къарча предводитель карачаевцев биография

Къарча предводитель карачаевцев биография

Черезъ несколько времени Карча, не плативший никогда прежде никому дани, счелъ свои обязательства по отношению къ кабардинскому князю низостью для себя и решился отказаться отъ нихъ. Поэтому, когда явились къ нему посланные отъ Кази за данью, онъ вместо дани послалъ ему связанную старую, паршивую собаку.

Кази отъ такой обиды пришелъ въ ярость и решился жестоко наказать своихъ непокорныхъ данниковъ. Собравъ сильный отрядъ, онъ явился къ карачаевцамъ. Карча хотя и предвидел беду и приготовился къ защите, но съ своею малочисленною дружиною не могъ выдержать напора сильныхъ кабардинцевъ; потому онъ оставилъ въ рукахъ победителя все имущество и семейство и съ уцелевшими своими дружинниками скрылся въ горах, потомъ перебрался въ Сванетию просить помощи у заклятыхъ враговъ кабардинцевъ — савнетовъ. Последние, сочувствуя его бедственному положению, съ радостью согласились на его просьбу.

Тогда Карча съ обновленными силами перебрался опять во владения кабардинцевъ, но такъ какъ у него войска все же было меньше, чемъ у его враговъ, то онъ не решался вступить съ ними въ открытый бой, а ограничивался набегами и захватомъ ихъ многочисленныхъ стадъ.

Однажды онъ узналъ случайно, где находится главное местопребывание стадъ самого Кази и, прокравшись ночью къ его кошу, заселъ въ такомъ скрытомъ месте, откуда свободно могъ видеть и слышать все происходящее около горящего костра пастуховъ.

Вотъ главный надзиратель за стадами Кази поймалъ самаго лучшаго изъ всего стада барана и, приведши его къ огню, сталъ делать надъ нимъ обычное омовение, для приготовлешя его въ курманлыкъ, приговаривая: «Если только Аллахъ избавить насъ въ эту ночь отъ рукъ ненасытнаго Карчи, то мы принесемъ этого барана завтра въ курманлыкъ». Карча, услышавъ это, тоже про себя сказалъ: «А если намъ благополучно удастся захватить въ свои руки эти стада, я тоже его принесу въ курманлыкъ».

Когда пастухи улеглись, Карча бросился на нихъ и, перевязавши всехъ, угналъ бывшие тамъ стада Кази. Загнавши ихъ въ безопасное мбсто, онъ поймалъ приготовленнаго уже пастухами въ курманлыкъ барана и, выведя его на средину предъ пастухами, сказалъ: «За благополучное окончание моего дела я этого барана приношу въ курманлыкъ».

Пастухи, удивившись, переглянулись между собою и невольно улыбнулись. Карча же, наблюдавший за ихъ действиями, спросилъ ихъ, чему они смеются? Пастухи рассказали, что они этого самаго барана еще вчера обрекли въ курманлыкъ за свое будущее спасете. «Я тоже еще вчера обрекъ его въ курманлыкъ за будущую удачу, сказалъ Карча: но такъ какъ вы прежде это сделали, то я возвращаю его вамъ». Потомъ, обратившись къ главному надзирателю, онъ добавилъ: «Возьми этого барана, отправляйся съ нимъ къ своему господину и скажи ему, что все богатство его находится въ моихъ рукахъ и что если онъ хочетъ его возвратить себе, то пусть явится ко мне на мирные переговоры. Я буду ждать его вонъ тамъ (при этомъ онъ назвалъ известное имъ место, очень удобное для оборонительнаго положения). Если же онъ не явится черезъ три дня, то все его богатство безвозвратно погибнетъ.

Кази, услышавши отъ возвратившегося надзирателя, что все его стада въ рукахъ врага, сильно опечалился, такъ какъ пропавшие стада его стоили гораздо дороже всего того, что онъ взялъ прежде у Карчи. Надеясь на силу и храбрость своихъ кабардинцевъ, онъ могъ бы и силою возвратить все взятое его врагомъ, но срокъ, назначенный имъ, былъ такъ коротокъ, что въ течение его онъ не былъ въ состоянии собрать такое количество войска, чтобы успешно можно было бороться съ Карчею; а потому онъ решился съ своею небольшою дружиною отправиться въ назначенное место для мирныхъ переговоровъ съ нимъ.

Остановившись на условленномъ месте, Кази повелъ переговоры черезъ переводчика, проживавшая въ то время у него, выходца изъ Крыма — Шамхала. Карча же во время переговоровъ сиделъ на одномъ большомъ камне и предписывалъ своему врагу условия мира. Онъ требовалъ отъ Кази: 1) полнаго возвращения всего взятаго кабардинцами, 2) полной независимости и 3) уплаты всехъ расходовъ по найму сванетскихъ войскъ.

На выполнение первыхъ двухъ пунктовъ Кази безпрекословно соглашался, но на третий ни за что не хотелъ согласиться. Тогда Карча пришелъ въ сильный гневъ и, привставши, сказал: «Если такъ, то пусть же Кази попробуетъ взять, свое стадо у меня силою! При этомъ онъ съ такою силою опустился на камень, что онъ съ оглушительнымъ трескомъ раскололся на четыре части». [Говорят, что этот камень и до сего времени цел, и карачаевцы, побывав на Баксане, своим долгом считают посмотреть на этот памятник силы своего родоначальника — прим. Алейников М.]

Кабардинцы, видя въ своемъ враге такую сверхъестественную силу, страшно испугались и поспешили въ точности выполнить все предложенныя имъ условия мира. После этого Карча, не желая более оставаться на Баксане съ такими безпокойными соседами, переселился въ ущелья верховьевъ реки Кубани. Переводчикъ при переговорахъ — Шамхалъ перешелъ также къ своимъ соплеменникамъ и женился на дочери Карчи.

По смерти Карчи власть его перешла къ его зятю, Шамхалу изъ Крыма, почему и потомство его стало называться князьями Крымшамхаловыми.

Учитель Карачаевскаго горскаго училища М. Алейников.

Источник

Къарча предводитель карачаевцев биография

къарча предводитель карачаевцев биография. Смотреть фото къарча предводитель карачаевцев биография. Смотреть картинку къарча предводитель карачаевцев биография. Картинка про къарча предводитель карачаевцев биография. Фото къарча предводитель карачаевцев биография

къарча предводитель карачаевцев биография. Смотреть фото къарча предводитель карачаевцев биография. Смотреть картинку къарча предводитель карачаевцев биография. Картинка про къарча предводитель карачаевцев биография. Фото къарча предводитель карачаевцев биография

Ata üy запись закреплена

Выдающийся сын карачаево-балкарского
народа Карча родился в 1367 году в семье
Темирболат-бия (князя Темирболата) в
г.Темиркан-кала (в районе нынешнего г.
Лермонтов).

Как пишут хазарские летописцы Ботай и
Барлыу, отец Карчи был из карачаевцев-
капыказов ( в летописи «Къапыкъаз
къарчайлар»), живших в районе Бештау. Мать Карчи Ариуджан Томаева была из
карачаевцев-баксанцев (в летописи
«басханыкъ къарарачайлар»), живших в
крупном (по тем временам) населенном
пункте Кармак-кала, расположенном вблизи вы хода из Баксанского ущелья.

Имя Карчи и его сподвижников Науруза,
Будияна, Трама, Адурхая (в летописи Науруз, Будуан, Турам, Аттуркай) широко известно в карачаево-балкарском народе, о них много легенд и преданий.

После трехдневного отдыха Карча и его
спутники поднялись выше по р.Баксан и «он тёртюннюк толзан окэкинник джыл джайын айнасы онглтынныкъ кюнеги Элджурт къаласын салыкгы башлайыр болдукъ».
Однако спокойная жизнь продолжалась
недолго. В 1419 году на обезлюдевшие земли карачаевцев-кабаров пришло племя с предводителем по имени Кайтук. Вскоре они начали грабить сильно, поредевшие и ослабевшие местный племена и, наконец, добрались до Кармак-калы.

Жизнь на новом месте Карчи и его людей
была омрачена не только этой историей. В
1423 году был предательски убит его
единственный сын юноша Джантууган.
Видимо, под влиянием этого горя, после
неоднократных приглашений жителей
Кубанского ущелья Кар ча и жители его
селения «. он тёртюннюк толзан джый-
ырымман тёртюннюк джыл эккинник джасын айнасы онючюннюк кюне Къартджуртха кетейир болду» («в 1424 году, в тринадцатый день второго месяца весны Карча с 248 жителями Эльджурта приготовился отправиться в Къортджурт»)..

После создания органов государственного строя и народной власти республики, Карча с частью своей армии выехал для установления и закрепления границ нового государства. В Архызе Таутёрек-кале его встретили со слезами радости, рассказали о постоянных вторжениях из-за перевалов, грабежах, угоне
скота. Задержавшись на несколько дней,
Карча дождался очередного нападения
грабителей. Истребил всех, со своим отрядом перевалил через перевал, явился к «кызылбекам», взял заложников и большой выкуп за прежние грабежи, получил клятвенное заверение, что больше грабежей не будет. Такое же повторилось еще на одном участке южной границы республики. Объехав и утвердив границы на юге, западе, севере и
востоке, Къарча со своими воинами вернулся, наконец, в «Уллуз Къарачай». С этого времени на территории, подвластной Карче, установился мир, порядок и благоденствие. Через 6 лет (в 1430 году) в Карт-Джурте состоялся большой народный праздник, куда прибыли люди из всех четырех округов.
Праздник открыл Карча. Взойдя на
возведенный трон, он произнес великолепную речь, воздав хвалу и славу богам Тейри, ниспосылавшим его народу мирную и счастливую жизнь в течение шести лет, за обильные урожаи полей и растущие стада домашних животных. Он пожелал жителям своей страны мирной, счастливой жизни,рождения как можно большего количества детей.

Вслед за этим состоялся парад войск. Перед Карчой и собравшимся народом прошло войско, созданное Карчой.

В течение 34 лет «правления» Карчи и еще
пяти лет после его смерти никто не посягал на его республику, не было ни одного грабежа, нарушения, границ, несмотря на значительную протяженность границ и удаленность резиденции Карчи от западных, восточных и северных границ. Умер Великий Карча /
октября 1458 года. На его похороны прибыли толпы народа со всех чанкаров (округов) республики «Бирсил Къарчай». Рыдал народ, рыдали его верные сподвижники Науруз, Будиян, Трам, Адурхай.

Источник

Къарча предводитель карачаевцев биография

[ Умар Джашуевич Алиев (1895—1937) родился в ауле Карт-Джурт. Происходит из рода карачаевских узденей Алиевых. В 1902—1914 годах обучался в различных учебных заведениях Карачая, Кабарды, Балкарии, получил высшее мусульманское образование. С приходом советской власти возглавлял отдел горцев Кавказа в Наркомнаце. Работал начальником горского отдела при Северо-Кавказском ревкоме (с 1920 года), председателем ревкома КЧАО, директором Северо-Кавказского краевого НИИ истории, экономики, языка и литературы, директором Музея горских народов. В 1921—1922 годах был в числе инициаторов объединения карачаевцев, черкесов и других народностей в рамках автономной области; являлся одним из организаторов КЧАО. Известен как учёный, автор «Нового карачаевского букваря» (1923), «Русско-карачаево-балкарского словаря», «Карачаево-балкарско-русского словаря», учебников «В единении — сила», «Карачаево-балкарская грамматика», книгу «Карачай», очерка «Кара-Халк» («Черный люд») и др. — прим. Zolka.ru ]

ПОЛОЖЕНИЕ КАРАЧАЯ К МОМЕНТУ ФЕВРАЛЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

(Главные этапы исторического развития Карачая)

ПРОШЛОЕ КАРАЧАЕВЦЕВ. НАЗВАНИЕ «КАРАЧАЙ». ОБРАЗОВАНИЕ КАРАЧАЯ. КАРАЧАЙ ДО КАРАЧАЕВЦЕВ. ПРОЦЕСС АККУМУЛЯЦИОННЫХ МОМЕНТОВ. ЯЗЫЧЕСТВО И ИСЛАМ. ПОКОРЕНИЕ КАРАЧАЯ. НАИБЫ (ЭМИССАРЫ) ШАМИЛЯ В КАРАЧАЕ.

къарча предводитель карачаевцев биография. Смотреть фото къарча предводитель карачаевцев биография. Смотреть картинку къарча предводитель карачаевцев биография. Картинка про къарча предводитель карачаевцев биография. Фото къарча предводитель карачаевцев биография

Откуда и когда пришли карачаевцы в занимаемые ими ныне места, заняли ли они пустые земли или нашли здесь население, оттеснили ли они это население, истребили ли его или слились с ним — все эти вопросы легко ставить, но трудно дать определенный ответ хотя бы на один из них.

Источники, из которых можно черпать сведения для решения этих вопросов, многочисленны и разнообразны; изучение обычаев, языка, психологии, физического типа, археологии и истории — все это может быть ценным материалом. К сожалению, во всех направлениях для изучения прошлого карачаевцев сделано немного, но данные, имеющиеся у нас, мы приводим.

Название «Карачай» объясняется различно, но безусловно, этот термин тюркского происхождения и происходит от двух слов: «кара» — черный и «чай» — река, в общем — «Черная река». Карачаевцы считают свое название идущим от имени их родоначальника, некого Карча, отличавшегося храбростью и умом, и руководившего переселением в верховья Кубани.

Существует у них и другая версия: будто бы название их племени произошло от употребления ими в прежние времена одного растения, дававшего черный чай и ныне в изобилии произрастающего в горах Карачая — «кавказская черника».

Переселение в долину Кубани произошло, согласно преданию, следующим образом: карачаевский охотник по имени Боташ охотился с товарищами на высотах Садырла (к северо-западу от Эльбруса) и попал случайно в долину Уллу-Кама. Местность эта, совершенно необитаемая, покрытая девственными хвойными лесами и богатая дичью, очень понравилась Боташу. Он пробыл здесь несколько дней и подробно осмотрел окрестности. Перед возвращением домой охотники посеяли на месте своей стоянки при слиянии Уллу-Кама и Хурзука несколько зерен ячменя из имевшихся у них в «хазыре», а когда в следующем году они вновь посетили это место, то увидели, что ячмень дал богатый урожай.

После этого народ, соблазнившись рассказами Боташа, переселился в долину Кубани. Здесь было основано первое селение на месте современного Карт-Джюрта и названо «Эль-Тюбе». Впоследствии Боташ вздумал завладеть заселенной открытой им землею, но был убит по приговору общины, а оставшиеся после его смерти двенадцать сыновей переселились в Кабарду и Балкарию (где поныне имеются Боташевы).

Спустя некоторое время двое из сыновей Боташа возвратились в свою общину, были приняты, наделены земельными участками наравне с прочими членами общины и сверх того каждому из этих сыновей было отведено по одному лишнему участку «канилепин», как кровная плата. Такой порядок распоряжения землей подтверждает мнение, что население владело землею на общинном праве и в то время не имело никакой сословной организации.

Таким образом, водворившись на новом месте и избавившись от всяких обязательств в отношении кабардинцев, эти независимые переселенцы образовали первый аул на правом берегу реки Кубани, назвав его Карт-Джюрт (старый аул) и с тех пор переселенцы эти среди других горских племен стали известны под наименованием «Карачай» [ К 1639 году относится первое письменное свидетельство о существовании этнографической области Карачай и карачаевцах: оно содержится в статейном списке российского посла в Мегрелию Федота Елчина. Также, на «Карте Чёрного моря» Жана Шардена, датированной 1672 годом, дано название Карачиоли (Carachioli). — прим. Zolka.ru ].

С образованием этого поселения к нему начали стекаться из Сванетии, Мингрелии, Абхазии, Дагестана и Кабарды беглые и рабы, иногда со своими семьями. Этих пришельцев карачаевцы охотно принимали в свою среду, нуждаясь в них для защиты от беспрестанных нападений абазинского и кабардинскою племен.

По мере увеличения населения возникли аулы Учкулан и Хурзук. Затем лет 300 с лишним тому назад [ т.е. примерно в 17 веке — прим. Zolka.ru ] были основаны аулы Дуут и Джазлык в долине р. Дуут. Эти пять селений называются «Старым Карачаем». Кроме них, по умиротворению края, русское правительство в шестидесятых годах прошлого столетия, определившее общее пространство земель для Карачая на добавленных ему после того по смежности землях, построило там новые селения: на р. р. Теберде, Кубани, Маре и Джегуте из выходцев из селений Старого Карачая. Селения эти следующие: Тебердинское (в 1868г.), Сентинское (в 1870г.), Каменномостское (в 1870г.), Маринское (в 1875г.) и Джегутинское (в 1883г.), носившие впоследствии назв. «Новый» или «Малый Карачай».

Малодоступная и пустынная, окруженная скалистыми горами и заросшая лесом местность эта, с единственной дорогой по ущелью р. Кубани гарантировала поселян от вторжения соседних племен.

Карачаевцы застали свои кубанские ущелья, а также ущелье Теберды вплоть до Хумары совершенно свободными от населения. Распространение карачаевцев по этим ущельям шло беспрепятственно. Горная тишь, красиво оттеняемая рокотами Кубани и Теберды, нарушалась только криками карачаевских пастухов и мычанием их стад. Между тем, было время и это было задолго до прибытия карачаевцев, ущелья эти, и особенно ущелья Теберды, кипели жизнью. Караваны из древнего Сухума шли вереницей через Клухорский перевал, везя византийские, генуэзские и грузинские товары.

Почти сплошное население находим в развалинах между Сентами и Хумарой. Развалины церквей, часовен, башен, построенных в неприступных местах, обширные кладбища, все это встречается во множестве и свидетельствует о том, что население было довольно густым. Архитектура храмов, отражающая на себе влияние Византии, заставляет предполагать время их постройки в X-ХI вв. Как указывают исторические справки, край этот в эпоху наибольшего расцвета Грузии, в X-XI столетиях, находился в сфере ее влияния и, может быть, принадлежал ей; в Хумаре была кафедра грузинского епископа.

В X веке, в эпоху расцвета Абхазо-Грузинского царства, христианство уже распространилось в бассейне Теберды и Зеленчука. Хумаринские, Сентинские и Зеленчукские храмы уже стояли на своих неприступных высотах. Принадлежность этих храмов к X веку была с очевидностью подтверждена найденными в 1908 году в Сентинском храме золотыми монетами с изображением Константина и Василия — императоров Византийских, братьев Анны — жены Владимира. Это была эпоха наибольшего развития византийской торговли по берегам Кавказского побережья.

Что же за народ составлял это прежнее население и когда он мог отсюда исчезнуть? Некоторые факты заставляют предполагать, что это были аланы, которых, как это было установлено исследованиями проф. Миллера, нужно считать предками современных осетин.

В своих «Осетинских этюдах» проф. Миллер приводит примеры топографических названий местностей к западу от Эльбруса, в том числе и в пределах Карачая, являющихся словами иранского происхождения. Возможно, что предки современных осетин, или аланы, уже вытесненные из западных областей их прежнего распространения, могли частью еще удержаться в малодоступных ущельях Карачая. Подобное заключение можно вывести из того факта, что уже тогда, когда осетины занимали их современную область распространения, имя «алан» [2] еще сохранилось в памяти соседних народов и связывалось с областью истоков Кубани.

Крымские татары, вероятно, и были тем тюркским народом, который начал теснить жившие у Азовского моря племена адыге и вызвал тем значительные народные передвижения.

Самое значительное из племен адыге — кабардинцы двинулось вдоль Кавказского хребта на юго-восток и вытеснило при этом алан из гор Западного Кавказа, загнав их в современную горную Осетию. Само же осело в теперешней Кабарде. Возможно, что после исчезновения иранского элемента из страны к западу от Эльбруса, в некоторых глухих ущельях истоков Кубани могли удержаться некоторое время изолированные остатки предков осетин; благодаря этому, быть может, имя алан и держалось за населением этих мест почти до конца XVIII столетия. В конце концов и эти остатки, вероятно, исчезли, после чего область была занята новыми пришельцами тюркского происхождения, предками карачаевцев. На них-то соседние народы и перенесли наименование прежнего населения, воспоминания о котором были еще свежи в их памяти. Откуда пришел этот тюркский народ — вопрос довольно темный.

Крымское происхождение карачаевцев, на которое намекают их предания, имеет известную долю вероятности. Сведения о набегах крымских татар на Северный Кавказ засвидетельствованы историей. Как известно, в середине XVI столетия кабардинские и ногайские князья, желая избавиться от притеснения крымских ханов, обращались за помощью к Иоанну Грозному. В кабардинских преданиях сохранились многие эпизоды борьбы этого народа с крымскими татарами и набегов последних на Кабарду. Последний из этих набегов имел место в 1707 г. при Хане Каплан-Гирее, когда татары вторглись в область Пятигорья и проникли даже на Баксан.

Возможно, что во время одного из этих походов часть крымцев попала в ущелья верхней Кубани и здесь осталась. Остается еще рассмотреть вопрос о родственных отношениях карачаевцев и балкарцев в быв. Терской области. Балкарцы, поселившиеся на восток от горы Эльбрус, и карачаевцы составляют одну и ту же народность; они только с давних времен разъединены между отрогами горных пастбищ. Правда, эпос карачаевцев совершенно осетинский; герои их сказаний — те же нарты, ведущие борьбу с могучими, но глупыми великанами (эмегенами). Имена карачаевских нартов — видоизмененные осетинские. Это обстоятельство, однако, отнюдь не является доказательством непосредственного соприкосновения этих двух народов или их смешения.

Эпос мог быть заимствован карачаевцами от кабардинцев или балкарцев, которые тоже приняли осетинский эпос, распространившийся также и среди чеченцев и абазинцев. Напротив, карачаевские сказания совершенно не упоминают ни одного народа, в котором можно было бы узнать осетин и с которыми карачаевцам приходилось бы сталкиваться во время их странствований. Можно поэтому думать, что если карачаевцы и включают в себя некоторую долю осетинской крови, то значительно меньшую, чем балкарской, которую они и восприняли путем метизации. Последнее заключение находит себе подтверждение в некоторых различиях физического типа. По исследованиям Вырубова, среди балкарцев наблюдается довольно значительный процент светловолосых и серо-голубоглазых субъектов, тогда как среди карачаевцев они встречаются как единичные исключения. Между тем известно, что среди всех народов Кавказа осетины являются почти единственными, среди которых блондины наблюдаются довольно часто.

Какие же этнические элементы принимали участие в создании физического и духовного типа карачаевцев? Предания рассказывают, что во время пребывания карачаевцев на Архызе (Архыз — верховья Б. Зеленчука) к ним присоединился Хубия, сын кизильбекского (абазинского) князя, сделавшийся родоначальником большой впоследствии фамилии Хубиевых и Хачировых. Фамилии Тохчуковых и Тамбиевых, несомненно, кабардинского происхождения, т.к. роды эти имеются также в Кабарде. «Уже самая этимология фамилий, очень многочисленных, — пишет Б. Миллер, — указывает на их «заграничное» происхождение; таковы напр.: Кумыковы, Калмыковы, Ногаевы».

К приведенным примерам мы добавим еще несколько. Так, очень многолюдная фамилия Эбзеевых ведет свое происхождение из Сванетии (эбзе — карачаевское название сванетов); фамилия Айбазовых армянского происхождения, Алиевых — кумыкского, а Урусовых, Семеновых и Халкечевых — русского. Относительно последней фамилии карачаевцы говорят, что она имеет родоначальником беглого русского солдата — Семена, а Халкечев — из донских казаков; Айдобуловы — из малгарцев. Можно думать, что и среди фамилий, ведущих происхождение от одного из главных родоначальников — Науруза, Будуяна или Адурхая, многие ветви родословной на самом деле не связаны кровным родством с главным стволом и обязаны своим возникновением выходцам из соседних стран.

Дело в том, что у карачаевцев существовал обычай, которым чужеземцы приобщались к одному из существующих уже родов, а не становились основателями новых. Это совершалось путем символического акта — прохождением пришельца под палкой, которую держали обыкновенно старейшие представители рода — восприемники. «Пройти под палкой» должны были и восприемники. Такое принятие в род было выгодным как для принимаемого, так и для воспринимающего рода; первый сразу становился полноправным членом древнего и уважаемого рода, на помощь и защиту которого мог рассчитывать, а для второго было лестно увеличить число своих членов, что придавало ему большую силу и значение. Подобные чужеземцы, приемыши рода, назывались «братьями из-под палки» в отличие от братьев «головешников», т.е. кровных братьев, уносивших при разделе из отеческих очагов головни для новых очагов. Этот обычай вышел из употребления всего лишь 30-40 лет назад.

Все эти факты подтверждают мнение, что в состав карачаевской народности вошли самые разнообразные этнические элементы: адыгейский (кабардинцы), картвельский (сванеты), абхазский, иранский (осетины), кумыкский и др. Эти последовательные наслоения в значительной степени стерли основные тюркские черты племени и отразились как на физическом его типе, так и на духовных его свойствах.

Алиев У.Д. «Карачай». Ростов-на-Дону. 1927г.

1. Алейников М. — Карча (Карачаевские сказания. Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Т. 3. Тифлис, 1883)
2. В связи с этим осталось у карачаевцев слово «Алан» (товарищ — У. А.). Аланский народ в течение нескольких столетий господствовал над всем Кавказом как по северному, так и по южному его склонам. Сборник сведений о кавказских горцах., т. IV, с. II.

Источник

I.I О легендарном предводителе Къарче

Патчахла махталадыла, патчахла сёгюледиле,

Джюзджыллыкъла артында огъурлу патчахымса,

Къыйынлыкъ хорлаялмагъан бу таулу халкъымы

Эрттеги къаяла ичинде башламыса.

Джашыртын сатаргъа излеген тамам кёпдю,

Мен сенлей сермеширме ала бла ачыкъ!

Къарча, сен ёмюрле артында джыкъгъанынгча,

Халкъланы джауларын къолубуз бла джыкъ!

« В восьмом месяце 1374 года мы с отцом завершили писать книгу о кыйырманнах из племени хазар, живущих в Крыму, на берегах Крыма, в Тюбютаракканне.

В третьем месяце 1378 года я с отцом перешёл из Крыма в сторону Кубани. Мы прошли по берегам реки Аксуу, Кубань, Терек и начали писать то, что мы видели об истории горных карачаевских алан и равнинных хазар…»

Так они, отец и сын, отправились в путешествие по тем местам, где в то время жили хазары. По пути они побывали во многих местах и населённых пунктах, у многих племён. Исходя в течение года многие земли, записали много исторических сведений и вернулись в крепость Темиркан. Остановились в гостях у князя Темирболата. Там присутствовали на скачках воинов кавказских карачаевцев. В доме Темирболата гостили пятнадцать дней. Темирболат попросил Ботая обучить подростка Къарчу хазарской грамоте.

Первое упоминание о Къарче относится к августу 1374 года.

Из этого выясняется, что в 1378 году Къарче было одиннадцать лет. Значит, он родился примерно в 1367 году.

Къарча пошёл с ними. Ботай обучал его хазарской и греческой грамоте. В крепости Карасуу учился пять лет, затем вернулся в Темиркан къала. У него отец – Темирболат бий, мать – Ариуджан, четыре брата и сестра Кюлсюнай, которая была замужем за Коджаком – братом тогдашнего крымского хана. Къарча был шестым ребёнком в семье Темирболата. Он был вождём Къапыказских хазаров. Об этом в книге Н. Хасанова написано так : «Къапыказ хазарланы бийи Темирболат деу, джигит Хазар-Окъну юзюгюнден болад».

Отцом Темирболата был Хазар-Окъ. Он был вождём всех хазарских племён. Его отец Себил был сыном Деулеза. Об этом свидетельствуют следующие строки из названной выше книги :

Тинсир юзюгю Деулез уланы

Болуп сослан ташдан эки уланы,

Кёбеир болсун деп атай ол бирине Себил…

Отцом Деулеза был хан Сабур.

Мастерству воинскому Къарча учился у Джанибека.

Ко времени нашествия Тимура, как свидетельствует летописец, Къарче было 24 года. Воевал против захватчиков, попал в плен к Тимуру, угнан в Бухару. Продан в рабство, но и там боролся на стороне противников Тимура. Бежал с двенадцатью воинами (чорала) сначала в горы Тарык, оттуда переправился в Крым, жил у сестры, женился на дочери Барлыуа – Баллиу. У него родился сын Джантуугъан.

«…родоначальник карачаевских князей Къарча почитался за родственника Аксак Солтана Турецкого. Первым браком он был женат на представительнице Султано – ханских родов «. ( Н. Г. Петрусевич, ЦГА РСО – А. Ф. 262 Сп 1 Д 113 об. – 114).

Къарча очень скучал по родине, решил вернуться домой, на родину Къараджурт. Къарча, Барлыу, Коджа (зять Къарчи) с семьями, Науруз, Турам, Аттуркъай, Будууан с семьями, 12 воинов – джагатаев с семьями – всего около 200 человек отправились в путь. По пути видели сожжённые, разрушенные войском Тимура сёла. Къарча сильно переживал. Вот тут, по возвращении на родину, и начинается деятельность легендарного Къарчи, которая прославила его имя на века.

Вскоре после возвращения Къарчи домой совершилось нашествие Тамерлана.Тогда Къарче было 24 года, а не 11 или 12 лет, как говорится в преданиях. Он отважно сражался против захватчиков, раненым попал в плен и был увезён в Бухару, где продан в рабство кипчакскому Аттаю. Из плена ему удалось бежать с 12 воинами ( чорала ) в горы Тарык, а оттуда они перебрались через Переднюю Азию в Крым к сестре Къарчи Кюлсюнай, где Къарча был приставлен учить военному делу семнадцатилетнего Науруза, своего племянника. Здесь он женился на дочери Барлыу – Баллиу, и у него родился сын Джантуугъан. При этом тесть Къарчи Барлыу не упоминает, что у Къарчи была жена первым браком из солтано – гиреевского рода Крымских ханов.

Къарча очень тосковал по родине, да ив Крыму начались междуусобицы. Он решил вернуться на родину, в Караджурт. С ним пошли его зять Коджак и тесть Барлыу, Науруз, Турам, Аттуркай и Будууан с семьями, 12 воинов – джагатаев (потомки второго сына Чингисхана Джагатая с семьями) – всего 200 человек.

Бирсил Карачай был разделён на четыре чанкара: Уллу ( Большой ) Карачай, Капыказ, Кобаказ и Тюзер. Къарча стал высшим Элмендером (Эмиром ). Он назначил элменами Науруза, Турама, Будууана, Аттуркая, Барлыуа, Крымшамхала, Боташа. Затем он установил и укрепил границы Бирсил Карачая, отразив набеги соседей и сделав военные рейды по их территориям. Приводится перечень этих племён в хазаро-аланской летописи.

Через шесть лет Къарча умер. После его смерти эмиром Бирсил Карачая стал Боташ, поскольку незадолго до этого сын Къарчи Джантуугъан, наследник престола, был вероломно убит. После смерти Боташа Бирсил Карачай, то распадаясь на отдельные княжества, то объединяясь, просуществовал до 1502 года. Тогда крымский хан Менгли – Гирей особо жестоко обошёлся с племенами, населявшими Бирсил Карачай из – за их верности Ахмат – хану Золотоордынскому. После чего их остатки стали лёгкой добычей для соседей, сторонников Менгли – Гирея.

Приведем в подтверждение сказанному следующие выдержки из книги

Н. Хасанова: «Отметим самый важный момент в его деятельности: в 1424 году с 248 людьми Къарча переехал из Эльджурта къала на Басхане в Къараджурт в Уллу Карачае. Сразу предложил трём племенным группам – хазар, койман и алан соединиться в единое объединение «Бирсил Карачай». Это было одобрено всеми. Новое государственное объединение разделил он на 4 чанкара: 1) Уллу Къарачай, 2) Капыказ, 3) Кобаказ, 4) Тюзер. Къарча стал высшим Элмендером, назначил элменов: Науруза, Турама, Будууана, Аттуркая, Барлыуа, Крымшаухала, Бораша, затем с воинами объехал и установил границы Бирсил Карачая. В этот период много сделал для защиты его от набегов соседей».

Хочу в своём исследовании написать биографию Къарчи. Запись с его слов из вышеназванной летописи.

На востоке империи Тамерлана взбунтовались кашгарцы. Мы с Наурузом примкнули к ним, кашгарцы выбрали меня своим вождём.

Из Кашгара мы пошли к взбунтовавшимся киргизам и объединились с ними. Киргизы дали мне породистого коня. Оттуда мы пошли к взбунтовавшимся комулам и вместе с ними одолели войска Тамерлана. Потом мы вернулись в Кашгар и два года вели успешные бои с войсками Тамерлана. Зов родителей не выходил из моей головы, моя земля Сибилти, Горный Кавказ-родина, всегда жили в моём сердце, в моих глазах. Я с Наурузом и двенадцатью воинами пошёл в горы Тарык (Черноморское побережье Кавказа), а оттуда в Крым, в крепость Карасуу».

(Далее повествование идёт от имени Барлыу).

« Его сестра Кюлсюнай была там замужем за Конджаком. Къарча женился на моей дочери Баллиу. У дедушки Конджака в ханских войсках Къарча стал военачальником. После смерти хана на его место избрали кумана. Умер мой отец Ботай. Къарча сообщил нам, что хочет вернуться на родину в Караджурт. Къарча, Баллиу, Джантууган, Кюлсюнай, Конджак, Науруз, Турам, Аттуркай, Будууан с жёнами и детьми (всего 200 человек) двинулись в путь. Из крепости Карасуу пришли в Тюбютаракган (Тьмутаракань), оттуда (через Керченский пролив) перешли в Сибилти. На берегу Кубани, у мастыков, осевших у айдыков из племени кипчаков, ночевали два дня. Потом гостили на берегу реки Дженлик в крепости Элтурук у тауказов. Там провели всю зиму. В этой местности у тауказов, у карачаевских алсунаров из племени алан после нашествия Тамерлана осталось 33 двора. Пришли кызылбеки из племени эпсуу (абазы) для грабежа. Къарча сказал, что им нет здесь места и погнал с берегов Дженлик и Элабар (Лаба). Потом мы пошли в крепость Таутерк и остановились в гостях у айырыказов из племени хазар. Здесь после нашествия Тамерлана осталось 114 дворов».

Къарча жил со своим народом сперва в Баксанском ущелье, в Эльджурте, укрепляя границы своей территории. Здесь родилась у него дочь Ариуджан. Она вышла замуж в день божества Сыяр за Крымшамхалова Сайлара. К этому времени Ариуджан осиротела. После смерти своего сына Джантуугъана жена Къарчи скончалась. Зять легендарного Къарчи во всём оказывал ему помощь и поддержку.

Сохранилась песня самого Къарчи, которую он сложил своей исторической родине Сибилти и которую исполнил в день свадьбы своей дочери.

Адыл джерим Сибилти

Узакъ джерде, киши джерде айлана,

Адыл джерим, сени мен кёп кюседим.

Тансыгъыма ёзге мадар табалмай,

Тюрсюнюнгю тюшлеримде изледим.

Адыл джерим, туугъан джерим Сибилти,

Айыкъ тёрюм, джандан сюйген Сибилтим,

Менге учар къанат берген Сибилтим.

Сибиллеге нарт тил берген Сибилти,

Нарт юзюкню джюрегисе, Сибилтим.

Джюрек къоймайд, тынгы джокъду джаныма,

Туугъан джерим кёзден кетмейд, чакъырад.

Бешик джырым, шоркъа суула, тауларым.

Тансыгъыма тансыкъ къоша тахсырад.

Джолоучулукъ мени бир да мычытмай,

Келип тюшдюм тозап тургъан джериме,

Туугъан джуртум, ата юйюм, арбазым

Бердиле кетмез таукеллик кёлюме.

Тансыгъымы, кюсегими алалмай,

Хансын, ташын эркелетдим, джаладым.

Келди насып, къууанч келди, тёр берди,

Болдум бёгек, дуниягъа уяндым.

Адыл джерим тобугъуна олтуртуп,

«Балам»,- деди, къойнуна къаты къысды.

Татлы, джылы ана къолу нюр чача,

Башымы, къашымы назик сылады.

Энди алгъышд хар атлагъан атламым,

Джашау джолун джашнатаса, кёресе.

Учар къушлай мийиклеге талпытып,

Адыл джерим, къагъар къанат бересе.

Ахшылыкъгъа, игиликге аманат,

Халкъым, болсун сени джанынг аманат,

Къууанчынгы хар кюнде кёрейим,

Сени алгъыш тилеклеге джёрейим,

Адыл джерим, туугъан джуртум Сибилти,

Айыкъ тёрюм, джандан сюйген Сибилтим,

Тансыкъ тиним, джан къууанчым – Сибилтим,

Менге учар къанат берген Сибилтим,

Сибиллеге нарт тин берген Сибилти,

Нарт юзюкню джюрегисе, Сибилти.

Таза иннетин, кёлюн ачыкъ айтды

Къушджетер, къушджюрек Науруз.

Джырлап, джюрек къууанчын айтды

Къарачай намысны сюйген Науруз.

I.II. Карчаевы в Балкарии

къарча предводитель карачаевцев биография. Смотреть фото къарча предводитель карачаевцев биография. Смотреть картинку къарча предводитель карачаевцев биография. Картинка про къарча предводитель карачаевцев биография. Фото къарча предводитель карачаевцев биографияСамым первым поселением в Балкарском обществе, по словам местных старожилов, считается селение Сауту. Об этом пишет в своём историческом очерке « Балкария» и мой земляк Мусос Абаев. Очерк им был издан в 1911 году в Париже в журнале «Мусульманин». Есть здесь следующие строчки, которые подтверждают эту мысль: «…потомки рода таулу составляют теперь жителей посёлка Сауту…». Селение Сауту местные старожилы называли и называют Къарча – аул (атаул). Род Карчаевых до депортации их 8 Марта 1944 года проживал именно здесь. Он 28 ноября 1942 года сполна испытал на себе трагедию, которая сегодня называется Черекской трагедией, во время которой погибло 22 человека из этого рода, тем временем, как его сыновья храбро сражались на различных фронтах Великой Отечественной войны с гитлеровцами, как и другие их односельчане. 11я стрелковая дивизия во главе с капитаном Накиным 28 ноября совершила акт геноцида в селении Сауту. Бойцы отряда действовали дерзко и беспощадно. Они забрасывали в окна домов гранаты, взрывали, ломали двери и окна, врывались в дома мирно спавших жителей, выводили стариков, женщин, детей, хладнокровно расстреливали их без разбора. Трупы своих жертв энкавэдэшники сжигали вместе с домами.

Утром следующего дня командир отряда Ф. Накин докладывал подполковнику Шикину: « Доношу, что с 23.00 до настоящего часа веду бой. В 5.00 28.11.42 г. Очищен кишлак Салты (Сауту)…Трупов насчитывается до 1200 человек. ». Во время погрома селения было уничтожено 740 человек. Из рода Карчаевых убито 22 человека.

Вот как описывает тот кошмар народный поэт Кабардино-Балкарии, Почётный гражданин г. Нальчика Сафар Макитов в своей поэме Ауул Сауту

Аул Сауту

И не было спасения нигде

От этого свирепого вторжения,

Когда солдаты войск НКВД

Детей и женщин взяли в окружение.

Дверь сакли не желают открывать?

Взрывай очаг гранатою-лимонкой!

Израненная выбегает мать,

Прижав к груди убитого ребёнка…

И вот уж обезлюдевший аул

Огнём всепожирающим охвачен,

И ветер песнь печали затянул

Над свежим пеплом свежим и горячим.

Пылал во всю аул – не час, не два,

И зарево текло по небосводу,

И пахли гарью камень и трава,

И пепел осыпал речную воду…

Аул высокогорный Сауту!

Ты в тьму времён уходишь без возврата!

Встречал зарю когда – то первым ты,

Последним провожал лучи заката.

И кроме дыма мирных очагов,

Ты много лет не знал иного дыма…

И ты погиб не от руки врагов,

Не от лавин судьбы неотвратимой.

Не от землетрясенья ты погиб,

Не от обвала, не от камнепада.

Не трокула беда скалистых глыб,

Живое истребляя без пощады…

От подлости погиб, от клеветы,

От беззаконья, от произвола…

Аул высокогорный Сауту,

Ни очага, ни плуга, ни косы,

Лишь серая зола, как знак печали…

Сбежавшие с твоих подворий псы

В кустарниках окрестных одичали…

И вой их оглашал дремучий лес,

Взывая к выси, леденяще синей…

«Сгорел аул – и слух о нём исчез,

Его сыны рассыпаны в чужбине…»

Моля о правде, хлебе и воде,

Этапы шли в пустынях безответных…

А генералы войск НКВД

В те дни сходились у столов банкетных.

Докладами начальство веселя

Об исполнении зверского приказа,

В мундирах протыкали дырки для

Наград за «очищение Кавказа»…

Кому – медаль, кому – высокий чин

За разорённый край давал им Сталин…

А ветер плакал средь седых вершин,

Средь праха, запустенья и развалин…

Прошли те годы, как кошмарный бред,

Вернулись горцы в старые селенья,

Но долго тяготел ещё запрет

Над правдой о жестоком преступленье…

И до сих пор разрушенный аул

Безлюден, пуст – потомкам в назиданье.

И вечен гор почётный караул

Пред жертвами насилья и изгнанья.

«Сгорел аул – и слух онём исчез…»

Нет, не исчез! Пока балкарцы живы,

Как колокол под куполом небес,

Звучат в душе его сынов призывы.

О геноциде мирных жителей балкарских сёл Черекского района в ноябре – декабре 1942 года в народе слагают стихи и песни. Автором одной из таких песен является заслуженная артистка Кабардино–Балкарской Республики, актриса балкарского драматического театра имени К.Кулиева Раиса Токумаева. Её песня называется «Вечный плач». Текст её написан на балкарском языке. Не стану переводить на русский язык, так как не будет столь потрясающим содержание.

Уллу Малкъар дейле, Уллу Малкъар дейле

Бу тау ауузунда эллеге.

Сауту эли дейле, Глашлары дейле

Къара къанла жаугъан жерлеге.

Къызыл аскерибиз, кеси аскерибиз

Элни тёгеригин алдыла.

Ёмюр – ёмюрлеге айтыла турурча,

Бир уллу къыйынлыкъ салдыла.

Кечени белинде жукъу арасында

Былай армау болгъан анала,

Огъурсуз окъладан къыркъылып тюшелле,

Тау улакъчыкълача, балала.

Къозулу къойлагъа бёрюле чапханча,

Къан жугъу болуп тишлери,

Бирден къырып алып, сора ёртен салып,

Ма былагъа этген ишлери.

Ёмюр – ёмюрледе унутулмаз кибик,

Аллай къыйынлыкъ салдыла.

Юйюрлери къаннга къатыш болгъан кече

Атала урушда къалдыла.

Таулу аналаны къайсына жиляйыкъ,

Кече эшиклери къагъылгъан,

Сабийлеге тиймей, мени ёлтюрюгюз деп,

Жан алыучулагъ жалынган.

Къырылгъан анала, къырылгъан сабийле –

Санап табылмайды санлары.

Къагъанакъчыкъланы къан ырхы болгъанды,

Бешикледен акъгъкн къанлары.

Къарыусуз къартланы, жарлы аналаны

Огъурсуз окъла жетелле.

Бир аман кюйсюзлюк этелле.

Жан алалмай тургъан жарлы сабийге

Бууаз келинлени къарынчыкъларына

Жютю сюнгюлени уралла.

Кюйген ёлюклени къара тютюнлери

Тангны жарыргъа къоймайла.

Жанларын алгъынчы таулу къызчыкъланы

Намыслары бла ойнайла.

Кимле сарнасынла, кимле санасынла

Бу къырылгъанланы санларын?

Жауун, жел да жууп кетералмагъанды

Ташлагъа тёгюлген къанларын.

Къара кече дейле, къанлы кече дейле,

Кечелери къалгънд жарымай.

Биз а ёлгенлени тёбё – тёбе этебиз,

Кимле болгъанларын танымай.

Душман аскерле да эталмагъандыла

Къызыл аскер этген палахны,

Быллай кюйсюзлюкге чыдап, къарап тургъан

Кючю не уллу эди Аллахны.

Сауту эли дейле, Глашлары дейле

Бу къан ийис этген жерлеге.

Битеу ёлгенлени бир жерге къуябыз,

Бирем – бирем салмай кёрлеге.

Шкокла атылгъан, сабийле жилягъан

Огъурсуз кечени къаугъасы.

Урушдан къайтырыкъ таулу аталагъа,-

Ма къызыл аскерни саугъасы.

В годы Великой Отечественной войны из рода Карчаевых воеволи на различных фронтах, как написано в Книге памяти, и рассказывают мои родственники

1.Карчаев Локман Табаевич,

1919г.р., балкарец, с. Верхняя Балкария. Призван в Советскую Армию в 1941 году Черекским РВК. Рядовой. Погиб в 1942 году.

2. Карчаев Магомед Табаевич, 1917 г. р., с. Верхняя Балкария. Призван в Советскую Армию в 1941 годуЧерекским РВК. Рядовой. Погиб в 1942 году.

3.Карчаев Мухадин Абдуллаевич, 1915 г. р., балкарец, с. Верхняя Балкария. Призван в Советскую Армию в 1941 году Черекским РВК. Старшина. Погиб в 1944 году.

4. Карчаев Мухамед Шамилевич, 1920 г. р., балкарец, с. Верхняя Балкария. Призван в Советскую армию в 1939 году Черекским РВК. Сержант. Погиб в 1941 году.

Другие представители рода вернулись с войны живыми.

1. Карчаев Мухамед Элканович, 1897 году в с. Псыгансуу. С 1941 по 1945год был на войне. Старшина.

3. Карчаев Азнор Табаевич, 1921 года рождения. Был на войне с 1941 по 1943 год. Сержант.

В 1944 году 8 Марта все Карчаевы вместе со своим балкарским народом испытали на себе горечь изгнания с родных мест. Они были депортированы в Среднюю Азию и Казахстан.

Имеется и кабардинская ветка рода Карчаевых (они известны как Карцаевы).

Карчаевы проживают не только в Кабардино-Балкарии, в Северной Осетии-Алании, но и в других регионах Российской Федерации, а также и за рубежом: в Турции, Сирии, Америке.

Представители этого рода известны в Сирии как правители и вожди племён в стародавние времена.

Среди Карчаевых есть учёные, педагоги, врачи, представители культуры, военные, инженеры, экономисты… К сожалению, в роду почти не осталось старожилов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *