Что такое эмоциональный отклик
Химия настроения: как в организме возникают эмоции и что с этим делать
Эмоция — психофизиологический процесс: это не только переживания, которые мы испытываем в ответ на какое-то событие, но и вся физиологическая «подложка» — то, что происходит в организме в это время.
У эмоционального процесса есть три компонента: переживание (осознание на уровне психики), физиологические процессы в нервной, эндокринной, дыхательной и других системах организма, а также «ответ» — комплекс выражения эмоции, например в виде мимики, смеха или плача.
То есть, когда организм реагирует на некоторый раздражитель, запускаются реакции, которые в конечном счете приводят к проявлению эмоций. Но те же самые реакции могут быть запущены и иными способами, например химическими веществами или другими процессами организма, которые затрагивают похожие пути обмена веществ.
Это значит, что мы можем испытать грусть или радость без видимой причины. Отсутствие «настоящего повода» для печали не делает ненастоящим само переживание. Но понимание того, как и почему оно возникает, поможет контролировать нежелательные эмоции и не стыдиться их, если сдержать не получилось.
Разбираем, что стоит за нашими эмоциями и какие внутренние и внешние факторы могут на них повлиять.
Внутренние процессы: гормоны и нейромедиаторы
Все органы в нашем теле работают не сами по себе. Они подвержены нейрогуморальной регуляции: все процессы контролируют нервная и сопряженная с ней система гормонов. Эмоции не исключение. Гормоны не только управляют ростом и работой клеток, тканей и органов, но и служат нейромедиаторами — «посредниками» между нервной системой и телом.
Совет. Следите за тем, чтобы ваш сон был комфортным. Снижайте искусственное освещение в вечерние часы перед сном и минимизируйте световой шум в ночное время. Если вас беспокоит внешний свет ночью, позаботьтесь о плотных шторах или перестановке в спальне.
Внешняя химия: питание и обоняние
На наши чувства влияют не только гормоны, производимые нашим собственным организмом, но и некоторые вещества, которые мы получаем извне.
Эмоции человека
Эмоции человека – это оценочное отношение личности к возникающим явлениям. Эмоции человека изучены недостаточно хорошо, поэтому часто встречаются различные определения этого явления у разных авторов. Но можно выразить общее утверждение, по которому эмоции – это регуляторы деятельности, отображающие смысл существующей или возможной ситуации в жизнедеятельности индивида. Исходя из этого, эмоции человека порождают у него переживания радости, страха, удовольствия и другие чувства. Эмоции человека, сами по себе, могут не порождать переживание, их главная задача – это внутренняя регуляция деятельности.
Эмоции прошли долгую эволюцию, они развивались из простых врождённых инстинктивных процессов (органических и двигательных изменений) в более сложные процессы, утратившие инстинктивную основу, но имеющие привязку к определенной ситуации. То есть сложные эмоциональные процессы начали выражать индивидуальное оценочное отношение к обстоятельствам и своему непосредственному участию в них.
Определяют витальные первичные эмоции, которые обеспечивают человеку выживание. К ним относят боль, ярость, страх и другие похожие.
Эмоции в жизни человека имеют непередаваемое словами значение. Так, благодаря, интересу, удивлению, печали, злости, радости, страху люди передают информацию. Их выражение сопровождается телесными проявлениями – жестами, мимикой, изменениями цвета кожи (покраснение, побледнение).
Эмоции в жизни человека – это регуляторы социальной активности и его направляющие. Человек без эмоций становится пустым, не интересным. Он перестает видеть смысл во всем, что он делает, поэтому становится апатичным, отрешенным. Иногда такое апатичное состояние захватывает человека, но со временем возвращается хорошее настроение, которое движет им вперед.
Эмоции в жизни человека выступают, как сигналы. С их помощью отображается актуальное состояние организма. Если наблюдаются положительные эмоции, то значит, он всем доволен, негативные указывают на неудовлетворенность каких-то потребностей.
Эмоции защищают организм от перегрузок и сохраняют внутреннюю энергию. Каждое эмоциональное состояние о чём-то оповещает. Так, при переживании стресса, у человека снижается активность, этим самым он оставляет энергию для выполнения чего-то более важного.
Влияние эмоций на человека очень многообразное. Они воздействуют на восприятие. Человек, переживающий позитивные эмоции, например, радость, смотрит на мир с оптимистической точки зрения. Те, кто переживает страдание или гнев, во всем видят злые намерения и негатив.
Эмоции имеют влияние на психические процессы. Так, человек в состоянии стресса не может запомнить событий, внешнего вида людей, у него происходит смешивание всех фактов и он не понимает, что правдиво, а что он мог выдумать.
Влияние эмоций на человека отображается в его учебе и работе. Если он принимается за работу с интересом, то тогда будет действовать быстро, и не утомляясь.
Эмоциональное состояние оказывает влияние на сознание. Сильные эмоции человека делают его неуправляемым, он может совсем не соображать, что он делает. Например, в состоянии аффекта (чрезвычайно сильного эмоционального состояния) человек способен на убийство, вандализм, может сделать что-то, совершенно несвойственное ему.
Виды эмоций человека
Роль любой эмоции в жизни человека невозможно переоценить. Люди могут быть из разных культур, по-разному воспитаны, жить в разных уголках мира, отличаться внешностью, говорить на разных языках, но эмоции у всех у них одинаковые и выражают одно и то же отношение человека к определенной ситуации или предмету. Даже животные понимают некоторые эмоции людей. Например, когда человек радуется и смеется, то собака также начинает проявлять свою радость, пританцовывая вокруг человека и виляя хвостом. Если человек грустный, собака спокойно укладывается возле него. Эти процессы не изучены должным образом, но это факт.
Виды эмоций человека существует много и они могут очень быстро менять друг друга. Например, человек находится в одном состоянии и на него внезапно действует некий стимул, и он критически изменяет свое отношение к ситуации. Человек может в один миг, будучи в веселом настроении перейти в мрачное, или, наоборот, под воздействием происшедшего события из грустного состояния переключиться на радостное.
Человек способен переживать относительно одного индивида противоположные чувства, причём одновременно. Эмоции, волнующие человека, моментально отражаются на его лице, поэтому скрыть их очень тяжело. Люди могут попытаться спрятать свои истинные чувства, свое выражение на лице, но есть и другие факторы, через которые можно определить, что испытывает человек – это поза, мимика, походка, жестикуляция и другие.
Все эмоции подразделяются на положительные эмоции людей, нейтральные и отрицательные эмоции человека.
К нейтральным относятся безразличие, изумление, любопытство.
Каждая эмоция человека создает некий резонанс, и все что находится вокруг индивида, начинает вбирать в себя это состояние. В большей степени здесь имеются в виду люди, но благодаря некоторым исследованиям, стало известно о том, что животные и растения также способны реагировать на разные виды эмоциональных состояний.
Все люди могут испытывать базовые эмоции, но не каждому доступно прочувствовать более широкий их спектр. Таких людей в быту называют «толстокожими». Они не слишком чувствительны и не могут полностью оценить свои чувства, им трудно их идентифицировать.
Есть отдельный вид эмоций, называющийся аффектом. Аффект – это сильное эмоциональное состояние, во время которого отключается рациональное мышление и в тот момент человек начинает действовать стереотипно. Он выражается в оцепенении, агрессии, бегстве.
Эмоции готовят человека к определенным действиям. Например, когда человек попадает в критические стрессовые обстоятельства, у него появляются определенные эмоциональные и физиологические реакции. Так, в состоянии страха, тело человека может оцепенеть, но может и приготовиться бежать.
Если человек грустный, то у него вялая походка, опущенные плечи и уголки рта. В состоянии агрессии человек занимает оборонительную позицию, тело становится щитом, спина выпрямляется, все тело напрягается. В экстремальной ситуации, когда есть угроза жизни, кровь в теле сгущается и в случае ранения можно избежать её сильной потери. Когда человек переживает радость, у него вырабатываются гормоны, способные защитить организм и укрепить общий тонус.
Различные эмоциональные состояния влияют на сердечно-сосудистую систему. Длительный стресс способен нарушать нормальную работу сердца, и привести к гипертонии. Кровообращение также находится в зависимости от общего состояния.
Положительные эмоции людей влияют на приток крови к коже, на ритм дыхания. Если человек переживает длительный стресс, то у него могут возникнуть проблемы с дыханием.
Отрицательные эмоции человека очень негативно влияют на него, провоцируют различные заболевания.
Положительные эмоции людей позитивно влияют на крепкий сон, улучшая общее состояние. Оптимистичный образ жизни позитивно влияет на здоровье, поэтому нужно в любом случае мыслить позитивно.
Еще одну группу эмоциональных состояний представляют аффекты. Аффекты – сильные эмоции человека, сопровождающиеся активными действиями по разрешению острой, экстремальной, конфликтной или стрессовой ситуации. Аффект возникает внезапно и выражается во временной дезорганизации (сужении) сознания и острой активизации импульсных реакций. Они могут проявляться в различных формах.
Гнев человека также может привести к состоянию аффекта. Гнев проявляется в повышенном тоне голоса, доходящим до крика, позой нападения и угрожающей мимике.
Состояние разочарования является менее эмоционально окрашенным, чтобы привести к возникновению аффекта, но иногда и это происходит.
Чувства и эмоции человека
Чувства и эмоции человека сильно связаны с внутренними личностными качествами. Они отображают всё то, чем живёт человек, что происходит у него внутри. Человек часто боится выражать собственные эмоции или отрицает их, может перепутать их с чувствами. Некоторые вовсе их не осознают, им тяжело что-то сказать в ответ на вопрос, что они испытывают. Но это не значит, что эти люди бесчувственные. Значит, нужно разобраться, в чем причина такого состояния, почему человек не способен определить, что он чувствует к человеку, как относится к определенному событию или явлению. Человек, который не может идентифицировать свои эмоции и чувства не способен на решение жизненных проблем.
Для многих людей так и остаётся неизвестным то, что они переживают или чувствуют, но в большей степени их волнуют причины их ощущений. Причины многих состояний и чувств являются социальными. Вследствие активного развития общества, появляются новые эмоции или им предается новое значение. Например, некоторые чувства человек не способен ощущать после рождения, но может научиться позже у своего ближайшего окружения. С раннего детства родители и знакомые учат ребенка выражать свои эмоции, поощряют показывать свои чувства, рассказывают им, какие эмоции и в каких ситуациях можно выражать, а когда лучше себя сдерживать. Когда человек не в состоянии по какому-то поводу испытывать ту гамму чувств, которые захватывают всех, кроме него, тогда его считают эгоистичным и бесчувственным.
Эмоции и чувства могут выражать одно и тоже, например, человек может ощущать эмоцию и чувство радости. Эмоции появляются, когда возникает потребность и заканчиваются сразу после удовлетворения данной потребности, чувства носят предметный характер. Утоление жажды, голода и других потребностей связано с эмоцией радости. Чувство удовлетворения прямо связанно с каким-то одним незаменимым объектом, например, человеку хочется пить кофе, но есть только чай, но он не заменит кофе, он не доставит, то удовлетворение, которого ожидает человек от кофе. Чувства проявляются исключительно к какому-то объекту, если он отсутствует, тогда они не возникают.
Чувства могут воспитываться и развиваться. Выделяют уровни человеческих чувств – от практических, таких, как удовлетворение или собственность, до возвышенных чувств, которые выделяются наряду с духовными идеалами и ценностями.
Чувства развивались исторически, и в разные эпохи одно явление могло вызывать у людей разное отношение. Также чувства поддаются воздействию культуры и религии. Поэтому к одному и тому же объекту у людей разных народов возникают противоположные чувства. Например, в европейских странах женщина вполне свободно может гулять в шортах, короткой юбке и майке, это считается нормой. Если женщина в таком виде пройдется возле верующих мусульман, то это вызовет у них возмущение и презрение, поскольку их религия и культура не позволяет, чтобы тело женщины было открытым.
В жизни человека формируются практические чувства, которые напрямую связаны с его деятельностью. В теоретической деятельности формируются интеллектуальные чувства, которые связанны с познавательной деятельностью (любознательность, интерес, удивление). В отношении развития образно-избирательной деятельности возникли эстетические, такие как чувство гармонии и красоты, восхищение.
Нравственные чувства включают в себя совесть, переживание вины, долга, солидарности, справедливости, благородства. Благодаря моральным чувствам человек выражает свои переживания и отношение к другим. Еще выделяют духовные чувства, к которым относят чувства святости, просветления, благоговения, мистичности.
В многообразности чувств индивида отображается его система ценностей, потребностей и сущность личности. Относительно внешнего мира человек желает действовать так, чтобы быть к нему положительно настроенным. Поэтому чувства в отличие от эмоций можно самостоятельно регулировать.
Когда человек испытывает сильное устойчивое, положительное чувство к чему бы то ни было, которое возникает на основе недостаточно удовлетворенной потребности, он ощущает страсть. Страсть является сильным эмоциональным состоянием, которое плохо контролируется человеком, и не каждая личность может с ним справиться.
Эмоциональные состояния разнятся по их знаку (положительные или отрицательные), интенсивности, глубине, продолжительности влияния и значимости отражения в действительности (глубокие и неглубокие).
Чувства и эмоции бывают стеническими или астеническими, зависимо от воздействия на активность деятельности. Стенические активизируют человека, побуждают к деятельности, мобилизуют ресурсы и силы, к ним относят радость, интерес, воодушевление. Астенические расслабляют и сковывают силы, например, негативные эмоции человека, униженность, переживание вины, подавленности.
Эмоциональный тон ощущения показывает отношение человека к качеству чувств. То есть определенное явление или раздражитель отвечает за состояние человека. Например, шум моря, звук от потрескивания полена в костре, вид заката и тому подобное. Некоторые раздражители способны вызывать у человека идиосинкразию – болезненное отвращение к определенным индивидуально непереносимым звукам, запахам, вкусам.
Эмоциональная устойчивость проявляется в стабильности поведения человека в разнообразных ситуациях, в устойчивости перед разными жизненными трудностями, проявлении терпимости к другим людям. Преобладание положительных или негативных эмоций в опыте человека формирует у человека соответствующее устойчивое настроение.
Существует также связь между эмоциями, чувствами и мотивацией. Эмоции могут вызывать определенные поведенческие акты подобно мотивации и сопровождать саму мотивацию, переживая при этом определенные чувства. Например, еда – это не только мотивация, но и источник чувства удовлетворенности, а сам процесс, при котором человек ест, сопровождается эмоцией радости. Мотивация «включается» с помощью внутренних процессов организма и ориентируется на подавление внутреннего дисбаланса. В отличие от мотивации эмоция является ответной реакцией на внешние процессы и направляется на источник информации извне.
В природе встречается такое явление, как алекситимия. О личности с алекситимией говорят – человек без эмоций. Такие люди вычеркивают и эмоции, и чувства из своей жизни. Вместо них они занимаются размышлениями. Алекситимики считают, что важно понять смысл жизни, а не прожить её, расходуя время на ненужные переживания. Они ничего никогда не чувствуют, или по крайней мере говорят так, им трудно разобраться в себе и идентифицировать свои ощущения.
Если человек здоровый, то он испытывает чувства и переживает эмоции. Поскольку внешний мир воздействует на человека, значит, он должен отвечать на эти воздействия каким-то образом, поэтому все действия и мысли человека имеют эмоциональную окраску, что является признаком психически здоровой личности.
Алекситимия формируется в основном в детстве, когда взрослые в процессе воспитания своих детей, сами действуют так, что вызывают это расстройство. Они мешают полноценному формированию эмоций и чувств у детей, поскольку сами имеют проблемы с их выражением. Тогда, как другие родители поощряют своих детей к выражению чувств, алекситимики не в состоянии обучить этому собственного ребенка, так как им самим трудно осознать и выразить свои чувства. В большинстве случаев алекситимия проявляется у мужчин. Поскольку их с детства обучают тому, что они не обязаны плакать или выявлять свои истинные переживания, а все держать в себе или даже не допускать себе никаких чувств.
Не только в детстве, а и во взрослом возрасте алекситимия может развиваться. Это происходит в связи со стрессовыми переживаниями, сопровождающимися сильными эмоциями. При неумении осознать и пережить свои эмоции у человека появляется к ним некий барьер, он не допускает их к своему сознанию, блокирует и игнорирует. Выходит, что человек остерегает себя от внутренних переживаний, из-за невозможности делиться ими с кем-то или должным образом их проработать.
Есть люди, которые вполне осознанно отключают у себя эмоции. Они это объясняют тем, что так жить легче и намного выгоднее. Так, например, эти люди могут свободно «идти по головам», не смотря на то, что другим людям от этого плохо. Они не испытывают к людям жалость, если причинили им боль, просто бесчувственно используют их в личных целях. Они организовывают свою жизнь на все сто, делают то, что важно в первую очередь им. Вот только, со временем приходит некое понимание того, что жить нужно было иначе. Это случается, когда человек осознает всю боль, которую он причинял другим, когда его самого покидают близкие, и он ничего с этим сделать не может. Очень важно понять все это вовремя и перестать быть бесчувственным человеком.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
20.6. Эмоциональные свойства человека
Важную роль играют эмоциональные свойства человека. По данным Н.Э. Висотської, эмоциональная возбудимость способствует успешному обучению профессии артиста балета, положительно влияя на выразительность, артистичность, танцевальность, успешность в классическом и обычном танцах, а также актерское мастерство.
Эмоциональные свойства человека:
Характеристики эмоционального реагирования, которые постоянно и ярко проявляются в данной человека, является ее эмоциональными свойствами.
С точки зрения физиологии, эмоциональная возбудимость есть не что иное, как эмоциональная готовность, то есть готовность эмоционально реагировать на значимые для человека раздражители. Существенную роль в формировании этой готовности играет адреналин. Его введение подопытным предопределяло то, что они начинали проявлять эмоциональные вспышки на те раздражители, которые раньше оставляли их совершенно спокойными.
Эмоциональная возбудимость способствует эффективности некоторых видов профессиональной деятельности.
Эмоциональный отклик (восприимчивость, чувствительность). Близким по смыслу к эмоциональной возбудимости есть свойство, которое обозначается как эмоциональный отклик.
Уязвимость. К.К. Платонов определяет уязвимость как свойство личности, которая выражается в доминировании впечатлений над познавательной функцией восприятия мира. При этом впечатление он понимает как психическое явление, в структуру которого входит нечеткое восприятия, усиленное его эмоциональной окраской, через что переживания доминирует в нем над познанием.
Эмоциональная глубина. А.Ф. Лазурський писал: «Наблюдая в течение длительного времени нескольких индивидов, мы убеждаемся, что в некоторых из них чувства могут достигать при известных условиях такой интенсивности, к которой другие оказываются совершенно неспособными. Вот именно эту способность испытывать при некоторых благоприятных обстоятельствах такие интенсивные чувства, которые доступны сравнительно лишь некоторым, мы и будем называть силой чувствований». Это свойство равнозначна интенсивности, глубине эмоции, которая переживается.
Объективными показателями интенсивности пережитых человеком эмоций могут служить изменения физиологических функций. Однако Лазурський отмечает, что они не всегда достаточны, потому что вегетативная возбудимость у разных людей неодинакова.
Эмоционально ригидные люди отличаются «вязкостью» эмоций, их стабильностью. Эмоциональная вязкость связана с фиксацией внимания и аффекта на неких значимых событиях, объектах, психотравмирующих обстоятельствах, на неудачах и образах (злопамятность), темам, которые волнуют. По этому поводу в народе говорят: «Говорит три дня, а все о бедности».
Неустойчивость эмоции, за Лазурським, проявляется в том, что сначала она может быть интенсивной, но потом быстро ослабевает и, в конце концов, прекращается, переходя в состояние спокойного безразличия. Если же эмоции у человека легко возбудимы, то прошлая эмоция очень быстро заменяется в нее другой.
Итак, лабильность эмоций (подвижность, переключение) характерна тем, что человек быстро реагирует на изменение ситуаций, обстоятельств и партнеров, свободно выходит из одних эмоциональных состояний и входит в другие.
Слишком выраженная лабильность эмоций может осложнять отношения с окружающими, потому что личность становится реактивной, импульсивной, плохо управляет собой.
Эмоциональная лабильность свойственна лицам с высоким нейротизмом (тревожностью). Наоборот, низком нейротизма отвечает эмоциональная ригидность.
Эмоциональная устойчивость. В понятие «эмоциональная устойчивость», в зависимости от авторов, включаются различные эмоциональные феномены. Некоторые авторы рассматривают эмоциональную устойчивость как «устойчивость эмоций», а не функциональную устойчивость человека к емоціогенних условий. При этом под «устойчивостью эмоций» понимают и эмоциональную стабильность и устойчивость эмоциональных состояний, и отсутствие склонности к частой смене эмоций. Итак, в одном понятии объединены различные явления, которые не совпадают по смыслу с понятием «эмоциональная устойчивость».
Так же понимают эмоциональную устойчивость и зарубежные авторы. Дж. Гилфорд рассматривает эмоциональную неустойчивость как легкую возбудимость, пессимистичность, озабоченность, колебания настроений. П. Фресс как главную характеристику эмоциональности выделяет эмоциональную неустойчивость (невротичність), для которой характерна чувствительность человека к емоціогенних ситуаций.
Итак, эмоциональной устойчивости, с точки зрения названных выше авторов, свойственна эмоциональная невозмутимость, неуязвимость, то есть нереагирования человека на емоціогенні раздражители, ситуации.
В других случаях под эмоциональной устойчивостью понимают такой степень эмоционального возбуждения, который не превышает предельной величины и не нарушает поведение человека (Я. Рейковський) и даже положительно влияет на эффективность деятельности.
Л.М. Аболін считает правомерным под эмоциональной устойчивостью понимать устойчивость продуктивности деятельности, осуществляемой в напряженных условиях.
Отсюда главным критерием эмоциональной устойчивости для многих ученых становится эффективность деятельности в емоціогенній ситуации. А.А. Сиротин включает в определение эмоциональной устойчивости способность человека успешно решать сложные и ответственные задачи в напряженной емоціогенній обстановке.
Не случайно К.К. Платонов разделяет эмоциональную устойчивость на эмоционально-волевую (степень волевого владение человеком своими эмоциями), эмоционально-моторную (устойчивость) и психомоторики эмоционально-сенсорную (устойчивость сенсорных действий).
Еще один подход в понимании эмоциональной устойчивости является в П.Б. Зильбермана, который под этим понятием понимает «интегративную свойство личности, которую характеризует такое взаимодействие эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности индивида, которые обеспечивают оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмоциональной обстановке». Такая же позиция Б.Х. Варданяна, который определяет эмоциональную устойчивость как «свойство личности, которая обеспечивает гармоничное отношение между всеми компонентами деятельности в емоціогенній ситуации, а значит способствует успешному выполнению деятельности».
М.И. Дяченко и В.А. Пономаренко понимают эмоциональную устойчивость как качество личности и психическое состояние, которое обеспечивает целесообразную поведение в экстремальных ситуациях.
По мнению Є.П. Ильина, о настоящую эмоциональную устойчивость следует говорить в том случае, когда определяются:
Кроме того, не существует «общей» эмоциональной устойчивости. При различных емоціогенних факторах эта устойчивость будет разной.
Экспрессивность. Проявление эмоций у людей индивидуальный, в связи с чем говорят про такую личностную характеристику, как экспрессивность. Чем больше человек выражает свои эмоции через мимику, жесты, голос, двигательные реакции, тем больше в ней выражена экспрессивность. Экспрессивность является интегральной функцией двух приложений: степени выражения (силы) эмоций и контроля за их проявлением.
По степени проявления экспрессии (в частности, на лице) выделяют гипомимию и гіпермімію.
Гіпомімія (амимия) означает отсутствие или ослабление мимики, жестикуляции, обеднение выразительных средств языка, монотонность интонации, взгляд, который погас и ничего не выражает.
Гіпермімія связанная с чрезмерным оживлением средств выражения эмоций, с обилием ярких и экспрессивных актов, которые быстро меняются. Она случается в разных формах и обусловлена многими причинами.
Другим проявлением гіпермімії является манерность поз и вычурность движений, особенно у детей с аутизмом.
Эмоциональность как интегральная свойство человека. Эмоциональность как свойство (качество) личности упоминал еще Гиппократ, когда говорил о холерический тип темперамента. В конце XIX ст. П. Малапер выделял особый тип эмоциональных людей рядом с апатичными и страстными. Г. Хейманс и Е. Вирсма выделили три главных фактора личности: эмоциональность, активность і реактивность. О эмоциональность люди часто судят, исходя из того, как близко к сердцу он принимает мелочи, увлекается или плачет по незначительному поводу.
В.Д. Небиліцин тоже рассматривал эмоциональность как одно из свойств темперамента. Уровень эмоциональности человека он определял как способность к эмоционального переживания (с учетом модальности этого переживания). Как основные характеристики эмоциональности он выделяет уязвимость, импульсивность и эмоциональную лабильность.
Уязвимость выражает аффективную восприимчивость человека, чувствительность ее к емоціогенних воздействий, способность ее найти почву для эмоциональных реакций там, где для других такого грунта не существует. Следовательно, речь идет о эмоциональную возбудимость.
Импульсивность Небиліцин рассматривает как скорость, с которой эмоция становится побудительной силой поступков и действий без их предварительного обдумывания и сознательного решения выполнить их (Є.П. Ильин не согласен с пониманием импульсивности как рефлекторной реакции на эмоциональную смену, которая возникла).
Под эмоциональной лабильностью он понимает скорость, с которой прекращается настоящее эмоциональное состояние и происходит смена одного переживания другим.
Содержательные аспекты эмоциональности отражают явления в ситуации, которые имеют особую значимость для человека. Качественные свойства эмоциональности характеризуют становления индивида к явлениям окружающего мира и находят свое выражение в знаке и модальности доминирующих эмоций. К динамических свойств эмоциональности А.Є. Ольшаннікова причисляет особенности возникновения, течения и прекращения эмоциональных процессов и их внешнего выражения (экспрессию). Вслед за В.Д. Небиліциним, она считает эмоциональность одной из основных составляющих темперамента.
Рассмотрение эмоциональности как свойства темперамента заставляет говорить о ее генетическое происхождение.