Что такое подтемы текста в русском
Что такое подтема в тексте?
Что такое подтема в тексте.
Подтема это тема обзаца или отрывка.
Это тема обзаца ИЛИ отрывка.
Что такое текст повествование?
Что такое текст повествование.
Что такое текст?
Прошу скажите что такое текст?
Что такое необычные тексты?
Что такое необычные тексты?
Составить необычный текст.
Что такое содержание и построение текста?
Что такое содержание и построение текста?
Как связаны предложения в тексте?
Что такое последовательная цепная связь и что такое паралельная связь.
Что такое тема текста, что такое основная идея текста, что такое основная мысль текста?
Что такое тема текста, что такое основная идея текста, что такое основная мысль текста.
Что такое текст?
Тема и основная мысль текста.
Что такое художественный текст?
Что такое художественный текст.
Подберите подтемы для реализации вашего замысла.
Что такое жанр текста?
Что такое жанр текста?
Подскажите, плиз?
Задали решить задания, дак вот :
Наступила осень. Солнце начало светить мрачно. Начали опадать цветы. Начались похолодание. Начались дожди пешеходы начали ходить в резиновых сапогах с зонтиком. Кончилось лето. Дети пошли в школу и начали учёбу. Некоторые подбирая листики и кл..
Можно дополнить, пожалуйста.
Лето! Мальчики катается на лодках, а Саша лежит загорает. Ваня хочет незаметно украсть сумку Алины. А Алина с Кристиной играет валлейбол.
ТЕКСТ — это… (определение). Что такое текст?
Текст — это последовательно расположенные предложения или абзацы, связанные обшей темой, основной мыслью и имеющие смысловую завершенность.
Узнаем, что такое текст в русском языке. Выясним, что обеспечивает единство его внутренней и внешней формы, какие средства связи используются в тексте.
Что такое текст в русском языке?
Чтобы понять, что такое текст, сравним следующие высказывания.
Солнце село за горизонт. В городе снуют автомобили. В небе курлычут журавли.
Солнце село за горизонт. Постепенно сгущаются летние сумерки. И вот в городе несмело загораются один за одним фонари. А автомобили уже снуют по улицам с включенными фарами, как большеглазые жуки.
Оба примера начинаются с одного и того же сообщения о садящемся солнце. В первом отрывке используются предложения, никак не связанные друг с другом: ни по смыслу, ни грамматически. Каждое предложение несет свою сугубо индивидуальную информацию. Можно сделать вывод, что это разрозненные предложения.
Во втором примере описывается картина наступления летнего вечера в городе. Каждое последующее предложение, как художник, пишущий красками пейзаж, добавляет новый смысловой мазок в это описание. Предложения связаны по смыслу (описание летнего вечера), логически (постепенность разворачивания действия) и грамматически. У этого отрывка есть общая тема, которую можно обозначить заголовком «Вечер в городе».
Сделаем вывод, что эту совокупность предложений можно назвать словом «текст». Эта лексема заимствована из латинского языка и буквально значит «ткань, сплетение, соединение».
По отношению к языку лингвистический термин «текст» представляет собой единство значимых единиц речи — предложений. Наша речь состоит не только из слов как минимальных значимых единиц, а из предложений, которые объединяются в высказывание и образуют более крупную единицу речи — текст. Единство предложений в тексте оформляется общим содержанием и грамматически. С этой точки зрения дадим следующее определение, что такое текст.
ОпределениеТекст — это совокупность последовательно расположенных предложений (абзацев), связанных по смыслу и грамматически.
Пример текста
С утра начал накрапывать неспешный дождик. Дед Трофим, покормив скотину, вышел во двор и свистнул Жуку. Верный пёс потрусил за дедом в лес. Ведь еще на прошлой неделе Трофим приметил в дереве дупло, в которое беспрестанно сновали дикие пчелы. Как раз в дождливую погоду, когда пчелы не так активны, можно разведать, есть ли там мёд.
Видеоурок «Русский язык 2 класс. Что такое текст»
Внутренняя и внешняя форма текста
Каждый связный текст имеет внешнюю и внутреннюю форму. Рассмотрит основные понятия внешней и внутренней формы текста.
Внутренняя форма текста — это его содержание (тема, авторский замысел).
Тема текста — это то, о ком или о чём говорится в нем. Тема текста часто выражается в его заголовке.
Авторский замысел — это основная мысль, или идея, которую автор воплотил в тексте.
Основная мысль текста — это то, что выразил автор, к чему он призывает или чему учит читателя, ради чего написан текст.
Внешняя форма — это композиция и языковые средства, с помощью которых реализуется авторский замысел.
С этой точки зрения тексту, как воплощенному единству внешней и внутренней формы, можно дать следующее определение:
Текст — это законченное высказывание в виде нескольких предложений или абзацев, связанных общей темой и основной мыслью грамматически.
Обычно текст имеет следующее строение (композицию):
По функции и строению различают три типа текста:
Каждый тип текста имеет свою структуру построения.
Средства связи в тексте
Предложения в тексте объединяются в единое смысловое целое с помощью лексических и грамматических средств связи:
Спозаранку мы собрались в лес за грибами. В лесу было тихо и сумрачно. По низинке, что шла справа от нас, курился осенний туман. А вот и первый гриб!
Это был совсем грустный взгляд. Он был невеселым, потому что все пошло наперекосяк.
Этот дом еще в прошлом веке построил наш дедушка Макар. А домашний уют в нем создала бабушка Агафья. Она была известная на все село мастерица шить и вязать. Дощатые полы дома украшают вязанные ею пестрые половички.
Кот безмятежно дремал, свернувшись клубком. Внезапно он услышал визг и возню под крыльцом. Навострив уши, кот тихонько спустился со ступеньки, а затем стрелой бросился под крыльцо. Вскоре он вышел оттуда и принес мне пойманную мышь. «Вот, смотри, я недаром ем свой хлеб!»
Журавли, курлыча, пролетают клином над нами, со свистом рассекая воздух крыльями. Пожелаем этим птицам скорейшего возвращения весной.
А. Куинджи написал немало пейзажей моря. И эти картины до сих пор привлекают взоры любителей живописи. Да и березы очень любил рисовать этот русский художник. Несколько его картин называются «Березовая роща».
Вот и наступила весна! Эта пора обновления природы создает в душе человека ожидание чего-то нового и радостного. Все старое, как прошлогодний снег, растает и останется в прошлом.
Итак, чтобы текст был единым смысловым отрезком речи, в нем используются лексические и грамматические средства связи между предложениями и абзацами.
Признаки текста
В раскрытии авторского замысла используются такие признаки текста, как тематическое единство, развернутость, последовательность, связность, законченность и цельность.
Рассмотрим более детально признаки текста, которые обеспечивают единство внешней и внутренней формы — его цельность.
Основные признаки текста
1. Тематическое единство. Все предложения в тексте или его части (абзацы) раскрывают его тему и основную мысль.
2. Развёрнутость. Тема текста раскрывается через подтемы или микротемы. Целостный подбор подтем обеспечивает более полное раскрытие темы. В большом по объему тексте подтемы могут уточняться микротемами. Подтемы и микротемы обеспечивают глубину текста и определяют способ развития основной мысли текста.
3. Членимость — это признак, который обозначает, что текст делится на структурные смысловые отрезки:
Учтем, что одно предложение, даже очень распространенное и занимающее несколько строк в письменной речи, не является текстом.
4. Последовательность — это признак, который реализуется тогда, когда каждое последующее предложение содержит новую информацию для развертывания содержания текста.
5. Связность — признак текста, который обеспечивает единство текста как смыслового целого.
6. Цельность — это признак, который не допускает вставку языковых средств (лексических, грамматических или стилистических), противоречащих авторскому замыслу.
7. Законченность — это признак текста, который выражает завершенность текста. Тема раскрыта полностью с точки зрения замысла автора.
Видеоурок «Что такое текст? 5 класс»
Разработка урока по теме «Подтемы текста. Ключевые предложения» (6 класс)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Подтемы текста. Ключевые предложения
Цель: ознакомить учащихся с речевыми понятиями «подтемы текста», «ключевые предложения»; формировать умение отбирать подтемы для раскрытия темы в тексте, определять ключевые предложения в каждой подтеме; развивать навыки минимального анализа текста, монологической речи, орфографические и пунктуационные навыки; воспитывать чувство прекрасного, эмоциональную культуру учащихся.
Оборудование : учебник, мультимедийная презентация, карточки.
Тип урока : урок новых знаний.
Ребята, сегодня мы выполняем обычную, но очень важную работу. Настройтесь на то, что навыки, приобретенные на уроке, пригодятся вам в жизни. Откройте тетради и запишите дату.
2. Работа с эпиграфом.
Из всех знаний и умений самым важным,
самым необходимым для жизни является,
конечно, умение ясно, понятно говорить
— Как вы поняли слова эпиграфа? Согласны ли вы с мыслями автора? Свой ответ обоснуйте.
— А что нужно знать, чтобы научиться так ясно и понятно говорить? (составлять высказывания – тексты)
— Что такое текст? (несколько предложений, связанных между собой по смыслу (темой и осн.мыслью) и грамматически)
— Долгое время лингвисты ограничивались изучением звуков, морфем, слов, словосочетаний, предложений. Но со временем исследователи обратились к более крупным отрезкам речи – к текстам. Так сложилась наука о тексте. А как она называется, вы сможете узнать, разгадав ребус:
20 6 12 19 20 16 3 6 5 6 15 10 6
Т е к с т о в е д е н и е
— Изучая текст, лингвисты установили, что он имеет свои признаки и особенности построения.
Давайте с вами вспомним признаки текста (тематич.ед-во связность, последовательность, развернутость, завершенность).
4. Проверка домашнего задания.
А) Прочитать текст. Доказать, что это текст.
Б) Определить тему и осн.мысль. (Тема – о том, как дым костра может нам подсказать, каким будет завтрашний день; осн. мысль – природа – предвестник погоды, мы люди, должны всматриваться, вслушиваться в природу.)
— Недаром, ребята, наши предки обожествляли природу, приносили ей свои дары и всячески почитали.
В) Как связываются в этом тексте предложения? (параллельной связью). Докажите (первое предложение главное, остальные раскрывают его содержание)
Г) Какой еще связью могут связываться предложения в тексте?
Д) Найдите в этом тексте предложение с обобщающим словом.
5. Введение в тему урока, целеполагание.
— У вас на партах лежат листочки. Прочитаем то, что в них написано.
1) Наступила осень. На деревьях можно увидеть разноцветные листочки. Постоянно льет дождь, и от него на асфальте появляются лужи. На улице холодно и сыро.
2) Осен…ю со…нце свет…т нежно (не) обж…гает будто успокаива…т пр…роду и подготавлива…т её к долг…му зимн…му сну. Оно смешивает(?)ся с огненными красками лист…ев, падающих (на) землю и рисующих прич…дливый мя…кий к…вёр (под) н…гами пр…хожих.
Воздух наполнен свежестью до такой степени, что кажется кристально чистым, как хрусталь, и звонким, как натянутая струна.
В ясную погоду безоблачное небо настолько близко, что кажется: протянешь руку и дотронешься до этой пронзительной голубизны. Когда же оно затягивается поволокой туч, представляется, что землю укрывают серым мягким и в тоже время плотным одеялом.
Чем ближе холодная зима, тем больше плачет осень долгими холодными дождями и вздыхает промозглым ветром, заставляя задуматься о вечном и немного погрустить. А после дождя остаётся аромат упавшей листвы и завядающей травы.
Это время года живое! Ведь именно осень обнажает природу, показывая этот мир в совсем других красках. Сначала ярких, сочных, потом в серых и унылых. Изменчивая, такая непостоянная, осень из года в год заставляет восторгаться её прощальной красотой.
— Можем ли мы эти предложения назвать текстами? Докажите.
— В каком из этих текстов тема раскрыта более полно? Почему? (осень описывается с разных сторон)
. Итак, ребята, тема текста раскрывается через подтемы. И именно об этом мы сегодня с вами будем говорить.
— Запишите тему урока «Подтемы текста».
— Какие задачи мы можем поставить перед собой? (понять, что такое подтема текста, научиться определять подтемы в тексте, учиться создавать тексты и раскрывать тему через подтемы)
6. Работа по теме урока
— Для чего в тексте существуют подтемы?
1) Работа с текстом 2
Давайте еще раз прочитаем этот текст по частям и определим, какие подтемы использовал автор для раскрытия темы «Осень».
2) Осенний свежий воздух.
5) Прощальная красота осени.
— Многозначное слово. В каком значении использовано это слово в тексте?
— Ребята, в каком стиле написан этот текст? (художественный)
— Определите тип речи. (Текст – описание)
— Давайте найдем художественные средства выразительности, через которые автор передает бесподобное непостоянство осени (эпитеты: зимний сон, огненные краски, причудливый ковер, пронзительная голубизна, краски сочные серые унылые; олицетворения: осень вздыхает, обнажает, плачет; сравнения: кажется кристально чистым, как хрусталь, и звонким, как натянутая струна; метафора: землю укрывают серым мягким и в тоже время плотным одеялом).
— Посмотрите, какое богатство художественных средств выразительности. Для чего автор использует такое разнообразие? (чтобы показать все великолепие прощальной красоты)
— Дыхание осени чувствуется во всем: в печальной песне улетающих птиц, в моросящем дождике за окном… Но в осени есть свое очарование. Ведь не зря именно это время года вдохновляло поэтов и художников на создание новых произведений. Вы знаете, что у А.С.Пушкина золотая осень была любимой порой года. Алексей Саврасов, Виктор Михайлович Васнецов, Иван Шишкин, Исаак Левитан не могли не отразить увядающее великолепие осенней красоты.
— Вот и я, ребята, как-то несколько лет назад, гуляя по Лошицкому парку, вдохновилась шуршанием золотой листвы и написала стихотворение. Вы его послушайте и немножко отдохните. (Чтение учителем авторского стихотворения « Краски осени»)
Выполнить синтаксический разбор 1 предложения. (1 предложение у доски)
Осен…ю со…нце свет…т нежно (не) обж…гает будто успокаива…т пр…роду и подготавлива…т её к долг…му зимн…му сну. Оно смешивает(?)ся с огненными красками лист…ев, падающих (на) землю и р…сующих прич…дливый мя…кий к…вёр (под) н…гами пр…хожих.
— Определите тему этого текста. (Осенний лес)
— Найдите и зачитайте предложение, в котором заключена основная мысль этого текста. (1)
— Определите, какие подтемы раскрывают тему этого текста. Но прежде давайте подумаем, как правильно определить подтему текста? (Мы находили самое главное предложение в этой подтеме)
— Действительно, в каждой подтеме есть главное предложение. А как называются такие предложения мы узнаем из учебника.
— Давайте зачитаем ключевые предложения и определим подтемы текста.
Задание. А теперь, опираясь на ключевые предложения каждой подтемы, составьте план этого текста и запишите его в тетради (РАБОТА В ПАРАХ)
1.Красивый и печальный осенний лес.
2. Прозрачный воздух.
Задание. Опираясь на свой план и ключевые предложения, перескажите текст (РЕЗЕРВ).
Осень – самая ____________и____________пора года. Это время, когда нужно собирать____________ урожай, готовится ___________, наслаждаться __________и___________ природы. Но кроме этого, это хорошая пора для __________и____________.
Прием «Три М» : а теперь назовите три момента, которые у вас получились хорошо в процессе урока.
— Пригодятся ли вам в жизни знания, полученные сегодня на уроке? Каким образом?
Осень- самая яркая и живописная пора года. Это время, когда нужно собирать небывалый урожай, готовится к зиме, наслаждаться красотой и очарованием природы. Но кроме этого, это хорошая пора для отдыха и путешествий, особенно вначале осени, когда еще тепло и не льют проливные дожди. Путешествуя по осенним просторам, ты любуешься красотой природы, неповторимым разнообразием красок, насыщаешься всем этим торжеством. Любите, ребята, осень так, как я, и наслаждайтесь ее неотразимым великолепием.
Признаки текста — это… (8 признаков текста)
Узнаем, какие признаки текста позволяют назвать информативный отрезок письменной речи термином «текст».
Чтобы понять, какие признаки текста связывают несколько предложений в единое целое, прежде вспомним, что такое текст.
ОпределениеТекст — это несколько предложений, которые объединены темой и основной мыслью.
Все предложения и части текста (абзацы, параграфы, главы) должны раскрывать его тему и основную мысль.
ОпределениеТема — это то, что о чем говорится в тексте (предмет речи). Тема может быть определена в заголовке текста.
Пример:
«Осенью в лесу», «Удачная рыбалка», «Поход за грибами», «Счастливый случай» и пр.
ОпределениеОсновная мысль — это та идея, которую автор хочет объяснить читателю или в чем-то убедить его. Это то главное, ради чего создается текст.
В каждом тексте можно указать ряд основных признаков, в соответствии с которыми его можно назвать этим термином.
В раскрытии авторского замысла используются такие основные признаки текста, как тематическое единство, развернутость, последовательность, связность, законченность и цельность.
Рассмотрим более детально признаки текста, которые обеспечивают единство внешней и внутренней формы — его цельность.
Основные признаки текста
1. Тематическое единство. Все предложения в тексте или его части (абзацы) раскрывают его тему и основную мысль.
2. Развёрнутость. Тема текста раскрывается через подтемы или микротемы. Целостный подбор подтем обеспечивает более полное раскрытие темы. В большом по объему тексте подтемы могут уточняться микротемами. Подтемы и микротемы обеспечивают глубину текста и определяют способ развития основной мысли текста.
3. Членимость — это признак, который обозначает, что текст делится на структурные смысловые отрезки:
Учтем, что одно предложение, даже очень распространенное и занимающее несколько строк в письменной речи, не является текстом.
4. Последовательность — это признак, который реализуется тогда, когда каждое последующее предложение содержит новую информацию для развертывания содержания текста. В каждом тексте прослеживается логическая последовательность развития мысли.
5. Связность — признак текста, который обеспечивает единство текста как смыслового целого. Набор разрозненных предложений не является текстом. Предложения в тексте последовательно связаны по смыслу и грамматически. Для связи предложений в тексте используются как лексические, так и грамматические средства (повторы, синонимы, местоимения, союзы, параллелизм синтаксических конструкций и пр.).
6. Цельность — это признак, который не допускает вставку языковых средств (лексических, грамматических или стилистических), противоречащих авторскому замыслу.
7. Законченность — это признак текста, который выражает завершенность текста. Небольшие тексты состоят в основном из трех частей: зачина (начала), средней части и концовки. Законченным, или завершенным, считается тот текст, в котором имеются три указанные части, а тема раскрыта полностью с точки зрения замысла автора.
8. Стилистическое единство текста предполагает использование лексических, грамматических средств в соответствии со стилем, к которому принадлежит текст (научный, официально-деловой, художественный, публицистический, разговорный стиль).
Итак, тематическое единство, последовательность, связность, развернутость, завершенность и пр. признаки текста позволят определить, что рассматриваемый фрагмент письменной речи является текстом.