дезинсекцию дератизацию имеют право проводить
Лицензия на дезинфектологию «снова» необязательна для внемедицинской дезинфекции?
shalunx13 / Depositphotos.com |
Верховный Суд Российской Федерации неожиданно пришел к выводу, что при осуществлении дезинфекционной деятельности (в целях обеспечения дезинфекции, дезинсекции, дератизации) вне рамок оказания медицинской помощи нет необходимости получать лицензию на осуществление медицинской деятельности по дезинфектологии (Постановление ВС РФ от 29 апреля 2019 г. № 46-АД19-1).
Напомним, что вопрос о необходимости медлицензии для любых организаций (ИП), предоставляющих в РФ услуги по дезинфекции, уже много лет является камнем преткновения: ФАС России, а вслед за ней и Минздрав России считают, что медлицензия нужна только тем, кто занимается дезинфектологией в рамках медицинской деятельности, а Роспотребнадзор считает, что медлицензия и сотрудники с медицинским образованием нужны всем фирмам-дезинфекторам без исключения.
Казалось, что точку в ведомственной перепалке поставил ВС РФ (в лице Коллегии по экономическим спорам) – зимой прошлого года он пришел к выводу об обязательности медлицезии, потому что дезинфекционные, дезинсекционные, дератизационные работы, если они не выполняются по отношению к пациенту, – хотя и не являются медицинским вмешательством, – однако включены в понятие «медицинская деятельность» в качестве санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (мы подробно писали об этом ранее). Само Определение ВС РФ казалось прецедентом, который подтолкнет судебную практику к единообразию.
Правда, и после этого исторического события Минздрав России дерзнул высказать строго противоположное мнение.
И вот теперь с мнением судей Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ не считаются даже их коллеги, разбирающие жалобы по делам об административных правонарушениях, рассмотренным в судах общей юрисдикции: отменен штраф и прекращено дело по ч. 2 ст. 14.1 КоАП (деятельность без лицензии) в отношении директора МУП. Этот МУП занимался дератизацией местных муниципальных школ, а лицензии на осуществление медицинской деятельности по дезинфектологии, разумеется, не располагал.
Штраф был признан законным судами всех уровней – от мирового до областного, а сами судебные решения по делу пестрят ссылками на упомянутое выше Определение ВС РФ. Любопытно, что защитник директора МУП требовал не учитывать данное Определение, поскольку оно противоречит позиции ФАС РФ и Минздрава РФ. Еще один козырь защиты – это некое письмо Генеральной прокуратуры РФ, которая тоже выступила с критикой позиции ВС РФ.
И хотя в районном и областном суде эти аргументы не произвели впечатления, ВС РФ штраф отменил, а дело прекратил в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены состоявшиеся по делу судебные постановления:
Лицензирование дезинфекционной деятельности в 2021 году
3,65 (Проголосовало: 14)
Деятельность в области дезинфекции осуществляется в разных сферах. В зависимости от конкретного типа работ для них может устанавливаться условие о получении лицензии. Ведь в соответствии со статьей 12 федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ, регулирующего общие правила лицензирования в России, все виды медицинской деятельности требуют получения разрешения.
Список направлений, входящих в категорию медицинских, определен другим нормативным документом – это постановление Правительства от 16 апреля 2012 года N 291. В приложении к этому постановлению приводится список сфер медицины, на которые распространяется условие о лицензировании. Одной из них выступает дезинфектология: это значит, что для предоставления соответствующих услуг медицинского профиля исполнитель должен иметь действующее разрешение. Однако нужно учитывать, что в соответствии с письмом Минздрава от 09.06.2016 N 14-5/993 услуги по дезинфекции, дератизации или дезинсекции, которые не относятся к медицинским, могут выполняться без оформления разрешительных документов.
Лицензионные требования
Список требований, которым должен отвечать соискатель лицензии, определен пунктом 4 постановления № 291. Он содержит следующие позиции:
Получение лицензии
Выполнение перечисленных требований должно быть подтверждено соответствующими документами. Соискатель предоставляет сформированный пакет в профильный департамент органа исполнительной власти того региона, в котором он работает. По результатам рассмотрения выносится решение о предоставлении лицензии либо об отказе в ее выдаче. Если решение окажется положительным, в соответствии с частью 4 статьи 9 99-ФЗ выданное разрешение не будет иметь ограничений по сроку действия. При этом в течение периода своей работы предприятие будет подвергаться лицензионному контролю на предмет соблюдения установленных требований.
Дезинсекцию дератизацию имеют право проводить
О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ДЕЗИНФЕКЦИОННЫХ, ДЕЗИНСЕКЦИОННЫХ
И ДЕРАТИЗАЦИОННЫХ РАБОТ
2. Деятельность по проведению дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ, осуществляемая на основании лицензии, включает в себя работы по перечню согласно приложению.
4. Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении деятельности по проведению дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ являются:
а) выполнение требований законодательства Российской Федерации;
5. Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган следующие документы:
а) заявление о выдаче лицензии с указанием:
лицензируемой деятельности (с перечислением выполняемых работ) и срока, в течение которого она будет осуществляться;
в) справка о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе с указанием идентификационного номера налогоплательщика;
г) справка органов внутренних дел о соответствии технического состояния охранной сигнализации в помещениях для хранения ядовитых веществ и препаратов установленным требованиям безопасности;
е) сведения о профессиональной подготовке работников;
ж) копии документов, подтверждающих право пользования помещениями, в которых будет осуществляться лицензируемая деятельность;
и) документ, подтверждающий внесение платы за рассмотрение заявления о выдаче лицензии.
6. Требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных настоящим Положением, не допускается.
За предоставление недостоверных или искаженных сведений соискатель лицензии несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7. Документы, представленные для получения лицензии, принимаются по описи, копия которой с отметкой о дате их приема направляется (вручается) соискателю лицензии.
8. Лицензирующий орган принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в срок, не превышающий 30 дней с даты приема заявления со всеми необходимыми документами, и уведомляет соискателя лицензии о принятом решении в течение 3 дней с даты его принятия.
Уведомление о выдаче лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии с указанием реквизитов банковского счета и срока уплаты лицензионного сбора.
9. Выдача лицензии производится в течение 3 дней с даты представления соискателем лицензии документа, подтверждающего уплату лицензионного сбора.
10. Уведомление об отказе в выдаче лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии с указанием причин отказа.
11. Основанием для отказа в выдаче лицензии является:
а) наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;
б) несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.
12. В случае отказа в выдаче лицензии плата за рассмотрение лицензирующим органом заявления о выдаче лицензии возврату не подлежит.
13. Соискатель лицензии имеет право обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отказ лицензирующего органа в выдаче лицензии или его бездействие.
14. При обжаловании в административном порядке отказа лицензирующего органа в выдаче лицензии соискатель лицензии имеет право требовать проведения независимой экспертизы.
Независимая экспертиза проводится только по письменному заявлению соискателя лицензии и за счет его средств.
При получении от соискателя лицензии письменного заявления о несогласии с отказом в выдаче лицензии и о проведении независимой экспертизы лицензирующий орган формирует комиссию независимых экспертов, в состав которой не могут входить работники лицензирующего органа.
Соискателю лицензии направляется список членов комиссии. В случае несогласия с какой-либо кандидатурой соискатель лицензии может представить в лицензирующий орган возражение против привлечения данного лица к экспертизе.
Указанная комиссия в течение 15 дней со дня регистрации заявления проверяет правомерность отказа в выдаче лицензии и готовит заключение об обоснованности решения лицензирующего органа.
Соискатель лицензии может присутствовать при работе комиссии в качестве наблюдателя.
Заключение комиссии независимых экспертов направляется в лицензирующий орган и соискателю лицензии.
Лицензирующий орган в течение 3 дней рассматривает заключение комиссии и принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии, о котором информирует соискателя лицензии.
15. B лицензии указываются:
а) наименование лицензирующего органа;
в) лицензируемая деятельность (с перечислением выполняемых работ);
г) лицензионные требования и условия;
д) срок действия лицензии;
е) дата принятия решения о выдаче лицензии;
ж) номер лицензии и дата ее выдачи.
16. Лицензия оформляется на бланке установленного лицензирующим органом образца, подписывается руководителем лицензирующего органа или уполномоченным им его заместителем и заверяется печатью.
Приобретение, учет и хранение бланков лицензии осуществляют лицензирующие органы.
17. Лицензия выдается на срок, указанный соискателем лицензии в заявлении о ее выдаче, но не более чем на 5 лет.
18. Срок действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата.
Продление срока действия лицензии осуществляется в порядке, установленном для ее переоформления.
В случае если за время действия лицензии зафиксированы нарушения лицензионных требований и условий, продление срока действия лицензии осуществляется в порядке, установленном для ее получения, либо в продлении срока может быть отказано.
Переоформление лицензии осуществляется в течение 5 дней со дня подачи лицензиатом соответствующего заявления.
При получении лицензиатом переоформленной лицензии прежняя лицензия подлежит возврату в лицензирующий орган.
При переоформлении лицензии лицензирующий орган вносит соответствующие сведения в реестр лицензий.
20. Деятельность по проведению дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ на основании лицензии, выданной лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территории других субъектов Российской Федерации при условии регистрации этой лицензии лицензирующими органами соответствующих субъектов Российской Федерации.
Регистрация лицензии производится в течение 30 дней после ее предъявления с проверкой при необходимости указанных в ней данных и условий осуществления лицензируемой деятельности. В лицензии делается отметка о регистрации. Плата за регистрацию не взимается.
За осуществление указанной деятельности на основании лицензии, выданной лицензирующим органом одного субъекта Российской Федерации, на территории других субъектов Российской Федерации без ее регистрации лицензиат несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
21. Надзор за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется государственными контрольными и надзорными органами, а также лицензирующими органами в пределах их компетенции.
22. Лицензирующий орган в пределах своей компетенции имеет право:
а) проводить проверки соответствия деятельности лицензиата лицензионным требованиям и условиям;
б) запрашивать у лицензиата необходимые объяснения и документы по вопросам, возникающим при проведении проверок;
в) составлять на основании результатов проверок акты с указанием конкретных нарушений;
г) выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения, и устанавливать срок их устранения;
д) выносить предупреждения лицензиату;
е) осуществлять иные предусмотренные законодательством Российской Федерации полномочия.
23. Государственные контрольные и надзорные органы, а также иные органы государственной власти в пределах своей компетенции при выявлении нарушений лицензионных требований и условий обязаны сообщить в лицензирующий орган о выявленных нарушениях и принятых мерах.
24. Лицензиат обязан обеспечивать условия для проведения лицензирующим органом проверок в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением.
25. Лицензирующий орган может приостановить действие лицензии в случае:
а) выявления лицензирующим органом, государственными контрольными и надзорными органами нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий, которые могут повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам и здоровью граждан;
б) невыполнения лицензиатом решений лицензирующего органа, обязывающих лицензиата устранить выявленные нарушения.
26. Действие лицензии считается приостановленным с даты принятия лицензирующим органом соответствующего решения.
Решение о приостановлении действия лицензии (с соответствующим обоснованием) подписывается руководителем лицензирующего органа или уполномоченным им его заместителем.
Лицензирующий орган обязан в течение 3 дней с даты принятия решения проинформировать в письменной форме лицензиата, налоговые органы, государственные контрольные и надзорные органы о приостановлении действия лицензии (с указанием его причин).
Решение о приостановлении действия лицензии может быть обжаловано лицензиатом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
27. Срок устранения лицензиатом обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, устанавливается лицензирующим органом и не может превышать 6 месяцев. В случае если в установленный срок лицензиат не устранил указанные обстоятельства, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.
При устранении лицензиатом обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, лицензирующий орган в течение 15 дней со дня устранения лицензиатом указанных обстоятельств обязан принять решение о возобновлении действия лицензии.
Лицензирующий орган в течение 3 дней с даты принятия решения о возобновлении действия лицензии уведомляет о нем лицензиата, налоговые органы, государственные контрольные и надзорные органы.
При возобновлении действия лицензии плата не взимается.
28. Лицензия утрачивает юридическую силу и считается аннулированной:
а) в случае неуплаты лицензиатом в течение 3 месяцев со дня получения уведомления о выдаче лицензии лицензионного сбора;
б) в случае ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности в результате реорганизации, за исключением преобразования, либо прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.
Решение об аннулировании лицензии в 3-дневный срок со дня его принятия доводится лицензирующим органом до лицензиата (в письменной форме).
29. Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа, выдавшего лицензию, или органа государственной власти в соответствии с его компетенцией. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии на период до вступления в силу решения суда.
30. Основанием для подачи в суд заявления об аннулировании лицензии является:
а) обнаружение недостоверных или искаженных данных в документах, представленных для получения лицензии;
б) неоднократное или грубое нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий;
в) незаконность решения о выдаче лицензии.
31. Лицензирующий орган ведет реестр лицензий, в котором указываются:
а) сведения о лицензиате:
идентификационный номер налогоплательщика;
б) сведения о лицензирующем органе;
в) лицензируемая деятельность (с перечислением выполняемых работ);
г) срок действия лицензии;
д) номер лицензии и дата ее выдачи;
е) сведения о регистрации лицензии в реестре;
ж) основания и даты приостановления и возобновления действия лицензии;
з) основание и дата аннулирования лицензии.
32. Информация, содержащаяся в реестре лицензий, является открытой и предоставляется юридическим и физическим лицам на платной основе в виде выписок о конкретных лицензиатах.
Выписка выдается в течение 3 дней со дня подачи соответствующего заявления с приложением документа, подтверждающего ее оплату.
Органам государственной власти и органам местного самоуправления информация из реестра лицензий предоставляется бесплатно.
33. Руководители и должностные лица лицензирующих органов несут в соответствии с законодательством Российской Федерации ответственность за нарушение настоящего Положения.
Дезинсекцию дератизацию имеют право проводить
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Должна ли организация, оказывающая услуги по дератизации, дезинсекции, иметь лицензию? Нужно ли лечебному учреждению при заключении договора на дератизацию, дезинсекцию запрашивать лицензию на осуществление этой деятельности у исполнителя?
Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
— информация Минздрава России: медлицензия для дезинфектора не нужна, с которой можно ознакомиться, перейдя по ссылке: http://www.garant.ru/news/1210807/.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Васильев Александр
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
О необходимости лицензирования деятельности по дезинфекции, дезинсекции, дератизации
В связи с поступающими запросами от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о требованиях, предъявляемых к осуществлению дезинфекционной, дератизационной и дезинсекционной деятельности Управление Роспотребнадзора по Рязанской области с учетом Определения Верховного Суда РФ от 15.01.2018 N 309-КГ17-12073 обращает внимание, что проведение дезинфекционных, дератизационных и дезинсекционных работ в рамках санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, является профессиональной деятельностью, требующей медицинского образования, соответственно, эти работы относятся к медицинской деятельности и подлежат лицензированию.
В соответствии с частью 1 статьи 41Конституции Российской Федерации каждый гражданин Российской Федерации имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Закон об основах охраны здоровья граждан является основным актом федерального законодательства, закрепляющим как общие принципы правового регулирования отношений в сфере охраны здоровья граждан, так и особые права отдельных категорий граждан в данной сфере.
Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, регулируются Федеральным законом от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения».
В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан (пункт 1 статьи 29 Закона N 52-ФЗ).
В перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, включены также работы (услуги) по дезинфектологии.
Согласно пункту 3.1 СП 3.5.1378-03 дезинфекционная деятельность включает хранение, транспортировку, фасовку, упаковку, приготовление рабочих растворов, приманок и других форм применения, импрегнацию одежды, камерное обеззараживание вещей, санитарную обработку людей, обработку объектов (помещений, транспорта, оборудования), открытых территорий в целях обеспечения дезинфекции, дезинсекции и дератизации, а также дезинфекцию и стерилизацию изделий медицинского назначения и другие мероприятия.
При этом дезинфекция определена как работы по обеззараживанию помещений, транспорта, оборудования, мебели, посуды, белья, игрушек, изделий медицинского назначения, предметов ухода за больными, пищевых продуктов, остатков пищи, выделений, технологического оборудования по переработке сырья и продуктов, санитарно-технического оборудования, посуды из-под выделений, одежды, обуви, книг, постельных принадлежностей, питьевых и сточных вод, открытых территорий (п. 3.6.1 СП 3.5.1378-03).
Дезинсекция предусматривает истребительные мероприятия и защиту от нападения синантропных членистоногих (тараканов, постельных клопов, блох, муравьев, мух, комаров, гамазовых клещей и других), имеющих эпидемиологическое, санитарно-гигиеническое и беспокоящее значение, в населенных пунктах (здания и прилегающая территория) и в открытой природе (п. 3.8.1 СП 3.5.1378-03).
Дератизация осуществляется с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, создания благоприятных условий жизнедеятельности человека путем устранения и (или) уменьшения вредного воздействия грызунов на человека (п. 3.9.1 СП 3.5.1378- 03).
Ранее аналогичные квалификационные требования к работникам по специальности «Дезинфектология» были установлены приказом Минздравсоцразвития России от 07.07,2009 N 415н.
Кроме того, приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 N 541н установлены требования к квалификации «Инструкторов дезинфекторов» и «Медицинских дезинфекторов».
В соответствии с требованиями названного приказа данные работники осуществляют свою деятельность под руководством врача-дезинфектолога. При этом, на должность «Инструктора дезинфектора» назначается работник, имеющий среднее профессиональное (медицинское) образование по специальности «Медико-профилактическое дело» и сертификат специалиста «Дезинфекционное дело» без предъявления требований к стажу работы; на должность «Медицинский дезинфектор» назначается работник, имеющий среднее профессиональное образование по профилю выполняемой работы без предъявления требований к стажу работы или среднее (полное) общее образование и дополнительную подготовку по направлению профессиональной деятельности не менее 3 месяцев без предъявления требований к стажу работы.
Таким образом, выполнение работ (оказание услуг) по дезинфектологии (мероприятия по дезинфекции, дезинсекции и дератизации) должно рассматриваться как деятельность в области охраны здоровья граждан и медицинская деятельность в соответствии с Законом об основах охраны здоровья граждан, а также как санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в значении, данном в Законе N 52-ФЗ, и в соответствии с Законом о лицензировании отдельных видов деятельности, является лицензируемым видом деятельности.
В соответствии с действующим законодательством для осуществления дезинфекционной деятельности юридические лица независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, должны иметь лицензию на медицинскую деятельность по «дезинфектологии» и иметь в своем штате специалистов с необходимым медицинским образованием.