день прав человека беседа с детьми
Беседа на тему: «Международный день прав человека»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выполнила: Туаева М.В.
Международный день прав человека
· Обобщить знания детей об основных правах человека;
· Развести понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей;
· Воспитывать уважение к высказываниям одноклассников, их прав.
1. Приветствие. Психологический настрой
(Все встают в круг) Сейчас мы с вами поздороваемся, но сделаем это разными способами!
-Поздоровайтесь те, кто родился летом, зимой, весной, осенью.
— кто пришел с хорошим настроением
Скажем «Здравствуйте» руками!
Скажем «Здравствуйте» мы ртом –
Станет радостно кругом!
К концу нашего сегодняшнего классного часа, я думаю, каждый из вас сможет с уверенностью сказать, что он знает такую дату. Но, а пока начнем разбираться…
Всемирный день прав человека (Human Rights Day). Всем государствам и заинтересованным организациям было предложено принять этот день и проводить соответствующие мероприятия.
Дата 10 декабря была выбрана в честь принятия и провозглашения Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года Всеобщей декларации прав человека (Universal Declaration of Human Rights, UDHR). Указанная Декларация стала первым мировым документом, сформулировавшим положения о правах человека.
«Образование в области прав человека – это значительно больше, чем просто урок в школе или тема дня; это процесс ознакомления людей с механизмами, которые им необходимы для того, чтобы жить в условиях безопасности и с чувством достоинства…» – отрывок из выступления Генерального секретаря ООН.
Во Всемирный день прав человека принято уделять внимание не только личным правам человека, но и в глобальном смысле средствам защиты, с помощью которых человечество стремится остановить голод и нищету, рост международной преступности и наркомании, СПИД и другие опасные явления. Все люди на Земле должны быть допущены к обладанию существенными материальными и духовными благами. Здесь большую роль играет государство, т.к. оно с самого начала развития цивилизаций стояло у истоков письменного оформления не только обязанностей своих жителей, но и прав.
Первое упоминание о свободе встречается в XIV в. до н.э. Права человека существовали уже в Древней Греции и Древнем Риме и закрепляли ценность закона и законности. Международный день прав человека – это напоминание, что никто не может лишить человека его неотчуждаемых прав: на жизнь и личную неприкосновенность, свободу. Всеобщая Декларация прав человека стала базовым международным кодексом в области прав человека, на основе которого осуществлялась разработка других международных соглашений. В настоящее время Декларация опубликована более чем на 360 языках и является документом, переведенным на наибольшее число языков мира, что свидетельствует о ее универсальном характере и масштабах ее распространения.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Беседа «День прав человека»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Мероприятие: «Я человек! И я имею права!»
Цель: Через знакомство с правами и обязанностями ребенка воспитывать правовую культуру учащихся.
1.Познакомить учащихся с «Конвенцией ОНН о правах ребёнка» и другими документами, отражающими права и обязанности детей.
2.Обобщить знания учащихся о таких понятиях как «право» и «обязанность», показать их единство.
3.Учить применять правовые знания в повседневной жизни.
4.Формировать уважительное отношение к правам других людей.
5.Способствовать формированию активной гражданской позиции.
1.Знакомство и актуальность.
3.Документы о правах человека.
4.Кроссворд «Мои права».
Необходимый материал: кроссворд «Мои права», памятка «Права ребёнка»
I . Сегодня мы поговорим с вами на очень важную тему. А тема эта звучит так: «Я человек! И у меня есть права!» Мы с вами познакомимся с «Конвенцией о правах ребенка» и с другими документами, отражающими права и обязанности детей, разгадаем кроссворд. Ребята, а вам известно какой сегодня праздник? Сегодня 10 декабря – день прав человека! А какой будет праздник через 2 дня – 12 декабря? День Конституции РФ! Получается, что наше мероприятие на данный момент является актуальным.
Будучи гражданами России, вы можете рассчитывать на заботу и поддержку со стороны государства. В Конституции России – самом главном законе страны написано, что защита человека и гражданина – обязанность государства. Это значит, что все главные лица государства – Президент, Председатель Правительства, депутаты Российского Парламента, губернаторы – должны думать, что нужно сделать для детей России, чтобы им жилось свободно и счастливо, и стараться выполнить всё намеченное.
Ребята, а какие вам известны документы о правах человека?
20 ноября 1959 года Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребенка, включающую 10 принципов.
Принцип 1 . Ребенку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи.
Принцип 2 . Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка.
Принцип 3. Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.
Принцип 4. Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровый рост и развитие; с этой целью специальные уход и охрана должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая дородовый и послеродовый уход. Ребенку должно принадлежать право на надлежащее питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.
Принцип 5. Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и заботы, необходимые ввиду его особого состояния.
Принцип 6 . Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей, и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлученным со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.
Принцип 7. Ребенок должен иметь право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому, он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества.
Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение; эта ответственность лежит прежде всего на его родителях.
Ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием; общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.
Принцип 8. Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.
Принцип 9 . Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме.
Ребенок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума; ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.
Принцип 10 . Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.
Вы познакомились с документами о правах человека. В жизни эти знания вам пригодятся. На этом наше мероприятие закончено.
1.Каждый человек, не достигший 18-летнего возраста является ребенком или …? (несовершеннолетний)
2.Каждый человек с рождения имеет свои обязанности и …? (право)
3.Каждый ребенок имеет право учиться в школе? Как называется это право? (образование)
4.Что является главной обязанностью государства по отношению любого человека, гражданина? (защита)
5.Каждый ребенок должен проживать с …? (семья)
6.Основное, неотъемлемое (принадлежащее от рождения) и неотчуждаемое право. Произвольное лишение этого права не допустимо? (жизнь)
7.Каждый человек имеет право на бесплатную медицинскую …? (помощь)
8.Как называется право ребенка, которое ему позволяет гулять, играть и веселиться? (отдых)
9.Право позволяющее выделить человека из массы других? (имя)
Каждый ребенок имеет право на все, что изложено в Декларации Прав ребенка независимо от богатства или бедности его родителей, цвета кожи, религиозных, политических и иных убеждений.
В законах любого государства главным должно быть наилучшее соблюдение интересов ребенка и предоставление ему возможностей свободно развиваться духовно, умственно и физически.
Законы любого государства должны обеспечивать социальную защиту ребенка.
Каждый ребенок со дня своего рождения имеет право на гражданство и собственное имя.
Каждый ребенок имеет право на достойное медицинское обслуживание, на достойное жилище, питание и развлечения.
Каждый ребенок и его мать имеют право на особую заботу государства об охране их здоровья.
Каждый ребенок с физическими и психическими недостатками имеет право на заботу, а также специальное образование и медицинский уход.
Каждый ребенок нуждается в любви и внимании.
В тех случаях, когда ребенок по каким-то причинам лишается семьи, он имеет право на особую заботу со стороны государства.
Ни один малолетний ребенок не может быть разлучен со своей матерью кроме исключительных случаев.
Желательно, чтобы многодетным семьям государство оказывало материальную помощь.
Каждый ребенок имеет право на бесплатное и обязательное образование, по крайней мере, на начальных стадиях.
Образование, игры и развлечения должны соответствовать общему культурному развитию ребенка. Об этом обязаны заботиться государство и, в первую очередь, родители ребенка.
Каждый ребенок имеет право при любых обстоятельствах получать защиту и помощь в первую очередь.
Каждый ребенок должен быть огражден от жестокости и эксплуатации в любой форме.
Ни один ребенок не может быть продан или куплен.
Ребенок ни в коем случае не должен заниматься непосильным для его возраста трудом и привлекаться к работе и занятиям, вредным для его здоровья, умственного и физического развития.
Каждый ребенок должен быть защищен от дискриминации в расовой, национальной или любой другой форме.
В каждом ребенке должно воспитываться чувство дружбы и взаимопонимания между народами.
В каждом ребенке необходимо воспитывать сознание, что его энергия и способности должны служить людям.
Внеклассное занятие «День прав человека»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ГОО «Кузбасский региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
«Здоровье и развитие личности»
МКОУ для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом № 1» Мариинский р-н, с. Белогородка
«День прав человека»
Самсонова Елена Мунавировна,
педагог – организатор Отделения
по профилактике правонарушений
с. Белогородка, 2018
Цель: познакомить воспитанников с основным документом «Всеобщей Декларацией прав человека», отражающим права ребёнка в обществе.
Задачи:
Определить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей.
Способствовать воспитанию правовой культуры воспитанников, выработке ценностных установок о необходимости уважения и соблюдения прав человека.
Научить правилам ведения дискуссии, умению выслушивать мнение других, доказывать свою точку зрения.
Воспитывать нормы правильного поведения детей и нравственные качества личности.
Определить правила жизнедеятельности в детском коллективе и обществе.
Развивать познавательные способности детей, их кругозор.
Оформление: выставка плакатов на тему «Права человека».
Оборудование: проектор, экран, пазлы, наборы букв, карточки с заданиями.
Ход мероприятия
На экране демонстрируются слайды презентации.
1 слайд «Я – ребёнок, я – человек»
Выходят 2 воспитанника.
Есть международный документ, в котором эти человеческие отношения узаконены. У вас на столах лежат наборы букв. Если вы соберёте из этих букв слово, то узнаете, о чём сегодня пойдёт речь. (Дети собирают слово «права»).
Правильно, сегодня мы с вами продолжим разговор о правах человека.
2 слайд. Сегодня отмечается День прав человека.
Воспитанник.
У каждого живущего на свете
Должно быть право так на свете жить,
Чтобы могли расти спокойно дети,
Не опасаясь голода, войны.
И каждый должен знать свои права,
Чтоб дать отпор лихому проходимцу,
Чтоб пред убийцей, вором и мздоимцем
Не приклонялась наша голова.
А знаете, почему именно 10 декабря отмечается День прав человека?
5 слайд. «Зверства фашистов»
6 слайд. «ООН»
А когда, наконец, наступил мир, из всех уголков Земли: с севера, юга, запада и востока, из бедных и богатых стран, из королевств и республик – съехались люди. Там были женщины и мужчины с разным цветом кожи, говорящие на разных языках, но их объединяла одна идея. Они хотели сделать так, чтобы больше никогда не было войн, люди не знали нужды, невиновные не боялись наказания. Поэтому они создали Организацию Объединенных Наций и все вместе составили Всеобщую декларацию прав человека.
7 слайд «Декларация о правах человека».
Это очень важный документ, где записаны все права людей, вы обязательно позднее подробнее познакомитесь с ним.
После того как была принята Всеобщая декларация прав человека, люди поняли, что абсолютно всех людей в наше время защитить не удастся.
8 слайд «Права ребёнка».
Значит, сначала надо позаботиться о самых слабых членах общества. Так появилась новая расширенная Декларация прав ребенка, потому что дети – это не только часть населения планеты, а ее будущее. Какими эти дети вырастут, такой мир, такое общество они и построят. Спустя несколько лет был принят еще более значимый документ – Конвенция ООН о правах ребенка. Конвенция – это не просто призыв, а закон для тех стран, которые ее подписали, главная цель, которой – сделать все для того, чтобы детям на всей Земле жилось лучше, чтобы они были защищены и счастливы.
9 слайд «Права человека».
– О каких же правах идет речь в Конвенции? Это прежде всего право на жизнь, на имя, на гражданство, на защиту жизни, чести и достоинства; право на семью, на свое мнение, на сохранение своей индивидуальности, на развитие, на свободу мысли, на образование, на игру, на защиту от всех форм эксплуатации. Мы с вами сегодня познакомимся с нашими правами и будем учиться применять их в повседневной жизни.
Воспитанник. Права нельзя отобрать – никто не имеет права лишить прав другого человека или нарушить эти права. Это узаконено в Декларации о правах человека. Права есть у всех людей. Права никто не даёт, человек получает права от рождения. Мы – люди, и мы все равны, а значит у нас у всех одинаковые, равные права.
Что же такое права, и что мы про них знаем?
Воспитанник.
Лишь появится ребёнок, и дышать начнёт едва,
У него уже с пелёнок – веские права!
Он имеет право жить, развиваться и дружить;
Иметь просторный добрый дом.
Видеть тихий, мирный сон.
Врачей помощь получать,
Обучаться, отдыхать,
Быть весёлым и здоровым,
Восхищаться чем-то новым,
И любить, и быть любимым –
Он на свете не один!
Только родившись, ребёнок приобретает права на жизнь, семью, имя, защиту. При рождении ребёнка семья даёт ему имя. Полное имя человека включает фамилию, имя и отчество. Эти сведения записываются в специальном документе, свидетельстве о рождении. Это первый документ, который получает человек. Запомните, ничто так не обижает человека, как, если окружающие неправильно произносят, или коверкают его имя. Ведь имя с человеком от рождения до самой смерти. Имя радует человека, приносит ему удачу, даже счастье.
Воспитанник
Имя нам даёт отраду,
Дарит счастье и удачу.
Потому узнать бы надо,
Что же наше имя значит?
Перекличка имён.
– Ребята, каждому из вас при рождении было дано имя. Встаньте, назовите своё имя и объясните, что оно значит.
Дети встают и называют свои имена:
Альбина – светлая, белая, чистая
Анна – храбрость, сила, милость божья
Валентина – здоровая, сильная
Виктория – победа
Владислав – властелин славы
Данила – бог – мой судья
Иван – божье вознаграждение, милость
Игорь – воинственность, сила
Кирилл – господин, владыка
Кристина – христианка, последовательница Христа
Ксения – пер. гостеприимство, странница
Максим – величайший
Михаил – равный, подобный Богу
Николай – победитель народов, завоеватель
Нонна – девятая, посвященная Богу
Регина – царица, королева
Ренат – заново рожденный, возрожденный
Воспитанник.
Будь всегда достоин
Имени своего,
Будь справедлив и спокоен,
С честью носи его!
Послушайте стихотворение и подумайте, правильно ли мальчик понимает свои права.
Мои права (стихотворение-шутка)
У ребёнка право есть
Кашу манную не есть,
Да ещё просить при этом
Шоколадную конфету.
Право прыгать и шалить,
На салфетку чай пролить,
Драться с братиком подушкой,
Разбросать свои игрушки.
Исчеркать картинки в книжке,
Дёрнуть за ухо братишку,
Вот как много разных прав!
Разве я, друзья, не прав?
Прав герой этого стихотворения? Почему? (Ответы детей)
Правильно, это не права, а желания мальчика. Желания у каждого разные и их не обязательно выполнять. А права у всех одинаковые, и если они не исполняются, человеку очень трудно жить. Право – это охраняемая, обеспечиваемая государством естественная возможность что – то делать, осуществлять, иметь. Их не нужно покупать, зарабатывать. Они одинаково принадлежат всем людям. Мы все рождаемся свободными и равными по достоинству и в правах – права человека считаются «всеобщими». Давайте вспомним некоторые из них.
Выходят 8 детей и читают стихотворение «Наши права».
В своих правах мы все равны:
И взрослые и дети.
Все расы, веры, языки –
Все люди на планете.
На любовь имеют право
Все ребята на Земле,
На заботу и на ласку,
Право жить в своей семье.
В дом без спроса к вам никто
Заходить не может.
Ваши вещи и добро
Брать не может тоже.
Сохранить своё здоровье –
Право есть у нас такое.
Заболеть, когда случиться –
Каждый вправе полечиться.
Если вдруг захочет кто-то
Запретить ходить вам в школу,
Знайте сразу – он не прав –
Не дано таких им прав.
Никто не может вас пытать,
Делать больно, обижать.
Вы запомните одно –
Бить людей запрещено.
О правах своих послушал
И запомни крепко их.
Только знай, что очень нужно
Уважать права других.
Этих прав лишить не может
Вас никто и никогда.
Право каждое поможет
Быть счастливым вам всегда!
Ребята, а почему человек должен знать свои права? (ответы детей)
Человек, который знает свои права и уважает права других людей, уверенно идёт по жизни. Ребята, давайте почувствуем, что значит быть сильным, уверенным человеком.
ТРЕНИНГ «ВРАСТИ В ЗЕМЛЮ».
– Попробуйте сильно – сильно надавить пятками на пол, сожмите руки в кулачки, крепко стисните зубы. Вы – могучие, крепкие деревья, у вас сильные корни, и никакие ветры вам не страшны. Это поза уверенного человека, у которого есть права, и он их отстаивает.
Учитель. Давайте проверим, как хорошо вы знаете свои права.
Конкурс «Собери картинку и скажи, о каком праве идёт речь» (пазлы).
Каждая команда получает набор пазлов. Сложив картинку, дети должны рассказать, о каком праве человека идёт речь и что даёт это право (право на жилище, право на отдых, право на семью).
10-12 СЛАЙДЫ (иллюстрации к сказкам).
На экране демонстрируются иллюстрации к сказкам «Красная Шапочка», «По щучьему велению», «Волк и семеро козлят», «Заячья избушка», «Айболит», «Золотой ключик», «Белоснежка и семь гномов», к басне «Квартет».
Ребята должны ответить на вопросы:
В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? (10 слайд)
Какой литературный герой мог бы пожаловаться на то, что нарушено его право на неприкосновенность жилища? (11 слайд)
В какой сказке нарушено право героя владеть своим имуществом? (12 слайд)
13-15 слайды (отрывки из мультфильмов «Буратино», «Чиполлино», «Гадкий утёнок»).
Ребятам предлагается посмотреть отрывки из мультфильмов, и, обсудив в командах, рассказать, о нарушении, каких прав говорится в мультфильме?
16 слайд. Отрывок из мультфильма «Цветик-семицветик».
Беседа после просмотра отрывка мультфильма «Цветик-семицветик».
Какие желания были у Жени?
У неё было право выбора?
На что она потратила последний лепесток?
Правильно ли она поступила? Почему? (ответы детей)
Давайте и мы почувствуем, как приятно отдавать своё тепло другим.
ТРЕНИНГ «СПАСИ ПТЕНЦА».
Представьте себе, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх. А теперь его согрейте. Медленно, по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложите ладони к своей груди, отдайте птенцу доброту своего сердца и тепло дыхания. Раскройте ладонь, и вы увидите, что птенец радостно взлетел, улыбнитесь ему и не грустите: он ещё прилетит к вам.
Очень часто люди, отстаивая свои права, забывают, что такие же права есть и у других людей.
17 СЛАЙД «ОБЯЗАННОСТИ»
Ребята, 29-ая статья Конвенции гласит, что у человека есть не только права, но и обязанности.
– Обязанности это объективно необходимое, должное поведение человека. «Нет прав без обязанностей, как нет обязанностей без прав». Есть обязанности и у вас, школьников.
Какие обязанности есть у каждого школьника? (ответы детей)
Давайте проверим, как вы поняли, что такое права и обязанности.
РАБОТА В ГРУППАХ. Командам предлагаются карточки с заданиями.
Задание для 1-ой команды. Запишите 6 прав, которыми должен обладать ребёнок.
Задание для 2-ой команды. Запишите, какие обязанности есть у школьников.
Задания для 3 команды. Вычеркните предложения, не подходят для нас.
Каждый должен чувствовать себя в безопасности, поэтому никто не должен драться или обижать кого-то.
Мальчики должны дружить только с мальчиками, а девочки – с девочками.
Все равны независимо от национальности, пола, убеждений.
В группе должен быть вожак, которому должны все подчиняться и который будет руководить жизнью в коллективе.
Каждый имеет право на имя, обращаться друг к другу следует только по имени.
У каждого должно быть прозвище, ведь так веселее жить.
Все должны уважать право собственности и без разрешения не брать чужие вещи, не отбирать их и не ломать.
Можно брать без спроса любую вещь, которая понравится.
Никто не должен бояться высказывать своё мнение по любому вопросу.
Нужно всегда говорить только то, что говорит взрослый. Нельзя высказывать другое мнение.
Каждый должен отвечать за свои слова и поступки.
Нужно хорошо вести себя только на уроках, а после школы можно шалить, баловаться.
Нужно содержать в чистоте группу, следить за порядком в детском доме.
Нужно следить за порядком только на своём рабочем месте.
После выполнения работы в группах ребята зачитывают тексты, которые у них получились.
Давайте карточки с вашими заданиями мы сохраним, и пусть они напоминают нам не только о наших правах, но об обязанностях.
18 СЛАЙД «ДЕНЬ КОНСТИТУЦИИ»
Права и обязанности граждан России узаконены в Конституции – основном законе нашей страны. 12 декабря в России отмечается День Конституции.
19 СЛАЙД «Я – РЕБЁНОК, Я – ЧЕЛОВЕК».
Выходят 5 воспитанников, каждый читает по одной строчке. Последнюю строчку ребята произносят все вместе.
Я имею право быть чёрным и белым.
Я имею право быть ловким и смелым.
Ты имеешь право иметь своё имя.
Ты имеешь право быть просто любимым.
Мы имеем право на всём белом свете.
Мы имеем право! Мы – дети!
ПЕСНЯ «ТЫ ДА Я». Дети встают в круг и, обнявшись, исполняют песню. Вовремя исполнения песни на экране демонстрируется видеофильм о жизни нашего детского дома.
Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребёнка Методическое пособие для занятий с детьми 5-10 лет. – М. ТЦ Сфера, 2009.