лекции по истории английской литературы
ИСТОРИЯ АНГЛИЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. ПРЕДИСЛОВИЕ
Настоящий учебник предназначен для студентов гуманитарных факультетов педагогических университетов и для изучающих английскую литературу на факультетах иностранных языков. В нем представлены основные явления истории английской литературы от ее возникновения в эпоху раннего средневековья до современности. Прослеживается развитие одной из богатейших литератур мира, давшей человечеству Чосера, Шекспира, Дефо, Свифта, Байрона, Диккенса, Шоу и многих других замечательных романистов, драматургов и поэтов. Творчество каждого из них связано с определенной эпохой, отражает особенности своего времени, передает мысли, чувства и устремления современников. Но, становясь достоянием национальной культуры, великие произведения искусства не утрачивают своего значения и для последующих эпох. Их ценность непреходяща.
Знакомство русских читателей с Шекспиром и Дефо, Байроном и Диккенсом имеет свою историю. Их творчество, как и наследие многих других английских писателей, издавна пользовалось в России признанием и любовью. В трагедиях Шекспира играли крупнейшие актеры русского театра, об английском реализме писал Белинский, сопоставляя его с гоголевским направлением в русской литературе; поэзия Байрона привлекала Пушкина; романами Диккенса восхищался Л. Толстой. В свою очередь русская литература, ее гениальные писатели Толстой, Достоевский, Чехов оказали воздействие на творчество многих английских писателей.
Литература Англии прошла большой и сложный путь развития, она связана с историей страны и ее народа, в ней переданы особенности английского национального характера. Своеобразие ее проявилось в средневековой поэзии, в поэмах Чосера, в смелом полете мысли Томаса Мора, в комедиях и трагедиях Шекспира; оно сказалось в сатире Свифта, в комических эпопеях Филдинга, в бунтарском духе романтической поэзии Байрона, в парадоксах Шоу и юморе Диккенса.
В истории английской литературы выделяются следующие основные периоды: средние века, эпоха Возрождения, XVII в., эпоха Просвещения XVIII в., XIX в., рубеж XIX-XX вв., XX в. (периоды 1918-1945 и 1945-1990-х гг.).
В своих основных моментах периодизация английской литературы соответствует периодизации литературного процесса других европейских стран (Франции, Германии, Италии и др.). Однако историческому развитию Англии свойственны некоторые особенности, связанные с тем, что буржуазная революция произошла в Англии в середине XVII в., т.е. намного раньше, чем во Франции. Развитие капитализма протекало в Англии более быстрыми темпами. Англия стала своего рода классической страной капиталистических отношений со всеми присущими им противоречиями, что сказалось и на характере ее литературного развития.
Своеобразие романтического направления определяется переходным характером эпохи, сменой феодального общества буржуазным, не принимаемым и осуждаемым романтиками. Романтизм в Англии с особой силой отразил отчуждение личности, разорванность сознания и психологии индивида, живущего в период переходного и неустойчивого времени, исполненного трагических противоречий, напряженной борьбы нового и старого. В романтическом искусстве проявилось стремление к изображению личности как самоценной, живущей своим ярким внутренним миром.
Оптимистические представления просветителей, их вера в возможность общественного совершенствования в соответствии с законами разума были критически пересмотрены романтиками. Решительной переоценке подверглись воззрения просветителей на человеческую природу: романтиков не удовлетворяло рационально-материалистическое толкование человека и его бытия. Они акцентировали эмоциональное начало в человеке, не разум, а воображение, присущие внутреннему миру человека противоречия, постоянные напряженные искания, мятежность духа, соединяющуюся с устремленностью к идеалу и чувством иронии, пониманием невозможности его достижения.
В творчестве английских романтиков сказывается национальная традиция фантастико-утопического, аллегорического и символического изображения жизни, традиция особого драматического раскрытия лирических тем. Сильны, вместе с тем, и просветительские идеи (у Байрона, Скотта, Хэзлитта).
Критический реализм складывается на основе достижений культуры предшествующих эпох, впитывает традиции просветительского реализма, романтизма; вместе с тем развитие реализма ознаменовано становлением новой эстетики, новых принципов изображения человека и действительности. Важнейшим объектом художественного изображения становится человек в его связи с конкретно-историческими условиями существования. Личность показана в ее обусловленности социальной средой. Социальный детерминизм, ставший для критических реалистов основополагающим принципом, сочетается с историзмом как определенной системой, содействующей раскрытию закономерностей явлений действительности. В английском искусстве движение к установлению взаимосвязей между личностью и обществом началось задолго до XIX столетия. Однако лишь в XIX в. Диккенс и Теккерей, Бронте и Гаскелл смогли показать своих героев органически включенными в социальную структуру современной им Англии.
литература восприняла и продолжила традиции демократического искусства XVIII в. (Годвин, Пейн), революционной поэзии и публицистики романтиков (Байрон, Шелли). Новаторство чартистской литературы проявилось в создании образа пролетария-борца.
Во второй половине XIX в. в литературном процессе Англии обозначились новые тенденции. В произведениях Дж. Элиот, а позднее в творчестве Мередита, Батлера и Гарди разрабатываются новые принципы создания характера, изображения внутреннего мира человека. Сатирическая острота, публицистическая страстность сменяются более пристальным вниманием к сфере духовной жизни героев, сквозь призму которой раскрываются конфликты действительности. Особенности литературы этого периода проявились в процессе ее психологизации, в драматизации романа, усилении в нем трагического начала и горькой иронии.
действия» представляет Киплинг; социалистический идеал провозглашает Моррис; традиции реалистического романа преломляются в творчестве Беннетта и Голсуорси.
История английской литературы
понадобится для освоения
для зачета в своем вузе
В данном курсе представлена история английской литературы на наиболее значимых этапах ее развития. Программа курса знакомит студентов с особенностями литературного процесса, происходящего в отдельные столетия: от эпохи Средневековья к эпохе Просвещения, от романтизма и реализма XIX века к литературе ХХ столетия. Метод подачи материала и содержание курса в своей основе соответствует программам по истории английской литературы, реализуемых в СПбГУ. Курс может быть актуален как при самостоятельном изучении истории английской литературы, так и при его использовании в образовательных программах различных направлений подготовки.
О курсе
Английская литература представляет собой богатейший пласт всемирного культурного наследия. Разумеется, ее представление априори не может быть однозначным. При исследовании основных литературных эпох Британии акценты зачастую делаются на совершенно различных аспектах, различных этапах развития, различных персоналиях. Подобный подход зачастую объясняется социально-политическими причинами. Для более объективного представления литературного процесса в Англии, нам необходимо найти некую «золотую середину» в объяснении тех или иных спорных моментов литературной истории страны. Литературный процесс развивается, расширяется его литературное поле и как следствие еще более многоуровневым становится тот могучий пласт художественных открытий, что зиждется на многовековом фундаменте литературных памятников Британии.
Наглядность и элементы интерактивности, сопровождающие данный курс, позволяют эффективнее освоить историю английской литературы и использовать эти знания в практической деятельности.
Курс состоит из 4 тем, каждая из которых включает цикл лекций, снабженный иллюстративным материалом, а также проверочные, контрольные и экзаменационные задания.
При разработке курса использованы научные изыскания, проводимые соответствующими кафедрами ведущих вузов страны, в первую очередь кафедрой истории зарубежных литератур СПбГУ, учтены новейшие разработки последних лет, задействованы материалы и учебники, выдержавшие несколько переизданий.
Формат
Форма обучения заочная (дистанционная). Еженедельные занятия будут включать просмотр тематических видеолекций, изучение дополнительных материалов и выполнение тестовых заданий с автоматизированной проверкой результатов, тестирование по пройденному материалу. Для получения сертификата необходимо выполнить все задания, тесты и написать финальный экзамен.
Требования
Данный курс представляет интерес для всех категорий слушателей, интересующихся Британией, изучающих ее язык, культуру и искусство.
Программа курса
Тема 1. От эпохи Средневековья к эпохе Просвещения: Вехи в истории английской литературы. Чосер – «отец английской литературы». Эпоха Возрождения. Шекспир. Эпоха Просвещения. Сатира Свифта. Кельтское возрождение в Англии.
Тема 2. Романтизм: Романтизм. Поэты Озерной школы. Джон Китс. Творчество Байрона. Поэзия Шелли. Вальтер Скотт – основоположник исторического романа
Тема 3. Классический реализм. Литература 2-й половины XIX в.: Классический реализм. Творчество Чарлза Диккенса. Уильям Теккерей. Реализм 2-й половины XIX в. Неоромантизм. Роберт Луи Стивенсон. Эстетизм. Творчество Оскара Уайльда.
Тема 4. Английская литература ХХ века: Литература 1-й половины ХХ в. Модернизм. Джеймс Джойс. Вирджиния Вулф. Дэвид Герберт Лоуренс. Ричард Олдингтон и его роман «Смерть героя». Антиутопия. Джордж Оруэлл и Олдос Хаксли. Английская литература 2-й половины ХХ в. Постмодернизм. Грэм Грин. Уильям Голдинг. Джон Фаулз.
Результаты обучения
По завершению обучения по программе курса, слушатели получают обобщенные теоретические и фактологические знания по литературной истории страны, что позволяет им разграничивать основные этапы эволюции английской литературы в соответствии с программой курса, сопоставлять различные точки зрения в изложении литературоведов.
В результате обучения слушатели должны иметь систематизированную информацию о центральных фигурах главных литературных направлений, о ключевых произведениях, созданных в отдельные периоды, а также должны знать значение ключевых терминов и понятий, содержащихся в курсе.
Документальные сведения о социально-политической обстановке в Англии, об этических и нравственных нормах поведения в стране в разные столетия в объеме изученного курса позволят студентам емко интерпретировать тексты произведений, что может оказаться полезным и в переводческой деятельности.
Формируемые компетенции
Владение культурой мышления, способностью к обобщению, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения.
Способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач.
Способность анализировать социально значимые проблемы и процессы.
Способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности теолога на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности.
Способность подбирать, систематизировать и анализировать материал в соответствии с объектами профессиональной деятельности.
Способность анализировать и интерпретировать литературные произведения в контексте социально-экономических, политических и идеологических особенностей эпохи.
Способность демонстрировать критическое осмысление различных теорий, концепций, подходов, готовность использовать теоретические знания в процессе формирования профессиональных умений и навыков.
Направления подготовки
Умения
По завершении обучения слушатели будут уметь:
1. Анализировать и интерпретировать произведения английской литературы.
2. Использовать полученные знания для более точной передачи смысла произведений в проессе художественного перевода.
3. Критически анализировать исторические процессы, связанные с Великобританией, и их влияние на литературное творчество.
Навыки
По завершении обучения слушатели будут владеть:
1. Основным терминологическим аппаратом в сфере литературоведения.
2. Методологией исследования и интерпретации литературных текстов.
Формируемые компетенции
Владение культурой мышления, способностью к обобщению, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения.
Способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач.
Способность анализировать социально значимые проблемы и процессы.
Способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности теолога на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности.
Способность подбирать, систематизировать и анализировать материал в соответствии с объектами профессиональной деятельности.
Способность анализировать и интерпретировать литературные произведения в контексте социально-экономических, политических и идеологических особенностей эпохи.
Способность демонстрировать критическое осмысление различных теорий, концепций, подходов, готовность использовать теоретические знания в процессе формирования профессиональных умений и навыков.
Лекции по истории английской литературы
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
2 курс
К ЗАНЯТИЮ 7 (21.10.21)
К ЗАНЯТИЮ 8 (11.11.21)
ПРИНЕСТИ ЖУРНАЛ ПОСЕЩАЕМОСТИ
|