Был очевидцем народного восстания казахов Букеевской орды (1836—1838) под руководством Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова против хана Джангира и русского колониализма. Один из первых кюев «Кишкентай» («Малый») — была посвящена народному восстанию. За открытую критику богатых подвергался преследованиям. Курмангазы Сагырбайулы был неоднократно заточен в тюрьму, однако, как непобедимый борец за свободу, как композитор-бунтарь, он никогда не сдавался. Он сидел в тюрьмах Уральска, Оренбурга; существуют сведения, что ему приходилось сидеть в тюрьме Иркутска. Переживший скитания, оскорбления и преследования кюйши создает кюи «Алатау» и «Сарыарка», отразившие глубокие думы народа о независимости и свободе, любовь к своей земле.
Курмангазы был знаком с представителями русской прогрессивной культуры — филологами, историками, этнографами, которые собирали материал о казахской музыке, музыкантах и народных инструментах. Современник Курмангазы Сагырбаева уральский журналист и поэт Никита Савичев в газете «Уральские войсковые ведомости» писал: «Сагырбаев — редкая музыкальная душа и, получи он европейское образование, то был бы в музыкальном мире звездой первой величины…» Кюй «Лаушкен» Курмангазы посвятил русскому другу, который помог ему в трудные минуты жизни. Его дружеские чувства отражены также в кюях «Машина», «Перовский марш» и других.
Вершиной творчества Курмангазы является кюй «Сары-Арка» наполненный светлой тональностью, рисующий картину бескрайних просторов казахской степи [1]. Особые приёмы игры Курмангазы, во многом развивающие музыкальную технику того времени, бережно восприняли и разработали его ученики и последователи. Среди них были Махамбет Утемисов, Дина Нурпеисова, Ергали Есжанов и другие.
Умер в 1889 году, похоронен он в селе Алтынжар нынешнего Володарского района Астраханской области России.
К настоящему времени сохранилось 60 кюев Курмангазы.
Казахстанский композитор и собиратель фольклорной музыки Евгений Брусиловский был первым, кто взялся за реабилитацию имени гениального Курмангазы, слывшего в казахской степи «неуправляемым разбойником». Популярность музыки Курмангазы в наше время, присвоение его имени Алма-Атинской консерватории — одна из величайших заслуг Брусиловского.
Курмангазы Сагырбайулы – музыкант и борец за свободу казахского народа
Казахский народ – это мелодии и песни. По словам русского этнографа и путешественника Потанина, у казахов столько же мелодий, сколько и цветов. Наиболее заметное место в казахском народном искусстве XIX века занимает великий казахский композитор-кюйши Курмангазы Сагырбайулы – классик казахской инструментальной музыки.
Курмангазы Сагырбайулы родился в 1818 или 1823 г. в Букеевской Орде (сейчас это Жангалинский район Западно-Казахстанской области). Музыкальный талант он унаследовал от матери, в роду которой были поэты и музыканты. Появление в его родном селе прославленного народного кюйши Узака сильно повлияло на будущую судьбу Курмангазы, который впоследствии называл Узака своим учителем. В 18 лет Курмангазы решил посвятить себя музыке, и, несмотря на возражения отца, он покинул родную деревню и начал жизнь странствующего кюйши – исполнителя кюйев (казахских народных инструментальных пьес), играл на таких инструментах, как домбра, кобыз, сыбызгы. Вскоре он обрел славу. Хорошая музыкальная память позволила ему не только освоить творческое наследие известных народных музыкантов, но и самому начать писать инструментальные пьесы. У него был свой стиль игры, своя национальная школа домбры.
История казахского народа и его личные трагедии, мысли о жизни, широта казахских степей и национальные праздники нашли свое отражение в его произведениях.
Одним из самых выдающихся произведений Курмангазы является «Кишкинтай». Оно посвящено восстанию Исатая Тайманова 1836-1837 гг. Это восстание было вызвано нехваткой земель для пастбищ – пригодные для земледелия земли изымались под казачьи хутора, оставшиеся распределялись неравномерно – основные пастбища оставались за ханом Жангиром и его приближенными, а переходить за Урал казахам было запрещено. Акын Махамбет Утемисулы, ставший одним из руководителей бунта, и музыка Курмангазы Сагырбайулы воодушевляли восставших и вселяли надежду в сердца людей. Народные выступления были подавлены с помощью регулярных войск и казаков. Курмангазы подвергся преследованиям и был вынужден покинуть родину, он неоднократно сидел в тюрьме. В эти дни гонений им были написаны кюи «Алатау» и «Сарыарка», в которых отражаются его любовь к своей родине, к степям, а также стремление казахского народа к свободе и освобождению.
И вернусь я в отчий дом,
И скажу: готов служить
В 1880 г. Курмангазы поселяется под Астраханью, собирает вокруг себя учеников. Умер в 1889 г. в селе Алтынжар нынешнего Володарского района Астраханской области. В 1997 г. на его могиле был возведен мавзолей, а в 2003 г. при участии России и Казахстана построен культурный комплекс, при котором открыта музыкальная школа домбристов.
Мавзолей и музей Курмангазы Сагырбайулы в селе Алтынжар / Источник: autotravel.ru
Курмангазы Сагырбайулы оказал огромное влияние на казахскую народную музыку. Его память бережно хранится в Казахстане – ему посвящают оперы и картины, его именем называют улицы, его изображения можно увидеть на почтовых марках и денежных купюрах. Существуют многочисленные памятники знаменитому кюйши, в том числе один стоит в Астрахани – он был подарен Казахстаном к 450-летию города.
Курмангазы Сагырбаев был далеко не первым казахом-сочинителем кюев. Но, виртуозный домбрист и талантливый композитор, он поднял народное искусство на профессиональную высоту. Его произведения стали классикой казахской музыки. Они не раз вдохновляли музыкантов XX века, исполняют их и в новом тысячелетии.
Содержание
Детство и юность
Курмангазы Сагырбаев родился в Западном Казахстане, Букеевской орде в урочище Жидели. Насчет года рождения великого кюйши биографы спорят. Одни считают, что это был 1818, а другие, что 1823 годы. Семья жила трудно: отец, Сагырбай с утра до ночи работал, чтоб прокормить семью, и Курмангазы уже с 6 лет стал ему помогать. Целый день мальчик пас овец, и его единственным развлечением была самодельная домбра. Считается, что музыкальный дар достался ему от матери, Алки, ведь в ее роду были известные акыны. А потом в их аул приехал знаменитый кюйши Узак. Пожалуй, это детское впечатление определило судьбу Курмангазы. Он не расставался с домброй, местный бай уже стал приглашать юношу, чтоб тот игрой развлекал гостей. Но молодому музыканту стало тесно в родном ауле, он покинул его в 18 лет и многие годы будет странствующим музыкантом. На степных дорогах судьба сводила его со знаменитыми домбристами. Он учился у Баламайсана, Байбакты, Есжана, автора знаменитого кюя «Соқыр Есжан». Курмангазы запоминает кюи старших товарищей, а потом начинает сочинять свои. Мастерство растет, и вот молодой домбрист уже участвует в состязаниях музыкантов рядом с кумиром своего детства — Узаком.
Жизнь и кюи мятежного музыканта
А еще он учится у своей земли, огромной степи. Ее просторы будут навевать ему свои ритмы и мелодии. Но степь времен Курмангазы будет и полем битвы. В 1836 году Исатай Тайманов и Махамбет Утемисов поднимут казахов Букеевской орды на борьбу с притеснениями и несправедливостью. В романе А. Алимжанова «Стрела Махамбета» есть слова: «Не струны поют, не домбра сына Сагырбая, то поет могучая земля, по которой несутся кони батыров, взрывая копытами ковыльный чапан земли. Гортанный, многоустный крик воинов несется над ней». Музыка Курмангазы была созвучна этому бурному времени, подобно стихам Махамбета, она заставляла учащенно биться сердца, вбрасывая в кровь новые и новые порции адреналина.
Его первый знаменитый кюй назывался «Кишкентай» — так зовут в семье младшего братишку. Слушаешь и видишь: унылая, сумрачная земля. И вдруг, сначала чуть слышно, а потом, громче, громче стук копыт. И словно взорвалась степь ритмами. Но промчался отряд, и снова уныние и неподвижность. Младший брат с завистью глядит на батыров, старших братьев, а среди них, на легендарного уже Махамбета, чьи песни, быть может, задали ритм кюям Курмангазы.
Об участии Курмангазы в восстании Махамбета говорят по-разному. Для начала мы не знаем, сколько лет было ему в 1837 году. По одним версиям, он родился в 1823 году, и тогда он был слишком мал для участия в восстании. А если год его рождения 1818, то тогда юный джигит вполне мог воевать.
Никто не решался сообщить Чингисхану о гибели сына: все знали, вестник беду будет казнен. И тогда вышел вперед музыкант, он играл о том, о чем никто не решался сказать. И Чингисхан все понял. Он приказал было казнить музыканта. Но за что? Ведь дурную весть принесла домбра. «Залейте глотку домбры», — велел Чингисхан. С тех пор в каждую домбру вливают капельку свинца. Кюй Курмангазы «Хромой кулан» не о том ли?
Его бунтарский дух, слышный в кюях, раздражал, вызывал опасение. Первый раз его арестовали в 1857, обвинив в конокрадстве и посадили в тюрьму в Уральске. Думали выслать подальше от родных мест, но Курмангазы, подрезав решетку складным ножом, бежал из тюрьмы, несколько лет скрывался. Но когда после 7 лет скитаний в 1864 году он вернулся домой к семье, то 1 марта был арестован и посажен под стражу, теперь уже в Оренбурге. Из тюрьмы его, по преданию, освободил сам генерал-губернатор Перовский, уж очень понравилась ему игра казаха. А Курмангазы в благодарность напишет потом «Перовский марш».
Впрочем, есть свидетельства, что в 1867 году он был выпущен на свободу в соответствии с новым судебным уставом. А еще говорят, что в его судьбе принимал участие Даулеткерей, замечательный музыкант Младшего Жуза. Сын султана Букеевской орды Шигая, степной аристократ, человек европейской культуры, Даулеткерей, естественно, не принимал участие в бурных событиях того времени. Но он высоко ценил Курмангазы и, предполагают, его люди приложили много усилий для освобождения музыканта. Встречались ли они в жизни? Многие считают, что да. Только когда? Одни говорят, что еще в 40 — е годы, другие, что после освобождения из тюрьмы. Исследователи находят взаимное влияние двух музыкантов.
Несмотря на освобождение, Курмангазы опасался ареста и вместе с семьей до конца жизни скрывался от возможных преследований. О семье сведений мало. Известно, что жили они очень бедно. Говорят, когда однажды заболел его сын, отец не знал, где взять пищу для больного ребенка. О своей беде Курмангазы написал стихи:
Моё грозное имя известно в округе, Люди-зайцы бегут от меня в перепуге. Только бедность замучила Курмангазы, Нечем даже попотчевать доброго друга. Не склонил головы я пред баем и ханом, Подо мною горячий был конь, и как странно: Вдруг свалила сынка распроклятая хворь, — Корки хлеба не смог я добыть Кази-жану. Но покуда живу, буду биться и петь я, Ведь не вечно, друзья, будем жить мы на свете. Моё счастье никто не сумеет отнять, Мои слово и песня останутся детям. И орла на лету моя пуля сбивала, Дома сидя жигиту скорбеть не пристало. Был свиреп и могуч я, как дикий кабан, От меня ещё ханы поплачут немало.
У Курмангазы была беспокойная жизнь — ссылки, тюрьмы, но никогда в его музыке не зазвучала жалоба, унылые нотки. Великий современник Махамбета, Курмангазы после его смерти проживет еще более 40 лет. Он вернется на родину в урочище Жидели в Западном Казахстане, в край задумчивых озер и плавных рек, ковыльных степей и неоглядных далей. Там у него будет дом, вокруг аксакала будут собираться ученики, среди которых прославленная в будущем Дина Нурпеисова.
Мы мало можем сказать достоверного о жизни великого кюйши, но легко проследить биографию по его кюям. Вот, например, «Побег из тюрьмы», «Снятие кандалов». Есть такое предание. Однажды, когда Курмангазы сидел в тюрьме, чиновник, проходя по двору, услышал его игру. Что-то насторожило его в ней, и он сказал охраннику: получше стереги этого заключенного, он готовит побег. Возможно, домбра проговорилась?
По признанию композитора, кюй «Кызыл кайын» («Красная береза»), посвящен дереву, в ветвях которого он спрятался от погони. А кюй «Кай-ран шешем» («О, моя мать!» написан под впечатлением приезда матери, которая навестила его в тюрьме. Вообще образ матери — Алки, которая в детстве очень верила в его дар и укрепляла в желании стать музыкантом, будет не раз отражен в его произведениях. В 1864 году, перед отправкой в уральскую тюрьму Курмангазы написал кюй ««Аман бол, шешем, аман бол!» («До свиданья, мама, до свиданья!»). Надо сказать, мать была сильной и гордой женщиной, она не потерпела бы проявления слабости у сына. Говорят, однажды услышав жалобы сына, она дала ему пощечину. Поэтому, хотя произведение написано в традиционном жанре «коштасу» — прощания, в нем звучат мужественные нотки. Кюй «Акбай» назван именем человека, предупредившего беглеца о погоне.
Один из самых известных кюев Курмангазы — «Адай». Так называется один из древних родов Младшего жуза. Адаи жили в суровых землях Мангышлака, отличались воинственностью и непокорностью. Музыканты рода адай славились своей особой манерой игры на домбре. Считают, что в кюе «Адай» Курмангазы использовал их музыкальные приемы.
Необходимость скрываться заставила музыканта побывать в разных местах, и чувства, которые вызывали в нем горы, степи, суровые пустыни отразились в кюях. После побега он отправился в бесплодные прикаспийские земли, подъехал суровым утесам Усть-Урта. Там родился его кюй «Манатау». Сумрачно и таинственно звучит его домбра в кюе «Алатау», странными, даже пугающими казались степному жителю горы.
Зато в его знаменитой «Сары — Арке» душа словно вырывается на свободу. В нем и степной ветер, и волны ковыля, и знакомый нам уже по стихам Махамбета топот коней и ураны воинов.
Надо сказать, пребывание в тюрьме и знакомство с русской музыкой добавили в его произведения новые мотивы. Его кюй «Лаушкен» назван по имени товарища по тюремной камере — Лавочкина, в нем слышны отголоски русской песни.
Что писали о Курмангазы
Ахмед Жубанов отмечал, что часто «незначительные внешние события порождали в сознании композитора образы, которые, перейдя в кюи, приобретали характер больших философских обобщений»
Признание казахский кюйши завоевал не только среди своего народа. В газете «Уральские войсковые ведомости» этнограф Савичев напишет: «Сагырбаев — редкая музыкальная душа, и получи он музыкальное образование, он был бы в музыкальном мире звездою первой величины». Его называли «степным Бетховеном». И впрямь, в его кюях есть и мощь, и размах, и порыв.
Французский писатель Ромен Роллан, автор книги о Бетховене, услышав музыку Курмангазы, будет поражен этим «цветение прекрасных и здоровых мелодий, которые украшают степь».
А Айтжан Токтаган написал так: «Курмангазы был композитором-эрудитом, глубоко освоившим наследие известных кюйши, живших до него. Однако он ясно представлял, что отныне, в его собственном творчестве, казахский кюй уже не укладывается в рамки традиционной формы, и смело раздвинул эти рамки».
Курмангазыи музыка XX века.
Много людей XX века весли свой вклад в сохранение наследия Курмангазы. В 1920-е годы этнограф А. Затаевич сделал нотную запись его музыки. Они вошли в его сборник «500 казахских песен и кюев». Его творчеством интересовался А. Жубанов, а Е. Брусиловский использовал мотивы Курмангазы в своих операх.
Знаменитый Казахский академический оркестр народных инструментов его имени сначала разучивал его произведения без нот, на слух, а потом — по специально разработанной партитуре.
В 2001 году в Голливуде в финале Всемирного чемпионата музыкальных исполнителей, где принимали участие музыканты 86 стран группа «Улытау» сыграла кюй Курмангазы «Адай» в современной обработке. Композиция казахстанских музыкантов была удостоена Гран-при и золотой медали.
Курмангазы родился и рос в небогатой семье. С самого детства мальчик увлекался игрой на домбре, что не нравилось его отцу. В 6 лет он начал пасти скот, чтобы прокормить себя и близких.
Сагырбайулы с увлечением слушал путешествующих кюйши. Когда ему исполнилось 18, он покинул родной дом и стал бродячим музыкантом. Юноша учился мастерству у знаменитых домбристов. Постепенно он смог стать выдающимся исполнителем и даже одержать победу в соревнованиях над одним из своих учителей.
Борьба с социальной несправедливостью – тема первых кюев. Они наполнены любовью к родине и мыслями народа о независимости. За критику богатых Курмангазы неоднократно сидел в тюрьмах, но это не сломило его.
Курмангазы Сагырбайулы сочинил множество стихов и мелодий, которые были по достоинству оценены современниками и последователями. Его кюи посвящены историческим событиям, моментам из собственной жизни, воспоминаниям о матери. Благодаря неповторимым приёмам и авторскому взгляду творения Курмангазы стали неотъемлемой частью культурного наследия страны.
С 1880 г. кюйши жил в Астраханской области. Он стал уважаемым аксакалом и собрал рядом с собой талантливых преемников.
Умер Курмангазы в 1889 г. (по другим данным – 1896 г.).
В наше время сохранилось около шести десятков пьес Сагырбайулы. Самый известный его кюй, «Сары-Арка», повествует о бесконечных просторах степи Казахстана.
Курмангазы Сагырбайулы: семейная жизнь
Сагырбайулы происходил из бедного рода. Его любовь к музыке не встретила одобрения у отца, но нашла поддержку у мамы, Алки.
Домбру он посвятил народу своему (О Курмангазы Сагырбаеве)
Звучит: Курмангазы: Кюй «Адай»
Многоцветная, яркая, неповторимая картина открывается перед взором и нашего земляка, и приезжего гостя при виде такого удивительного и броского уголка России, расположенного в дельте великой русской реки, как наш Астраханский край.
Одним из коренных народов, населяющих астраханский регион исстари, являются казахи. Богатейшее этническое и культурное наследие казахов не восхищать и не удивлять не может.
Щедра земля астраханская на таланты, неразрывна связь времён, выраженная высоким слогом поэзии! Великое воздействие художественного слова на умы и сердца людей, искусство слова, всегда было почитаемо у казахского народа.
История земли Астраханской гордится десятками славных имён казахских писателей и поэтов от Казтугана-жырау, Сайф-Сарай-и, Асан Кайгы, Шалкииза жырау, живших в 14-15 веке, до наших современников – Сагин-Гирей Байменова, Мажлиса Утежанова, Закира Дакенова, Светланы Жарасовой и других.
Литературоведам будущего предстоит разобраться, отчего в Астраханском крае в самое плодотворное время, в пушкинскую эпоху, особо богатую на талантливых лириков, была поэтическая «засуха».
Однако было бы ошибочным утверждать, что это время не подарило нашей области ни единого общественно значимого поэта.
Курмангазы Сагырбаев прославился как автор инструментальных пьес для домбры (кюев), отличающихся образной выразительностью и совершенством форм.
Памятник Курмангазы стал подарком правительства Республики Казахстан к 450-летнему юбилею Астрахани. Комплекс, представляющий собой скульптуру коня, на котором восседает певец с домброй в руках, выполнен из бронзы и достигает шести метров в высоту и метра в основании. Памятник установлен на трёхметровом постаменте, выполненном из куртинского гранита. Торжественное открытие скульптурного комплекса состоялось 13 декабря 2008 года. Монумент расположен на пересечении улиц Советской и Калинина. Авторы памятника — известные в Казахстане скульпторы Едиге Рахмадиев и Токтарбек Рахиев. В Казахстане установлено около тридцати скульптур первого из них. Наиболее известная работа Рахмадиева — монумент независимости в Алма-Аты.
Казахстанская сторона взяла на себя обязанности по благоустройству территории, расположенной вокруг памятника. Ею были отреставрированы три здания, на фоне которых установили памятник.
Примечательно то, что многонациональность нашей Астрахани символизирует наличие рядом православной часовни и армянского сквера с главным символом григорианской веры – памятным знаком Хачкар неподалёку от монумента великого казахского домбриста, к подножию которого молодожёны возлагают свадебные букеты.
Незаурядные музыкальные способности Курмангазы унаследовал от матери Алки, в роду которой были знаменитые акыны, певцы и кюйши.
Будучи подростком, в середине тридцатых годов девятнадцатого века Курмангазы Сагырбаев становится свидетелем крупных общественно-политических событий, происходящих в Западном Казахстане и связанных с народно-освободительным движением, кульминацией которого становится вооружённое восстание казахов Букреевской Орды под предводительством Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова против хана Джангира и колониализма в 1836-1838 годах. Этому восстанию и были посвящены первые кюи Сагырбайулы.
В восемнадцать лет, став вполне зрелым музыкантом, Курмангазы решает покинуть родной аул. С этого времени начинается его самостоятельная профессиональная деятельность.
Пламенные песни Махамбета и бунтарские кюи Курмангазы неслись тогда по степи и зажигали сердца людей. За бунтарские взгляды и неподчинение властям Курмангазы подвергался преследованиям и арестам. Он был вынужден подолгу жить вдали от родных мест.
За открытую критику богатеев народный бунтарь не раз подвергался преследованиям. Курмангазы Сагырбайулы был неоднократно заточен в тюрьму, но никогда не сдавался. Он сидел в тюрьмах Уральска и Оренбурга. Имеются сведения, что ему приходилось сидеть и в тюрьме Иркутска. Переживший скитания, оскорбления и преследования, кюйши создает такие музыкальные произведения, как «Алатау» и «Сары-Арка», отразившие глубокие думы народа о независимости и свободе, любовь к своей земле.
В 1862 году Курмангазы встречается со своим земляком, другим великим кюйши Даулеткереем. Оба домбриста-импровизатора оказывают заметное влияние друг на друга. Кюй Даулеткерея «Булбул» (Соловей) Курмангазы включил в свой репертуар.
В периоды скитаний по глубинным аулам, во время гонений, Курмангазы Сагырбайулы создаёт немало интересных музыкальных композиций, вошедших в копилку национальной культуры казахского народа.
Это кюи «Буктым, буктым» («Сгибался да сгибался»), посвящённый случаю, когда Курмангазы из-под охраны солдат удалось выкрасть жену с ребёнком, и «Кызыл кайын» («Красная берёза»), передающий настроение человека, достигшего цели и обретшего желанную свободу.
Обладая крутым, непокорным бунтарским нравом, Курмангазы острым языком обличал богачей, притеснителей народа, говоря правду в глаза старшинам и чиновникам. За это он и подвергался нескончаемым преследованиям.
К подобным творениям стоит отнести кюй «Акбай», создание которого связано с именем волостного старшины Аубекера Акбаева. Это произведение – настоящий бунт против притеснений и жестокости степных воротил.
Кюй «Акбай» отличается большой содержательностью, богатством разнообразных музыкальных образов. На фоне тяжёлой, печальной поступи слышен горячий призыв к новой борьбе.
Но судьба не миловала Курмангазы. Его всю жизнь терзала бедность. Порой ему нечем было угощать приехавших к нему друзей, и нередко приходилось провожать их, даже не напоив чаем, не говоря уже о бесбармаке.
Однажды заболел Кази, любимый сын кюйши. Когда мальчик выздоровел, ему понадобился бульон из свежей баранины. Но мяса в доме не было.
Курмангазы очень тяжело переживал тот случай. В глубоком отчаянии сочинил он песню, распространившуюся затем в народе под названием «Кази-жан»:
Многочисленные враги творца не могли мириться с тем, что тот разъезжал по аулам и своим творчеством мутил людей, восстанавливая тех против существующих в степи порядков. Над головой Курмангазы то и дело сгущались грозные тучи. Совершая дерзкие побеги из тюремных застенков, великий кюйши вновь оказывался на свободе.
В 1880 году гонимый и преследуемый Курмангазы поселился в местечке Сахма под Астраханью. Бывший в большом почёте среди местных жителей, он воспитал своих наследников: Мамена, Кокбалу, Дину Нурпеисову, Ергали Ещанова. Другие домбристы того времени также считали Курмангазы своим наставником.
Умудрённый опытом, ставший глубокоуважаемым аксакалом в народе, Сагырбаев был похоронен с почестями в селе Алтынжар нынешнего Володарского района Астраханской области России. Позже прах великого кюйши, национального героя казахского народа, был с почётом перенесён в Мавзолей.
Кюи Курмангазы были подобны поэтическому девизу, поднимающему свободолюбивый дух казахского народа, великой эпопее национальной истории, написанной языком мелодий.
Кюй «Лаушкен» Курмангазы посвятил русскому другу, который помог ему в трудные минуты жизни. Его дружеские чувства отражены также в кюях «Машина», «Перовский марш» и других.
Вершиной творчества Сагырбаева является кюй «Сары-Арка» («Широкая степь»), наполненный светлой тональностью, рисующий картину бескрайних просторов казахской степи. Особые приёмы игры Курмангазы, во многом развивающие музыкальную технику того времени, бережно восприняли и разработали его ученики и последователи.
Хранителями традиций народной домбровой школы Курмангазы явились последующие поколения кюйши, донесшие до нашего времени богатое наследие выдающегося народного композитора. Музыкальное наследие Курмангазы творчески используется в оперных, симфонических, инструментальных, песенно-хоровых и фортепианных произведениях композиторов Казахстана. В своих кюях Курмангазы передал думы, настроения и мечты народа своего времени. В звуках его мелодии можно было почувствовать красоту и дыхание казахской степи. Знаменитые кюи «Сарыарка», «Адай», «Серпер», «Кiшкентай» и другие являются бесценным духовным наследием. В этих произведениях нашли отражение суровые страницы истории казахского народа и личные невзгоды музыканта, его размышления о жизни и яркие зарисовки казахской степи, народных празднеств.
Одним из наиболее ярких произведений Курмангазы является кюй «Кишкентай» («Меньшой»). По мнению учеников и последователей великого кюйши, этот кюй посвящен восстанию Исатая Тайманова. Считая себя младшим братом Исатая, Курмангазы создал композицию, в которой «мотивы глубокого эпического раздумья чередуются с драматической темой борьбы. В конце кюя снова проходит тема суровой скорби и кюй завершается как бы трагическим реквиемом павшему батыру».
В Астрахани не раз гастролировал Казахский Государственный Академический театр оперы и балета имени Абая, не раз звучала и опера Г. Жубановой «Курмангазы». На фоне тревожной музыки, символизирующей стремительный бег степных лошадей, юный повстанец Курмангазы, бежавший из Астраханской тюрьмы, взволнованно рассказывал соотечественникам о жестоком подавлении народного восстания, о гибели Исатая Тайманова и Махамбета.
Певец и композитор, даже в тюремной камере не выпускавший из рук домбры, своим искусством обличал продажного приспешника царской власти волостного правителя Акбаева в жестокости и произволе. Опера идёт на казахском языке, но даже те, кто не знает его, легко угадывают сюжетную линию. Особо блестяще актёры из Казахстана исполняют сцены свидания в тюрьме Курмангазы и его любимой Ауес, а также народного ликования в момент освобождения героя, сопровождаемого песнью свободы и любви.
Имя Курмангазы Сагырбаева дорого нам прежде всего тем, что в нём сочеталось слово и дело. Он был и великим кюйшистом – поэтом и музыкантом, композитором, и национальным героем. Песни его звали на подвиг, и в этом подвиге по освобождению своего народа он участвовал лично.
Хайдар Дюсемалиевич Ирмуратов работал заведующим Марфинским районным отделом народного образования. Запомнился его облик: высокий, стройный, черты лица классически строгие, взгляд внимательный и добрый. Он и внешне чем-то неуловимо походил на своего героя Курмангазы, если судить по словам тех, кто помнит Хайдара Ирмуратова.
Книга Хайдара Ирмуратова «Чародей» была впервые выпущена издательством «Жалын» в Алма-ате в 1976 году, а в 2010 году переиздана по инициативе Астраханского общества казахской культуры и языка «Жолдастык».
Благодаря писателю, мы словно переносимся в далёкие теперь времена, где «…средь просторов Букеевской степи раскинулись песчаные барханы Нарым-кумов издревле кочевал один из многочисленных казахских родов – род Бейбакты».
Судьбой бедных родичей жестоко распоряжался в те времена знатный бай этого рода Аубекер Акбаев, бывший также и волостным старостой.
В долинах урочища Барша-кум, расположенных мех песчаных холмов, обильно произрастала трава. Бай Аубекер, владевший огромными стадами верблюдов и лошадей, пользовался самыми сочными пастбищами. Своих родичей превратил он в послушных работников, обслуживающих его большое хозяйство и расплачивающихся за это кровью, потом, слезами и страданиями…».
Курмангазы Сагырбаев, старший сын бедняцкой семьи, получил имя в честь священного для мусульман праздника Курбан-Байрам. Табунщик Смет, сам того не подозревая, стал наречённым отцом будущего кюйши. Родители Курмангазы, Сагырбай и Алка, спустя год произвели на свет второго сына – Байгазы. Следом в семье появилась дочурка Зейнап.
Дети не болели и росли здоровыми. Одетые в старенькие рубашонки до пупа и рваное платьице, возились они на полу, играя в незатейливые детские игры.
Имя Курмангазы постепенно приобретало популярность. Люди прославляли его и как непревзойдённого домбриста, и как сильного палуана, и как меткого стрелка. Когда они приглашали Сагырбайулы на праздничные увеселения, тот не отказывал им, считаясь с любыми желаниями простых людей. Особое уважение оказывал ему и правитель Торемурат.
Недолюбливали Курмангазы только те, кто находился в окружении правителя, в его личной свите. На любой успех кюйши смотрели они с завистью и досадой.
Жилось музыканту весьма непросто. Вот отрывок из повести Хайдара Ирмуратова, наглядно показывающий то, каково приходилось великому сыну казахского народа, какие незаслуженные обиды доводилось терпеть ему:
«Первым, кто проникся особой неприязнью к Курмангазы, был Балбай. Он и его единомышленники собираются, чтобы опорочить доброе имя Кюйши и изгнать чужака из своей среды. С этой целью задумываются унизить его публично самыми оскорбительными словами, сказать ему, что он бездомный бродяга, живущий здесь ради куска хлеба.
Для этого случая Балбай справил большой праздничный вечер. На нём присутствовали и взрослые, и молодёжь. Был на вечере и Курмангазы. Он веселил всех, шутил, играл на домбре, не подозревая, что друзья собрались сыграть с ним злую шутку.
Вечер был в разгаре, когда начали по очереди распевать шуточные, хвалебные и сатирические песни. Спеть захотела и девушка Шокен. Раньше она на вечерах не выступала с песней, а теперь вдруг задумала петь,поэтому все взглянули на неё с ожиданием чего-то особенного.
Где стояла бая юрта, нынче колья тут. У лисы содрали шкуру – косточки гниют. Ходишь ты, как пёс бездомный, от двора к двору, За еду бренчишь на домбре на чужом пиру. Хоть зовёшься и домбристом, мелок ты душой. За сурпы бараньей миски славишь род чужой. Может быть, совсем некстати дерзкие слова, Только совесть ты утратил, есть ли голова? –
В юрте зашумели. Кто-то крикнул:
— Довольно! Зачем зря наговаривать на человека?
Многие из присутствующих на вечере были возмущены оскорблением уважаемого домбриста.
Курмангазы понял, что Шокен пела не свою, а чужую песню, и что песня эта исходит от Балбая и его единомышленников. Являясь не только хорошим домбристом, но и неплохим певцом, он, когда было нужно, умел и сам сочинять стихи. И сейчас, чтобы не остаться в долгу, обычно спокойный и сдержанный Курмангазы запел в ответ экспромтом высоким, гневным голосом:
Лентяй и трус протёр в кунацкой пол, Жигит летает всюду, как орёл. Всю степь объездив, прибыл я сюда Не потому, что здесь вкусна еда. Во всех краях я свой народ пою, Везде казахи славят песнь мою. По всей степи звенит моя домбра, Как вестница веселья и добра. Скажи мне, черноглазая, скажи, Кто чёрные слова в уста вложил? Кто с дерзостью на гостя посягнул, Позорит и свой род, и свой аул.
Курмангазы был глубоко оскорблён и унижен. Он не стал дожидаться конца вечера и собрался уходить. Несколько человек, возмущённые клеветой на Курмангазы, накинулись на девушку.
В аулах Курмангазы вызывал всеобщее восхищение как отличный домбрист и храбрый жигит. Но Балбай и его приспешники распускали о Курмангазы самые неблаговидные слухи.
Ослеплённый завистью и ревностью Балбай говорил, что Курмангазы – ограниченный домбрист-подражатель, лишённый творческого дара.
Находясь на чужбине, кюйши сильно тосковал по родному краю. Его тянуло увидеть пески Нарына, холмы и долины близких с детства просторов.
Под впечатлением состязания с девушкой Шокен и тоски по родной стороне Курмангазы была создана песня «Аш боре» («Голодный волк»). В ней он с горечью сравнивал собственные скитания с бегством преследуемого зверя.
Песня эта родилась из глубины его сердца и впитала в себя боль и тоску исстрадавшейся души:
Волк хотел овцу зарезать, да в капкан попался, Я, как тот голодный волк, по чужбине шлялся. Как напуганный сайгак, потерявший стаю, Я метался по степи, устали не зная. Но вернусь я в свой аул поклониться роду. Я скажу: готов служить моему народу. И обиды я знавал, с недругом встречался. Но ни разу верный конь от врага не мчался. Попадал я на скаку в быстрого сайгака, Не промажу по врагу, если будет драка. Чья жена на свет родит храброго джигита, Чтоб со мною он пошёл на врага открыто.
Именем Курмангазы названы Алматинская государственная консерватория, Академический оркестр казахских народных инструментов и улицы многих городов Казахстана.
В Астрахани одна из улиц также носит славное имя Курмангазы Сагырбаева. В 2005 году в селе Алтынжар Астраханской области неподалёку от мавзолея Курмангазы состоялось открытие Межгосударственного культурного центра имени Курмангазы Сагырбаева.
В одном из стилизованных под юрту зданий находит своё новое воплощение музей, который носит его славное имя, а мавзолей, установленный в 1996 году на месте могилы, где покоятся останки великого казахского деятеля культуры, становится местом паломничества, святыней общенационального значения и символом нерушимой дружбы русского и казахского народов.
Сегодня на склоне перед мавзолеем Курмангазы Сагырбаева в Алтынжаре зеленеют деревья, посаженные руками Никиты Сеитовича Искакова, почетного председателя общества «Жолдастык», главы Фонда развития казахской культуры и других достойных сыновей и дочерей казахского народа современности.
В музыкальной культуре современности первым поднял на щит имя Сагырбаева советский музыковед, композитор, дирижёр, народный артист Казахской ССР, академик АН Казахской ССР Ахмед Жубанов (1906 – 1968). Он был первым руководителем оркестра народных инструментов Алматы. Такие произведения Жубанова, как «Струны столетий», «Соловьи столетий», «Курмангазы», «Жизнь и творчество казахских народных композиторов», «Музыкальная культура казахского народа», «Ан кюй сапары» («Путешествие по песням и кюям») можно встретить в домашней библиотеке любого исследователя, интересующегося вопросами казахской народной музыки. Его труды давно стали необходимым источником и для литературной работы. Ахмет Жубанов, ревностно оберегавший наследие народной музыки, до самого последнего дня своей жизни ни на мгновенье не переставал думать о её судьбе, судьбе музыки, ставшей идеалом его жизни.
По меткому выражению Ахмета Куановича, «Курмангазы был художником современным, в лучшем смысле этого слова, певцом силы и красоты человека, борющегося за свои права и не склонившего головы перед испытаниями, таким, каким был в поэзии великий Абай» («Струны столетий»). И действительно, Курмангазы, пройдя тяжёлый жизненный путь казаха-бедняка, не смирился со своим бесправным положением и оставался певцом силы и красоты человека, борющегося за свои права.
Так в тёмные годы царского угнетения, в годы гонения, преследования и ареста местными властями, композитор Сагырбаев ни на минуту не оставлял свою любимую домбру, не переставал сочинять кюи.
В трудные минуты прощания с родными, в застенках тюремных камер, в дни побега и в дни отчаяния, в часы тревоги и гнёта родились и быстро разнеслись по казахской степи кюи Курмангазы «Кайран шешем» («О, моя мать»), «Лаушкеи» («Лавочкин»), «Аман бол, шешем, аман бол» («До свидания, мама, до свидания»), «Турмеден кашкан» («Бегство из тюрьмы»), «Ксен ашкан» («Освобождение из цепей»), «Арба соккан» («Тряска телеги»), «Бозшолак» («Сивый куцый»), «Терезсден, есиктен» («Ни из окна, ни из дверей»), «Перауски марш» («Перовский марш»), «Ак-бай», «Ертен кетем» («Завтра убегу») и другие. Хранителями традиций народной домбровой школы Курмангазы явились последующие поколения кюйши, донесшие до нашего времени богатое наследие выдающегося народного композитора.
Музыкальное наследие Курмангазы творчески используется в оперных, симфонических, инструментальных, песенно-хоровых и фортепианных произведениях композиторов Казахстана и России.
Одним из главных хранителей и популяризаторов кюев Курмангазы Сагырбаева является заслуженный коллектив Республики Казахский Академический оркестр народных инструментов, названный его именем.
Народ в течение почти двух столетий хранил в памяти кюи Курмангазы, передавая их из поколения в поколение в живом исполнении. В начале двадцатых годов прошедшего столетия к нотной записи кюев Курмангазы обратился А. Затаевич, а в тридцатые годы к ним подключились такие композиторы и фольклористы Казахстана, как Л. Хамиди, Б. Ерзакович, Е. Брусиловский, Д. Мацуцин, С. Шабельский, и уже в наши дни – домбристы-фольклористы Т. Мергалиев, и К. Ахмедьяров.
В 1961 г. были изданы отдельным сборником сочинения Курмангазы под названием «Кюи», составителем и музыкальным редактором которого был профессор А. К. Жубанов. В сборник вошел пятьдесят один кюй и подробные комментарии к каждому из них. Когда отмечалось 175-летие со дня рождения знаменитого народного композитора, издательство «Онер» подготовило второй сборник его кюев под названием «Сары-Арка», куда помимо ранее изданных вошли около двадцать кюев, записанных за последние годы.
Музыкальное искусство Курмангазы Сагырбаева сегодня живёт и на астраханской земле. В областной государственной филармонии регулярно проводятся концерты домбристов наших дней. Сольные выступления под названием «Золотая домбра» домбриста-виртуоза, лауреата международных, всероссийских и региональных конкурсов Бийсолтана Джамалова в городе и области проходят с большим успехом.
Однажды взяв в руки домбру, Бийсолтан Джамалов ещё не подозревал, что свяжет с ней свою судьбу, что станет она для него не только профессией и любимым инструментом, но и большим другом, которому он будет доверять все свои чувства и переживания, выражать с её помощью мысли и настроение.
Домбра на таких вечерах звучит по-разному – лирично и темпераментно, мощно и проникновенно, рассказывает она зрителям о бескрайних казахских степях, о жизни кочевников, думах и чаяниях степного народа. В степных напевах домбры можно уловить шелест трав и звон ручьев, ликование птичьих хоров, ржание лошадей и стук копыт. Мастерски владея всеми приёмами, талантливый музыкант показывает виртуозную игру на этом истинно народном инструменте, демонстрируя домбровую музыку во всём её многообразии.
Апофеозом концертов становятся выступления этнофольклорного ансамбля нового времени «Алтын орда» (Золотая орда), созданного Бийсолтаном Джамаловым. Участники проекта показывают великолепную игру на старинных национальных музыкальных инструментах: шын-кобыз, сазсырнай, кыл кобыз, бубен, дауллаз, которые сегодня незаслуженно забыты. Публике представляется уникальная возможность услышать и увидеть воочию продолжение дела великого Курмангазы, приобщиться к древней культуре кочевого казахского народа. Так не прерывается связь истории и современности казахского народа.
В сентябре 2015 года общество казахской культуры «Жолдастык» отметило своё двадцатипятилетие. Уже четверть века это славное содружество единомышленников занимается благородным делом развития культуры, традиций и обычаев казахов, проживающих в Астраханской области. Его создателей объединяет любовь к родной земле, истории, языку, стремление сделать жизнь земляков содержательнее и интереснее, передать молодёжи богатство культурного наследия предков.
Общество «Жолдастык» внесло неоценимый вклад в создание в Алтынжаре культурного центра имени Курмангазы Сагырбаева. Почтить память великого сына казахского народа, провести торжественные мероприятия и народные праздники съезжаются люди разных национальностей, гости из регионов Российской Федерации и зарубежных государств. Отметили юбилей и в сёлах области весёлым сабантуем с неизменными состязаниями – скачками на верблюдах и лошадях.
Культурный центр имени Курмангазы в Алтынжаре – это и памятник нерушимой дружбе народов, и учреждение, в котором ведётся большая просветительская и научная работа.