макашев альфат махмудович биография
Макашев альфат махмудович биография
«Ушел из жизни Макашев Альфат Махмудович. Человек, которого называли отцом Российского карате. Большой тренер, уникальный ученый — специалист по Востоку, живая энциклопедия знаний и просто интересный и замечательный человек.
Есть люди, про которых сколько бы не сказано было хороших слов, но их оказывается мало. И старое поколение мастеров единоборств знают его, каждый по-своему, по-разному, настолько это был масштабный человек.
Я познакомился с ним, когда начал увлекаться айкидо. Мне понравилась его мягкость и осторожность в разговоре. Внимательность к каждому человеку, тонкий, возможно, восточный юмор. Он познакомил меня со многими специалистами восточных единоборств. И мы вместе, по мере возможностей, развивали айкидо в СССР.
Но мне вспоминаются моменты, когда мне было хорошо с этим человеком.
Например, он был большим специалистом и ценителем в области чая. И когда я приходил к нему, он заваривал сразу несколько маленьких чайничков чая, по лишь ему известному способу. Чай, конечно, пили маленькими дозами из пиал и строго в определенном порядке.
Наконец, когда чай был выпит, а разговор еще не окончен, он торжественно объявлял, что теперь мы будем пить чай, какой пили самые великие падишахи по самым большим праздникам.
Он залезал на стул и наверху, в глубине каких-то шкафчиков доставал небольшой сверток. Насыпал какое-то количество чая в чайник, и наступала пауза. Он смотрел на этот чай, затем бережливость побеждала, и он из чайника забирал пару щепоток снова в сверток. Смотрел на меня, понимал какой я друг и добавлял в чайник снова. Затем эта процедура повторялась несколько раз. Наконец, бережливость и чувство дружбы приходило в равновесие и чай заваривался.
Когда он пил этот чай, можно было снимать пособие по блаженству. Я же совсем не разбираюсь во вкусах чая и поэтому чувствовал себя преступником, бездарно уничтожающим сокровище. Старался, чтобы он наливал мне как можно меньше, чем раззадоривал его и получал еще большую порцию.
Я решил рассказать об этом, чтобы знающие Альфата как тренера и большого специалиста, увидели, что он был простой человек и часто — ребенок. И тем, кто знал его с этой стороны он был десятикратно мил и дорог.
Конечно, у него было много великих учеников, и огромная его заслуга в развитии карате и айкидо в СССР бесспорна. Но я думаю, что главная его заслуга — это человеческие качества, которые он передавал всем, с кем общался. И та память, которая и после его кончины делает нас лучше.»
Президент Всестилевой Федерации Айкидо России
Вице-президент Национального Совета Айкидо России
Киселёв С.В.
Макашев альфат махмудович биография
Вообще он очень милый человек. Он лучше всех в городе заваривает чай. В его руках даже самый дешевый и простой сорт становится необычайно вкусным.
Много стрессов было у него в жизни. Много тяжелых ситуаций с родственниками. Он очень стойко все это перенес.
Влияние Альфата на все движение в области боевых искусств в Петербурге, да и во всей стране, огромно. Его ученики сейчас работают по всей стране. Многие стали чемпионами мира, прославленными тренерами.
Встретились мы с Альфатом Махмудовичем в клубе «Дзержинец» на Шпалерной, где Макашев работает уже много лет…Апрель 2000 г.
Альфат Махмудович: Однажды один из моих учеников, первый чемпион Союза по карате, с которым мы, в свое время, вели группу для работников Смольнинского райкома партии, начал мне рассказывать про человека, приехавшего из Средней Азии, который вроде бы что-то очень интересное умел. Я вообще-то перевидал много всего, в том числе и в Средней Азии. Там, как правило были ученики либо моего брата, который был президентом Федерации карате, либо ученики корейцев, которые были уровнем пониже, либо те, кто учился у моего ученика Риша, который жил в Самарканде. Поэтому, практически всех я знал, но были и люди, которые нигде не были засвечены. Это были Мастера из Китая, которые бежали оттуда во время Культурной революции. Но их обнаружить чрезвычайно трудно, хотя я и допускал, что кто-то из этих людей может оказаться даже здесь. Поэтому я предложил встретиться с тем человеком, о котором мне рассказал мой ученик.
И, в результате нашего знакомства, этот человек перевернул многие мои представления и о восточных единоборствах, и о человеке, и об этом мире… По-русски его звали Юра Манькоев, а настоящее его имя было Ю Мань Ко. На первый взгляд он показался мне похожим на таджика. Вначале я слушал его с недоверием. Он рассказал, что родом он из южного Китая. Его дед был настоятелем буддийского монастыря. Он же сам в юности был охранником этого монастыря. Во время Культурной революции, когда по приказу Мао Дзедуна уничтожили очень многих Мастеров, Юре удалось бежать.
Еще один легендарный случай произошел до этого в ресторане. Случилось так, что местные мафиози решили покачать свои права. Их было человек тридцать. Было удивительно наблюдать, как эти люди сыпались, как горох, когда к ним Юра только подходил. Он их почти не касался.
То, что Юра показывал, это, конечно же, супервозможности. Так что, живут у нас такие уникальные люди.
Влад: Альфат Махмудович, в чем, на ваш взгляд, соединяются боевые искусства и духовная практика? Ведь большинство людей воспринимают боевые искусства, как нечто прикладное: то, с помощью чего можно стать сильнее, ловчее, научиться драться… Как для вас раскрывается духовный аспект?
В: Вы можете этот тезис развернуть подробнее? Может быть на примере того, как у вас все происходило…
В: А кто такой сэн-эй Харикава?
А.М.: Это лучший ученик Токэды. Токэда же, в свою очередь, это учитель Уэсибы, который основал Школу Айки-до. Уэсиба в табеле о рангах Школы Айки был шестым. Харикава был первым.
Вот эти сто принципов, о которых я говорил. Вы можете их просмотреть, хотя это и большой секрет Школы Дай-трю Айки-джитсу. Можете смело читать, так как все равно ничего не поймете…
В: Здесь перечислены просто некие характеристики организма. И на первый взгляд, ничего принципиально нового здесь нет. Просто они приведены все вместе и в каком-то особом порядке. В чем их секретность?
А.М.: Ну, я думаю, то, что чаще всего внешне воспринимается, как боевые искусства, это результат американизации мышления и восприятия людей. Культ победителя, чемпиона… Такой взгляд формирует у практикующего идеалы человека сильного, лидера, супермена. А у настоящего Мастера, традиционно идущего по пути боевых искусств, практика формирует осознание слабости и несовершенства человеческого организма. Тогда, понимая. Что ты слаб и ограничен, ты начинаешь искать нечто, что могло бы дать опору. А окончательная опора может появиться только тогда, когда сознание перестанет отождествлять себя с телом, мыслями и чувствами и укорениться в том самом чистом «Я». Это процесс, идущий параллельно с развитием всей той мощи тела и психики, которая появляется в результате упорных занятий. Эти два процесса никак друг другу не противоречат, а, наоборот, дополняют.
В: Как вы считаете, произошла ли русификация боевых искусств, за то время, что они практикуются в России? Появилась ли своя специфика, может быть даже, своя Школа? Или они так и остаются восточными боевыми искусствами?
А.М.: Я думаю, что адаптация воспринятого учения к нашей национальной почве это нормальное явление. Если взять японское каратэ, так это тоже ведь результат прочтения окинавскими крестьянами китайских боевых Школ.
В: Что восточные искусства потеряли и что приобрели на русской почве?
В: Как получилось, что вы стали одним из первых, кто начал практиковать в Советском Союзе восточные искусства? Как вообще сложилась ваша судьба в этом направлении?
В: Вы ведь были одним из первых, кто начал у нас заниматься каратэ.
Хотя, я всегда понимал, что то, что мы можем это далеко не предел.
В: И все-таки, какой основной мотив побудил вас посвятить этой практике всю свою жизнь?
А.М.: Один из главных мотивов человеческой деятельности это любопытство. Если бы его не было, человечество вообще бы не развивалось. Всевышний как-то смог людям передать это качество.
Потом, интересно, как людям удается выдерживать бой с медведем или с тигром. Все это любопытство, которое порождало множество экспериментов, поисков, неожиданных находок. Хотя, конечно. Многие эксперименты были рискованны.
В: С тех пор, как вы начали свои поиски прошло уже сорок лет. Если сейчас оглянуться на весь ваш Путь, то что в нем самое главное? Какой смысл раскрылся? К чему вы пришли?
А.М.: Как-то мы с Германом Васильевичем Поповым на эту тему рассуждали и честно друг другу признались, что если бы мы с этим миром не соприкоснулись, то и его и моя жизнь была бы неизмеримо беднее. Мы пропустили бы главное… Это стало для нас окном в мир и окном внутрь себя. Кстати, после занятий икебаной, я обнаружил, что это тоже может стать окном внутрь себя, через восприятие красоты и чувственной окраски мира. Начинаешь видеть и чувствовать то, что раньше не замечал.
В: Были ли у вас глубокие озарения, постижения?
А.М.: Да, были. В Дагестане живет один суфийский Мастер, у которого я учился… Тогда много чего со мной происходило…
В: Можете про это рассказать подробнее?
Я не могу много рассказывать об этом. Там есть закон, что если ты продолжаешь практику, то подробные рассказы о ней могут помешать твоему дальнейшему продвижению. Но пару примеров могу привести.
Кстати, для предотвращения конфликтности в том регионе, такие Учителя играют очень большую роль. Без них война была бы куда более серьезной.
В: Много ли учеников у этого суфийского Мастера?
В: Что он передал лично вам?
А.М.: Можно сказать, что основа всего того, что он мне передал, это некий энергетический луч, который проник в мое сердце и зажег в нем огонь постижения Бога. Можно сказать, что это тот же луч, который был передан Адамом первым ветхозаветным пророкам…
В: Как вы это переживали?
А.М.: Невыразимая сладость в сердце. Такая полнота и глубина, которую ни с чем ни сравнить. Все мирские наслаждения, например, от женщин, это ничто, по сравнению с той сердечной сладостью.
В: Это долго переживалось?
А.М.: Да, долго. И сейчас уже это возобновляется всякий раз, когда я приступаю к практике.
Однажды к нему в дом вошли два КГБшника, явно с нехорошими намерениями. Те, кто это видел, рассказывали, что эти два КГБшника улепетывали из его дома с невероятной скоростью. Потом выяснилось, что они пришли к нему и начали что-то очень нагло говорить. Учитель отвернулся от них и стал лицом к окну. И тогда из под стола выползли две огромные кобры и поползли на оперативников. Так что у тех только пятки засверкали.
Это очень важно, чтобы человек начал задумываться и проводить нить от своей бытовой ситуации до глобального масштаба. С этого обычно все и начинается…
Альфат Макашев
(отрывки из главы)
Вообще он очень милый человек. Он лучше всех в городе заваривает чай. В его руках даже самый дешевый и простой сорт становится необычайно вкусным.
Много стрессов было у него в жизни. Много тяжелых ситуаций с родственниками. Он очень стойко все это перенес.
Влияние Альфата на все движение в области боевых искусств в Петербурге, да и во всей стране, огромно. Его ученики сейчас работают по всей стране. Многие стали чемпионами мира, прославленными тренерами.
Встретились мы с Альфатом Махмудовичем в клубе «Дзержинец» на Шпалерной, где Макашев работает уже много лет…
Альфат Махмудович: Однажды один из моих учеников, первый чемпион Союза по карате, с которым мы, в свое время, вели группу для работников Смольнинского райкома партии, начал мне рассказывать про человека, приехавшего из Средней Азии, который вроде бы что-то очень интересное умел. Я вообще-то перевидал много всего, в том числе и в Средней Азии. Там, как правило были ученики либо моего брата, который был президентом Федерации карате, либо ученики корейцев, которые были уровнем пониже, либо те, кто учился у моего ученика Риша, который жил в Самарканде. Поэтому, практически всех я знал, но были и люди, которые нигде не были засвечены. Это были Мастера из Китая, которые бежали оттуда во время Культурной революции. Но их обнаружить чрезвычайно трудно, хотя я и допускал, что кто-то из этих людей может оказаться даже здесь. Поэтому я предложил встретиться с тем человеком, о котором мне рассказал мой ученик.
И, в результате нашего знакомства, этот человек перевернул многие мои представления и о восточных единоборствах, и о человеке, и об этом мире… По-русски его звали Юра Манькоев, а настоящее его имя было Ю Мань Ко. На первый взгляд он показался мне похожим на таджика. Вначале я слушал его с недоверием. Он рассказал, что родом он из южного Китая. Его дед был настоятелем буддийского монастыря. Он же сам в юности был охранником этого монастыря. Во время Культурной революции, когда по приказу Мао Дзедуна уничтожили очень многих Мастеров, Юре удалось бежать.
Еще один легендарный случай произошел до этого в ресторане. Случилось так, что местные мафиози решили покачать свои права. Их было человек тридцать. Было удивительно наблюдать, как эти люди сыпались, как горох, когда к ним Юра только подходил. Он их почти не касался.
То, что Юра показывал, это, конечно же, супервозможности. Так что, живут у нас такие уникальные люди.
Влад: Альфат Махмудович, в чем, на ваш взгляд, соединяются боевые искусства и духовная практика? Ведь большинство людей воспринимают боевые искусства, как нечто прикладное: то, с помощью чего можно стать сильнее, ловчее, научиться драться… Как для вас раскрывается духовный аспект?
В: Вы можете этот тезис развернуть подробнее? Может быть на примере того, как у вас все происходило…
В: А кто такой сэн-эй Харикава?
А.М.: Это лучший ученик Токэды. Токэда же, в свою очередь, это учитель Уэсибы, который основал Школу Айки-до. Уэсиба в табеле о рангах Школы Айки был шестым. Харикава был первым.
Вот эти сто принципов, о которых я говорил. Вы можете их просмотреть, хотя это и большой секрет Школы Дай-трю Айки-джитсу. Можете смело читать, так как все равно ничего не поймете…
В: Здесь перечислены просто некие характеристики организма. И на первый взгляд, ничего принципиально нового здесь нет. Просто они приведены все вместе и в каком-то особом порядке. В чем их секретность?
А.М.: Ну, я думаю, то, что чаще всего внешне воспринимается, как боевые искусства, это результат американизации мышления и восприятия людей. Культ победителя, чемпиона… Такой взгляд формирует у практикующего идеалы человека сильного, лидера, супермена. А у настоящего Мастера, традиционно идущего по пути боевых искусств, практика формирует осознание слабости и несовершенства человеческого организма. Тогда, понимая. Что ты слаб и ограничен, ты начинаешь искать нечто, что могло бы дать опору. А окончательная опора может появиться только тогда, когда сознание перестанет отождествлять себя с телом, мыслями и чувствами и укорениться в том самом чистом «Я». Это процесс, идущий параллельно с развитием всей той мощи тела и психики, которая появляется в результате упорных занятий. Эти два процесса никак друг другу не противоречат, а, наоборот, дополняют.
В: Как вы считаете, произошла ли русификация боевых искусств, за то время, что они практикуются в России? Появилась ли своя специфика, может быть даже, своя Школа? Или они так и остаются восточными боевыми искусствами?
А.М.: Я думаю, что адаптация воспринятого учения к нашей национальной почве это нормальное явление. Если взять японское каратэ, так это тоже ведь результат прочтения окинавскими крестьянами китайских боевых Школ.
В: Что восточные искусства потеряли и что приобрели на русской почве?
В: Как получилось, что вы стали одним из первых, кто начал практиковать в Советском Союзе восточные искусства? Как вообще сложилась ваша судьба в этом направлении?
В: Вы ведь были одним из первых, кто начал у нас заниматься каратэ.
Хотя, я всегда понимал, что то, что мы можем это далеко не предел.
В: И все-таки, какой основной мотив побудил вас посвятить этой практике всю свою жизнь?
А.М.: Один из главных мотивов человеческой деятельности это любопытство. Если бы его не было, человечество вообще бы не развивалось. Всевышний как-то смог людям передать это качество.
Потом, интересно, как людям удается выдерживать бой с медведем или с тигром. Все это любопытство, которое порождало множество экспериментов, поисков, неожиданных находок. Хотя, конечно. Многие эксперименты были рискованны.
В: С тех пор, как вы начали свои поиски прошло уже сорок лет. Если сейчас оглянуться на весь ваш Путь, то что в нем самое главное? Какой смысл раскрылся? К чему вы пришли?
А.М.: Как-то мы с Германом Васильевичем Поповым на эту тему рассуждали и честно друг другу признались, что если бы мы с этим миром не соприкоснулись, то и его и моя жизнь была бы неизмеримо беднее. Мы пропустили бы главное… Это стало для нас окном в мир и окном внутрь себя. Кстати, после занятий икебаной, я обнаружил, что это тоже может стать окном внутрь себя, через восприятие красоты и чувственной окраски мира. Начинаешь видеть и чувствовать то, что раньше не замечал.
В: Были ли у вас глубокие озарения, постижения?
А.М.: Да, были. В Дагестане живет один суфийский Мастер, у которого я учился… Тогда много чего со мной происходило…
В: Можете про это рассказать подробнее?
Я не могу много рассказывать об этом. Там есть закон, что если ты продолжаешь практику, то подробные рассказы о ней могут помешать твоему дальнейшему продвижению. Но пару примеров могу привести.
Кстати, для предотвращения конфликтности в том регионе, такие Учителя играют очень большую роль. Без них война была бы куда более серьезной.
В: Много ли учеников у этого суфийского Мастера?
В: Что он передал лично вам?
А.М.: Можно сказать, что основа всего того, что он мне передал, это некий энергетический луч, который проник в мое сердце и зажег в нем огонь постижения Бога. Можно сказать, что это тот же луч, который был передан Адамом первым ветхозаветным пророкам…
В: Как вы это переживали?
А.М.: Невыразимая сладость в сердце. Такая полнота и глубина, которую ни с чем ни сравнить. Все мирские наслаждения, например, от женщин, это ничто, по сравнению с той сердечной сладостью.
В: Это долго переживалось?
А.М.: Да, долго. И сейчас уже это возобновляется всякий раз, когда я приступаю к практике.
Однажды к нему в дом вошли два КГБшника, явно с нехорошими намерениями. Те, кто это видел, рассказывали, что эти два КГБшника улепетывали из его дома с невероятной скоростью. Потом выяснилось, что они пришли к нему и начали что-то очень нагло говорить. Учитель отвернулся от них и стал лицом к окну. И тогда из под стола выползли две огромные кобры и поползли на оперативников. Так что у тех только пятки засверкали.
Это очень важно, чтобы человек начал задумываться и проводить нить от своей бытовой ситуации до глобального масштаба. С этого обычно все и начинается…
Откуда есть пошло айкидо на Руси, и куда оно шло в начале своего пути. К олдам вопрос.
И второй случай вообще эпичен. В декабре прошлого года я тренировалась на спортплощадке, ко мне подвалил гражданин либо старше меня, либо выпивающий ровесник т.е. 70-75 гр, и начал доказывать что я занимаюсь хренью, а он в юности (. в юности) практиковал айкидо, у него оранжевый пояс и это прям круто и высокодуховно. Потом начал мне показывать (зачем-то, я это демо не инициировала) кривой котэ гаеси, не смог, перешёл на силовой залом в армейско-рукопашном стиле и на этом месте был бит тонфой, которую я держала в другой руке. Ибо нефиг. Вот он как раз рассказывал про оранжевый пояс, до тех пор пока не был бит тонфой.
В общем обе встречи оставили множество вопросов, особенно вторая, в том числе по истории русского айкидо.
Нет границ. Есть только препятствия.
На сайте есть истории разного вида Айкидо. Но это я думаю первый человек что практиковал айкидо в СССР http://www.aikido.ru. php?content.12
Днепр (Украина) Айкидо, Тэнсин Сёдэн Катори Синто рю, Ягю Синган рю тайдзюцу, Ягю Синкагэ рю хэйхо
День добрый! В крупных городах СССР (Москве, Ленинграде, Киеве) айкидо начало массово развиваться с появлением кооперативного движения в конце 80-х, до этого практиковали айкидо отдельные группы энтузиастов кулуарно без выхода на первоисточники. Исключением была Москва, где еще в начале 80-х группу товарищей в течение года обучал японец Хироши Оно.
Более того, началось активное развитие айкидо в регионах. Так, в Барнауле, далеко не самом крупном городе страны, федерация айкидо появилась в 1989 году, а в феврале 92-года прошел первый семинар испанского мастера (4 дан айкидо айкикай). Лично я начал заниматься айкидо в 1991 году в возрасте 15 лет, так что вполне возможно, что те, кому сегодня за сорок занимались айкидо не только в юности, но и в подростковом возрасте)).
В Питере первые кооперативы открыли залы в 87,если не путаю.
Ну да. И не только в Питере. Правда в городах чуть дальше Мск и Ленинграда это было либо каратэ либо кунг-фу (Брюс ли, и всё такое). Преподавалась правда армейская рукопашка с высокими взбрыками ногами.
Лично я начал заниматься айкидо в 1991 году в возрасте 15 лет, так что вполне возможно, что те, кому сегодня за сорок занимались айкидо не только в юности, но и в подростковом возрасте)).
Это очень интересно. А можете сказать что Вас в этом возрасте привлекло именно в айкидо?
Лично я начал заниматься айкидо в 1991 году в возрасте 15 лет, так что вполне возможно, что те, кому сегодня за сорок занимались айкидо не только в юности, но и в подростковом возрасте)).
И ещё один вопрос. А много вообще было одноклубников у Вас? Насколько массовым было направление?
Нет границ. Есть только препятствия.
Во-вторых, в СССР в то время очень активную деятельность проводил Любомир Врачаревич. Многие пионеры советского айкидо свои первые даны получили именно от Врачаревича. И хотя никакого реального айкидо еще официально провозглашено не было, и Врачаревич был вполне кошерным 5 даном айкикай, все же его стиль айкидо уже тогда был вполне узнаваемым и сформировавшимся. Это тоже отложило отпечаток на то айкидо, которое тогда развивалось в стране.
Как то вы умудрились не упомянуть фамилию Качан в своей истории В 1984 г. в МГУ по инициативе Спортивного клуба и при поддержке Ректората параллельно с секцией каратэдо Качан стал преподавать айкидо. В 1989 г. секция айкидо МГУ получила статус филиала Всемирного Центра айкидо. В 88 я даже побывал на его занятии по айкидо, ну там кувыркался и не более того
В своем первом сообщении я упомянул группу товарищей из Москвы, занимавшихся у японского мастера Хироши Оно. Среди них был не только Александр Качан, но и другие известные личности российского айки-сообщества: также уже упоминавшийся мной Вячеслав Матвеев и Огнян Найдов-Железов. Все втроем сегодня обладатели 6 дана айкикай.
Так, мой первый тренер по айкидо был КМСом по вольной брьбе и самбо, много лет занимался и преподавал каратэ. Могу заверить, что айкидо в его исполнении было очень убедительным!
Нет границ. Есть только препятствия.
я помню тебя, Учитель Сяодзин!
Остап был холоден и готов к дзю-кумитэ. ( из неопубликованных записей Б.Акунина к японскому изданию «12 стульев»)
И ещё один вопрос. А много вообще было одноклубников у Вас? Насколько массовым было направление?
Одноклубников было много, численность только в одной вечерней группе нередко была свыше 60 человек! Современные инструктора об этом могут только мечтать. Правда и текучка была большая.
А из наших на слуху в начале 90-х были все те же Качан, Матвеев, Барановский.
я помню тебя, Учитель Сяодзин!
В общем обе встречи оставили множество вопросов, особенно вторая, в том числе по истории русского айкидо.
Вернувшись в 1971 году в Россию, я обнаружил, что кроме термина «каратэ», здесь больше ничего не известно. Только после моей статьи «Айкидо — тренинг настроения» люди в СССР узнали об этом виде единоборства. Я же первым в СССР начал преподавать в 1972 году эту дисциплину. http://www.kanrit.ru. u=ru-pub-fag-15
Альфат Махмудович сумел передать своему ученику богатый опыт в боевых искусствах, научил премудростям и секретам владения, а также преподавания этих сложных наук. Рашид Бакиевич вспоминает об этом времени: «Я получил от своего первого учителя тот объем знаний, который до сих пор уникален. Альфат Макашев является моим троюродным братом, но по степени взаимоотношений и в жизни и в Будо он всегда был для меня учителем и самым близким человеком, давшим мне то, что, может быть, он никому больше не передавал, а именно — уровень отношения к Будо, его глубину и ответственность за качество обучения учеников, отношение к знанию».
п.с у меня есть фото с одного из первых семинаров по айкдо, правда надо найти и оцифровать. начало 1990х.
Остап был холоден и готов к дзю-кумитэ. ( из неопубликованных записей Б.Акунина к японскому изданию «12 стульев»)
Одноклубников было много, численность только в одной вечерней группе нередко была свыше 60 человек! Современные инструктора об этом могут только мечтать. Правда и текучка была большая.
текучка?Желающих было много больше,чем количество групп,прием был закрыт.Чего мне стоило влезть в старшую группу, до сих пор помню.Никогда ни до,ни после мне не случалось так долго и вдохновенно врать с горящими ушами,чтобы вклиниться в список.Полные большие залы,по полсотни человек и выше,сколько влезало,час на все про все,поэтому разминка по минимуму,продолжение за пределами зала,физо дома.Опоздавшие наблюдали тренировку сидя на скамейке.
я помню тебя, Учитель Сяодзин!
из биографии Джахангира Шахмурадова, одного из первых чемпионов СССР по каратэ:
Остап был холоден и готов к дзю-кумитэ. ( из неопубликованных записей Б.Акунина к японскому изданию «12 стульев»)
я помню тебя, Учитель Сяодзин!
ссылка битая, я сохранил текст у себя
Остап был холоден и готов к дзю-кумитэ. ( из неопубликованных записей Б.Акунина к японскому изданию «12 стульев»)
Город же другой. Везде свои особенности.
Нет границ. Есть только препятствия.
Альфат Макашев, практиковал уже в конце 1960х. Один из его учеников написал диссертацию пл айкидо. Не защитил правда.
Не знаю про Рукавишникова- не знаком, но я думаю, что одним из первых кто в Ленинграде практиковал айкидо, был Олег Никитин. Можете не искать это имя, человек упорно не желает светиться в интернете. Но то, что Альфат ездил к Олегу в Тихвин за шаолиньскими секретами айкидо, могу гарантировать.
как это всё подавалось?
Как кунгфу-ушу-шаолинь? Шмертельное искусство побеждающее всех? Или ещё как-то?
Нет границ. Есть только препятствия.
Хотя было и шмертельное кунфу,от которого враги срались.На тренировке,которую я пропустил,пришли каратисты бить морду учителю и уводить учеников.Наставник построил группу,толкнул речь о разной сволочи и говнюках,потом шуганул и группа варягов,обделавшись,ушла и более они не появлялись.Достаточно было сигнала и их тогда били бы больно всей толпой,Великий и Ужасный был на редкость убедителен и харизматичен.
как это всё подавалось?
Как кунгфу-ушу-шаолинь? Шмертельное искусство побеждающее всех? Или ещё как-то?