечены в эксперимент. Очень большую роль здесь играет личность экспериментатора. На него ложиться большая ответственность, так как испытуемый полностью подконтролен экспериментатору.

Источник

Эксперимент. Данный жанр `проявился` в отечественной журналистике в качестве самостоятельного в начале 90-х гг.

Почему указание автора на то, что при подготовке публикации был использован метод эксперимента, способно привлечь внимание аудитории?

Прежде всего по следующей причине. Если взять, скажем, репортаж, корреспонденцию, отчет, рецензию и прочие жанры, то можно утверждать, что они основываются на информации, полученной такими методами, которые позволяют журналисту пребывать в относительно пассивной, отстраненной позиции внешнего наблюдателя по отношению к предмету своего интереса, позволяют изучать его со стороны, не вмешиваясь в происходящее.

Такого рода пассивность журналиста обычно не очень способствует появлению в газете или журнале интересного материала. Кроме того, предметом отстраненных наблюдений чаще всего становятся обыденные ситуации, которых в жизни всегда больше, чем необычных. Это тоже не помогает подготовке захватывающих внимание аудитории публикаций.

Имея определенное представление (из опыта общения со СМИ) о том, что публикации, отображающие обыденные ситуации и основанные на «невключенном» наблюдении их автором, обычно представляют собой произведения «среднего уровня», аудитория часто относится к ним достаточно индифферентно.

Эксперимент же часто несет в себе определенную интригу. Она возникает потому, что не все участники эксперимента знают, что они в ней участвуют.

Поэтому журналисты, стремящиеся быть замеченными публикой, часто не намерены ждать, когда сложится какая-то желанная нетривиальная ситуация или произойдет интересное событие, когда Действительность сама «повернется» к автору какой-то «сенсационной» своей стороной и то, что называют сущностью явления, события, «засверкает» всеми своими гранями (в таком случае его только и остается описать, скажем, в жанре очерка, корреспонденции, комментария и пр.).

— Дунь и он рассыплется».

Эксперименты, проводимые журналистами, по своему характеру могут быть самыми разными. Журналистский эксперимент в отличие, скажем, от криминалистического (следственного) не имеет дела с раскрытием уже совершенного действия (например, преступления). Журналистский эксперимент может проводиться по любому поводу. Например, с целью выяснить, как ходят в городе трамваи, как обслуживают покупателей в магазине, как сдают вступительные экзамены в вуз и пр.

Эксперимент не возможен без активного вмешательства в ход дел, интересующих журналиста, что предполагает переход от пассивного ожидания, от наблюдения какого-либо феномена, от «разглядывания» его (того же куска почвы) к определенному воздействию на предмет, интересу («плеванию», «дуновению» и т.п.), т.е. к тому, что на языке журналистики собственно и называется экспериментом («организацией события»).

Эксперименты бывают разными по степени своей сложности. Порой журналист ограничивается самой простой задачей и соответственно применяет элементарную форму эксперимента.

Однако когда журналист ставит перед собой более сложную задачу, то провести соответствующую ей экспериментальную проверку исходного предположения на нужном уровне порой бывает достаточно трудно. Многое зависит от первого шага журналиста, т.е. от организация эксперимента. По мере возможности в этом отношении надо ориентироваться на то, как организуют эксперименты в науке. По крайней мере, в основе эксперимента должна лежать хорошо обоснованная схема его проведения, соответствующая той задаче, которую ставит перед собой журналист. К сожалению, не все журналисты «просчитывают» то, как осуществление принятого плана «сработает» на поставленную задачу.

Из публикации «Забег до первой дырки»

В забеге участвовали колготки «Filodoro» (модель «Jazz»), «Omsa» («Fantastiko-20»), «Lewante» (модель «Danse»), «Golden Lady» («Reopose-20») и «Sanpellegrino» (модель «Bliss»). Все производство Италии.

Вторая ошибка заключается в том, что разные изделия эксплуатировались совершенно разными женщинами и в совершенно разных условиях. И поэтому проследить за характером нагрузки на каждое конкретное изделие, продолжительность этой нагрузки и прочее автор никак не мог.

Возможно, для автора было важно, чтобы в эксперименте участвовали женщины разного возраста, разных профессий, обладающие разными навыками обращения с вещами и пр. (а значит, эксплуатирующие колготки в разных условиях). Но в таком случае для эксперимента следовало использовать колготки только одной модели. Целесообразно было бы в таком случае сделать целью эксперимента ответ на вопрос: в каких условиях колготки такой-то модели рвутся быстрее?

Использование информации, полученной методом эксперимента, не всегда сказывается на жанровой определенности будущей публикации. Неопределенность возникает прежде всего в том случае, когда эксперимент оказывается не единственным, а одним из методов исследования действительности, примененных журналистом при подготовке публикации в каком-то конкретном случае.

Когда, наряду с экспериментом, он сочтет нужным прибегнуть, скажем, к анализу документов, интервью, опросу и т.д. На основе полученных совокупных данных может быть создано произведение, которое подпадет то ли под определение очерка, то ли под определение статьи и т.д. В этом случае жанровая определенность возникает лишь как результат взаимодействия нескольких жанрообразующих факторов. При этом ни один из примененных в совокупности с другими метод исследования действительности скорее всего не будет учтен как доминирующий (и образующий «имя» жанра) фактор. На первый план могут выйти какие-то другие признаки (размеры материала, форма, язык изложения, степень детализации основного факта выступления и пр.).

Здесь надо прояснить одно обстоятельство. Как известно, в науке эксперимент причисляется к эмпирическим методам исследования действительности. Поэтому говорить о нем как о методе, порождающем некий аналитический жанр, вроде бы некорректно. Но это недоразумение может быть устранено, если иметь в виду то, что понятие «эксперимент» в таком случае используется лишь для указания на необычность анализируемой ситуации, которая заключается в ее экспериментальности, что и порождает жанровое «имя» текстов, возникающих в результате ее анализа. Сам же анализ может опираться на те методы, которые применяются при создании текстов многих других аналитических жанров.

Публикации в жанре эксперимента выигрышны для журналиста тем, что они обычно позволяют создавать тексты, обладающие динамичными чертами, «живым» наглядным изложением материала. Они позволяют соединить в себе аналитическое начало и репортажное. Иначе говоря, автор эксперимента не только анализирует какое-то явление, но и применяет присущее репортажу детальное описание созданной ситуации.

В настоящее время тексты в жанре эксперимента активно публикуют массовые популярные (особенно молодежные) издания. Причем о том, что выступление основано на изучении экспериментальной ситуации, читатель может узнать из разных, но достаточно красноречивых рубрик.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *