Что такое эмоциональная зрелость у женщин
Что такое эмоциональная зрелость у женщин
В отличие от физиологических изменений, которые в определенной степени одинаково сопровождают каждого из нас на протяжении всей жизни, эмоциональная зрелость не зависит от возраста.
В каких-то случаях она гармонично коррелирует с развитием и взрослением личности, но встречаются также люди, чья эмоциональная зрелость формируется очень рано, а в каких-то случаях она может быть практически неизменной на протяжении всего жизненного пути человека.
Так что же такое «эмоциональная зрелость» — искусственный конструкт, который изобрели люди для описания чужой безответственности, или важный аспект становления личности, которому стоит уделить пристальное внимание?
Что такое эмоциональная зрелость
Термин «эмоциональная зрелость» не имеет однозначного определения. При этом можно охарактеризовать эмоционально зрелую личность с позиции различных философско-психологических подходов. С точки зрения таких учёных, как Хорни, Фромм или Салливан, эмоционально зрелая личность характеризуется смелым и конструктивным отношением к своим внутренним конфликтам и невротическим склонностям. С позиции гуманистического подхода, эмоциональную зрелость можно охарактеризовать как функцию личности, которая, следуя своей истинной природе, реализует свой потенциал и движется к полному познанию себя и сферы своих переживаний. Через призму экзистенциализма эмоциональную зрелость можно описать как составляющую психологического здоровья, проявляющуюся в конструктивном преобразовании тревоги и обретении мужества быть собой. В традициях когнитивно-эмотивного подхода — определять эмоциональные реакции человека и весь его образ жизни как зависящий от основных идей, убеждений, отношений и принципов, поэтому эмоционально зрелая личность способна регулировать свои эмоции через замену иррациональных установок на рациональные, эффективные.
Эмоциональная зрелость — это уровень развития личности с высокой степенью рациональности
Если вывести наиболее общее и просто определение, то эмоциональная зрелость — это уровень развития личности с высокой степенью рациональности, самоконтроля, ответственности, способности к рефлексии, с потребностью в труде и устойчивых отношениях. Взрослый человек стремится состояться в профессии и в семье. Ряд психологов подчеркивают значимость мотивов аффилиации (сопричастности) и достижений. Человеку важно определиться с гражданской и социальной позицией, с образом жизни, со своими принципами и внутренними установками.
Что же определяет уровень эмоциональной зрелости?
Уровень эмоциональной зрелости зависит от нашего жизненного опыта. У каждого из нас он уникальный. Однако даже если опыт двух людей схож, каждый из них по-своему трактует и использует его, делая свои выводы.
Здесь следует отметить второй не менее значимый показатель, а именно – уровень интеллекта человека. Чем он более образован, развит интеллектуально, тем более качественно он извлекает уроки из всего, с чем он сталкивается. Это касается и глубины, и прозрачности его выводов, на которые он может опираться в будущем.
Что отличает эмоционально зрелого человека?
1. Осознание, признание своей главенствующей роли во всем, что происходит в его жизни, другими словами — ответственность. Такой человек управляет своей реальностью, он осознает стопроцентную причастность ко всему, что с ним случается. «У Бога нет других рук, кроме Ваших». Эта фраза очень точно отражает принцип ответственности.
Взрослого человека ответственность наделяет силой, свободой, помогает обрести ему «невидимые крылья», потому что он сам управляет своей жизнью, и что самое главное, — это ему по душе. Человек волен выбирать свои мысли, слова, поступки, намерения, цели. Совокупность этих элементов создает тот или иной жизненный сценарий.
У Бога нет других рук, кроме Ваших
2. Знание себя, своих реакций, а также умение идентифицировать и принимать свои эмоции, анализировать причины, которые их вызывают, умение корректировать свои состояния, направляя их в созидательное русло.
3. Способность к выстраиванию экологичных отношений не только с самим собой, но и с окружающим миром. Здесь важны эмпатия, сочувствие, уважение, принятие, умение слышать другого человека и развиваться через него. Ведь именно такая позиция является выигрышной и дарует нам мудрость. Если мы воспринимаем каждого человека как учителя, то это открывает нам поистине грандиозные возможности.
4. Благодарность. Конечно, все мы прекрасно знаем как важно и ценно выражать благодарность. Когда происходит что-то радостное, то, что с первых секунд дарит нам позитив, это довольно просто и приятно делать. Но я бы особенно отметила умение ценить и благодарить за те эпизоды и жизненные ситуации, которые видятся, на первый взгляд, причиняющими боль и разочарование. Открытость и доверие миру, убежденность, что все происходит не просто так, во всем есть свой смысл и благо для нас. Оно может быть завуалировано и казаться нам чем-то отрицательным, но это только потому, что мы порой не сразу можем увидеть картину целиком.
«Дорогу осилит идущий» или как развивать эмоциональную зрелость?
А надо ли ее вообще развивать? И если да, то зачем?
В идеале каждому самостоятельно ответить себе на этот простой вопрос, который поможет определить намерение. И если вы решительно настроены на прокачку этой ценной структуры, то у вас обязательно получится прийти к этой цели.
1. Ведение дневника осознанности, в котором вы будете фиксировать и анализировать
Подобный анализ ценен тем, что, работая над своими привычными моделями поведения, эмоциями, мыслями, над своим внутренним миром, вы будете совершенствовать то, что происходит вовне. Вы научитесь управлять этим процессом.
А надо ли вообще развивать эмоциональную зрелость?
2. Визуализация и чувствование:
Как вы поймете, что вы повысили свой уровень эмоциональной зрелости? Какие жизненные ситуации Вам послужили бы подтверждением? Что Вы чувствуете, проживая их? Замедлитесь, закройте глаза и представьте себе.
Как изменился Ваш образ? Какой Вы теперь? Как изменится Ваше окружение?
3. Окружение
1) Развивающая среда
Окружать себя и общаться в том числе с теми, кто в Вашем понимании эмоционально зрелый, кто мог бы быть авторитетом для Вас.
2) Поддерживающая среда
Сообщества, группы людей, которые занимаются самосовершенствованием. Вступив в такую группу, вы обретете единомышленников и надежную опору.
И помните, что в освоении любого навыка, компетенции, в процессе любого движения, важно опираться на искусство маленьких шагов. Если вы будете придерживаться регулярности и продвигаться пусть даже крошечными шажочками, Вы непременно достигнете самых небывалых высот.
Если хотите узнать больше о теме эмоциональной зрелости, советуем посетить первую в России онлайн конференцию GROW UP, посвященную осознанному взрослению, она пройдет с 21 по 23 апреля 2021 года. Регистрация по ссылке.
Эмоциональная зрелость 10 эффективных советов для достижения
Концепция эмоциональной зрелости, которая относится к развитию способности воспринимать реальность адаптивно, может быть относительно независимой от возраста.
Хотя дети, как правило, имеют меньшие способности и меньше нуждаются в эмоциональной зрелости, по достижении зрелости это качество приобретается не просто с течением времени..
Эмоциональная зрелость развивается человеком через его функционирование, опыт, его способ видеть и интерпретировать мир и усилия, которые он посвящает, чтобы улучшить свои эмоциональные навыки и личностный рост..
Как человек с эмоциональной зрелостью?
Это показывает, что существует большое количество факторов, которые вмешиваются в развитие эмоциональной зрелости.
Главным из них, несомненно, является личность человека, то есть то, как человек должен функционировать и соотноситься с миром..
Люди никогда не могут проявить эмоциональную зрелость во внешних ситуациях, если мы не знаем, как применять себя в первую очередь.
Второй фактор, имеющий большое значение в развитии эмоциональной зрелости, обнаруживается в отношениях человека с окружающей средой..
Человек может многое знать о себе, знать, как он думает, как это работает и какие эмоциональные реакции он имеет, однако, это личное развитие не поможет, если он не применяет его к своим отношениям с другими людьми и различным элементам, которые составляют среду в это разворачивает.
Подводя итог, мы можем определить эмоционально зрелого человека как человека, который знает, как хорошо себя чувствовать, и способен адаптировать свои внутренние характеристики к отношениям, которые он устанавливает с внешними объектами..
Черты личности людей с эмоциональной зрелостью
Аналогично, эмоциональная зрелость может подразумевать другие более специфические характеристики личности, такие как следующие:
Человек обладает развитой идентичностью, знает, кто он, и старается быть верным себе, своим ценностям, убеждениям и взглядам и ведет себя соответственно..
Он может различать разум и эмоцию, и когда он хочет, он может выбирать рациональные методы функционирования вместо того, чтобы доминировать над своими эмоциями..
Он имеет реалистичные цели и задачи в своей жизни, планирует и выполняет необходимые действия для достижения этих целей структурированным и рационализированным способом.
Они являются независимыми и напористыми людьми, они способны распознать свои недостатки и ошибки, а также свои навыки и способности.
Они имеют тенденцию устанавливать отношения равных и равных без необходимости выстраивать категории, которые разграничивают их личные отношения.
Они способны контролировать эффект, который вызывают их вещи. Их эмоциональные реакции не зависят непосредственно от внешних раздражителей, но от внутренней проработки, которую они производят на них..
Теперь мы знаем, из чего состоит развитие эмоциональной зрелости и какие характеристики приобретаются при его достижении..
Но, как мы уже говорили ранее, это развитие не появляется у людей по волшебству.
Человек не достигает эмоциональной зрелости, если пациент ждет его появления годами.
Эмоциональная зрелость должна развиваться осознанно, вкладывая усилия и самоотверженность в себя и работая во внутренних аспектах, на пути существования и на пути функционирования.
Как развить свою эмоциональную зрелость? 10 советов
1- Обратите внимание
Люди, как правило, живут с автопилотом. У нас есть способ существования и функционирования, но мы проверяем его автоматически и применяем его, не задумываясь о том, как это происходит..
Работать таким образом проще всего и проще, поскольку получение знаний о себе обычно не дает нам прямой выгоды.
Тем не менее, этот способ функционирования также является то, что мешает нам расти эмоционально.
Как правило, обращайте внимание и анализируйте, как мы, как мы думаем, как мы поступаем, почему мы это делаем, какие у нас есть навыки и какие у нас недостатки часто усложняются, так как это включает в себя то, что мы сами можем изменить.
Однако, если вы хотите достичь эмоциональной зрелости, вы должны выполнить это упражнение, хорошо знать, как вы себя чувствуете и принимать без обиды характеристики, которые вам меньше всего нравятся в вас, и что вы должны работать, чтобы изменить их..
2- Учитесь разрабатывать свои чувства
У всех людей есть чувства, многие и разнообразные, но часто мы предпочитаем не обращать большого внимания, потому что они могут быть раздражающими или слишком интенсивными.
Однако, если мы не научимся подробно описывать чувства, которые мы испытываем на протяжении всей жизни, мы будем делать рюкзак, который мы будем носить на спине, и который станет тяжелее.
Поэтому удобно, когда вы испытываете определенные чувства, дайте им проявиться, дайте себе время на их глубокое изучение и приложите усилия, чтобы уметь их разрабатывать и адаптировать внутри себя..
3- Проанализируйте вашу эмоциональную реакцию
У людей постоянно и неизбежно возникают эмоциональные реакции в течение нашей жизни..
Когда что-то происходит, наше тело реагирует эмоциональным откликом, которого нельзя избежать или избежать.
Теперь важно, чтобы мы научились модулировать наши эмоциональные реакции так, чтобы они были как можно более подходящими..
Чтобы это сделать, важно обращать внимание на свои эмоциональные реакции на различные ситуации и анализировать, действительно ли они адекватны или нет..
Если они есть и степень дискомфорта, который они вызывают, они адаптированы к реальности идеальной ситуации.
Однако, если эмоциональная реакция не адаптирована к реальности ситуации, то есть выше, чем должна или может быть более адаптирована, важно, чтобы вы старались приобрести более адаптивную эмоциональную реакцию.
4- Проанализируйте вашу поведенческую реакцию
Однако, если после эмоциональной реакции мы всегда совершаем поведение, управляемое эмоциями, наш эмоциональный рост будет поставлен под угрозу.
Люди имеют способность мыслить и рассуждать, фундаментальный факт для правильного функционирования и адаптации в нашей среде.
Однако, когда появляется эмоция, наши первичные инстинкты побуждают нас обращать внимание на эмоциональную реакцию и устранять видимость рассуждений..
Итак, проанализируйте свой способ поведения, когда вы реагируете на любую ситуацию, которая вызывает некоторые эмоции.
Цель состоит в том, чтобы перед эмоциональными реакциями вы могли представить рассуждения, чтобы иметь возможность выбирать менее импульсивное поведение.
5- Тренируйте появление разума
Как мы видели в предыдущем пункте, появление разума всегда имеет жизненно важное значение для правильного функционирования..
Тем не менее, мы уже знаем, что в эмоционально напряженные моменты возникновение причин зачастую затруднено, и эмоции обычно имеют все, с чем сталкиваются, чтобы выиграть игру.
Итак, чтобы достичь эмоциональной зрелости, мы должны научиться использовать разум даже в самые эмоциональные моменты.
Если нам удастся сделать это, у нас будет больше возможностей для достижения адекватного поведения, которое соответствует нашему образу жизни, нашему мышлению и нашим ценностям и принципам, а не нашей эмоциональной реакции.
Для этого важно научиться правильно определять свои эмоции каждый раз, когда они появляются, и дать себе время перед тем, как действовать.
Вы должны воспользоваться этим временем, чтобы ваша мысль вступила в действие и смогла модулировать вашу эмоциональную реакцию и ваше последующее поведение..
6- сопереживать
Пять предыдущих советов были направлены на то, чтобы получить больше личных знаний и научиться управлять различными реакциями, которые может иметь человек: чувствами, эмоциями, поведением и мыслями.
Теперь эмоциональная зрелость не остается в себе, но должна распространяться на отношения, которыми обладают другие люди и окружающая среда.
Чтобы достичь эмоциональной зрелости, вы должны знать, как сочувствовать другим, знать, что они чувствуют, знать свою реальность и действовать в соответствии со всей этой информацией..
Для этого важно, чтобы вы систематически выполняли умственное упражнение «Как бы я себя чувствовал, будь я на вашем месте?»
Если вы будете регулярно задавать этот вопрос и пытаться представить, как бы вы себя чувствовали, находясь на месте другого человека, вы увидите, что эмпатия возникнет мгновенно..
7- приобретать более широкие видения
С концепцией сопереживания тесно связана способность приобретать более широкий взгляд на вещи..
Люди склонны наблюдать за вещами таким образом, чтобы придать абсолютное значение этой мысли..
Однако такой способ работы обычно приводит к ошибке, поскольку он позволяет нам видеть только верхушку айсберга..
Чтобы этого не произошло, важно, чтобы вы мысленно задали себе разные точки зрения о вещах и ценностях каждой из них..
Таким образом, ваше видение станет шире, и у вас будет больше возможностей для анализа.
8- Анализируйте свои потребности адекватно
Люди часто позволяют нам руководствоваться нашими наиболее насущными потребностями, и им трудно учитывать более долгосрочные потребности..
Тем не менее, способность выполнять адекватный анализ личных потребностей является одним из ключей, чтобы иметь возможность функционировать выгодно для себя.
Умение анализировать жизнь с глобальной точки зрения, а не с целенаправленной точки зрения, имеет жизненно важное значение для развития эмоциональной зрелости..
Если вам удастся проанализировать себя, свою жизнь, свое окружение и свои потребности с широкой точки зрения, у вас будет больше ресурсов, чтобы правильно выбирать свои действия и жить в соответствии с вашим образом жизни, вашими ценностями и вашими моральными принципами..
Имейте в виду, каковы ваши долгосрочные цели, что вы предлагаете как личность и какое поведение вы хотите стать частью своего образа жизни.
9- Развивайте уверенность в себе
Напористый стиль общения является наиболее аффективным, и лучшие результаты и благополучие дадут вам в вашей жизни.
Он основан на общении таким образом, чтобы уважать ваши права, а также уважать права других людей..
10- Развивайте свою самооценку и принимайте себя
Возможно, чувство собственного достоинства принесет вам больше всего счастья в вашей жизни. Без положительной самооценки вы не сможете общаться с другими или достигать поставленных целей..
ссылки
Fierro, A. (1996). Учебное пособие по психологии личности. Барселона: Пайдос, гл. четвёртая.
Канфер Ф. Х. и Гольдштейн А.П. (1993). Как помочь изменить психотерапию. Бильбао: Desclée de Brouwer.
Огден, J. (2007). Основные чтения в психологии здоровья. Беркшир, Великобритания: Пресса открытого университета.
Селигман, М. Э. П. (1995). Я не могу быть выше, но я могу быть лучше. Барселона: Грихальбо.
Шериф, М.: «Изучение некоторых социальных факторов в восприятии», Arch. Psychol., 1935, № 187.
Как «повзрослеть» и стать опорой самому себе
15 ноября 2021 года
Иной раз мы сталкиваемся с проблемами и трудностями, которые на первый взгляд кажутся неразрешимыми. На помощь приходят близкие люди, друзья, семья, но порой их советы и критика делают только хуже. Психологи утверждают, что самый главный ресурс человека — он сам. Если мы можем опереться на себя, то способны справиться с любыми препятствиями в жизни. Как взрастить эти опоры и можно ли повзрослеть психологически? Об этом рассказала психолог Московской службы психологической помощи Елена Морковник.
Что значит «быть зрелым»?
Взрослость обычно оценивается по следующим признакам: наличие работы, своего жилья, собственной семьи и детей. Есть другие критерии: ответственность за себя, независимость в принятии решений, финансовая независимость. Взросление — это еще и формирование определенных мозговых структур. Сегодня ученые отмечают увеличение периода созревания мозга: позже развиваются лобные доли, которые отвечают за планирование, прогнозирование, контроль, анализ причинно-следственных связей, стратегическое мышление.
Задачи стадий развития
Психологи выделяют восемь стадий развития. Согласно этой теории, к ранней зрелости человек подходит, пройдя предыдущие кризисы и решив на каждом этапе свои важные задачи. При благоприятном сценарии формируется доверие к миру, автономия, воля, инициативность, компетентность, понимание того, кто он есть и куда идет. Если кризисы не пройдены, мы видим в человеке недоверие, пессимизм, зависимость от других, стыд, вину, чувство неполноценности, нетерпимости. Становясь внутренне всё более зрелыми, люди учатся устанавливать близкие доверительные отношения, любить другого. Следующей задачей взросления является творческая самореализация и забота о будущем благополучии человечества.
Проблема инфантильности
Часто встречаются взрослые люди, личностно незрелые, как будто они специально выбрали оставаться такими вечными детьми. Это «синдром отложенного взросления». Среди причин его возникновения — социальные процессы и изменения общества, института семьи и образования.
Если еще в начале 90-х первоклассники самостоятельно возвращались из школы, делали уроки и могли разогреть себе суп (без микроволновой печи, естественно), то сегодня по дороге домой их сопровождают мамы, бабушки или няни. Они же помогают решать примеры, накрывают на стол, а после — моют за ребенком посуду. Кружки и секции зачастую проходят сразу после обеда не потому, что часть детей учится во вторую смену, но из предположения, что рядом с ребенком-школьником всегда есть неработающий взрослый, который его и привезет на занятие.
За последние годы отношение к воспитанию детей существенно изменилось: заботы о них стало столько, что необходимость взрослеть — то есть брать ответственность за свою жизнь словно потеряла актуальность. Зачем это делать, если в квартире родителей для тебя всегда найдется место, да и денег на кафе они дадут. Потому сегодня можно видеть ситуации, когда 20-летние молодые люди сидят в очереди к врачу вместе с мамами или папами. Либо под руку с ними приходят устраиваться на работу. «Это моя мама. Она пришла посмотреть, правильно ли я буду подписывать трудовой договор». В психологии даже есть такое понятие, как «психологический мораторий» — запаздывание в принятии на себя взрослых обязанностей и ответственности, отсрочка на подготовку к настоящей жизни.
Другой вариант инфантильности — синдром Питера Пэна. Такие люди тоже не хотят или не могут повзрослеть. У них плохо развиты воля, самоконтроль, способность к эмоциональной саморегуляции. Они боятся любых обязательств, избегают ответственности. К счастью, взросление для таких личностей — достижимая цель. Правда, повзрослеть непросто, иногда требуется помощь специалиста — психолога.
Признаки зрелости
Как выстроить внутренние опоры?
Искать опоры — значит видеть свою силу и слабость, уметь фокусироваться на сильных сторонах личности, находить их в прошлом опыте либо создавать и развивать другие. Когда мы чувствуем дефицит чего-либо, то именно активная позиция, смелость, исследовательский интерес позволяют приближаться к неизвестному, получать новый опыт, осмысливать, присваивать и опираться на него, даже если это поначалу некомфортно. Так внешние опоры постепенно становятся внутренними.
Чтобы почувствовать собственные опоры, можно ответить себе на вопросы:
Как научиться опираться на себя
Если вам трудно опираться на себя, вы часто сомневаетесь в собственном мнении, не можете мириться со своими недостатками или постоянно критикуете за ошибки, поговорите об этом со специалистом. В Москве это можно сделать бесплатно. Например, в Московской службе психологической помощи населению. Круглосуточный телефон неотложной психологической помощи в Москве — 051 (с городского телефона), +7 (495) 051 (с мобильного). В круглосуточном режиме работает и чат психологической поддержки на сайте www.msph.ru.
Кроме того, 19 ноября стартует фестиваль практической психологии «Психолог-FEST — 2021». Он пройдет в онлайн-формате и продлится три дня. Участники смогут пройти более 20 мастер-классов, задать вопросы психологам в реальном времени, а также посетить лекции на психологические темы. Зрителям расскажут о том, как построить здоровые и счастливые отношения с самим собой и партнером, как конструктивно общаться с детьми и избегать манипуляций. Участие бесплатное. Подробную программу и расписание встреч можно посмотреть на сайте фестиваля: http://fest.msph.ru/.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
Что такое психосоматика и как это лечить?
Все болезни от нервов? Можно ли заболеть из-за «плохих» эмоций? Что такое психосоматическое расстройство? На эти и многие другие вопросы журнала «Челленджер» отвечает кандидат медицинских наук, врач-кардиолог высшей категории, доцент кафедры факультетской терапии лечебного факультета ФГАОУ ВО Первый МГМУ имени И. М. Сеченова Антон Родионов.
— В 80—90-е годы прошлого века у нас в институте (Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова. — Прим. ред.) работал очень известный психолог профессор Ю. М.Орлов. Ему принадлежала теория «саногенного мышления». Её смысл сводился к тому, что если мыслить правильно, культивировать хорошие эмоции и бороться с плохими, то можно предотвратить множество заболеваний. Надо признать, что для неокрепших умов юных медиков его теория выглядела весьма убедительно…
Могут ли эмоции влиять на здоровье? Определённо да. Быть причиной — нет. Негативные эмоции активизируют симпатическую нервную систему, что, в свою очередь, приводит к повышению артериального давления, увеличению частоты пульса и спазму сосудов. Всем известны истории, когда на фоне, например, испуга или гнева у людей случались инфаркты и инсульты. Повторю: эмоция в этом случае не причина заболевания, а лишь провоцирующий фактор, триггер.
В отдельных случаях негативная эмоция, конечно, может стать и причиной заболевания. Например, если со злости ударить кулаком по стене, можно сломать руку. Вот вам вполне отчётливая причинно-следственная связь. Кстати, не надо забывать и о существовании обратной взаимосвязи. Нередко причиной негативных эмоций становятся хронические телесные страдания. Вспомните Бабу-ягу с костяной ногой — возможно, она была бы очень милой старушкой, если бы не хроническая боль в тазобедренном суставе…
«Все болезни от нервов» — это миф?
Это даже не миф, это просто старая студенческая шутка. Полная цитата звучит так: «Все болезни — от нервов, и только пять — от любви» (имеется в виду пять классических венерических болезней). Впрочем, хронический стресс — действительно доказанный фактор риска развития как минимум сердечно-сосудистых заболеваний. Несколько лет назад при помощи позитронно-эмиссионной томографии (высокоточного исследования, позволяющего изучать обменные процессы в различных тканях) учёные выявили механизмы, трансформирующие стресс в хроническое воспаление, которое, в свою очередь, служит ключевым механизмом развития атеросклероза.
— Однако повторяю снова и снова: стресс не причина болезней, а один из факторов риска, который работает лишь сообща с другими факторами, прежде всего генетическими.
Психосоматическое расстройства: каковы причины и механизмы их возникновения?
Психосоматические заболевания — это группа болезней, которые проявляются телесными страданиями (то есть симптомами заболеваний внутренних органов), но их основная причина всё же кроется в неполадках со стороны нервной системы. К ним относят целый спектр желудочно-кишечных расстройств (функциональная желудочная диспепсия и синдром раздражённого кишечника), фибромиалгию (специфический болевой синдром в проекции суставов), гипервентиляционный синдром (ощущение нехватки кислорода и потребность в частом дыхании) и много чего ещё.
То, как связаны между собой психические страдания и соматические симптомы, поясню на примере самой распространённой жалобы, с которой пациенты приходят к кардиологу — ощущения учащённого сердцебиения. Тахикардия (частый пульс) в норме возникает, когда надо отреагировать на внешний раздражитель, например убежать от опасности. В этой ситуации мышцам нужно больше крови, следовательно, сердце должно увеличить частоту сокращений. Но когда опасность проходит, пульс нормализуется. Пациент с невротическим расстройством внешне спокоен, за ним никто не гонится, ему никого не нужно догонять, но головной мозг даёт сигнал: «Ты в опасности, убегай!» В результате активируется симпатическая нервная система, повышается давление и учащается пульс. Пациент чувствует себя плохо… В этом случае лечить тахикардию как отдельный симптом по меньшей мере нелепо — надо лечить само невротическое заболевание, причём лечить таких пациентов должен не кардиолог, а психиатр или психотерапевт.
Что касается детской психосоматики, расскажу ещё одну историю. Недавно на приём пришла молодая женщина. Она выглядела очень встревоженной и всё время пыталась меня расспросить о здоровье своего мужа, хотя, по моим представлениям, её муж вполне мог сам прийти на приём. В разговоре выяснилось, что муж (много работающий и хорошо зарабатывающий человек) дома постоянно кричит на жену и ребёнка, при этом ещё успешно манипулирует своим повышенным давлением, но лечиться не хочет. В конце нашей встречи женщина спросила, нет ли у меня на примете хорошего невролога, специалиста по детским тикам… Стоит продолжать рассказ? По-моему, не надо быть доктором Хаусом, чтобы понять простую вещь: большинство преходящих неврологических и невротических симптомов у детей — это проблема с родителями.
Что такое «чикагская семёрка» и насколько актуальна такая классификация в наши дни?
Классификации психосоматических расстройств мне не очень нужны в повседневной работе, да и про «чикагскую семёрку» я впервые узнал благодаря этому вопросу. Прочитал и ужаснулся. Неужели в XXI веке кто-то всерьёз может рассматривать их как «болезни неотреагированных эмоций»! Перечислю эти семь заболеваний с указанием их истинных причин:
Болезнь Паркинсона возникает из-за стремления к контролю? Аденоиды у детей появляются, когда они чувствуют, что родители их не любят?
Приведённые примеры — плод неуёмного воображения диванных психологов. У обеих болезней есть гораздо более понятные причинные факторы, хотя и не до конца изученные. А вот психосоматические заболевания желудочно-кишечного тракта (функциональная диспепсия, синдром раздражённого кишечника) действительно характерны для людей мнительных, тревожных и неуверенных в себе. В древности даже существовала поговорка: любой невропат — колопат (colon — лат. «толстая кишка»).
Ипохондрия — это тоже психосоматика?
Строго говоря, «ипохондрическое расстройство» — это не психосоматика, это чистая «психика», то есть настоящее тревожное невротическое расстройство, в рамках которого пациент бесконечно ищет у себя соматические заболевания и цепляется к самым безобидным симптомам. Моя почта переполнена письмами от ипохондриков, которые, обнаружив у себя несколько десятков экстрасистол (внеочередных сокращений сердца), тут же интересуются, какова теперь у них вероятность внезапной смерти.
Как происходит диагностика психосоматических расстройств?
Пациенты с психосоматическими расстройствами могут посещать врачей любой специальности. У кого-то болезни проявляются немотивированной одышкой и сердцебиением, у кого-то тошнотой, рвотой и поносом, а у некоторых — болевыми синдромами.
— Главный диагностический критерий — обследование, зачастую неоднократное — не позволяет обнаружить никаких признаков органического заболевания. Именно этот факт должен навести на мысль о необходимости консультации с психиатром или психотерапевтом.
Основа диагностики — беседа с пациентом. Уже только на основании того, как пациент излагает жалобы, можно задуматься о наличии психосоматических расстройств. Если врач располагает достаточным временем для выяснения обстоятельств, связанных с началом или обострением заболевания, если найдёт аккуратные слова для выяснения психотравмирующих ситуаций, то картина болезни начнёт вырисовываться. Как я уже сказал, диссоциация между жалобами и отсутствием органической патологии — важный аргумент в пользу «психосоматики». Конечно, разумный объём дообследования всегда необходим, но он не должен быть избыточным.
Приведу в пример одно из классических психосоматических заболеваний — синдром раздражённого кишечника (СРК). В России считают, что для установки диагноза нужно обязательно сделать колоноскопию — непростое и недешёвое эндоскопическое обследование толстого кишечника. Во всём мире считают иначе. Если длительные симптомы кишечного дискомфорта (поносы или запоры, вздутие живота и так далее) не сопровождаются наличием так называемых «красных флагов» (снижение веса, кровь в кале, воспалительные изменения в анализах крови, поздний возраст начала болезни и наличие онкологических заболеваний у близких родственников), то мучить пациента такой непростой процедурой, как колоноскопия, смысла нет — диагноз СРК весьма вероятен.
Сколько лет проходит от обращения пациента с психосоматическим расстройством до постановки ему корректного диагноза? Бывает по-разному. Мне кажется, что если правильно построить общение с пациентом, то это совсем не сложно. Но мы этому хорошо обучены. Дело в том, что наш ныне покойный учитель, бывший директор клиники факультетской терапии Первого меда (ныне Сеченовский университет) профессор В. И. Маколкин большое внимание уделял изучению психосоматической патологии, в результате чего на базе клиники был фактически создан небольшой психосоматический центр. Сотрудники клиники довольно хорошо ориентируются в патологии такого рода, кроме того, нас поддерживает команда из нескольких психиатров.
Иногда случается, что от начала заболевания до получения профессиональной помощи проходят годы. Сложно сказать, с чем это связано. Скорее всего, с тем, что коллеги «не видят» психосоматику или же стесняются отправить пациентов к психиатру, опасаясь, что пациенты их неправильно поймут.
Как лечить психосоматику?
Всё зависит от ситуации; понятие «психосоматические расстройства» слишком широкое. В лёгких случаях специфическое лечение вообще не требуется, достаточно детальной беседы врача с пациентом и разъяснения сути происходящего. Дело в том, что порой пациента тревожат не столько сами симптомы, сколько неизвестность и подозрение на серьёзные органические заболевания. Если объяснить, что за «ощущением неполного вдоха» или «покалываниями в сердце» не стоят органические болезни сердца и лёгких, многих пациентов это вполне удовлетворит.
В отдельных случаях врач-интернист (терапевт, кардиолог, гастроэнтеролог и другие) самостоятельно может назначить психотропную терапию, если он умеет, конечно, это делать. Скажем, квалифицированный гастроэнтеролог вполне может и должен сам назначать антидепрессанты пациентам с функциональными заболеваниями желудочно-кишечного тракта, не прибегая к помощи психиатров. Зачем антидепрессанты гастроэнтерологическим пациентам? Они нужны для того, чтобы разорвать патологическую связь между сигналами в головном мозге и симптомами со стороны желудочно-кишечного тракта. Кстати, антидепрессанты давно уже перестали быть специфическими препаратами для лечения депрессии. Их с успехом применяют и в терапии некоторых болевых синдромов.
Если интернист чувствует, что пациенту нужна серьёзная комбинированная терапия, то лучше подключить к лечению психиатра, так как психофармакология довольно сложна и арсенал препаратов многообразен. Желательно консультироваться не просто с психиатром из районного диспансера, а со специалистом, который имеет опыт работы именно с психосоматическими пациентами.
Психотерапия (то есть лечение в разговорном жанре) может быть весьма полезна многим пациентам с психосоматическими расстройствами. Есть только два минуса: это дорого и долго. Противопоказание к психотерапии — симптомы «большого» психического заболевания (бредовые расстройства, галлюцинации), впрочем, это уже выходит за рамки темы «психосоматика».
А вот что пациенту точно не нужно — это видимость лечения с использованием пустышек: витаминов, «общеукрепляющих», «метаболических», «сосудистых» препаратов и так далее.
Могут ли психосоматические заболевания со временем трансформироваться в соматические патологии?
Маловероятно. Вернёмся в начало. Факторами риска они могут быть, причиной — нет. То есть гипервентиляционный синдром не превратится в астму, СРК не станет язвенным колитом, фибромиалгия не трансформируется в ревматоидный артрит. Важно только понимать, что с возрастом увеличивается риск настоящих соматических заболеваний. Нужно только не пропустить их начало.
Что такое психогигиена и чем она может помочь?
И последнее. Если чувствуете, что что-то в жизни идёт совсем не так и самостоятельно выкарабкаться не получается, не стесняйтесь обращаться к специалистам в области психиатрии и психотерапии. Современная психиатрия ушла далеко вперёд по сравнению с классическим представлением о ней в фильме «Полёт над гнездом кукушки».
Если вы хотите грамотно использовать все возможности современной медицины, а также не стать жертвой сомнительного лечения и избыточной диагностики, книги из курса «Академии доктора Родионова» — вам в помощь. Все авторы серии не только практикующие врачи и специалисты, но и наши постоянные эксперты (за что им огромное спасибо).