ленин еврейские корни биография
В. И. Ульянов-Ленин и его еврейский вопрос
Долгое время советская история замалчивала настоящую биографию вождя мирового пролетариата Владимира Ленина. И лишь с девяностых годов стали впервые публиковаться материалы, проливающие свет на его настоящее происхождение и некоторые факты биографии. Сразу же скажу,что я не собираюсь делать акцент на так называемом «еврействе» Ленина, что, кстати, недостатком не считаю. Но уж очень кому-то вдруг захотелось сделать из Ленина еврея, а затем и свалить на него все грехи тяжкие.
Я не могу поверить во все это, хотя доказать обратное тоже не смогу. Но привести какие-то доводы все же необходимо. Начну с того, что в семье Ульяновых все считали себя русскими, говорили по-русски и думали по-русски. После смерти Владимира Ильича ЦК поручил его старшей сестре Анне Ильиничне Елизаровой тщательно изучить родословную их семьи. Выполнив партийное поручение Анна получает данные, поразившие ее саму – ее дед выкрест из евреев. Она пишет письмо Сталину. По версии 90-х, бессменный нарком по делам национальностей, основной знаток по нацвопросу среди большевиков, прячет эти факты в архив. Судя по реакции старшей сестры, вся семья при жизни Ленина понятия не имела о существовании среди предков евреев.
Считаю: еврейские корни,(которые согласно статистике есть чуть ли не у каждого пятого в России), были со стороны фамилии Бланк по мужской линии, но более далекие и, скорее всего, переплетенные с немецкими. Ведь согласно одним слухам Александр Бланк был связан с еврейской общиной, другим – что в его жилах текла кровь немецких колонистов, приглашённых в Россию Екатериной II. Неслучайно, дед Ленина женился на Анне Ивановне из богатой семьи Гроссшопфов, имеющей немецко- шведское происхождение.
И последнее, в подтверждение только что мной сказанного: по результатам новейших научных изысканий стало известно, что в архивных дореволюционных документах Российской Империи проходили несколько Александров Бланков. Были среди них и немцы, и евреи. Причём, и по возрасту примерно подходящие, и по профессии (врачи). Сведения о них в архивах оказались весьма перемешанными, и современным исследователям очень непросто отделить их друг от друга. Вот и поразмысли, уважаемый читатель, можно ли брать на веру поиски, а точнее происки уж очень досужих «исследователей».
Кем по национальности был Владимир Ильич Ленин
О национальности лидера Октябрьской революции до сих пор спорят его почитатели и недруги, хотя со дня смерти этого человека минуло 95 лет. И дело даже не в поисках исторической истины. Национальными чертами характера пытаются объяснить деятельность Владимира Ленина, которую одни считают великой, а другие – преступной.
Ленин сам признавал себя русским
В дореволюционной России национальность «русский» обозначалась как «великоросс». Именно такая формулировка была в документах у Владимира Ульянова. И долгое время никаких сомнений о его принадлежности к русскому народу не было ни у его биографов, ни у партийных идеологов.
Говорил и писал Ильич на великом и могучем, с Россией, не считая вынужденных отъездов в эмиграцию, была связана вся его жизнь, труды и борьба. Собственно, и сам Ленин искренне считал себя выходцем из русской православной семьи. Но, когда за изучение родословной вождя взялись специалисты, они нашли среди его предков представителей других наций.
Еврейские корни по материнской линии
Исследователи подтверждают присутствие в родословной Ульянова еврейских предков. Прапрадедом по линии матери был Ицко Бланка, живший в Староконстантинове на Волыни. А прадеда будущего революционера звали Моисей Ицкович Бланк, это был торговец, оставивший о себе не самую хорошую память среди соплеменников.
Якобы занимался мошенничеством, обманывал клиентов и даже был причастен к организации пожара, в котором сгорели два десятка еврейских домов. Впоследствии обвинение в пожаре с Бланка сняли, хотя сначала заключили в тюрьму, где он провел около года.
В дальнейшем прадед Ильича перебрался в Житомир, а своим сыновьям, Абелю и Исраэлю, помог устроиться в Петербурге. Дети Моисея, согласно историческим сведениям, в 1820 году перешли из иудейства в православную веру, причем крестным отцом Исраэля стал известный сенатор Дмитрий Баранов, к которому сумел найти подход предприимчивый Бланк. Крестник получил имя Александра Дмитриевича и впоследствии у него появится внук Владимир Ульянов.
Интересно, что первыми разгадали секрет девичьей фамилии своей матери сестры Ленина, которым удалось установить еврейское происхождение Бланков. О своем открытии они поставили в известность Сталина, который запретил распространяться об этом факте. Хотя в руководстве страны было немало евреев, все они прятались под партийными псевдонимами.
Шведы и немцы были в роду
После переезда в столицу дед Ленина, Александр Дмитриевич, выучившийся, как и его брат, на врача, нашел себе жену – Анну Гроссшопф. Отец ее, Иоганн Гроссшопф, перебрался в Петербург еще в конце 18 столетия и вступил здесь в брак с Анной Карловной Эстедт, чистокровной шведкой. Так что и шведы, и немцы были в роду Ульянова.
По отцовской линии – калмык
О калмыцком происхождении Ильи Николаевича Ульянова, отца Ленина, бывшего уроженцем Астрахани, рассказала в своей книге «Семья Ульяновых» писательница Мариэтта Шагинян. Первая часть романа под названием «Билет по истории» увидела свет в 1938 году и потом на два десятилетия исчезла из продажи и библиотек.
Как и еврейские корни, калмыцкий след в биографии Ильича не нравился партийному руководству страны, по мнению которого великий вождь мирового пролетариата мог быть только русским.
Владимир Ильич Ленин – еврей или нет: кем на самом деле по национальности был вождь пролетариата
Обычные люди считали Владимира Ильича русским. Он сам активно поддерживал эту позицию, проведя самоидентификацию. Но, если проанализировать генеалогическое древо Владимира Ульянова, то можно обнаружить большое количество «следов крови» других национальностей.
Был Ленин евреем или нет
Прадед Владимира Ильича по материнской линии на самом деле являлся членом еврейской общины. Его звали Мошко Бланк, и согласно данным, мужчина имел славу мошенника, замеченного в мелких хищениях. Исправился и стал на путь истинный Мошко Бланк уже в достаточно солидном возрасте.
Как утверждают исторические источники, прадед знаменитого революционера не пользовался доброй славой даже среди членов еврейской общины. Кроме того, что Мошко был замечен в частых мелких хищениях, он организовал пожар, который обрел настолько большой масштаб, что в результате, около двух десятков семей остались без жилья и нажитого имущества. Последствия такого разгульного образа жизни не заставили долго ждать. На мужчину обратили внимание стражи правопорядка, и Бланк попал в тюрьму.
Отбывал свой срок Мошко в Петербуржском исправительном заведении. Спустя год, с него внезапно сняли все обвинения и выпустили на свободу. Поскольку в родных местах Мошко Бланк имел очень дурную славу, он решил сменить место жительства и начать жизнь с чистого листа. Он уехал в Житомир, где никто не знал о том, какую жизнь вел человек раньше.
К какой национальности можно отнести Ленина
После анализа генеалогического древа Владимира Ульянова очень сложно отрицать его принадлежность к еврейской национальности. Следует отметить, что у евреев национальность определяется не по отцу, а по матери. Но также среди предков Ленина было много представителей других национальностей.
Как удалось выяснить, Мошко пошел на выгодную сделку с сенатором, и дал слово выдать всех представителей родной общины, которые имели отношение к мошенничеству.
Понятно, что эта услуга была оплачиваемой. Сыновья этого предприимчивого мужчины получили очень хорошие должности в Петербурге. Прямой дедушка Владимира Ульянова даже сменил еврейское имя Исраэль на Александр, для того, чтобы не выделятся среди русского населения.
Почему Владимира Ленина не относят к русской национальности
Бабушка Владимира Ульянова была родом из Германии, и имела шведские корни.
Отец известного революционера был калмыком. Многие историко отмечают этот факт. Более того, современники утверждают, что сама Надежда Крупская говорила об этом совершенно свободно и не стеснялась подобной информации. Также в крови Ленина есть следы чувашской и немецкой национальностей.
Если проанализировать все вышеизложенные моменты, то биологическая национальность вождя мирового пролетариата совсем не поддается идентификации. Сам Владимир Ильич неоднократно заявлял о том, что относит себя к русским.
Все за сегодня
Политика
Экономика
Наука
Война и ВПК
Общество
ИноБлоги
Подкасты
Мультимедиа
История
Московский музей рассказывает о еврейских корнях Ленина
Москва – Рядовые россияне впервые могут сегодня увидеть документы, подтверждающие давние слухи о том, что у Владимира Ленина были еврейские корни.
В стране, где давно уже свирепствует антисемитизм, такое наследие может стать пятном позора для основателя советского государства, к которому до сих пор с огромным уважением относятся многие пожилые россияне.
Среди десятков впервые обнародованных документов, которые выставлены в Государственном историческом музее, есть письмо, написанное старшей сестрой Ленина Анной Ульяновой. В нем говорится, что их дед по материнской линии был украинским евреем, принявшим христианство, чтобы выехать за черту оседлости и получить высшее образование.
При царском режиме евреи могли проживать постоянно только на ограниченной территории, получившей название черта оседлости. В нее входили сегодняшняя Литва, Белоруссия, Польша, Молдавия, Украина и некоторые районы в западной части России.
Многие евреи присоединились к большевикам в борьбе с повсеместно распространенным в царской России антисемитизмом. Некоторые из них стали ведущими руководителями коммунистической партии, когда та пришла к власти после революции 1917 года. Самым известным среди них стал Леон Троцкий, чья настоящая фамилия была Бронштейн.
Но Ленин, при рождении в 1870 году названный Владимиром Ильичом Ульяновым, всегда называл себя только русским. Псевдоним «Ленин» он взял в 1901 году, находясь в сибирской ссылке неподалеку от реки Лена.
Краткий период продвижения еврейской культуры, начатый при Ленине, закончился в 1930-х годах, когда Сталин организовал антисемитские чистки в рядах коммунистов и разработал план по переселению всех советских евреев в далекую область на границе с Китаем.
Сталин проигнорировал эту просьбу и приказал ей хранить полное молчание по поводу своего письма, о чем рассказала куратор выставки Татьяна Колоскова.
В официальной биографии Ленина, написанной его племянницей Ольгой Ульяновой, говорится, что в их семье были только русские, немецкие и шведские корни.
Письмо сестры Ленина стало доступно российским историкам в начале 1990-х годов, но его подлинность многие яростно оспаривали. Включить письмо в число экспонатов выставки решила Колоскова, которая, будучи директором музейного отдела, посвященного Ленину, считается одним из самых авторитетных специалистов по его жизни.
В экспозиции 111 документов, причем со многих из них лишь недавно был снят гриф секретности. Все они обнародованы впервые, и это дает удивительную возможность лучше понять главных руководителей Советского Союза. Лидеры, которых обычно изображали жесткими и бесстрашными, предстают порой капризными, напуганными и даже отчаявшимися людьми.
В одном из документов содержится отчаянная мольба арестованного коммунистического лидера Льва Каменева, настоящая фамилия которого Розенфельд. Сталин получил это письмо в 1934 году.
Сталин проигнорировал и это письмо, и в 1936 году Каменева расстреляли.
Немного более юмористичный, но не менее мрачный аспект этой экспозиции представляют карикатуры, нарисованные членами Политбюро.
Ведущий коммунистический идеолог Николай Бухарин изображает Сталина с утрированно гигантским носом и с его любимой трубкой. Карикатуры на других коммунистов тоже далеко не лестные – один из них изображен в виде офицера Белой армии. Антикоммунистическая Белая армия, которую поддерживали западные державы, безуспешно сражалась с ленинской Красной Армией на фронтах Гражданской войны в 1917-1923 годах.
Известный экономист Валерий Межлаук высмеивает Троцкого, называя его Вечным Жидом, а также изображает министра финансов в весьма неуклюжей позе. В сделанной от руки подписи под этой карикатурой Сталин рекомендует подвесить министра за яйца.
И министр, и оба карикатуриста были арестованы и расстреляны в 1938 году.
Открывшаяся на прошлой неделе выставка продлится до 3 июля.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Дворянин, еврей, калмык. О запутанной родословной Ленина
В год 150-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина мы наверняка не один раз услышим о ниспровержении мифов и раскрытии тайн вокруг его личности. В качестве одной из таких тайн преподносится происхождение Ленина, которое на самом деле уже давно перестало быть запретной темой. Хотя в советское время многие факты из родословной семьи Ульяновых оставались неизвестными в научной литературе. Что же можно рассказать о предках основателя Советского государства сегодня?
Дворянин из крепостных крестьян
Обратимся для начала к вопросу о сословном происхождении Владимира Ульянова. В официальной биографии Ленина 1940 года под авторством партийного идеолога Емельяна Ярославского читаем:
«Отец Ленина Илья Николаевич Ульянов был в то время (год рождения Ленина, 1870‑й. — Ред.) инспектором народных училищ Симбирской губернии, а до этого в течение многих лет был учителем физики и математики в Нижнем Новгороде и Пензе. Илья Николаевич Ульянов происходил из очень бедных мещан г. Астрахани».
На крупных чиновничьих должностях в Российской империи служили дворяне, поскольку за свою службу они так или иначе получали определённый чин Табели о рангах. В 1870 году Илья Ульянов имел чин коллежского советника, дающий личное дворянство. А в 1877 году он стал действительным статским советником, на тот момент самым низшим чином Табели о рангах, обеспечивавшим потомственное дворянство. Дворянское достоинство было утверждено за семьёй Ульяновых в 1886 году указом Сената после смерти Ильи Ульянова, и оно распространилось в том числе на 16-летнего подростка Володю.
Но сам род Ульяновых был далеко не дворянским. Самым ранним предком Ленина по прямой мужской линии, о котором утвердительно говорят исследователи, был его прапрадед Никита Григорьевич Ульянин (1711−1779), дворовый крестьянин помещицы Марфы Мякининой (урождённой Пановой), живший в селе Андросово Нижегородской губернии. Попытки провести эту линию дальше упираются в недостаток сведений. Более ранние записи говорят об отце Никиты Григории Андреевиче Ульянине, крепостном крестьянине деревни Еропкино, принадлежавшим в 1646 году помещику Андрею Панову. Впрочем, историки спорят, точно ли это отец Никиты Ульянина, поскольку между 1646 и 1711 годами слишком большой временной разрыв.
Сын Никиты Василий вместе со своей семьёй был отдан помещику Степану Брехову. В 1791 году тот отпустил сына Василия Николая на оброк — то есть Николая Ульянин мог свободно зарабатывать деньги на стороне, но оставался в крепостном состоянии. Ульянин поселился в Астраханской губернии, где затем попал под действие указа о переводе помещичьих крестьян других губерний в распоряжение Нижнего земского суда. Так дед Ленина получил свободу задолго до отмены крепостного права.
Илья Ульянов. 1850–1860‑е годы
В 1808 году Николай Ульянин был приписан к мещанскому сословию и вступил в цех портных. Судя по всему, дела шли не гладко — взнос в 10 рублей в кассу ремесленной управы Ульянин так и не уплатил до самой смерти в 1838 году. (Кстати, где-то в начале XIX века фамилия семьи по документам трансформировалась в Ульяновых.) Удивительно, как младший из четырёх детей Ульяновых Илья смог добиться потрясающего карьерного роста в эпоху Великих реформ.
Таким образом, Володя Ульянов при рождении был ещё мещанином, а после смерти отца получил дворянство. Данные обстоятельства в советской литературе, в общем, не скрывались, но и особого внимания не получали. А вот национальное происхождение его предков часто было окружено сомнительными дискуссиями и даже запретами.
Переплетение поволжских этносов
В анкете делегатов XI Всероссийской конференции РКП/б/ в 1921 году Ленин указал свою национальность как «великоросс», то есть просто русский. В имперском обществе, ориентированном на религиозную идентичность, многие национальности стирались, и «русскими», «россиянами» могли считаться люди православного вероисповедания, к которым формально относился и Владимир Ульянов, и его отец.
Однако поволжское происхождение рода Ульяновых оставляет для нас много загадок, поскольку регион был богат на представителей разных этносов. Благодаря фильму Станислава Говорухина «Россия, которую мы потеряли» получила распространение версия, что дед Ленина Николай Ульянин-Ульянов был чувашем. Так ли это?
В документах указывалось, что он «коренного российского происхождения», но, как уже сказано, это могло означать православное вероисповедание. В приказе Астраханского земского Нижнего суда конца XVIII века, правда, сохранилось описание Николая Ульянина, где указано, что у него «волосы на голове, усы и борода светло-русые, глаза карие, лицом бел, чист». Под такое описание подходят не только русские и некоторые чуваши, но и, скажем, мордва. А ещё в Нижегородской области жили черемисы, татары… Раскрыть эту загадку нам вряд ли удастся.
Иллюстрация из книги этнографических очерков «Народы России. Выпуск 3. Инородцы лесов» (М., 1900)
Мужская линия рода Ленина содержала след ещё одной национальности, связанной с историей Поволжья. В 1930‑е годы писательница и журналист Мариэтта Шагинян собирала материал для романа «Семья Ульяновых», проведя настоящее генеалогическое исследование происхождения Ленина. Ей удалось найти документы, говорящие о том, что Анна Алексеевна Смирнова, жена Николая Ульянова и мать Ильи Николаевича, происходила из крещёных калмыков. Публикации с этими сведениями вызвали недовольство на самом верху — в 1938 году Политбюро ЦК ВКП/б/ приняло постановление «О романе Мариэтты Шагинян „Билет по истории“», где признавало её произведение «идеологически враждебным».
Почему? Сама Шагинян считала, что факт об «азиатских» корнях Ленина мог бы использоваться в фашистской пропаганде в Европе — подобное официальное обоснование в конце 1930‑х годов имело место. Но также возможно, что идеологическая установка 1930‑х годов на создание своей «национальной истории» с героизацией русских полководцев и других героев прошлого предполагала, что излишне подчёркивать многонациональное происхождение Ленина не нужно.
Шагинян утверждала, что документ о калмыцком происхождении астраханского мещанина Алексея Лукьяновича Смирнова она видела в местных астраханских архивах. Но впоследствии этот документ обнаружить ни удалось, отчего возникает соблазн считать, что он был секретно уничтожен. Дожившая до наших дней скупая информация о прадеде Ленина Смирнове не позволяет говорить о его национальности. Возвращаясь к уже сказанной мысли о смешении поволжских этносов под влиянием единой русской культуры и православной веры, остаётся лишь поставить очередной знак вопроса.
Книга Мариэтты Шагинян «Семья Ульяновых», выдержавшая несколько советских переизданий
Также калмыки неожиданно всплыли в истории некой «дворовой девки» Александры Ульяновой, которая в 1825 году была «отсуждена от рабства», как об этом писал приказ Астраханской казенной палаты, и по ходатайству того же самого Алексея Смирнова причислена к мещанам. «Отсуждённая от рабства» — это не «отпущенная на волю», как говорили о крепостных крестьянах. Формально рабами продолжали называть, например, казахов или калмыков. Шагинян, раскопавшая эту историю, предположила, что Александра Ульянова могла быть родственницей того же Николая Ульянина-Ульянова, жены дочери Смирнова. Стало быть, если одна Ульянова — калмычка по происхождению, то и сам род Ульяновых калмыцкий.
Предположение не нашло никаких подтверждений. Тем не менее, это не помешало писателю Владимиру Солоухину в начале 1990‑х годов бездоказательно объявить, что Александра Ульянова, освобождённая Смирновым, и дочь Смирнова Анна — один и тот же человек. А значит, брак между Александрой-Анной Ульяновой и Николаем Ульяновым был близкородственным, то есть, грубо говоря, инцестом. Отсюда и облысение Ленина ещё в молодом возрасте, нервные болезни, агрессивность и другие признаки дурной наследственности. Разбирать подобное «разоблачение», наверное, не стоит.
Первая страница указа о присуждении дворянства членам семьи Ульяновых. 1886 год
Сруль Мойшевич Бланк
Самый интересный национальный вопрос до сих пор будоражит умы недалёких публицистов. Связан он с женской линией рода Ленина.
Мария Александровна Ульянова при рождении носила примечательную фамилию Бланк, и её дедом был Мойша Ицкович Бланк, живший в уездном городе Староконстантинове Волынской губернии. Провести линию Бланков дальше конца XVIII века не удаётся, но факт остаётся фактом — Мойша Бланк был членом еврейской общины. С ней он особо не ладил, переехал в губернский центр Житомир, принял православие под именем Дмитрий Иванович, а в 1846 году даже обратился с просьбой к императору Николаю I. В письме царю он просил способствовать переходу евреев в христианскую веру, введя запреты на религиозные традиции и национальную одежду, и добавлял, что не только он, но и его родители «никогда не ходили к раввинам».
Александр Дмитриевич Бланк
В отличие от Мойши-Дмитрия, его жена Марьям оставалась набожной иудейкой. Именно поэтому Дмитрий Бланк смог креститься только после её смерти. Их дети тоже перешли в православие, и один из сыновей Израиль (или, по уменьшительному имени, Сруль) стал Александром. Отец отправил Александра, как и его брата Дмитрия (Абеля), учиться в русскую школу, ещё раз подчеркнув свой разрыв с еврейской традицией. Впоследствии оба брата уехали покорять Петербург, поступив в Медико-хирургическую академию. Врачебная карьера деда Ленина Александра Бланка была успешной и разнообразной: он служил уездным врачом в Смоленской губернии, затем врачом при полицейской части в столице, был произведён в штаб-лекари, служил в Морском ведомстве, был ординатором больницы Святой Марии Магдалины, и так далее.
Под конец карьеры в 1840‑е годы уважаемый дворянин Александр Бланк приобрёл имение Кокушкино в Казанской губернии. Так история семьи Бланков переместилась в Поволжье, где в Пензе его дочь Мария познакомилась с перспективным учителем Ильёй Ульяновым. Бланк дослужился до чина надворного советника, и, согласно законодательству до 1845 года, имел право на получение потомственного дворянства. Так что еврейское культурное наследие через «Сруля Мойшевича» ни его дочери Марии, ни внуку Владимиру не передалось. Фактически Володя Ульянов родился в семье двух русских дворян, и потому никакого лукавства в его национальном самоопределении не было.
Если источники о калмыцких корнях Ульяновых весьма скупы и спорны, то историю Александра Бланка проследить нетрудно. По этой причине информация о еврейском происхождении Бланков то и дело всплывала в СССР. Старшая сестра Ленина Анна Ульянова-Елизарова вспоминала, что в их семье на эту тему не говорили, хотя Александр Бланк поддерживал отношения с отцом, умершим не ранее середины XIX века — то есть уже при жизни и взрослении его внуков, включая мать Ленина Марию. Возможно, рассказывать об этой семейной истории матери Ульяновых не хотелось из-за популярности антисемитских взглядов в Российской империи.
Анна Ильинична Елизарова (Ульянова) во дворе Дома-музея Ленина в Ульяновске. 1931 год
Когда же в советское время об этом стало возможно говорить, Анна Елизарова писала руководителю Истпарта Михаилу Ольминскому:
«…Этот факт, к[ото]рый, вследствие уважения, которым пользуется среди них (народных масс. — Ред.) Владимир Ильич, может сослужить большую службу в борьбе с антисемитизмом, а повредить, по-моему, ничему не может.
Очень жалею, что факт нашего происхождения, предполагавшийся мною и раньше, не был известен при его (Ленина. — Ред.) жизни».
Но голос разума не был услышан. Элементы антисемитизма в разные периоды истории СССР вплелись в советскую действительность под видом «борьбы с космополитизмом» и других явлений, отчего ненужные, с точки зрения властей, версии становились запретными.
Немцы и шведы
После русского отца и, возможно, калмыцкой матери Ильи Николаевича и еврейского отца Марии Александровны стоит обратить внимание на последнюю ветвь генеалогического древа Ленина — линию матери Марии Анны Гроссшопф. Немецкий род Гроссшопфов упоминается в записях Ратцебургского собора в Германии аж за 1362 год. В течении веков из этого семейства выходили местные мельники. Не исключением был и прапрапрадед Ленина Иоахим Эрнст Гроссшопф (1704−1769), чьи даты рождения мы точно можем установить. Его внук Иоганн Готлиб в 1780‑е годы приехал в Петербург для работы в любекской фирме «Фридрих Шаде и К°», занимавшейся экспортом хлеба из России.
Мария Ульянова (Бланк). 1863 год
Там он встретил Анну Беате Эстедт, дочь преподавателя Академии художеств Карла Фридриха Эстедта, выходца из Швеции. Отец самого Карла Фридриха, в свою очередь, был перчаточником родом из Лифляндии, а происхождение его фамилии остаётся туманным — некоторые историки высказывают предположение, что Эстедт был не шведом, да и его фамилия могла быть новообразованной. Тем не менее, семья Анны Эстедт приехала из Швеции, а в её роду в XVII–XVIII веках по разным ветвям можно найти капитана торгового судна Бертила Йёнсона, шляпника Симона Новелиуса или, скажем, сержанта артиллерии шведской армии Карла Петерсона Нимана. Склонность некоторых шведских предков Анны Эстедт к узким ремесленным профессиям ювелиров и шляпников позволила уже упомянутому Солоухину считать их шведскими евреями — но оставим это мнение на его совести.
В России Иоганн Готлиб и Анне Беате Гроссшопфы стали Иваном Фёдоровичем и Анной Карловной. Попробовав себя в роли государственного служащего, Иван Фёдорович возвратился к предпринимательской деятельности, заработав целое состояние. Это позволило ему купить два дома и целый особняк в Петербурге, а также содержать восьмерых детей. Одним из них была дочь Анна, встретившая в Петербурге талантливого врача Александра Бланка.
Семья Ульяновых в представлении художника Николая Лямина из нашей публикации «Детям о Ленине». 1980 год
Слева — участник покушения на Александра III Александр, за столом — Володя.
Сложная родословная Ленина интересна как исследователям, так и примкнувшим к ним публицистам. Некоторые из них обращают внимание, что дворянское происхождение Владимира Ульянова вступает в противоречие с ролью пролетарского вождя Ленина, однако пример Ильи Ульянова показывает, что социальный статус — не приговор. Возможно, судьба отца и его приверженность демократическим взглядам эпохи Великих реформ зародила в маленьком Володе элементы будущей революционной идеологии, направленной на всеобщее равенство и разрушение сословного порядка.
Другие авторы с любопытством смакуют этнический характер той или иной ветки семьи Ульяновых. Что ж, об этом в советские годы действительно писали редко. Но попытки сделать из этих фактов выводы о личности и характере деятельности Ленина отдают взглядами, совсем не похожими на интернационалистские воззрения Ильича.
При работе над статьёй использовались материалы книги Михаила Штейна «Ульяновы и Ленины. Тайны родословной Вождя» (М.: Алгоритм, 2013).