диагностика родительского отношения к ребенку

Пример психологической экспертизы №2 (детско-родительские отношения)

диагностика родительского отношения к ребенку. Смотреть фото диагностика родительского отношения к ребенку. Смотреть картинку диагностика родительского отношения к ребенку. Картинка про диагностика родительского отношения к ребенку. Фото диагностика родительского отношения к ребенку

диагностика родительского отношения к ребенку. Смотреть фото диагностика родительского отношения к ребенку. Смотреть картинку диагностика родительского отношения к ребенку. Картинка про диагностика родительского отношения к ребенку. Фото диагностика родительского отношения к ребенку

Заключение специалиста

На осно_________и письменного заявления _________от 04 мая 2010 г., специалистом-психологом АНО «ЦМКИ» Л. А. Бегуновой., имеющей высшее психологическое образование, стаж работы по специальности – 20 лет, кандидата юридических наук, проведено комплексное психологическое обследование _________четырех лет и четырех месяцев (07.12.2006 года рождения).

Обследование _________было проведено 4 мая 2010 года в присутствии няни _________ в помещении Центра медико-криминалистических исследований с 17 до 19 часов.

На разрешение специалиста поставлены следующие вопросы:

Пред обследованием _________специалисту от няни мальчика _________поступила следующая информация.

_________, 10.12.1969 года рождения, более пяти лет работает няней в данной семье. В обязанности в основном входит обучение детей, посещение с ними занятий в кружках, музыкальной школе. Ранее работала в детском саду, в школе. О вакансии в семье узнала через кадровое агентство, до этого в семьях не работала.

По факту конфликтной ситуации в семье уточнила, что примерно два года назад мать детей ушла от мужа. Никаких претензий по поводу с кем будут проживать дети, не предъявляла. Со стороны отца детей _________препятствий встречаться матери с детьми не было. Мама детей, брала их иногда на выходные.

Чем конкретно занимается мама детей, не знает, уточнила только, что чем-то связанным с дизайном. Родом мать детей из Челябинска, в Москве, уйдя от мужа, снимает квартиру. _________сообщила, что точно не знает, был ли официально зарегистрирован брак между родителями детей.

Со слов няни, до января 2010 года никаких конфликтных ситуаций о том с кем из родителей должны проживать дети, не было. На зимние каникулы мама отвезла детей к бабушке в Челябинск, откуда сообщила, что не намерена, возвращать детей. С марта в Москве мальчик_________, стал проживать постоянно с отцом, а девочка_________осталась проживать с матерью.

В доме, кроме няни_________, работает с _________й «ночная» няня, две домработницы. Также ребенка консультирует постоянный врач, работает медсестра-массажист.

На протяжении всего обследования_________, неоднократно подчеркивала, что дети привязаны к отцу _________«страдает» от разлуки с сестрой. О каких-либо переговорах между родителями она не знает, знает только, что отец детей подал иск в суд на то, что оба ребенка постоянно проживали с ним. Внешне корректные высказывания в адрес мамы детей требовали от нее усилий, откровенного негативного отношения к ней старалась не показывать.

Материалы исследования

Для диагностики эмоционального состояния_________, его эмоционального отношения к членам семьи были использованы следующие методики.

В целях установления психологического климата в доме, где проживает на данный момент _________(у отца_________), специалист посчитал целесообразным провести краткое психологическое тестирование няни ребенка.

В ходе комплексного психологического обследования _________было предъявлено:

На протяжении всего обследования использовался метод наблюдения и специального интервью.

Учитывая, что возраст _________а, четыре года, соответствует младшему дошкольному возрасту, ряд методик были предъявлены в сокращенном варианте. Инструкция к тестам предъявлялась в виде игры.

Результаты тестирования

К процедуре обследования_________отнесся настороженно. Стеснялся, держался сначала очень замкнуто, на контакт со специалистом шел неохотно. Но в процессе работы над тестами, заданиями увлекся, поведение стало более непосредственным.

Сталкиваясь с трудностями, с заданиями с которыми не мог справиться, эмоциональное напряжение резко возрастало. В ситуациях «неуспеха» тест либо отказывался выполнять, либо пытался выполнить «по-своему», предлагал специалисту свой вариант выполнения теста. Так, например, на просьбу нарисовать «свою семью», не раздумывая ответил, что не умеет рисовать людей, лучше нарисует море. Следует отметить, что при выполнении любого из заданий, где в сюжете присутствовали бы взаимоотношения между родителями, между мамой и ребенком, эмоциональное напряжение резко усиливалось, пытался «уйти» от выполнения данных заданий.

Подсказки, помощь со стороны няни принимал не очень охотно, предпочитал сам решать, что ему делать и что отвечать. При этом активно вмешивался в тестирование няни, готов был выполнить за нее задания, ей помочь.

Обработка и оценка результатов тестирования в рамках поставленных задач носила преимущественно качественный анализ, предъявляемые методики интерпретировались главным образом как проективные тесты.

1. Тест цветовых отношений

Методика теста цветовых отношений (ЦТО) была проведена с помощью стандартного восьми цветового теста Люшера._________было предложено сделать три выбора цветных карточек от самого приятного для него до самого неприятного («плохого») в начале обследования, середине и в конце. Целью данной методики, с одной стороны, было установление контакта с ребенком, снять напряжение, а с другой стороны, соотнести по предпочитаемым и отвергаемым _________цветам, отношение к окружающим его значимым лицам: мать, отец, сестра_________, няня_________, няня_________, бабушка и дедушка со стороны мамы, бабушка и дедушка со стороны отца[1].

С заданием справился легко, пояснял, почему ему нравится тот или иной цвет. В результате трех выборов были установлены предпочитаемые и отвергаемые_________й цвета (результаты теста в Приложении 1). Интерпретация проводилась по 3-ему раскладу карточек, где, как наиболее «устойчивые выборы» к предпочитаемым цветам отнесены: 6 и 0 (коричневый, серый), нейтральные – 3, 4, 2 и 5 (красный, желтый, зеленый и фиолетовый), отвергаемые – 1, 7 (синий и черный).

Наиболее эмоционально значимыми, эмоционально близкими, «приятными» для него являются папа и «ночная» няня_________. Уточнил, что спать его укладывает обычно папа или_________, обнимают и целуют перед сном.

Сестра_________, «мамин» дедушка, няня _________также для него близкие, положительно эмоционально окрашенные люди.

Себя _________ассоциирует с тем же цветом, что и сестру, относится к ней как к равноправному члену семьи.

К дедушке со стороны папы и бабушки со стороны мамы относится нейтрально, без выраженных негативных или положительных эмоций, эмоционально их не отвергает.

Ассоциации мамы и бабушки со стороны отца максимально приближены к эмоционально отвергаемым цветам.

Учитывая, что выбор фиолетового цвета по всем трем предъявлениям ни разу не был приближен к эмоционально приятным для_________цветам, а наоборот смещался в резко отвергаемые цвета, мама ассоциируется у него со страхами, неприятностями. Эмоционально негативно относится к ней.

2. Психодиагностика познавательных процессов

Тесты данного блока были предъявлены для установления общего уровня развития _________а, установить насколько он способен воспринимать конфликтную ситуацию родителей, понимать вопросы и задания специалиста. А также с целью снять напряжение («разбавить») вопросы и методики связанные непосредственно с взаимоотношениями внутри семьи, отношением к матери и отцу, к сестре.

В данном блоке _________были предъявлены следующие методики:

В результате тестирования _________выявлено, что у ребенка хорошие интеллектуальные способности. _________обладает очень высоким уровнем обобщения, развито образно-логическое мышление. Особенности зрительного восприятия соответствуют средней статистической норме для детей от 4-х до 5 лет. Задания выполнял охотно, моментально понимал инструкцию, укладывался в минимальное время, отведенное для выполнения тестов. Объяснял, почему он пришел к определенному выбору.

Стимульный материал из блока «воображения» и диагностики речи был подобран и предъявлен _________специально как проективный метод, включающих сферу взаимоотношения в семье (рисунки 1 и 2).

По предъявляемым картинкам рассказы составить не смог. На рисунке 1 не воспринял, что взаимоотношения происходят между членами семьи, матерью и сыном. Рассказал только отдельными сюжетами по каждой картинке, не связывая их между собой.

Сюжет рисунка два перевел на сказочные персонажи. Ребенка «превратил в медведя, уточнив, что мальчик не может быть таким толстым. Никакого эмоционального отношения (грустного или веселого) к истории не проявил. Сказал только, что все правильно, так и должно быть. Отказался придумать какой-либо развернутый рассказ о том, что происходит между женщиной и ребенком.

Учитывая, что каких-либо нарушений восприятия у Ивана не выявлено, все другие тесты, с которыми он отлично справился, были предъявлены такого же качества как и рисунки 1 и 2. По рисункам 3 и 4 он давал развернутые ответы, без каких-либо нарушений речи, логики, полностью соответствуя и даже превышая возрастные границы, охотно пояснял, почему и что не так изображено на картинке. Можно с высокой долей вероятности сделать вывод, что сюжеты рисунков 1 и 2 задели эмоциональную, болезненную сферу ребенка, связанную с отсутствием близкого эмоционального контакта с женщиной. Наличие определенной эмоциональной деривации, проявление защитного личностного механизма по принципу вытеснения из сознания, травмирующей его информации. В конкретном случае близкие, непосредственные отношения с матерью, а также осознание, что уход за ним выполняют посторонние женщины.

3. Детский тест тревожности

Детский тест тревожности «Выбери нужное лицо», разработанный американскими психологами Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен, позволяет оценивать внутреннее отношение ребенка к определенным социальным ситуациям, получить информацию о характере взаимоотношений, сложившиеся у ребенка с окружающими людьми. Протокол результатов теста представлен в приложении 2.

Количественный анализ результаты определил, индекс тревожности (ИТ) у _________равен 79%, что относит его к группе детей с очень высоким уровнем тревожности. Из 14 стимулов, только три были отмечены с позитивной окраской.

Повышенный уровень личностной тревожности свидетельствует о недостаточно хорошей эмоциональной приспособленности, адаптированности _________к жизненным ситуациям, вызывающим беспокойство. Наличие у _________серьезного отрицательного эмоционального опыта, приобретенного в течение четырехлетней жизни.

Функция тревожности состоит в обеспечении безопасности человека на психологическом уровне, но вместе с тем имеет отрицательные следствия. Они заключаются, в частности, в торможении активности ребёнка, направленной на достижение успехов. Высокая тревожность сопровождается обычно развитой потребностью избегания неудач, что существенно препятствует стремлению к достижению успехов. У _________это достаточно четко проявляется, когда он отказывается выполнять задания, предполагая, что у него не получится («Я не умею рисовать людей, нарисую море»).

Тревожность, испытываемая человеком по отношению к определённой ситуации, не обязательно будет точно так же проявляться в другой социальной ситуации, и это зависит от отрицательного эмоционального опыта, приобретенного ребёнком в данной и иных жизненных ситуациях. Так следует отметить, что взаимоотношения со сверстниками, с младшими по возрасту детьми (карточки 1 и 10) не вызывают у него чувство тревоги, печали. Взаимоотношения со старшими детьми вызвало у _________четкое чувство тревоги, печали. Это может быть напрямую связано с ограничениями в общении с сестрой. Неуверенностью в своих позициях, страхами потерять привычный круг общения, страхами одиночества.

Все стимулы, на которых присутствует женщина (мама) окрашены отрицательными эмоциями. Отмечается хорошая идентификация _________с отцом: самостоятельно, без помощи специалиста, отметил, что, находясь рядом с мамой «у папы тоже грустное лицо». При этом в сюжетах, когда присутствуют три персонажа (мужчина, женщина и ребенок), женщина эмоционально отличается (отдалена) от мальчика с мужчиной (у нее веселое лицо). Таким образом, _________бессознательно, отвергает любой эмоциональный контакт между ним и матерью, проявляя союз с отцом, отделяет (вычеркивает ее из семьи).

4. «КОНТУРНЫЙ С. А. Т. — Н»

Методика «КОНТУРНЫЙ С. А. Т. — Н», автор Э. Крис, авторская модификация Н. Я. Семаго, была предъявлена Ивану для диагностики существующих отношений между ребенком и окружающими в наиболее важных и/или травмирующих ситуациях.

Выполняя данные задания, когда люди были представлены схематично, закрытости, тревоги, как при предъявлении рисунков изображающих женщину (мать) не было.

При предъявлении первого рисунка сразу сказал, что здесь он, папа и Настя. Они вместе идут в магазин за покупками, купят конфет, для всех кто захочет.

При предъявлении второго рисунка – рассказал, что это папа, идет на работу, поэтому один, без детей.

При предъявлении третьего рисунка – слева рассказал, что стоят: он, Настя, папа и Наташа. Человек, стоящий отдельно от их группы, это лишний, ошибка в картинке, пытался закрыть его руками, не видеть.

При предъявлении четвертого рисунка – рассказал сказочный сюжет: богатырь сражается с драконом. Победа осталась за драконом, человек не может победить дракона.

При предъявлении пятого рисунка, объяснил, что стоят — он и папа. Человек лежащий – «ошибка». У него болит голова, упал на него камень, повреждена голова. Ни он, ни папа никакой заботы об этом человеке не предпринимают.

При предъявлении шестого рисунка: просто человек, посторонний, «лезет на небо по палке, просто так».

При предъявлении седьмого рисунка: «оба человека играют в футбол нечестно, оба нарушили правила, все обманывают».

При предъявлении восьмого рисунка – два посторонних, не знает кто, затем сидящий человек превратился в вешалку, затем в якорь. Стоящий человек ломает якорь палкой. Зачем он это делает, не знает.

Основной темой, наиболее полной и эмоционально окрашенным был сюжет, связанный с совместным время провождением с сестрой и папой. Основным героем в рассказах предстает «папа».

По характеру сюжетов, по персонажам, которым _________дал имена, персонифицировал их, наиболее значимое, важное для него окружение это папа и сестра Настя. При расширении круга «близких», включил няню _________у. При этом активно было продемонстрировано нежелание видеть кого-либо еще в кругу своих близких.

Также отчетливо отмечает тревога по ситуации обмана, потребность сохранить близкие отношения с отцом. Не хочет вместе с ним разделять заботу о ком-либо еще.

За исключением первого и третьего сюжетов, окончание истории не получили, общая окраска рассказов достаточно пессимистичная. Сюжеты грустные: не победил дракона, все обманывают. Очень выражена тревога за свое будущее.

8. Результаты методики Рене Жиля

Результаты теста по методике Р. Жиля в рамках поставленных перед специалистом задач были проинтерпретированы по пяти шкалам: отношение к матери, отношение к отцу, отношение к родителям как супружеской чете, отношение к бабушкам и дедушкам, отношение к сестре.

Учитывая возраст ребенка, домашнее содержание (не посещает детского сада), а также с целью сохранения внимания Ивана, мотивации на выполнение заданий тест был предъявлен в сокращенном варианте – из 42 стимулов было предъявлено 25. В основном были исключены стимулы, связанные со школьной тематикой.

Испытуемому _________у было предъявлено 18 стимулов из 20 в виде графических рисунков и высказываний.

Ни на одном из графических стимулов не отметил, «не поставил» Иван себя рядом с мамой. Ни упомянул маму в высказываниях. На рисунках, где было уже изображение мамы (на первом стимуле) – закрыл рукой картинку. Сказал специалисту, что мама ушла, он ее больше не любит. Решился «посадить себя за стол», за которым находились в противоположных сторонах папа и мама только при предъявлении третьего стимула. При этом усадил себя в равной удаленности, как от отца, так и от матери.

На одном из последних в предъявлении стимулов, где в зрительном зале мама и папа сидят рядом – закрыл рукой, сказал: «Это чужие». Рассадил по места своих персонажей (папу, нянь, домработниц, сестру, друзей, медсестру, друга папы).

Испытуемому_________ было предъявлено 18 стимулов из 20 в виде графических рисунков и высказываний. Отец из 18 стимулов упоминается _________й 9 раз. Подчеркнул, что если ему потребуется куда уехать, предпочел бы это сделать только с папой.

В помещениях, где могут присутствовать чужие люди, уверенней себя чувствует между папой и «Наташей» (няня). В домашней же обстановке «держит дистанцию», ближе к папе за столом, на прогулке размещает сестру.

Не воспринимает родителей как супружескую пару. Боится ситуаций, когда родители вместе.

Бабушки и дедушки как со стороны мамы, так и со стороны отца, не являются для _________значимыми фигурами. Самостоятельно ни в одном из заданий, никого из бабушек и дедушек не упомянул ни в положительном, ни в отрицательном аспекте.

Сестра Настя, как и папа, присутствует среди значимого окружения в сознании_________. Из предъявленных 13 стимулов на выявление отношения к сестре,_________была упомянута 6 раз, т. е. в процентном соотношении примерно также как и папа.

В отсутствии родителей, других опекающих рядом взрослых (например, на игровых площадках), предпочитает находиться рядом с_________.

По результатам методики, обращают внимание большое количество амбивалентных ответов на вопросы касающихся потребности в поддержке со стороны близких (например, с кем охотнее можно поделиться о неудаче, потере, с кем предпочел бы перенести боль), а также желание самому оказать поддержку, поощрение, помощь кому-либо из близких. Ответы были «все равно», «без разницы». В данном случае неудовлетворенна у ребенка потребность в защите, очень боится перемен, возможности переездов куда-либо. С одной стороны выражена тенденция к уединению, с другой стороны очень боится одиночества. И в то же время привык к достаточно безличным, эмоционально равнодушным контактам с окружающими. С рождения опыт общения с наемным персоналом больше, чем с родными, исключение составляет только сестра Настя, с которой из-за конфликта родителей также оказался разлучен. В сознании _________ присутствуют элементы страхов «потери корней», предательства со стороны близких. Боится, что Настя, как и мама уйдет и разлюбит его. Защиту ищет в установлении наиболее близких, симбиотических взаимоотношений с отцом, но в тоже время переживает также возможное «предательство» и со стороны отца.

Результаты тестирования Н_________

_________, 40 лет, не замужем, личных детей нет. При ответах на вопросы тестов, получила инструкцию отвечать именно относительно _________, что она чувствует к данному ребенку, какого стиля поведения придерживается с ним.

1. Методика PARI (методика изучения родительских установок)[2].

Параллельно с обследованием _________а, его няни _________было предложено ответить на 115 суждений, которые анализировались по 23-м аспектам-признакам, касающихся разных сторон отношений ее как воспитателя к ребенку и жизни в семье. Из них 8 признаков описывают отношение к семейной роли и 15 касаются в данном случае отношений – воспитатель — ребенок. В свою очередь эти 15 признаков делятся на следующие 3 группы, по которым в рамках задачи обследования и проводился анализ результатов теста:

Следует отметить, что все из оцениваемых аспектов родительских (воспитателя) и супружеских отношений находятся в пределах среднестатистической нормы. При этом считает, что наибольшие отрицательное влияние на воспитание ребенка оказывают семейные конфликты. Считает, что для успешного воспитания ребенка, необходимо ограничивать женщин рамками семьи. Придает большое значение своему авторитету в глазах ребенка.

Эмоциональный контакт с _________й находится в пределах нормы. Выражена потребность в вербализации, словесном контакте с ребенком, т. е. побуждение к действию при помощи слова. По результатам теста _________успешно сохраняет баланс в партнерских отношениях с ребенком без ущерба своему авторитету. Немного снижена потребность в развитии активности ребенка, но не относится к _________как к пассивному ребенку.

Эмоциональная дистанция с мальчиком в пределах нормы. На момент тестирования поддерживает тесный эмоциональный контакт с ним. Не уклоняется от любых контактов с ребенком, в случае необходимости не опасается проявить строгость.

Не стремиться устанавливать строгие зависимые отношения между собой и воспитанником. Основная активность направлена на обеспечение безопасности ребенка. В тоже время старается управлять ребенком, преодолевать его сопротивление. Старается ускорить развитие ребенка.

2. Тест родительских отношений[3].

Тест родительский отношений позволяет выявить эмоциональное отношение к ребенку, заинтересованность в его делах и планах, межличностную дистанцию в отношениях с ребенком, форму контроля за поведением ребенка, особенности восприятия и понимания ребенка воспитателем.

4. Тест цветовых отношений[5].

Краткая психологическая характеристика. _________активна, оптимистична. Обладает высокой мотивацией достижения. Способна подойти нешаблонно к решению какой-либо проблемы. Поведение спонтанное и раскрепощенное, общительна, немного экзальтирована. Умеет постоять за свои интересы. В то же время присутствуют черты эмоциональной незрелости, ребячливости, склона к рисовке. Самостоятельна и независима. В деловых контактах ориентирована на мужской стиль поведения. Не всегда в должной мере способна проявить мягкость и дипломатичность. В ситуациях сильно эмоционального напряжения высказывания и поступки могут быть непродуманны. Но благодаря высокому интеллекту внешне умеет сохранять поведение сбалансированным.

Самооценка высокая, но неустойчивая, сильно зависит от степени принятия ее окружающими. Неуверенность в себе легко переходит в другую крайность в ситуациях успеха и признания.

К маме своей привязана. Отношение к детям, с которыми работает, к _________и Насте, лояльное, симпатизирует им. Склона в принципе относится к детям доброжелательно, с симпатией. К «ночной» няне (_________) относится нейтрально, не считает ее конкуренткой в работе.

Отношение к отцу детей, к хозяину нейтральное, относится к нему как работодателю. Напрямую ассоциирует его с деньгами. На момент тестирования получаемой в семье зарплатой полностью удовлетворена, заинтересована продолжать работать с детьми.

Отношение к матери детей резко негативное.

Заключение

Литература

Психолог, кандидат юридических наук

Источник

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Диагностика детско-родительских отношений

Семья — один из важнейших воспитательных институтов, роль и значение которого в формировании личности трудно переоценить. В семье тесно сплетены супружеские, родительские и детские взаимоотношения. Дети остро реагируют на все изменения в семье. Они особенно сензитивны к оценке взрослого, его позиции по отношению к себе, к состояниям матери и отца, изменению стереотипов повседневной жизни и т.д.

Наиболее остро дети переживают нарушение контакта с родителями в результате развода, длительных отлучек одного или обоих родителей, внутрисемейного конфликта, отсутствия родительского тепла, отказа от ребенка и пр. Поэтому позитивное общение с родителями — важнейший фактор нормального психологического развития ребенка.

Подробное диагностическое обследование психического развития ребенка включает в себя изучение содержания контактов родителей с детьми. Чтобы понять многие супружеские конфликты и причину напряженности в семье, практический психолог должен знать, как строится межличностное общение родителей и детей. С помощью методик диагностики детско-родительских отношений он может получить сведения об отклонениях в психическом развитии ребенка, выяснить причины супружеских ссор и конфликтов. Эти методики разделяются на две группы: одни исследуют межличностные отношения в системе «родитель—ребенок» глазами родителя, другие — глазами ребенка.

Методики исследования межличностных отношений в системе «родитель—ребенок» глазами родителя. Важнейшая сфера деятельности семейного психолога — работа с родителями, ибо их роль определяет формирование уникальной для каждого ребенка социальной ситуации развития.

Изучая межличностные отношения в системе «родитель—ребенок» глазами родителя, практический семейный психолог обращает внимание на особенности семейного воспитания:

родительские установки и реакции;

отношение родителей к ребенку и жизни в семье;

нарушения воспитательного процесса в семье;

причины отклонений в семейном воспитании;

уровень родительской компетентности и т. п.

Эти аспекты взаимоотношения родителей и детей исследуются с помощью социальных методик.

Тест «Родительско-детские отношения» (РАКТ) (американские психологи Е.С.Шефер, Р.К.Белл; адаптирован Т.Н.Нещерет).

Тест-опросник анализа семейного воспитания и профилактики нарушений воспитания (АСВ) (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис) предназначен для изучения нарушений в жизни семьи и причин отклонений в семейном воспитании.

Тест-опросник родительского отношения (ОРО) (А.Я.Варг, В. В. Столин) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.

Опросник для исследования эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия (Е.И.Захарова).

Методики исследования межличностных отношений в системе «родитель—ребенок» глазами ребенка. Наиболее популярен у психологов графический тест «Рисунок семьи», который широко используется в многочисленных исследованиях межличностных отношений и практических разработках благодаря простоте процедуры проведения и точности показателей, получаемых в результате работы.

Широко известна также проективная методика Р. Жиля, исследующая межличностные отношения ребенка и его восприятие внутрисемейных отношений.

Эффективна методика А.Г.Лидерса и И.В.Анисимовой «Диагностика эмоциональных отношений в семье», разработанная для двух возрастных групп: для дошкольников и младших школьников; для подростков.

Проблема комплексного изучения детско-родительских отношений ставит перед психологом задачи накопления и расширения методического арсенала в области семейного и возрастно-психологического консультирования. Одной из информативных диагностических техник в выявлении родительской позиции является методика «Родительское сочинение» [1—3], однако проективный характер методики вызывает определенные трудности при ее проведении и интерпретации полученных результатов.

Диагностическую ценность традиционно используемой методики свободного сочинения на заданную тему («Мой ребенок», «Я как родитель» и т.д.) в ряде случаев существенно ограничивает недостаточный культурно-образовательный и интеллектуальный уровень родителей, и, в первую очередь, уровень развития у обследуемых родителей письменной речи и способности к рефлексии, что встречается достаточно часто в современных неблагополучных, дисгармоничных, проблемных семьях.

К трудностям проведения методики относятся нередкие отказы родителей от выполнения задания из-за его сложности или отсутствия времени. Наиболее часто отказываются от выполнения задания родители, не имеющие постоянной практики и опыта письменного изложения своих мыслей и чувств. В этих случаях отказ может сопровождаться альтернативными предложениями со стороны родителя рассказать о ребенке и проблемах более подробно, ответить на любые вопросы психолога, заполнить анкеты и опросники.

В большинстве случаев необычность и непривычность задания, длительное время, требующееся для его выполнения, стремление родителя к уединению в процессе написания сочинения приводит к тому, что родитель просит написать сочинение дома, в форме «домашнего задания». Это не позволяет психологу осуществить наблюдение за особенностями эмоционального отношения родителя к заданию, фиксировать речевые комментарии родителя в процессе написания сочинения и проч. Кроме того, при интерпретации полученных данных для проведения контент-анализа текста сочинения от психолога требуется высокая квалификация и значительные временные затраты.

Практика показывает, что модифицированный вариант методики «Родительское сочинение» в форме незавершенных предложений снимает основные трудности проведения и интерпретации результатов. Родители легче и охотнее соглашаются на диагностическое взаимодействие с психологом, оказываясь в привычной ситуации заполнения анкет и опросников. Заданность и последовательность предъявления диагностического материала позволяет актуализировать исследуемые особенности родительско-детских отношений: прямые и отраженные оценки ребенка; ценностные ориентации родителя, включающие систему идеальных ожиданий, реальных требований и возможных страхов и опасений; особенности совместной деятельности родителя и ребенка.

По результатам методики «Родительское сочинение» становится возможным выявление родительской позиции в семьях дошкольников, сложившегося образа ребенка у родителя, особенностей восприятия и переживания родителем характера отношений и взаимодействия с ребенком. Методика позволяет также получить данные об индивидуально-личностных особенностях родителя.

В используемом нами модифицированном варианте методики «Родительское сочинение» в форме незаконченных предложений особенности родительской позиции выявляются по одиннадцати шкалам: «Открытая», «Сравнительная оценка ребенка», «Значимые характеристики ребенка», «Позитивные особенности ребенка», «Идеальные ожидания», «Возможные страхи, опасения», «Реальные требования», «Причины трудностей», «Анамнестические данные», «Интересы, предпочтения ребенка», «Ситуация «Мы-взаимодействия»».

1. «Открытая» шкала выявляет общий спектр проявлений особенностей родительской позиции с помощью ненаправленных незаконченных предложений. Результаты позволяют получить дополнительную информацию о переживаниях родителя, значимых характеристиках сложившегося образа ребенка у родителя.

Шкала включает в себя три незаконченных предложения:

2. Шкала «Сравнительная оценка ребенка» позволяет выявить отношение родителя к ребенку в сравнении с другими детьми: особенности социальных оценок и стандартов родителя, восприятие родителем проявлений коммуникативных, личностных качеств ребенка при социальном взаимодействии, особенности оценки соответствия ребенка возрастным нормам развития. Шкала позволяет также выявить степень признания родителем самоценности ребенка.

Шкала включает в себя два незаконченных предложения:

3. Шкала «Значимые характеристики ребенка» позволяет выделить основные качества и свойства ребенка, являющиеся значимыми для родителя.

Шкала включает в себя два незаконченных предложения:

4. Шкала «Позитивные особенности ребенка» выявляет принимаемые родителем свойства и качества ребенка. Описываемые качества могут включать в себя физические особенности и внешность ребенка; его знания, умения, навыки или достижения; особенности поведения и деятельности; выполнение требований родителей; интеллектуальные, моральные, волевые, эмоциональные качества ребенка; особенности тендерной идентичности.

Шкала включает в себя два незаконченных предложения:

5. Шкала «Идеальные ожидания» выявляет декларируемые или реальные цели и ценности родительского воспитания, восприятие перспектив развития ребенка и отношений с ним, предпочитаемые качества ребенка.

Шкала включает в себя четыре незаконченных предложения:

6. Шкала «Возможные страхи, опасения» выявляет зоны возможной обеспокоенности, тревоги, вины, страха родителя по отношению к ребенку и перспективам его развития. Позволяет выявить степень переживания родителем ответственности за возникающие трудные ситуации в жизни ребенка и возможные фрустрации в детско-родительских отношениях.

Шкала включает в себя три незаконченных предложения:

7. Шкала «Реальные требования» выявляет особенности воспитательной позиции родителя, ее эффективность и ресурсы, особенности практики воспитательных воздействий родителя на поведение ребенка.

Шкала включает в себя два незаконченных предложения:

8. Шкала «Причины трудностей» выявляет не принимаемые родителем свойства и качества ребенка. Шкала позволяет выявить конфликтные зоны во взаимоотношениях с ребенком.

Шкала включает в себя три незаконченных предложения:

9. Шкала «Анамнестические данные» направлена на получение информации, позволяющей более полно реконструировать историю развития ребенка, выявить значимые события в генезисе развития ребенка и характер переживания родителем этих событий.

Шкала включает в себя три незаконченных предложения:

10. Шкала «Интересы, предпочтения ребенка» позволяет понять особенности предпочитаемых видов деятельности ребенка, выявить сферу интересов ребенка «глазами родителя», особенности принятия Интересов и предпочтений ребенка родителем.

Шкала включает в себя три незаконченных предложения:

11. Шкала «Ситуация «Мы-взаимодействия»» позволяет определить зоны принятия ребенка в значимых для родителя сферах. Шкала включает в себя три незаконченных предложения:

Методика позволяет выделить определенные компоненты родительской позиции, включающие в себя образ ребенка, образ отношений в семье, образ самого родителя.

Блок «Образ ребенка» включает в себя идеальный и реальный образы ребенка.

Идеальный образ ребенка отражается в декларируемых родителями целях и ценностях воспитания, их представлениях о будущем ребенка (учеба, профессия, личностные особенности, сравнение ребенка с родителем), страхах и опасениях родителей (шкалы 5, 6, 7).

Реальный образ ребенка включает в себя представления родителей о значимых особенностях и качествах ребенка, его интересах, особенностях отношений с взрослыми и сверстниками. Реальный образ ребенка складывается из образа ребенка в прошлом (анамнестические сведения, шкала 9) образа ребенка в настоящем — оценочный (прямая и сравнительная оценка ребенка, шкалы 2, 4) и констатирующий (значимые характеристики, интересы, трудности, шкалы 3, 8, 10) компоненты образа.

Блок «Образ отношений в семье» включает в себя воспитательные требования родителей, особенности совместной деятельности родителя и ребенка, эмоциональный компонент отношений ребенка с родителями, особенности отношений с другими взрослыми в семье (шкала 11).

Определенную информацию дают результаты ответов родителей на нейтральные незаконченные предложения (шкала 1). По этой шкале родители имеют возможность высказаться о наиболее важном и значимом для них в относительно свободной форме.

Сочинения родителей анализируются по следующим критериям: распространенность среди высказываний определенных содержательных категорий, их эмоциональный знак, особенности временной перспективы высказываний (временная направленность на настоящее, прошлое, будущее) и центрированность высказываний (на ребенке, на родителе, на отношениях между ребенком и родителем). Подсчитываются также коэффициент распространенности описания и коэффициент значимости блоков «Образ идеального ребенка», «Образ реального ребенка» и «Образ отношений в семье».

Полное описание методики приведено в Приложении 2.

Общее количество контент-единиц по выборке составило 1 720.

1. Категории высказываний

Контент-анализ сочинений родителей позволил выделить ряд категорий высказываний, специфичных для каждого блока анализируемых показателей.

Обобщенный список категорий контент-единиц по блоку «Образ ребенка», относящихся к представлениям родителей о реальном и идеальном ребенке

Значимые характеристики, качества:

1) личностные особенности;

2) волевая сфера, самоконтроль;

3) когнитивная сфера;

4) коммуникативная сфера; навыки;

5) эмоциональная сфера;

7) внешность, физическое развитие;

8) самообслуживание, бытовые

10) вкусовые предпочтения.

Интересы, деятельностные предпочтения:

1) природа (животные, растения);

2) культурные мероприятия;

4) компьютер; (математика, языки);

6) продуктивные виды деятельности;

10) интеллектуальные занятия

12) обучение, поступление в детский сад / школу / вуз.

2) близость, симбиоз;

3) совместность во взаимодействии;

Трудные жизненные ситуации:

2) развод, конфликт, переезд.

2) переживания родителей.

В блоке «Образ отношений в семье» среди выделенных категорий не представлены категории, отражающие значимые характеристики и качества ребенка, и более дифференцированы категории, характеризующие качественные различия в характеристике детско-родительских отношений.

Обобщенный список категорий по блоку «Образ отношений в семье»

Интересы, деятельностные предпочтения:

2) совместность в деятельности (без конкретизации вида деятельности);

3) бытовое взаимодействие;

4) межличностное общение;

5) культурные мероприятия;

7) продуктивные виды деятельности;

10) занятия, обучение.

Характер отношений с ребенком:

6) близость, симбиоз.

2) шаблон «мы — дружная семья».

Категории высказываний по «Открытой» шкале:

1) чувство «принадлежности» ребенка;

2) условный симбиоз;

3) личностные качества;

4) коммуникативные качества;

5) волевые качества;

6) навыки самообслуживания;

7) эмоциональные проявления;

9) обучение, профессия;

11) детско-родительские отношения;

13) сравнительная оценка;

14) внешние влияния;

15) телесный контакт;

17) обобщенные высказывания;

16) переживания родителя;

18) сензитивность к состоянию ребенка.

2. Эмоциональный знак отношения

Эмоциональная составляющая высказываний родителей отражает особенности принятия ребенка родителем (положительный, отрицательный, амбивалентный, нейтральный, эмоциональные знаки высказывания).

Эмоциональный знак высказываний не анализируется по шкалам «Возможные страхи, опасения», «Причины трудностей» (предполагает отрицательный знак), «Интересы, предпочтения ребенка» (предполагает нейтральный знак), «Реальные требования» (предполагает нейтральный и отрицательный знаки).

3. Временная перспектива образа

Временная отнесенность образа ребенка, себя как родителя или отношений с ребенком (на прошлое, настоящее, будущее) определяется по «Открытой» шкале. По другим шкалам временная направленность высказываний задана изначально. В высказываниях родителей могут встречаться исключения, и они интересны для разбора индивидуальных случаев.

4. Характер центрированности высказываний

Определение характера центрированности высказываний (на ребенке, на родителе, на отношениях родителя с ребенком) возможно также только по «Открытой» шкале. По другим шкалам центрированность высказываний в основном задана изначально. Отражением центрированности высказываний на родителе служит выраженность по группе в блоке «Образ ребенка» такой категории, как «переживания самого родителя». Отражением центрированности на отношениях с ребенком служит выраженность по группе в блоке «Образ ребенка» таких категорий, как «послушание», «близость, симбиоз», «совместность во взаимодействии».

5. Распространенность описания

Коэффициент распространенности описания (К распр. ) — показатель степени полноты, подробности идеального и реального образов Ребенка; образа самого родителя и особенностей его воспитательной Позиции; образа детско-родительских отношений.

К распр. = кол-во контент-единиц по блоку / кол-во чел. (по группе)

6. Значимость блоков «Образ идеального ребенка», «Образ реального ребенка», «Образ отношений в семье»

Показатель предпочитаемой ориентации родителей на реальный, идеальный образы ребенка или на образ отношений с ним. Коэффициент значимости (К знач. ) образа отражает степень значимости определенного блока высказываний для родителей.

К знач. = К распр. / количество вопросов в блоке

В нашем исследовании были представлены пять групп испытуемых, различающихся по типам взаимодействия родителя и ребенка (табл. 1). Деление на группы осуществлялось путем использования кластерного анализа результатов пробы на совместную деятельность методом К-средних. Сопоставление групп между собой с использованием U-критерия Манна-Уитни показало, что выделенные группы значимо различаются по определенным переменным, отражающим деятельностный и эмоциональный компоненты взаимодействия.

Типы взаимодействия родителя и ребенка

На основании полученных данных нами описаны особенности родительской позиции при различных типах взаимодействия с ребенком.

Характеристика родительской позиции при конфликтном типе взаимодействия

Основным характерным отличием образа ребенка при конфликтном типе взаимодействия является то, что он менее дифференцирован, по сравнению с другими типами. Интересно, что при прямой оценке особенностей ребенка родителей в основном волнует развитие определенных способностей (спорт, музыка) и физическое благополучие ребенка (хорошо кушает, здоров, красив). При сравнении своего ребенка с другими детьми большинство родителей говорят о его коммуникативных качествах. Отмечают, что их ребенок лидирует, старается со всеми подружиться, найти общий язык. Та же ситуация наблюдается и в образе идеального ребенка: также представлены категории, связанные с физическим благополучием (будет сильным, будет заниматься спортом), коммуникативными качествами (будет лидером, будет много друзей) и развитием способностей (изучит любую науку). Опасения родителей в будущем связаны с физическим благополучием (здоровье) и послушанием ребенка (будет непослушен, капризен).

Образ ребенка в прошлом (анамнестические сведения) у конфликтных родителей в основном складывается из оценки физической стороны развития (была как кукла, был подвижный, шустрый) и деятельностных предпочтений (любил машинки, мультики). Интересы ребенка глазами родителей не имеют определенной выраженной направленности. Чуть более выражен интерес к спорту, танцам, что тоже подчеркивает важность физического компонента в образе ребенка.

Эмоционально-личностные особенности в образе ребенка у родителей из конфликтной группы значительно менее представлены и упоминаются в связи с возможными зонами конфликтности. Родители видят среди основных возникающих трудностей особенности эмоционального реагирования ребенка (беспричинно ревет, расстраивается, раздражается).

Таким образом, у конфликтных родителей образ ребенка ориентирован в основном на внешнюю активность: определенные достижения ребенка в интеллектуальной, коммуникативной, деятельностной сферах; физическое состояние (здоровье, внешность, физическая активность). Эмоционально-личностная сторона образа затрагивается в Негативном контексте.

Родители из конфликтной диады ориентированы на настоящее — К знач. блока «Образ реального ребенка» равно 0,98. Если рассматривать отдельно нейтральные высказывания как наиболее информативные для выявления центрированности и направленности позиции родителя, то в среднем 83% из них направлены на настоящее и центрированы на ребенке.

Образ ребенка в целом имеет эмоционально-положительную окраску. Исключение составляет образ ребенка в прошлом с приоритетом нейтральных по знаку высказываний (67%), в особенности при сравнении ребенка с другими детьми (50% нейтральных высказываний). По критерию эмоциональной направленности будущее представляется родителям более позитивным, чем настоящее (ожидания в 98% случаях позитивные).

Родитель относится к ребенку в прошлом по большей части эмоционально-нейтрально. Все значимое и важное для родителя происходит в настоящем, при этом в будущем ребенок видится более позитивно, чем в настоящем.

Относительно образа отношений с ребенком можно сказать, что он положительно окрашен (78% положительных высказываний). Приоритет каких-либо определенных категорий в образе отношений между ребенком и родителем выявить не представляется возможным. Родители в равной степени отмечают дружбу, любовь, близость во взаимоотношениях с ребенком. Совместная деятельность строится вокруг чтения, пения и свободного времяпрепровождения.

Пример 1. Протокол сочинения мамы Насти С. [2]

Сравнительная оценка ребенка

Значимые характеристики в оценке ребенка

Положительные особенности ребенка

Возможные страхи, опасения

Интересы, предпочтения ребенка

Характеристика родительской позиции при гармоничном типе взаимодействия

Наиболее значимыми характеристиками в реальном образе ребенка для родителей из гармоничных диад являются его личностные особенности. Интересно, что в отличие от других групп большинство Родителей отмечают доброту как основное качество их ребенка. Родители также отмечают такие личностные качества ребенка, как открытость, непосредственность, наивность, добродушие. При сравнительной оценке качеств ребенка фокус образа смещается в сторону коммуникативной сферы («находит общий язык», «общительный» «со всеми играет»). В целом эмоциональный знак реального образа ребенка положительный.

Диапазон предпочтений в образе ребенка достаточно широкий, но наиболее выражены игровые предпочтения. Чуть менее выражена категория «чтение», еще менее — вкусовые предпочтения, любовь к животным/растениям, просмотр телевизора. В некоторых случаях в сферу интересов родитель включает себя или другого родителя («играть с папой», «сидеть дома с мамой»).

Причины негативных проявлений в поведении ребенка (трудностей) родители из гармоничных диад видят в особенностях развития волевой сферы («неусидчив, рассеян»), внутрисемейного взаимодействия («не слушает», «перенимает не то, что хотелось бы»), в коммуникативной сфере («скован», «не имеет близких друзей»).

Родитель склонен рассматривать себя в контексте трудностей ребенка («просит меня, когда мне некогда», «приходится говорить ему по нескольку раз»).

Предъявляемые ребенку требования касаются его эмоциональной сферы («перестал плакать», «расстраиваться», «переживать») и интеллектуальных занятий («писал», «читал», «занимался»). Вообще, плач упоминается родителями этой группы значительно чаще, чем в других диадах. Такие негативные эмоциональные реакции, как раздражение, злость, вообще не упоминаются.

Ожидания у родителей концентрируются вокруг здоровья («чтобы не болел», «вырос крепким») и часто носят обобщенный характер (в форме пожеланий ребенку хорошего в дальнейшей жизни). Опасения родителей также носят, скорее, обобщенный характер («в жизни будет нелегко, тяжело») или связаны со здоровьем ребенка.

В образе идеального ребенка у родителей из гармоничных диад, наряду с когнитивной и физической сторонами, достаточно значимой является эмоционально-личностная («спокойный», «счастливый», «умный», «здоровый»).

Образ ребенка в прошлом достаточно дифференцирован. В основном для родителей важно, каким было внутрисемейное взаимодействие с ребенком. Важно отметить, что почти во всех высказываниях просматривается эмоциональная включенность родителя во взаимодействие с ребенком («радовала меня», «мы много путешествовали», «все его баловали», «я пыталась лучше ее узнать»). На отрицательном полюсе высказываний в основном упоминаются эмоциональные проявления ребенка (капризы, плач, беспокойство).

Среди пережитых ребенком трудных ситуаций отмечаются разлука с родителями (до нескольких месяцев), болезнь (нахождение в больнице). Причем на том же уровне выраженности находится и показатель отсутствия трудных ситуаций у ребенка в прошлом, т.е. мы не можем говорить о каких-либо определенных тенденциях в этой области.

Гармоничный тип взаимодействия отличается тем, что образ отношений с ребенком у большинства родителей характеризуется как дружеский, и, по сравнению с другими группами, в гармоничных диадах родители чаще говорят о любви во взаимоотношениях с ребенком и эмоциональный знак высказываний по шкале «Ситуация «Мы-взаимодействия»» максимально положительный по выборке (87% положительных высказываний). Коэффициент значимости блока «Образ отношений в семье» по группе наиболее выражен (Кзнач. = 1,0).

Категории ответов по «Открытой» шкале в гармоничных диадах достаточно размыты. Интересно, что, по сравнению с другими типами диад, здесь наиболее выражена центрированность высказываний на отношениях с ребенком («он сильно привязан ко мне», «хочу поскорее увидеть его»).

Пример 2. Протокол сочинения мамы Алины Щ.

Сравнительная оценка ребенка

Значимые характеристики в оценке ребенка

Позитивные особенности ребенка

Возможные страхи, опасения

7. Я очень раздражаюсь, когда. мне приходится говорить своему ребенку одно и то же (например, убрать игрушки) и все без толку.

17. Мне не нравится в нем/ней. то, что она повторяет за мной то, что мне не нравится в себе (например, как она повышает голос, если ей что-то не нравится).

Интересы, предпочтения ребенка

Характеристика родительской позиции при дистантном типе взаимодействия

В образе ребенка при дистантном типе взаимодействия выражены следующие категории высказываний: самостоятельность, послушание, коммуникативные и личностные качества. Интересно, что среди значимых личностных характеристик ребенка всего один раз упоминается доброта. В других группах доброта упоминается значительно чаще. В рассматриваемых диадах в реальном образе ребенка наблюдается тенденция к подчеркиванию близости («я вижу в ней себя», «разговаривает со мной по душам», «рассуждает со мной о жизни») и в то же время к удовлетворенности тем, что ребенок может сам себя занять, самостоятелен («занят увлекательным делом — лучше, если самостоятельно», «всегда сам может найти себе занятие»). В коммуникативной сфере также наблюдается амбивалентность отношения к ребенку («он всех заводит», «ей трудно найти партнера по игре»). Эмоциональный знак образа реального ребенка по шкале «Значимые характеристики ребенка» выраженно-нейтральный (57%) или амбивалентный (14%), а по шкале «Сравнительная оценка ребенка» 22% отрицательных высказываний. При этом родители подробно говорят об увлечениях ребенка разнообразными занятиями. Среди предпочтений родители в основном отмечают те, где ребенок сам себя может занять: игра, рисование — по шкале «Позитивные особенности ребенка»; ТВ, игра, чтение, продуктивные виды деятельности — по шкале «Интересы, предпочтения ребенка».

Среди основных причин трудностей родители называют непослушание и упрямство ребенка с акцентом на то, что родителю приходится предпринимать что-то для преодоления позиции ребенка («приходится по нескольку раз просить», «не убирает за собой», «ленится»). Те качества, которые не нравятся в ребенке, сформулированы в достаточно резкой форме (эгоизм, лень, упрямство). В отличие от других групп, нет указаний на негативные эмоциональные реакции ребенка (например, конфликтные проявления, плач).

Образ ребенка в прошлом (шкала «Анамнестические данные») отражает наличие дистанции в отношениях («был очень спокойным, до трех лет все делал сам», «раньше было меньше хлопот», «почти никогда не плакал», «я никогда не выделяла ее, старалась ровно относиться»). В основном родители констатируют, что в прошлом с ребенком не было проблем.

В опасениях родителей нет определенных ярко выраженных тенденций. Родители в равной степени говорят о послушании, обучении в школе, и, что интересно, о близости («порчу своей любовью», «в трудную минуту меня не будет рядом»). Необходимо отметить, что по параметру временной направленности родители из дистантных диад более ориентированы на будущее (36% по «Открытой» шкале), чем родители из других диад.

Образ отношений с ребенком описывается родителем без превосходных степеней качественных прилагательных. Не встречаются такие описания отношений, как, например, в гармоничной группе («замечательные», «прекрасные», «чудесные»). Родители констатируют без выраженной эмоциональной включенности, что отношения с ребенком «строятся на доверии» «характеризуются взаимопониманием», «мы хорошо относимся друг к другу».

Пример 3. Протокол сочинения мамы Алеши Т.

Сравнительная оценка ребенка

Значимые характеристики ребенка

Позитивные особенности ребенка

13. Мне нравится в моем ребенке. что он правильно понимает некоторые жизненные ситуации — отношения детей к взрослым, к девочкам — одних уважать, других защищать, не обижать.

Возможные страхи, опасения

Интересы, предпочтения ребенка

Характеристика родительской позиции при типе взаимодействия «Родитель-диктатор»

Образ ребенка у авторитарного родителя имеет несомненное качественное своеобразие. При сравнении своего ребенка со сверстниками родители отмечают большую зрелость своего ребенка («рано повзрослела», «более ответственна», «рассудительна не по годам», «выглядит старше»). Значимой категорией для авторитарных родителей являются коммуникативные качества ребенка, причем родители оценивают их как позитивно («очень общителен», «коммуникабелен», «охотно идет на контакт»), так и негативно («плохо контактирует», «всегда уступает нагловатым детям», «недостаточно раскован»).

Среди значимых характеристик ребенка родители этой группы наиболее часто называют личностные и волевые качества. Среди позитивных личностных качеств преобладают отзывчивость, открытость, дружелюбие, справедливость, умение прощать. Значимых негативных личностных качеств по выборке не выявлено. К волевым качествам родители относят упрямство, упорство, настойчивость, умение доводить дело до конца.

При оценке позитивных особенностей ребенка для родителей также приоритетными являются личностные качества ребенка (доверчивость, доброта, желание помочь), а также послушание («слушается и помогает», «помогает мне и слушает родителей») и позитивное эмоциональное состояние («жизнерадостный», «веселый», «в хорошем настроении»).

Интересно, что в высказываниях по шкале «Сравнительная оценка ребенка» выражена тенденция центрированности родителя на себе, своих переживаниях и на близости с ребенком. Например, при ответе на вопрос «Когда мы с ним/ней бываем среди других детей. » на положительном полюсе такие высказывания, как: «мне с ним легко», «нам очень хорошо», «мне бывает приятно наблюдать за ней», на отрицательном — «он предпочитает не замечать, что рядом есть мама», «полностью переключает на них свое внимание».

Основной причиной трудностей во взаимодействии с ребенком родители называют непослушание («не могу ее переубедить», «упрямится, хотя знает, что не права»). Здесь наиболее часто используется определение «упрямство». Многие родители говорят о склонности ребенка к лени и вранью. По сравнению с другими типами диад, значимость образа реального ребенка высокая (Кзнач.= 1,08).

Образ ребенка в прошлом имеет положительную эмоциональную окраску. Родители отмечают, что с ребенком было в основном легко и называют различные качества ребенка: внешность («был похож на медвежонка», «был как одуванчик»), физическую активность («был шустрым, подвижным»), когнитивное развитие (речь, память, любознательность). Пережитые ребенком трудности в основном связаны со здоровьем и сепарацией.

В идеальном образе ребенка среди требований к ребенку преобладает категория послушания («хотелось бы, чтобы ребенок перестал пререкаться, капризничать, упрямиться»). Наиболее часто в этой категории употребляется глагол «упрямиться». Родитель предъявляет к своему ребенку требование быть активным (перестал бы «стесняться рассказывать стихи», «быть таким застенчивым», «всего бояться»), но при этом послушным и позитивно эмоционально настроенным. Большинство родителей, очерчивая круг желательной активности ребенка в будущем, говорят о достижении успехов в обучении. Вообще, «достичь» и «добиться» — наиболее часто употребляемые здесь глаголы.

Та же тенденция наблюдается и в идеальных ожиданиях. По данной шкале достаточно много отрицательных высказываний, касающихся послушания («не был бы таким упрямым», «почаще прислушивалась к тому, что ей говорят, что от нее требуют» и в то же время «был бы поупорнее») и коммуникативных качеств («был более коммуникабельным», «легко сходился с людьми»). Авторитарные родители чаще, чем в других группах, говорят, что ожидают от ребенка приобретения конкретных умений и навыков («научился кататься на коньках», «научилась шить, вязать», «развила способности к рисованию», «делала мелкую домашнюю работу», «продолжала занятия танцами как можно дольше»), т.е. ожидания в отношении ребенка достаточно конкретизированы. Ожидания также касаются дальнейших отношений с ребенком, в основном в аспекте помощи родителям и взаимного доверия («вырастет и будет помогать маме», «вырастет заботливым сыном», «мы были бы лучшие подруги», «отношения были бы доверительные»). Упоминания собственно эмоционально-личностных качеств в ожиданиях мало. Родители хотели бы, чтобы их ребенок был понежнее, поменьше тревожился, был более уравновешен.

Возможные страхи и опасения касаются в основном оказания внешнего влияния на ребенка («подчинится чужому влиянию», «обращал внимание на отрицательных героев», «влияли плохие поступки других детей», «попадет в плохую компанию», «чтобы кто-то командовал им»), послушания и потери близости с ребенком. Среди основных эмоционально-личностных качеств, которые родитель не хотел бы видеть в своем ребенке, — застенчивость, нерешительность, тревожность, излишняя эмоциональность, ранимость. Но о них родитель говорит мало. Родитель хочет видеть своего ребенка решительным, стойким, послушным, независимым от внешнего окружения и опасается потери влияния на ребенка.

В образе отношений с ребенком (шкала «Ситуация «Мы-взаимодействия»») превалирует категория дружбы, даже подчеркивается равенство позиций родителя и ребенка («общаемся на равных», «учим друг друга»). Общий эмоциональный знак высказываний — положительный, но без выраженных превосходных степеней в описании отношений с ребенком. Можно сказать, что эмоциональная оценка отношений, скорее, сдержанная («неплохие», «нормальные», «пока хорошие», «можно назвать гармоничными», «дружеские, но до определенной степени»).

По характеру открытых высказываний можно сказать, что родители много внимания уделяют своим переживаниям относительно ребенка (интерес, гордость, волнение, радость). Родителями декларируется чувствительность к состоянию ребенка. В образе ребенка приоритет коммуникативных качеств сохраняется.

Пример 4. Протокол сочинения мамы Наташи Л.

Сравнительная оценка ребенка

Значимые характеристики ребенка

Позитивные особенности ребенка

14. Я всегда мечтала о том, что. чтобы она хорошо кушала и слушалась.

Возможные страхи, опасения

18. Когда он/она был(а) маленьким(ой).

Интересы, предпочтения ребенка

Характеристика родительской позиции при типе взаимодействия «Ребенок-диктатор»

В образе ребенка среди значимых характеристик выражены волевые качества («требователен», «настойчив», «стремится добиться чего-то» «целеустремленность»), личностные качества («серьезность», «спокойствие», «прямолинейность»). Родители отмечают также любознательность и речевую активность ребенка (силен в разговорах, спорах, сочинении историй).

Сравнивая своего ребенка с другими детьми, родители отмечают удовлетворенность поведением ребенка («прекрасно себя ведет», «довольна его поведением и мне редко бывает за него стыдно»). Среди категорий высказываний наиболее выражена категория коммуникаций («ищет общения и лидерства», «быстро вливается в игру», «общительна и рассудительна»).

По шкале «Позитивные особенности ребенка» родители отмечают способность ребенка к адекватному и самостоятельному построению коммуникаций («знает, с кем разговаривать и с кем не надо», «умеет разбираться в людях»). Отмечаемая зрелость отражается также в подчеркивании характеристик, относящихся к тендерным показателям («умеет пользоваться косметикой, делает себе прически», «защищает девочек», «интересуют отношения между полами», «любит наряжаться»).

В прошлом родители отмечают, что ребенок был «более беспокоен, чем сейчас», «доставлял больше хлопот», «был капризным», «часто плакал». К пережитым трудным ситуациям родители относят болезнь, сепарацию с близкими взрослыми и адаптацию в детском саду. По сравнению с другими группами, потворствующий родитель чаще отрицает ситуацию возможных пережитых трудностей в анамнезе ребенка.

Среди интересов и предпочтений ребенка в большинстве случаев выражен интерес к продуктивным видам деятельности (рисованию), игре, просмотру телевидения.

Ребенок в такой диаде в глазах родителя «самостоятелен», «рассудителен», «смел», «серьезен», «коммуникабелен», «настойчив», «неусидчив», «упрям». В отличие от других групп, среди эмоционально-личностных качеств в образе ребенка почти не встречается упоминания тревожности, плаксивости.

В идеальном образе ребенка потворствующие родители, в отличие от других групп, более ориентированы на получение ребенком образования, причем упоминается часто высшее образование («будет учиться в институте», «окончит школу и поступит учиться дальше», «будет ученым», «будет учиться в России»). Значима для них также волевая сфера («был более внимателен», «сдержан», «усидчив», «уравновешен», «вынослив»).

Требования, предъявляемые ребенку, в основном касаются послушания и самоконтроля. Наиболее яркими иллюстрациями здесь служат высказывания: «бесится или чего-то требует измором, пока ему не уступят», «капризничает и делает что-то из вредности, назло», «ноет, пытаясь добиться того, что хочет». Большинство родителей отмечают неусидчивость, упрямство и даже эгоизм ребенка (что не встречается в других группах). Опасения касаются личностных особенностей, самоконтроля, здоровья, внешних влияний. Потворствующий родитель не всегда уверен, что ребенок оправдает его надежды. Это тоже специфично только для данной группы диад. Встречаются случаи, когда родитель отмечает, что ребенку «с его характером будет трудно в жизни». В образе отношений с ребенком родители делают акцент на совместности во взаимодействии. Наречие «вместе» встречается достаточно часто, причем родители указывают на определенные виды деятельности, среди которых наиболее распространены совместный отдых, прогулки, культурные мероприятия. В отличие от других групп, занятия (например, подготовка к школе, письмо, чтение) почти не указываются. Также используются категории «похожи», «близки», «любим друг друга», но, что интересно, категория «дружба» почти не используется.

Среди открытых высказываний выражены категории: переживания родителей (счастлива, волнуюсь, беспокоюсь), близость (как поиск телесного контакта с ребенком), личностные качества ребенка. Причем родитель чаще, чем в других группах употребляет превосходные степени определений («мой ребенок самый лучший», «лучше всех», «самый красивый»).

Пример 5. Протокол сочинения мамы Наташи К.

21. Я всегда замечал(а). что в сложных ситуациях мы ведем себя одинаково.

Сравнительная оценка ребенка

Значимые характеристики ребенка

Позитивные особенности ребенка

Возможные страхи, опасения

15. Я боюсь, что. получение этого образования будет слишком дорогим через несколько лет.

25. Мне бы не хотелось, чтобы. моя дочь имела секреты от своих родителей.

28. Самое трудное, что пережим мой ребенок. на сегодняшний день — это переезд из маленького города в Москву.

Интересы, предпочтения ребенка

Сравнительный анализ особенностей родительских сочинений показывает (Приложение 1), что существуют значительные различия в образе ребенка и отношений с ним при различных типах родительско-детского взаимодействия. В целом можно сказать, что родителей дошкольников волнует физическое благополучие ребенка, получение им образования в школе и даже вузе. Почти при всех типах взаимодействия отмечается наличие категории «дружба» в описании взаимоотношений с ребенком, что говорит о том, что уже в старшем дошкольном возрасте родитель относится к ребенку с позиции потенциально равного партнера.

Говоря о специфических отличиях, необходимо отметить, что у Диад с конфликтным типом взаимодействия наблюдается слабая ориентация родителей на эмоционально-личностные особенности Ребенка. Родители больше ориентированы на внешние особенности Ребенка: физическую активность, внешность, особенности общения, Достижения ребенка. Гармоничному типу, наоборот, характерна ориентация родителей на положительные личностные качества ребенка, где наиболее часто упоминаемое качество ребенка — «доброта». Дистантному типу характерно амбивалентное отношение к качествам ребенка. Дистантным родителям важна самостоятельность ребенка. Доминирующий родитель (тип взаимодействия «Родитель-диктатор») отмечает в ребенке большую зрелость, по сравнению со сверстниками. Подчиняющийся родитель (тип взаимодействия «Ребенок-диктатор») отмечает в ребенке хорошо развитые коммуникативные и волевые качества, речевую активность и любознательность.

Характер опасений родителей и восприятие причин трудностей во взаимодействии с ребенком также различаются.

При конфликтном типе родителей беспокоит физическое благополучие и непослушание ребенка с негативными эмоциональными проявлениями.

Доминирующий родитель опасается, что его ребенок может попасть под чужое влияние.

Подчиняющийся родитель говорит об опасениях, связанных с личностным развитием ребенка (часто упоминается «эгоизм») и о своем неумении воздействовать на ребенка.

Бурменская Г.В., Захарова Е.И., Карабанова О.А. и др. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.

Семья в психологической консультации / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. — М.: Педагогика, 1989,

Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. Методическое пособие. — М.: Фолиум, 1996.

Сравнительный анализ родительских сочинений по типам взаимодействия «Ребенок—родитель»

Слабая ориентация на эмоционально-личностные особенности ребенка, распространенность описания низкая, по сравнению с другими группами выражена ориентация на настоящее

Выражена центрированность на отношениях с ребенком (в настоящем, прошлом)

Редко упоминается категория «доброта», выражена амбивалентность в описании ребенка, по сравнению с другими группами, выражена ориентация на будущее

По сравнению с другими группами, ожидания от ребенка наиболее конкретизированы

В актуальном образе ребенка почти не встречаются определения «тревожен», «плаксив» и часто встречается упоминание об эгоизме, акцент на значимости для родителя позитивного эмоционального настроения у ребенка

Коммуникативные качества, различные способности

Личностные качества (доброта как наиболее встречаемое качество)

Самостоятельность. Эмоциональный знак выраженно-нейтральный или амбивалентный

Волевые качества, любознательность, речевая активность

Положительная оценка ребенка

Способности, физическое благополучие

Коммуникативная сфера, самостоятельность

Личностные и волевые качества

Самостоятельность, коммуникативные качества, умение «разбираться в жизни»

Сравнительная оценка ребенка

Большая «зрелость», по сравнению со сверстниками, выражена центрированность родителя на себе

Коммуникативные качества, отмечается удовлетворенность поведением ребенка

Физическое благополучие, послушание

Обобщенные или относительно здоровья

Выраженные тенденции не выявлены

Подчинение чужому влиянию

Личностные особенности ребенка, самоконтроль, здоровье, внешние влияния

Образ ребенка в прошлом

Положительная оценка физической стороны развития и деятельностных предпочтений

Позитивное внутрисемейное взаимодействие, негативные эмоциональные реакции ребенка

Констатация отсутствия проблем с ребенком (спокойный, послушный)

Положительная эмоциональная окраска, отмечаются категории внешности, когнитивного развития, физической активности

Отмечаются категории беспокойства, капризов

Не имеют яркой выраженности, тенденция к физическим занятиям

Широкий диапазон с выраженным предпочтением игры

Продуктивные виды деятельности

Нет выраженной тенденции в предпочтениях

Продуктивные виды деятельности, игра

Образ отношения с ребенком

Положительно окрашенный, приоритет определенных категорий не выявлен

Наиболее выражена категория дружбы

Декларация близости без выраженной позитивной эмоциональной окраски

Выражена категория дружбы. Эмоциональная оценка отношений критическая и ситуативная

Акцент на совместности во взаимодействии, но сфера позитивно окрашенной совместной деятельности ограничивается отдыхом, категория совместных занятий почти не представлена, как и категория дружбы

Негативные эмоциональные реакции ребенка

Волевые и коммуникативные качества ребенка

Личностные и волевые качества ребенка

Волевые качества ребенка

Волевые качества ребенка, взаимодействие с ребенком (неумение воздействовать на него)

Успешность, достижения в различных областях

Обобщенные или связанные со здоровьем

Обучение в школе, здоровье

Требования послушания, но и активности в достижении целей

Ориентация на получение образования (часто высшего), требования послушания и самоконтроля

Рекомендации к проведению методики «Родительское сочинение»

Модифицированная методика «Родительское сочинение» в форме незаконченных предложений позволяет выявить особенности образа ребенка глазами родителя, особенности принятия ребенка родителем. С помощью методики «Родительское сочинение» возможно исследование многих аспектов отношения родителя к ребенку, восприятия и переживания родителем характера взаимодействия с ребенком.

Методика позволяет получить описание родительского видения проблем и трудностей в развитии ребенка, выявить зоны конфликтности и общности в родительско-детском взаимодействии, определить особенности типа семейного воспитания, а также собрать анамнестическую информацию, отражающую историю развития ребенка. Кроме того, «Родительское сочинение», как и любая проективная методика, позволяет выявить личностные особенности самого родителя.

Процедура проведения методики

Методика «Родительское сочинение» состоит из тридцати незавершенных предложений. Предложения разделены на одиннадцать шкал. На каждую шкалу приходится несколько незавершенных предложений.

Родителю предъявляется бланк с незавершенными предложениями. Желательно, чтобы на странице бланка было расположено не более 10-15 незаконченных предложении с достаточным свободным местом для их завершения.

Психолог предлагает завершить предложения наиболее подходящей для родителя фразой или несколькими фразами. Родитель может писать все, что он хочет, считает важным и нужным. На вопросы родителя об ожидаемом содержании и объеме текста психолог вновь повторяет инструкцию, указывая на полную свободу автора в определении этих моментов. Время написания сочинения не ограничивается. Сочинение может быть написано как дома, так и во время психологического обследования.

Список незаконченных предложений

1. Когда я думаю о своем ребенке, то.

2. По сравнению с другими детьми его/ее возраста.

3. Я люблю, когда мой ребенок.

4. Я хотел(а) бы, чтобы.

5. Меня беспокоит в нем/ней.

6. Мне бы хотелось, чтобы мой ребенок больше уделял внимания.

7. Я очень раздражаюсь, когда.

8. Когда он/она рос (ла).

9. Моего ребенка интересует.

10. Мне приятно, когда мы с моим ребенком.

11. Скорее всего, он/она.

12. Когда мы с ним/ней бываем среди других детей.

13. Мне нравится в моем ребенке.

14. Я всегда мечтала о том, что.

16. Хотелось, чтобы он/она перестал(а).

17. Мне не нравится в нем/ней.

18. Когда он/она был(а) маленьким(ой).

19. Мой ребенок любит.

20. Мой ребенок и я.

21. Я всегда замечал(а).

22. Самое главное в характере моего ребенка.

23. Мой ребенок силен в.

24. Я был(а) бы рад(а), если бы.

25. Мне бы не хотелось, чтобы…

26. Мой ребенок достаточно способен, чтобы.

27. Думаю, что ему/ей мешает.

28. Самое трудное, что пережил мой ребенок.

29. Он/она предпочитает.

30. Наши отношения с ребенком.

Распределение незаконченных предложений по шкалам приведено ниже в таблице.

Обработка и интерпретация результатов

Обработка и интерпретация данных осуществляется с помощью качественного и количественного анализа результатов обследования.

Распределение незаконченных предложений по шкалам

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *