людиновский тепловозостроительный завод история
Людиновский тепловозостроительный завод
Содержание
История
Строительство завода под названием Людиновский железоделательный завод было начато в 1732 году сыном тульского оружейника, заводчиком Никитой Никитовичем Демидовым на базе Жиздринских железнорудных месторождений. Завершено в 1745 году. Завод специализировался на выплавке чугуна и изготовлении простейших металлических изделий. В 1820 году Людиновский железоделательный завод вместе с прилегающими к нему деревнями и землями покупает секунд — майор И. А. Мальцов. Его сын С. И. Мальцов меняет специализацию предприятия. С 1820 года на заводе начинается выпуск транспортных и энергетических машин. Налаживается рельсопрокатное производство. В 1841 году на заводе изготовлены первые рельсы для Николаевской железной дороги. В 1844 году начато строительство первых отечественных пароходов, которые впоследствии открывали навигацию по рекам Десна, Днепр и Волга. Со второй половины XIX века завод становится одним из центров отечественного паровозостроения.
В 1870 году на заводе построен первый в России узкоколейный товарный паровоз. С 1871 −1877 гг. было выпущено 49 паровозов, которые превзошли достоинством паровозы франзуцских, австрийских и ряда других заводов и на Московской политехнической выставке получили большую золотую медаль и аттестат первой степени. С 1870—1881 гг. Людиновским заводом было выпущено 373 паровоза, 154 пассажирских вагона, 8428 товарных вагонов. Кроме того завод производил сельхозинвентарь (соломорезки, просорушки, молотилки), котлы центрального отопления.
В 1905 году на заводе начат выпуск локомобилей по патенту немецкой фирмы «Ланц». С 1905—1917 гг. заводом было выпущено 2 558 локомобилей.
В 1930-е годы завод массово выпускает локомобили и паросиловые установки. Выполняя план ГОЭЛРО завод выпустил более 22 тысяч локомобильных электростанций для отдаленных районов страны.
В 1940 году заводом было выпущено свыше 600 локомобилей общей мощностью 38512 л.с. [1]
В годы Великой Отечественной войны завод был эвакуирован в города Куса (Челябинская область), Балаково, Сызрань. В результате эвакуации оборудования предприятия в Сызрани на его базе в годы войны был построен Сызранский локомобильный завод, ныне Сызранский завод тяжелого машиностроения. Уже с 1944 года завод снова начинает выпуск локомобилей для нужд сельского хозяйства страны. План первого квартала 1945 года, по выпуску локомобилей завод перевыполнил вдвое.
Начало тепловозостроения
7 декабря 1957 года Совет Министров РСФСР постановил организовать на Людиновском заводе производство маневровых тепловозов мощностью 750 л. с. с гидромеханической передачей, в связи с указанной специализацией завод стал именоваться Людиновским тепловозостроительным заводом.
В декабре 1958 года выпущен первый тепловоз ТГМ2 по проекту Луганского завода. В мае 1959 года построен первый тепловоз ТГМ3 конструкции Людиновсого тепловозостроительного завода. В конце 1959 года выпущен новый опытный тепловоз с унифицированной гидропередачей ТГМ3А. В 1965 году изготовлены 2 первых образца тепловоза ТГМ5 мощностью 2400 л. с. В 1966 году выпущен первый двухсекционный тепловоз ТГ16 мощностью 3 280 л.с. для Южного Сахалина (узкоколейный), который на локомотивной выставке в г. Москва получил малую золотую медаль. Замена паровозного парка тепловозами на Южном Сахалине решила проблему коренного технического перевооружения островной железнодорожной магистрали. Изготовлен первый магистральный тепловоз ТГ102 в двух секциях мощностью 4000 л.с. На базе тепловоза ТГМ5 с обеспечением максимальной унификации выпущен опытный образец маневрового тепловоза ТГ16 для металлургической промышленности. В 1971 году выпущен первый опытный образец тепловоза ТГМ4. В 1972 году выпущен тепловоз ТГМ8 мощностью 800 л.с. для экспорта во Францию по особым требованиям металлургической компании «Сольмер». «Эти локомотивы настолько надежны, что спрашивается: для чего необходимы запасные части…» писала марсельская газета «Ла-Провинцаль» по факту поставки с тепловозами необходимого количества запасных частей. В 1974 году выпущен первый опытный совершенно новый маневрово-вывозной тепловоз ТЭМ7 мощностью 2000 л.с. с электропередачей переменно-постоянного тока, впервые в России в восьмиосном исполнении. Выпущен маневровый тепловоз ТГМ7 мощностью 800 л.с. для Сахалина на базе существующих тепловозов с учетом высокой степени унификации. Тепловозам ТГМ4, ТГМ4А, ТГМ6 присвоен Государственный Знак качества. В 1975 году выпущен 5000-й тепловоз. В 1990 году завод перешел на выпуск более современных тепловозов ТГМ7А. 21 век ознаменовался для завода выпуском двух опытных образцов грузового магистрального тепловоза ТЭРА (совместного производства с фирмой «Дженерал Моторс» США) мощностью 4000 л.с.
Путевая техника
Наряду с тепловозами на заводе изготавливалась железнодорожная путевая техника. Автомотриса служебная АС4МУ, рельсосмазывательная машина РСМ1, фрезерно-роторный электрический снего-очиститель ФРЭС2, тягово-энергетическая установка ТЭУ630, дизель-поезд ДЛ2, дизель-поезда служебные СДП1, СДП2, СДП3, СДП4, мусоровозы М 72 на базе ЗИЛ и КАМАЗ.
ЛТЗ сегодня и завтра [когда?]
За 50-летний период тепловозостроения на заводе создано более 20-ти модификаций тепловозов. Тепловозы с маркой ЛТЗ эксплуатируются в 11 странах мира. За заслуги перед Отечеством завод дважды награждался орденами Трудового Красного Знамени.
На заводе идут работы над новым локомотивом ТЭМ14 с двухдизельной силовой установкой, который позволит обеспечить рациональное использование энергоресурсов перевозчика и сократить количество вредных выбросов. В декабре 2010 года планируется выпуск опытного образца этого тепловоза. В числе перспективных разработок завода — двухсекционный магистральный тепловоз ТГ16М для Сахалинской железной дороги.