Что такое поэтическая строка в тексте

Справочные материалы. Структура стихотворения.

Что такое поэтическая строка в тексте. Смотреть фото Что такое поэтическая строка в тексте. Смотреть картинку Что такое поэтическая строка в тексте. Картинка про Что такое поэтическая строка в тексте. Фото Что такое поэтическая строка в тексте

Справочные материалы к комлексному анализу лирического произведения. Структура стихотворения.

Что такое поэтическая строка в тексте. Смотреть фото Что такое поэтическая строка в тексте. Смотреть картинку Что такое поэтическая строка в тексте. Картинка про Что такое поэтическая строка в тексте. Фото Что такое поэтическая строка в тексте

Содержимое разработки

РГУ им. Косыгина Преподаватель Балабанова Л.И.

К КОМПЛЕКСНОМУ АНАЛИЗУ ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Строфика текста, ее особенности и смысловая роль.

Особенности рифмы и её смысловая роль.

Стихотворный размер и его смысловая роль.

Что такое поэтическая строка в тексте. Смотреть фото Что такое поэтическая строка в тексте. Смотреть картинку Что такое поэтическая строка в тексте. Картинка про Что такое поэтическая строка в тексте. Фото Что такое поэтическая строка в тексте

Характер поэтической речи:

ритмически упорядоченная организация текста

ритмом, единственное, что отделяет стихи от прозы – это ритм.

способом организации стиха

— периодическое повторение в стихотворной речи однородных элементов.

постоянное, мерное повторение в тексте однотипных отрезков.

— задает Повторение ударных и безударных слогов стихотворения

Создаёт настроение, усиливает эмоциональные средства;

ритм может приобретать насмешливую интонацию, имити­ровать народную песню и т.д.

Основа всякой поэтической вещи — ритм — «основная сила, основная энергия стиха» (В. В. Маяковский).

в стихотворной речи

стих отдельная стихотворная строка, которая в свою очередь делится на стопы.

это группа слогов, включающая один ударный и один или несколько безударных слогов, с постоянным местом ударения.

— повторяющаяся комбинация одного ударного и нескольких безударных слогов.

Основные особенности ритмики

тоника, силлабика, силлабо-тоника, дольник, свободный стих;

силлабо – тоническая система основана на упорядоченном чередовании ударных и безударных слогов.

Что такое поэтическая строка в тексте. Смотреть фото Что такое поэтическая строка в тексте. Смотреть картинку Что такое поэтическая строка в тексте. Картинка про Что такое поэтическая строка в тексте. Фото Что такое поэтическая строка в тексте

Характеристика системы стихосложения

ритмичность создается повторением стихов с одинаковым количеством слогов, а расположение ударных и безударных слогов не упорядочено;

С одной страны гром,

С другой страны гром,

Набегали тучи
Воду несучи

ритмика которой организуется повторением ударных слогов;

число безударных слогов между ударениями варьируется свободно

нет четкой последовательности ударных и безударных слогов

Она существовала давно, со времен М.В. Ломоносова практически не использовалась, но в ХХ веке символисты вернули ее в оборот, поэтому термины дольник, акцентный стих и верлибр попали в раздел с теорией…

в основе лежит выравненность числа слогов, количества и места ударений в стихотворных строках

М.В. Ломоносова ввёл силлабо-тонику.

Ты хочешь знать, что видел я
На воле? — Пышные поля,
Холмы, покрытые венцом,
Дерев, разросшихся кругом,
Шумящих свежею толпой,
Как братья, в пляске круговой.
(М. Лермонтов)

силлабо-тонический стих (размерный)

Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман…

(А.С. Пушкин)

«Де́вушка пе́ла в церко́вном хо́ре 1221
О все́х уста́лых в чужо́м краю́, 2222
О все́х корабля́х, уше́дших в мо́ре, 2311
О все́х, забы́вших ра́дость свою́». 2212

(А. А. Блок).

Пример стихотворения Блока – это дольник. Суть в том, что у дольника количество ударений в строке всегда одинаковое (в нашем случае их 4), но они могут иметь разные позиции. у дольника эти интервалы одинаковые

Примером акцентного стиха может выступать также и русский рэпчик

У белого стиха есть всё, кроме рифмы

Приди — открой балкон. Как небо тихо;
Недвижим теплый воздух, ночь лимоном
И лавром пахнет, яркая луна
Блестит на синеве густой и темной,
И сторожа кричат протяжно: «Ясно. »
А далеко, на севере — в Париже —
Быть может, небо тучами покрыто,
Холодный дождь идет и ветер дует.
А нам какое дело? слушай, Карлос,
Я требую, чтоб улыбнулся ты…

Строфа — (греч. strophe — круг, оборот) — группа из определенного числа стихотворных строк, повторяющихся в произведении, объединенная общей рифмовкой и представляющая собой ритмико-синтаксическое целое, резко отделенное от смежных стихосочетаний большой паузой.

Строфа – группа стихотворных строк, объединённых в ритмическое целое по содержанию, способу рифмовки и интонации.

Наименьшей из строф является двустишие.

Наиболее распространенными видами строф в классической поэзии прошлого были четверостишия, октавы, терцины.

В зависимости от кол-ва строк и вида используемой рифмовки различают следующие разновидности строф:

трёхстишие (терцет), терцины (терцеты)

Самостоятельное двустишие, выражающее законченную мысль

Добрые люди, спокойно вы жили,

Милую дочь свою нежно любили.

Строфа, состоящая из трехстиший, связанных цепью переходящих рифм. Со средней строкой последнего трехстишия рифмуется дополнительная заключительная строка

АБА — БВБ — ВГВ и т.д.

Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу.

Утратив правый путь во тьме долины,

Каков он был, о, как произнесу.

Тот дикий лес, дремучий и грозящий,

Чей давний ужас в памяти несу!

(Данте А. «Божественная комедия»)

Четверостишие, строфа из четырех строк; самая распространенная строфа русской поэзии

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать —

В Россию можно только верить.

Строфа из пяти сихотворных строк, которые рифмуются:

АБААБ — АБББА — ААББА

В последний раз твой образ милый

Дерзаю мысленно ласкать,

Будить мечту сердечной силой

И с негой робкой и унылой

Твою любовь воспоминать.

пятистишия, написанные анапестом.

Третья и четвертая строки состоят из меньшего количества стоп.

Строфа, состоящая из шести стихотворных строк с рифмовкой ААБВВГ или АБАБВВ

Сижу задумчив и один,

На потухающий камин

С тоскою мыслю о былом

И слов в унынии моем

Строфа, состоящая из семи стихотворных строк; практически не используется русскими поэтами

Бобэоби пелись губы,

Вээоми пелись взоры,
Пиээо пелись брови,

Лиэээй пелся облик,

Гзи-гзи-гэо пелась цепь.

Так на холсте каких-то соответствий

Вне протяжения жило лицо.

Строфа из восьми стихотворных строк с рифмовкой АБАБАБВВ; обязательным является чередование мужских и женских окончаний

Обол — Харону: сразу дань плачу

Врагам моим. — В отваге безрассудной

Писать роман октавами хочу.

От стройности, от музыки их чудной

Я без ума; поэму заключу

В стесненные границы меры трудной.

Попробуем, — хоть вольный наш язык

К тройным цепям октавы не привык.

Триолет (франц. triolet)

твёрдая форма 8-стишие с рифмовкой ABaA abAB, где стихи A и B повторяются как рефрены. Употребляются в лёгкой поэзии 15-18 вв.

Строфа, состоящая их девяти стихотворных строк, представляющая собой октаву с наращенной строкой перед заключительным двустишием; применяется крайне редко

Пришел и сел. Рукой задвинул

Лица пылающего книгу.

И месяц плачущему сыну

Дает вечерних звезд ковригу.

Строфа, состоящая из десяти стихотворных строк

Классические оды XVIII века

Вид сложной строфы; стихотворение, состоящее из 14 строк, разделенных на два четверостишия (катрена) и два трехстишия (терцины); в катренах повторяются только две рифмы, в терцинах — две или три. Расположение рифм допускает много вариантов

Сонет бывает итальянский и английский.

Однажды дома я весь вечер просидел.

От скуки книгу взял — и мне сонет открылся.

Такие ж я стихи сам сделать захотел.

Взял лист, марать его без милости пустился.

Часов с полдюжины над приступом потел.

Но приступ труден был — и, сколько я ни рылся

В архиве головной его там не нашел.

С досады я кряхтел, стучал ногой, сердился.

Я к Фебу сунулся с стишистою мольбой;

Мне Феб тотчас пропел на лире золотой:

«Сегодня я гостей не принимаю».

Досадно было мне — а все сонета нет.

«Так черт возьми сонет!» — сказал — и начинаю

Трагедию писать; а написал сонет.

Строфа, состоящая из 14 строк: трех четверостиший, каждое из которых имеет свою рифмовку: перекрестная, парная, кольцевая (в первом четверостишии используется перекрёстная, во втором – смежная, а в третьем – кольцевая рифмовка) и заключительного двустишия. Создана и использована А. Пушкиным в романе “Евгений Онегин”

Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда как утро весела,
Как жизнь поэта простодушна,

Как поцелуй любви мила,
Глаза как небо голубые;

Улыбка, локоны льняные,

Движенья, голос, легкий стан

Все в Ольге. но любой роман

Возьмите и найдете, верно,

Ее портрет: он очень мил,

Я прежде сам его любил,

Но надоел он мне безмерно.

Позвольте мне, читатель мой,
Заняться старшею сестрой.

строфа, в которой четные и нечетные стихи состоят из разного количества стоп. Используется в балладах.

строфа из десяти стихов, рифмуемых по схеме абабввгддг, употреблявшаяся в жанре торжественной оды.

Рондо (франц. rondeau)

твёрдая форма, стихотворение в 15 строк с рифмовкой aabba, abbr, aabbar, где r нерифмующийся рефрен, повторяющий первые слова первой строки. Популярно в поэзии барокко и рококо.

и их смысловая роль

— одинаковое или сходное звучание концов стихотворных строк.

звуковой повтор в конце строк.

повтор звуков, связывающий окончания двух или более стихов

В русском классическом стихосложении основным признаком рифмы является совпадение ударных гласных.

Рифма отмечает звуковым повтором окончания стиха (клаузулы), подчеркивая междустрочную паузу, а тем самым и ритм стиха.

Рифма – инструмент в поисках смысла.

1) в зависимости от расположения ударения

если ударение в стихотворной строке падает на последний слог

— мужская открытая дана – окружена

— мужская закрытая убегал – скал

туман – обман, плен – тлен

ту/ма’н – о/бма’н, пле’н – тле’н

Мужская рифма придаёт стиху энергичное, резкое звучание; чем дальше ударение от конца стихотворной строки, тем мягче звучание стиха

Не с тобой ли говорю

В остром крике хищных птиц,
Не в твои ль глаза смотрю

С белых, матовых страниц?

Я улыбаться перестала,

Морозный ветер губы студит,

Одной надеждой меньше стало,

Одною песней больше будет.

– с ударением на третьем от конца слоге

А Смоленская нынче именинница,

Синий ладан над травою стелется,

И струится пенье панихидное,

Не печальное нынче, а светлое.

Эта рифма на практике встречается очень редко. Появилась она в произведениях устного фольклора, где размер как таковой просматривается далеко не всегда.

— рифмуются отдельные слова:

— между собой рифмуются группы слов или одно слово с несколькими

— в ней совпадают все звуки:

неточная рифма (приблизительная)

совпадают ударные гласные и не совпадают согласные

— совпадают лишь отдельные звуки

С тех пор стал над недрами парка сдвигаться

Суровый, листву леденивший октябрь.

Зарями ковался конец навигации,

Спирало гортань и ломило в костях.

Системы рифмовки лежат в основе строфического построения стихов.

Графически системы рифмовки представляют в таком виде: аабб, абаб, абабвв и т.д. Символами букв обозначают рифмы.

Самые распространенные схемы рифмовки (их три):

Парная (смежная), (также называют последовательная или параллельная)

когда совпадения идут поочередно,

рифмуются 2 строки подряд (рифмовка, смежных стихов: 1-го со 2-ым, 3-го с 4-ым):

смысловая автономность рифмующихся строк

все распадается на отдельные двустишия

Такие строфы обладают большей динамикой, быстрейшим темпом прочтения.

Выткался на озере алый свет зари.
На бору со звонами плачут глуха
ри.
Плачет где-то иволга, схоронясь в дуп
ло.
Только мне не плачется – на душе свет
ло.
(С.А. Есенин)

(ассоциативная пара появляется в уме сразу же, она не забивается промежуточными строками).

Такими же стихами написана поэма «Мцыри» М.Ю. Лермонтова.

Это наиболее очевидная система рифмовки, пользующаяся особой популярностью во все времена. Практически все рифмованные эпосы написаны с помощью смежной системы рифмовки.

Кажется, что пользоваться смежными рифмами – проще простого, но это ощущение обманчиво. Короткая строка, которая чаще всего употребляется при смежной рифмовке, близость рифмующихся строк требует от поэта виртуозного владения техникой. Ему требуется не только максимально точно подобрать рифму (неточные рифмы, как правило, не звучат), но и сформулировать в малом пространстве строки свою мысль так, чтобы она не звучала искусственно.

совпадения идут через раз, рифмуются четные и нечетные строки: 1-го стиха с 3-им, 2-го – с 4-ым

смысловые переклички, цельность

Позволяет лучше передать необходимое настроение.

Первая пара строк как бы вытягивает из памяти вторую, рифмующуюся с ней пару

Самая популярная и наиболее гибкая в ритмическом плане система рифмовки. Она несколько сложнее, чем стихи со смежной рифмовкой, но проще, чем с кольцевой.

1-ая строка рифмуется с последней:

1 и 4 строка, а 2-я с 3-ей:

первая строка как бы затирается последующей парой рифмующихся строк

такой системой рифмовки очень удобно пользоваться, например, при описании противоречивых чувств.

Есть тонкие властительные связи

Меж контуром и запахом цветка.

Так бриллиант невидим нам, пока

Под гранями не оживёт в алмазе.

Имеет меньшее представительство в общей массе стихотворений

Несколько более сложная система рифмовки, нежели смежная. Вторая и третья рифмующиеся строки немного затеняют рифму первой и четвёртой строки, «смазывают» её. Поскольку вторая и третья строки как будто быстро проговариваются, имеют более выраженную динамику, нежели первая и четвёртая опоясывающей рифмы.

Некоторые литературоведы выделяют ещё

сплетённую (или смешанную)

имеет множество схем.

Это обще наименование сложных видов рифмовки, например: абвабв, абввба и др.

Вдали от солнца и природы, а

Вдали от света и искусства, б

Вдали от жизни и любви в

Мелькнут твои младые годы, а

Живые помертвеют чувства, б

Мечты развеются твои. в

рифма, в которой созвучны только ударные гласные

созвучия ударных гласных при отсутствии совпадения предшествующих им согласных звуков

полное совпадение звуков, предшествующих ударному гласному

Богатые рифмы всегда оценивались как особо звучные

Рифма может быть оценена как

— банальная (розы – морозы)

— оригинальная (гитары – Гюльнары)

— неожиданная (треф – лев)

— эффективная (Бокль – бинокль)

Что такое поэтическая строка в тексте. Смотреть фото Что такое поэтическая строка в тексте. Смотреть картинку Что такое поэтическая строка в тексте. Картинка про Что такое поэтическая строка в тексте. Фото Что такое поэтическая строка в тексте

формирует определенная последовательность ударных и безударных слогов

количество слогов в строке и размещение ударения,

трехсложный дактиль, амфибрахий или анапест.

Нарушения метрического ударения: пиррихий, спондей.

Хорей – двусложная стопа

— с ударением на 1 слоге.

в силлабо-тонической системе стихосложения

— хорей ‘_ _ / ‘_ _ / ‘_ _

Терек воет, дик и злобен,
Меж утесистых громад,

Буре плач его подобен,

Слезы брызгами летят.

Ямб – двусложная стопа

— ударение на каждом 2-ом слоге

в силлабо-тонической системе стихосложения

— ямб _ _’ / _ _’ / _ _’ /_ _’

В передней толкотня, тревога;

В гостиной встреча новых лиц;

Лай мосек, чмоканье девиц,
Шум, хохот, давка у порога.

Дактиль – трёхсложная стопа

с ударением на 1 слоге.

в силлабо-тонической системе стихосложения

Кто бы ни звал — не хочу

На суетливую нежность

Я променять безнадежность

Амфибрахий – трёхсложная стопа

с ударением на 2 слоге.

в силлабо-тонической системе стихосложения

Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи —

Мороз-воевода с дозором

Обходит владенья свои.

Анапест – трёхсложная стопа

с ударением на 3 слоге.

в силлабо-тонической системе стихосложения

Пропаду от тоски я и лени,

Одинокая жизнь не мила,
Сердце ноет, слабеют колени,
В каждый гвоздик душистой сирени,
Распевая, вползает пчела.

Смысловая роль стихотворного размера

Размер стихотворения не бывает случайным в силу своего смыслового наполнения.

сильный, энергичный размер,

всегда звучит плавно, мягко,

создает однообразный мерный ритм,

близок к интонациям разговорной речи,

— очень гибкий размер, способный передавать различные интонации и настроения.

Как запомнить стихотворные размеры.

и хорей соответственно уже на первый.

Чтобы запомнить трёхсложные размеры стихотворений

Нужно выучить слово ДАМА.

ДАМА расшифровывается так:

Как определить стихотворный размер?

На примере стихотворения Н.А. Некрасова «Крестьянские дети».

Возьмем первые две строки: О милые плуты! Кто часто их видел,
Тот, верю я, любит крестьянских детей!

1. Делим на слоги каждую строку (сколько в слове гласных, столько и слогов), как бы получится 2 больших слова:

2. Теперь ставим ударения.

3. Теперь делим на стопы: либо по 2 слога в стопе, либо по 3 слога.

Пробуем делить по 2 слога:

Видим, что получается какая-то ерунда.

Где-то ударение на первый слог в стопе, где-то на второй. Делим по 3 слога в стопе:

А еще стопы бывают безударными, чаще всего это встречается у двухсложных размеров, в нашем случае безударных стоп не оказалось, но знайте, что такое явление существует.

Сразу поставим ударения в словах. Затем считаем под какими цифрами у нас ударения:

АЛГОРИТМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТИХОТВОРНОГО РАЗМЕРА

на примере первого четверостишия

стихотворения М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…»

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,

Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,

И звезда с звездою говорит.

В классических текстах для определения размера всего стихотворения достаточно проанализировать 1-2 стиха (т. е. стихотворные строчки). Поэтому сосредоточим своё внимание на первых двух стихах стихотворения.

Определение стихотворного размера сводится в основном к трём шагам. Размер стихотворения — это его ритм, который создаётся прежде всего чередованием ударных и безударных слогов. Отсюда:

1. Шаг первый. Подчеркнём все гласные, поскольку именно они образуют слоги:

2. Шаг второй. Расставим ударения ( ˉ). Помните, что в русском языке есть слова (как правило, состоящие из одного слога), которые не имеют самостоятельного ударения. Чаще всего такими словами оказываются служебные части речи: предлоги, союзы, частицы, междометия; в некоторых случаях — местоимения. Однако следует иметь в виду, что в некоторых сочетаниях, напротив, служебная часть речи может «перетянуть» ударение на себя, и тогда стоящее рядом с ним слово лишится ударности: «неˉ был» (частица становится ударной, а глагол попадает в безударную позицию). Довольно часто такое явление встречается в народно-поэтической речи: воˉ поле, иˉз дому. Учтём эти особенности при расстановке ударений в нашем примере:

Как видим, в безударной позиции оказались местоимение «я» и предлоги «на» и «сквозь».

3. Третьим шагом станет разделение строчек на стопы и собственно определение размера. Для того чтобы правильно разделить стихи на стопы и определить размер, рекомендуют использовать приём, называемый скандированием, или скандовкой, то есть такое размеренное чтение, при котором мы ставим ударение даже на тех слогах, где его при обычном чтении нет. Попробуем прочитать наше стихотворение таким образом и выделим дополнительные ударения знаком ˆ :

Теперь выпишем получившуюся у нас метрическую схему строк:

Ямб — двусложная стопа с ударением на втором слоге: ˉ.

Анапест — трёхсложная стопа с ударением на третьем слоге: ˉ.

Источник

НЕ СЛЕДУЕТ ПУТАТЬ ТИПОГРАФСКУЮ СТРОКУ СО СТИХОТВОРНОЙ СТРОКОЙ.

Вот пример:
авторская разбивка на строки
(Саша Жданная)

«В погоне за смыслом
И нужной идеей
Мне главного
Хоть бы не проглядеть.
Как хочется часто
В душевном порыве
Хоть капельку истины
Сердцем узреть.
И не жалеть
О безумных началах,
Собой вдохновляя
Другие миры;
В погоне за смыслом
В течение жизни
Как хочется сердцу
Красивой любви. «

Согласно собственному ритму стиха, его следует разбить на строчки так:

«В погоне за смыслом и нужной идеей
Мне главного хоть бы не проглядеть.
Как хочется часто в душевном порыве
Хоть капельку истины сердцем узреть.

И не жалеть о безумных началах,
Собой вдохновляя другие миры;
В погоне за смыслом в течение жизни
Как хочется сердцу красивой любви. «

«прижав карманы
и голос к глоткам. «

И помимо ритма чисто звукового, начиная с уровня строки
появляется СМЫСЛОВОЙ и ГРАММАТИЧЕСКИЙ ритм.
И, соответственно, появляются соответствующие ошибки.
Возьмем скажем строчки (невыдуманные):

«Лишь иногда мелькнет на
Синей волне дельфинья спина. «

Звучит откровенно коряво.
Либо это грубая ошибка, либо откровенный выдрюк.
Если прочитать это как положено по смыслу и грамматике то получится:

«Лишь иногда мелькнет на синей волне
дельфинья спина. «

Менее коряво было бы:

«Лишь иногда мелькнет на синей
Волне вдали спина дельфинья. «

«Лишь иногда мелькнет на синей»
«Волне морской спина дельфинья»
убрано ложное стыкование «волне вдали»,
и сочетание «волне морской» звучит приемлемо, но разрыв
между «синей» и волной остался.
Звучит наименее коряво из рассмотренных вариантов,
Это уже что-то похожее на стихи.
хотя конечно ощущение огреха остается.

«Лишь иногда на волне на синей»
«Cверкнет вода на спине дельфиньей»

Такой огрех, когда разрываются на две строки словосочетания,
обязанные по грамматике или по смыслу стоять рядом друг с другом,
называется ПЕРЕНОСОМ.
(на мой взгляд, употребление заимствованного термина вместо
«перенос» ни к чему).

«Обрывок бечевы. Становится темнее. »
(Обрывок бечевы становится темнее)
«С которой стерли запись. Позабыв. »
(с которой стерли запись, позабыв.)
«не повернуть. От Иордана. »
(не повернуть от Иордана)
«Шалтай-Болтай я. Без утайки. »
(Шалтай-болтая без утайки)

Особого рассмотрения требует перенос в стихотворных
сценических произведениях, но это собственно не стихи, а именно
драматические произведения. У театра есть своя специфика,
поэтому здесь это обсуждать не будем.(например почему
у Пушкина переносы, весьма редкие в стихах, в драматических
произведениях встречаются чаще).
Также как другого подхода требует и оценка белого стиха в текстах пьес.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *