дидактическое пособие по развитию речи своими руками для детского сада
Дидактические игры своими руками по развитию речи
Яна Глебова
Дидактические игры своими руками по развитию речи
Воспитатель: Глебова Я. В
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Всем известно, что игры, оказывают общеразвивающие влияние на речь. В методике имеются различные дидактические игры, в которых решаются задачи активизации, уточнения той или иной грамматической формы, например помочь детям освоить родительный падеж множественного числа, повелительное наклонение глагола, согласование слов в роде, способы образования слов (наименований детенышей животных, людей разных профессий, однокоренных слов). Игры, направленные на обучение детей рассказыванию, развивают у них умение описать предмет по основным признакам (цвет, форма, величина, действиям; рассказать о животном, об игрушке; составить сюжет по картинке, развернуть его в соответствии с замыслом. Дидактическая задача облечена в игровые ситуации, в которых отчетливо выступают побудительные мотивы к связному изложению мыслей. Таким образом, игры и упражнения решают в комплексе все задачи речевого развития (воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, словарную работу, развитие связной речи).
Дидактические игры, оказывающие комплексное воздействие на словарь, грамматику, связность речи, должны быть интересными, увлекательными. Я решила сделать своими руками дидактическое пособие для детей старшего дошкольного возраста по развитию речи.
Дидактическое пособие «Речевой трансформер»
Цель:[/i]обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Описание пособия: настольное дидактическое пособие является авторской разработкой, предназначено для детей старшего дошкольного возраста; состоит из основы-подставки и трёх сменных блоков, каждый блок содержит дидактическую игру. Пособие можно использовать в индивидуальной работе с детьми, а также в совместной и самостоятельной деятельности.
1-БЛОК: Дидактическая игра «Сочини свою сказку»
Цель: совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему «Однажды в лесу».
Описание игры: ребенок выбирает блок с изображением леса, устанавливает его на основе-подставке и фиксирует с помощью резинки. К игре прилагается конверт, в котором находятся картинки с изображением разных героев сказок, мультфильмов. Ему предлагается сочинить свою сказку на тему «Однажды в лесу», и на панно разместить несколько героев, менять персонажей можно в зависимости от развития сюжета. Выбирая соответствующих персонажей для рассказывания, дети дают их описание и характеристику.
2-БЛОК: Дидактическая игра: «Посмотри и расскажи историю»
Цель: совершенствовать умение составлять рассказы по набору картинок с последовательно развивающимся действием.
Описание игры: ребенок выбирает блок с изображением сюжетных картинок, устанавливает его на основе подставке и фиксирует с помощью резинки. В верхней и нижней части блока закреплены регуляторы движения бумажной пленки, красные стрелки показывают направления движения. Ребенок просматривает пять историй с последовательно развивающимся действием и составляет рассказы на выбор. Рассказывание по серии сюжетных картин формирует у детей умение развивать сюжетную линию, придумывать название рассказу в соответствии с содержанием, соединять отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст.
3-БЛОК: Дидактическая игра «Волшебный шкафчик»
Цель: совершенствовать умение образовывать существительные с помощью суффикса ниц со значением вместилища
Описание игры: ребенок выбирает блок с изображением магазина, устанавливает его на основе-подставке и фиксирует с помощью резинки. К игре прилагаются предметные картинки: разные продукты, тележка для продуктов, мальчик, девочка.
Предложить ребенку «сходить в магазин за продуктами». Картинки с изображением продуктов сложить в тележку, назвать продукты составив предложения, например: «Я купил хлеб, я купила конфеты и т. д., отвезти тележку домой. Дома, купленные продукты положить в «Волшебный шкафчик», в котором живет частичка ниц и отгадать, как называется посуда, в которую необходимо сложить продукты. Ребенок складывает продукты в шкафчик и называет например: существительное сахар – с помощью суффикса ниц образовывает новое слово сахарница, и т. д. (сахарница, хлебница, конфетница, салатница, салфетница, перечница).
Дидактические игры по развитию речи своими руками Конспект Тема : «Дидактические игры по развитию речи своими руками» Цель: систематизирование и углубление знаний педагогов по теме «Дидактические.
Дидактические игры своими руками Дидактические игры Дидактические игры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного.
Дидактические игры своими руками Книжка-самоделка. Помогает развивать тактильные ощущения. Книга изготовлена из фетра, дополнительно применялись разнообразные крючки,.
Дидактические игры своими руками Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. В процессе использования дидактических игр дети учатся.
Дидактические игры своими руками «Народные промыслы» Дидактические игры своими руками «Народные промыслы» Цель: повышение уровня знаний педагогов по формированию представлений о развивающих.
Фотоотчет «Дидактические игры и игры развивающего характера своими руками на тему «Знакомим детей с трудом взрослых» В нашем детском саду прошел смотр самодельных дидактических игр и игр развивающего характера на тему «Знакомим детей с трудом взрослых».
Фотоотчёт «Дидактические игры своими руками по математике» Фотоотчёт «Дидактические игры своими руками по математике» Добрый день, уважаемые коллеги! В очередной раз предлагаю Вашему вниманию развивающие.
Проект «Дидактические игры своими руками» Игра – это не только источник положительных эмоций, это ещё и возможность развивать качества, необходимые для дальнейшей жизни. Во время.
Дидактические игровые пособия для центра речевого развития детей второй младшей группы
Ирина Румянцева
Дидактические игровые пособия для центра речевого развития детей второй младшей группы
Речь играет в жизни человека огромную роль. Она служит для общения, передачи информации и опыта, регуляции поведения и деятельности.
В дошкольном возрасте речевое развитие тесно связано с формированием таких психических процессов, как мышление, внимание, память, воображение, со становлением сознания и формированием личности ребенка.
В связи с этим речевое развитие выделено в отдельную образовательную область в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО, Стандарт).
Маленький ребенок на четвертом году жизни достаточно активно начинает использовать речь для общения. Также происходит интенсивное развитие мелкой моторики рук ребенка. Необходимо систематически контролировать данное направление в развитии ребенка.
Развитие мелкой моторики часто происходит и вне занятий, в свободной деятельности детей. Поэтому необходимо наполнить среду ребенка различными предметами, пособиями, направленными на развитие переключаемости движений, координации движений и их точности, ловкости.
Центр речевого развития является одним из важных компонентов речевой среды.
В нашей группе в распоряжение ребенка предоставляются различные дидактические пособия (с застежками, шнуровками, замочками, В игровых ситуациях дети используют прищепки (сушат одежду, одевают и раздевают больших кукол, крутят крышки. Активно используются разнообразные пальчиковые игры.
Соответствующие пособия и игры в течение года периодически меняются.
Для активизации речи детей, расширения словаря, развития внимания и памяти, моторики рук можно использовать такой вид работы, как «Расскажи сказку». Для этого мы используем игровое пособие с крышками, на которых изображены герои хорошо знакомых детям сказок, например, «Колобок», «Репка».
Дидактическая игра «Расскажи сказку».
Целевое назначение: формировать умение детей пересказывать знакомую сказку (при помощи взрослого) с опорой на наглядный материал. Развивать зрительное восприятие, умение последовательно располагать картинки с изображением героев сказки, память, мелкую моторику рук. Стимулировать речевое взаимодействие, желание проговаривать текст вместе с воспитателем. Воспитывать интерес к усским народным сказкам.
По аналогии можно рассказывать небольшие сказки помещая фигурки тех же героев на фланелеграфе.
Одна из любимых дидактических игр наших детей «Кто как разговаривает», оформленная по типу игры «Чудесный мешочек».
Целевое назначение: расширять представления детей о том, что все животные издают определенные звуки. Упражнять детей в умение произносить звукоподражание, правильно соотносить его с изображением животного (птицей). Развивать слуховое и зрительное восприятие. Формировать словарь глаголов. Воспитывать познавательный интерес к животному миру.
Для стимулирования моторики обеих рук пополнила центр речевого развитиями новыми веселыми игровыми упражнениями: «Веселые карандаши» и «Шарик в ладошке».
не только развивают моторику рук ребенка, но и его память, воображение, наблюдательность, зрительно-пространственное восприятие, и конечно способствуют речевому взаимодействию со взрослых.
Пособие оформлено в виде цветных полос из плотного картона с приклеенными на них деталями из различных материалов.
Целевое назначение: вызвать у детей интерес к играм пальчиками. Помочь детям научится координировать движения кистей и пальцев рук. Развивать память, внимание, зрительно-пространственное восприятие, наблюдательность. Способствовать развитию речевого взаимодействия. Формировать умение сохранять положение пальцев в процессе прохождения всей игровой дорожки.
Дидактическая игра «Назови, одним словом» («Дидактический кубик слов») оформлена в виде кубиков с картинками на классификацию предметов по 9 темам: «Домашние животные», «Дикие животные», «Фрукты», «Овощи», «Посуда», «Одежда», «Транспорт», «Игрушки», «Мебель». Грани одного кубика содержат картинки по одной теме.
Целевое назначение: упражнять детей в умении рассматривать картинки, правильно называть предметы, изображенные на гранях кубика. Формировать представление детей о классификации предметов по одному основному признаку. Расширять знания обобщающих понятий (фрукты, одежда, транспорт и т. д.) за счет новых названий. Развивать зрительное восприятие, память, словарный запас детей, речевую активность.
Также центр речевого развития пополнен и другими дидактическими пособиями, направленными на развитие слухового восприятия, на развитие правильного речевого дыхания.
Дидактическое пособие «Коробочки – шумелки» издают различные звуки от громкого, звонкого до глухого, тихого.
Игровое упражнение «Веселые человечки».
Развивая речь детей, необходимо научить их правильному дыханию, которое влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голосовых связок.
Для этого мы используем хорошо всем знакомое приспособление, изготовленное из пластиковых бутылочек и трубочек.
Вариации наполнения «Сухого бассейна для рук» могут быть самыми разнообразными. У нас он наполнен еловыми шишками (предварительно обработанными для гигиенической безопасности) и фигурками от киндер – сюрпризов.
Своевременное пополнение речевого центра игровыми развивающими пособиями, с учетом возрастных особенностей детей, позволяет расширить речевую среду в группе, создать у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении со взрослыми самостоятельно, в процессе игры, легко и непринужденно развивать и совершенствовать свои речевые навыки.
Спасибо за внимание!
Консультация для родителей второй младшей группы «Создание условий в семье для речевого развития ребёнка 2–3 лет» (Создание условий в семье для речевого развития ребёнка 2-3 лет) Выполнил: воспитатель Дронина Анна Владимировна : Задачи развития: Формирование.
Дидактические игры для детей второй младшей группы Дидактические игры для детей второй младшей группы «Мои друзья» Цель. Закрепить знания детей о домашних животных (как выглядят, что едят).
Игровые пособия своими руками по математике и развитию речевого дыхания Все дети любят играть, но игры позволяют не только подарить ребенку радость, но и развить малыша. Его речь, мышление, логику. Благодаря.
Игровые упражнения для детей дошкольного возраста по «Теории и технологии речевого и литературного развития дошкольников» Задание №1 1. Игровое упражнение для младшего дошкольного возраста “Кто внимательный?” Цель: развитие слухового внимания и восприятия на.
Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия из бумаги для развития речевого дыхания «Дракончики» Подготовила воспитатель Петрова Наталья Ивановна. Всем известно, что дыхание бывает двух видов: физиологическое (наше обычное дыхание).
Мастер-класс по изготовлению игрового пособия для развития речевого дыхания «Дракон» Муниципальное казенное образовательное учреждение Ленинская СОШ №47 (ОСП д/с «Огонек») Мастер класс по изготовлению игрового пособия для.
Пособия для развития речевого дыхания Предлагаю вашему вниманию пособия для развития речевого дыхания для дошкольников. Для работы предлагаю использовать пособия как для мальчиков,.
Предметно-развивающая среда центра познавательного и речевого развития. Размышляя о своей профессии, пришла к выводу, что учитель-логопед – это и психолог, и актёр, и музыкант, и дизайнер. Он должен не только.
Игровые учебно-методические пособия для развития мелкой моторики «Игровые методические пособия, способствующие развитию мелкой моторики рук и речи у дошкольников» В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание:.
Нетрадиционные пособия для центра творчества в первой младшей группе своими руками Большое значение для развития ребёнка играет окружающая среда. В детском саду дети находятся в среднем восемь часов, это второй дом, где.
Дидактические игры своими руками по развитию речи для детей 4-7 лет
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Дидактические игры своими руками
по развитию речи для детей 4-7 лет
Дидактическая игра «Времена года»
Данная игра предназначена для работы с детьми от 3 до 7 лет.
способствовать уточнению и расширению представлений дошкольников о временах года, о сезонных изменениях, происходящих в живой и неживой природе, развитию связанной речи, воспитывать интерес к познавательной и игровой деятельности. Для каждой возрастной группы имеется свой вариант обыгрывания.
Дидактическая игра « Времена года » имеет развивающее, обучающее и воспитывающие значение. Ее можно использовать практически в любых видах детской деятельности. Данная игра прекрасно подходит для индивидуальной, подгрупповой и фронтальной работы с дошкольниками.
4 картинки, изображающие времена года, и разрезные карточки с приметами времен года.
Летом солнце стоит высоко, светит ярко, хорошо греет. Стоит жаркая погода. Цветут цветы, и появляются ягоды. Люди носят летнюю одежду. Можно купаться в природных водоемах и загорать.
Игровая задача заключается в том, чтобы положить карточки с приметами времени года в окошечки соответствующей карты и объяснить свой выбор.
Большие карты выдаются участникам игры. Маленькие карточки раскладываются на столе. Дети по очереди берут по одной карточке и смотрят, подходит ли эта карточка для большой карты, есть ли такая примета у данного времени года. Если нет, маленькую карточку необходимо положить обратно на стол. Выигрывает тот, кто первым закроет все окошечки. Игру можно использовать как на занятиях, так и в свободной самостоятельной деятельности детей.
Для каждой возрастной группы имеется свой вариант обыгрывания.
«Уборка в комнате: расставь по полочкам»
способствовать развитию логического мышления, памяти, речи, умению обобщать, обосновывать.
Дидактическая задача: Упражнять детей в классификации предметов. От ребенка требуется найти группу похожих предметов, прежде всего по назначению, и расставить их по нужным полочкам.
Материалы: коробка в форме шкафчика с полочками и разрезные карточки с предметами.
Ход игры: Раскладываем на столе карточки с нарисованными предметами в беспорядке. Предлагаем ребенку сделать уборку. Нужно расставить предметы по полочкам в соответствии с их назначением и назвать группу (одежда, посуда, игрушки, обувь, бытовая химия, медицинские принадлежности).
Дидактические пособия из подручного материала и способы работы с ними для развития речи дошкольников подготовительной группы
В наше время существует проблема всестороннего развития дошкольника, вызванная тем, что родители заняты на работе, а бабушки и дедушки стали более современные, и им уже некогда «нянчиться» с внуками – у них достаточно своих дел.
Но если, к примеру, проблемы с физическим (выносливость, ловкость и др.) или математическим (счет, решение примеров на сложение и вычитание) развитием школа постепенно может решить, то проблема развития речи, если упустить время в дошкольном возрасте, существенно скажется не только на отметках, но также и на социальном познании мира ребенком. Ему элементарно будет тяжело общаться с одноклассниками и учителем, что может создать ненужные комплексы и психологическую замкнутость.
Речь является самым универсальным средством общения, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Более того, посредством речи участники общения особым способом воздействуют друг на друга, ориентируют друг друга, убеждают друг друга, т. е. стремятся достичь определенного изменения в поведении.
Вербальное общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, формирования его личности, наконец, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя. Без речевого общения невозможно полноценное развитие ребенка. Усваивая родной язык, дети овладевают практическими речевыми навыками, коммуникативными формами и функциями языковой действительности, а также навыками вербального взаимодействия с другими людьми. 1
Основная цель работы по развитию речи – формирование устной речи и навыков общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего языка.
Задачи развития речи:
— Правильное произношение звуков и слов.
— Правильное по смыслу употребление слов.
— Умение правильно изменять слова согласно грамматике родного языка.
1. Ботвиньева, Т. А. Мастер-класс для воспитателей групп компенсирующей направленности для детей с ТНР
— Точность и выразительность. 1
В данном докладе подобрана часть различных заданий, используемых нами в работе и направленных на развитие речевых способностей ребенка 6 – 7 лет. Однако, они неразрывно связаны с развитием грамотности, так как одно невозможно без другого. Мы считаем, что важно уже с детского сада формировать слуховую и зрительную память детей.
Особенностью выбранных задания является то, что для проведения их в группе или на индивидуальных занятиях не требуется больших финансовых вложений. Необходимые пособия можно сделать самостоятельно из подручного материала: различных типов картона и клея.
Подобранные задания могут выступать и как игры, и как части специальных занятий.
1. Алексеева, М., Яшина, В. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников.
Дидактическое пособие «Рельефные буквы»
Адаптация методики Монтессори – буквы берутся не прописные, а печатные, так как в основные задачи детского сада входит знакомство с алфавитом, а не овладение навыками письма.
33 буквы из гофрированного (либо бархатного) картона, наклеенные на однотонный картон. Все гласные буквы красным цветом, а согласные трех цветов: зеленого, синего и оранжевого цвета последовательно.
Согласно моим наблюдениям, буквы пользуются популярностью у детей подготовительных групп, создавая здоровую конкуренцию и ситуацию успеха. Кроме того, для детей, в большинстве случаев, нова такая форма работы, что
приводит к тому, что занятие воспринимается как игра.
1. «Что за буква?». Задание – ознакомление, в ходе которого воспитатель знакомит детей с карточками. Дети называют букву и звук, тщательно прощупывая буквы.
2. «Алфавит». Задачей данного задания будет выложить все буквы в правильной последовательности. Подсказкой для выкладывания согласных служит цветовая гамма: синие не могут быть раньше зеленых, а оранжевые раньше синих.
Целью является знакомство детей с алфавитом и закрепление представлений о нем.
4. «Отгадай букву». Сложное задание, направленного на развитие осязательной памяти и пространственного мышления ребенка. Под присмотром воспитателя ребенок на ощупь (глаза закрыты) должен угадать, что за буква ему попалась. Угаданная буква до конца игры остается у него, что способствует развитию самоуважения.
В дальнейшем воспитанники самостоятельно играют с буквами, соревнуясь между собой и учась самоконтролю (то есть, не подглядывать).
5. «Например». Смысл задания сводится к тому, чтобы найти вокруг предмет или явление на выбранную букву.
Универсальное занятие – игра «Карандашики», требующее минимум ресурсов для проведения.
• расширять словарный запас ребенка;
• воспитывать культурное и уважительное отношение к ответам других;
• продолжать формирование самодисциплины и ответственности ребенка (выполнение домашнего задания по поиску новых слов);
• закреплять знакомство с разными частями речи:
в игре участвует только имя существительное, но дети ошибаются, называя также глаголы, и междометия. Поэтому постоянно проговаривается разница между ними. Например, глагол отвечает на вопрос «что делать?» и обозначает действие, междометие не имеет вопроса, а нам нужны слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?» и обозначающие предмет.
Материал: карточки с буквами (если имеются, для жребия, цветные карандаши в неограниченном количестве.
Желающий ребенок (либо поощряемый воспитателем, так как для них важен этот процесс) вытягивает любую букву либо просто называет вслух.
Задача детей – набрать максимальное количество карандашей за названные слова на вытянутую букву, опередив остальных.
В начале знакомства с такого рода игрой берется несколько простых букв: А, М, Т. Дети по очереди называют слово на выбранную букву. Например, наиболее распространенные слова на букву А: арбуз, апельсин, алфавит, производные с авто – автомойка, автомобиль, автомат, автостоянка, имена девочек группы. На букву М слов меньше: мама, машина, мороженое и т. п.
Если слово правильное, то за ответ они получают карандаш. Если ребенок не вспомнил слово – он пропускает ход. Первый круг идет по очереди, потом – по желанию (поднятая рука).
Важно помнить о правилах:
— не выкрикивать (штраф – 1 карандаш);
— называть за раз только одно слово.
В начале знакомства с игрой воспитатель подсказывает, задает наводящие загадки. Также разрешено использование имен собственных: кличек зверей, названий городов, имен одногруппников и мультипликационных персонажей.
В среднем на таком уровне набирается 5 карандашей. Обязательно важно в конце игры подвести итог: записать результаты всех и огласить имена победителей, занявших 3, 2 и 1 места соответственно.
На более высоком уровне с детьми заключается договор: чтобы выиграть, необходимо набрать минимум 10 карандашей. Теперь два круга по очереди, затем по желанию. Важно начинать каждую новую букву с разных сторон (то первый слева, то первый справа от воспитателя).
Здесь уже появляются более интересные слова, связанные с личными интересами детей или темой недели и не применимые ими в обычном общении: Аристотель, апокалипсис, амбар, транспорт, элеватор, гидроэлектростанция.
На следующем этапе минимум карандашей поднимается до 15 штук (естественно, когда сильные ребята уходят играть, с более слабыми идет иная работа с меньшим количеством карандашей). Теперь в игре участвуют только имена нарицательные (детям объясняется, что это такое и чем отличается от прежнего). Кроме этого, за новые слова, еще ни разу не участвующие в игре, дается два карандаша, что способствует самостоятельной работе ребенка по поиску новых слов (второй карандаш за объяснение значения нового слова). Здесь количество кругов по очереди зависит от сложности буквы. Например, для буквы А три круга, а для буквы Ц – два.
Дидактическое пособие «Звуко-буквенный пенал»
Пенал включает в себя бумажный конверт, в котором лежат по 10 квадратов красного, синего и зеленого цветов, а также схемы – расчерченные клетки по три, четыре, пять и шесть (по количеству звуков в слове).
1. Ребенку дается слово и схема, на которой он выкладывает соответствующие звуку квадратики.
2. «Найди ошибку». Здесь воспитатель заранее выкладывает слово, сознательно изменяя правильный квадратик.
Во время работы данным пособием обнаружилась проблема: дети пропускают гласные в середине слова. Например, в слове жук у них только два звука – ж и к, в слове мел – м и л. Решить эту проблему нам помогла наш логопед Еленой Юрьевна Соболь, которая объяснила, как правильно проговаривать слово, чтобы слышать все звуки.
IV. Дидактическое пособие «33».
Пособие состоит из 33 букв алфавита, вырезанных из одноцветного картона. Каждая буква представлена в количестве 4 штук. То есть, в общей сложности, в пособии 132 буквы. Но несмотря на количество букв, занятия лучше проводить с небольшой группой детей (максимум 12 человек, делящихся по парам).
1. «Знакомство». Как и в работе с рельефными буквами, первое занятие стоит посвятить знакомству с пособием. Здесь дети собирают свое имя.
2. «Собери слово». Под присмотром воспитателя дети парами или по одиночке собирают тематические слова недели. Если тема недели «Семья», значит слова: мама, папа, дядя, сын и др.
Важно следить за работой детей и проговаривать с ними сложные моменты, так как некоторые не слышат звуки между двумя согласными или после согласной в конце. Например, слово «дядя» выкладывают как ДЕАД, а слово «дочка» как ДОЧК.
Естественно, при выборе воспитателем слова учитывается уровень подготовки ребенка.
3. «Пропуск». В данном задании ребенок должен вставить пропущенную букву или упущенную в конце.
V. Дидактическое пособие «Имена».
Данное пособие не используется ребенком во время занятия, а служит для развития зрительной и сопоставительной памяти и стремления научиться читать: почти всё в группе подписывается. Карточки с печатными буквами, обозначающими стол, стул, окно и прочее приклеиваются соответственно на стол, стул, окно и прочее.
Как показывает практика, дети с огромным удовольствием стараются прочесть написанное, гордясь результатами. Также эта игра позволяет вовлечь родителей, которым становится важно, чтоб их ребенок прочитал надписи.
VI. Дидактическая игра «Слова».
Эта игра не требует никаких пособий, но внесена в этот список по причине минимальных финансовых затрат, свойственный для предыдущий пособий.
Смысл игры в том, чтобы просто называть слово на последнюю букву конечного слова. Например, мама – абрикос – собака – автомобиль.
Данную игру мы рекомендуем родителям как домашнее задание по пути в сад иди при возвращении домой, так как проведение ее в группе затруднено большим количеством участников, ведущим к потере внимания и интереса.
• продолжать развитие аудиального восприятия и памяти;
• закреплять представление о составе слова;
• закреплять порядковый счет в пределах 10;
• продолжать воспитание культуры командной игры;
• закреплять соотношение гласных и слогов;
• попытаться решить проблему того, что дети не воспринимают предлоги и союзы в предложении как отдельные слова.
Материал: в данном занятии тоже практически не требуется специальных пособий: можно воспользоваться двумя наборами счетных палочек разных цветов, блоками Дьенеша или обычными цветными карандашами.
Группа делится на две команды соответственно названию. Каждая получает набор счетных палочек. За правильный ответ участника команда получает один балл. В конце занятия все баллы суммируются и называется команда – победитель.
Важно также давать слова разной сложности, так как дети отличаются по уровню подготовки. Если дать простое слово сильному ребенку – он заскучает и потеряет интерес к игре, а сложное слово слабому ребенку вызовет затруднение и лишние переживания.
Соревнование делится на три этапа:
1. На данном этапе задачей ребенка будет определить количество букв в слове (слова даются в рамках темы недели) и положить по одной палочке на букву.
Задание сложное, но, если систематически его выполнять, прогресс не заставит себя ждать.
2. Следующим заданием будет выкладка палочек по количеству слогов в слове. Изначально слоги выхлопывались детьми в ладоши, но по совету логопеда Соболь Е. Ю. мы стали использовать и другой способ – ладонь под подбородок. Сколько раз подбородок задевает ладошку, столько и гласных.
3. Завершающим этапом является определение количества слов в предложении. Особую трудность тут вызывает то, что дети не слышат предлога. Например, в предложении «на улице ярко светит солнце» они отмечают 4, а не 5 слов.
VIII. Дидактическая игра «Пять прилагательных».
• закреплять понимание того, что такое прилагательное и на какие вопросы оно отвечает;
• продолжать формирование подбора прилагательный, соответствующих выбранному слову.
Дети садятся в полукруг. Воспитатель кидает мяч ребенку, называя любое существительное в рамках темы недели. Задачей ребенка будет подобрать пять определений, характеризующих данное слово.
Например, тема «Космос». Ракета (какая) быстрая, железная, большая, оранжевая, космическая. Тема «Книги». Сказка (какая) детская, интересная, долгая, грустная, волшебная.
IX. Дидактическая игра «Предложение».
• закреплять понимании того, что предложение – это отдельная лексическая единица, имеющая свои особенности (смысловую нагрузку и завершенность);
• продолжать формирование связной монологической речи для выражения своих мыслей.
В данной игре задачей ребенка будет придумать и сказать предложение, в котором будет 4 или 5, или 5 слов, как попросит воспитатель.
Важно проводить это занятие после предыдущего, чтобы ребенок учился распространять свою речь красивыми и информативными определениями.
Например, не «на небе светит солнце», а «на голубом небе светит яркое, желтое солнце».
1. Ботвиньева, Т. А. Мастер-класс для воспитателей групп компенсирующей направленности для детей с ТНР.
URL// http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2013/12/22/formirovanie-verbalnykh-kommunikativnykh-navykov-doshkolnikov/ 17.04.2016г.
Дидактические игры для развития просодики у дошкольников с нарушениями речи Дидактические игры для развития просодики у дошкольников с нарушениями речи. Автор: Сытник Анна Петровна Организация: ГБДОУ «Д/С № 61» Приморского.
Дидактические игры и упражнения для развития речи детей подготовительной группы детского сада на лето Дидактические игры и упражнения для развития речи детей подготовительной группы дс на ЛЕТО ИГРА ДЛЯ ЯЗЫЧКА Вместе с малышом нужно произносить.
Дидактические упражнения для развития речи дошкольников Дидактические упражнения для развития речи дошкольников. Тема «Лето» 1. Игра «Назови ласково» Образец. Облако-облачко. Слова: комар, луч,.
Картины из подручного материала для группы Мои малыши очень любят зиму. А с каким огромным удовольствием они наблюдают за снегопадом. Радуются белоснежному, пушистому снегу, который.
Мастер-класс по изготовлению игры для развития музыкального слуха у дошкольников из подручного материала. То, что называют в быту музыкальным слухом, — это целый ансамбль разнообразных способностей и задатков: чувство ритма, ладовое чувство,.
Мастер-класс «Дидактические игры и пособия по формированию у дошкольников представлений об опасных ситуациях» «Построение работы с детьми по формированию представлений об опасных ситуациях в быту и способах поведения в них» Мастер класс Тема «Дидактические.
Методическая разработка: игровые дидактические пособия как средство развития ручной моторики у дошкольников ИГРОВЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РУЧНОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ Ручная моторика тесно связана с речевым, психологическим.