куяба это в древней руси
Варяги и Куяба (Kyiv)
Западная Европа, середина IX века
Империя Карла Великого поделена между его внуками Лотарем, Карлом II и Людовиком. Территория Восточно-Франкского королевства, совпадающая с ФРГ XX века, досталась Людовику «Немецкому». Основной проблемой империи, кроме династической, стала восточная граница на всём её протяжении.Британские острова страдали от набегов викингов. Нападения можно сравнить с нарастающим штормом, когда новая волна становится больше и сильнее предыдущей. Королевства англосаксов умирали одно за другим.На Балтике впервые были замечены шведские корабли…
Первые набеги шведов
Кто и зачем сжёг Любшу?
Археологические изыскания и письменные источники донесли сведения о сильных пожарах в Любше и Ладоге в 850-е годы.Находки, интерпретируемые как элементы скандинавской мужской субкультуры, предполагают постоянное наличие воинского контингента, основной задачей которого был сбор дани с местных жителей и купцов торгового пути. Летописец Нестор в «Повести временных лет» пишет: «Варяги из заморья взимали дань с чуди, и со словен, и с мери, и с кривичей».
«Варяги из заморья» Нестора – это уже известные варяги-русь, а взимали дань потому, что перечисленные племена были им издревле подконтрольны. Очередная война с франками – серьёзными противниками, требовала больших затрат. Во все времена воевать дорогое мероприятие, вместо одной куницы платите две…. И если в мирное время этим делом занимался князь (здесь вспоминается князь Игорь и древляне) или родственные ему люди из княжеской дружины, то в период тяжёлой, затяжной войны дружину на сбор дани послать было невозможно. Она была нужна на Лабе. По существовавшей практике были наняты «заморские варяги» из земель данов Хёдебю – союзников бодричей. А так как они наёмники, то к двум куницам добавляется ещё одна.Во все времена, во всех племенах не нравилось людям платить налог, особенно если собирают его «люди не княжеского рода». Княжеский род бодричей – род варяжский.В 862 году, согласно сообщения летописца Нестора в «Повести Временных Лет», чудь, словены, меря и кривичи «изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом.»
Усобица в Приладожье, набеги шведов на прибалтийские колонии славян привели к разрыву торговых связей между византийской и арабской цивилизацией и торговыми центрами на южной Балтике. Деньги, которыми оплачивались и наёмные дружины, перестали поступать в казну бодрицкого князя.
Поэтому, несмотря на войну с королем франков Людвигом Немецким, (856 год – «…Людовика, короля германцев; в то время как он довольно давно был занят походом против славян, где и лишился большей части своего войска» – ©«Бертинские анналы»), которая первоначально шла для славян успешно, конунг варягов-руси Тобомысл организовал экспедицию для наведения порядка на Балтике и в Южном Приладожье. Во главе экспедиции он поставил юного ярла — своего сына Рюрика, зятя славянского князя Гостомысла. Основой экспедиции была дружина бодричей. Примкнувшие руяне и даны отправились в поход как наёмники. В их составе были вожди дружин варягов-руси Аскольд и Дир.
В 862 г., после ухода дружин во главе с Рюриком, ослабленные бодричи потерпели поражение в войне с Восточно-Франкским королевством. В «Фульдских анналах» II часть, составленных в IX в., говорится: «В том же году король повёл войско против ободритов и вынудил их конунга Тобомысла, который поднял мятеж, подчиниться ему. А затем велел ему выдать вместе с прочими заложниками своего сына».Конунг Тобомысл сына не выдал и был казнён. Во всяком случае, в летописях он больше не упоминался, а во главе варягов появился Мистевой I, основатель новой династии – Биллунгов.
Основание нового государства
«И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю Русь, и пришли…» – Повесть временных лет
Сразу после прибытия, Рюрик начал активно наводить «порядок». Прежде всего, он перевёл центр управления из сильно пострадавшей Любши в Ладогу, ныне называемую Старой. Небольшая территория крепости Любши не могла вместить всю дружину. К тому же обмелевшая одноимённая река не позволяла кораблям подойти близко к берегу.Отряд Синеуса Рюрик отправил для контроля территории на восток, на Белоозеро. Другую часть дружины — Трувора, – на запад, в Изборск. Сам остался контролировать южное Приладожье, Волхов, озера Ильмень и Ладогу. Наёмные дружины во главе с Аскольдом и Диром отпустил в поход на юг — на Византию. «И было у него два мужа, не родственники его, но бояре, и отпросились они в Царьград…» – так писал Нестор в «Повести временных лет».Изменение политической ситуации в Южной Балтике: новая династия во главе Княжества бодричей, активизация миссионерской деятельности Гамбургской епархии, начало колонизации германцами славянских земель, усиление скандинавских племенных союзов, отсутствие необходимых воинских сил и ресурсов для войны за утерянный престол заставили конунга Рюрика принять решение остаться и приступить к строительству нового государства.Стоит отметить, что люди, пришедшие с Рюриком, и местное население, славяне, говорили на одном языке и прекрасно понимали друг друга. Таким образом, южное Приладожье и районы озер Псковское и Ильмень, исток Волги стали точкой воссоединения народов, западных – варягов, бодричей, руян, и восточных – кривичей, которые все вместе стали – словенами («ведающими слово»). В отличие от немцев («не мы», «немые» – не ведающие слова). Новая формация заняла территорию вокруг озера Ильмень и берегов реки Волхов. Уточню, что кривич означает не «кривой», а родственник по крови (кривь – кровь). Началось объединение славянских народов с варягами-русь и исторический жребий пал на конунга Рюрика – быть первым на долгом пути русской государственности.
Озеро Ильмень – перекрёсток водных путей. Реки Шелонь (путь на запад) – Мста (на восток); реки Волхов (на север) – Ловать (на юг); река Луга – на северо-запад. В отличие от города Ладога, Ильмень место безопасное, удобное для нового административного центра.
Рюрик основал новый город в истоках реки Волхов и назвал его Новый Город в память о местах прежней жизни, в частности о древнем городе бодричей в земле варягов – Старгород. Топонимика Приволховья напоминает и о других населённых пунктах, основанных Русью. В частности Радогощь, Будогощь, Веряжа, Любша, Любань и другие.
Воины, бояре («ярые бои»), воеводы («ведущие воинов») Рюрика принесли безопасность, понятные налоги («дань»), технологии строительства укреплений для городов и сёл, более активную торговлю и новых людей.
Торговля в тот период истории носила эстафетный характер. Товары, например, из Константинополя через Чёрное море попадали в Корсунь, далее по рекам в Куябу, Полоцк, Новгород, Ладогу и по Балтийскому морю к городам западной Европы. В каждом городе товар облагался пошлиной и на новых транспортных средствах с новыми торговцами отправлялся в новый путь. Некоторые города на длинном торговом пути (Ростов, Муром) становились конечными пунктами, количество городов и их защищённость от произвола определяло экономическую привлекательность территории.
Восстание «води»
В Никоновской и Ипатьевской летописях, а также у русского историка Василия Татищева, упоминается восстание «Вадима Хороброго». Личность предводителя восстания не представляется реальной, так как в переводе с древнерусского «вадим» означает «спорщик, смутьян», другой вариант – «коневод». Не могли князя словенского назвать смутьяном или коневодом. Смута же могла произойти.
Не все были довольны новыми порядками, особенно из числа местных жителей. В летописях косвенно указывается 864 год, как дата начала смуты.
В этот год Аскольд и Дир с частью дружины покинули Рюрика и обосновались в хазарской окраинной деревне Куябе. Военные силы Рюрика значительно ослабли. Недовольство части финно-угорских племён, в частности «води» занимавшей территорию от Волхова до Наровы и от истоков реки Луга до Финского залива, вылилось в противодействие.
С течением времени сопротивление племени «водь» постепенно превратилось в восстание «водима», а в дальнейшем, для обоснования договоров между Новгородом и князьями, в восстание словенского князя «Водима Хороброго». Конечно, это были не крупномасштабные боевые действия, а, скорее всего, саботаж новых правил, выраженный в нежелании платить дань, участвовать в ратных делах, в строительстве новых крепостей, городов, кораблей, в желании жить по-старому.
Рюриково городище. Русь. Новгород.
Решение проблемы отношений между местной знатью и Рюриком выразилось в основании единого административного центра – Нового Города. Он собрал глав варяжских, словенских и кривичских родов и объявил им, что все они теперь тоже «Русь», то есть Рюрик, конунг варягов-Русь юридически, словом конунга, оформил равенство между местными и прибывшими воинами и их вождями. А люди, проживающие на этой земле, при дружине конунга, стали называться «русскими», т.е. «принявшими Русь своей». Это уникальное политическое решение было поддержано другими родами кривичей (Полоцк), племенами весь (Ростов) и мурома (Муром).
Переселение западных славян
Бодричи, не смирившиеся с приходом к власти новой династии и колонизацией их земли саксонскими колонистами, продолжали бежать к Рюрику. На протяжении многих лет, процесс переселения бодричей, вагров, руян и других южнобалтийских славян, не прекращался. Люди, не принимающие порядки западного мира и католицизма, отстаивающие свою веру, покидали берега Одры, Лабы и южной Балтики и селились на новгородской земле под княжение Рюрика.
С берегов Балтики переселялись не только славяне. Миграционные потоки данов, норвежцев, шведов состояли из нескольких частей: наёмники – в основном норвежцы и шведы, частично даны; переселенцы – в основном даны, уходившие с разорённой гражданской войной земли вслед за Олегом.Надо понимать, что в те времена не существовало такого жёсткого отношения беженцам, как сейчас. Если люди разделяли ценности, веру и идею Руси, на чью землю они прибыли, были по духу идентичны, знали и понимали язык, то принимали как своих родных. А бежали от ценностей западного мира только такие. Выделялась земля, на некоторое время переселенцы освобождались от налога, предоставлялись различные льготы. В общем, отношение к беженцам было русское, то есть доброе.
Примерно через 150 лет значительная часть лютичей, спасаясь от насильственного онемечивания и внедрения католицизма, переселилась на северо-западную Русь, на территорию современной Гродненской области, впоследствии ставшей польско-литовской землей.
Правление Олега
18 лет отдал князь Рюрик становлению нового государства Русь. В 878 г. в его семье родился долгожданный наследник Игорь. Куна Ефанда, видимо, умерла при родах, а через год умер и сам князь Рюрик. Его преемником стал шурин – Олег, которому Рюрик и «передал княжение своё…, отдав ему на руки сына Игоря, ибо был тот ещё очень мал» – «Повесть временных лет».Перед Олегом стояла очень сложная задача: после смерти Рюрика сохранить и приумножить новую государственность. Только выдающиеся качества руководителя и сильнейшая личная мотивация могли помочь Олегу править 33 года и сохранить жизнь Игорю, а затем передать власть и утвердить новую династию Рюриковичей.
Олег, продолжая дело Рюрика, подготовил и осуществил в 882 г., давно задуманный поход на юг, чтобы утвердить власть в Куябе и прилегающих территориях, повторить приём Рюрика, по отношению к веси и чуди – вовлечь в орбиту русской общности печенегов (иначе зачем иметь столицу на границе государства?) и взять под полный контроль путь «из варяг в греки».
«В год 6309 (882).
Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей и пришёл к Смоленску». Город добровольно перешёл под его руку. Но не Смоленск был целью Олега. Если посмотреть на карту, город располагался в центре создаваемого государства. Казалось бы, здесь и надо ставить престол. Однако… оставив своего наместника и поступив также в Любече, летом того же года подошёл к Куябе. Не было штурма, грабежа и резни.«И узнал Олег, что княжет тут Аскольд и Дир». Надо отметить, что правившие в хазарской пограничной деревне Куяба Аскольд и Дир, были умелыми бойцами, но плохими правителями. «И сказал Олег Аскольду и Диру: «Не князья вы и не княжеского рода», и показал Игоря: «А это сын Рюрика». Олег казнил Аскольда и Дира, предавших дело Рюрика по созданию единого Русского Государства. Никто из варяжской дружины и местных не заступился за Аскольда и Дира.
В Куябе, небольшой деревне на окраине Хазарского Каганата, в момент прихода Олега, присутствовали три силы – собственно куябцы, «варяжская» дружина Аскольда и Дира, и пришедшие с Олегом воины. И в одной дружине, и в другой могли быть соплеменники. Ни нигде не нашлось желающих заступиться «правителей» Куябы. Почему?
Аскольд и Дир с дружиной были наняты хазарами для участия в войне с Византией.
За это им было позволено управлять Куябой и собирать дань. Военный налог и дань собиралась жёсткими методами. Потому куябцы и не заступились.
У воинов «варяжской» дружины была иная мотивация.
В Никоновской и Иоакимовской летописях содержатся упоминания о походах Аскольда и Дира на болгар, где погиб сын Аскольда, на подконтрольных Рюрику кривичей, на печенегов, на полочан, на Византию. Неудачные походы подорвали доверие к Аскольду и Диру. Одно дело обирать куябцев, другое добывать славу на полях сражений. Добавим к этому переход в другую веру, что в те времена считалось предательством.
Окончательное решение о переходе на сторону Олега, пришедшего с русской дружиной, оформилось после предъявления Игоря, как законного наследника «княжеского рода».
Олег освободил населённую полянами Куябу от хазарских ставленников и, обнеся деревню тыном из колий, назвал её Киев. «И сел Олег, княже в Киеве, и сказал Олег: «Се буде мати градомъ Руским» и были у него варяги и славяне и прочие прозвавшиеся Русью».
Загадочная фраза в переводе со старославянского на современный означает: «Это должен стать русский город, митрополис». Таким он оставался до 1917 года.
Но это уже другая страница истории. Теперь Киев — опять Куяба )
Древняя Русь
Но, если позволите, я всё же думаю, что арабские деления руси на разряды описывают не только и не столько восточно-европейских русов, но и более западных, центрально-европейских, тоже.
Кстати, что касается Истархи, вот перевод, в котором Славия указывается не как высшая, а как самая дальняя: «Ар-рус — их три разряда один разряд их — ближайший к булгарам, царь их находится в городе, называемом Куйаба; он [город этот] больше Булгара; один разряд — самый дальний из них — называется ас-салавийа; один разряд, называемый ал-арсанийа; царь их находится в Арса. Люди достигают Куйаба по торговым делам, а что касается арса, то вот не указано, чтобы кто входил туда из иноземцев, так как они убивают всякого, кто из иноземцев вступил на их землю. Вот они спускаются по реке, чтобы торговать, и не сообщают ничего о своих делах и о своих товарах, не разрешают никому присоединиться к ним в качестве спутника, [никого] не вводят в свой страны. Вывозят из арса черного соболя и свинец».
В персоязычных текстах названия разрядов переданы соответственно: «Куйана; Аусани; Арта; Джалаба».
Джалаба, кстати может быть Юлиным, Волином, или Винетой.
Edited at 2015-07-25 18:29 (UTC)
Даже если этот вариант перевода более верный, то всё равно из текстов можно сделать вывод только о независимости друг от друга «трёх групп», а не о подчинённости Славии и Арсании Киеву, а значит более вероятен 9в., период до 882г., когда «Куйаба» и стала центром объединённой Державы восточноевропейских русов.
Куяба это в древней руси
Киевская Русь IX-XII веков – это, во-первых, колыбель государственности трех братских народов – русских, украинцев и белорусов, а во-вторых, это одна из крупнейших держав средневековой Европы, игравшая важную историческую роль в судьбах народов и государств Запада, Востока и отдаленного Севера.
От сравнительно небольшого союза славянских племен Среднего Поднепровья (истоки этого союза уходят во времена Геродота) Русь выросла до огромной державы, объединившей как все восточнославянские племена, так и ряд литовско-латышских племен Прибалтики и многочисленные финно-угорские племена северо-востока Европы.
Сложение русской государственности не сопровождалось оттеснением или истреблением тех лесных племен, с которыми соприкасались в своих походах за данью дружинники киевских князей тысячу лет тому назад: литовцы и карелы, мордва и латыши, эстонцы и чуваши – все они в свое время были вовлечены в важный процесс первичной феодализации в системе Киевской Руси.
Молодое государство Русь, обозначившееся в начале IX века, очень скоро стало известным во всех концах Старого Света: английские, норвежские и французские короли стремились завязать брачные связи с великими князьями Киева; Византийская империя была постоянным торговым контрагентом Руси, а на воетоке русские купцы плавали по всему «Хорезмийскому» (Каспийскому) морю и с верблюжьими караванами доходили до Багдада и Балха (современный Афганистан).
Шведские искатели приключений – варяги – стремились проникнуть на Русь и примкнуть к русским заморским экспедициям или наняться на службу к киевскому князю.
Русский летописец Нестор в своем бессмертном историческом труде «Повесть временных лет» показал хорошее знание тогдашнего мира от Британии на западе до Китая на востоке, упоминая и индийских брахманов, и далекую Индонезию («Островницы»), находящуюся «на краю земли».
Люди Киевской Руси очень быстро овладели византийской и западноевропейской культурой, и русские города явились соучастниками создания общеевропейского романского художественного стиля.
К середине XII века необъятное государство Русь созрело настолько, что породило полтора десятка самостоятельных княжеств, равнявшихся каждое крупному западноевропейскому королевству. Этот процесс можно сравнить с развитием многодетной семьи, в которой к известному сроку подросли выхоженные семь-ею взрослые сыновья, готовые к самостоятельной жизни. Киев остался номинально «матерью городов русских», как называли его летописцы, но наряду с ним поднялись такие города-столицы, как Чернигов, Владимир Волынский, Галич, Новгород, Смоленск, Владимир Суздальский, Ростов, Полоцк, Рязань, Туров и др.
В городах развивалось ремесло, создавались свои художественные и литературные школы, воздвигались великолепные здания, построенные с таким умелым расчетом, что, простояв 700-800 лет и выдержав испытание временем, они вошли и в нашу эпоху как образцы древнего зодческого искусства, овеянные романтикой родной старины.
К началу XIII века русские земли находились на одном уровне с передовыми странами Европы, и только порабощение их Золотой Ордой, длительное иноземное иго оттеснило Русь и задержало ее развитие на два-три столетия.
Важность и необходимость изучения Киевской Руси как первого государственного образования, сплотившего многие десятки племен и народов и поднявшего их от примитивной первобытности к высокоорганизованной феодальной державе, вполне осознавалась уже нашими предками: «Повесть временных лет» Нестора, созданная в начале XII века, копировалась и размножалась переписчиками на протяжении более 500 лет. Грамотная часть царской России изучала и хорошо знала историю княжеских династий, войны князей, деятельность епископов и патриархов, царские законы и установления… А знал ли нефамотный народ о существовании в далеком тысячелетнем прошлом какой-то Киевской Руси?
В 1860 году сосланный царским правительством на Север П. Н. Рыбников сделал открытие мирового значения, равное открытию исландских саг или финно-карельской «Калевалы»: оказалось, что на далекой северной окраине России, под Архангельском, на Северной Двине и на берегах «Студеного моря» (Ледовитого океана), еще сохранились в живой памяти поэтические сказания о делах и подвигах людей Киевской Руси. Неграмотные сказители былин-«ста-рин» бережно передавали из поколения в поколение торжественные, как гимны, сказания о Владимире Красное Солнышко, о борьбе с печенегами и половцами, о Добрыне Никитиче и крестьянском сыне Илье Муромце, о мужественной обороне родной земли, о смелости и благородстве русских богатырей… Перед крестьянами и рыбаками времен Достоевского и Льва Толстого, жившими «за тридевять земель» от Киева и южнорусских степей, вставали картины цветущего государства X-XI веков, его сложной напряженной жизни, когда приходилось и целинную пашню поднимать, и плыть на кораблях в заморские края, и прокладывать «дороги прямоезжие» через девственные леса, и всегда быть готовым покинуть пиршественный стол ради смертного боя со внезапно, как Змей Горыныч, налетевшим врагом…
Память простого народа, сохранившего в устной передаче почти до наших дней былины о важнейших делах Киевской Руси, является для нас мудрым наказом изучать это славное эпическое прошлое нашей Родины во всей полноте и многообразии доступных нам исторических источников.
«ОТКУДУ ЕСТЬ ПОШЛА РУСЬСКАЯ ЗЕМЛЯ?»
Киевская Русь IX-XII веков – огромное феодальное государство, раскинувшееся от Балтики до Черного моря и от Западного Буга до Волги. Оно было известно всему тогдашнему миру: короли Англии, Франции, Венгрии, Швеции роднились с киевскими князьями; византийский император писал трактат «О русах, приезжающих в Константинополь»; географы стран арабского Халифата расспрашивали капитанов и караван-башей о далеком Киеве и заносили в свои книги по географии мира ценные сведения о стране русов, о путях к ней и о ее городах.
Эпоха Киевской Руси была переломной почти для всех народов Восточной Европы. Долгие века классовое общество географически ограничивалось узкой прибрежной полосой в Причерноморье, где после воспетого в мифах похода аргонавтов возникли греческие города-полисы: Ольвия, Херсонес, Боспор, Танаис, Фанагория и другие. На север от этой полосы простирались безбрежные степи и бесконечные леса, населенные сотнями разных племен, живших еще на стадии варварской первобытности. Недаром Цицерон говорил, что античные города – это всего лишь «узорчатая кайма на варварской одежде». Если использовать эту метафору, то время Киевской Руси, сложившейся через тысячу лет после Цицерона, оказалось временем, когда варварская Восточная Европа скинула старые одежды и нарядилась в новые, где «узорчатая кайма» цивилизации стала значительно более широкой.
Киевской Руси предшествовала тысячелетняя медлительная жизнь разрозненных славянских, финно-угорских и латышско-литовских племен, постепенно и малоприметно совершенствовавших свое хозяйство и социальную структуру на необозримых пространствах лесостепи и лесов Восточной Европы.
В XII веке Киевская Русь достигла такого высокого уровня развития, что со временем положила начало полутора десяткам самостоятельных, суверенных феодальных государств, подобных западноевропейским королевствам. Крупнейшие из них – княжества Владимирское, Рязанское, Киевское, Черниговское, Смоленское, Галицко-Волынское, Полоцкое, феодальные республики Новгорода и Пскова. Уже одно перечисление этих новых государств XII-XIV веков воскрешает в нашей памяти блестящие страницы истории русской культуры: киевские летописи и «Слово о полку Игореве», владимиро-суздальское белокаменное зодчество с его резным узорочьем, новгородские берестяные грамоты и сокровища софийской ризницы. Нашествие Батыя и ордынское иго обескровили русскую культуру, нарушили единство древнерусской народности, но успехи, достигнутые в эпоху Киевской Руси, позволили сохранить здоровую основу культуры и преодолеть последствия завоевания.
Родня: почему арабы боялись этот древнерусский город
Официальная история говорит о том, что в Древней Руси было два центра – это Киев и Новгород, которые на Востоке называли Куяба и Славия. Это название, скорее всего, связано со словенами, которые занимали новгородские и псковские земли.
Однако в арабских источниках упоминается еще и третий культурный и торговый центр русов – некий город Арса, который располагался где-то на пути «из варяг в арабы».
Что знали об Арсе арабы?
В X веке иранский географ Исхак аль-Истахри в своих трудах указывал, что у русов есть три центра – это Куяба, большой город, в котором сидит «царь» русов, который находится ближе всего к городу Булгару. Дальше всех от Ирана находится город русов Славия. Но есть еще и третий центр русов – таинственная страна аль-Арсания с городом Арсой, в котором «сидит» еще один царь. Географ уточняет, что никто из иностранцев не достигал Арсы, так как русы убивают всякого, кто приходит на их земли, считая их шпионами. Сами же они «спускаются по воде и торгуют оловом и черными соболями», но ни с кем не говорят о своих товарах и никого не приглашают в свою страну.
Географический трактат персидского автора «Границы мира с востока на запад» («Худуд аль-Алам мин аль-Машрик. ») помещал все города русских на реку Аттил (то есть на Итиль – Волгу) и считал, что все поселения русов связаны водными артериями. Он рассказывал о стране по которой проходит река Рус, протекающая мимо городов «Слаб» и «Куйафа», после чего река впадает в Аттил «в пределах печенегов».
Путешественник из Багдада Касим ибн Хаукаль в «Книге дорог и стран» подтверждал, что русы везут из Арсы черных соболей, черно-бурых лисиц, олово и рабов, но убивают всех, кто пересекает границу их владений.
Неизвестно, насколько сведения о кровожадности жителей Арсы были правдивы. Историк Дарья Васильевна Смокотина в работе «Арса: место на карте» предполагает, что слухи о кровожадности северян распускали булгарские купцы, которые плотно «сидели» на Волге, прибрав к рукам торговые пути. Они не пускали северян на юг и запугивали южан, чтобы те не ездили на север. На эту черту булгар указывал еще один путешественник с Востока – Абу аль-Гарнати. Он писал, что торговлю на Волге булгарские купцы держат в своих руках, они не пускают на юг северян под предлогом того, что те «привозят» холода.
Но где же расположен Арса?
От Балтики до Тьмутаркани
Оказывается, за последние 200 лет Арсу искали многие археологи и историки, ее помещали то на место Орши, то в Прибалтику, но поскольку наиболее точно о ней говорили именно гости с Востока, путешествующие по пути «из арабов в варяги», скорее всего, искать таинственный город русов следует севернее Булгарии.
Советский археолог Борис Александрович Рыбаков считал, что арабские путешественники под Славией подразумевали Переяславль, а под Арсой – стоящий на реке Рось город Родню, однако археологические данные говорят о том, что города эти были построены позже начала X века.
Славист Владимир Николаевич Топоров размещал Арсу на границу между Киевом и хазарами, считая, что название города произошло от имени бога солнца Хорса, почитавшегося на Востоке, а Арсу населяли хазары.
Исследователь А. М Карасик думал, что Арса находится в Тьмутарканской Руси, а название города произошло от угрского «ар» (ör), что значило «защищенный», либо от «арту», что означало – крепость. Советский историк Аполлон Григорьевич Кузьмин помещал Арсу в Подонье, а историк А.Ф. Студенцов связывал город Арс с библейским Арсаретом — страной изгнанников, куда бежали ханаане.
Ряд авторов располагал Арс между реками Волга и Ока, там, где сейчас располагается Золотое кольцо России.
В земле буртасов
Возможно, Арса находилась на землях племени буртас, которые жили бок о бок с булгарами в Среднем течении Волги. Буртасы имели свой город – Буртас, торговали мехами, и на Востоке черно-бурая лиса долгое время называлась буртасской лисой. Буртасов знали, как воинственный народ, и булгары не раз вступали с ними в стычки, стремясь вытеснить их с торговых путей. Земля буртасов простиралась на протяжении 17 дней пути. Однако никакими археологическими данными эти предположения не подтверждаются.
Под Ростовом?
Больше всего востоковедов выступают за то, что древний город русов Арса находился в верхнем течении реки Волги, и размещали его недалеко от Ростова, где в IX веке находился центр ремесел и торговли, известный археологам как Сарское городище.
Историк Дарья Смокотина указывает, что недалеко от Сарского городища был обнаружен клад, в котором нашли не только серебряные монеты, но и слитки из сплава свинца и олова – подобные слитки были ценным предметом торговли с Востоком и с Европой. Эта находка говорит в пользу Сарска.
О прошлом городища знают мало. Предположительно, люди стали селиться здесь в VI веке нашей эры, и уже в VII веке город был включен в активную торговлю с Европой, что по времени совпадает с активацией русов на пути «из варяг в арабы», которую и зафиксировали восточные авторы.
Земля Вису?
Некоторые российские историки помещают Арсу на приток Волги – Каму, указывая, что древние арабы считали Каму истоком Волги и верили, что Итиль начинается на Урале.
Ученые предполагают, что речь в арабских книгах идет не о русах, которые затесались туда по ошибке, а о стране Вису, которая находилась севернее булгар, и которую называли страной мрака. Путь из Булгара до страны вис занимал 20 дней, а народ там жил дикий и недружелюбный. Они привозили товары к булгарам, перевозя товары на санях, запряженных собаками, а летом путешествуя по рекам.
Обращаясь к восточной литературе, историки указывают на то, что Арса явно находился не на проходных торговых путях, а в стороне от них, в некоем «тупике», куда редко сворачивали путники, и где жители Арсы вместе со своим «царем» могли охранять свои земли, не допуская на нее чужаков. Что же касается торговли оловом, то жители Арсы могли не добывать металлы, а просто быть посредниками, перепродавая металлы из Скандинавии, куда могли ходить по Северной Двине, Оби и Печоре.