лихачев зил краткая биография
Мемория. Иван Лихачев
15 июня родился Иван Лихачев – один из организаторов советской автомобильной промышленности.
Личное дело
Иван Алексеевич Лихачев (1896–1956) родился в селе Озеренцы Веневского уезда Тульской губернии в семье крестьянина. В 1908 году поступил рабочим на Путиловский завод в Петербурге. В 1915 году был призван в армию, служил на Балтийском флоте, затем на Западном фронте. В июне 1917 вступил в РСДРП(б), в октябре был бойцом Красной гвардии в Гельсингфорсе (ныне Хельсинки). Служил в Красной армии, затем в органах ВЧК. В 1921 был направлен на профсоюзную работу. В 1926 был назначен директором АМО, который в который в 1931 был переименован в Завод имени Сталина (ЗИС). С 1939 года – нарком среднего машиностроения СССР и член ЦК ВКП(б). 2 октября 1940 года за «неоднократное неисполнение решений правительства и недопустимую практику нарушений конкретных указаний правительства по части соблюдения дисциплины в технологическом процессе производства на предприятиях Наркомата» снят с должности наркома и вновь назначен директором ЗИСа. На XVIII конференции ВКП(б) в феврале 1941 выведен из ЦК как «не обеспечивший выполнение обязанностей члена ЦК ВКП(б)».
Вскоре Лихачеву пришлось организовывать эвакуацию автозавода и работу его на новом месте, а затем возвращение обратно в Москву и восстановление производства. В 1949 году за заслуги в развитии советского автомобилестроения Иван Лихачев стал лауреатом Сталинской премии. В 1950 году Лихачев неожиданно был вызван в Кремль и снят с должности директора. Начальник секретариата автозавода Б. А. Громов связывает это с антиеврейской кампанией и тем, что в руководстве завода работало много евреев. Лихачев был назначен директором небольшого Московского машиностроительного завода Министерства авиационной промышленности СССР, производившего воздушные винты для самолетов и вертолетов. За модернизацию завода был награжден орденом Трудового Красного знамени. В 1950-1953 годах был министром автомобильного транспорта и шоссейных дорог СССР, с июня 1956 – министр автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР.
Чем знаменит
В общей сложности возглавлял московский автозавод (АМО, ЗИС) двадцать три года. В первый период его директорства завод из небольшого предприятия превратился в лидера отрасли, стал способен производить 150 тысяч грузовых автомобилей в год. В 1929 и 1930 годах Лихачев посетил автомобильные заводы Германии и США, где знакомился с технологией и организацией производства автомобилей. 25 октября 1931 года был пущен первый отечественный сборочный автомобильный конвейер, с которого сошли первые 27 грузовиков АМО-3.
Именно на ЗИСе впервые в отечественном автопроме появились многие конструктивные новинки: гидравлический привод тормозов (1931), 12-вольтовая система оборудования (1934), восьмицилиндровый двигатель (1936), радиоприемник (1936), гипоидная главная передача и стеклоподъемники с сервоприводом (1946). С 30 апреля 1950 года завод начал выпускать холодильники, а с января 1951 приступил к производству велосипедов.
После смерти Лихачева завод, которому он посвятил большую часть жизни, был назван Московским автозаводом им. И. А. Лихачева (ЗИЛ).
О чем надо знать
Во время войны, благодаря энергии Лихачева, удалось в краткие сроки наладить производство в Поволжье и на Урале. Из эвакуированных цехов ЗИСа возникли четыре завода: Миасский автомоторный, Челябинский кузнечно-прессовый, Шадринский автоагрегатный и Ульяновский автомобильный. Во время войны на заводе выпускались военные грузовики ЗИС-5В, полугусеничные тягачи ЗИС-22, ЗИС-42, а также минометы, автоматы, мины и снаряды. За годы войны было изготовлено около 100 тысяч грузовиков и тягачей, а также санитарных автобусов ЗИС-16С.
В июне 1942 года ЗИС был награжден первым орденом Ленина за отличную организацию производства боеприпасов и вооружения. В октябре 1944 года – орденом Трудового Красного Знамени. В ноябре 1949 года завод награжден вторым орденом Ленина за заслуги в развитии советского автостроения и в связи с 25-летием советского автомобиля.
Прямая речь:
«В отношении Лихачева к заводу были черты настоящей влюбленности. Он не переносил, когда кто-нибудь ругал завод, а всякое увольнение воспринимал едва ли не как измену. Так же любил Иван Алексеевич автомобиль. Для него автомобиль являлся как бы живым существом. Болезненно переносил аварии во время заводских испытаний. Страдал даже, когда шофер при нем грубо, со скрежетом переключал передачи.
6 фактов об Иване Лихачеве
— Масштабы реконструкции АМО, проведенной в конце 20-х – начале 30-х годов, Лихачев образно описывал выражением: «Мы пришили к пуговице – пальто». Настолько увеличился объем выпускаемой продукции.
— Нарком тяжелой промышленности Григорий Орджоникидзе дал Лихачеву шутливое прозвище «Ваня-шофер».
— В 1930-х годах Лихачев усиленно занимался самообразованием, приглашая преподавателей по тем или иным дисциплинам. По его распоряжению в обязательном порядке учились на начальники цехов завода – выдвиженцы из рабочего класса. К ним специально прикреплялись преподаватели.
— При этом, заполняя анкеты, И. А. Лихачев в графе «образование» писал: «трехклассное училище и курсы шоферов в 1914 году».
— Налаживая работу в условиях эвакуации, Лихачев добился разрешения демонтировать подъемные краны и металлоконструкции Дворца Советов, строительство которого началось до войны на месте разрушенного храма Христа Спасителя, и задействовал их при возведении цехов завода на Урале.
— Иван Лихачев был страстным болельщиком футбольной команды «Торпедо».
Биография Ивана Алексеевича Лихачева. Директор, или лихач советского автопрома.
У истоков отечественного автопрома стоял Лихачев Иван Алексеевич. Это весьма яркая фигура периода становления всей промышленности СССР.
Биография Ивана Лихачева напрямую связана с заводским делом. Он родился в семье тульских крестьян 15 июня1898 года, и что называется выбился в люди сам. В 1908 стал рабочим на Путиловском заводе в Петрограде. Как и многие рабочие принял революцию, прошел гражданскую войну и стал продвигаться по карьерной лестнице. Он не получил высшего образования, ни в Горной академии, ни в Московском электромеханическом институте. Не доучился. Лихачев был самоучкой, в хорошем смысле.
В 30-е годы популярными становятся международные автопробеги, Лихачев лично в них участвовал. Эта страница жизни Лихачева, позднее стала сюжетом к фильму «Директор»(1969г.), созданному на основе ярких фактов биографии Ивана Лихачева.
Долгожданный автомобиль АМО-3 — первый грузовик в СССР был создан Московским автомобильным заводом уже осенью 1931 года. И тут же организовали пробег, маршрут Москва-Ленинград. Лихачев принял в нем участие. Он всегда хотел сам быть уверенным в износе и выносливости своих творений.
В биографии Лихачева больше фактов свидетельствующих о его харизме и везении. Еще при Сталине, в 1950 году он назначен директором Московского машиностроительного завода. Когда тиран покинул сцену в 1953 году, начался новый этап в жизни Лихачева, его сделали министром автомобильного транспорта и шоссейных дорог СССР. Хрущев лично раздавал регалии ранее наказанным. Под конец своей недолгой жизни Лихачев становится кандидатом в члены ЦК КПСС.
Лица автопрома. Иван Лихачев: «красный директор»
Человек, заменивший Сталина, работавший на конвейере Форда и опером в ЧК – и он же один из отцов отечественного автопрома? Именно так. И речь идет об Иване Лихачеве – директоре московского ЗИЛа, завода его имени.
«Был шофером? – Будешь директором автозавода!». Это не шутка из периода, когда кухарки управляли государством – это реальность из истории крупнейшего отечественного автопроизводителя. Стоял декабрь 1926-го, завод АМО («Автомобильный Московский») уже третий год пытался отделаться от фактического статуса авторемонтного и окончательно стать автостроительным. Казалось, для этого было все: дореволюционные цеха с оборудованием, инженеры и рабочие добротной царской «закваски», наконец, чуткое руководство в лице Автотреста. Но не было человека, который мог бы использовать все эти факторы и удовлетворить спрос необъятного рынка 145-миллионной страны. Руководство АМО меняли каждый год, но производство оставалось штучным: в 1925 году предприятие выпустило 275 полуторатонных грузовичков АМО-Ф-15. Это была морально устаревшая копия Fiat 15 Ter, лицензию на которую купили еще в 1915-м году дореволюционные владельцы АМО братья Рябушинские. Грузовичок оказался прост до примитивизма, и этим был хорош – о сервисной сети и ровных дорогах в поднимающемся из разрухи СССР говорить не приходилось.
Очередной директор, брошенный партией и правительством на усиление слабого звена социалистической промышленности, начал свою деятельность со знакомства с машиной – свое шоферское прошлое Иван Лихачев к тому времени основательно подзабыл.
Революционное прошлое
На тот момент тридцатилетний Иван Алексеевич уже был типичным функционером – ответственным работником Московского городского совета профессиональных союзов. До таких высот сын крестьянки и типографского рабочего поднялся благодаря своей пролетарской юности и членству в партии с лета 1917 года. Еще в 14-летнем возрасте он стал учеником на Путиловском заводе в Петрограде, где получил рабочую закалку, слесарные навыки и определенный запас бунтарских настроений. Рабочих крупных предприятий во время Первой мировой войны обычно призывали во флот, и Иван прослужил два года на Балтике. Именно на военной службе он познакомился с автомобилем, научился водить и освоил матчасть.
Когда с первой волной контрреволюции было покончено, верного большевика партия направила на идеологический фронт – за настроениями рабочего класса нужно было следить и правильно направлять. И вчерашний чекист стал профсоюзным деятелем. Московский горсовет профсоюзов, как всякое уважающее себя ведомство, также имел свой гараж, в котором Лихачев организовал даже ремонтные мастерские. Так что не удивительно, что с такими деталями биографии Иван Алексеевич был утвержден на должности директора АМО и решением бюро парткома завода, и партийным собранием коммунистов завода.
Да, такова была практика той поры – любое назначение на руководящую должность должно было получить одобрение местной партячейки. Партия непременно вмешивалась и в административные, и в технологические вопросы производства – и в будущем директор Лихачев не раз «спотыкался» о такое «участие». А с другой стороны, старые заводские кадры, работавшие на АМО еще при Рябушинских, называли очередного начальника – молодого партийного выдвиженца – «красным директором».
Рынок и диктатура
С первых дней работы Лихачев столкнулся с парадоксом: машины нужны стране, а их Ф-15 продаются с трудом! Завод мог дать продукции куда больше, нежели две-три сотни АМО-Ф-15 в год, но зачем? Оказывается, вопрос тут стоял не технический, а рыночный: малая реализация – малый тираж – высокие себестоимость и цена. И большевику-управленцу пришлось постигать азы рыночной экономики. Тем более, в 1920-е годы в стране действовал НЭП – новая экономическая политика, позволяющая частное предпринимательство. И коммерсанты импортировали в СССР аналогичные московским Ф-15 «полуторки»-иномарки, причем более современные и по более доступным ценам. К примеру, полуторатонный Ford стоил в Москве 2000 рублей, а АМО-Ф-15 – почти 7000! Защищая своего производителя, государство пыталось ограничить импорт грузовиков такого класса, но импортеры обходили запрет, и государственный завод конкуренции не выдерживал. Снижение себестоимости стало первостепенной задачей. С тех пор на столе у директора Лихачева, имевшего за плечами только среднюю школу, навсегда, на все годы его работы тут, прописались стопки учебников: сначала – по бухгалтерии, позже – физике, сопромату, обработке металлов.
Вопросы стратегии
В двадцатые годы в стране бушевали нешуточные, порой кровавые страсти: в Кремле делили власть и влияние, боролись с троцкистами, клеймили оппортунистов, искореняли оппозицию и просто несогласных. Как стреляный воробей, хозяйственник Лихачев сторонился политики, но как директор крупнейшего автозавода все же оказался в эпицентре одной из ключевых дискуссий: каким образом развивать автомобилизацию страны. Вопрос «Телега или автомобиль?» к 1927 году был как будто решен, но вопрос «Какой автомобиль?» оставался открытым. Большая часть экспертов признавала необходимость собственного производства автомобилей. Но не было единства в вопросе – будет ли это крупноузловая сборка из импортных комплектующих или производство полного цикла?
Слепые котята
Тем временем, крупнейший в стране завод продолжал выпускать свои АМО-Ф-15, не спеша собирая их на стапелях: 2-2,4 автомобиля в день, 580 машин в год. В конце 1920-х набирала обороты индустриализация, СССР начал наращивать оборонную мощь, народному хозяйству и армии требовались свои «колеса» – надежные, доступные, массовые. Сверху начали спускать новые планы: сначала 4000 машин в год, потом – 25 000. Выделялись деньги, обещали людей и любые ресурсы, но никто не знал главного: как выпустить эти тысячи и тысячи машин.
Заграница не поможет?
Автотрест и руководство АМО несколько раз приглашали на завод зарубежных консультантов, заказывали им план реконструкции и проекты массового производства. Готовых проектов не предоставил никто, даже после уплаты немалых сумм в валюте – настолько необычными были экономические условия СССР для иностранных производственников.
Лихачев с заводскими инженерами и представителями Автотреста ездили в Европу, посетили заводы Daimler-Benz, Bussing, Opel, Citroen. То, что они там увидели, не впечатлило. Производственные мощности европейских компаний не особо отличались от того, что имелось на АМО: производство отнюдь не массовое, хотя в некоторых случаях (например, у Citroen) конвейерное.
Иван Алексеевич все больше понимал, что нужно перенимать опыт производства автомобилей американцами, с их миллионными тиражами, огромным рынком и отчасти схожими с российскими условиями эксплуатации. Но заполучить американские секреты оказалось не так просто. Побывавшему в США руководителю Автотреста Марку Соколову, даже при его свободном владении английским языком, не удалось получить деловую аудиенцию у менеджеров Chrysler и General Motors. Не было контакта и на государственном уровне, поскольку дипломатические отношения между США и СССР тогда еще отсутствовали. Даже получение визы представляло собой немалую проблему – попытка попасть на автомобильные заводы в США для Ивана Лихачева и его коллег удалась со второго раза.
Выручил Генри Форд. Во многом экстравагантный, самодостаточный, независимый как предприниматель и гражданин, он позволял себе игнорировать условности и принял у себя на головном заводе в Дирборне советских инженеров, открыв перед ними все двери. Москвичи пробыли в Америке несколько месяцев, поэтому Лихачев смог сполна погрузиться в американские методы производства, почувствовать себя человеком, участвующим в создании массового и качественного автомобиля. Иван Алексеевич жил в специально снятом типичном американском доме, приезжал на завод в восьмицилиндровом Buick, посещал разные участки производства Форда и даже неделю работал на сборочном конвейере. Побывал он также на нескольких других автозаводах – в частности, General Motors.
Ознакомившись с производством, с массой сопутствующих мелочей, специалисты АМО поняли главное: для массового конвейерного выпуска автомобилей нужно подчинить все участки производства единому, однажды заданному ритму, строжайше соблюдая при этом тщательно просчитанные технологии. Чтобы внедрить эти принципы у себя на заводе, в условиях плановой советской экономики, директору потребовались титанические усилия. Но как вскоре оказалось, это было только начало.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Иван Алексеевич Лихачев
Родился в селе Озеренцы Веневского уезда Тульской губернии.
1908—1915 — слесарь на Путиловском заводе.
1915—1917 — матрос Балтийского флота. В июне 1917 года вступил в РСДРП(б), в октябре 1917 года один из организаторов отрядов Красной Гвардии в Гельсингфорсе.
1917—1921 — сотрудник ВЧК, командир отряда особого назначения.
1921—1926 — управляющий делами Московского губернского профсоюза «МОСПС». Одновременно учился в Московской горной академии, затем в Московском электромеханическом институте; не окончил.
1926—1939 — директор Московского автомобильного завода.
1939—1940 — народный комиссар среднего машиностроения СССР.
1940—1950 — директор ЗИСа.
1950—1953 — директор Московского машиностроительного завода.
1953—1956 — министр автомобильного транспорта и шоссейных дорог СССР.
С июня 1956 года министр автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР.
После смерти 24 июня 1956 г. был кремирован, прах помещён в урне в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.
ЛИХАЧЕВ Иван Алексеевич (15 июня 1896, Озерцы, ныне Веневского района Тульской области — 24 июня 1956, Москва), советский государственный и хозяйственный деятель, директор Московского автомобильного завода АМО (позднее ЗИС, ЗИЛ, АМО-ЗИЛ (см. АМО-ЗИЛ)).
Родился в семье крестьянина.
В 1908 окончил сельскую школу и устроился учеником в медницкую мастерскую Путиловского завода в Петербурге.
Во время Первой мировой войны служил матросом на Балтийском флоте.
В 1917—1921 был командиром Красной Армии, работал во Всероссийской Чрезвычайной Комиссии (ВЧК).
В 1921 был направлен на профсоюзную работу, одновременно учился в Горной академии, позднее в Электромеханическом институте в Петербурге.
В 1926 был назначен директором АМО (затем ЗИС), на этом посту проработал 13 лет, в
1940—1950 вновь являлся директором этого завода. За время его работы завод стал крупнейшим предприятием с новейшим оборудованием и проектной мощностью 150 тыс грузовых автомобилей в год.
В 1929 и 1930 посетил автомобильные заводы Германии и США, где знакомился с принципами современного производства автомобилей.
В 1939 был назначен Наркомом среднего машиностроения СССР, но в 1940 был снят И. В. Сталиным и вновь стал директором ЗИСа.
В 1949 за заслуги в развитии советского автомобилестроения удостоен Сталинской премии.
В 1950—1953 министр автомобильного транспорта и шоссейных дорог СССР. Награжден пятью орденами Ленина, орденом Отечественной войны 1-й степени. После его смерти в 1956 его имя было присвоено Московскому автозаводу им. И. В. Сталина (ЗИС), который стал называться Московским автозаводом им. И. А. Лихачева (ЗИЛ).
«Я рождения 1896 года. Отец мой, Алексей Васильевич, был печатник. Мать, Евдокия Николаевна, занималась крестьянством. Детей полон дом. Жили мы в селе Озеренцы возле города Венёва Тульской области, а потом перебрались в Москву. Отец умер в 1916 году, когда я был на фронте. Мать до сегодняшнего дня жива и находится на иждивении нас, детей. Из них — я старший; второй брат Василий работает директором Кусковского химического завода. Третий — Александр работает токарем на авиационном заводе. — Младшие Анатолий и Владимир на военной службе, в воздушном флоте, Николай — токарем на заводе «Спартак». Старшая сестра Мария — домохозяйка, младшая Лидия — школьница.
С 14 дет я уехал в Питер и попал учеником на Путиловский завод, где работал мой родной дядя.
Во время империалистической войны в 1915 году я был призван на военную службу на флот. Служил на Балтике рядовым. В июне 1917-го вступил в партию. Работал в ВЧК. Выл командиром отряда особого назначения».
— А как у вас с образованием? — спросили его.
— Образование — сельская школа. Специального образования не имею.
Но автомобиль люблю. Я старый автомобилист. Будучи на военной службе, научился водить машину, узнал ее. И во время командования отрядом особого назначения у меня также были автомобили, которыми мне приходилось заниматься. А в МГСПС я даже организовал ремонтную мастерскую. Я очень люблю автомобиль.
Должно быть, рассказ Лихачева всем понравился, так как партийное бюро приняло единогласное решение рекомендовать Лихачева на пост директора завода АМО.
Вот какое это было решение: «Тов. Лихачев работал на Путиловском. Сам шофер. Служил на флоте. В партию вступил в июне 1917 года. После Октября работал в органах ВЧК, а с 1924 года в Московском совете профсоюзов. Считать выдвижение тов. Лихачева директором завода целесообразным и вполне правильным».
В годы гражданской войны и долгое время после нее огромной проблемой являлся бандитизм. С большим трудом московские чекисты сумели ликвидировать большинство орудовавших в Москве банд, при этом особо отличились известные впоследствии контрразведчики Ф. Мартынов и Е. Евдокимов.
Одним из ударных отрядов командовал бывший рабочий Путиловского завода и матрос Балтийского флота Иван Алексеевич Лихачёв — будущий директор знаменитого автозавода, получившего его имя, и министр автомобильного транспорта и шоссейных дорог СССР.
Официальная биография И.А.Лихачева говорит, что родился он в 1896 году в семье крестьянина Тульской губернии;
«. Сообщение о новом директоре сделал Урываев.
Заслушав биографию Лихачева, заседание постановило: » Считать выдвижение тов. Лихачева директором завода целесообразным и вполне правильным».
История Московского Автомобильного завода им. Лихачева. Мысль, 1966
Любопытный крендель этот И.А.Лихачев и биография его любопытная и, при этом, мутная до неприличия.
Смотрим совпадения и нестыковки в различных версиях его биографии:
2. В 1908 году окончил сельскую школу и тут не обосрался, резал правду-матку не взирая на чины и звания.
По разным версиям, устроился он:
а) в кустарную, медницкую мастерскую, учеником.
б) в медницкую мастерскую Путиловского завода
в) на Путиловский завод, слесарем
В общем, будущий директор автозавода имел 6. 7 лет ученического стажа и, судя по тому, что на завод его взяли учеником, слесарной науки за это время так и не постиг.
Ещё год заводского ученичества и Лихачева забривают в матросы.
Далее, варианты трудовой биографии и образовании И.А.Лихачева до его прихода на завод:
а) » управляющий делами Московского губернского профсоюза «МОСПС».
Одновременно учился в Московской горной академии, затем в Московском электромеханическом институте; не окончил»
б) » был направлен на профсоюзную работу, одновременно учился в Горной академии, позднее в Электромеханическом институте в Петербурге.»
в) «пять лет отдал профсоюзной работе»
— Образование — сельская школа. Специального образования не имею.», что не помешало им и ему позже врать про Горную академию и Электромеханический институт.
Кстати, на заводе в руководстве и кроме Лихачева были бывшие чекисты.
« Из произведений Некрасова крестьяне узнали,как им плохо живется. «(с)
Лихачев Дмитрий Сергеевич. Биографическая справка
Российский ученый-литературовед и общественный деятель, академик РАН Дмитрий Сергеевич Лихачев родился 28 ноября (15 ноября по старому стилю) 1906 года в Санкт-Петербурге в семье инженера-электрика Сергея Михайловича Лихачева.
В 1914–1917 годах Дмитрий Лихачев учился сначала в Гимназии императорского человеколюбивого общества, затем в гимназии и реальном училище Карла Мая. В 1917 году Лихачев продолжил образование в Советской трудовой школе имени Л.Д. Лентовской.
В 1923 году Дмитрий Лихачев поступил в Ленинградский университет на факультет общественных наук на отделение языкознания и литературы, где он учился одновременно в двух секциях: романо-германской и славяно-русской.
В феврале 1928 года, после окончания ЛГУ, Дмитрий Лихачев был арестован за участие в студенческом кружке «Космическая академия наук» и осужден на пять лет за контрреволюционную деятельность.
С ноября 1928 года по август 1932 года Лихачев отбывал заключение в Соловецком лагере особого назначения. Здесь же, во время пребывания в лагере, в 1930 году была опубликована первая научная работа Лихачева «Картежные игры уголовников» в журнале «Соловецкие острова».
После досрочного освобождения он вернулся в Ленинград, где работал литературным редактором и корректором в различных издательствах. С 1938 года жизнь Дмитрия Лихачева была связана с Пушкинским домом – Институтом русской литературы (ИРЛИ АН СССР), где он начал работать младшим научным сотрудником, затем стал членом ученого совета (1948), а позже – заведующим сектором (1954) и отделом древнерусской литературы (1986).
Во время Великой Отечественной войны с осени 1941 года до весны 1942 года Дмитрий Лихачев жил и работал в блокадном Ленинграде, откуда был эвакуирован с семьей по «Дороге жизни» в Казань. За самоотверженный труд в осажденном городе он был награжден медалью «За оборону Ленинграда».
С 1946 года Лихачев работал в Ленинградском государственном университете (ЛГУ): сначала в должности доцента, а в 1951–1953 годах – профессора. На историческом факультете ЛГУ он читал спецкурсы «История русского летописания», «Палеография», «История культуры Древней Руси» и другие.
Изучению культуры Древней Руси и ее традиций Дмитрий Лихачев посвятил большую часть своих трудов: «Национальное самосознание Древней Руси»(1945), «Возникновение русской литературы» (1952), «Человек в литературе Древней Руси» (1958), «Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого» (1962), «Поэтика древнерусской литературы» (1967), эссе «Заметки о русском» (1981). Русской культуре и наследованию ее традиций посвящен сборник «Прошлое – будущему» (1985).
Много внимания Лихачев уделял исследованию великих памятников древнерусской литературы «Повесть временных лет» и «Слово о полку Игореве», которые были им переведены на современный русский язык с комментариями автора (1950). В разные годы жизни этим произведениям были посвящены различные статьи и монографии ученого, переведенные на многие языки мира.
Дмитрий Лихачев был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР (1953) и действительным членом (академиком) АН СССР (1970). Он являлся иностранным членом или членом-корреспондентом академий наук ряда стран: Академии наук Болгарии (1963), Сербской академии наук и искусств (1971), Венгерской академии наук (1973), Британской академии (1976), Австрийской академии наук (1968), Геттингенской академии наук (1988), Американской академии искусств и наук (1993).
Лихачев был почетным доктором Университета имени Николая Коперника в Торуне (1964), Оксфорда (1967), Эдинбургского университета (1971), Университета Бордо (1982), Цюрихского университета (1982), Будапештского университета имени Лоранда Этвеша (1985), Софийского университета (1988), Карлова университета (1991), Сиенского университета (1992), почетным членом сербского литературно-научного и культурно-просветительного общества «Српска матица» (1991), Философского научного общества США (1992). С 1989 года Лихачев являлся членом Советского (позднее Российского) отделения Пен-клуба.
Академик Лихачев вел активную общественную работу. Наиболее значительными для себя академик считал работу в должности председателя в серии «Литературные памятники» в Советском (позднее Российском) фонде культуры (1986-1993), а также деятельность в качестве члена редколлегии академической серии «Научно-популярная литература» (с 1963 года). Дмитрий Лихачев активно выступал в СМИ в защиту памятников русской культуры – зданий, улиц, парков. Благодаря деятельности ученого удалось спасти от сноса, «реконструкций» и «реставраций» много памятников в России и на Украине.
За свою научную и общественную деятельность Дмитрий Лихачев был удостоен многих правительственных наград. Академику Лихачеву была дважды присуждена Государственная премия СССР – за научные труды «История культуры Древней Руси» (1952) и «Поэтика древнерусской литературы»(1969), и Государственная премия Российской Федерации за серию «Памятники литературы Древней Руси» (1993). В 2000 году Дмитрию Лихачеву посмертно была присуждена Государственная премия России за развитие художественного направления отечественного телевидения и создание общероссийского государственного телеканала «Культура».
Академик Дмитрий Лихачев был удостоен высших наград СССР и России – звания Героя Социалистического Труда (1986) с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот», он являлся первым кавалером ордена Святого апостола Андрея Первозванного (1998), а также награжден многими орденами и медалями.
С 1935 года Дмитрий Лихачев был женат на Зинаиде Макаровой, сотруднице издательства. В 1937 году у них родились дочери-близнецы Вера и Людмила. В 1981 году дочь академика Вера погибла в автокатастрофе.
Дмитрий Сергеевич Лихачев скончался 30 сентября 1999 года в Санкт-Петербурге, похоронен на кладбище в Комарово.
В 2001 году был учрежден Международный благотворительный фонд имени Д.С. Лихачева.
Имя Дмитрия Лихачева было присвоено малой планете №2877, открытой советскими астрономами, Российскому научно-исследовательскому институту культурного и природного наследия в Москве, а также премии, учрежденной правительством Санкт-Петербурга и Фондом имени Д.С. Лихачева
2006 год, год столетия со дня рождения ученого, указом президента России Владимира Путина был объявлен Годом академика Дмитрия Лихачева.
Материал подготовлен на основе информации из открытых источников