декларация папы и патриарха
«Вскую шаташася языцы» (Пс. 2,1), или о содержательной несостоятельности критики Гаванской декларации
Предлагаем вниманию читателей комментарий руководителя Школы Православного Миссионера при Синодальном Миссионерском отделе Русской Православной Церкви А.В. Люльки, посвященный вопросам критики Гаванской декларации.
Гаванская встреча Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла с Римским Папой выявила несколько проблем нашей Церкви, о которых было известно давно, но днесь они проступили особенно выпукло. И нам всем следовало бы, по-моему, сугубо возблагодарить Бога за всё произошедшее, ибо любящим Его всё содействует ко благу (Рим.8:28), поскольку промыслительным мне кажется то, что некоторые лица и группы открыто заявили о своих тайных помыслах. С открытой и прямо высказанной позицией всегда можно также открыто дискутировать, тогда как сердце человеческое открыто лишь Создателю, для нас же «чтение в сердцах» недопустимо.
В прошедшие несколько месяцев на обоих краях церковно-общественного спектра возникло небывалое доселе буйство глаз и половодье чувств. С одной стороны, так называемые церковные либералы восприняли неожиданную встречу Патриарха и Папы как великую индульгенцию, и мы стали свидетелями нескольких каминг-аутов, когда кое-кто из церковной интеллигенции радостно признался, что давно причащаются у католиков.
Со стороны противоположной, так сказать «ревнительской», напротив, резко закончилось благорастворение воздухов, и в адрес Предстоятеля посыпались перлы самых грозных обвинений, и несколько каминг-аутов также не заставили себя долго ждать.
Общим в этой реакции были, пожалуй, только одновременность и активность их исполнителей, когда они стали сами активно записывать видеообращения и выкладывать в Интернет. Складывается впечатление, что все они только того и ждали, чтобы реализовать некие внутренние позывы, в общем, мало связанные с содержанием как самой встречи Патриарха, так и подписанного им вместе с Папой совместного заявления. Так что, полагаю, не следует переживать – не этот, так какой-нибудь другой повод нашёлся бы рано или поздно. И, по-моему, чем раньше, тем лучше.
Итак, благодаря видеороликам мы смогли не только услышать очень многое из того, о чём прежде можно было только гадать, но прежде всего – прекрасную возможность выслушать все обвинения и разобрать аргументацию обвинителей. Если мне будет позволено сделать предварительное обобщение, то я бы сказал, что раскрылось несколько, увы, традиционных бед нашей Церкви, причём одинаково характерных и для ультралибералов, и для инфраревнителей, а именно:
Нельзя не отметить также, что если «либералы» просто празднуют, как бы восклицая «теперь-то нам всё можно!», и даже забывая взяться за руки, чтоб не пропасть поодиночке, то со стороны «ревнителей» впервые за долгое время отмечается ряд хорошо организованных и неплохо профинансированных мероприятий, возможно, планируемых из единого центра.
(Кстати, видя всё это, горько вздохнул – мы тут на миссию у нас в стране и на Филиппинах по копейке собираем, а богатые православные меценаты не находят лучшего применения своим деньгам, чем борьба с законным Предстоятелем…)
Но что же вменяют в вину нашему Патриарху?
Если очистить опубликованные тексты и произнесённые речи от явного кликушества, словесного мусора, от псевдопророчеств и пророчеств подлинных, но к делу не относящихся, выяснится, что… ничего. Буквально ничего сколько-нибудь значимого и основательного. Обвинения и подтверждающие их аргументы моментально рассыпаются при всяком прикосновении, самозванные прокуроры оказываются не в состоянии указать логическую связь между утверждениями. Обычный случающийся в сети спор выглядит так:
Ревнитель: Сейчас происходит предательство Православия!
Слушатель: Простите, на каком основании Вы это утверждаете?
Ревнитель: На основании пророчества старца N.
Слушатель: А в пророчестве разве сказано именно про наше время?
Ревнитель: Ну это же очевидно, что оно относится именно к этому году!
Ревнитель: Вы что, не видите, что сейчас происходит предательство Православия, о котором и сказано в пророчестве?
Здесь круг замыкается.
Другой пример лучше изобразить с помощью аллегории:
— Солнце встаёт на западе!
— Простите, но почему Вы так думаете?
— Потому что крокодилы зелёные!
— А какая же здесь связь?
— Причём здесь связь? Вы не согласны с очевидным, что крокодилы зелёные?
— Нет, я как раз согласен с этим…
— Вот видите! Очевидно же, что крокодилы зелёные – это факт, каждый ребёнок это знает. Это железный аргумент, несомненно доказывающий, что солнце встаёт на западе!
Теперь давайте наглядно убедимся, чего стоят те обвинения, которые представляются их авторам наиболее сильными и неотразимыми.
Прежде всего, это обвинение Святейшего Патриарха в нарушении 34 Апостольского Правила, гласящего:
34. Епископам всякого народа подобает знать первого в них, и признавать его как главу, и ничего превышающего их власть не творить без его рассуждения: творить же каждому только то, что касается до его епархии, и до мест к ней принадлежащих. Но и первый ничего да не творит без рассуждения всех. Ибо так будет единомыслие, и прославится Бог о Господе во Святом Духе, Отец, Сын и Святой Дух.
Пройдя по ссылке, можно прочесть традиционные толкования этого Правила, мы с вами зададим себе вопрос: данное Правило касается всякой деятельности Патриарха и епархиальных архиереев или только каких-то вполне определённых вопросов?
Когда мне впервые привели в качестве аргумента ссылку на указанное Правило, я, будучи человеком достаточно грубым, просто поинтересовался у оппонента, может ли, не нарушая сего канона, Святейший сходить, предположим, в ванную комнату без рассуждения всех архиереев? Или заварить чай без обращения к собору епископов? Абсурд? Можно глубоко сожалеть о том, что кто-то не поступил так, как вам бы хотелось, но обвинения в нарушении закона допустимы лишь в том случае, когда преступлены положения, этим законом оговоренные.
Устав Русской Православной Церкви не даёт, насколько мне известно, детальной расшифровки прав и обязанностей Патриарха относительно контактов с представителями еретических сообществ, каковым в частности является Папа Римский. А из рассмотрения текста 34-го Правила и Декларации видно, что последняя не содержит ничего, что нарушало бы условий, которые оговорены толкованиями канонистов:
Зонара: «…настоящее правило повелевает, чтобы… не делали ничего такого, что имеет отношение к общему состоянию церкви, каковы, например, догматические исследования, мероприятия по поводу общих заблуждений, поставления архиереев и тому подобное. и первенствующему епископу правило не позволяет… действовать самовластно и без общего согласия своих сослужителей делать что-либо указанное выше, или подобное тому».
Аристен: «Ни епископы, ни митрополиты, без согласия своего первенствующего, не должны делать ничего, превышающего их власть, например, избирать епископов, производить исследования о новых догматах, или делать отчуждение какого-нибудь церковного имущества; но должны делать только относящееся к области каждого и местам, подчиненным ему; но и первенствующий без ведома их не может делать ничего подобного».
Вальсамон: «…определенно, по общему мнению, чтобы все выходящее из круга дел, принадлежащих к каждой епархии, относящееся к общему церковному устройству и почитаемое превышающим власть отдельного епископа не производилось без ведома первенствующих».
Славянская кормчая: «Не подобает епископам, кроме воли своего старейшего, рекше без воли своего митрополита, или архиепископа, творити излишне ничтоже, ни епископа поставити, ни о повелениях, ни о правилах новых стязатися, ни продать, ни отдать церковных неких вещей».
Декларация не содержит ничего, связанного с изменением догматического учения Русской Церкви, ни её канонического устройства, не говорит о каких-либо требованиях относительно перемен в её управлении или структуре епархий и так далее. Декларация не говорит о передаче под власть Папы отдельных регионов нашей канонической территории или переподчинения ему синодальных или епархиальных структур, учебных заведений и прочего. Патриарх не берёт на себя никаких обязательств ни как Патриарх Поместной Церкви, ни как епархиальный архиерей Москвы. Ни духа, ни буквы означенного Правила Святейший Патриарх не нарушил. За что же его пытаются судить?
Как раз наоборот, если бы он согласовывал текст Декларации и обстоятельства встречи с Собором архиереев, вот тогда этот документ имел бы обязывающий характер для всей Русской Церкви и за него отвечали бы все архиереи. Посему вполне возможно обратное понимание, а именно, что Святейший лично на себя взял полноту ответственности за гаванскую встречу и ныне принимает удары критики, ни на кого не перекладывая ответственности. В любом случае, как мы только что увидели, принимает безвинно.
Другое обвинение, которому, по видимости, обвинителями придаётся большое значение, есть указание на то, что в тексте Декларации говорится о «Церквах», что якобы означает приравнивание Единой, Святой, Соборной и Апостольской Православной Церкви к еретическим сообществам.
Действительно, в тексте есть такие слова:
«обсудить взаимоотношения между Церквами» (п.1),
«Христианские Церкви призваны» (п.18),
«к переходу из одной Церкви в другую» (п.24),
«путем ее отрыва от своей Церкви» (п.25),
«Призываем наши Церкви на Украине трудиться» (п.26).
Нас уверяют, будто бы само это именование РКЦ «Церковью» и Патриаршая подпись под Декларацией означают-де признание римокатоликов равной во всех отношениях Церковью и чуть ли не признание власти Папы над Вселенской Церковью. Делается следующий вывод: Патриарх приравнял Православную Церковь к еретической «секте» (фраза одной апокалиптички) и тем самым «предал» Православие.
Ответим же и на это.
Всем нам хорошо известен исторический документ «Послание восточных Патриархов о Православной вере 1723 г.» – один из признанных символических текстов Вселенского Православия, документ догматического характера, направленный англиканским общинам и их руководителям, подготовленный и подписанный несколькими иерархами, Предстоятелями Восточных Церквей: Иеремией Константинопольским, Афанасием Антиохийским, Хрисанфом Иерусалимским и другими.
Если в отношении англиканских общин, отстоящих от Православия ещё дальше римокатолических и по вере, и по структуре, можно приложить именование «Церкви», а их предстоятелей называть «Архиепископами и Епископами», то в этом самом по себе нет и не может быть никакого предательства Православия, а, стало быть, и Русскому Патриарху нельзя выставлять подобные обвинения.
Если же Патриарха счесть виновным, тогда такими же «предателями» надо признать трёх Патриархов и епископов, что подписали «Послание. 1723 года» и исключить этот текст из числа символических книг Вселенской Церкви. Но с XVIII века «Послание…» неоднократно публиковалось, на него делались ссылки духовно опытными и образованными людьми, никому из которых в голову не приходило счесть его «предательским» документом.
И здесь мы видим, что обвинение пустое и надуманное.
Если же мы обратимся к другому известному документу, мы увидим даже большее.
«Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию» – документ, принятый на Архиерейском Юбилейном Соборе Русской Православной Церкви 13–16 августа 2000 года, который «Заседал в зале церковных Соборов храма Христа Спасителя, в работе А. ю. С. участвовали 144 архипастыря.
Собор одобрил предложенный проект документа «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию», в котором, с одной стороны, Православная Церковь характеризуется как единственная из конфессий, тождественная единой святой соборной и апостольской Церкви Символа веры, а с другой – признается относительная церковность и инославных Церквей, насколько они сохранили наследие древней Церкви ».
«1. Единство Церкви и грех человеческих разделений
1.1. Православная Церковь есть истинная Церковь Христова, созданная Самим Господом и Спасителем нашим.
1.2. Церковь Христова едина и единственная.
1.7. Церковь имеет вселенский характер ― она существует в мире в виде различных Поместных Церквей, но единство Церкви при этом нисколько не умаляется.
1.18. Православная Церковь есть истинная Церковь, в которой неповрежденно сохраняется Священное Предание и полнота спасительной благодати Божией. »
И так далее. «Основные принципы. » безусловно и недвусмысленно отождествляют Вселенскую Православную Церковь и Церковь Христову Единую и Единственную, в которой только и возможно спасение:
«1.15. Православная Церковь устами святых отцов утверждает, что спасение может быть обретено лишь в Церкви Христовой».
В отношении же причин отпадения от неё различных общин говорится следующее:
«1.12. На протяжении веков заповедь Христа о единстве неоднократно нарушалась. Вопреки богозаповеданному кафолическому единомыслию и единодушию в христианстве возникли разномыслия и разделения.
1.14. Заблуждения и ереси являются следствием эгоистического самоутверждения и обособления. Всякий раскол или схизма приводят к той или иной мере отпадения от Полноты церковной. Разделение, даже если оно происходит по причинам не вероучительного характера, есть нарушение учения о Церкви и в конечном итоге приводит к искажениям в вере».
При этом «Основные принципы. » утверждают, что «церковное положение отделившихся не поддается однозначному определению» (п.1.16) и использует следующие выражения:
«В разделенном христианском мире… » (п.1.16)
«в отделенном состоянии оказались существующие доныне. Церкви» (п.1.13)
«разделившиеся христиане», «разделенность христиан» (п.1.20)
«восстановления нарушенного христианского единства» (п.2:3)
«разделение христианского мира» (п.2.11),
– и так далее, а также:
«Важнейшей целью отношений Православной Церкви с инославием является восстановление богозаповеданного единства христиан (Ин. 17, 21)» (п.2.1).
«Безразличие по отношению к этой задаче или отвержение ее является грехом против заповеди Божией о единстве» (п.2.2).
Притом, что документ гласит:
«Православная Церковь утверждает, что подлинное единство возможно лишь в лоне Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. Все иные «модели» единства представляются неприемлемыми» (п.2.3),
он также прямо и косвенно осуждает «теорию ветвей» и прочие еретические учения.
Таким образом, излагая недвусмысленно строгие положения Православной веры, «Основные принципы. » употребляют именование «христиан» в отношении так называемых «инославных», то есть еретиков и раскольников, используя словосочетание «православные христиане» (например, в п.3.2 и других) для обозначения членов Православной Вселенской Церкви, о которой сказано, что именно и только она является Единой Святой Соборной и Апостольской.
Документ употребляет обозначение «Церковь» в отношении отпавших (еретических в том числе) общин, называет их членов «христианами», очевидно используя обычное «нестрогое» наименование.
Гаванская Декларация в своих формулировках просто-напросто следует словоупотреблению данного документа Архиерейского Собора. Иными словами, Декларация использует термины, утверждённые собором архиереев, чего требуют доморощенные зелоты. Можно ли называть римокатоликов христианами, а РКЦ – Церковью? Ответ на этот вопрос содержится в «Основных принципах. », в чём каждый верующий мог легко убедиться с момента её подписания Собором.
Так что скорее мы имеем право поинтересоваться у тех самозванных «ревнителей благочестия», читали ли они «Основные положения. » и чем занимались в период с 2000 по 2016 год?
Наконец, не имея возможности более утомлять читателя пространным изложением, обращаю его внимание на небезызвестную речь святителя Филарета Московского (Дроздова), сказанную в отношении молитвенного прошения Божественной Литургии и озаглавленную «О значении церковной молитвы о соединении церквей», в которой святой отец называет еретические сообщества Церквами и говорит про «прочих христиан, не принадлежащих к единству Церкви Православной»:
«Иное дело молиться о соединении с Православной Церковью неправославных церквей в обширном составе молитв, объемлющих весь мир, а иное поминать неправославных в диптихах при таинстве Евхаристии.
А что и в Литургии верных можно молиться о воссоединении церквей, отделившихся от Православной, о том зри в Литургии Василия Великого молитву: «Утоли раздоры церквей». Раздоры церквей оттого, что иная церковь не покоряется в некоторых частях православному учению и, следовательно, впадает в состояние раскола: Святой Василий и такую церковь не исключает из своей молитвы: «Утоли раздоры церквей» ».
Считайте меня дерзновенным, но в приближении светлого праздника Пасхи хочу обратиться к уважаемым организаторам и спикерам обвинительного процесса, а в их лице ко всем мнящим себя судьями над архиереями и патриархами с просьбой задуматься о покаянии.
[1] На сайте просветительского фонда во имя свт. Василия подчёркнуто, что мероприятие состоялось «31 марта 2016 года в день памяти Благоверного Царя Иоанна Васильевича Грозного» и что собралось более 400 человек. Если обратиться к сайту комплекса «Измайлово», можно прикинуть, что по таксе 4800 рублей в час за соответствующий зал с 17:30 по 21:30 (как указано в листовке) мероприятие обошлось почти в 20 тысяч кризисных рублей. Информация о сборище подписана именем руководителя президента фонда, по совместительству и председателя оргкомитета, почему-то с орфографической ошибкой.
[2] Пользуясь случаем, рекомендую всем книгу Сергея Иннокентьевича Поварнина «Искусство спора», которую можно свободно скачать в сети и найти в книжных магазинах.
[3] О послании 1723 года англиканам – история вопроса.
«В 1716 г. 6 англиканских епископов из числа т. н. нонджуреров (неприсягнувших, т. е. отказавшихся признать королем Англии Вильгельма III Оранского и вслед. этого низложенных с кафедр) передали Фиваидскому еп. Арсению проект воссоединения с Православной Церковью, где предусматривалось сохранение ими богослужения по древним англикан. чинам в той форме, которая будет одобрена православными Патриархами. Вместе с тем в проекте соглашения были обозначены пункты расхождения епископов-нонджуреров с Православием (в т. ч. отрицание авторитета Вселенских Соборов, почитания Пресвятой Богородицы, святых и икон). В 1718 г. Константинопольский Собор с участием патриархов Константинопольского Иеремии III, Александрийского Самуила и Иерусалимского Хрисанфа Нотары рассмотрел проект и составил послание, где в качестве обязательного условия для воссоединения с Православием выдвигалось вероучительное единство. Относительно служения «английской литургии» в послании указывалось на неизвестность ее чина и выражалось сомнение в необходимости иметь иные литургии, кроме принятых Восточной Церковью, но допускалось, что если ее чин не противоречит Православной вере, то после изучения и исправления он будет одобрен для служения (Иванов. 1954. С. 49-50).
В Послании, известном как «Послание восточных Патриархов о Православной вере 1723 г.»Патриархи обращаются к англиканским епископам и архиепископам следующим образом:
В послании в частности написано:
«мы весьма порадовались, приняв, как должно, ваше благочестивое и благое намерение, ваше попечение и усердие о соединении Церквей.
Веруем, что члены Кафолической Церкви суть все, и притом одни верные, т.е. несомненно исповедующие чистую Веру Спасителя Христа (которую прияли мы от Самого Христа, от Апостолов и Святых Вселенских Соборов), хотя бы некоторые из них и были подвержены различным грехам.
еретики, которых принимает Церковь, когда они отрекаются от своей ереси и присоединяются ко Вселенской Церкви, получили Крещение совершенное, хотя имели веру несовершенную. И когда они напоследок приобретают веру совершенную, то их не перекрещивают. »
Послание завершается подписями:
«В Константинополе, 1723 года от Рождества Христова, месяца сентября.
Иеремия, милостию Божиею Архиепископ Константинополя, Нового Рима, и Вселенский Патриарх, собственной рукою подписал, и свидетельствую, и исповедую, что сия есть Православная Вера нашей Христовой, Апостольской, Кафолической и Восточной Церкви.
Афанасий, милостью Божиею Патриарх великого града Божия Антиохии, собственной рукою подписал, и свидетельствую, и утверждаю и исповедую, что сия есть Православная Вера нашей Христовой, Апостольской, Кафолической и Восточной Церкви.
Хрисанф, милостию Божиею Патриарх Святого града Иерусалима, собственной рукою подписал, и свидетельствую, и исповедую, что сия есть Православная Вера нашей Христовой, Апостольской, Кафолической и Восточной Церкви.
Каллиник Ираклийский, собственною рукою подписал, согласуясь сердцем и устами с вышеозначенными Святыми Патриархами, что и буду исповедывать до последнего моего издыхания.
Антоний Кизикийский, исповедую, что сия есть Вера Кафолическая Восточной Церкви.
Паисий Никомидийский, собственною рукою подписал и исповедую, что сия есть Вера Кафолической Восточной Церкви.
Герасим Никейский, собственною рукою подписал и исповедую, что сие есть учение Кафолической и Восточной Церкви.
Пахомий Халкидонский, собственною рукою подписал и исповедую и свидетельствую, что сие есть учение Кафолической и Восточной Церкви.
Игнатий Фессалоникийский, собственною рукою подписал, исповедуя и свидетельствуя, что сие есть учение Кафолической и Восточной Церкви.
Анфим Филиппопольский, собственною рукою подписал, исповедуя и свидетельствуя, что сие есть учение Кафолической и Восточной Церкви.
«Встреча тысячелетия» и угроза новой «диомидовщины»
Об информационной войне вокруг встречи Патриарха Московского Кирилла с Папой Римским Франциском …
Попытаемся разобраться подробнее с позицией участников информационной войны исформулировать трезвый взгляд на это, как бы к нему не относиться, историческое событие.
Между тем, ключ к пониманию смысла встречи между Святейший Патриархом Кириллом и Папой Франциском дал, на мой взгляд, сам Патриарх Кирилл, сказавший в самом начале встречи примечательные слова: «Встреча происходит в правильное время и в правильном месте».
В чем же правильность и своевременность этой встречи? Как нам понимать эти слова Патриарха?
Во-вторых, встреча состоялась в канун Всеправославного совещания, негласная цель которого заключается в том, чтобы утвердить (а может быть даже и формализовать) первенство Вселенского Патриарха Варфоломея в Православии. Но парадокс заключается в том, что Патриарх Варфоломей, несмотря на то, что он возглавляет Константинопольский Патриархат, с которым Русская Православная Церковь находится в евхаристическом общении, является фактически марионеткой США. В кулуарах наши церковные чиновники называют его не иначе как «наш заокеанский партнер». Иными словами,Патриарх Варфоломей не является самостоятельной силой, каковой является Папа Римский. В преддверии Всеправославного совещания Патриарх Кирилл демонстрирует, кто сегодня реальный глава Православного мира. Примечательно, что все средства массовой информации, и католические в том числе, встречу Папы Римского со Святейшим Патриархом Московским называют не иначе как «встречей тысячелетия», «попыткой преодоления разделения Церквей». Получается, что те встречи, которые были у Папы Римского с Патриархом Константинопольским с 1965 года (а были не только встречи, но и совместные молитвы и богослужения) ставятся ни во что. И это несомненно внешнеполитическая победа Русской Православной Церкви.
Иными словами, встреча Святейшего Патриарха Кирилла и Папы Римского Франциска носила церковно-политический характер, была вызвана политической целесообразностью.
По тому, как проходила сама встреча, у меня сложилось устойчивое впечатление, что, несмотря на нейтральное место встречи, принимающей стороной был Патриарх Московский и всея Руси. Это подчеркивал антураж и регламент встречи. Приветствовали друг друга два религиозных лидера по православному обычаю троекратным целованием. В зале, где проходила встреча, было установлено русское распятие XIX века. Во время церемонии подписания совместного заявления за спинами двух лидеров была Казанская икона Божией Матери, ассоциирующаяся для русского сознания с изгнанием из Москвы поляков-католиков. По итогам встречи первому слово было предоставлено Святейшему Патриарху Кириллу. Да, и смотрелся наш Патриарх на фоне папы очень выигрышно: и внешне и по содержанию своей речи. В его слове чувствовалась сила, а Папа свел свое выступление только к словам благодарности организаторам встречи. Сложилось впечатление, что он то ли очень устал и не рассчитал свои силы, то ли был расстроен итогами переговоров.
Фактически, Патриарх Кирилл в своей речи, когда он говорил о миссии двух Церквей, выступал как глава Вселенской Православной Церкви. Теперь ни у кого в мире не может возникнуть даже тени сомнения, кто возглавляет Мировое Православие. По сути, в Гаване мы наблюдали торжество Третьего Рима!
Конечно, иезуит на Римском престоле не был бы иезуитом, если бы не добавил дегтя в это торжество. В речах Папы мы услышали некоторые выражения, которые призваны посеять сомнения у наблюдателей. В частности, Понтифик заявил, что встреча готовилась втайне (ну прямо словно по заказу наших «ревнителей», которым будет о чем посудачить), что у нас одна вера, что инициатором встречи, якобы, была Москва, а не Ватикан. Но все эти выпады выглядят «как хорошая мина при плохой игре».
И уж никак не могу согласиться с выводом отца Владимира Василика: «В данном случае я рассматриваю эту встречу как наше поражение». Детальный разбор заявления не входит в мою задачу. Но кое-какие положения Совместного заявления нельзя не отметить.
Фактически, в вопросе защиты нравственных идеалов, Папа подписался под декларацией Русской Православной Церкви, которая уже на протяжении нескольких лет громко отстаивает в международном пространстве традиционные ценности: защита семьи от ювенальной юстиции, защита традиционного понимания семьи как союза мужчины и женщины, неприятие абортов, эвтаназии, биомедицинских репродуктивных технологий. Заметим, что Папа Римский выступил фактически против «святая святых» современной западной идеологии — равноправия семьи традиционной и гомосексуальной, за что ему еще придется ответить перед «прогрессивной общественностью».
Ситуация на Ближнем Востоке, которой посвящено немало места в заявлении, описывается с позиций России.
Конечно, в совместном заявлении старательно обойдены вопросы, касающиеся наших догматических и канонических расхождений, и при желании это можно интерпретировать как уступку Ватикану (что уже и делается). Но, на мой взгляд, мы должны читать заявление, как церковно-политическую декларацию, не влекущую за собой необходимости менять отношение к католикам, как к отколовшейся от Вселенского Православия части христианского мира. Можно понять ту тревогу, которая возникает у православных по поводу обтекаемых и компромиссных формулировок совместного заявления, на что обратили внимание отец Георгий Максимов и отец Владимир Василик. Но эта тревога обращена скорее в будущее. Вот если на основе «Гаванского заявления» будут предприняты попытки подписать документы, искажающие учение о Церкви, признающие догматические и канонические отступления католиков чем-то несущественным, внедрить практику особых отношений с католиками, как с «церковью-сестрой», тогда с этим необходимо бороться. Но сегодня пока нет никаких оснований поднимать шум.
Полагаю, такие попытки со стороны наших доморощенных филокатоликов, которые, чего греха таить, были и есть в нашей Церкви, последуют. В последние годы филокатолики затихарились. Теперь они, надо ожидать, активизируются, будут делать акцент на совместной борьбе за консервативные ценности в Европе, которая, в их интерпретации, может объединить Православную Церковь с Католической, внедрять в общественное сознание идею, что отпадение католиков от церковной полноты является чем-то неважным, легко преодолимым. Наверняка будет старательно затушевываться тот фундаментальный факт, что католики из-за искажений вероучения фактически отпали от Христианской Церкви, что никаких «церквей-сестер» быть по определению не может.
Однако, я думаю, что, несмотря на активизацию всевозможных филокатоликов в связи со встречей в Гаване, они все-таки не имеют серьезной поддержки внутри нашей Церкви. Идею единства православных и католиков в борьбе за общие нравственные ценности активно тиражируют скорее не очень грамотные и мало церковные журналисты, освещавшие «встречу тысячелетия». Но угроза от них не может представлять серьезной опасности для Церкви. Все верные чада Русской Православной Церкви прекрасно понимают, что нам нужно, конечно, поддержать тех католиков в Европе, которые борются за традиционные ценности, но это не является основанием для преодоления «Великой Схизмы», причины которой имеют глубокие догматические основания.
А вот угроза «новой диомидовщины», попытки организовать раскол справа куда как опаснее и реальнее для Церкви. Всякого рода «ревнители не по разуму» начали закатывать истерику по поводу «предательства Православия» еще после встречи в Шамбези, которая вроде бы должна была снять тревоги по поводу повестки дня Всеправославного Собора. Но не тут-то было. Все-таки прав отец Александр Шумский, который четко определил, что в основе всего лежит вопрос доверия Патриарху и Священноначалию. Если доверия нет, ничто не поможет.
Редакция «Русской народной линии» получила за это время большое количество всякого рода обращений, обличительных комментариев от людей, выступающих в защиту чистоты Православия. С одной стороны, это радует, ибо очевидна тревога и обеспокоенность верующего народа, что свидетельствует о соборном характере нашей Церкви. С другой стороны, поражает доверчивость и мифологизация сознания многих людей, неизъянимая тяга к конспирологическим схемам. В частности, некоторые упрекают Священноначалие, что текст декларации держали втайне, что не вынесли на всенародное обсуждение. Но ведь это не Конституция страны, это Совместное заявление, текст которого, весьма вероятно, изменялся в ходе самой встречи. Где вы видели, чтобы документ, подписываемый после переговоров, предварительно обсуждался общественностью?!
Или вот еще. Некоторые обращают внимание, что встреча Патриарха с Папой состоялась сразу же после посещения России нашим влиятельным деятелем «мировой закулисы» Генри Киссинджером. Такое впечатление, что люди то ли находятся на связи с тайными структурами, а то ли получают информацию от самого сэра Генри. Известно было еще древним: после того, не значит по причине того.
Цитата, которую я привел, взята из «Обращения к православному народу России, ближнего и дальнего Зарубежья» от некоего анонимного «Православного фронта». В этом обращении, которое, повторю, мне предлагали опубликовать два вполне серьезных постоянных автораРНЛ, как важный документ, с которым они солидарны, ситуация в Церкви описывается во вполне апокалиптических тонах. Например, «последствия экуменической деятельности ряда иерархов Русской Православной Церкви последних десятилетий привели к трагедии», «которая обещает завершиться духовной катастрофой в облике так называемого Всеправославного Собора». А встреча «патриарха РПЦ МП с римским понтификом, по сути, означает официальное признание римо-католической церкви «церковью сестрой», а значит – признание благодати всех ее таинств и направлений псевдодуховной жизни». «Происходит беспрецедентное для России открытое предательство Православной Веры со стороны части правящей иерархии Московского Патриархата. Точка невозврата пройдена. На наших глазах разворачивается мистическая катастрофа, которая приведет к уже непоправимым последствиям в мире, и они однозначно затронут каждого из нас». А в заключение сообщается, что «готовится созыв Православного Народного Собора (Поместного)». Таким образом, некие анонимные «православные фронтовики» призывают готовиться к раскольничьему собору, и это обращение, к сожалению, опубликовано некоторыми православными сайтами.
Словом, после встречи Патриарха с Папой Римским замаячила угроза раскола, как она маячила перед Русской Православной Церковью после выступления бывшего епископа Чукотского Диомида (Дзюбана). Нельзя недооценивать эту истерическую реакцию «ревнителей не по разуму», которые могут соблазнить какую-то часть православного народа. Нам может грозить «новая диомидовщина». Пока, правда, у них нет вожака. Но угроза реальная, страсти зашкаливают.
Постскриптум: В заключение хочу привести оценку встречи Святейшего Патриарха Кирилла с Папой Франциском такого авторитетного и весьма заинтересованного лица, как лидер униатов Украины архиепископ Святослав (Шевчук). Судите сами, насколько основательнее и точнее его суждения, чем у наших ревнителей. Накануне встречи он заявлял об ожиданиях, что Папа Франциск заставит Патриарха Кирилла признать ответственность за ликвидацию унии в 1946 году, за нынешнюю «агрессию против Украины» и проч. Словом был весь в ожидании добрых новостей для униатов из Гаваны.
А после встречи в интервью официальному сайту УГКЦ уже печалуется: «Из нашего многолетнего опыта можно сказать: когда Ватикан и Москва организуют встречи или подписывают какие-то совместные тексты, то нам нечего ожидать от этого чего-то хорошего».
Шевчук в отличие от наших «ревнителей» заметил, что для Патриарха Кирилла встреча носила чисто политический характер, и он пресек попытки Ватикана перевести ее в сферу «богословского диалога» и «молитвенного общения». Вот цитата Шевчука: «Сразу бросается в глаза, особенно в их комментариях по завершении встречи, то, что они находились совершенно в двух разных измерениях и ставили перед собой разные задачи. Святейший Отец Франциск пережил эту встречу, прежде всего, как духовное событие. Он начал своё слово с того, что мы, католики и православные, разделяем одно и то же Крещение. Встречаясь, он искал Святого Духа и получил Его поддержку. Он подчеркнул, что единство Церквей достигается тогда, когда мы шагаем вместе совместным путём, и хотел, чтобы эта встреча стала его началом. Патриарх Московский сразу дал почувствовать, что ни о Духе, ни о богословии или действительно религиозных вещах речь не идёт. Чистая политика. Никакой совместной молитвы, подчёркнуто официальные фразы о «судьбах мира», и аэропорт как нейтральная, то есть нецерковная, среда. Такое впечатление, что они находились в двух параллельных мирах».
У главы униатов «пункты, касающиеся Украины в целом и УГКЦ в частности, вызвали больше вопросов, чем ответов». Это, по его мнению, вызвано тем, что ОВЦС переиграл Ватикан. «Официально сообщалось, что этот документ – плод труда митрополита Илариона (Алфеева) с православной стороны и кардинала Курта Коха и Папского совета по делам единства между христианами – с католической». А кардинал Кох, по мнению Шевчука, малокомпетентен в составлении «документа, который должен быть не богословским, а, фактически, общественно-политическим». (!) Наши «ревнители» недовольны тем, что «Гаванское заявление» принято без широкого обсуждения, составлялось втайне. О том же печалуется, как ни парадоксально, и лидер униатов: «Кстати, я являюсь официальным членом Папского совета по делам единства между христианами и назначен ещё Папой Бенедиктом. Однако меня никто не просил высказать своего мнения, и, по сути, как это было и раньше, говорили о нас – без нас, не дав нам голоса».
И, наконец, униатская оценка Совместного заявления, подписанного в Гаване: «Бесспорно, этот текст вызвал глубокое разочарование среди многих верующих нашей церкви да и просто неравнодушных граждан Украины. Сегодня многие обращались ко мне по этому поводу и говорили, что чувствуют себя преданными Ватиканом, разочарованным половинчатостью правды в этом документе и даже косвенной поддержкой со стороны Апостольской Столицы агрессии России против Украины».