как распорядиться налоговым вычетом без электронной подписи
Как получить электронную подпись физическому лицу для налоговой
Чтобы взаимодействовать с налоговой службой дистанционно, физлицу нужна электронная подпись. Расскажем, какую подпись можно использовать в личном кабинете налогоплательщика и как ее получить.
Зачем нужна электронная подпись для налоговой
С налоговой инспекцией можно взаимодействовать в электронном виде — это быстрее и проще, чем отправлять документы по почте или посещать налоговую лично.
Для такого взаимодействия на официальном сайте ФНС создали сервис «Личный кабинет налогоплательщика для физического лица». В личном кабинете (ЛК) можно контролировать расчеты по имущественному и транспортному налогам, следить за ходом проверки поданных деклараций 3-НДФЛ, просматривать сведения о доходах.
Чтобы отправить электронные документы в ФНС через личный кабинет, нужна электронная подпись (ЭП). Для этого подойдут два вида ЭП: усиленная неквалифицированная (НЭП) от налоговой и усиленная квалифицированная электронная подпись (КЭП). Рассмотрим ниже, чем они отличаются.
Какая ЭП подойдет для налоговой: НЭП и КЭП
Оба вида ЭП придают документам юридическую силу и приравнивают их к документам с собственноручной подписью. Но есть и отличия, главное из которых в том, что НЭП от налоговой можно использовать только в личном кабинете налогоплательщика, а КЭП — и в налоговой, и в других системах, и для любого электронного документооборота.
Где и как можно использовать НЭП налоговой
НЭП можно бесплатно выпустить в ЛК, но подписывать неквалифицированной подписью заявления и документы в ФНС можно только через личный кабинет на сайте налоговой.
Какие документы можно подписать НЭП
Любой документ, который отправляете в ФНС через личный кабинет, надо подписывать ЭП. Например, в налоговую можно отправить:
Где еще можно использовать НЭП
Ключ НЭП работает только при взаимодействии с налоговой службой через сервис личного кабинета налогоплательщика. В других информационных системах и сервисах его использовать нельзя.
Чем КЭП отличается от НЭП для налоговой
Оба вида подписи можно применять на сайте ФНС в личном кабинете: подавать заявления, налоговые декларации, получать льготы. Но КЭП можно использовать в других государственных сервисах и коммерческих организациях, а не только при взаимодействии с налоговой
Например, с помощью КЭП можно:
Как оформить электронную подпись через личный кабинет налогоплательщика
Чтобы получить НЭП, сначала нужно зарегистрироваться в личном кабинете налогоплательщика.
Как получить доступ в личный кабинет
Подключиться к ЛК можно несколькими способами:
Как выпустить сертификат НЭП
Заявку на выпуск подписи оформляют в профиле личного кабинета в разделе «Получить ЭП». Чтобы перейти в профиль, кликните на свою фамилию в верхней части экрана. Сайт откроет страницу с разделами профиля, среди которых — раздел про электронную подпись.
Форма заявки предложит два варианта оформления:
Форма автоматически заполнит ваши реквизиты: ФИО, адрес регистрации, ИНН, СНИЛС. Останется только придумать пароль и отправить заявку.
Примерно за полчаса система сгенерирует сертификат электронной подписи. Им можно пользоваться сразу или скачать его на компьютер — в зависимости от того, какой вариант хранения ключа вы указали в заявке.
Такая подпись действует один год. После окончания срока действия можно выпустить новую НЭП по такой же схеме.
Как физическому лицу получить электронную подпись для налоговой в УЦ «СКБ Контур»
Подписывать налоговые документы в личном кабинете можно не только НЭП, но и усиленной квалифицированной электронной подписью (КЭП). Такую подпись выдают аккредитованные УЦ.
Как получить КЭП в УЦ Контура
Какие документы нужны для выпуска подписи
Чтобы выпустить сертификат КЭП физлицу нужно предоставить в УЦ документы:
КЭП для физлица выпускают на один год. Стоимость сертификата зависит от набора дополнительных услуг. Узнайте, сколько стоит сертификат КЭП, на нашем сайте.
В стоимость услуги включено:
Для работы электронной подписи нужна программа криптографической защиты информации, например, КриптоПро CSP и лицензия на нее. В УЦ Контура можно приобрести встроенную лицензию, чтобы использовать КриптоПро CSP на любом компьютере в течение срока действия сертификата.
Как управлять налогами физическому лицу через личный кабинет налогоплательщика
Чтобы управлять налогами в ЛК, подойдет любая подпись — и КЭП, и НЭП. Оба вида ЭП работают одинаково во всех разделах сервиса.
Из каких разделов состоит главная страница ЛК
Раздел хранит персональные данные пользователя, его контакты, историю действий на сайте. Еще в профиле можно:
Здесь отражаются начисления и задолженности по налогам на землю, недвижимость и транспорт. Там же хранится история по оплаченным суммам.
Страница отображает сведения о расчетах по страховым взносам и справки о доходах по форме 2-НДФЛ, которые направил в ФНС работодатель или другой налоговый агент.
Здесь же можно подать заявление о дополнительном доходе, который не был учтен. Например, доход от сдачи жилья в аренду и продажи имущества.
Раздел показывает информацию о всех видах вашей собственности:
В карточке каждого объекта можно посмотреть его характеристики и стоимость и выбрать объект как льготный.
Если вы нашли ошибку в характеристиках, отправьте в налоговую сообщение об ошибке из этого же раздела. Форма заполнит все поля автоматически. Нужно только исправить ошибочные данные на верные, прикрепить подтверждающие документы и отправить сообщение.
По такой же схеме можно отправить в ФНС сообщение, если личный кабинет показывает имущество, которое вам не принадлежит.
5. Жизненные ситуации.
Раздел включает в себя все варианты взаимодействия с налоговыми органами. Например, можно:
Здесь хранится электронная переписка с ФНС: заявления, сообщения пользователя и ответы и уведомления налогового органа.
Как заплатить налог
Неоплаченные начисления и задолженности отражаются в разделе «Налоги» или на главной странице ЛК. Заплатить их можно двумя способами.
ЕНП — это виртуальный кошелек налогоплательщика. Когда пользователь ЛК пополняет кошелек, деньги поступают на счет казначейства. Налоговая спишет деньги, когда наступит срок платежа, и сама распределит эту сумму по разным видам налога.
ФНС пришлет уведомление о сумме и времени оплаты налога. Сведения об оплате отразятся в личном кабинете.
Заплатить налоги через личный кабинет можно тремя способами:
Заплатить налог через личный кабинет налогоплательщика может и другой человек своей банковской картой. Но он не сможет вернуть деньги из бюджета, если перечислил больше, чем требуется.
Упрощенный порядок налоговых вычетов: как вернуть НДФЛ с 21 мая 2021 года
С 21 мая заработал закон, который упростил возврат НДФЛ с помощью вычета при покупке квартир и пополнении ИИС. Оформление будет происходить чуть ли не в один клик, а срок проверки сократится в два раза.
Новый порядок обещает быть удобным, но пока к нему все равно есть вопросы. Вот как это должно работать — и вот что стоит учитывать, если планируете получать вычеты.
Кого это касается
Новые правила касаются тех, кто планирует оформить имущественный или инвестиционный налоговый вычет и вернуть НДФЛ.
Имущественный вычет — это тот, что позволяет вернуть налог при покупке жилья и уплате процентов по ипотеке.
Инвестиционный вычет бывает двух типов:
Для типа А будет действовать упрощенный порядок возврата налога, для типа Б — автоматически формироваться и отправляться налоговому агенту справка.
Данные для этих вычетов в налоговую будут передавать банки и брокеры, благодаря обмену информацией возврат и упростится. Но прежний порядок все равно остается, при желании можно использовать его.
Как было раньше
Есть два способа оформления налоговых вычетов:
Пока налогоплательщик сам не обращался за вычетом, ему ничего не возвращали.
Что изменилось
Упрощенный порядок предусматривает проактивное оформление. То есть о праве на вычет узнает сама налоговая — и предоставляет его без обращения. Вы пополняете ИИС, банк сообщает об этом в ФНС, оттуда приходит уведомление в личный кабинет: «У вас есть право на вычет, подпишите заявление».
Камеральная проверка данных из заявления вместо трех месяцев займет один, а на возврат налога вместо месяца уйдет до 15 дней.
Вот как устроен процесс по шагам:
Условия для упрощенного порядка
Новые правила будут работать при таких условиях:
Участие в системе обмена информацией — добровольное. Если вы заплатили за квартиру через банк, который подключился к системе, то сможете вернуть налог быстрее обычного. Если банк не участвует в обмене информацией — тогда и упрощенный порядок для вас не заработает.
С 21 мая 2021 года банки могут подключаться к системе для обмена данными. ФНС говорит, что первые заявления уже направлены в личные кабинеты. Например, ВТБ стал передавать данные о пополнении ИИС — и кто-то уже смог подписать заявление, чтобы получить инвестиционный вычет.
Как получить упрощенный вычет
Специально это никак инициировать нельзя. Нужно ждать, когда в личном кабинете появится заполненное заявление. Останется подписать его и ждать денег на счет.
Но когда это заявление появится — неизвестно, потому что пока банки не спешат подключаться к системе обмена данными. Если не хотите ждать, подавайте декларацию за прошлый год. Если хотите получить вычет в этом году, упрощенный порядок вообще не поможет, нужно оформить уведомление самостоятельно.
Как узнать, какие банки подключились к системе
ФНС обещает публиковать реестр банков и брокеров, которые подключились к системе обмена. По состоянию на 24 мая 2021 там только ВТБ — и только по инвестиционным вычетам.
То есть пока ни один банк не готов передавать информацию об ипотечных процентах и оплате квартир.
За какой период можно получить вычет
Заявление будет формироваться для возврата налога за прошедший год. То есть в 2021 году банки передадут данные за 2020. Если вы купили квартиру в 2021 году, упрощенный порядок пока не сработает.
В законе написано, что право на вычет должно возникнуть в 2020 году. И к этой формулировке есть вопросы. Например, если новостройка была оплачена в 2019 году, а сдана в 2020, право на вычет возникло именно в 2020. Но откуда про это узнает банк, если не было ипотеки? Даже если и была, будут ли банки сопоставлять оплату и регистрацию права собственности?
Еще интереснее, если квартиру купили до 2020 года, но раньше не было дохода с НДФЛ — например продолжался декрет. В 2020 году доходы появились, можно заявить вычет. Банк про это не узнает: у него есть только данные об оплате до 2020 года. Вряд ли упрощенный порядок сработает в этих случаях. Банк может прислать сведения об уплаченных процентах за 2020 год, но в этом может вообще не быть смысла, если стоит цель получить обычный вычет при покупке квартиры.
Если вычет хотят получить супруги
Банк передаст в налоговую данные, что квартиру оплатил конкретный заемщик. Но, возможно, супруги хотят распределить эти расходы между собой, чтобы каждый смог вернуть НДФЛ. Упрощенный порядок это не учитывает — лучше подавать декларацию и оформлять все как обычно, с заявлением о распределении расходов.
Но остается способ вернуть налог по уведомлению через работодателя — это еще быстрее и удобнее.
Инвестиционные вычеты через работодателя не оформляются, их получают только по окончании года. Зато теперь это можно будет сделать без декларации и в два раза быстрее.
Если квартира оплачена наличными
Банк про это знать не может. Он может не знать и об авансе наличными, если квартиру купили без ипотеки. Да и с ипотекой и авансом наличными тоже сложно: вряд ли банк станет передавать данные об оплате на основании расписки. Скорее всего, в налоговую попадет только информация об оплате по счетам в банке.
В общем, не для всех сделок по покупке жилья новый порядок сработает на практике. И все данные в заявлениях нужно будет обязательно перепроверять.
Новый порядок еще будет тестироваться и обрастать разъяснениями, функциями и доработками. Все равно это новая эпоха: государство само сообщает, что должно вам денег. Остается только согласиться на возврат.
Что еще ждет налогоплательщиков
Закон о новом порядке вычетов изменил еще несколько правил. Одно из них сформулировано так странно, что это достойно отдельного разбора.
Вот что новенького с 2022 года: