летчик девятаев биография фото
Побег на секретном самолете, допросы и ревнивая жена: судьба Михаила Девятаева
Трудное детство и проблемы с законом
Михаил родился 8 июля 1917 года в Тамбовской губернии. Помимо него в семье было 12 братьев и сестер. Он был младшим. Михаил окончил 7 классов. Как-то в поселке приземлился самолет. Девятаева это настолько потрясло, что он решил во что бы то ни стало освоить профессию летчика. В 17 лет он собирал колосья пшеницы в поле. Парня заметили. Ему грозила тюрьма за хищение колхозной собственности. Он был вынужден бежать из дома.
Перепутали документы
Оказавшись в Казани, Михаил подал заявление в авиационное училище. Однако из-за путаницы с документами его зачислили в речной техникум. Парень окончил его, но от своей мечты не отказался. Он ходил в местный аэроклуб, а потом поступил в Чкаловское авиационное училище.
Потеря родных
Мальчики и девочки в многодетной семье страдали от недоедания, часто болели. К началу войны из 12 братьев и сестер Девятаева в живых остались только восемь. Четыре старших брата Михаила отправились на фронт. Все они погибли. Остальные дети тоже ушли из жизни, не дожив до преклонных лет. Так что из многодетной семьи остался только Михаил.
Война
Молодой человек попал в действующую армию в первый день войны. Уже через два дня он сбил свой первый бомбардировщик. За первые месяцы Великой Отечественной Девятаев уничтожил девять самолетов противника. Отважного летчика наградили орденом Красного Знамени. После ранения его перевели в санитарную авиацию. Только в мае 1944 года Михаил добился, чтобы его вновь определили в истребители.
13 июля 1944 года самолет Девятаева был подбит в районе Львова, над территорией врага. Михаил успел спрыгнуть с парашютом, но при падении ударился головой. В бессознательном состоянии он был пленен.
Дважды обманул смерть
Летчик попал в Лодзинский лагерь, откуда уже через месяц попытался сбежать. В итоге его объявили смертником и отправили в лагерь Заксенхаузен. Советский офицер-танкист, который числился при лагере парикмахером, помог ему избежать гибели. Он подменил нашивной номер на лагерной робе. Девятаев сменил статус смертника на статус штрафника и стал Степаном Григорьевичем Никитенко.
Побег
8 февраля 1945 года советский летчик и еще девять человек угнали немецкий бомбардировщик «Хейнкель». Фашисты выслали следом своего самого опытного пилота Гюнтера Хобома, но тот даже не смог обнаружить самолет с беглецами. В тот день Девятаеву повезло еще один раз. Их встретил воздушный ас Вальтер Даль. Он получил приказ уничтожить самолет. Однако тот возвращался с задания и у него не осталось ни одного снаряда.
Девятаев пролетел триста километров. На линии фронта ему пришлось посадить немецкий самолет из-за плотного обстрела советскими зенитными установками. Это произошло на территории Польши.
Михаил Девятаев
По национальности мордвин-мокшанин.
Из многодетной крестьянской семьи, был 13-м ребенком. В 1933 году окончил 7 классов школы. В августе 1934 года бежал в Казань, опасаясь уголовного преследования за хищение колхозной собственности. Как он сам рассказывал, на него был составлен протокол за сбор колосков на поле в голодные годы.
В 1938 году окончил Казанский речной техникум. Там же начал заниматься в аэроклубе. После окончания техникума работал помощником капитана баркаса на Волге.
В 1938 году Свердловским РВК города Казань призван в Красную Армию. Окончил в 1940 году Первое Чкаловское военное авиационное училище летчиков им. К.Е. Ворошилова.
10 сентября 1941 года на Як-1 в составе 237 ИАП сбил бомбардировщик Ju-88 в районе севернее Ромен.
Всего за период с 23 июня 1941 года по 16 сентября 1941 года Михаил произвел 180 боевых вылетов, в которых сам лично сбил 9 самолетов противника.
23 сентября 1941 года, под Киевом при возвращении с задания был атакован немецкими истребителями. Одного сбил, но и сам получил ранение в ногу. После госпиталя врачебная комиссия определила его в тихоходную авиацию. Служил в ночном бомбардировочном полку, затем в санитарной авиации. Только после встречи в мае 1944 года с Александром Покрышкиным вновь стал истребителем.
Михаил Девятаев в молодости
Будучи командиром звена 104-го гвардейского истребительного авиационного полка (9-я гвардейская истребительная авиационная дивизия, 2-я воздушная армия, 1-й Украинский фронт) гвардии старший лейтенант Девятаев, 13 июля 1944 года сбил FW-190 в районе западнее Горохова, но и сам был сбит, а далее попал в плен.
Михаил Девятаев в плену
Вечером 13 июля 1944 года вылетел в составе группы истребителей Bell P-39 Aircobra под командованием майора В. Боброва на отражение налета вражеской авиации. В воздушном бою в районе Львова самолет Девятаева был подбит и загорелся; в последний момент летчик покинул падающий истребитель с парашютом, но при прыжке ударился о стабилизатор самолета. Приземлившись в бессознательном состоянии на захваченной противником территории, попал в плен.
Согласно советским официальным документам, Девятаев был репатриирован из плена 8 февраля 1945 года.
Захват немецкого самолета и побег Михаила Девятаева из плена
8 февраля 1945 года группа советских военнопленных из 10 человек захватила немецкий бомбардировщик Heinkel He 111 H-22 и совершила на нем побег из концлагеря на острове Узедом в Германии. Пилотировал его Девятаев. Немцы выслали вдогонку истребитель, пилотируемый кавалером двух Железных крестов и Немецкого креста в золоте обер-лейтенантом Гюнтером Хобомом, однако без знания курса самолета найти его можно было только случайно. Самолет был обнаружен воздушным асом полковником Вальтером Далем, возвращающимся с задания, но приказ немецкого командования «сбить одинокий «Хейнкель»» он выполнить не мог из-за отсутствия у него боеприпасов.
Для проверки обстоятельств пленения и обстоятельств побега Девятаев был помещен в фильтрационный лагерь «Спецлагерь № 7» НКВД, которым был бывший немецкий лагерь «Заксенхаузен». Там подвергался допросам и проверкам.
В сентябре 1945 года Девятаева нашел Сергей Королев, назначенный руководить советской программой по освоению немецкой ракетной техники, и вызвал его в Пенемюнде для консультаций. Поскольку Девятаев служил в аэродромной команде, а ракетный полигон находился в отдалении, ничего сверхсекретного он поведать не мог, но сообщил примерное расположение построек и различных объектов на острове.
Михаил Девятаев в послевоенные годы
В ноябре 1945 года Девятаев был уволен в запас. Перед тем он непродолжительное время содержался в лагере на территории колонии-поселения на станции Невель Псковской области. Долгое время, как бывший военнопленный, испытывал затруднения с поиском работы.
В своих воспоминаниях дочь и сын Михаила Девятаева утверждают, что в декабре 1945 года он вернулся в Казань. По другим данным, он вернулся только в начале 1950-х годов и устроился на работу в Казанском речном порту дежурным по вокзалу, затем выучился на капитана-механика, но некоторое время мог плавать только на служебном катере.
Член КПСС с 1959 года.
Жил в Казани. Летом 2002 года во время съемок документального фильма о нем он приехал на аэродром в Пенемюнде, поставил свечи своим товарищам и встретился с немецким пилотом Хобомом, который должен был догнать и сбить угнанный беглецами «Хейнкель».
Михаил Петрович Девятаев умер 24 ноября 2002 года в Казани. Похоронен в Казани на участке Арского кладбища, где расположен мемориальный комплекс воинов Великой Отечественной войны.
В Торбеево, на Октябрьской улице, 8 мая 1975 года открыт Дом-музей Героя Советского Союза Михаила Девятаева.
Его имя носит Центральный аэроклуб Республики Мордовия. В Казани в Парке Победы в Пантеоне вокруг Вечного огня установлена памятная табличка с данными Михаила Девятаева с упоминанием, что звание Героя Советского Союза ему было присвоено лишь в 1957 году. В Вологде установлен памятник «Побег из ада». В Саранске в 2010 году установлен памятный знак «Побег из ада».
В Пенемюнде (ФРГ) 8 февраля 2020 года состоялась торжественная церемония в честь 75-летия подвига группы военнопленных во главе с Героем Советского Союза летчиком Михаилом Девятаевым. Организатором памятной церемонии выступил Фонд Александра Печерского, мероприятие вошло в программу проекта «Непокоренные. Сопротивление в фашистских концлагерях».
Личная жизнь Михаила Девятаева:
Старший сын Алексей родился в 1946 году, он стал врачом-анестезиологом, кандидатом медицинских наук.
Сын Александр родился в 1951 году, он стал врачом, работал в Казанском государственном медицинском институте, профессор.
Дочь Нэля родилась в 1957 году, она окончила Казанскую консерваторию, преподавала музыку в театральном училище.
Михаил Девятаев с семьей
Его сын Александр Девятаев, профессор КГМУ, выступил консультантом фильма «Девятаев», повествующего о побеге Михаила Девятаева из плена.
Награды и звания Михаила Девятаева:
— Герой Советского Союза (15 августа 1957 года);
— 2 Ордена Ленина;
— 2 Ордена Красного Знамени;
— Орден Отечественной войны I степени;
— Орден Отечественной войны II степени;
— Юбилейная медаль «За доблестный труд (За воинскую доблесть). В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»;
— Медаль «За оборону Москвы»;
— Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;
— Медаль «Ветеран труда»;
— Орден «За заслуги перед Отечеством» в серебре (ГДР);
— Почетный гражданин Республики Мордовия;
— Почетный гражданин российской Казани и немецких городов Вольгаста и Цинновица.
Библиография Михаила Девятаева:
Образ Михаила Девятаева в кино:
Павел Прилучный в роли Михаила Девятаева
последнее обновление информации: 13.06.2021
Михаил Девятаев
Биография
Легендарный советский летчик Михаил Девятаев, который участвовал в Великой Отечественной войне, прославился за счет дерзкого побега из-под носа немецких захватчиков. За выдающиеся подвиги его наградили орденом Героя Советского Союза.
Детство и юность
Михаил Петрович родился летом 1917 года в рабочем поселке Торбеево, который на тот момент входил в состав Тамбовской губернии. По национальности он мокшанин. Помимо него, в семье было еще 12 детей. Хотя жизнь была трудной, отец семейства Пётр Тимофеевич всю жизнь трудился, он был мастеровым человеком, работал на помещика. Мать Акулина Дмитриевна вела хозяйство и воспитывала детей.
Хотя в школе Михаил учился хорошо, проблемы возникали с поведением мальчика. Но в один момент его характер поменялся. Это произошло после встречи с летчиком, посетившим поселок на самолете. Увидев его, юноша спросил, как получить такую профессию. На что получил ответ, что нужно учиться, быть смелым, спортивным и здоровым.
Михаил Девятаев в молодости и зрелом возрасте
С того момента Девятаев все время посвящал спорту и учебе, а после 7-го класса отправился в Казань для поступления в авиационный техникум. Так в биографии юноши появилась история становления будущего летчика. Подавая заявление в училище, Михаил уже представлял, как начнет осваивать азы управления самолетом, однако из-за путаницы с бумагами, по ошибке, его зачислили в речной техникум, где он и остался. Но мечта парня не угасла, поэтому Девятаев записался в аэроклуб в Казани.
Иногда ему приходилось до ночи проводить время в моторном или самолетном классе клуба, а утром бежать на занятия в училище. А вскоре случился тот день, когда юноша впервые оказался в небе. Правда, первый полет происходил с инструктором, но это не уменьшило впечатлений Михаила.
Окончив речной техникум, Девятаев поступил в Оренбургское авиационное училище — это время он вспоминал как самую счастливую пору жизни. При обучении он не пропускал ни одного занятия, много читал и усердно тренировался. Когда учеба закончилась, детская мечта молодого человека сбылась, он стал военным летчиком-истребителем. В молодости ему приходилось служить сначала в Торжке, а позднее его перевели в Могилев.
Младший лейтенант Михаил Девятаев в начале войны
К началу войны из 12 детей семьи Девятаевых в живых осталось только 8, и все внесли вклад в защиту Родины. Четверо братьев Михаила погибли на фронте, остальные дети тоже ушли из жизни, не дожив до преклонных лет.
Военная служба
В ходе очередной военной операции на самолетах «Як-1» летчики перехватили противника, который собирался сбросить смертоносный груз на столицу. Однако мужчине не всегда так везло. Однажды он получил военное задание, при возвращении с которого в Москву подвергся атаке фашистских бомбардировщиков. Один «Юнкерс» противника все же был сбит, однако и самолет Девятаева пострадал. Пилоту удалось приземлиться, несмотря на ранение в левую ногу. Так Михаил Петрович попал в госпиталь, а позднее единодушным решением врачебной комиссии его определили в тихоходную авиацию.
Шлем и фотоальбом Михаила Девятаева
Некоторое время Девятаев работал в составе полка ночных бомбардировщиков, затем его перевели в санитарную авиацию. И только в 1944 году, после встречи с Александром Покрышкиным, он вернулся в отряд истребителей. После еще не раз поднимал свой самолет в воздух, находясь в звании старшего лейтенанта, в общей сложности Михаил Петрович сбил 9 самолетов врага.
В июле 1944 года судьба Девятаева оказалась в руках противника. Совершая очередной вылет, он сбил немецкий самолет на западе от украинского города Горохова — сам получил ранение, а его самолет загорелся. Ведущий летчика Владимир Бобров приказал тому покинуть воздушную машину с парашютом. Выполнив команду, летчик попал в плен.
Плен и побег
Оказавшись в руках фашистов, Девятаев был отправлен в разведотдел абвера, а позднее в Лодзинский лагерь пленников. Все время там прошло в издевательствах, пытках и голоде, поэтому, объединенные военнопленные летчики планировали побег, который, к слову, так не состоялся.
Аэрофотосъемка острова Узедом. Побег оттуда считался невозможным
Группа в составе 10 человек, в том числе Михаил Петрович, заприметили самолеты на рядом располагавшемся аэродроме Пнемюнде. Советский летчик взял пилотирование на себя.
После угона за пленными был отправлен бомбардировщик, получивший задание сбить одинокий «Хейнкель». И хотя за штурвал сел опытный летчик, уничтожить беглецов не удалось. А подлетая к линии фронта, самолет Девятаева подвергся атаке советских зенитных орудий.
Как и других пленных фашистской Германии, вернувшихся на территорию Советского Союза, Михаила Девятаева поместили в проверочно-фильтрационный лагерь НКВД, а после завершения проверки отправили на службу в РККА.
Михаил Девятаев со школьниками в День знаний
Позднее знаменитый конструктор ракетно-космической промышленности Советского Союза Сергей Королев разыскал Михаила Петровича и вызвал на аэродром, с которого тот совершил угон самолета. На месте летчик показал ему, где изготовляли узлы ракет и откуда они стартовали. За предоставленную помощь и совершенный подвиг в 1957 году Девятаева наградили званием Героя СССР.
По окончании военных действий Михаил Петрович вернулся в Казань и начал развивать карьеру в речном судоходстве в Казанском порту. Уже имея диплом капитана судна, через несколько лет стал капитаном катера.
Личная жизнь
Несмотря на тяжелые военные и послевоенные годы, личная жизнь героя сложилась хорошо. Женой летчика стала Фаина Хайрулловна, которая родила супругу троих детей — двух сыновей и дочь. И хотя брак был крепким, женщина ревновала возлюбленного. Ведь когда он прославился на весь Советский Союз, ему часто писали женщины. Уже в преклонном возрасте супруг признавался, что свою жену не променял бы ни на одну другую красавицу.
В 1946 году женщина родила первого ребенка, которого назвали Алексеем. Для изучения он выбрал медицину, работал в глазной клинике врачом-анестезиологом, а позднее стал кандидатом медицинских наук. Через 5 лет родился его брат Александр, который тоже выбрал эту сферу. Отец то время работал в Казанском медицинском институте и также стал кандидатом медицинских наук.
Дочь Девятаевых родилась в 1957 году. Нэля не пошла по стопам братьев, ее талант открылся в другой области. Девушка окончила Казанскую консерваторию и в театральном училище преподавала музыку.
Михаил Девятаев с семьей
После войны Михаил Петрович написал книгу «Побег из ада», в которой описал наиболее яркие события пребывания в немецком лагере смерти, а также рассказал историю самого побега. На обложке книги размещено фото Девятаева, которое пересекает колючая проволока.
Смерть
До последних дней Михаил Девятаев жил в Казани и, несмотря на подорванное на войне здоровье, работал, пока позволяли силы. Летом 2002 года он даже приезжал на тот самый аэродром, с которого когда-то совершил побег. Там снимали документальный фильм о великом подвиге пленника.
В ноябре того же года Михаил Петрович умер, точная причина смерти неизвестна, вероятно, возраст (85 лет) и сопутствующие заболевания тому поспособствовали.
Памятная доска на доме Михаила Девятаева
В память о герое-летчике еще при жизни и после смерти сняли не один документальный фильм. Среди них «Догнать и уничтожить», «Не факт. Подвиг советского летчика» и другие.
Михаил Петрович Девятаев
Фото Все
Видео Все
Михаил Девятаев. О чем рассказал легендарный летчик перед смертью? Эксклюзивное интервью
Ровно 75 лет назад летчик Михаил Девятаев организовал побег с секретной фашистской базы.
Легенды армии Михаил Девятаев
Михаил Девятаев — биография
Михаил Девятаев – летчик-истребитель, гвардии старший сержант. Вместе с девятью узниками концлагеря угнал самолет, и сбежал из плена. Получил звание Героя Советского Союза.
История героизма пленных, сбежавших из концлагеря, захватив самолет, до сих пор будоражит воображение. Спустя много лет после угона фашистского «Хейнкеля» поступок легендарной «десятки» выглядит еще более отважным, и при этом неправдоподобным. В Великую Отечественную войну случилось множество славных, героических, удивительных поступков, совершенных советскими воинами, и наряду с ними особое место занимает подвиг летчика Михаила Девятаева.
Детство
Родина будущего Героя Советского Союза – небольшой рабочий поселок Торбеево Тамбовской губернии. Именно там, в семье мастерового человека Петра Девятаева и его жены домохозяйки Акулины и родился сын Михаил, их тринадцатый ребенок. Национальность Девятаева – мордвин-мокшанин. Отец трудился на помещика, мама занималась хозяйством и воспитанием детишек.
Учился Миша хорошо, но как у всех мальчишек, у него страдало поведение. Одна встреча сыграла в биографии мальчишки большую роль. В их поселке появился летчик, и Михаил проявил необычный интерес к этому человеку и роду его занятий. Он спросил у пилота, где обучают летному мастерству, и что для этого нужно. Ему ответили, что в первую очередь, нужна хорошая учеба и железная дисциплина, а еще смелость, отличное здоровье и спортивная форма.
Михаил Девятаев в молодости
Михаил начал более серьезно относиться к учебе, заниматься спортом. По окончании седьмого класса он уехал в Казань, именно там парень собирался учиться в авиационном техникуме. Девятаев подал документы в техникум, и уже в мечтах видел себя в небе. Однако произошла путаница с документами, и вместо авиационного, Михаил оказался в речном техникуме. Он решил ничего не менять, но от мечты не отказался. Молодой человек начал посещать занятия в казанском аэроклубе.
Бывали случаи, когда Миша до поздней ночи находился в самолетном или моторном классе аэроклуба, а утром следующего дня торопился на занятия в техникум. Наконец-то настал тот день, когда Михаил оказался в небе первый раз в своей жизни. Во время первого полета его сопровождал инструктор, но от этого впечатления оказались не меньшими, чем, если бы он летал сам.
После окончания речного техникума в 1938 году, некоторое время трудился в качестве помощника капитана баркаса на Волге. В том же году получил повестку Свердловского РВК Казани, и отправился на службу в Красную Армию. Учился в Первом Чкаловском военном авиационном училище летчиков им. Ворошилова, которое окончил в 1940-м. Михаила распределили на службу сразу в Торжок, потом отправили в Могилев.
В самом начале войны из тринадцати детей семьи Девятаевых осталось восемь, и все без исключения работали на победу. Четыре брата Михаила не вернулись с фронта, остальные его братья и сестры умерли достаточно рано, одному ему повезло дожить до старости.
Военная служба
В действующую армию Девятаев попал в первый же день войны – 22 июня 1941 года, а уже 24 июня он открыл счет сбитым самолетам противника. В боях под Минском, Михаил блестяще расправился с пикирующим бомбардировщиком Junkers Ju 87. Спустя некоторое время всех, кто отличился в бою, вызвали из Могилева в столицу. Вместе с другими пилотами Девятаев получил орден Красного Знамени. 10 сентября 1941-го расправился еще с одним «Юнкерсом». С 23 июня по 16 сентября 1941-го сто восемьдесят раз поднимался в воздух, счет сбитых самолетов противника дошел до девяти единиц.
23 сентября 1941-го Девятаев возвращался с очередного боевого задания под Киевом. Его самолет атаковали немецкие истребители. С одним Михаил справился, но и сам был ранен в ногу. Попал в госпиталь, после выписки из которого уже не смог вернуться на прежнее место службы, оказался в тихоходной авиации по настоянию врачей. Девятаева перевели в ночной бомбардировочный полк, потом он продолжил службу в санитарной авиации. Вернуться в истребительный полк Михаилу Девятаеву удалось только в 1944 году, благодаря помощи Александра Покрышкина.
Михаил попал в 104-й гвардейский истребительный авиационный полк 9-й гвардейской истребительной авиационной дивизии. Служил на 1-м Украинском фронте. В звании гвардии старшего лейтенанта Девятаев был командиром звена. 13 июля 1944 года он вступил в бой с FW-190, сбил его неподалеку от украинского городка Горохова. В этом бою отважного летчика сбили, он оказался в плену.
Группа истребителей, которой командовал майор Бобров, отражала вражескую атаку. Они приняли бой недалеко от Львова. В этом сражении Девятаева и подбили, его самолет загорелся, командир приказал прыгать с парашютом. Во время прыжка Михаил ударился о стабилизатор, потерял сознание. Приземлился на территорию, захваченную фашистами, и попал в плен.
Бежать с острова не представлялось возможным, все понимали, что рано или поздно их все равно казнят, поэтому заключенные начали готовить новый побег.
Девятаев обладал недюжинными организаторскими способностями, и именно он начал подбирать группу, с которой собрался бежать. Отбор велся тщательно, чтобы не допустить утечки информации и предательства.
Самолет на котором был совершен побег Михаила Девятаева с 9 пленниками
8 февраля 1945 года десять советских военнопленных во главе с Девятаевым, захватили фашистский бомбардировщик «Хейнкель 111», и сбежали из плена. Пилотировал Михаил. Немцы не сразу поняли, что произошел побег, а когда кинулись, то выслали вдогонку за ним истребитель, за штурвалом которого был один из прославленных летчиков Третьего Рейха – обер-лейтенант Гюнтер Хобом, награжденный двумя Железными крестами и Немецким крестом в золоте. Опытный летчик не смог найти беглецов, так как не знал, какой курс они выбрали. Самолет с узниками концлагеря обнаружил полковник Вальтер Даль, настоящий ас авиации. Он как раз возвращался с очередного задания, и услышал по рации приказ об уничтожении одинокого «Хейнкеля». Выполнить этот приказ он не смог, после боя у него не осталось боеприпасов.
Девятаеву удалось пролететь 300 км, посадить машину на территории Польши, где располагалась артиллерийская часть советской 61-й армии. Мало того, что он спас жизни девятерым узникам концлагеря, так еще и рассказал, где находится остров и лагерь, передал точные координаты стартовых установок, которые уже успели расположить вдоль берега. Эти сведения незамедлительно проверили, они оказались достоверными. Спустя некоторое время остров Узедом накрыли с воздуха.
Несмотря на ценность доставленной информации, Девятаев все равно оказался в проверочно-фильтрационном лагере НКВД, где его много раз допрашивали и проверяли. В конце марта победного 45-го семеро из десяти сбежавших на самолете из плена снова попали на фронт. В апреле 1945 года шестеро из десяти беглецов погибли, троих из них – Девятаева, Кривоногова и Емца отправили в ОКР «СМЕРШ» первой Горьковской запасной стрелковой дивизии, где они и оставались до победы, в ожидании подтверждения их воинских званий.
В сентябре 1945-го состоялась встреча Сергея Королева и Михаила Девятаева. Известный конструктор сам нашел героического пилота и позвал на аэродром, откуда тот сумел угнать самолет. Прибыв на место, Михаил рассказал об этом месте все, что знал, показал, где производили детали ракет. За угон самолета и оказанную помощь в передаче секретных сведений, в 1957 году Девятаев получил Золотую звезду Героя Советского Союза.
После войны
После увольнения в запас в ноябре 1945-го, Девятаев, как бывший пленный, долго не мог найти работу. Потом его взяли на должность дежурного по вокзалу Казанского речного вокзала, затем он получил профессию капитана-механика. С 1949-го Михаил трудился помощником капитана на баркасе «Огонек», спустя три года стал его капитаном. В 1955-м Девятаева назначили капитаном теплохода. В 1957 году подвиг Михаила Девятаева стал известен благодаря публикациям Яна Винецкого, корреспондента издания «Советская Татария».
Герой Михаил Девятаев
К концу 50-х бывший военный летчик провел испытания первого советского судна с подводными крыльями – «Ракеты».
Личная жизнь
Судьба особо не баловала Михаила Девятаева. Может быть, в качестве компенсации за все пережитое, ему повезло в личной жизни. Он встретил женщину, которую, как сам сказал, не променял бы ни на какую другую, даже самую красивую. Свою личную жизнь отважный летчик связал с девушкой по имени Фаина. В этом браке родилось трое детей – два сына и дочка. Супруги жили счастливо, но после того, как имя Девятаева стало известно на весь Союз, супруга часто устраивала ему сцены ревности. Михаилу тогда приходило много писем, в частности и от женщин, и это обстоятельство вызывало ревность жены.
Михаил Девятаев с женой
Старший сын Алексей родился в 1946-м. Он стал медиком, трудился на должности врача-анестезиолога глазной клиники, защитил диссертацию, получил ученую степень кандидата медицинских наук. В 1951 году в семье родился еще один сын – Александр, тоже посвятивший себя медицине.
Спустя шесть лет родилась девочка, ее назвали Нэлей. Она выбрала себе творческую профессию, училась в Казанской консерватории. После ее окончания преподавала музыку студентам театрального училища.
Михаил Девятаев с семьей
В 1972 году Михаил Девятаев издал свою первую автобиографическую книгу «Полет к солнцу», в 1988-м вышла еще одна книга под названием «Побег из ада». В ней автор делится своими воспоминаниями о концлагере, о том, как готовился побег. На обложке этого издания фотография автора, пересеченная колючей проволокой.
Смерть
Михаил Девятаев до самой смерти жил в Казани. Он не оставлял работу, трудился по мере сил. В 2002 году он побывал на том же аэродроме, откуда ему удалось сбежать, встречался с тем немецким летчиком, которого послали на его перехват. В то время на аэродроме шли съемки документальной ленты о подвиге отважного советского пилота.
Девятаев умер 24 ноября 2002-го года. От чего скончался бывший летчик неизвестно, возможно, преклонный возраст (почти 86 лет), а может быть болезни. Местом его упокоения стало Арское кладбище в Казани, на территории мемориального комплекса воинов ВОВ.
Память о смелом пилоте живет в нескольких документальных лентах — «Не факт. Подвиг советского летчика», «Догнать и уничтожить», и одном художественном фильме – «Девятаев», который вышел на экраны в 2021 году. Роль главного героя в этой ленте досталась популярному актеру Павлу Прилучному, который был вынужден сбросить 15 кг, как того требовал сценарий.